Еис нотариата как основа обеспечения всех видов информационного взаимодействия

Обновлено: 07.07.2024

Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.

Оператор единой информационной системы нотариата:

1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ;

2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами;

3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата;

4) обеспечивает предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере нотариата, резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса.

Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных настоящими Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий.

Нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Форма предоставления отчетности о функционировании предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

Статья 34.2. Содержание единой информационной системы нотариата

Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:

1) нотариальных действий;

2) наследственных дел;

3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (далее - реестр уведомлений о залоге движимого имущества).

Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, указанных в пунктах 1 и 2 части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.




О сроках и порядке перехода к регистрации совершаемых нотариусами нотариальных действий в электронной форме в реестре единой информационной системы нотариата см. части первую и вторую статьи 20 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ.

Статья 34.3. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата

Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях - нотариальными палатами.

Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:

1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;

2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;

3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;

4) иные сведения в соответствии с частью второй статьи 34.2 настоящих Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.

Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.

Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.

Сроки и порядок внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества устанавливаются главой XX.1 настоящих Основ.

Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, в том числе порядок внесения сведений в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Статья 34.4. Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата

Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата:

1) сведения об отмене доверенности, в том числе сведения о лице, удостоверившем доверенность, дата удостоверения доверенности, ее регистрационный номер в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дата и время внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр нотариальных действий;

2) сведения реестра уведомлений о залоге движимого имущества:

а) регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;

б) наименование, дата заключения и номер договора залога или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает залог (при наличии в реестре таких сведений);

в) описание предмета залога, в том числе цифровое, буквенное обозначения предмета залога или их комбинация (при наличии в реестре таких сведений);

г) информация о залогодателе и залогодержателе:

для физического лица - фамилия, имя и (если имеется) отчество буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, а также дата рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории Российской Федерации), серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;

Федеральной нотариальной палатой должна обеспечиваться возможность поиска сведений в реестре уведомлений о залоге движимого имущества по таким данным, как фамилия, имя, отчество залогодателя - физического лица, наименование залогодателя - юридического лица, регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества, идентифицирующие предмет залога цифровое, буквенное обозначения или их комбинация, в том числе идентификационный номер транспортного средства (VIN). При поиске сведений по данным о залогодателе для уточнения поиска используются данные о дате рождения, серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, и данные о субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает залогодатель - физическое лицо, а также регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика залогодателя - юридического лица.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой может быть установлено, что Федеральная нотариальная палата предоставляет возможность поиска сведений также по иным данным, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и к которым согласно настоящей статье предоставляется открытый доступ.

После регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества сведения о соответствующих уведомлениях, предусмотренные настоящей статьей, не предоставляются, их поиск не осуществляется.

Статья 34.5. Обеспечение технических условий для внесения сведений в единую информационную систему нотариата

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать технические условия для своевременного внесения в единую информационную систему нотариата сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 20 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

21) выдают выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

(п. 21 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

22) выдают дубликаты нотариальных свидетельств и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок;

(п. 22 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

23) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

(п. 23 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

24) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;

(п. 24 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

25) представляют документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

(п. 25 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

26) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

(п. 26 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 267-ФЗ)

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

го фонда; (Абзац введен - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

утверждает порядок определения обязательного для применения нотариусами и экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.07.2016 № 332-ФЗ)

ежегодно устанавливает предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера для каждого субъекта Российской Федерации; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.07.2016 № 332-ФЗ)

размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о предельных размерах платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, а также о конкретных размерах такой платы в каждом субъекте Российской Федерации; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.07.2016 № 332-ФЗ)

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Основами. (Абзац введен - Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ)

Федеральная нотариальная палата создает фонд социальной поддержки Федеральной нотариальной палаты (далее - фонд социальной поддержки) и ежегодно формирует программу социальной поддержки. Для этого нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании фонда социальной поддержки, который является обособленным имуществом, принадлежащим Федеральной нотариальной палате на праве собственности и формируемым в том числе за счет отчислений от членских взносов нотариальных палат в размере не менее чем пять процентов членского взноса нотариальной палаты, взимаемого в соответствии с частью второй статьи 32 настоящих Основ. Размер таких отчислений нотариальных палат на предстоящий год устанавливается решением собрания представителей нотариальных палат ежегодно. (Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Федеральная нотариальная палата формирует фонд поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, в том числе за счет взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества. Федеральная нотариальная палата ежегодно формирует программу поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. (Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Для обеспечения целевого расходования взносов, вносимых в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, Федеральная нотариальная палата открывает в кредитной организации отдельный банковский счет, который предназначен для расходования средств только на цели, предусмотренные настоящей статьей. (Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Средства, поступающие на отдельный банковский счет Федеральной нотариальной палаты, образовавшиеся в результате отчислений от взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, и остающиеся в распоряжении Федеральной нотариальной палаты в соответствии со статьей 1031 настоящих Основ, расходуются по решению собрания представителей нотариальных палат на следующие цели (в размере не менее чем десять процентов общей суммы поступивших платежей на каждую из целей):

1) формирование фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях;

2) формирование компенсационного фонда;

3) формирование фонда социальной поддержки;

4) поддержание, эксплуатация, модернизация и развитие единой информационной системы нотариата;

5) содержание Федеральной нотариальной палаты.

(Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Статья 31. Органы Федеральной нотариальной палаты

Органами Федеральной нотариальной палаты являются:

1) собрание представителей нотариальных палат;

2) президент Федеральной нотариальной палаты;

3) правление Федеральной нотариальной палаты;

4) ревизионная комиссия Федеральной нотариальной палаты;

5) иные органы, создание которых предусмотрено уставом Федеральной нотариальной палаты.

Компетенция органов Федеральной нотариальной палаты регламентируется гражданским законодательством, настоящими Основами и уставом Федеральной нотариальной палаты.

Для участия в собрании представителей нотариальных палат каждая нотариальная палата направляет своего представителя, который имеет количество голосов, равное количеству нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты.

Президент, правление и ревизионная комиссия Федеральной нотариальной палаты избираются собранием представителей нотариальных палат. В голосовании по выборам президента, правления или ревизионной комиссии Федеральной нотариальной палаты должно участвовать не менее чем две трети от общего числа представителей нотариальных палат. Выборы президента и правления Федеральной нотариальной палаты осуществляются тайным голосованием.

Избранным в органы Федеральной нотариальной палаты может быть любой нотариус, занимающийся частной практикой и выдвинутый нотариальной палатой, членом которой он является. Право такого нотариуса быть избранным в органы Федеральной нотариальной палаты не может быть ограничено ее уставом. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Федеральной нотариальной палаты более двух сроков подряд.

С утратой лицом статуса нотариуса прекращаются его полномочия в соответствующих органах Федеральной нотариальной палаты.

В случае признания выборов президента Федеральной нотариальной палаты несостоявшимися или в случае досрочного прекращения полномочий президента Федеральной нотариальной палаты выборы президента Федеральной нотариальной палаты назначаются не позднее чем через три месяца со дня признания данных выборов несостоявшимися или прекращения полномочий президента Федеральной нотариальной палаты.

В случае, если в результате голосования по выборам президента Федеральной нотариальной палаты при числе кандидатов в президенты более двух ни одно лицо не набрало простое большинство голосов, не позднее следующего дня проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.

Решения собрания представителей нотариальных палат принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов), которые имеют участвующие в собрании представители. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Решения иных органов Федеральной нотариальной палаты принимаются простым большинством голосов (более 50 процентов голосов) участвующих в заседании соответствующего органа лиц, если иное не предусмотрено уставом Федеральной нотариальной палаты. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Правление Федеральной нотариальной палаты является коллегиальным исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты и в пределах своей компетенции вправе издавать акты, обязательные к исполнению нотариальными палатами и нотариусами. (Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Президент Федеральной нотариальной палаты является единоличным исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Президент Федеральной нотариальной палаты осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, организует реализацию контрольных полномочий Федеральной нотариальной палаты путем осуществления плановых и внеплановых проверок деятельности нотариальных палат и вправе принимать участие в работе органов управления нотариальных палат. (Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

Статья 32. Членские взносы и другие платежи членов Федеральной нотариальной палаты

Размер членских взносов и других платежей членов Федеральной нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, ежегодно определяется собранием представителей нотариальных палат, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Размер членских взносов устанавливается с учетом утвержденной собранием представителей нотариальных палат сметы доходов и расходов Федеральной нотариальной палаты на очередной финансовый год, но не может быть менее чем один процент от валового дохода от нотариальной деятельности нотариусов, являющихся членами соответствующих нотариальных палат (минимальный размер членских взносов).

Если решение об определении размера членских взносов собранием представителей нотариальных палат не принято, членские взносы считаются установленными в минимальном размере, указанном в абзаце втором настоящей статьи.

Размер членских взносов членов Федеральной нотариальной палаты может быть установлен меньше чем минимальный размер, указанный в абзаце втором настоящей статьи, на основании решения собрания представителей нотариальных палат, принятого единогласно. В голосовании должно участвовать не менее чем две трети представителей от общего числа представителей нотариальных палат.

Нотариальные палаты помимо взносов, указанных в настоящей статье, вносят в Федеральную нотариальную палату для целей, указанных в статье 30 настоящих Основ, членский взнос в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме. (Часть введена - Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Возврат внесенных членом нотариальной палаты взносов не допускается, за исключением излишне уплаченных сумм.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

ГЛАВА VII. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Статья 331. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления

Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Предметом проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

11) соблюдение должностными лицами местного самоуправления требований настоящих Основ о круге лиц, для которых они имеют право совершать нотариальные действия; (Пункт введен - Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ)

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

В случае невыполнения законных требований территориального органа юстиции при проведении проверки либо невыполнения предписания или представления территориального органа юстиции должностное лицо местного самоуправления несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

ГЛАВА VII1. ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НОТАРИАТА

(Глава введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

Статья 341. Единая информационная система нотариата

Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.

Оператор единой информационной системы нотариата:

1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ;

2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами;

3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата;

4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных настоящими Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий.

Нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Форма предоставления отчетности о функционировании предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата устанавливается федеральным органом юстиции. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

Статья 342. Содержание единой информационной системы нотариата

Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:

1) нотариальных действий;

11) нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами; (Пункт введен - Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ)

2) наследственных дел;

3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (далее - реестр уведомлений о залоге движимого имущества);

4) списков участников обществ с ограниченной ответственностью; (Пункт введен - Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

5) распоряжений об отмене доверенностей, за исключением нотариально удостоверенных доверенностей (далее - реестр распоряжений об отмене доверенностей). (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2021 № 267-ФЗ, вступает в силу с 29 декабря 2021 года)

Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)

Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, указанных в пунктах 1, 11 и 2 части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ)

Несоответствия, выявленные между сведениями, содержащимися в единой информационной системе нотариата, и сведениями, содержащимися в нотариально оформленном документе, устраняются в порядке, предусмотренном статьями 343 и 451 настоящих Основ. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

Статья 343. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата

Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях - нотариальными палатами.

Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:

1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата. При регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата нотариального действия по удостоверению или отмене завещания либо доверенности нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата электронный образ завещания





  • О нотариальной палате
  • Контакты
  • Музей НПСо
  • Нотариальные действия
  • Тарифы за совершение нотариальных действий
  • Написать о работе нотариуса
  • Раздел для нотариусов



О палате

Нотариальная палата Самарской области, учрежденная 16 сентября 1993 года, - является некоммерческой организацией, объединяет на основе обязательного членства 146 нотариусов Самарской области, занимающихся частной практикой.

Полезные ссылки

Официальные сайты


Rihanna PUMA Womens Shoes Replica Rihanna PUMA Slides 131 01 FSR Womens PUMA RIHANNA SUEDE Rihanna Platform shoes thick sole S Rihanna PUMA Womens Shoes Replica Rihanna PUMA Slides 131 01 FSR Womens PUMA RIHANNA SUEDE Rihanna Platform shoes thick sole S

Главная → Взаимодействие нотариата и органов юстиции по реализации порядка ведения реестров Единой информационной системы нотариата уполномоченными лицами органов местного самоуправления

Взаимодействие нотариата и органов юстиции по реализации порядка ведения реестров Единой информационной системы нотариата уполномоченными лицами органов местного самоуправления

Участниками конференции стали представители нотариата Самарской области – нотариус г.Самары, председатель Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе И.Н.Богатырёва; нотариус г.Самары, заместитель председателя Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе И.Б.Хайкина; консультант Нотариальной Палаты Самарской области О.Н.Булатова; начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области П.В.Сокол; начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Л.Ш.Юсупова; главы поселений и специально уполномоченные должностные лица на совершение нотариальных действий муниципальных районов Самарской области. В качестве модератора видеоконференции выступил исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области В.И.Ростовцев.

О наиболее частых ошибках глав местных администраций, специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления при совершении нотариальных действий рассказала председатель Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе И.Н.Богатырёва.

Как отметила Ирина Николаевна, вопрос о качестве документов, исходящих от лиц, наделённых правом совершать нотариальные действия в поселениях, – серьёзный и важный, поскольку, как правило, указанные должностные лица не обладают специальными юридическими познаниями, более того, не всегда имеют юридическое образование, а самое главное – не несут личной имущественной ответственности за свои ошибки в отличие от нотариусов, занимающихся частной практикой.

Наиболее частые нарушения касаются порядка ведения реестра регистрации нотариальных действий, надлежащее ведение которого является обязательной составляющей нотариального делопроизводства. Указанная книга подлежит постоянному хранению – это единственная книга в нотариальном делопроизводстве, которая хранится вечно.

Порядку совершения нотариальных действий главами местных администраций, специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления было посвящено выступление И.Б.Хайкиной, заместителя председателя Комиссии НПСо по подготовке нормативных актов, законотворческой и методической работе.

К пяти нотариальным действиям – удостоверение завещаний, удостоверение доверенностей; принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, прибавилось ещё восемь:

удостоверение времени предъявления документов; удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;

удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу; удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

К сожалению, расширение полномочий глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий не гарантирует соблюдение интересов граждан, поскольку совершение нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления не является квалифицированной нотариальной помощью.

Абсолютно очевидно, что делегируя главам местных администраций и их должностным лицам полномочия, законодатель преследовал самые благие цели, прежде всего, доступное получение гражданами наиболее распространённых видов нотариальных услуг, минимизация временных и материальных затрат граждан. Однако, отсутствие четкого механизма реализации данных полномочий, отсутствие качества выполняемых работ, привело на практике к серьёзным и многочисленным нарушениям прав и законных интересов граждан, обратившихся за совершением нотариального действия, что само по себе превращает благую в своей основе идею доступности нотариальной помощи гражданам в ее абсолютный антипод.

Позиция президента Нотариальной Палаты Самарской области Г.Ю.Николаевой по вопросу внесения нотариальными палатами сведений по совершенным доверенностям и завещаниям однозначна. Галина Юрьевна неоднократно обращала внимание на необходимость изменения правового регулирования порядка внесения сведений о совершенных нотариальных действиях в реестр нотариальных действий ЕИС, распространив единые требования по порядку их внесения, как на нотариусов, так и на глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления. Основы возлагают одинаковые обязанности по совершению нотариальных действий и на нотариусов, и на должностных лиц местного самоуправления, которые за совершение нотариальных действий также взимают государственную пошлину (поступающую в местные бюджеты поселений и муниципальных районов). И нотариусы, и главы местных администраций исполняют функции в рамках одного и того же закона. Поскольку последние не несут личной имущественной ответственности, то, как минимум, должны завершить процесс совершения нотариального действия внесением соответствующих сведений в Единую информационную систему нотариата.

По результатам проведенной видеоконференции Нотариальной Палатой Самарской области было разработано инструктивное письмо о порядке направления главами администраций поселений и должностными лицами местного самоуправления сведений о совершенных нотариальных действиях для внесения в Единую информационную систему нотариата и образцы соответствующих документов.


В статье автор определяет направление пути развития электронного документооборота, в частности Единой информационной системы нотариата, описывает возможности и перспективы развития данной отрасли.

Ключевые слова: нотариат, электронный нотариат, электронный документооборот, единая информационная система нотариата.

IT-сфера постепенно распространяется на все области жизни гражданского общества. В частности, на сферы деятельности, напрямую связанные с электронным документооборотом. Одна из таких — нотариальная деятельность [1, с.191–202].

С этим обстоятельством связаны несколько факторов:

– эволюция электронного взаимодействия среди нотариальных контор и органов государственной власти,

– интенсивное развитие электронных способов получения государственных и муниципальных услуг,

– появление новых цифровых инструментов для совершения нотариальных действий,

– повышенный спрос на нотариальные действия, выполняемые в цифровом пространстве (например, обеспечение доказательств), и многие другие.

Появление востребованности к электронному документообороту проявило себя в создании Единой информационной системы нотариата 1 июля 2014 года [2].

Однако, в настоящее время, нотариат совершил полный переход на электронный документооборот. Это случилось 1 января 2018 года, когда на нотариусов легла законодательно закрепленная обязанность регистрировать все осуществляемые ими нотариальные действия в электронной базе ЕИС [3].

Вместе с повышением числа обязанностей, нотариусы получили также ряд преимуществ. Так, нотариусы получили возможность напрямую взаимодействовать с Росреестром, ФНС, МВД и многими другими организациями и учреждениями.

В ближайшем будущем планируется запустить в использование электронный обмен данными с органами ЗАГС. На момент написания данной статьи данный ресурс уже существует, но в режиме ограниченного бета-тестирования.

В настоящее время, каждый нотариус имеет в своем распоряжении усиленную квалифицированную электронную подпись. Данная подпись хранится на специальном флэш-носителе, выдаваемым нотариусам непосредственно областной нотариальной палатой.

Данная технология позволяет совершать прогрессивные нотариальные действия на расстоянии. Например, удостоверения равнозначности — нотариальное действие, направленное на электронную передачу заверенного документа (допустим, согласие на выезд ребенка, либо доверенность) от одного нотариуса другому нотариусу.

На современном этапе, такое возможно осуществить только в пределах Российской Федерации. Однако, в перспективе, данное нотариальное действие может быть доступно и между странами (в частности, с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан). Таковые разговоры уже ведутся в нотариальном сообществе.

Что касается Единой информационной системы нотариата, поле деятельности этого сервиса уже значительно даже для физических лица. Так, например, сервис уведомления о залоге движимого имущества пользуется особой популярностью у автосалонов, банков, при совершении сделок между обычными физическими лицами).

Огромным спросом пользуется и еще один сервис — проверка доверенности по реквизитам. С 1 января 2017 года любой гражданин может провести проверку доверенности, просто заполнив требуемые данные. Примечательно, что и банки, и, порой, сами нотариусы пользуются этим же сервисом для проверки предоставленных им доверенностей. Это лишний раз доказывает, насколько большая надежность данных работы данного сервиса.

С апреля 2018 года также работает сервис проверки наследственных дел. Только с начала старта работы данного сервиса всего лишь за 3 месяца Федеральной нотариальной палатой было зафиксировано около 150 000 обращений, что говорит о востребованности данной услуги [4].

Следует также отметить, что все эти сервисы бесплатны и находятся в общем доступе на официальной сайте Федеральной нотариальной палаты.

Также, следует упомянуть про свежайшее нововведение электронного документооборота в нотариате. Электронная регистрация нотариально удостоверенной сделки. Теперь, с 1 февраля 2020 года все нотариусы РФ, обязаны все сделки, связанные с отчуждением недвижимого имущества отправлять самостоятельно в электронном виде на регистрацию в Росреестр через особые сервис, доступный исключительно для нотариусов (под названием ЕИС 2.0).

Среди всех особенностей, связывающих вышеуказанные сервисы, следует отметить наиболее примечательные:

– вышеуказанные сервисы работают постоянно, круглосуточно, без выходных, праздников и т. д.,

– они имеют обязательные резервные копии, которые обновляют регулярно. В случае, если будут технические проблемы либо целенаправленная электронная атака на зафиксированную информацию, практически все данные останутся целы и невредимы,

– внесение нотариусами (либо сотрудниками ФНП, либо иными уполномоченными лицами) сведений в вышеуказанные сервисы не является разглашением нотариальной тайны,

– осуществляется полномасштабная и многоуровневая защита данных лиц, обратившихся к нотариусу за совершением нотариального действия [5].

Подводя итоги, следует сказать о том, что в наше время, актуальность вопроса электронного документооборота уже даже не обсуждается. Граждане ждут, когда границы электронного нотариата будут еще больше расширяться и привычные всем классические нотариальные действия можно будет совершать на расстоянии.

1. Бегичев, А. В. Нотариат: Учебник для бакалавров / А. В. Бегичев. — Москва: Проспект, 2018. — 427 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, Единая информационная система, нотариальное действие, нотариус, сервис, действие, нотариат, проверка доверенности, Федеральная нотариальная палата, электронный нотариат.

Читайте также: