Единица показывающая в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально правовые явления

Обновлено: 16.05.2024

Любое статистико-правовое исследование начинаетсяс получения исходной социально-статистической информации, т. е. с учета преступлений, правонарушений, гражданских споров, приговоров, судебных решений, видов наказания и других юридически значимых фактов.Кроме того в исследовании обобщаются учтенные факторы в соответствующую сумму, массив, совокупность. На практике эти два аспекта статистического наблюдения составляют единый процесс учета и отчетности.

Во всех случаях статистическое наблюдение будет представлять собой количественную регистрацию отдельных явлений, отбираемых по качественно-определенным признакам. При статистическом наблюдении регистрируются индивидуальные явления изучаемой совокупности (преступления, преступники, причины) или отдельные их признаки (юридическая квалификация преступления, социально-демографические данные преступников, виды и сроки наказания и т. д.)

Как бы ни проводились учет фактов и их суммирование, этот двуединый процесс должен быть организован таким образом, чтобы опираясь на полученный первичный материал, можно было бы сделать более или менее объективные выводы об изучаемом явлении. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, — это достоверность и полнота собираемой исходной информации.

Статистическое наблюдение проводится с конкретными целями. На основе его результатов принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны.

Статистическое наблюдение — начальный и исходный этап любого статистико-правового изучения и его конечные результаты зависят от его правильной научной организации.

Понятие статистического наблюдения

Статистическое наблюдение — это специфический метод и одновременно первая стадия (этап) любого конкретного статистико-правового изучения, представляющего собой научно организованный по единой программе учет интересующих фактов о правовых и юридически значимых явлениях и процессах и сборполученных на основе этого учета массовых первичных данных в какую-то совокупность.

Любое статистико-правовое исследование начинается, во-первых,с получения исходной социально-статистической информации, т. е. с учета преступлений, правонарушений, гражданских споров, приговоров, судебных решений, видов наказания и других юридически значимых фактов. Во-вторых, с обобщения учтенных фактов в соответствующую сумму, массив, совокупность. На практике эти два аспекта статистического наблюдения составляют единый процесс учета и отчетности.

Во всех случаях статистическое наблюдение будет представлять собой количественную регистрацию отдельных явлений, отбираемых по качественно-определенным признакам. При статистическом наблюдении регистрируются индивидуальные явления изучаемой совокупности (преступления, преступники, причины) или отдельные их признаки (юридическая квалификация преступления, социально-демографические данные преступников, виды и сроки наказания и т. д.)

Как бы ни проводились учет фактов и их суммирование, этот двуединый процесс должен быть организован таким образом, чтобы опираясь на полученный первичный материал, можно было бы сделать более или менее объективные выводы об изучаемом явлении. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, — это достоверность и полнота собираемой исходной информации.

Статистическое наблюдение проводится конкретных целях. На основе его результатов принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны.

Статистическое наблюдение — начальный и исходный этап любого статистико-правового изучения и его конечные результаты зависят от его правильной научной организации.

Организация статистического наблюдения включает в себя: определение его целей и задач; выбор надлежащего объекта; установление единиц наблюдения, совокупности, измерения; составление программы наблюдения.

Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, из жизненно необходимых нужд, которыми обременены правоохранительные и другие юридические учреждения или государство в целом.

Характер статистического наблюдения определяется его целями, которые в свою очередь должны формулироваться, исходя из реальных потребностей юридической деятельности и практических возможностей тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение.

За выбором целей статистического наблюдения следует выборобъекта наблюдения, включающий в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей.

Всякий круг социально-правовых отношений, которые выступают объектом статистического наблюдения, может быть практически безграничен. Поэтому, определив содержание объекта, следует четко обозначить его пространственные, временные и количественные пределы. Без определения указанных пределов статистического наблюдения трудно организовать его проведение и еще труднее оценить представительность полученных данных.

Определив цель и объект статистического наблюдения, необходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Применительно к уголовной статистике это могут быть отделения полиции, районная или городская прокуратуры, районные суды или мировые судьи.

Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения (преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик, причина, иск и т. д.).

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления. Умение правильно провести границу между единицами измерения имеет важное научно-практическое значение. Сопоставимость единиц измерения — важнейшее требование статистического наблюдения. Данное требование в определенной мере относится к единицам наблюдения и единицам совокупности.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Основоположник правовой статистики А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления программы статистического наблюдения. Первый - желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи. Второй - не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы удовлетворительного качества. Третий - не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуемых субъектов относительно целей проводимого обследования.

Эти правила не утратили своего значения и в настоящее время. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение проверки данных — важные условия успешной статистики. Программа статистического наблюдения составляется при организации каждого статистико-правового изучения. Своеобразными, относительно стабильными программами статистических наблюдений являются официальные формы учета и отчетности, государственные и ведомственные.

Организационные формы статистического наблюдения

Учет первичных сведений, как начальная составляющая процесса статистического наблюдения, и обобщение их в отчетности или других итоговых документах, как его конечная составляющая, в обыденной жизни нередко обозначаются термином — сбор первичных данных об объекте наблюдения.

Организационными формами сбора статистической информации являются:

официальные учет и отчетность,организуемые в юридических учреждениях в качестве их функциональной деятельности;

специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же правоохранительных органах. Эта форма позволяет осуществлять сбор сведений, отсутствующих в официальном учете и отчетности.

Это деление условно. В конкретных статистических наблюдениях могут по-разному сочетаться обе эти формы, дополняя и уточняя фактические данные об объекте изучения, приближая нас к более объективному и полному пониманию наблюдаемых правовых реалий.

Преступность в России и других странах, как правило, учитывается и обобщается на уровне официальной государственной статистики. Для ее учета существуют десятки способов, которые могут быть применимы лишь на уровне специально организованных форм статистического наблюдения.

Официальный государственный учет и отчетность являются первой и основной формами статистического наблюдения. Вне официальной уголовно-правовой, криминологической, административно-правовой и гражданско-правовой статистики практически немыслимо проведение ни одного более или менее глубокого статистико-правового наблюдения. Официальный государственный учет и отчетность в всех сферах, в том числе и правоохранительной, организуются Госкомстатом РФ. Все формы государственной статистической отчетности обязательно утверждаются этим органом. Наряду с этим есть сугубо ведомственная отчетность МВД России, утверждаемая руководством ведомства.

Учет и отчетность в правоохранительной деятельности организуются на основе общих принципов, по единой методологии, методике и организации. Пренебрежение этими вопросами может привести к несопоставимости показателей, к невозможности комплексных статистических правовых обследований, искажению количественных и качественных реалий.

Специально организованное статистическое обследование— вторая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тогда, когда цели и задачи статистико-правового изучения требуют показателей, не охваченных официальной статистической отчетностью. Например, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе, субъекте Федерации или городе может возникнуть необходимость выяснить степень доверия и отношение населения к правоохранительным органам, с одной стороны, и характер опоры самих органов на помощь населения, с другой. При изучении личности преступников может появиться нужда в более глубоком исследовании их правосознания, характера потребностей, интересов и ценностных ориентации, психофизиологических особенностей и т.д. Эти сведения собираются при специальном изучении уголовных дел, ознакомлении с иными документами, анкетных опросах и интервьюировании граждан, сотрудников правоохранительных органов, правонарушителей и с помощью других методов сбора информации, не отраженной в учете и отчетности. Методика сбора подобной информации разнообразна. Она достаточно полно разработана социологией, психологией и другими науками и давно применяется в юридических исследованиях.

Документ из архива "Статистическое наблюдение в правовой статистике", который расположен в категории "рефераты". Всё это находится в предмете "государство и право" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "государство и право" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "36070"

Текст из документа "36070"

Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.

В настоящее время термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимаются итоговые показатели, которые в количественном выражении характеризуют различные стороны общественной жизни производство, распределение, перераспределение созданного продукта, отношения собственности, культуру, воспроизводство населения, благосостояние населения, инфляционные процессы и т.д. К статистике относится также практическая деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных. С научно теоретической точки зрения в современном понимании статистикой является наука, которая разрабатывает приемы и методы сбора и обработки информации о каких-либо массовых явлениях или процессах, происходящих в общественной жизни.

Правовая статистика – система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные – это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов – сложный многоступенчатый процесс. В данном процессе выделяются следующие этапы:

Сводка и группировка собранного материала;

Обработка и анализ сводных статистических данных.

В данном реферате рассматривается первоначальный этап статистического исследования - статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями. Сформированный в процессе наблюдения данные – исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которые характеризуют изучаемые явления. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделений правоохранительных органов (например, в МВД России – ГИЦ – ЗИЦ – ИЦ- учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и т.д.

1. Определение и этапы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:

наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества;

непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни;

обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;

создание наилучших условий для получения объективных материалов, что обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение включает следующие этапы:

Подготовительный этап включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов;

Разработка программы статистического наблюдения включает определение существенных статистических признаков, для характеристики объекта, исходя из цели исследования;

Разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов статистического наблюдения.

2. Подготовительный этап статистического наблюдения

Согласно вышеизложенного, подготовительный этап представляет собой разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.

Программно-методологические вопросы.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

Цель статистического наблюдения – это получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Исходя из общего определения цели статистического наблюдения, можно вывести понятие главной цели статистического наблюдения для правоохранительных органов.

Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или недополученные данные для анализа.

Главная цель статистического наблюдения для правоохранительных органов – это регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания – суть статистического наблюдения преступности, основной содержание уголовно-правовой статистики.

После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения.

Объект статистического наблюдения – это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Например, при учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.

На основе вышеизложенного определим объекты статистического наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.

Объект уголовно-правовой статистики.

Основная цель уголовно-правовой статистики – это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение характера действия соответствующих государственных мер социального контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта наблюдения уголовно-правовой статистики:

преступление как предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст.2, 14 УК);

преступник как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК);

наказание как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст.43, 44 УК).

Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.

Объект гражданско-правовой статистики.

Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям – их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:

спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);

стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);

Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Объект административно-правовой статистики.

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

административные правонарушения (проступки) – противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);

лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);

меры административной ответственности – административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП).

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить использую такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения – это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения – это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения.

Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения – это выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форма статистической отчетности, установление сроков предоставления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Правильное и своевременное решение данных вопросов обуславливает успех любого статистического наблюдения.

Административно-правовая статистика занимается учетом административных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству.
В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т.д. Особое место в системе субъектов административной

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

Административно-правовая статистика занимается учетом административных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству.

В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т.д. Особое место в системе субъектов административной юрисдикции занимают суды, роль которых в последние годы интенсивно возрастает.

По своему характеру административно-правовая статистика может обслуживать, кроме административного, и другие отрасли права - экологического, хозяйственного, торгового, транспортного, воздушного, морского и т. д. В ней особо нуждается криминология, поскольку совершение административных правонарушений, как правило, является одной из ступеней к преступному поведению, анализ которых помогает решать многие криминологические задачи.

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений по их видам и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

1. административные правонарушения (проступки) - противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);

2. лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);

3. меры административной ответственности - административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.1-3.9 КоАП).

4. административные споры.

5. судебные решения и их исполнение.

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения - это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица - это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение полиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления.

Статистическая группировка - это процесс расчленения статистической совокупности на качественно однородные группы или объединения единичных случаев в качественно однородные группы по существенным для них признакам. Например, группировка административных правонарушений по видам, категориям тяжести, способам совершения, объекту посягательства (против личности, государства, в сфере экономики и т.д.) и т.п. Отбор существенных (группировочных) признаков определяется целями и задачами исследования. При этом правильный отбор таких признаков является очень важным моментом, поскольку применение различных приемов группировок при анализе одного и того же статистического материала может привести к совершенно противоположным выводам.

В административно - правовой статистике выделяют три основных вида группировок:

1) типологическая - предполагает расчленение совокупности изучаемых юридических значимых явлений (правонарушения, правонарушители др.) на отдельные качественные однородные совокупности (группы, типы) по важнейшим существенным качественным признакам с целью выявления и характеристики групп, однородных по существенным признакам.

Примерами типологической группировки в административно - правовой статистике могут служить группировки административных правонарушений по сферам деятельности (экономические, социальные и др.); группировка наказаний по видам (штраф, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности и др.); распределения лиц, совершивших правонарушения, по полу (мужчины, женщин); привлечёния к административной ответственности (ранее привлечённые и не привлечённые) и т.д.

Некоторые типологические группировки переходят в классификации, имеющие устойчивый характер классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.

Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени в соответствии с положениями правовой науки и на основе установленных в законе правовых признаков.

2) структурная (или вариационная) - группировка, в которой типически однородные группы (выделенные с помощью типологической группировки) разделяются по количественным признакам на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Анализ структурных группировок в административно - правовой статистике позволяет исследовать изменение структуры (структурные сдвиги) типически однородных групп правонарушений, правонарушителей и других правовых явлений. Например, с помощью структурных группировок изучают распределение правонарушителей по возрасту, числу привлечения к ответственности; распределение административных правонарушений по сферам и объектам посягательства, регионам и развитие этих явлений во времени.

3) аналитические (факторные) группировки позволяют исследовать взаимосвязи и зависимости (в том числе и скрытые) между изучаемыми правовыми явлениями и их признаками (факторами).

В статистике признаки, оказывающие воздействие на другие признаки, зависящие от них, называются факторными, а те, которые изменяются под воздействием факторных признаков - результативными.

Взаимосвязь проявляется в том, что под воздействием факторного признака (например, пьянства, безработицы и т.п.) изменяется значение результативного признака (правонарушений). В основе аналитической группировки лежит факторный признак, а каждая выделенная группа характеризуется значениями результативного признака.

С целью определения тесноты или силы связи между изучаемыми признаками (явлениями) в аналитических группировках используют методы математической статистики (например, корреляционно-регрессионный анализ).

В зависимости от задач анализа и степени сложности изучаемого явления применяемые группировки могут быть простыми, сложными, комбинационными, первичными и вторичными.

Простой называется группировка по одному признаку (например, распределение правонарушителей по возрастным группам).

Сложной называется группировка по двум или нескольким признакам.

Комбинационной называется группировка, если в основе группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации (иерархии). Группы, сформированные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признаку. Если добавить подгруппы по полу в группировку правонарушителей по возрастным группам, то получится комбинационная группировка. Комбинационные группировки позволяют решать многие задачи: и выделения типов, и изучения структурных изменений, и выявления связей между исследуемыми признаками

Группировки, которые производятся на основе первичного статистического материала, относятся к первичным группировкам. Но иногда имеющиеся группировки не отвечают требованиям анализа, например, они могут быть несопоставимы из-за различного количества интервалов или различных границ интервалов. Приведение группировок к сопоставимому виду осуществляется на основе метода вторичных группировок.

Вторичная группировка представляет собой образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Это осуществляется двумя способами: путем объединения (укрупнения) первоначальных интервалов и путем долевой перегруппировки.

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Говоря об учете дорожно-транспортных происшествий необходимо сначала определить само понятие дорожно-транспортного происшествия. Так под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

1) органами внутренних дел - производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения городов и районов (районов в городах) организуют сверку с медицинскими учреждениями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.

2) владельцами транспортных средств - учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

3)государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог - учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в территориальный орган внутренних дел о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении.

Медицинские учреждения независимо от форм собственности учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Они обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди и не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

1) во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

2) при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

3) в результате стихийных бедствий;

4) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

5) в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

6) в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно- транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.

2. План лекции

1.
2.
3.
4.
5.
Понятие статистического наблюдения:
организация, требования, задачи, цели.
Формы, виды и способы статистического
наблюдения.
Ошибки (погрешности) наблюдения.
Понятие генеральной и выборочной
совокупности.
Основные характеристики генеральной и
выборочной совокупности.

3. ВОПРОС 1

СТАТИСТИЧЕСКОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ

это
первый этап статистического исследования,
заключающийся в планомерном, научноорганизованном и систематическом получении
данных
(сборе
сведений)
о
массовых
явлениях
и
процессах
социальной
и
экономической жизни путем регистрации
существенных признаков каждой единицы
совокупности.

Статистическое наблюдение в УИС –
это специфический метод изучения
оперативной
и
производственнохозяйственной деятельности ФСИН
России,
представляющий
собой
научно-организованный учёт фактов о
явлениях и процессах, протекающих в
УИС.

5. Организация статистического наблюдения

Программно-методологическая часть включает:
определение целей и задач статистического наблюдения;
выбор надлежащего объекта изучения;
установление единиц наблюдения, единиц совокупности
и единиц измерения;
составление программы статистического наблюдения.
Организационная часть включает:
выбор формы, вида и способа проведения
статистического наблюдения;
определение ответственных за проведение
исследований лиц, учреждений и организаций.

6. Основные требования к статистическому наблюдению

1.
2.
3.
4.
Статистическая информация должна наиболее
полно и достоверно характеризовать изучаемое
явление или процесс.
В процессе проведения статистического
наблюдения на каждой его стадии необходим
контроль качества собираемых сведений и оценка
погрешности наблюдения.
Статистическое исследование должно ясно и
конкретно отвечать поставленным целям и
задачам.
Результаты статистического наблюдения должны
иметь научную и практическую ценность.

7. Цели и задачи статистического наблюдения

Цель
наблюдения
должна
быть
сформулирована
ясно,
четко
и
развернуто.
Исходя
из
целей
статистического
наблюдения,
ставятся
конкретные
задачи, которые должны быть решены в
процессе
его
проведения.
Неясно
поставленная цель может привести к
тому, что в процессе наблюдения будут
собраны
ненужные
данные
или,
наоборот, не будут получены сведения,
необходимые для анализа.

Объект статистического наблюдения − это
совокупность
общественных
явлений,
процессов, фактов и событий, подлежащих
исследованию.
Единица наблюдения − это неделимый элемент
изучаемой
совокупности
(объекта
статистического
наблюдения),
признаки
которого
регистрируются
в
процессе
статистического наблюдения.
Единица измерения показывает, в каких
величинах
учитываются
изучаемые
статистикой социально-правовые явления.

9. ВОПРОС 2 Формы статистического наблюдения

Официальная
статистическая отчётность
является первой и основной
формой статистического
наблюдения;
организуются Федеральной
службой Государственной
статистики Российской
Федерации (Росстат).
Специально организованное
статистическое обследование
является второй формой
статистического наблюдения;
организуется тогда, когда цели
и задачи статистического
наблюдения требуют
показателей, не охваченных
официальной статистической
отчётностью.

10. Виды статистического наблюдения

По непрерывности учёта
фактов во времени
●текущее (непрерывное) –
систематическая регистрация
фактов;
●периодическое (дискретное)
– наблюдение, проводимое
через определённые
промежутки времени;
●единовременное –
наблюдение, которое
проводится по мере
возникновения потребности в
сборе данных.
По полноте охвата единиц
статистической совокупности
●сплошное – полный охват
единиц совокупности;
●несплошное – наблюдение,
при котором учёту подлежит
только часть изучаемой
совокупности.

11. Виды несплошного наблюдения

Монографическое описание – осуществляется для
изучения единичных, но типичных в социальноправовом отношении объектов.
Обследование основного массива – способ, при
котором исследованию подвергаются доминирующие и
наиболее крупные единицы совокупности.
Анкетирование (социологический способ
обследования) – специально организованное
обследование с целью сбора данных, отсутствующих в
официальной статистической отчетности, и проводимое
в виде заполнения специально разработанных анкет.
Выборочное – обследование, при котором
обследованию подвергаются отдельные единицы,
отобранные с соблюдением определённых условий.

12. Способы статистического наблюдения

13. ВОПРОС 3 Ошибки (погрешности) наблюдения

Ошибки наблюдения – расхождения между расчётными
(полученными в результате наблюдения) и действительными
значениями изучаемых величин.
Ошибки измерения – разность между результатом измерения x
и истинным значением a изучаемой величины.
x x a
- абсолютная погрешность измерения.
x x a
x
a
a
- относительная погрешность измерения.
Ошибки регистрации – расхождения между сведениями,
записанными в формуляры наблюдения и фактическим
положением в исследуемой совокупности.
Ошибки репрезентативности – расхождение между
характеристиками выборочной и генеральной совокупности.
x ~
x

Ошибки репрезентативности возникают вследствие
того, что выборочная совокупность недостаточно
полно
воспроизводит
(репрезентирует,
представляет) генеральную совокупность, хотя
установление
и
регистрация
фактов
были
произведены точно. Такие ошибки присущи только
несплошному наблюдению.
По характеру возникновения ошибки
подразделяются на:
Случайные ошибки, чаще всего связанные с
невнимательностью регистратора, небрежностью
при заполнении документации.
Систематические ошибки, чаще всего связанные с
неточностью измерительных приборов и т.д.

15. ВОРОС 4. Понятие генеральной и выборочной совокупности

Совокупность всех мысленно возможных объектов того
или иного вида, над которыми проводятся наблюдения с
целью получения конкретных значений определённой
случайной величины, или совокупность результатов
всех мыслимых наблюдений, проводимых при
неизменных условиях над одной из случайных величин,
связанных с данным видом объектов, называют
генеральной совокупностью.
Часть отобранных объектов из генеральной
совокупности (результаты наблюдений над
ограниченным числом объектов из этой совокупности)
называется выборочной совокупностью или просто
выборкой.

16. Способы отбора статистических данных

17. ВОПРОС 5. Основные характеристики генеральной и выборочной совокупности

Генеральная
совокупность
Выборочная
совокупность
Объём совокупности
N
n
Кол. единиц, обладающих
заданным признаком
M
m
Доля единиц, обладающих
заданным признаком
M
p
N
W
Среднее значение
x
Дисперсия
х2

х

Характеристика
Среднее квадратическое
отклонение
xi
N
i
x)2
N
i
x)2
N
m
n
xi
~
x
n
~х2


~
x )2
i
n

i
~
x )2
n

18. Основные характеристики генеральной и выборочной совокупности

Характеристика
Дисперсия доли
Среднее квадратическое
отклонение доли
Генеральная
совокупность
p2 pq
p
pq
Выборочная
совокупность
W2 W (1 W )
W W (1 W )

19. Определение необходимой численности выборочной совокупности

Допущение, принимаемое
при собственно случайном
отборе:
Объекты изучаемой
совокупности подчиняются
нормальному закону
распределения случайной
величины.
Правило трёх сигм:
P X a 3 1 P X a 3 1 0.997 0.003

20. Определение необходимой численности выборочной совокупности

21. Определение необходимой численности выборочной совокупности

Пример. Для определения среднего возраста 50 тыс. человек,
совершивших экономические преступления в России, необходимо
провести выборочное обследование методом механического отбора.
При проведении предыдущего подобного обследования величина
дисперсии составила 2 = 75. Определите необходимую численность
~x
выборки, чтобы с вероятностью
0.997 предельная ошибка выборки не
превышала бы x 2.5 года.
Решение. Для данной численности N = 50 000 чел. и величины
доверительной вероятности = 0.997, имеем t = 3. Используя
формулу для определения необходимой численности выборки,
получаем:
2
2
2
nx
t ~x
3 75
108.
2
2
x
2.5
Ответ. Необходимая численность выборки составляет 108 чел.

Читайте также: