Экономико правовое что это

Обновлено: 17.05.2024

Экономико-правовой статус индивида - это юридическая конструкция, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. При этом ее основным элементом выступает содержание экономико-правового статуса (правовой статус в узком смысле слова), включающее в себя систему экономических прав, свобод и обязанностей, которые обеспечивают свободное участие членов общества в производственной и иных сферах общественно полезной деятельности и получение доходов от этой деятельности. Экономические права и обязанности образуют ядро экономико-правового статуса индивида; другие элементы, по сути, лишь обслуживают данный. При этом основу содержания экономико-правового статуса составляют конституционные экономические права и обязанности, на которых базируются все другие экономические права, свободы и обязанности, закрепляемые отраслевыми нормами. Конституционные права и обязанности личности - это важнейшие, основополагающие, фундаментальные права, свободы и обязанности человека и гражданина, юридически выражающие естественную и неотъемлемую природу личности и имеющие высшую юридическую силу, которые опираются на особый механизм защиты и прямое действие Конституции . Экономические права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ (ст. ст. 34 - 37, 57), являются кристаллизацией тех основ экономической системы России, которые закреплены в гл. 1 Основного закона РФ, в частности в ст. 8.

См.: Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. Ростов-на-Дону, 2007. С. 176.

Чтобы дать дефиницию экономических прав, необходимо отталкиваться от общетеоретического понимания прав человека в целом. Само определение прав человека вызывает дискуссии и во многом обусловливается типом правопонимания. Нам представляется удачным следующее определение, позволяющее обобщить различные варианты понимания права человека в современной юридической мысли: права человека - это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании . Из данного определения можно вывести и основные характеристики прав человека: права человека нормативно структурированы, т.е. имеют определенную меру; права человека должны быть соразмерны его потребностям, которые не остаются неизменными, и по мере развития общества изменяются содержание и объем человеческих прав; права человека являются естественными и существуют независимо от установлений государства - они не являются "даром" государства; права человека признаются и гарантируются государством и международным сообществом; права человека неотчуждаемы .

См.: Луковская Д.И. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека // История государства и права. 2007. N 12. С. 34.
См.: Луковская Д.И. Права человека и права гражданина. Правовой статус человека и гражданина // История государства и права. 2007. N 13. С. 34 - 35.

Важно отметить, что основные из перечисленных признаков прав человека находят нормативное закрепление, в частности, в Конституции РФ. Так, ст. 17 Конституции РФ закрепляет, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; ст. 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием . Указанные признаки прав человека в полной мере относятся и к экономическим правам и свободам как к одной из их разновидностей. Ю.Е. Паулова приводит следующее определение экономических прав и свобод: ". это обладающие естественно-правовым характером происхождения, законодательно закрепленные возможности субъектов, направленные на удовлетворение личных и материальных потребностей" . Данная дефиниция представляется достаточно абстрактной и требующей ряда уточнений, связанных со спецификой, отличающей экономические права от других видов прав человека. К специфическим чертам экономических прав, на наш взгляд, можно отнести следующие: распространение их на определенную сферу жизни человека - экономическую; тесная связь с другим видом прав человека - социальными, что дает основание говорить о "социально-экономических" правах человека; комплексный характер, заключающийся в конкретизации данных прав в нормах различных отраслей права; обусловленность их содержания и механизма реализации уровнем экономического развития государства и наличием соответствующих ресурсов; допустимость "каучуковых" норм с "нестрогими" формулировками при определении их содержания (например, "благоприятные условия труда") .

См.: Российская газета. 1993. 25 дек.
Паулова Ю.Е. Ограничение экономических прав и свобод: теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. . к. ю. н. Н. Новгород, 2007. С. 9.
См.: Колотова Н.В. Экономические и социальные права // Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2000. С. 159.

Среди особенностей экономических прав также можно назвать то, что по общему правилу экономические права в отличие, например, от политических прав относятся к правам человека, а не гражданина. Подтверждением тому является их использование и в международно-правовых актах, и вслед за ними во внутригосударственных формулировках "каждый имеет право". Это означает, что экономические права в большинстве своем исходят из естественных прав человека, присущих ему от рождения, а не дарованных государством. Экономические права присущи индивиду как члену в первую очередь гражданского общества, т.е. системы отношений, относительно автономных от вмешательства государства. Поэтому экономические права в большей степени выступают как свободы человека, гарантируемые и обеспечиваемые государством, и принадлежат всем категориям физических лиц, вне зависимости от их гражданства. Однако в определенных случаях обладание экономическими правами все-таки ставится в зависимость от принадлежности к гражданству государства. Например, ст. 36 Конституции РФ закрепляет право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями. Но это лишь исключение, вызванное объективными факторами, связанными с защитой национальных ресурсов государства в интересах его граждан. По общему же правилу экономические права не имеют привязки к гражданству и адресованы "каждому" .

См.: Басик В.П. Правовое положение граждан РФ и иностранцев в России. М., 2004. С. 212.

Экономические права относятся, согласно генерационному подходу, к так называемому второму поколению прав человека, где они традиционно рассматриваются вместе с правами социальными. Подобное объединение и употребление термина "социально-экономические" права мы находим в большинстве научных и нормативных источников. Права второго поколения сформировались в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения народа. Свое теоретическое обоснование эти права получили во многом в различных социалистических идеях . Как отмечают ученые, длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав . Их пытались объявить "социалистическим изобретением", неизвестным "цивилизованным народам" . До сих пор некоторые западные теоретики продолжают считать социально-экономические права второстепенными по сравнению с политическими и гражданскими правами, безосновательно указывая на то, что "признание и закрепление социально-экономических прав вынуждают государство расширять вмешательство в экономику, которое, в свою очередь, сковывает действие законов рыночной экономики, угрожает свободе предпринимательства, частной инициативе и ведет к росту цен" .

См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 29 - 30.
См.: Колотова Н.В. Указ. соч. С. 160.
Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. N 4. С. 24 - 25.
Ледяха И. Статус социально-экономических прав в законодательстве и судебной практике // Права человека. История, теория и практика / Отв. ред. Б.Л. Назаров. М., 1995. С. 240.

Большую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, в Конституции которого в 1936 г. был закреплен широкий набор прав "второго поколения". Как отмечают ученые, несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим воздействовала на мировое сообщество . В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (до этого права на собственность и на труд объединялись с гражданскими правами), а затем - в Международном пакте об экономических социальных и культурных правах 1966 г. Международной организацией труда (МОТ) было принято более 170 конвенций, защищающих трудовые права человека . До середины XX в. права второго поколения содержались в конституциях очень незначительного числа государств (СССР, Монголии, Мексики и др.). Лишь в послевоенный период внимание к их конституционному регулированию резко возросло. В новейших демократических конституциях нередко выделяются главы и разделы, специально посвященные этим правам (например, в конституциях Италии, Испании, Бразилии, Португалии и др.). Однако, несмотря на то что права второго поколения получили конституционное закрепление, как справедливо подчеркивают ученые, они носят более относительный, условный характер, чем права первого поколения (личные (гражданские) и политические), и международное сообщество не предъявляет каких-либо жестких критериев к осуществлению этих прав . На наш взгляд, подобный относительный характер экономических прав обусловлен в первую очередь их зависимостью от соответствующих ресурсов, имеющихся у государства, а потому и невозможно установление жестких единых критериев в отношении их. Без наличия у государства материальных и иных ресурсов индивид не сможет реально воспользоваться экономическими правами и свободами, даже если они все будут провозглашены в основном законе государства .

См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека. М., 2006. С. 58.
См.: Колотова Н.В. Указ. соч. С. 161.
См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Указ. соч. С. 58.
См.: Енгибарян Р.В. Указ. соч. С. 202.

Сегодня значение прав второго поколения для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Они касаются важнейших сфер общественной жизни человека и направлены на обеспечение материального, физического и духовного развития личности. Данная группа прав гарантирует свободу личности в сфере экономики и позволяет человеку защищать свои жизненные потребности и интересы . Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.

См.: Паулова Ю.Е. Указ. соч. С. 17.

Исходя из вышеизложенного, экономические права и свободы человека можно определить как естественные по своей природе и гарантируемые государством (и международным сообществом) через соответствующее нормативное закрепление возможности лица в экономической сфере, направленные на удовлетворение его личных и материальных потребностей, обусловленные уровнем экономического развития государства и наличием соответствующих ресурсов, которые в своей совокупности образуют содержание экономико-правового статуса индивида.

Читайте также: