Единоначалие как фундамент воинской дисциплины и основа правопорядка воинского коллектива

Обновлено: 02.07.2024

Проблема поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины является одной из наиболее острых в Вооруженных Силах РФ. Ее решение во многом зависит от эффективной работы младших командиров, их личных качеств и методического мастерства.

Правовые основы и методы работы сержантов по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

Крепкая воинская дисциплина есть результат общих усилий каждого военнослужащего в отдельности и воинского коллектива в целом. Она зависит как от уровня подготовленности и ответственности младших командиров, так и от существующих нормативно-правовых документов, на которые в своей работе они опираются. Поэтому каждому сержанту необходимо знать положения федеральных и региональных законов, нормативные требования общевоинских уставов, приказы и директивы министра обороны и других должностных лиц.

Младший командир будет эффективнее справляться с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если сам будет дисциплинирован.

Личная дисциплинированность младшего командира - это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения его дисциплинарных функций. Нарушив воинскую дисциплину, он утрачивает в глазах подчиненных свой авторитет, теряет дисциплинарную власть над ними.

В Вооруженных Силах РФ накоплен богатейший опыт и создана система работы должностных Лиц по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Важным звеном этой системы является деятельность младших командиров.

Иногда сержанты не видят особых трудностей в вопросе укрепления воинской дисциплины в подразделении. Они уверены, что очень хорошо знают своих подчиненных только потому, что каждый день их видят. Между тем знание и понимание причин поступков, прогнозирование дисциплинированности человека - дело непростое. Ложная уверенность в ясности картины в некоторых случаях может привести к нарушениям уставного порядка.

Избежать подобных ошибок помогает кропотливая и планомерная повседневная работа с подчиненными. Важнейшим ее аспектом является их воспитание в духе неуклонного выполнения установленных правил поведения, формирование и развитие у них чувства собственного достоинства, сознания воинской чести и долга.

Правильная постановка дела требует, чтобы дисциплинированные воины были уважаемыми членами коллектива. Для этого младший командир должен правильно использовать все имеющиеся в его распоряжении методы, не выходящие за рамки своих прав и обязанностей.

Методы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины - это совокупность педагогических приемов, средств и способов воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования и развития у них дисциплинированности, исполнительности, высоких морально-боевых, психологических, нравственных, эстетических и других качеств (см. схему).

Эта работа требует от сержанта умелого применения разнообразных методов воздействия на подчиненных. Способность сержанта выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его -яркое проявление профессионализма младшего командира.

Так, например, метод убеждения обеспечивает формирование у военнослужащих сознательности, убежденности. Метод примера оказывает огромное воздействие на поведение воинов, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств воина - решительности, смелости, самообладания и т.д. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у воинов положительного поведения, развивает у них усердие в службе. В методе принуждения находит свое отражение оценка отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.

Пример является одним из условий формирования необходимых качеств личности. Этот метод заключается в целеустремленном и систематическом воздействии сержанта на подчиненного и воинский коллектив силой личного примера, а также всеми положительными примерами, служащими образцами для подражания.

Строгий уставной порядок, четкий распорядок дня, правильная организация боевой подготовки, быта и отдыха воинов требует от личного состава постоянно повторяющихся действий. Для этого применяются тренировки, упражнения.

Для закрепления положительных привычек и лучших качеств воина применяется поощрение. Это воздействие на чувства воинов с целью вызывать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями. С помощью поощрения младший командир достигает закрепления положительных качеств у подчиненных.

Важную роль в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины играют воспитательные средства, к которым относятся:

- различные виды воинской деятельности в части (подразделении);

- моральное и материальное стимулирование;

- информационные средства и др.

Организационная сторона деятельности младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении предполагает состав и группировку военнослужащих, структуру проводимых мероприятий, место и продолжительность их проведения. Единство места и времени взаимодействия этих элементов образует то, что принято называть формой работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

Формы работы и роль младших командиров в системе поддержания воинской дисциплины

Формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины - это совокупность согласованных по месту, времени и задачам организационных, технических и воспитательных мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, военной юстиции, другими должностными лицами и армейской общественностью, направленные на обеспечение соблюдения личным составом Конституции и законов Российской Федерации, а также требований воинских уставов, приказов командиров и начальников.

Иными словами, формы работы - это различные варианты организации конкретной работы или процесса, композиционна построение какого-либо мероприятия, последовательность и порядок действий командира и подчиненного, их взаимоотношений, время и место проведения и другие элементы организации.

К основным формам работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении следует отнести: массовые, групповые и индивидуальные.

Групповые формы предполагают участие части личного состава. К ним относятся: работа клубов по интересам, кружки художественной самодеятельности, спортивные командные игры, различного рода групповые упражнения и работы и другие.

К индивидуальным формам можно отнести индивидуальные беседы, поручения, задания и другие.

Выбор той или иной формы, а также порядок ее реализации определяются целями и задачами работы.

Практика свидетельствует, что к выбору методов и форм работы надо подходить творчески, все время разнообразить их.

Составной частью работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении является правое воспитание, цель которого - укрепление сознательной воинской дисциплины и боевой готовности войск правовыми средствами. Эта работа строится на разъяснении воинам их правового положения: прав, обязанностей и льгот, а также законов о характере взаимоотношений между военнослужащими и ответственности за их нарушение. Широко используются меры убеждения и принуждения, которые принято называть правовыми средствами. К ним относятся меры поощрения, дисциплинарные взыскания, уставные меры пресечения нарушений правопорядка и воинской дисциплины, юридическая ответственность, меры общественного воздействия. Младший командир должен умело применять данную ему дисциплинарную власть. Кроме того, необходимо опираться на положительное распространение передового опыта.

К групповым формам можно отнести работу юридических кружков, уголков правовых знаний.

Важное значение имеют индивидуальные формы правовой работы, заключающиеся в проведении индивидуальных бесед и консультаций работников военной прокуратуры, применение прокурорских воздействий на военнослужащих, совершивших проступки или склонных к нарушению законов, правопорядка и воинской дисциплины. Положительно влияют на военнослужащих стенды с информацией об осуждении, выездные суды, доведение статей Уголовного кодекса.

В воинском подразделении большое значение в поддержании и укреплении правопорядка и воинской дисциплины играет индивидуально-воспитательная работа, направленная на воспитание дисциплинированности и исполнительности каждого воина. Она, пожалуй, является наиболее действенным и эффективным механизмом работы младших командиров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в подразделении. Ведь как никому сержантам, проводящим в подразделении 24 часа с подчиненными, должны быть хорошо известны индивидуальные особенности каждого военнослужащего, исходя из которых они должны уметь использовать наиболее целесообразные методы, формы и средства воспитания. Только правильная организация индивидуально-воспитательной работы позволяет младшим командирам наиболее глубоко разбираться в истинном положении дел в подразделении, эффективно влиять на процессы, происходящие в воинском коллективе, в интересах решения стоящих перед ним задач.

Своевременное и полное устранение причин и последствий недисциплинированности военнослужащих, а также совершения ими нарушений правопорядка и воинской дисциплины чрезвычайно важно. Здесь необходима кропотливая работа младших командиров в этом направлении. Она должна строиться на пресечении правонарушений, а также на выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, для организации профилактической работы сержанты в первую очередь должны хорошо знать причины, условия и поводы нарушений, методику их выявления и устранения, а также предусмотренные законом меры пресечения правонарушений.

В целях поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в каждой воинской части командирами (начальниками) организуется система работы должностных лиц. Одним из важных ее звеньев является работа младших командиров по поддержанию высокой воинской дисциплины в своем подразделении.

Она начинается с планирования мероприятий в сержантской книжке, продолжается практическим их выполнением и заканчивается контролем и докладом об их выполнении. При этом младший командир должен:

1 Знать, где находятся его подчиненные, и проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих вышестоящему командованию.

2 Следить за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком в отделении (взводе), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины.

3 Проводить индивидуально-воспитательные беседы с 1 - 2 военнослужащими.

4 Обеспечивать соблюдение подчиненными правил ношения военной формы одежды, следить за чистотой их обуви и обмундирования, а также проводить утренний осмотр.

5 Докладывать непосредственному командиру о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества.

6 Осматривать и постоянно содержать в порядке и исправности вверенное вооружение, боевую и другую технику и имущество, строго следить за их наличием.

7 Обеспечивать соблюдение мер безопасности в повседневной деятельности.

8 Подводить итоги дня, оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.

9 Заботиться о подчиненных и вникать в их нужды и запросы.

10 Готовиться и проводить занятия с подчиненными по боевой подготовке.

1 Беседовать с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины. Выяснять причины и принимать меры по недопущению нарушений вплоть до наложения взысканий.

2 Организовывать дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов ВС РФ.

3 Следить за очередностью и справедливым распределением нарядов среди солдат отделения, их увольнением из расположения части.

4 Докладывать командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствовать о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей.

5 Подводить итоги воинской дисциплины, боевой учебы и соревнования за прошедшую неделю и ставить задачи подчиненным на предстоящую неделю.

Кроме того, младший командир должен знать:

1 Список личного состава отделения, расчета, экипажа.

2 Социально-демографические данные на каждого солдата.3. Сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого военнослужащего.

Для того чтобы у сержантов не возникало трудностей в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины под личным руководством командира воинской части, его заместителей и других опытных педагогов должны проводиться занятия по обучению сержантов методике работы с подчиненными, на которых определяются наиболее целесообразные методы, приемы и формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, позволяющие эффективно формировать их морально-психологические, боевые качества, направленные на повышение боеготовности и боеспособности подразделения.

Практика свидетельствует, правильное применение форм и методов работы младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, а также систематический и комплексный подход к их решению дают положительные результаты.

Рекомендуемая литература:

1. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

2. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9.

3. Анашкин О., Сливин Т. Формы и методы работы младшего командира по формированию у подчиненных дисциплинированности и исполнительности // Ориентир. - 2003. - № 3.


Существуют различные формы дисциплины: государственная, трудовая, общественная, партийная. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Она необходима, чтобы регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск. Воинская дисциплина требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

К основным чертам воинской дисциплины можно отнести:

  1. обязательное соблюдение требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения;
  2. единоначалие, то есть высокую значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
  3. принятие строгих мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
  4. четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.

Обязательные для выполнения нормы и правила поведения военнослужащих, отношения между военнослужащими, которые формируются в процессе становления коллектива, деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины все это неотъемлемые составляющие дисциплины.

Прежде всего, необходимо для формирования дисциплины изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих. К ним можно отнести морально-психологическое состояние, мировоззрение, интересы, семейное положение, духовное развитие, личная дисциплинированность, организаторские способности. Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером. Существуют принципы по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.

1) Индивидуальный подход к каждому военнослужащему;

2) Заострение внимания на положительных моментах в деятельности военнослужащего;

3) Несение ответственности за нарушение требований дисциплины;

4) объективность при оценке воинской дисциплины в подразделении;

5) Постоянное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир подразделения является организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины и должен лично изучать ее состояние, выявлять причины нарушений, оценивать работу подчиненных командиров по укреплению воинской дисциплины, также определять цели, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня дисциплины подразделения.

Отметим основные составляющие анализа воинской дисциплины:

  1. Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время;
  2. Выявление причин, из-за которых возникают нарушения воинской дисциплины;
  3. Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов;
  4. Определение путей укрепления воинской дисциплины.

Для успешного достижения всего перечисленного необходимо охватывать все сферы воинской деятельности, а именно, боевую подготовку, быт и досуг личного состава, внутреннюю, повседневную и караульную службу.

Для укрепления воинской дисциплины применяют следующую методику:

– периодически обсуждать вопросы и проблемы работы на совещаниях, собраниях и сборах.

– знать и руководствоваться документами;

– включить в воспитательную работу всю категорию руководителей и руководить этой деятельностью;

– необходимо своевременно определить цель и постановить задачу в области укрепления воинской дисциплины;

– проводить мероприятия по обеспечению теоретической и методической подготовкой всех категорий командиров.

Обмен опытом, его обобщение и распространение является одной из важных составляющих укрпеления воинской дисциплины, так как основные направления, формы и методы работы должностных лиц части являются залогом в воспитании у военнослужащих самодисциплины и коллективизации.

Рассмотрим основные формы воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины командирами подразделения:

Систематический анализ состояния воинской дисциплины — важнейшая обязанность командиров и является одним из основных условий поддержания в части высокой организованности и уставного порядка. Общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины имеют свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части необходимо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.

Каждое должностное лицо в части выполняет свои обязанности по укреплению дисциплины. Рассмотрим это на пример командира полка.

Командир полка ежемесячно должен анализировать состояние воинской дисциплины и подводить итоги работы по её укреплению, проводить занятия с командирами подразделений по поддержанию уставного порядка, а также занятия в системе командирской подготовки по вопросам воспитания, военной психологии и педагогики.

Ежедневно должен оценивать состояние воинской дисциплины и ставить задачи заместителям, начальникам служб и командирам подразделений по её укреплению, заслушивать доклады должностных лиц о работе по предупреждению происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, также обязан индивидуально работать с различными категориями военнослужащих.

Укрепление воинской дисциплины проходит благодаря четкой психологической работе. Рассмотрим данный термин подробнее.

Психологическая работа — это комплекс согласованных и целенаправленных мероприятий, который осуществляется с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности войск, поддерживает психологическую устойчивость личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.

К основным задачам психологической работы можно отнести:

  1. Проведение мероприятий данной работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых, учебных и специальных задач, боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
  2. Создание надежного и крепкого морально-психологического климата в коллективах.
  3. Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических отношений в воинских коллективах и осуществление прогнозирования развития.
  4. Осуществление психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
  5. Выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих по должностям и выполняемым задачам.
  6. Психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

Существует ряд методов, с помощью которых командир подразделения изучает психологические особенности своего воинского коллектива. К ним относятся: наблюдение, опрос, анализ результатов групповой деятельности.

Метод наблюдения помогает командиру получить наиболее объективную информацию при укреплении дисциплины в своем подразделении.

При этом он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив такие как: формы и содержание межличностных взаимоотношений; формирование коллективных норм поведения, отношений, мнений и настроений; каналы распространения информации; наличие традиций и ритуалов.

Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед ними вопросов, ответы на которые в дальнейшем будут анализированы и выведены проблемные места в укреплении дисциплины.

Анализ результатов групповой деятельности дает возможность командиру характеризовать воинский коллектив, а также происходящие в нем изменения по результатам в различные периоды жизнедеятельности. Например, несение службы суточным нарядом, культурные выходы, спортивно-массовая работа.

Существуют основные психологические приемы, которые применяются для повышения эффективности управленческой деятельности и укрепления воинской дисциплины командирами подразделения.

Механизм их воздействия заключается в создании у военнослужащего, в ходе общения на подсознательном уровне положительного эмоционального отношения к начальнику.

Для этого необходимо развивать определенные навыки общения:

  1. Не делать поспешные оценки и суждения собеседника, а точно оценивать позицию;
  2. Смотреть в глаза собеседника, наблюдать за выражением его лица, жестикуляцией, движениями, которые выражают отношения и чувства;
  3. Уметь направлять свое внимание на собеседника, поддерживать в себе интерес к тому, что он говорит, не отвлекаться;
  4. Стремиться развивать и расширять сказанную мысль военнослужащего, а не искать ошибки.
  5. Повторять сказанное, если потребуется и уточнять недопонятые мысли;
  6. Стремиться понять логику собеседника;
  7. Не перебивать, пока твой подчиненный не высказался.

Для повышения воинской дисциплины необходимо проводить культурно-досуговые мероприятия: конкурс художественной самодеятельности, смотр песни и строя, культпоходы, экскурсии, посещение спортивных матчей и так далее. Коллективное посещение культурных заведений выполняют следующие задачи:

  1. Знакомство с историческими местами, местами боев, подлинными вещами, документами, музейными экспонатами, связанными с жизнедеятельностью известных исторических личностей;
  2. Ознакомление личного состава с организацией и технологией современного производства, внедрения в него новейших достижений науки и техники;
  3. Морально-психологическую разгрузку личного состава
  4. Создания чувства одного коллектива, взаимовыручки и взаимопонимания.
  5. Осмотр личным составом архитектурных ансамблей, дворцов, исторических памятников.

В завершении своей работы хочется сказать, что укрепление воинской дисциплины — это очень тяжелый труд командиров, так как именно они принимают активное участие в данном процессе. Планируют и организуют повседневную деятельность, участвуют в формировании воинского коллектива, проводят различного рода беседы и информирования с личным составом, чтобы внушить каждому военнослужащему чувства долга, верности к Родине и патриотизма. Стоит отметить, что воинская дисциплина также зависит от личной ответственности каждого военнослужащего, осознании им той важной задачи, которая на него возложена — Защита Родины!

  1. Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  2. Управление подразделениями в мирное время: учебник. — М.: Голден Би, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): воинская дисциплина, личной состав, воинский коллектив, военнослужащий, командир подразделения, укрепление дисциплины, задача, укрепление, воинский порядок, воспитательная работа.

Читайте также: