Древние греки считали что за мысли и поступки людей ответственны

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Маркова Татьяна Ивановна, доцент кафедры философии Государственного инженерно-экономического университета, к.филос.н.

Древнегреческие мыслители сформулировали идеал гармоничного человека, и в качестве определяющего элемента гармонии, определяющего нравственность. В своих антропологических и этических концепциях греки придавали большое значение формированию добродетелей в человеке, разрабатывали соответствующие педагогические методы, формировали нравственные ориентиры для человека. Античным философам был присущ рационалистический подход к пониманию морали, они тесно связывали нравственность с познанием, а благо с истиной.

В Пифагорейском союзе ученики получали знания того или иного уровня в зависимости от уровня своего морального развития: приобщались к эзотерическому (только для посвященных) или экзотерическому (открытому для всех) учению. Говоря о широком образовании для всех свободных эллинов: А: Пифагор (580—500 до н.э.) предлагал строго придерживаться в школах единого для всех распорядка дня, что дисциплинировало учеников, приучало их ответственно относиться к своему времени и не тратить его впустую. Расписание включает в себя утреннюю прогулку для упорядочивания сознания, причем обязательно в одиночестве. Обучение происходило в храме, где жрец должен был заботиться об исправлении нравов. Таким образом, уже в системе языческой религии священнослужителям отводилась роль духовных наставников детей.

Огром­ное значение Пифагор придавал формированию у детей мотивации к учению, без которой, по его мнению, обучение не может быть эффективным. Б: Гераклит (544—483 до н.э.) полагал, что интеллектуальное образование и нравственное воспитание неразрывно связаны. Развитие способности самостоятельно мыслить, происходящее в процессе интеллектуального образования, необходимо человеку для пра­вильной и добродетельной жизни.

В: Демокрит (ок. 470/460 — ок. 371 до н.э.) в своей философской концепции много внимания уделил разработке проблем, связанных с нравственным воспитанием детей. В процессе воспитания создается вторая природа человека, собственно человеческая. Для этого недостаточно простого усвоения знаний, необходимо применение этих знаний в жизни, постоянные упражнения в нравственных поступках, выработка навыков нравственного по­ведения. Только в процессе сознательного и добровольного труда человек может обрести добродетели. Знание же дает человеку нравственные ориентиры, и является основой морального воспитания. Великий греческий мыслитель выделил еще один немаловажный практический аспект воспитания – воздействие на ребенка положительного примера родителей.

В основание концепции нравственного воспита­ния Демокрит положил свою модель идеального человека. Знание об абсолютных ценностях, таких как добро, прекрасное, истина, де­лает человека устойчивым в жизни, не зависимым от случайных жизненных перипетий, поскольку в его душе формируется состоя­ние апатии, бесстрастия. Зная о конечности своего существования, о том, что все в мире обречено на изменение и умирание, мудрец говорит о преходящих вещах этого мира. Для Демокрита абсолютное благо важнее преходящих вещей, которые он может получить в краткой земной жизни и которые так легко может поте­рять.

Г: Сократ (469—399 до н.э.) заявил об абсолютной ценности человека. Если до него нравственное самосовершенствование выступало как привилегия мудрецов, то теперь оно стало долгом любого человека. Следовательно, на человека ложится тяжкий груз ответственности за уровень своего нравственного развития, так как добродетели могут быть сформированы только в результате упорного самопознания, познания мира и других людей. Сократ полагал, что идея блага является врожденной, человек по природе своей стремится к благу. Незнание блага — единственная причина морального зла. Благо тождественно истине, зло — заблуждению.

Человек совершает безнравственные поступки в том случае, если опирается на ложное знание. Сократ выделяет очевидный путь преодоления зла – устранение незнания. В процессе нравственного развития роль учителя очень велика, так как мудрец, он может помочь ученику, наставляя его. Важно, что учитель не дает, да и не может дать ученику готовые ответы на все вопросы, возникающие перед человеком в жизни. Эти ответы единственны, уникальны для каждого человека. Задача учителя – стимулировать ученика к поиску истины и абсолютного блага, ставя перед ним вопросы, побуждая его не только искать ответы на поставленные учителем вопросы, но и самому задавать вопросы о существующем мире.

Д: Платон заявил о социальной ценности правильно организованного воспитания и создал теоретическую систему воспитания. В государстве, по его мнению, осуществляется идея всеобщего блага, оно обеспечивает существование, развитие и благосостояние своих членов. Следовательно, отдельный человек должен подчинять свои лич­ные интересы общественным. Задача воспитательного процесса заключается как раз в формировании у людей гражданских и нравственных качеств, необходимых для укрепления и процвета­ния государства.

Также Платон считал, что воспитание и образование должны полностью контролироваться государством, причем до мелочей: правители должны подбирать подходящих партнеров для заключения браков, дети – содержаться только в государственных воспитательных домах. Таким образом, с одной стороны, Платон высказал плодотворную идею о необходимости профессионального управления воспитательным процессом, а с другой, явно принизил роль семейного воспитания, позитивную роль родительской любви и заботы в формировании личности.

Формированию нравственности Платон отводил первое место. Платон считает, что в мире идей Благо занимает главенствующее положение, подчиняя себе все остальные идеи. Оно выступает в его концепции в роли творческого и организующего принципа. Для человека Благо – это единственный путь к счастью. Поскольку стремление к счастью ес­тественно для человека, то для него естественно и стремление к Благу.

Система воспитания и образования для каждого сословия должна строиться в зависимости от последнего. Таким образом, Платон обосновал идею сословного воспитания. По Платону важны также все сословия, поскольку каждое из них выполняет в обществе особые функции, и существование государства невозможно без любого из этих сословий, вместе образующих идеальное единство.

Трем видам (частям) души соответствуют три вида воспитания: физическое, умственное, нравственное, которые должны образовать единую систему воспитательного воздействия на ребенка

В античной Греции даже обыватели с большим уважением относились к философам. В частности, нравственный идеал человека, разработанный интеллектуалами, оказывал заметное влияние на повседневную жизнь людей. Хотя в Греции не было государственных школ и организацией образования занимались частные лица, не контролируемые ни правителями, ни религиозными корпорациями, энтузиасты, тем не менее, старались осуществлять, воплощать в жизнь общественно признаваемый идеал человека.

Некоторое государственное регулирование образования все же имело место. В некоторых полисах, в частности, в Афинах, существовал закон, обязывающий родителей давать образование своим детям.Престиж интеллектуальной деятельности в Афинах был очень высок, родители и сами стремились к тому, чтобы обучать детей. Следовательно, закон просто служил своего рода гарантией для получения начального образования детьми из беднейших слоев населения. В итоге: уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей, а обучение полностью городским. Греки стремились воспитать своих детей так, чтобы в них воплощался идеал гармонически развитого человека, интел­лектуально развитого, нравственно совершенного, физически прекрасного и здорового.

В Древней Греции воспитание детей начиналось буквально с младенчества. Причем были две, сильно отличающиеся друг от друга, системы воспитания: афинская и спартанская. В Спарте младенцев не пе­ленали, с раннего возраста закаляли, купая в холодной воде и оде­вая очень легко даже зимой. В Афинах применялся более мягкий уход за малолетними детьми. Это объяснялось различными пред­ставлениями о будущем детей: в Спарте воспитывали будущих воинов, а в Афинах придерживались идеала гражданской лично­сти. Состоятельные люди, как правило, нанимали для своих детей кормилиц, которые не только кормили, но и ухаживали за детьми знати.

Многие философы критиковали такую практику, совер­шенно справедливо считая чрезвычайно важным для эмоцио­нального и нравственного развития ребенка его непосредствен­ный контакт с матерью.

До 6—7 лет детей ничему не обучали, они только играли. Рисунки на вазах дают нам много информации об играх детей. Дети катались на маленьких тележках, строили домики из палочек, имитировали в своих играх занятия взрослых, например, сажали деревья. Нередко в их играх принимали участие домашнее животные: козы, утки, собаки. Как во все времена, игры служили в первую очередь, развлечением для детей, но при этом они решали и очень сложные социальные задачи: входе игры дети знакомились с миром взрослых, осваивали социальные роли, получали навыки обнищания и сотрудничества, усваивали нравственные ценности общества.

Важное место в школьной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали все свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламации тожественных гимнов. Этому детей обучал кифарист. Прививавший им навыки игры на струнных инструментах – лире или кифаре. Участие в общих религиозных ритуалах способствовало наиболее успешной социализации детей, давало им чувство сопричастности к жизни коллектива, формировало у них общественно одобряемую систему нравственных ценностей.

Сверхзадачей физических упражнений греки считали достижение телесного совершенства и формирование характера. В ходе этих занятий воспитывались такие личностные качества, как твердость воспитание дополнялось еще и нравственным.

Образовательный процесс, как мы видим, имел своей целью достижение идеала калокагатии, т.е. единства телесной красоты и духовно-нравственного совершенства, включающего целомудрие, мужество, справедливость и разумность.

С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимназиях, школах риторов и философов. Это можно было бы считать прообразом высшего образования, так как оно предназначалось для особо одаренных юношей, а также отпрысков знатных и богатых семей. На этой ступени образования нравственному воспитанию отводилось центральное место. Риторику осваивали, слушая нравственные проповеди знаменитых мыслителей. Ученики и сами, в качестве учебных упражнений, составляли речи на моральные темы.

Сама нравственность рассматривалась как единство моральных принципов, морального сознания и нравственного поведения. Такой комплексный подход создавал теоретическую базу для формирования гармонически развитых людей, т.е. для реализации идеала человека, сформулированного лучшими умами античности.

1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой . заключенной в теле.

2. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны.

4. Для Аристотеля разум (психика) - это одна из . тела.

5. В средние века объяснение мира и сущности человека опиралось одновременно на взгляды . и на .

6. По мнению Декарта, действия организма определяются . находящимися в головном мозгу.

8. …-это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.

9. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь .

10. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к . направлению.

11. -это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.

12. По представлениям философов-эмпириков XVIII в., ощущения комбинируются по . принципу.

13. В XVIII в. изучение души заменяется изучением . и .

14 Первая лаборатория психологии была основана . в . г.

15 По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические .

16 Метод . состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

17. Функционалистский подход основан на изучении приобретения .

18. По мнению основателя . Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы .

19. Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими .

20. Теория социального научения выдвигает тезис о том, что человек склонен .

21. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается…

22. Этология человека ставит своей целью выявить . человеческой природы.

23. Социобиология утверждает, что живые существа все время . чтобы обеспечить передачу своих . следующим поколениям.

24. Для гештальтистов восприятие -это некое организованное . . от суммы составляющих его частей.

25. По мнению Пиаже и конструктивистов, когнитивное развитие осуществляется по ступеням, или .

26. Изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов занимается . психология.

27. Согласно теории . многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.

28. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной .

29. Как показала социальная психология, большая часть личных качеств индивидуума формируется в результате его постоянного . с другими людьми.

30. . подход заимствует из всех существующих теорий наиболее полезные в том или ином случае концепции и использует их.

Верно или неверно?

1. Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших разум как неотъемлемую часть живого организма.

2. Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из монистической концепции.

3. в основе научного метода лежит проверка гипотез.

4. Элементаристская доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.

5. Экспериментальная интроспекция -научный метод, главный недостаток которого в его субъективности.

6. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению может быть объективно описано.

7. Этология стремится понять, каким образом врожденные механизмы могут функционировать независимо от среды.

8. Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из элементов которые мозг научается организовывать.

10. Когнитивная психология утверждает, что в основе любого поведения лежит тот или иной мыслительный процесс, который совершался ранее.

11. Гипотезы, выдвинутые в теории Фрейда, ниспровергли многие идеи, особенно в области сексуальности.

12. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

13. Все современные теории подчеркивают важность врожденных факторов в психологическом развитии индивидуума.

14. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция четко определять те аспекты, на которых неизбежно должны сталкиваться взгляды представителей разных школ.

15. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.

Выбрать правильный ответ

а) капризу богов;

г) Все ответы неверны.

2. Философия Аристотеля

а) делает упор на знание и мудрость;

б) рассматривает душу как функцию тела;

в) ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка.

г) Верны все ответы.

3. Философы средневековья

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;

б) опирались в своих исследованиях на богословов;

в) пытались защищать догматы христианской религии.

г) Все ответы неверны.

4. Декартова концепция человека

б) отвергает идею души как сущности человека;

в) опирается на разум, освещаемый верой.

г) Все ответы неверны.

5. Эмпирики XVIII в. делали упор на

а) роль ощущений;

б) скорее на опыт, чем на разум;

в) принцип ассоциации идей.

г) Верны все ответы.

6. Научный метод

б) состоит главным образом в проверке гипотез;

г) Верны все ответы.

в) для изучения функций сознания.

г) Верны все ответы.

8. Функционалистский подход начала века

а) никогда не оспаривался;

б) отвергает использование интроспекции;

в) делает упор на адаптивную роль сознания;

г) отрицает существование сознания.

9. Схема S-R делает упор на

а) объективное описание поведения;

б)бесполезность концепции сознания;

в) соответствие между реакцией и данным стимулом.

г) Верны все ответы.

10. Этология занимается

а) биологическим изучением поведения;

б) стратегиями, используемыми для передачи генов;

в) поведением животных, но не поведением человека.

г) Все ответы неверны.

11. Когнитивный подход настаивает на том, что

а) индивидуум реагирует подобно машине;

б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне;

в) нашим поведением управляют подавленные влечения;

г) мозг функционирует путем ассоциации идей.

12. Согласно Пиаже, все дети

а) проходят одни и те же стадии развития мышления;

б) проходят через все стадии развития мышления;

в) рождаются умными.

г) Верны все ответы.

13. По теории Фрейда либидо-это энергия,

а) соответствующая потребности в самореализации личности;

б) возникающая в результате подавления полового влечения;

в) лежащая в основе жизненных влечений;

г) лежащая в основе взаимодействий между людьми.

14. Гуманистический подход

а) носит детерминистский характер;

б) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума

в) основан на изучении приемлемых форм поведения.

г) Верны все ответы.

15. Эклектический подход ставит своей целью

а) отбросить данные, полученные разными направлениями;

б) выбрать наиболее полезные концепции и методы;

в) доказать обоснованность определенных взглядов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

15-элементы; 16-интроспекций; 17 -н^ков ? бихеви^пизмТТв 1879;

последствиями; 20-подражать, моделями; 21 -психоФизиоло^^^^^^^^^ '9-ческие основы; 23 - конкурируют между собой гено^^Г цело2 логи-25-стадиям; 26 - когнитивная; 27 - психоанализа 28\я' oтличнoe;

Согласно Маслоу (Maslow), путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума - к его самореализации - открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей (см. рис. 6.3).

Физиологические потребности (есть, пить, спать и т.п.), без удов­летворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. За ними следует потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т. п.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хоро­шем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т. п.).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в по­ведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде.

Так, вместо того чтобы систематически подчиняться мнению боль­шинства или властей, индивидуум будет все больше прислушиваться к собственным чувствам. Он вновь обретет дар восхищаться миром, которым он обладал в детстве. У него будет возникать все более сильное желание отказаться от рутины, испробовать что-то новое, обратиться к новым целям, соглашаясь даже усердно работать, если это работа,

Все эти действия способствуют развитию у индивидуума самоуваже­ния и, что самое главное, постепенно превращают его в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь, в личность способную заботиться о других людях и о благополучии человечества. Он достигает, таким образом, стадии самореализации.

Все это, разумеется, идеальный путь, который может пройти лишь бесконечно малая часть индивидуумов. Можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию. Кого в этом винить? Никого и всех.

Не может быть сомнений, что только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наиболь­шему числу его членов.

Считать ли это утопией, или надежда все же существует?

Документ 2.14, Покорность и пытка

В 60-е годы социальный психолог С. Милгрэм (S. Milgram) изучал проблему послушания и доверия к авторитету.

Милгрэм, однако, не обнаружил никаких различий между личными качествами тех, кто доводил эксперимент до конца, и того меньшинства, которое отказывалось продолжать его.




Резюме

1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие

доисторические времена.

3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контро­лирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапли­ваемый в течение жизни.

4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благо­даря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

5. Разделение между естественными науками и философией про­изошло в основном в XVII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые под­лежат проверке.

7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структу­ралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

8. В началеXX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S-R (стимул-реакция).

9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы.

10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой ин­формации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограм­мированность определенных внутренних структур уже заранее ориенти­рует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как по мнению конструктивистов наследственно детерминированные интеллектуаль­ные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить

способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.

12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение не­зависимо от индивидуальных особенностей.

13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собствен­ным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало опре­делений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практи­ческое применение получаемых данных.

Литература

Общие работы

Chatlan J., Gratiot-Alphandery H., Doron R., Cazayus P., 1977. -Les grandes psycho­logies modernes, Bruxulles, Dessart. Consier J., 1970. Clef pour la Psychologie, Paris, Seghers. Ouvrage collectif, 1972. Les 10 grands de la psychologie, Paris, CEPL. Reuchlin M. (1974). Histoire de la psychologie edition), Paris, P. U. F., Que sais-je? n°

732. Sahakian W.S., 1981. History of Psychology, Itasca 111,F.E., Peacock Publ.

Цитированная литература

Asch S.£., 1951. "Effects of group pressure upon the modification and distorsion of

judgement", in: H. Guptskow (Ed.), Groups, leadership and men, Pittsburgh,

P. A., Carnegie. Bandura A. (1965). "Influence of Model's reinforcement contingencies on the acquisitions

of imitative responses", Journal of Personality and Social Psychology, 1,

P. 589-595. Bolles R.C., 1974. "Cognition and Motivation: Some historical trends", in: B. Weiner

(Ed.), Cognition views of human motivation. New York, Academic Press. Bower T.G.R., 1977. Primer of Infant Development, San Francisco, Freeman. Chauvin R., 1975. L'ethologie, etude biologique du comportement animal, Paris, P. U. F. Condillac de E.B., 1754. Traite des sensations, Paris. Fechner G.T., 1860. Elemente der Psychophysik, Leipzig.

96 Глава 2

Festinger L.A., 1957. A theory of cognitive dissonance, Stanford, California, Standforri

Freud S., 1976. Psychopathologie de la vie quotidienne, Paris, Payot. Hume D., 1739. A Treatise of Human Nature, London. Kosslyn S. M. (1975). "Information representation in visual image", Cognitive

Psychology, п°7, р. 341-370.

Locke J., 1690. An essay concerning human understanding, Londres. Maslow A. H., 1962. Toward a Psychology of Being, Princeton, G.J., Van Nostrand Mi/gram S., 1974. Soumission a 1'autorite, Paris, Calrnann-Levy. Moscovici S., 1979. Psychologie des minorites actives, Paris, P.U.F. Neisser U., 1967. Cognitive Psychology, New York, Appleten Century Crofts. Neisser U., 1976. Cognitive and Reality. Principles and implications of cognitive

psychology, San Francisco, W. H. Freeman. Pavlov I. P., 1927. Conditioned Reflexes, London, Oxford University Press. Piaget J., 1936. La naissance de 1'intelligence chez 1'enfant, Neuchatel, Delachaux et

Rogers C.R., 1961. On Becoming a Person, Houghton-Miffm. Ruwet J. C., 1969. Ethologie, biologic du comportement, Bruxelles, Dessart. Schachter S., 1959. The Psychology of Affiliation, Standford, California, Standford

University Press. Skinner B.F., 1928, The Behavior of Organisms, Englewood, Cliffs, N.J., Prentice

Thines G., 1966. Psychologie des animaux, Bruxelles, Dessart. Thorndike E. L., 1911. Animal Intelligence, Experimental Studies, New York,

MacMillan. Trivers R. (1971). "The evolution of reciprocal altruism", Quarterly Review of Biology.

n°46, p. 35-57. Tulving E., 1972. "Episodic and semantic memory", dans E. Tulving et W. Donaldson

(Eds.), Organisation of Memory, New York, Academic Press. Watson J.B. (1913). "Psycholody as the behaviorist views it", Psychological Review.

Watson J.B. (1924). Behaviorism, New York, Norton. Wilson E.O., 1975. Sociobiology: The new synthesis, Cambridge, Harvard University

•Press, Zajonc R.B. (1965). "Social Facilitation", Science, n° 149, p. 269-274.

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой . заключенной в теле.

2. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны.

3. Согласно Платону, . обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в .

4. Для Аристотеля разум (психика) - это одна из . тела.

5. В средние века объяснение мира и сущности человека опиралось одновремен­но на взгляды . и на .

6. По мнению Декарта, действия организма определяются . находящимися в головном мозгу.

8. …-это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.

9. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь .

10. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к . направлению.

11. -это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.

12. По представлениям философов-эмпириков XVIII в., ощущения комбиниру­ются по . принципу.

13. В XVIII в. изучение души заменяется изучением . и .

14 Первая лаборатория психологии была основана . в . г.

15 По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические .

16 Метод . состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникаю­щие у него при воздействии того или иного стимула.

17. Функционалистский подход основан на изучении приобретения .

18. По мнению основателя . Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы .

19. Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими .

20. Теория социального научения выдвигает тезис о том, что человек склонен . поведению других людей, которые служат, таким образом, .

21. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается…

22. Этология человека ставит своей целью выявить . человеческой природы.

23. Социобиология утверждает, что живые существа все время . чтобы обеспечить передачу своих . следующим поколениям.

24. Для гештальтистов восприятие -это некое организованное . . от суммы составляющих его частей.

25. По мнению Пиаже и конструктивистов, когнитивное развитие осуществляется по ступеням, или .

26. Изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов занимается . психология.

27. Согласно теории . многие черты личности обусловлены половыми влече­ниями, подавлявшимися в детстве.

28. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной .

29. Как показала социальная психология, большая часть личных качеств индиви­дуума формируется в результате его постоянного . с другими людьми.

30. . подход заимствует из всех существующих теорий наиболее полезные в том или ином случае концепции и использует их.

Верно или неверно?

1. Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших разум как неотъемлемую часть живого организма.

2. Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из монистической концепции.

3. в основе научного метода лежит проверка гипотез.

4. Элементаристская доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.

98 Глава 2

5. Экспериментальная интроспекция -научный метод, главный недостаток которого в его субъективности.

6. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению может быть объективно описано.

7. Этология стремится понять, каким образом врожденные механизмы могут функционировать независимо от среды.

8. Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из элементов которые мозг научается организовывать.

9. Пиаже выдвинул идею о том, что наследуется только способ функциониро­вания интеллекта.

10. Когнитивная психология утверждает, что в основе любого поведения лежит тот или иной мыслительный процесс, который совершался ранее.

11. Гипотезы, выдвинутые в теории Фрейда, ниспровергли многие идеи, особенно в области сексуальности.

12. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

13. Все современные теории подчеркивают важность врожденных факторов в психологическом развитии индивидуума.

14. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция четко определять те аспекты, на которых неизбежно должны сталкиваться взгляды представите­лей разных школ.

15. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведе­ния в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.

Выбрать правильный ответ

а) капризу богов;

г) Все ответы неверны.

2. Философия Аристотеля

а) делает упор на знание и мудрость;

б) рассматривает душу как функцию тела;

в) ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка.

г) Верны все ответы.

3. Философы средневековья

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;

б) опирались в своих исследованиях на богословов;

в) пытались защищать догматы христианской религии.

г) Все ответы неверны.

4. Декартова концепция человека

б) отвергает идею души как сущности человека;

в) опирается на разум, освещаемый верой.

г) Все ответы неверны.

5. Эмпирики XVIII в. делали упор на

а) роль ощущений;

б) скорее на опыт, чем на разум;

в) принцип ассоциации идей.

г) Верны все ответы.

6. Научный метод

б) состоит главным образом в проверке гипотез;

г) Верны все ответы.

7. Первая психологическая лаборатория была создана

в) для изучения функций сознания.

г) Верны все ответы.

8. Функционалистский подход начала века

а) никогда не оспаривался;

б) отвергает использование интроспекции;

в) делает упор на адаптивную роль сознания;

г) отрицает существование сознания.

9. Схема S-R делает упор на

а) объективное описание поведения;

б)бесполезность концепции сознания;

в) соответствие между реакцией и данным стимулом.

г) Верны все ответы.

10. Этология занимается

а) биологическим изучением поведения;

б) стратегиями, используемыми для передачи генов;

в) поведением животных, но не поведением человека.

г) Все ответы неверны.

11. Когнитивный подход настаивает на том, что

а) индивидуум реагирует подобно машине;

б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне;

в) нашим поведением управляют подавленные влечения;

г) мозг функционирует путем ассоциации идей.

12. Согласно Пиаже, все дети

а) проходят одни и те же стадии развития мышления;

б) проходят через все стадии развития мышления;

в) рождаются умными.

г) Верны все ответы.

13. По теории Фрейда либидо-это энергия,

а) соответствующая потребности в самореализации личности;

б) возникающая в результате подавления полового влечения;

в) лежащая в основе жизненных влечений;

г) лежащая в основе взаимодействий между людьми.

14. Гуманистический подход

а) носит детерминистский характер;

б) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума

в) основан на изучении приемлемых форм поведения.

г) Верны все ответы.

15. Эклектический подход ставит своей целью

а) отбросить данные, полученные разными направлениями;

б) выбрать наиболее полезные концепции и методы;

в) доказать обоснованность определенных взглядов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

15-элементы; 16-интроспекций; 17 -н^ков ? бихеви^пизмТТв 1879;

последствиями; 20-подражать, моделями; 21 -психоФизиоло^^^^^^^^^ ' 9 -ческие основы; 23 - конкурируют между собой гено^^Г цело 2 логи -25-стадиям; 26 - когнитивная; 27 - психоанализа 28\я' oтличнo e;

Верно или неверно

H-^-H 3 ^' 4-н; 5-в; 6 в; 7 ^ 8 - н; ^ 10 -^ "-В; 12-Н; 13-Н;

У человечества имеются две главные фундаментальные проблемы. Первая: почему мы иногда поступаем плохо? Вторая: что можно сделать, чтобы мы вели себя правильно и не совершали плохих поступков? Этики самой по себе не достаточно для того, чтобы разрешить наши главные моральные проблемы. Давайте посмотрим, как философы древности отвечают на эти вопросы.

Как отвечает на главные моральные вопросы Сократ

Сократ не занимался философией морали, пока не задался первым вопросом, связанным с моралью: почему люди ведут себя неправильно? Рассуждая на эту тему, он пришел к выводу, что когда мы ведем себя неправильно по отношению к кому-то, то мы в действительности наносим гораздо больший ущерб своей душе, чем человеку, которого мы своим поведением обидели. Отсюда Сократ сделал вывод о том, что дурное поведение связано с незнанием. Если бы человек знал, что дурное поведение связано с незнанием. Если бы человек знал, что дурное поведение ударяет, прежде всего, по нему самому, то он вел бы себя иначе.

Как отвечает на главные моральные вопросы Аристотель

Аристотель не соглашался с Сократом. Он считал, что точка зрения Сократа противоречит наблюдаемым фактам: люди ведут себя неправильно, зная, что подобное поведение неправильно. Согласно Аристотелю, причиной неправильного поведения является отсутствие самоконтроля.

Аристотель различал отсутствие самоконтроля и самовольство. Самовольный человек – это человек, отрицающий любые моральные ограничения. Зная, что некоторые поступки считаются аморальными, он все же совершает их. Его не волнует, являются ли они правильными или неправильными: он поступает так, как хочет. Это произвол греха и порока.

Подобный человек отличается от того, кто не способен к самоконтролю. Последний знает, что хорошо, а что плохо. Он хочет поступать хорошо, но теряет самоконтроль и поступает плохо, не смотря на то, что знает об этом. Как это происходит? Аристотель считает, что при этом он не меняет своих представлений и не начинает думать, что то, что он раньше считал неправильным, является в действительности правильным. Почему же в таком случае он совершает неправильный поступок? Аристотель проанализировал эту проблему и выдвинул несколько объяснений. Вот два из них.

Объяснение 1. Человек может в каком-то смысле иметь некое знание, а в другом смысле – этого знания не иметь.

В качестве примеров подобной ситуации Аристотель говорит о людях в состоянии сна, помешательства или опьянения. Легко понять смысл этой аналогии. Человек прекрасно знает, что нехорошо драться, крушить мебель или разбивать окна. Но когда он пьян, то это знание ему не помогает. Поэтому Аристотель говорит: состояние людей, находящихся под властью своих страстей, таких, как гнев, любовная страсть, подобно состоянию спящих, безумных или пьяных. В известном смысле они знают, что хорошо, а что плохо, но это знание не оказывает влияние на их поведение в подобном состоянии.

Объяснение 2. На человека по-разному влияют знание универсальных принципов, с одной стороны, и восприятие конкретных жизненных фактов – с другой.

Это связано не столько или, по крайней мере, не только с нашей внутренней способностью контролировать себя, сколько с нашим восприятием внешних вещей. Приведем простой пример.

Научно доказано, что все сильнодействующие наркотики, в конце концов, приводят к тяжелым расстройствам головного мозга.

Большая посылка. Все сильнодействующие наркотики приводят к поражению головного мозга.

Меньшая посылка. Данное вещество является сильнодействующим наркотиком.

Из этих двух посылок следует заключение: данное наркотическое вещество употреблять нельзя.

  • Человек, принимающий сильнодействующие наркотики, чувствует себя прекрасно;
  • Данное вещество – сильнодействующий наркотик.

Непосредственно воспринимаемые факты приводят к тому, что желание почувствовать себя так же хорошо, как и остальные гости, побеждает. Абстрактный общий принцип вытесняется конкретной ситуацией, и она соглашается попробовать наркотик, который ей предлагают.

Данная ситуация является иллюстрацией того, о чем говорит Аристотель: мы можем знать всеобщие нравственные принципы, однако в конкретной ситуации мы можем оказаться под властью конкретных, но ложных аргументов, которые обосновывают наши сиюминутные настроения и желания.

Аристотель о причинах неправильного поведения и способах его коррекции

В чем же Аристотель видел способ разрешения моральной слабости, присущей всем людям? Предлагаемый им способ прост – нравственное воспитание детей, а затем жесткий самоконтроль у взрослых.

Подобно стрелку, который целится в глаз быка, человек должен целиться в порок. Его задача – не промахнуться. Стать добродетельным просто: нужно просто упражняться в совершении добродетельных поступков. Другими словами, основное этическое правило гласит: поступай наилучшим образом.

Таково заключение одного из выдающихся греческих философов-этиков древности.

Читайте также: