Едва в 1945 году отгремели пушки в европе как начался процесс возврата культурных ценностей ответы

Обновлено: 28.06.2024

Дорогие друзья, наши любимые участники! С наступающим вас Новым годом! Постараемся в 2022 году приятно удивить вас новыми темами, фотографиями и видеосюжетами. Пускай новогодняя ночь принесёт волшебство, вернёт нас в детскую сказку. Здоровья, благополучия, интересной работы в наступающем году!

Edgar-Cyril Dalberg Да, знал бы Николай Караченцов во что превратился его Ленком, некогда великий театр. Директор театра Ленком написал в прокуратуру уголовное заявление на актрису Людмилу Поргину, вдову великого русского актера- Николая Караченцова, обвиняя заслуженную артистку России в клевете. Неужели уважающий себя директор будет вести себя подобным образом с 73- летней женщиной? В конце поста есть ссылка на видео с Андреем Карауловым, который все точно поясняет.

А сегодня любимая и дорогая моему сердцу подруга Людочка Поргина узнала от порядочных, совестливых людей, что поставлена сегодня вечером на спектакль, играть в массовке Юнона и Авось, ходить со свечой в темноте. Причем из театра ее об этом не уведомили и лично не сообщили, просто заявили на спектакль и все. Их с Коленькой Караченцовым семья для меня свята. Люда- актриса, человек дисциплинированный и профессиональный, если потребуется она будет ходить со свечой, но как так можно обращатьс

31 декабря 1948 года в Бостоне (США) родилась американская певица ,исполнявшая композиции в музыкальных направлениях ритм-н-блюз и диско. Наибольшим успехом пользовались её танцевальные записи со второй половины 1970-х и до начала 1980-х годов, изменившие лицо популярной музыки.

Донне Саммер принадлежит рекорд по количеству выпущенных подряд двойных альбомов, которые занимали первую строчку в Billboard 200. Также стала первой в музыкальной истории певицей, чьи синглы за год четыре раза пробивались на вершину хит-парада Billboard Hot 100. За всю карьеру было продано более 130 миллионов записей. Выступала как в США, так и за их пределами. Певица семь раз давала успешные мировые гастроли по странам Европы, Латинской Америки, Азии и в Австралии. С большим успехом проходили

Загадка стихотворения "Мне нравится, что вы больны не мной" Разгадка была найдена в 1980 году. Ею поделилась сестра поэтессы Анастасия Цветаева. Она рассказала, что это яркое и в чем-то даже философское стихотворение было посвящено ее второму мужу — Маврикию Минцу." Многие не понимают этого стихотворения, ищут подтекст, второй смысл. А никакого второго смысла нет, — поделилась Анастасия Цветаева. — Мне было 20 лет, я рассталась со своим первым мужем. На моих руках — двухлетний сын Андрю

31 декабря 1896 года в Москве, в семье выходца из мещан родилась Барышева Татьяна Семёновна, русская и советская комедийная актриса театра и кино, на счету которой около пятидесяти маленьких ролей и эпизодов в фильмах для детей и взрослых.

Барышева охотно занималась озвучиванием мультфильмов. Многие из них мы помним с детства: " Цветик - Семицветик", " Двенадцать месяцев", " Когда зажигается ёлка". В 1914 году будущая актриса окончила Елизаветинскую женскую гимназию и поступила на обучение в драматическую студию при Московской филармонии. По окончании студии некоторое время работала журналистом в городе Тверь. А в 1921 году всецело погрузилась в актёрскую профессию. В театре актриса исполняла в основном комедийные роли в спектакл

31 декабря 1946 года родилась Людмила Алексеевна Пахомова -выдающаяся советская фигуристка, чемпионка Олимпийских игр (1976), шестикратная чемпионка мира (1970—1974, 1976) и Европы (1970—1971, 1973—1976), девятикратная чемпионка СССР (1964—1966, 1969—1971, 1973—1975) в танцах на льду Она начала заниматься фигурным катанием с семи лет в ДЮСШ при Стадионе Юных пионеров в Москве , пробовала себя в парном катании и как одиночница, но долгое время считалась бесперспективной фигуристкой. Убедил её с

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

31 марта 1955 года советское правительство по настоянию Никиты Хрущева приняло решение вернуть ГДР сокровища Дрезденской галереи. Ни до, ни после этого в судьбе Европы не случалось равного по своей щедрости жеста. ГМИИ имени Пушкина вернул в Дрезден 1240 отреставрированных картин. Всего же в ГДР из Советского Союза было отправлено 1 850 000 предметов искусства. В том числе и "Синкстинская мадонна" Рафаэля.

Реституция - одна из военных тем, не утративших остроты до сих пор. 27 апреля вернулись в Петергоф из Германии решетка дворца Марли, вывезенные в войну. А перед этим в Москве прошла российско-немецкая конференция по перемещенному искусству. Причем форум о российских культурных утратах инициировала именно немецкая сторона. О том, где сегодня ищут трофейные ценности и какова судьба находок, обозреватель "Недели" Ирина Мак расспросила координатора конференции с российской стороны - советника директора Государственного Эрмитажа и эксперта Союза музеев России по вопросам реституции, доктора исторических наук Юлию Кантор .

Конференция носила практический уклон: речь шла о создании совместных российско-немецких исследовательских групп. Что важно, поскольку долгое время искали только те ценности, которые выявила в 1943-1946 годах ЧГК - Чрезвычайная государственная комиссия по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками. Все, что нашли после войны в Германии, вернули СССР. И тема заглохла на десятилетия, поскольку российский закон о перемещенном искусстве был принят лишь в 1992-м. В 1994 году его подкрепили поправками, в 1997-м окончательно сформулировали. Россия вписалась, хотя и с оговорками, в международное законодательство, и только тогда процесс пошел.

Конкуренты по грабежу

- Но у Розенберга были конкуренты, - говорит собеседница "Недели". - В частности, "Наследие предков" (Ahnenerbe): структура, созданная в 1935 году Гиммлером и в 1942-м включенная в состав СС. Она была ориентирована на коллекции доисторического и раннеисторического периода. Во время войны они проводили раскопки в Крыму, на Кавказе, на северо-западе России. Например, раскапывали интереснейшие курганы на реке Оредеж, под Новгородом. Эти раскопки, кстати, имели еще цель "доказать превосходство арийской расы" и предъявить миру "следы благотворной немецкой колонизации", оправдав таким образом расширение жизненного пространства - Lebensraum.

- Часть вывезенных древностей - в основном то, что было найдено на Северном Кавказе и Юге России, по решению Потсдамской конференции вернули в СССР до середины 1950-х. Где остальное - неизвестно. Что-то разбрелось по коллекциям, что-то не довезли. Сборные пункты ценностей располагались в Судетах, в Верхней Силезии, в Австрии. Общее количество утраченного неизвестно до сих пор. В Западной Германии было около 1700 хранилищ. 80% из них оказались к 1945-му в американской зоне оккупации, 20% - в советской, - продолжает Юлия. - Американцы создали у себя четыре огромных хранилища (collecting points) и все вернули владельцам. 273 645 единиц хранения в 1945-1948 годах отправили в СССР, более 30 тысяч объектов искусства - в Голландию, Францию, Чехию.

Конечно, не одна Германия вывозила наши шедевры: вывозили страны, входившие в гитлеровскую коалицию. В Новгороде, например, стояла испанская "Голубая дивизия", которая либо разворовывала бесценные книги, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, либо варварски уничтожала их. Сохранились отчеты немецких уполномоченных, писавших раздраженные донесения в Берлин о том, что ничего из предписанного к вывозу нет, и средневековые фолианты валяются раздерганные на сигареты и туалетную бумагу, покрытые кучами нечистот. Сколько вывезли испанцы - никто не считал. В ноябре 2004 года Министерство обороны Испании вернуло в новгородский Софийский собор купольный крест.

Архивы сгорели, коллаборанты разбежались

Самое печальное в вопросе реституции - то, что уходит время и с ним уходят свидетели. А в нашей стране - отдельная проблема: перед войной были репрессированы многие музейщики. Особенно те, что хранили "буржуазное искусство" и предметы религиозного культа. Список пропавших икон составить почти невозможно - из специалистов, работавших перед войной, живы единицы, фотографий ценностей почти нет.

- Осложняет поиск и неразбериха, царившая в наших архивах на протяжении многих лет, - уверена Юлия Кантор. - В некоторых городах архивы просто сгорели в пожарах войны. Еще одна проблема - коллаборация - тема, бывшая в СССР под запретом. Немцы мобилизовывали советских искусствоведов, и в немецких отчетах говорится о русских сопровождающих. Многие из тех, кто сопровождал по пути в Германию русское искусство, домой не вернулись. Нужно исследовать дневники, выявлять имена тех, кто был нанят немцами. Добровольно или принудительно - второй вопрос. И искать пропавшие вещи.

Опознать, выкупить и вернуть

Сотрудники Павловского заповедника привезли на конференцию в Москву свежий документ: в каталоге одного из крупнейших аукционов обнаружена ваза, бывшая в 1940 году на экспозиции в Павловске. Им ответили, что предоставило вазу на аукцион частное лицо, а откуда она у него - коммерческая тайна. Было сказано: "Мы постараемся, чтобы кто-нибудь купил ее для вас и передал России". На этом месте с надеждой вернуть вазу в Павловск можно было бы и проститься, если бы копии документов тут же не взяли представители Фонда прусского культурного наследия, которые обещают провести юридическую работу, а если потребуется, то и найти деньги на выкуп музейной вещи. Правда, ваза может уплыть.

- Примеры счастливых возвращений есть. Лет пять назад министр культуры ФРГ вернула в Петергоф скульптуру "Молящийся мальчик", - приводит пример Юлия. - Правда, ее происхождение пришлось долго доказывать. Недавно из Праги вернулись домой две псковские иконы: на обратной стороне досок были псковские инвентарные номера. Бывает, частные коллекционеры, купившие краденое на аукционе, выяснив сомнительный провенанс, возвращают покупку. Недавно так нашли икону: ее вернула немка, чей муж привез икону с фронта. Другую икону купили на блошином рынке. И тоже вернули.

Иногда частные лица возвращают краденое бесплатно. В других случаях стоят стеной: дескать, добросовестно приобретенное. Международное право такие случаи не регулирует. И тогда вещь выкупают - редко российские спонсоры, чаще немцы.

Меняем собор на "мадонну"

Особенности реституции в отношениях с Германией понятны - вывозили ценности не только из СССР, но и - когда ход войны повернулся - обратно.

- Не стоит "считаться потерями", - считает Юлия Кантор. - Нужно помнить, кто начал войну. Все-таки вектор истории перемещенного и варварски уничтоженного во время Второй мировой войны искусства вел с востока на запад. И это непререкаемое обстоятельство не имеет срока давности. Когда в 1942 году была создана ЧГК, там всерьез обсуждался вопрос, сколько "Сикстинских мадонн" эквивалентно храму Спаса на Нередице. Исходя из бесценности этих произведений, эквивалент найти невозможно. Но я вам приведу другой пример. Восстановленный храм Успения на Волотовом поле - один из ранних образцов каменного новгородского зодчества, с уникальными фресками. Несколько месяцев храм был на линии стабилизации фронта и рухнул от постоянной вибрации. Причем рухнул фресками вниз. К сожалению, после войны не было проведено консервации - это вообще характерно для Новгорода и Пскова. Все потекло и смешалось с землей. Там были миллионы кусочков, я видела их в реставрационных мастерских. Реставрацию финансировал Ruhrgaz. Она шла 10 лет и была закончена только в прошлом году. Работа ювелирная - считается, что в России лучшие специалисты по восстановлению руинированной живописи.

Сколько "мадонн" в этом храме - никто не считал. Но, помимо компании Ruhrgaz, $1520000 выделило на это правительство ФРГ. Параллельно российская сторона передала из Эрмитажа витражи из Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере XV века, принадлежавшие религиозной общине и по нашему закону подлежащие возвращению. Одно из самых громких возвращений нам - панно "Осязание и обоняние" - единственное уцелевшее из Янтарной комнаты. Эту историю раскрутили журналисты Spiegel и профессор Вольфганг Айхведе - руководитель Института Восточной Европы при Бременском университете, благодаря которому было найдено и возвращено в Россию большинство пропавших в войну ценностей. Вроде бы солдат вывез это панно в рюкзаке. К моменту возвращения оригинала "Осязания и обоняния" была восстановлена копия. И увидев оба панно, все были поражены мастерством художников, восстановивших панно с такой точностью.

Выйти из спецхранов

Когда принимался российский закон о реституции, его составители исходили из постулата: все, что пропало после войны в наших музеях, - наше по праву. Но даже в этом законе есть исключения: мы возвращаем церковное имущество и собственность жертв нацизма. Между тем до сих пор в России хранятся среди прочего картины из коллекций венгерских евреев Херцога и Хатвани, захваченных нацистами и вывезенных в конце войны нашими солдатами. В частности, "Апостол Иаков" Эль Греко.

- Эти вещи поступали в 1950-е годы в музеи разных городов из единого советского Госфонда, - комментирует это Юлия. - Провенанс не обсуждался, потому что мы подписали конвенцию о том, что искусство не может быть предметом репарации. В советское время мы вернули лишь коллекции Дрезденской галереи, "Зеленых сводов" и Пергамон-музеум. Это требовалось для "замирения" с ГДР, где после смерти Сталина произошли серьезные политические инциденты. В целом же в советском партийно-государственном руководстве в отношении перемещенного искусства тогда доминировала вполне наполеоновская точка зрения - раз завоевано, значит, наше. Кроме того, обретенные ценности воспринимались как компенсация понесенных потерь времен Великой Отечественной, хотя по международным соглашениям предметы искусства не могут являться объектами репарации. Кстати, если бы вывезенные в СССР вещи были сразу показаны публично, это заметно упростило бы процесс их последующей "легализации". Но этого не произошло: Сталин хотел создать музей в Москве, где экспонировались бы вещи из поверженной Германии. Из-за недвусмысленных ассоциаций с Гитлером, намеревавшимся открыть в Линце музей искусства оккупированных фашистами стран, музей так и не открыли. И десятки тысяч вещей остались в спецхранах. В спецхраны наших музеев, где хранились вывезенные ценности, не допускали практически никого: лишь узкий круг специалистов, занимавшихся их реставрацией. И им настоятельно рекомендовалось "не разглашать". Первым музеем, открывшим секретные фонды, стал Эрмитаж, устроив в 1992-м выставку "Неведомые шедевры". Это была позиция, в свое время очень критикуемая, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, считавшего, что надо раскрывать спецхраны.

В 1996-м, тоже в Эрмитаже, показали выставку классического модерна из немецких коллекций. И тогда уже Пушкинский музей предъявил миру "Золото Шлимана". Потом была "Эпоха Меровингов" в Эрмитаже - совместный российско-немецкий проект. Немцы хотели показать ее в Германии, но вмешалась политика: статус находящейся с 1945 года у нас части коллекции, мягко говоря, не бесспорен с точки зрения международного права. И выставку за границу не повезли.

- В 2003 году российско-германская комиссия достигла согласия по судьбе коллекции, - говорит Кантор. - Решили, что 19 рисунков и одна картина Гойи останутся в России. В 2003-м Эрмитаж показал бременские рисунки публики, после чего в Берлине объявили, что коллекция возвращается. И тут Госдума заморозила вывоз. Ведь для каждого такого акта передачи принимается соответствующий закон. 4 октября 2007 года Генпрокуратура РФ объявила, что притязания Бремена аннулированы.

В этой и подобной ей историях смущает явное несоответствие: если власти - государственные и музейные - считают, что по отношению к перемещенным шедеврам они в своем праве, можно бы все показать. А раз не выставляют, значит, повод для сомнений все же есть. И есть он только потому, что Россия - точнее, СССР - упустила время.

Эпоха спецхранилищ закончилась?

Президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский :

- Музейщики давно нашли рецепты грамотного отношения к теме перемещенного искусства. Эпоха спецхранилищ и запасников закончилась. "Трофейные" вещи выставляют на постоянных и временных экспозициях, в том числе на совместных, российско-германских. Доступность искусства важнее имущественного спора. Его решение можно - и нужно - отложить на будущее, как решение вопроса о статусе Иерусалима. Разговоры "отдать - не отдать" примитивны и имеют провоцирующий привкус. Музеи двух стран ведут интеллигентный диалог, и чем меньше он будет политизирован, тем эффективнее будет идти.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова

- Есть закон о перемещенных ценностях, я с ним полностью согласна. Хотя кое в чем он даже недостаточен. Не буду сейчас говорить о военных потерях, произнесу лишь то, в чем глубоко убеждена: наша страна в этой сфере никому ничего не должна. Между тем в свое время мы вернули Германии невероятные сокровища. То, что у нас осталось, принадлежит нам.

(из интервью "Известиям")

Главный хранитель Музея архитектуры имени Щусева Ирина Седова :

- После войны, году в 1947-м, Виктор Балдин передал трофейные рисунки архитектору Щусеву. Они лежали у нас в музее в запасниках. Балдин пытался рисунки вернуть в Германию, писал Брежневу. В начале 1990-х коллекцию увезли в Эрмитаж, на выставку, а когда вернули, прошел слух, что это копии, а оригиналы отдали немцам. Это была ужасная история: обвинения исходили от Николая Губенко, тогда уже депутата Госдумы, он выступал против передачи рисунков Германии. Минкульт создал комиссию: мы просмотрели каждый лист и убедились, что все - подлинники. Когда Губенко к нам в первый раз пришел, я сказала ему, что хорошо бы легализовать эти вещи и показать. Потому что здесь представлены все европейские школы: Ватто, Дюрер. У нас такого Дюрера нет. И импрессионисты - Тулуз-Лотрек, Дега, потрясающие итальянцы. В 2003-м вся Балдинская коллекция была выставлена в Музее архитектуры. После чего у нас ее забрали, и где она сейчас, я не знаю. Возможно, в Росизо. Очень жаль, что сегодня эта тема под запретом.
"Неделя"

Так должны ли мы возвращать в Германию культурные ценности, попавшие к нам после Второй мировой войны, или нет?


КТО ОТВЕТИТ ЗА РЕСТИТУЦИЮ?

Нынешнее руководство Министерства культуры от вопросов про реституцию умело увиливает. Зато за рубежом об этих сокровищах не забыли.

ЦЕННОСТИ В ОБМЕН НА ОБЕЩАНИЯ

Все 90-е годы немцы давили на Москву, пытаясь отобрать взятое в Германии в качестве трофеев золото Трои или те же старинные рисунки. Закавыка в том, что вывозили все это добро по советским традициям в глубокой тайне, а потом, после кончины СССР, признали: сокровища хранятся в запасниках наших музеев. Россию тут же обвинили в нарушении Гаагской конвенции, предусматривающей неприкосновенность памятников мирового искусства. А вот про то, что за годы войны с территории нашей страны исчезли сотни тысяч предметов искусства и еще больше их было уничтожено оккупантами, и немцы, и бывшие западные члены антигитлеровской коалиции вспоминают очень редко.

Например, за возвращение тех самых витражей Мариенкирхе Германия предложила оплатить восстановление здания церкви Успения в Новгороде, разрушенной фашистами, и реставрацию части сохранившихся в ней фресок. И в итоге получилось вот что: мы за свои деньги отреставрировали подлинные витражи (всего около 120) и передали их Германии. Немцы же оплатили нам возведение копии-новодела новгородской церкви и реставрацию фрагментов фресок.

По официальным данным, за период Второй мировой войны на оккупированных территориях СССР было уничтожено 160 музеев и 4 тысячи библиотек, вывезено из страны не менее 1,15 млн. предметов искусства.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

- Я хочу подчеркнуть, что витражи Мариенкирхе в соответствии с законодательством РФ были переданы религиозной организации, которая не сотрудничала с нацистами. В ответ одна немецкая энергетическая компания выделила средства на воссоздание новгородского храма. И там, что не менее важно, были построены мастерские фресковой живописи. Так что в данном случае возвращение витражей имело ответный жест со стороны не немецкого государства, я подчеркиваю, а немецкой общественности.

В обратную сторону поток не столь обильный. Дело в том, что практически все вывезенные от нас ценности находятся сейчас не в руках германского государства, а у частных лиц. С ними сотрудничать сложнее.

Я говорил в свое время моим немецким партнерам, что надо было бы этот вопрос (реституции. - Ред.) решить после объединения Германии и поставить точку в нем. Потому что объединение нации выше, чем любые материальные ценности. Этого не сделали. Полагаю, однако, что этот вопрос не является важнейшим в российско-германских отношениях. Но делать вид, что его не существует, было бы неправильно. Мы обязаны вернуть в Россию утерянные ценности.

Подготовил Никита КРАСНИКОВ.

странам, которые сами пали жертвами гитлеровской агрессии;

благотворительным или религиозным организациям;

частным лицам, тоже пострадавшим от нацистов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Вопрос о вывезенных предметах искусства по-прежнему подается так, как будто русские не рассчитались с долгами. Хотя то же немецкое правительство не торопится с возвращением в Россию украденных ценностей. Найдена и отдана была только одна мозаика из Янтарной комнаты. Остальное якобы неизвестно, где находится. В этом отчасти виноваты мы сами. Целенаправленно поисками пропавших в годы войны предметов искусства фактически никто не занимается. Но если бы даже и нашли, отследили по аукционам или каталогам, без мощной правительственной поддержки с самого верха нашим музеям вряд ли удастся что-нибудь вернуть. Обосновывают немцы это просто - передача может нанести непоправимый вред их (!) национальной культуре.

Ситуация осложняется тем, что не ясно, кто конкретно представляет в данном случае Россию. Федеральное агентство по культуре и кинематографии было упразднено, а Комитет Госдумы по культуре и туризму вопросами реституции теперь вообще не занимается.

Возрастная категория сайта 18 +


ВСЕ ФОТО

Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что Россия не будет возвращать культурные ценности, оказавшиеся на ее территории в результате Второй мировой войны
Российская Газета

"Реституции, как возвращения культурных ценностей, не будет, и это слово можно вывести из употребления", - сказал Соколов
RTV International

Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что Россия не будет возвращать культурные ценности, оказавшиеся на ее территории в результате Второй мировой войны.

"Реституции как возвращения культурных ценностей не будет, и это слово можно вывести из употребления", - сказал Соколов, отвечая на вопрос "Интерфакса" о возможности реституции культурных ценностей в Германию и ее страны-союзницы во Второй мировой войне.

Как уточнил министр, в настоящее время обсуждается компенсаторная реституция, то есть возможность компенсации за то, что было вывезено из Германии в счет ущерба, нанесенного фашистским блоком Советскому Союзу, "за то, что было разрушено, уничтожено и сожжено в СССР".

Проблемы реституции обсуждались в России неоднократно. Правительство, Дума и многие деятели культуры, например, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова называют художественные ценности, попавшие после войны в Россию, компенсацией за российские потери в войне, которую вели немцы.

Такая позиция вызывает открытое возмущение со стороны представителей других стран, которые занимаются проблемами реституции. Главный вопрос: почему Россия удерживает у себя даже те предметы, которые вывезены не из Германии, а из других стран Центральной и Восточной Европы или из советских республик, ставших теперь вновь независимыми.

Возвращения перемещённых ценностей от России, как можно было понять из выступления министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова в Госдуме 13 июня 2005 года, требовали восемь стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина.

Австрия, в частности, хотела вернуть экспонаты из Австрийской национальной библиотеки, Венгрия - библиотеку Шарошпатакского реформаторского колледжа, Греция - архив еврейской общины города Салоники, Нидерланды - архивные документы, живопись и гравюры, Бельгия - 40 архивных фондов, Украина - фрагменты фресок. Частично эти требования были удовлетворены в прошлом году.

Кроме того, бывшие союзники СССР в войне, например Франция, Греция, Нидерланды, выдвигают требования на коллекции, которые сначала были похищены немцами, а затем в 1945 году вывезены Советской армией.

Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова считает, что бесценные шедевры были спасены русскими солдатами. Между тем Германия не перестает требовать возврата предметов трофейного искусства. Ирина Антонова со своей стороны говорит, что они останутся в музее.

"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - заявила Антонова в ноябре прошлого года, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне".

Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть, однако в российском законодательстве предусмотрены исключения для религиозных предметов искусства, собственности жертв фашизма и Холокоста. Также закон предусматривает возможность обмена, однако тут возникает трудность с проблемой сравнения предметов искусства.

Напомним также, что 15 апреля 1998 года Госдумой РФ был принят Федеральный Закон "О культурных ценностях, перемещённых в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно этому закону, перемещённые после Второй мировой войны культурные ценности, оставшиеся в России, были и являются её национальным достоянием.

Россия в войну вывезла из Германии более 1 млн произведений искусства

В конце 1950-х годов Советский Союз вернул полтора миллиона шедевров, включая Дрезденскую художественную коллекцию и предметы из Пергамского музея.

Между тем, по данным Берлинской академии искусств, Россия вывезла из Германии во время Второй мировой войны более 1 млн произведений искусства. Ответственный за реституцию в академии Вольфганг Маурус недавно заявил, что Красная армия вывезла в СССР более 1 млн произведений искусства, 174 тыс. архивных единиц и около 4,5 млн книг.

Представители Академии подчеркивают, что Россия пока не полностью выполняет обязательства, добавив, что в стране до сих пор находятся ящики, наполненные произведениями искусства, к которым запрещен доступ немецких экспертов.

Россия удовлетворила претензии 8 стран на возвращение вывезенных произведений искусства

Летом прошлого года российская сторона частично удовлетворила претензии восьми иностранных государств о возвращении им культурных ценностей, вывезенных в СССР во время Второй мировой войны.

Ранее претензии выставили Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина. Часть этих претензий уже удовлетворена, а часть рассматривается или принята к рассмотрению.

В частности, была удовлетворена претензия правительства Нидерландов по 22 фондам архивных документов ирландского происхождения, находившихся в России, а также коллекции гравюр и живописи западноевропейских мастеров.

В начале 2006 года Россия вернула Венгрии 134 книги из библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа.

Коллекция во время войны была вывезена гитлеровцами из Будапешта, но отбита советской армией. В 2002 году венгерское правительство обратилось к России с просьбой вернуть их. Книги хранились в Нижегородской областной библиотеке.

Закон о передаче Венгрии книг был подписан президентом РФ в начале февраля. До этого закон был принят Госдумой и Советом Федерации. В России остались электронные копии 134 книг из библиотеки венгерского Шарошпатакского реформатского колледжа.

Особенно острый вопрос - возвращение Балдинской коллекции

В то же время до сих пор не решен вопрос так называемой Балдинской коллекции. Александр Соколов на днях на саммите в Томске сказал, что "балдинская коллекция" не попадает под закон о перемещенных ценностях, и ее безвозмездное возвращение будет носить незаконный характер.

Ранее говорилось, что Балдинская коллекция, скорее всего, вернется в Германию во второй половине 2005 года. Об этом 11 февраля прошлого года заявлял журналистам заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков.

Балдинская коллекция - собрание рисунков и картин выдающихся мастеров европейского изобразительного искусства XVI-XX веков, вывезенное из Германии в 1945 году.

Коллекция из собрания Бременского "Кунстхалле" была вывезена из Германии в Москву капитаном Советской армии Виктором Балдиным в июле 1945 года. Балдин тем самым спас коллекцию от огня и уничтожения солдатами, но вывез спасенные шедевры без надлежащего юридического оформления.

Передав в 1947 году коллекцию в Государственный музей архитектуры имени Щусева, Балдин в течение последующих десятилетий добивался от правительства СССР, а затем России решения вопроса о возвращении рисунков Германии. В коллекцию Балдина входят 362 рисунка и две картины, среди авторов которых - Рембрандт, Дюрер, Буше, Коро, Делакруа, Гойя, Мане.

С 1991 года трофейные художественные ценности находились на временном хранении в Эрмитаже. Минкультуры РФ два года назад предложило передать коллекцию в галерею "Кунстхалле", но эта инициатива вызвала в обществе неоднозначную реакцию.

"Эта коллекция рассматривается как трофеи, ввезенные незаконно, то есть не по решению командования о компенсаторной реституции, - пояснял представитель министерства культуры. - Поэтому говорить, что коллекция эта является достоянием России, нет никаких оснований".

Вилков сообщил, что в результате долгих переговоров удалось достичь договоренности, что 20 произведений останутся в России в качестве компенсации. Это составит одну треть стоимости всей коллекции, которая, по оценке аукционного дома "Гелос", превышает 23 млн долларов.

Как обстоят дела с реституцией в других странах

Многие страны решают положительно вопрос возвращения культурных ценностей, вывезенных во время Второй мировой войны. Так, в феврале Голландское правительство приняло решение вернуть наследнице бывшего владельца коллекцию картин, оказавшуюся после войны в собственности нидерландского государства.

Поскольку Гаудстиккер был еврейского происхождения, после нападения фашистской Германии на Нидерланды в мае 1940 года он пытался бежать от немецких войск, но погиб.

Один из руководителей фашистской Германии Герман Геринг угрозами заставил вдову Гаудстиккера Дезире продать ему большую часть принадлежавшей ее мужу коллекции за два миллиона гульденов - ничтожную часть ее действительной стоимости. Остальные произведения из коллекции Гаудстиккера перешли в собственность немецкого банкира Алоиса Мидля.

После окончания войны союзники вернули найденную в Германии коллекцию Гаудстиккера в Нидерланды, рассчитывая, что она будет возвращена законным владельцам. Однако все попытки Дезире Гаудстиккер получить картины наталкивались на отказ нидерландских государственных структур.

Картины были помещены в голландские музеи, среди которых знаменитые Rijksmuseum в Амстердаме, музей Boijmans van Beuningen в Роттердаме, Bonnefantenmuseum в Маастрихте.

В 1997 году проживающая в США невестка умершей к тому времени вдовы Гаудстиккера Марей фон Заэр направила нидерландским властям требование вернуть ей, как законной наследнице, коллекцию. После последовавшего в 1998 году отказа она продолжала с помощью ведущих адвокатских контор бороться за возвращение наследства.

Созданная в 2001 году голландскими властями Комиссия по реституции рассматривала вопрос возвращения перемещенных произведений искусства прежним владельцам не столько с юридической, сколько с моральной точки зрения. Ее рекомендация привела к решению о возвращении коллекции Гаудстиккера его наследнице.

В мае 2004 года Эстония вернула Германии часть алтаря Альбрехта Дюрера, считавшуюся бесследно пропавшей в годы Второй мировой войны.

Створка алтаря под названием "Иоанн-Креститель" является частью алтарного триптиха, созданного Дюрером в 1503 и 1505 годах. Картина исчезла во время Второй мировой войны. В 1943 году вместе с собранием рисунков и гравюр она была эвакуирована в замок Карнцов в Бранденбурге, откуда и была вывезена советскими войсками.

Летом 2003 года "Иоанн-креститель" был найден в хранилище музея Кадриорг в Таллине. В ноябре 2003 года было подписано соглашение о возвращении произведения искусства в Германию.

В 2002 году Германия передала России семь картин, вывезенных из СССР в годы Второй мировой войны. Это были полотна мастеров ХVП-ХIХ веков, которые были похищены из Гатчины, Петергофа и Царского села.

Произведения искусства были найдены в ходе специальной акции в начале 90-х годов в ряде частных коллекций в Берлине и Дармштадте. Среди них - портреты Петра III (1760 год), Екатерины II (1790 год), Петра I (XIХ век), Александра I, Великой княгини Марии Павловны (вторая половина ХIХ века).

Также вернулись в Россию картина "Всадник" (ХVIII век) и полотно, изображающее маневры царской армии близ Красного села (вторая половина ХIХ века).

Читайте также: