Дроздова а в понятие медицинской услуги как гражданско правовой категории

Обновлено: 02.07.2024


В статье рассмотрено понятие медицинской услуги, определены признаки, дана характеристика качества медицинских услуг, уточнено определение медицинских услуг.

Ключевые слова: здоровье граждан, медицинская услуга, лицензия, качество.

The article deals with the concept of medical services, the characteristics of the quality of medical services, the definition of medical services.

Keywords: health of citizens, medical service, license, quality.

Согласно п.2 ст. 19 вышеназванного федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В науке понятие услуги, в том числе и медицинской, многократно исследовалось и выдвинуты различные определения данного объекта гражданских прав. Д. И. Степанов считает, что услуга — это разновидность объектов гражданских правоотношений, выраженная в виде определенной правомерной операции, т. е. ряда целесообразных действий услугодателя, либо в форме деятельности, выступающей объектом обязательства, имеющей нематериальный характер, вещественный или овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества [2].

Е. Г. Шаблова полагает, что услугой является способ удовлетворения индивидуальной потребности субъекта, который не направлен на создание вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности, допускаемой правопорядком на возмездных началах [3].

Данные определения позволяют признать услуги как процесс совершения неких действий, имеющих сугубо фактический характер.

Медицинские услуги представляют собой один из видов услуг, регулируемых гражданским законодательством.

Н. К. Елина определяет это понятие как медицинскую деятельность, которая реализуется в рамках гражданско-правового договора и представляет собой действия (деятельность) юридического лица всех форм собственности (индивидуального предпринимателя), имеющего соответствующее разрешение (лицензию), направленные на исследование, укрепление, сохранение, восстановление организма человека и его органов и тканей [4].

М. В. Болотиной под медицинской услугой понимается деятельность исполнителя разового или комплексного характера, регулируемая законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, направленная на охрану здоровья населения в виде профилактики заболеваний, их диагностики и лечения, имеющая определенную стоимость [5].

Анализ правовой природы медицинской услуги, признаваемой гражданским законодательством объектом гражданских прав, позволил выделить ряд признаков, раскрывающих их сущность:

1) особая сфера применения (сфера лечения и профилактики заболеваний, сфера здравоохранения и социального обеспечения). Особенная характеристика сферы применения медицинских услуг связана с особой сферой медицинской деятельности.

2) Эффективность лечения и результата зависит от многих факторов, включающих в себя уникальность медицинской процедуры, ее апробированность, соответствие требованиям гигиены, допустимость применения к конкретному пациенту и др.

3) индивидуальный характер услуги: определяется общим состоянием здоровья пациента, длительностью заболевания, наличием показаний и индивидуальных реакций организма, а также отношением пациента к услуге, его содействием и желанием следовать рекомендациям врачей.

4) Особый статус субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию медицинской услуги. В качестве такового могут выступать организации, осуществляющие медицинскую деятельность на профессиональной основе. В гражданском обороте такие субъекты могут выступать как юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую деятельность. Обязательным условием оказания профессиональной деятельность в области медицины является получение лицензии, что предусмотрено (п. 46 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности).

Условие о качестве медицинских услуг не может быть согласовано в полной мере ввиду неопределенности возможного результата. Поэтому для согласования условия о качестве услуг в договоре сторонам необходимо: определить собственные требования к качеству услуг (критерии качества), а также учесть обязательные требования к качеству услуг (при их наличии). Если условие о качестве услуг в договоре не согласовано, к отношениям сторон будут применяться нормы ст. ст. 721, 723 ГК РФ о качестве работы и ответственности подрядчика за ее ненадлежащее качество.

Установление в договоре требований к качеству медицинских услуг защищает в большей степени интересы заказчика, поскольку по многим видам услуг обязательные требования к качеству отсутствуют или не в полной мере регулируют вопросы качества. Согласование требований к качеству услуг поможет заказчику получить от оказанных услуг тот эффект, на который он рассчитывал при заключении договора. Кроме того, заказчик сможет обосновать претензии к качеству услуг, ссылаясь на их несоответствие условиям договора.

Требования к качеству услуг могут быть перечислены непосредственно в договоре или приложении к нему. Также для определения требований к качеству услуг стороны могут использовать положения правовых актов и нормативных документов, регулирующих оказание медицинских услуг.

В таком случае оказание услуг, не отвечающих установленным сторонами требованиям, будет являться нарушением условий договора.

  1. Набиджанова З. К. Правовое регулирование медицинской деятельности на рынке медицинских услуг [Текст]: дис. канд. юрид. наук / З. К. Набиджанова. — Душанбе, 2014. — С. 45.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). / под ред. С. А. Степанова. — М., 2016. — С. 54.
  3. Шаблова, Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореф. дис. д-ра юрид. наук / Е. Г. Шаблова.- Екатеринбург, 2003. — С. 6.
  4. Елина Н. К. Правовые проблемы оказания медицинских услуг: дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 10.
  5. Болотина М. В. Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при оказании медицинских услуг: дисс. канд. юрид. наук. М., 2009. С. 6.
  1. Вяликов, Д. С. Разработка мероприятий по повышению качества услуг населению / Д. С. Вяликов.- М., 2010. — С. 23.
  2. Ситдикова, Л. Б. К вопросу о существенных условиях договора возмездного оказания услуг / Л. Б. Ситдикова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 2 (14). — С. 71–79.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская услуга, качество услуг, услуга, медицинская деятельность, ГК РФ, гражданское законодательство, здоровье человека, медицинская помощь, основа охраны здоровья граждан, Российская Федерация.

Читайте также: