Энергетический паспорт для чего нужен

Обновлено: 30.06.2024

Настоящие разъяснения разработаны Департаментом энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России (далее - Департамент) в соответствии с пунктом 4.10 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (далее - Положение о Министерстве), и содержат обзор практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам проведения обязательного энергетического обследования, полученного на основании рассмотрения и анализа представляемых саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования копий энергетических паспортов и направляемых в адрес Департамента запросов с целью разъяснения отдельных положений законодательства в области энергетического обследования.

Одновременно сообщаем, что настоящие разъяснения Департамента не содержат правовых норм или правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Разъяснения Департамента имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих разъяснениях.

2. Разъяснения по отдельным вопросам проведения

обязательного энергетического обследования

2.1. Перечень лиц, подлежащих обязательному

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год (предшествующий году проведения энергетического обследования);

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования - это юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям, а регулируемые виды деятельности - это виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

2.2. Обязательное энергетическое обследование лиц,

расположенных в зданиях, которые являются памятниками

истории и культуры

Исключений в виде освобождения от проведения обязательного энергетического обследования для лиц, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, при их размещении в зданиях, строениях, сооружениях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

2.3. Обязательное энергетическое обследование организаций,

расположенных в арендуемых помещениях

В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ необходимость проведения обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным.

Таким образом, если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ, то оно должно провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки.

При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды.

2.4. Обязательное энергетическое обследование организаций,

имеющих обособленные подразделения

В соответствии с пунктом 3 Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182 (далее - Требования), при наличии обособленных подразделений обследуемого лица (филиалов, представительств) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями N N 2 - 23 к Требованиям, заполненные по каждому обособленному подразделению. Указанные формы заполняются с учетом правового статуса и иных особенностей обособленного подразделения. Суммарные данные по данному лицу указываются в формах в соответствии с приложениями N N 2 - 23 к Требованиям, заполняемых для обследуемого лица.

В этой связи, обязательное энергетическое обследование должно быть проведено в отношении лица, соответствующего требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, в полном объеме, по результатам которого составляется единый энергетический паспорт на указанное лицо.

Составление отдельного энергетического паспорта на здание, строение, сооружение при проведении обязательного энергетического обследования данного лица законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

В случае если в составе лица образованы обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые в свою очередь состоят из структурных подразделений, часть из которых территориально расположены в различных муниципальных образованиях, сведения обо всех структурных подразделениях филиала юридического лица следует указывать в приложениях N N 2 - 23 к Требованиям, заполненных по соответствующему филиалу.

2.5. Оформление энергетического паспорта по результатам

обязательного энергетического обследования

Энергетические паспорта, созданные посредством программ Microsoft Office и сохраненные в формате Extensible Markup Language (XML), не соответствуют рекомендуемой структуре XML файла.

Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, должен содержать формы согласно приложениям N N 2 - 23 к Требованиям (все в обязательном порядке), независимо от их наполненности.

В паспорте должны быть указаны сведения за четыре предшествующих и базовый года.

Базовый год - последний полный календарный год перед датой начала энергетического обследования (год, предшествующий году составления энергетического паспорта, указанному на титульном листе).

В формах N N 2, 4 - 7 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

В формах N N 10, 15 - 18 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по убыванию.

Прогноз на последующие годы в формах N N 5 - 7 следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

Графы "Прогноз на последующие годы" в формах N N 5 - 7 рекомендуются к заполнению. Прогноз потребления энергетических ресурсов составляется с учетом потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сроков осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, рекомендуемых в приложении N 21.

Отсутствие информации в полях, обязательных к заполнению, в энергетическом паспорте должно быть обосновано. Для обоснования отсутствия информации, предусмотренной Требованиями, и указания сведений разъяснительного характера используются графы "Примечание".

Допускается представление дополнительных данных, значений, обоснований и комментариев в листе разъяснений, прилагаемом к копии энергетического паспорта. Электронная версия листа разъяснений в формате Portable Document Format (PDF) должна быть записана на электронный носитель (оптический диск), а копия листа разъяснений на бумажном носителе - приложена к копии энергетического паспорта на бумажном носителе.

В соответствующих ячейках каждой графы должно быть указано только одно значение.

В случае отсутствия каких-либо сведений, предусмотренных формами энергетического паспорта, соответствующая ячейка (поле) остается пустой (не заполняется). Если величина имеет значение "0", в ячейке указывается цифра 0.

3. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам обязательных и добровольных

энергетических обследований, в Минэнерго России

3.1. Лица, направляющие копии энергетических паспортов

в Минэнерго России

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 261-ФЗ копию энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, вправе направлять в уполномоченный федеральный орган только саморегулируемая организация в области энергетического обследования.

Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.

В соответствии с Положением о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу, использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 19 (далее - Положение), и пунктом 4.4.13 Положения о Министерстве сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России.

Направление копий энергетических паспортов в целях сбора, обработки, систематизации, анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, для оценки их соответствия требованиям законодательства членами саморегулируемой организации или заказчиками энергетических обследований в Минэнерго России законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

3.2. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам добровольных

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ оно должно быть проведено в обязательном порядке.

Пункт 2 Положения регламентирует представление данных копий энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, в Минэнерго России. Сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, осуществляется Минэнерго России путем направления запроса в адрес саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Запрос включает перечень информации согласно Федеральному закону N 261-ФЗ и формы ее предоставления.

Энергетические обследования жилых домов, отдельных административных зданий, строений или сооружений, иного имущества с составлением на данные объекты энергетических паспортов проводятся в добровольном порядке.

В соответствии с Положением копии энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, направляются в Минэнерго России исключительно по соответствующему запросу Минэнерго России.

3.3. Форма представления документов, направляемых

в Минэнерго России

Документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) саморегулируемой организации в области энергетического обследования и скреплены печатью.

Копия паспорта на бумажном носителе, лист разъяснений (при его наличии) и электронный носитель (оптический диск) должны быть скреплены (прошиты) таким образом, чтобы обеспечить сохранность направляемых документов и электронного носителя при их пересылке.

Файлы, представленные на оптическом диске, следует наименовать по следующим правилам:

"Краткое наименование обследованной организации.расширение"

Формат Extensible Markup Language (XML): "Краткое наименование обследованной организации.xml"

Формат Portable Document Format (PDF): "Краткое наименование обследованной организации.pdf"

Лист разъяснений: "Краткое наименование обследованной организации_Пояснения.pdf"

Пример 1: обследованная организация - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 107.

"МБДОУ ДС N 107.xml", "МБДОУ ДС N 107.pdf", "МБДОУ ДС N 107.doc".

Пример 2: обследованная организация - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 10.

"МБОУ СОШ N 10.xml", "МБОУ СОШ N 10.pdf", "МБОУ СОШ N 10_Пояснения.pdf".

Требования к представлению копии энергетического паспорта

в форматах Extensible Markup Language (XML) и Portable

Document Format (PDF)

Копия энергетического паспорта в формате Portable Document Format (PDF) должна быть представлена в виде одного файла. Представление каждой формы энергетического паспорта в виде отдельного файла не допускается. Аналогичные требования применяются к представлению копии энергетического паспорта в формате Extensible Markup Language (XML).

Направление копии энергетического паспорта, содержащего

сведения ограниченного доступа

3.4. Сбор и регистрация копий энергетических паспортов

Порядок сбора и регистрации копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования, определяется Положением и Правилами направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182.

Энергетические паспорта, копии которых направляются саморегулируемыми организациями в Минэнерго России, должны соответствовать требованиям к энергетическому паспорту, установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Согласно пункту 5 Положения регистрация и обработка копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляются по мере их поступления.

В случае направления копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, с нарушением требований, установленных Положением, либо несоответствия данных энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Минэнерго России вправе вернуть представленные документы для устранения выявленных нарушений (пункт 7 Положения).

В случае принятия решения о приеме копии энергетического паспорта Минэнерго России направляет в адрес саморегулируемой организации извещение (письмо) о приеме копии энергетического паспорта.

Вместе с тем сообщаем, что законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено создание общероссийского реестра энергетических паспортов и предоставление содержащихся в нем сведений.


В последние годы с ростом стоимости обогрева зданий остро стал вопрос об экономном энергопотреблении. Оптимизация в этой отрасли приводит к снижению затрат на электроэнергию и теплоснабжение. Поэтому система ГИС ЖКХ требует (по закону №261-ФЗ от 23.11.2009) внесения данных об энергетической эффективности сооружений, для чего нужно оформить энергетический паспорт. Он составляется по ГОСТ 31427-2010, от 19.04.2011 и является подтверждением того, что теплотехнические характеристики и энергетическая эффективность здания соответствуют нормативам. Порядок его заполнения регламентируется приказом №400 Минэнерго РФ от 30.06.2014.

Для чего нужен энергетический паспорт здания

Данные, которые вносятся в документ, определяются в ходе аудита. Его цели:

— определить текущее потребление электричества;

— определить пути снижения затрат на отопление;

— снизить затраты на содержание здания.

Данные вычисляются органами стройнадзора при сдаче вновь построенных, прошедших капремонт или полную реконструкцию зданий. Также обследование может быть проведено по решению собственника или совета дома.

В каком случае требуется энергетический паспорт предприятия

Кроме многоквартирных домов, такой паспорт могут получать частные и государственные предприятия. В обязательном порядке его оформляют организации:

— владельцем части капитала которых являются госучреждения или государство;

— занимающиеся добычей, переработкой и транспортировкой энергоресурсов (нефть, каменный уголь или газ);

— потребляющие энергии на сумму более 50 млн. руб в год;

— осуществляющие контролируемые виды деятельности.

В каком случае паспорт не требуется

Нужно учитывать, что согласно ст.11 ч.5 закона 261-ФЗ паспорт энергетической эффективности не требуется:

— памятникам культуры и истории;

— вспомогательным или временным (до 1 года) постройкам;

— садовым домикам и объектам индивидуального строительства;

— зданиям площадью менее 50 м2.

Также, согласно ст.49 с.1 того же закона, требования по энергоэффективности не применяются к зданиям, построенным отремонтированным или реконструированным до принятия закона.

С 16.01.2019 в закон 261-ФЗ внесены изменения, согласно которым продлевать энергетический паспорт, срок действия которого истек, владелец многоквартирного дома может в добровольном порядке. И отсутствие информации не считается нарушением лицензионного требования.

Регламент и этапы обследования

Проводить обследование здания, заносить данные в документ и составлять технико-экономической обоснование работ по оптимизации расхода электроэнергии должны работники организаций, относящихся к энергоаудиту . В ходе обследования сооружению присваивают один из пяти энергетических классов, от А (высший) до Е (самый низкий).

— Изучение технической документации, определение количества единиц и суммарной мощности электрооборудования.

— Обследование сооружения, изучение ресурсов котельного, производственного, обогревательного и прочих типов имеющегося оборудования.

— Анализ полученных данных для сравнения информации о реальном потреблении с нормативными значениями, представленными в документации на установленные агрегаты.

— Составление плана мероприятий по энергосбережению для оптимизации потребления и снижения расходов.

Каков срок энергетического паспорта

С целью повышения энерго -эффективности данные должны пересматриваться не реже, чем раз в пять лет. Наказания за невыполнение аудита или несвоевременное прохождение обследования предусмотрены в ст.29 ч.9 данного закона. Она регламентирует штрафы, а также административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность.

Как добиться экономии и повысить энергетический класс

Чтобы снизить потребление энергии рекомендуется:

— заменить устаревшую проводку на новую;

— сменить лампы накаливания на светодиодные или энергосберегающие;

— установить большие окна с двойными (или более) стеклопакетами;

— использовать стабилизаторы напряжения;

— утеплить ограждающие конструкции, стены и крышу;

— заменить котлы отопления на боле современные.

Своевременное выполнение этих работ приведет к значительной экономии на электроснабжение и поддержание температуры в отопительный период.

Статья 15. Энергетическое обследование

1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основными целями энергетического обследования являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 399-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").

5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований устанавливаются требования к проведению энергетического обследования и его результатам.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Лицо, проводящее энергетическое обследование, обязано соблюдать требования к проведению энергетического обследования и его результатам, стандарты и правила саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

5.3. Лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. В течение тридцати дней с момента получения отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта такая саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана передать данные документы с отметкой в энергетическом паспорте о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам лицу, проводившему энергетическое обследование, после чего оно передает эти результаты энергетического обследования лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Если в результате проведенной проверки выявлено несоответствие результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам, энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования в течение тридцати дней с момента их получения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленного несоответствия.

(часть 5.3 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

5.4. С момента проставления саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в энергетическом паспорте отметки о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации лицо, проводившее энергетическое обследование, и саморегулируемая организация в области энергетического обследования, членом которой оно является, несут солидарную ответственность перед лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

(часть 5.4 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

6. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8 - 9. Утратили силу с 1 июля 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 399-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации и отчеты о проведении энергетического обследования в течение пяти лет со дня проставления указанной отметки в энергетическом паспорте, а также представлять их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в порядке, установленном этим органом.

Оформление энергетического паспорта здания опирается на солидную законодательную базу, представленную федеральными нормами, правилами и территориальными нормативами. Необходимость оформления энергетического паспорта при сдаче здания в эксплуатацию вынуждает строителей придерживаться жестких требований по тепловым характеристикам здания и обеспечивать более качественную теплоизоляцию ограждающих конструкций.

Тепловизионное обследование здания

Энергоаудит многоквартирного дома

Составление энергетического паспорта здания

Тепловизионное обследование дома

Тепловизионное обследование дома

Кто делает энергетический паспорт здания

При сдаче здания в эксплуатацию до оформления энергетического паспорта здания собственник должен нанять специализированную организацию, которая выполнит пусконаладочные работы, чтобы проверить теплопотери всех конструкций здания. Проверка осуществляется методами тепловизионного контроля при разности температур не менее 10ºC. Данные тепловизионного обследования заносятся в энергетический паспорт здания.

Тепловизионный контроль

Тепловизионный контроль здания

Энергетический паспорт дома

В соответствии с требованиями п. 2.6.5. ПТЭ ТЭ специализированные организации перед проведением пусконаладочных работ (ПНР) согласовывают с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора методики проведения работ по определению энергетических характеристик и программы ПНР. По результатам работ составляется документация на допуск тепловых установок в эксплуатацию, к ней присоединяется отчет о проведении ПНР, оформленный в соответствии с ГОСТ 21.101-97, и ЕСКД с приложением различных паспортов, в том числе энергетического паспорта здания и акта тепловизионного обследования.

Тепловизионное обследование стен

Энергоаудит здания

Энергетический паспорт объекта

В тексте энергетического паспорта здания два столбца: расчетные и фактические показатели. После проведения пусконаладочных работ проводится тепловизионное обследование теплоэнергетических показателей. Данные тепловизионного контроля сравниваются с расчетными, которые были определены на стадии проектирования. Предоставление энергетического паспорта здания является одним из обязательных условий допуска объекта в постоянную эксплуатацию. Решение о допуске принимает инспектор Ростехнадзора. Если фактические и расчетные параметры в энергетическом паспорте совпадают или различаются на размер допустимой погрешности измерений, строители получают разрешение на ввод здания в эксплуатацию, если фактические показатели оказались хуже расчетных, строителям предстоит сначала ликвидировать брак и утеплить конструкции.

Тепловизионный контроль труб

Тепловизионная диагностика

Раздел энергоэффективность

В настоящее время большинство зданий и сооружений имеют наружные ограждающие конструкции, не соответствующие современным нормативам по сопротивлению теплопередаче. Это связано с тем, что до 2000 года вопросам тепловизионного контроля зданий уделялось недостаточное внимание, нормативы были не столь жесткими, а обязательное оформление энергетического паспорта было введено лишь в 2003 году. До этого при вводе в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции тепловизионный контроль не проводился, экспертизе подвергались только проекты.

Тепловизионный контроль электрооборудования

Тепловизионная диагностика электрооборудования

Теплотехнический расчет

Энергоаудит электрооборудования

Энергоаудит электрооборудования

Тепловизионное обследование зданий

Комплексное тепловизионное обследование является обязательным и для составления энергетического паспорта здания. Практика показывает, что застройщики с большой неохотой идут на оформление энергетического паспорта здания и замер фактических теплоэнергетических показателей. Это связано в первую очередь с недостаточным качеством применяемых материалов и строительно-монтажных работ, что хорошо заметно на термограммах. В то же время энергетический паспорт должен стать для заказчика тем инструментом, с помощью которого он определит качество построенного подрядчиком жилья. Энергетический паспорт как один из показателей качества здания должен стать доступен и для потребителей – покупателей жилья. Потребитель должен знать, какие теплозатраты ему предстоят, за квартиру в каком доме ему придется платить за отопление меньше, а в каком – больше.

Тепловизор

Энергетическое обследование здания

Энергетический паспорт здания

Пример расчета энергетического паспорта здания.

Структура энергетического паспорта здания.

Общие положения энергопаспорта.

Климатические параметры энергопаспорта.

Расчетная часть энергетического паспорта жилого дома.

Расчет сопротивления воздухопроницанию ограждающих конструкций.

Условный коэффициент теплопередачи здания.

Расчет теплоэнергетических показателей энергетического паспорта здания.

Расчет удельных показателей энергопаспорта.

Энергетический паспорт здания (форма).

Образец энергетического паспорта здания.

Класс энергоэффективности здания.


Допуск СРО на обследование зданий'>

Допуск СРО на обследование зданий.

Допуск СРО энергоаудит

Допуск СРО энергоаудит.

Удостоверение энергоаудитора

Технический отчет тепловизионного обследования

Пример технического отчета тепловизионного обследования

Пример технического отчета тепловизионного обследования.

Структура технического отчета.

Общие положения технического отчета.

Термины и определения.

Допуск СРО на обследование зданий

Допуск СРО на обследование зданий.

Допуск СРО энергоаудит

Допуск СРО энергоаудит.

Используемое оборудование тепловизионного контроля.

Поверка средств измерения

Данные о поверке средств измерения.

Результаты тепловизионного контроля.

Приложение 1. Планы и схемы.

Схема узла примыкания крыши к стене.

Схемы обследованных узлов и соединений.

Образование конденсата на стенах дома

Образование конденсата на стенах дома.

Конденсат на крыше и стенах дома

Конденсат на крыше и стенах дома.

Причина конденсата. Вот почему образуется конденсат на окнах, крыше и стенах.


(812) 370-70-70



Энергетический паспорт

Энергетический паспорт (энергопаспорт) – обязательный нормативный документ, отражающий баланс потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и содержащий показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности объектами производственного назначения, а также содержащий план мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР.

Энергетический паспорт потребителя ТЭР разрабатывается на основе энергетического обследования, проводимого с целью оценки эффективности использования ТЭР, разработки и реализации энергосберегающих мероприятий. В энергетическом паспорте фиксируются основные показатели потребления ТЭР, получаемые при проведении энергетического аудита (энергетического обследования), и обосновывается целесообразность мероприятий, способствующих повышению энергетической эффективности и ресурсосбережению и тем самым упорядочивающих энергосбережение обследуемой организации. Энергетический паспорт потребителя ТЭР должен храниться на предприятии, в органе государственного энергетического надзора и в организации, проводившей энергоаудит.

На сегодняшний день энергетический паспорт на здание, как на продукцию, должен составляться лишь в случае его возведения или реконструкции. Такой паспорт может выполняться на основании проектной документации (п. 9 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ). В остальных случаях требуется составление энергетического паспорта организации на основании обследования, включающего все объекты недвижимости, которые находятся в собственности или арендуются организацией: котельные, трубопроводы, а также автотранспорт.


Статья 16. Обязательное энергетическое обследование.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

Все выполняемые энергетические паспорта (энергопаспорта), согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона РФ № 261-ФЗ, должны направляться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым является Министерство энергетики Российской Федерации.

Составленный энергетический паспорт включает следующие данные, полученные при проведении энергоаудита (энергетического обследования):

  • общие данные об организации, в которой проводится энергетическое обследование;
  • данные об объектах недвижимости, автотранспорте и коммуникациях находящихся на балансе организации;
  • данные об оснащенности приборами учета энергии объектов недвижимости на балансе организации;
  • данные о количестве энергоресурсов, используемых на нужды организации за предыдущие годы;
  • показатели общей энергетической эффективности;
  • данные, характеризующие потенциал энергосбережения и возможность снижения потерь потребляемых и транспортируемых энергоресурсов;
  • данные о величине потерь передаваемых энергоресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, транспортирующих энергетические ресурсы);
  • перечень типовых решений по увеличению энергетической эффективности объектов обследуемой организации.
  • нормируемые показатели энергетической эффективности продукции, которые вносятся в государственные стандарты, технические паспорта продукции, техническую и конструкторскую документацию и используются при сертификации продукции, энергетической экспертизе и энергетических обследованиях;
  • показатели энергетической эффективности производственных процессов, которые вносятся в стандарты и энергопаспорта предприятий и используются в ходе осуществления государственного надзора за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и при проведении энергетических обследований;
  • показатели (индикаторы) реализации энергосбережения (отражаются в статистической отчетности, нормативных правовых и программно-методических документах, контролируются структурами государственного управления и надзора).

Показатели энергосбережения различают по уровню интегрированности рассматриваемого объекта деятельности. Объектом деятельности по энергосбережению может быть определенная продукция, технологический процесс, участок, цех, производство, предприятие-потребитель энергоресурсов, регион, субъект федерации, Российская Федерация в целом.

Организационную, техническую, научную, экономическую деятельность в области энергосбережения характеризуют показателями:

  • фактической экономии ТЭР, в т.ч. за счет нормирования энергопотребления на основе технологических регламентов и стандартов (отраслевых, региональных, предприятий); экономического стимулирования (отраслей, регионов, предприятий, персонала);
  • снижения потерь ТЭР, в т.ч. за счет оптимизации режимных параметров энергопотребления; проведения не требующих значительных инвестиций энергосберегающих мероприятий по результатам энергетических обследований; внедрения приборов и систем учета ТЭР; подготовки кадров; проведения рекламных и информационных кампаний;
  • снижения энергоемкости производства продукции (на предприятии) и валового внутреннего продукта (в регионе, в стране), в т.ч. за счет внедрения элементов структурной перестройки энергопотребления, связанной с освоением менее энергоемких схем энергообеспечения, вовлечением в энергетический баланс нетрадиционных возобновляемых источников энергии, местных видов топлива, вторичных энергоресурсов; реализации проектов и программ энергосбережения, энергосберегающих технологий, оборудования, отвечающего мировому уровню, и т.п.

Производственную (хозяйственную) деятельность в области энергосбережения характеризуют сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях при приведении к равным объемам и структуре производства продукции. Производственную (хозяйственную) деятельность в области энергосбережения характеризуют также абсолютными, удельными и относительными показателями энергопотребления, потерь энергетических ресурсов в ходе хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

Применительно к изделиям, оборудованию, материалам, ТЭР (далее — продукция) и технологическим процессам для характеристики энергосбережения используют показатели их энергетической эффективности. Различают следующие основные показатели энергетической эффективности:

  • экономичность потребления ТЭР (для продукции при ее использовании по прямому функциональному назначению);
  • энергетическая эффективность передачи (хранения) ТЭР (для продукции и процессов);
  • энергоемкость производства продукции (для процессов).

Показатели экономичности энергопотребления продукции и энергетической эффективности при передаче, хранении ТЭР характеризуют техническое совершенство продукции и качество ее изготовления и определяются качеством конструкторской и технологической проработки изделий. Показатели экономичности энергопотребления и энергетической эффективности передачи (хранения) ТЭР:

  • устанавливают в нормативных документах по стандартизации на продукцию в виде нормативных значений, определяемых в регламентированных условиях;
  • вводят в техническую (проектную, конструкторскую, технологическую, эксплуатационную) документацию на продукцию в виде:
  • нормативов потерь (расхода) энергии (энергоносителей), определяемых в регламентированных условиях использования продукции;
  • норм потерь (расхода) энергетических ресурсов (энергоносителей) для конкретных условий использования продукции (реализации технологического процесса).

На основании п. 5 ст. 15 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в добровольном порядке для организаций, не попадающих в список лиц обязательной энергетической паспортизации. В этом случае организация не только добровольно встает на путь разумной экономии, но и проявляет стремление к сохранению природы. Тем самым организация показывает свой статус, шагая в ногу с лидерами мирового рынка, которые борются за снижение выбросов углекислого газа, производимых в результате деятельности их компаний.

Читайте также: