Если изменился кадастровый номер нужно ли менять свидетельство

Обновлено: 18.05.2024

Нормативные акты, защищающие и подтверждающие право собственности, больше всего понятны обывателю — так или иначе почти каждый взрослый человек сталкивался с оформлением соответствующих документов.

Но не все знают, что у таких бумаг есть срок годности — например, если собственность оформлялась ещё во времена СССР, рекомендуется перепроверить их и обновить.

📑 Какие документы подтверждают право собственности на жилье

Большую часть существования РФ, как государства, перечень документов на жильё любого типа — квартиру, дом или земельный участок, был простым и не имел цифровой системы. Простота механизма, по которому работала система учёта недвижимости, имела как преимущества, так и недостатки.

Документы нужны для того, чтобы конкретный гражданин-собственник мог подтвердить, что действительно имеет все права на рассматриваемую недвижимость.

Ситуации, в которых необходимы документы на недвижимость:

  • заключение сделки купли-продажи;
  • оформление льгот, прописок и прочих формальных процедур, связанных с конкретной недвижимостью.

Такие бумаги делятся на два типа. Первый — правоустанавливающие (документы основания) не имеют никакого отношения к собственнику, а только показывают, каким образом было приобретено жильё. Более привычные для большинства документы второй категории — правоподтверждающие.

Документы первой категории практически не претерпели каких-либо изменений. А вот со вторыми, которые необходимы для проверки подлинности права на недвижимость, многое изменилось с 2016 года.

Как получать услуги для ребенка-инвалида через личный кабинет родителей на сайте Госуслуг и ПФР (инструкция с фото)

До создания ЕГРН

Главным документом, который подтверждал право собственности на квартиру, дом или участок, до 2016 года было свидетельство о регистрации права собственности. Сейчас эти документы тоже действительны (хотя с их помощью можно совершать не все действия с недвижимостью), но новые не выдаются.

Пользоваться сертификатом сейчас, когда есть ЕГРН, не рекомендуется — сертификат не прилагается к системе, которая отображает состояние недвижимости в реальном времени, в отличие от реестра.

На сегодняшний день (2021 год)

Сейчас основным документом, с помощью которого проходятся практически все бюрократические процедуры, связанные с недвижимостью, является выписка из ЕГРН (Единого Государственного Реестра Недвижимости).

Это масштабная цифровая система, которая содержит в себе все данные о недвижимости, на данный момент выписка оттуда является самым надёжным свидетельством следующих обстоятельств:

  • недвижимость действительно существует;
  • недвижимость действительно принадлежит лицу, которое об этом заявляет;
  • нет никаких правовых нюансов — например, залога.

Инициативе реестра всего 5 лет, а уже ни одна сделка на рынке недвижимости не может быть завершена, пока сторона-продавец не предоставит эту выписку.

👉 Нужно ли обновлять документы о праве собственности

Всем собственникам жилья со старыми документами рекомендуется обновить их — хотя бы потому, что потом может возникнуть срочная потребность в оформлении, а внесение в ЕГРН может занять время.

Михаил Суворов

Менять документы точно необходимо, если объект выставляется на продажу - без этого совершить сделку не получится. Аналогичная ситуация будет при намерении провести с недвижимостью ещё какую-либо операцию - например, оформить договор дарения.

Во всех остальных случаях это рекомендация, а не правило. У внесения в единый реестр есть несколько преимуществ помимо необходимости для сделок:

  • можно в любой момент проверить статус имущества;
  • проверки и незначительные манипуляции с жильём (не уровня передачи прав владения другому лицу) ускоряются;
  • в случае с земельным участком занесение в реестр является обязательной частью приватизации.

Сам процесс работы с ЕГРН займёт не более часа, даже если пользователь впервые сталкивается с подобным — процесс автоматизирован и имеет чёткие инструкции.

⚖️ Судебная практика

В качества объекта разбирательства выступал дом с участком. Его престарелая владелица не имела на своё имущество никаких документов, кроме выписки из хозяйственной книги, которая датировалась 1963 годом. Уже в 2013 году её внук после смерти столкнулся с серьёзными проблемами при получении наследства — по совокупности причин первоначальным судом этот документ был признан недостаточным доказательством права собственности.

Основными аргументами Верховного суда были недостаточное расследование предыдущими инстанциями индивидуальных обстоятельств дела, в которых и кроется обоснование правоты покойной владелицы, а сейчас и её наследника. Не было учтено главное обстоятельство — выписка утверждает, что дом с участком находился у владелицы в личной собственности, а законы, действительные на время приобретения и некоторое время позже, гласят, что госрегистрация — добровольное дело.

На основе данных заключений ВС постановил включить объект спора — дом и участок, в список наследуемого имущества, тем самым удовлетворив запрос внука-наследника.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Кадастровая ошибка - это неверные фактические сведения о земельном участке, указанные в официальных документах, попавших в работу.

кадастровая ошибка пример

В единый реестр недвижимости вносится вся информация о земельных участках:

  • площадь;
  • предназначение;
  • точные координаты расположения и поворотных точек;
  • границы с соседними участками и др.

При малейшей неточности в предоставлении этих сведений у владельца земли возникают большие проблемы при операциях с недвижимостью. Кроме этого из-за одной ошибки вся карта оказывается неточной: участки накладываются друг на друга, их площадь и координаты не соответствуют действительности. Единственным выходом из сложившейся ситуации будет исправление кадастровой ошибки. Занимаются этим - только кадастровые инженеры.

Виды неточностей

Существуют два вида неточностей:

  1. Технические. Вариант сведений, внесенных в электронную базу данных, не совпадает с информацией в бумажных документах. В основном такие ошибки возникают из-за человеческого фактора или системных сбоях.
  2. Кадастровые. В этом случае в госреестр были внесены неточные сведения о границах, либо других параметрах земельного надела, которые предоставил владелец участка.

Причины возникновения

Что такое кадастровая ошибка

Причины возникновения кадастровых ошибок следующие:

  • допущена погрешность или халатность в работе геодезистов (неправильно провели измерения, внесли сведения без выезда на местность и т. д.);
  • было использовано устаревшее или неисправное оборудование;
  • неправильно производились расчеты при составлении документации;
  • была применена система координат, отличающаяся от общепринятой, либо неправильно произведена привязка к государственной геодезической сети.

Иногда владельцы намеренно указывают неточные сведения, либо не исправляют, когда обнаружили неточности самостоятельно, поскольку это им выгодно. Но в дальнейшем это может обернуться большими проблемами.

Как выявить ошибку самостоятельно

Как выявить кадастровую ошибку самостоятельно

Обнаружить ошибку может кто угодно:

  • непосредственно владелец участка;
  • арендатор;
  • соседи;
  • сотрудник органа кадастрового учета.

Обычно кадастровая ошибка обнаруживается при проведении операций с недвижимостью, получении уведомлений из налоговой службы.

Наиболее часто неточность обнаруживается владельцами соседних участков, когда они обращаются для уточнения данных. Но лучше не дожидаться подобных случаев, а самостоятельно проверить документацию, получив выписку из ЕГРН и вызвав геодезистов для проведения измерений. Все нюансы ситуации объяснит кадастровый инженер.

Зачем исправлять кадастровые ошибки

Зачем исправлять кадастровые ошибки

Наиболее часто неточности влияют на выплату налогов. При указании меньшей площади участка это рано или поздно обнаружится, тогда владелец будет вынужден доплатить разницу, в большинстве случаев еще и набегает пеня. Если указано, что участок большего размера, чем он есть на самом деле, то естественно, что человек платит больший налог, чем следовало.

При продаже или других операциях с недвижимостью неточность станет причиной невозможности оформления сделки. Она может состояться только после устранения кадастровой ошибки. Если дело будет решаться в судебном порядке, то процесс продажи или оформления земельного участка затянется на долгие месяцы.

За чей счет будет исправление сведений: законодательная база

За чей счет будет исправление сведений

Информации о внесении правок в базы данных ЕГРН представлена в Федеральном законе N 221-ФЗ 24.07.2007.

Основаниями для внесения исправлений в базу данных могут служить:

Ответственность за предоставление недостоверных сведений несет кадастровый инженер, составлявший документацию.

Если будет доказана умышленность действий, ему грозит большой штраф, а также запрет на оказание кадастровых услуг.

Если из-за неточности кому-либо был нанесен значительный ущерб, то нарушение карается уголовной ответственностью (статья 170.2 УК РФ). Наказание может быть следующим:

  • штраф до 500 тыс. рублей;
  • исправительные работы сроком до одного года (ущерб более 9 млн);
  • общественные работы сроком до 360 часов (ущерб 2,5 млн).

Сроки исковой давности устранения кадастровой и технической ошибки

После обнаружения неточности в документах у владельца земельного надела есть ровно один год на возбуждение арбитражного спора. Он должен быть решен до момента подачи иска в суд. В органах кадастрового учета заявление может рассматриваться не менее 30 дней, поэтому не следует устраивать разбирательства с соседями за территорию и затягивать время. Но статья 196 ГК РФ предусматривает увеличение срока исковой давности до трех лет.

До тех пор, пока техническая или кадастровая ошибка будет обнаружена, сроки давности не учитываются. Отсчет начинается только с момента обнаружения.

Сроки исковой давности устранения кадастровой и технической ошибки

Способы исправления зависят от обстоятельств, при которых она была обнаружена. Исправление проходит в порядке, установленном законодательством или по решению суда, если орган кадастрового учета отказал собственнику в постановке на учет или исправлении.

По заявлению собственника

Собственнику необходимо подать заявление по установленной форме в ЕГРН или МФЦ, сделать это можно даже на сайте госуслуг в онлайн режиме. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт выявления неточности: межевой план, результаты геодезической съемки и другие.

Госорган вынести решение в течение 5 рабочих дней. При положительном результате собственник получает исправленные документы, об отрицательном — его вообще не уведомляют. Отрицательное решение владелец надела может обжаловать в судебном порядке.

По инициативе ЕГРН

По решению суда

После вынесения решения, его отправляют в ЕГРН, сотрудники в обязательном порядке должны выполнить все предписания. Если решение по каким-либо причинам не было направлено или его потеряли в процессе пересылки, то собственник недвижимости может самостоятельно предоставить его копию в ЕГРН, к нему также прикладывают заявление об устранении неточности.

Сроки исправления либо указываются в судебном решении, либо определяются в законодательном порядке — не более 5 дней.

Если сотрудники ЕГРН игнорируют сроки, следует получить в суде исполнительный лист и передать его в исполнительную службу. Также можно подать заявление в суд с просьбой оштрафовать государственный орган за невыполнение судебного решения.

Что делать, если собственник не согласен с решением суда или ЕГРН?

В этом случае поможет только обращение к юристу, который специализируется на решении земельных споров. Он укажет возможные пути решения проблемы, если они есть. Нового судебного разбирательства не избежать, поскольку в большинстве случаев ответчиком становится юрлицо (ЕГРН).

Не стоит затягивать с обращением к юристу, поскольку обнаружение неточности в документах может стать причиной расторжения сделки при операциях с недвижимостью.

Список документов для заказа услуги

Список документов для заказа услуги

Кадастровые инженеры, в ходе измерений должны выявить ошибку и зафиксировать ее при составлении заключения. Именно на этом основании правки будут внесены в базы данных. Также заказчику понадобятся следующие документы:

  • заявление по установленной форме (согласно приказу №920 Минэкономразвития);
  • акт согласования (это официальный документ подтверждения того, что владельцы смежных участков согласны с обновленной информацией);
  • заново составленный межевой план (именно он будет внесен в единый государственной реестр недвижимости).

Список документов для исправления кадастровой ошибки

Стоимость

Цена исправления кадастровой ошибки на одном объекте составит от 14 тыс. рублей. Но каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально, поэтому фиксированную стоимость указать невозможно. На формирование цены влияют следующие факторы:

  • количество земельных наделов, которых коснулось внесение неточных сведений в реестр;
  • сложность работ и количество вовлеченных в них специалистов;
  • необходимость проведения измерений (иногда исправление делается на основе имеющихся данных).

Кадастровый номер присвоен каждому земельному участку, внесенного в госреестр недвижимости (ЕГРН). Он позволяет достаточно четко идентифицировать земельный надел. Обычно номер присваивается участку единовременно и не подлежит изменению. Но иногда возникают ситуации, требующие от собственников активных действий по изменению действующего кадастрового номера.

В каких случаях может возникнуть необходимость в изменении и аннулировании кадастрового номера земельного участка?

Условия изменения кадастровых номеров или их аннулирование содержатся в законе 221-ФЗ, принятом в 2007 году и посвященный государственному кадастру недвижимости.

Согласно п.3 16 статьи указанного закона изменение кадастрового номера требуется в следующих случаях:

  • изменился адрес земельного надела или описание его расположения (если на это есть распоряжение муниципальных властей);
  • участок был объединен с соседними или, напротив, разделен на несколько (т.е. была изменена площадь земельного надела).


Таким образом, внесение поправок в ГКН требуется только в исключительных ситуациях: если произошли изменения непосредственно с участком земли и он был наделен новыми характеристиками. Тогда как смена собственника не является основанием для изменения кадастрового номера, так как свойства участка остаются неизменными.

кадастровые документы на щемельный участок

При некоторых модификациях характеристик земельного участка требуется сообщить об этом в Росреестр и внести изменения в ГКН. При этом сам кадастровый номер не изменится. Например, изменилась кадастровая стоимость, на территории участка появились новые объекты и постройки, было установлено обременение.

Право на изменение кадастрового номера принадлежит Росреестру. Оно осуществляется на основании заявления собственника или его уполномоченного представителя. Свои права на участок земли ему нужно будет подтвердить документально.

При изменении кадастрового номера старый аннулируется и более не может быть использован для идентификации участков земли.


Аннулировать кадастровый номер специалисты Росреестра могут не только по результатам его изменения, но и по собственной инициативе. Согласно 221 ФЗ, если права на объект не были узаконены в течение пяти лет после постановки его на учет, присвоенный кадастровый номер аннулируется.

Как поменять кадастровый номер?

Ведением государственного учета недвижимости в России занимается Росреестр. Именно сюда требуется обращаться для внесения изменений. Заявление подается в территориальное отделение Росреестра по местоположению участка земли. Уточнить адреса региональных офисов и уполномоченных отделений за прием заявок можно непосредственно на сайте ведомства.

документы для проведения сделок с недвижимостью

Документы, которые потребуются от заявителя для внесения изменений в ГКН будут зависеть от конкретной ситуации. В данный перечень могут включаться:

  • Паспорт заявителя и доверенность на представление интересов (опционально).
  • Выписка из ЕГРН (она помимо прочего должна подтвердить права собственности на участок заявителя). и кадастровый паспорт.
  • Решение администрации о смене адреса, переводе земель, уточнении их целевого использования.
  • Технический план на расположенные здания.

В любом случае от собственника потребуется заполнить бланк заявления на внесение изменений. Его можно заполнить непосредственно в ходе визита в Росреестр или предварительно. В заявлении необходимо прописать:

  • наименование органа Росреестра;
  • причину, побудившую собственника вносить правки (какие характеристики участка изменились);
  • сведения о заявителе;
  • перечень прилагаемых документов;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • предпочтительный способ получения решения по заявке (лично, по почте или через представителя).

Сами правки вносятся бесплатно. Госпошлина оплачивается только в случае необходимости получения собственником новой выписки из ЕГРН.

На смену номера и внесение правок в ГКН у ведомства будет 18 дней. Но при передаче заявления почтой или через МФЦ указанные сроки могут быть увеличены на время доставки уведомления почтовой службой или курьерами МФЦ до 21-25 дней. Собственники земли всегда смогут отслеживать статус обработки заявки в режиме онлайн по выданному им номеру.


В течение указанных временных рамок собственнику могут и отказать в регистрации изменений (например, в случае нахождения фактических ошибок и неточностей, неполной комплектности документов).

Как происходит аннулирование кадастрового номера?

В ситуации, когда собственнику стало известно об аннулировании сведений о земельном участке и исключении его из ГКН ему необходимо принять меры по постановке на учет участка в Росреестре. Только таким способом он сможет узаконить свои права на землю.

проведение операций с земельными участками

Данная процедура предполагает прохождение следующих этапов:

размежевание земельного участка стоимость

Порядок покупки земельного участка у собственника земельного участка начинается с осмотра объекта и заключения предварительного договора.

Сколько стоит размежевание земельного участка и в какие сроки оно проводится? Мы рассказали об этом здесь.

Что такое неразграниченная государственная собственности и какие земли в нее входят? Этому вопросу посвящена наша статья.

Таким образом, при аннулировании кадастрового номера пользователю необходимо заново поставить землю на учет, так как возможность восстановления сведений из ГКН не предусмотрена.


Любой земельный участок, внесённый в госреестр недвижимости, должен состоять на кадастровом учёте и иметь свой уникальный кадастровый номер, который присваивается один раз и не подлежит изменению, даже в случае его продажи или перехода по наследству.

Но в редких случаях могут возникнуть ситуации, требующие изменения данного кода, из-за которых, собственнику необходимо будет выполнить множество оперативных и трудоёмких действий.

В каких случаях может возникнуть необходимость в изменении или аннулировании ГКН ЗУ?


Перечень условий, которые предполагают возможность изменения или аннулирования кадастрового номера, содержатся в Федеральном Законе № 221, который посвящён госкадастру недвижимости. В пункте 3 статьи 16 приведены случаи, при которых необходимо проводить изменение этого кода:

  • Изменение адреса ЗУ или описание его месторасположения. с соседними или наоборот, разделение на несколько частей (то есть любое изменение площади).

Таким образом, любые поправки в ГКН вносятся только тогда, когда изменились свойства и характеристики участка. Смена собственника в данные случаи не попадает.

После изменения кадастрового номера, старый теряет свою силу, то есть аннулируется и в дальнейшем не предназначен для идентификации (о том, как происходит первичное получение такого кода, рассказано в отдельном материале).

Выполнить аннулирование кадастрового номера работники Росреестра имеют право не только после его изменения, но и в том случае, если права на ЗУ, после его постановки на учёт, в течение 5 лет не узаконили должным образом.

Меняется ли ГКН и как?

Для замены кадастрового номера, первым делом, нужно обратиться в геодезическую организацию, которая проведёт межевальные работы на ЗУ и по факту их выполнения выдаст владельцу соответствующий документ.

После, собственник должен обратиться в Росреестр по месту нахождения участка (лично или через доверенное лицо) и подать следующий комплект документов:


  1. Паспорт.
  2. Документ о выполненных межевальных работах.
  3. Доверенность (если документы подаёт не собственник ЗУ).
  4. Выписка из ЕГРП (выдаются ли они до сих пор, мы рассказываем здесь).
  5. Выписка из ЕГРН (как ее получить, читайте тут).
  6. Подтверждение собственности.
  7. Технические план и разрешение о пользовании (если на участке появились новые построенные объекты).
  8. Решение органов муниципальной власти (если произошла смена адреса ЗУ).
  9. Заявление, содержащее в себе:
    • данные реестра;
    • причины для изменения кадастрового кода;
    • Ф. И. О. собственника или доверенного лица;
    • данные паспорта;
    • согласие на обработку личных данных;
    • перечень приложенной документации;
    • дату составления заявления с подписью.

Квитанцию об оплаченной госпошлины требуется предоставить только в том случае, если кроме изменения номера, меняются данные собственника.

После рассмотрения документов, владелец ЗУ получает соответствующее свидетельство с новым кадастровым кодом.

Срок рассмотрения документов составляет не более 5 дней, с момента их подачи, если помимо этого будет регистрироваться новый собственник, то процедура займёт 10 дней.

На нашем сайте вы также можете ознакомиться с материалами, из которых узнаете, как по кадастровому номеру участка определяют его адрес и собственника.

Как происходит ликвидация?

Если владельцу ЗУ стало известно об аннулировании кадастрового номера и исключении его из ГКН, то это будет означать, что участок не был узаконен должным образом. Для избежания неприятных последствий, хозяину земли в кратчайшие сроки нужно поставить участок на учёт в Реестр, чтобы узаконить свои права. Эта процедура состоит из нескольких этапов:


То есть, собственник должен заново провести регистрацию земли, так как восстановление данных из ГКН невозможно.

При прохождении данной процедуры необходимо оплатить госпошлину, размер которой может составлять от 350 до 2000 рублей.

Кадастровый номер позволяет не только проводить с ЗУ различные сделки (продажа, дарение и т. д.) без проблем и последствий, но также при необходимости, по нему можно узнать факт регистрации и различную ключевую информацию.

Читайте также: