Древнерусская словесность как духовное завещание будущим поколениям

Обновлено: 26.04.2024

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Появление древнерусской литературы, этапы ее становления.

Жанры древнерусской литературы. Своеобразие жанров древнерусской литературы: повести, поучения, похвалы и др.

Русская литература является одной из древнейших литератур. Ее зарождение относят к концу X в. – началу XI в. Более 700 лет в истории русской литературы является периодом древнерусской литературы. Возникновение литературы на Руси было стремительным. Созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием славянская письменность легко прижилась на почве древнерусского языка и культуры, в которой было развито фольклорное искусство. После принятия христианства на Руси в качестве государственной религии с конца X в. появляется множество переводных книг, зарождается книжная литература.Монахами-книжниками переписывались тексты церковных и исторических книг, произведений и сочинений, которые носили нравственно-поучительный характер.

В развитии древнерусской литературы можно выделись несколько этапов. Литературу XI-XII в. относят к периоду Киевской Руси. Литература XIII- XIV в. относится к периоду феодальной раздробленности Древней Руси. Литература XV-XVII в. относится к периоду становления Московского государства. До XV века словесное творчество воспринималось пишущими монахами как божественная воля. Писателем средневекового книжника можно считать лишь отчасти, ведь в его творчестве не было литературного вымысла, он только переписывал священные книги. Но его работа была не просто созданием копии произведения, он творчески обрабатывал первоисточник, дополняя или редактируя его. Лишь к концу XV в. авторы стали выражать в произведениях собственное мнение. Авторство в древнерусской литературе долго оставалось анонимным. Это было безымянное словесное искусство, создававшееся на почве коллективного опыта, общих традиций, единства идей. С конца XV в. до середины XVII в. авторское начало проявляется уже ярче, допускается вымысел. С середины XVII в. началось осознанное выражение авторской позиции, литературные труды обрели авторское имя, стала зарождаться художественная литература. До середины XVI в. книги были рукописными. Процесс их создания был трудоемким, длительным и дорогим: тексты записывались на пергаментных [1] листах, обрамление обложек представляло собой украшения из драгоценных металлов и камней.Но прежде всего книги в Древней Руси считались исключительной ценностью как источник духовных знаний.

Произведения древнерусской литературы имели патриотическую направленность, опирались на духовную этику православия, отличались высокой нравственностью.Это было продиктовано непростыми историческими условиями Древней Руси, связано с борьбой за независимость,беспрерывными войнами с кочевниками, междоусобными раздорами. Основными темами древнерусской литературы были прославление Руси, героизма ее защитников, осуждение распрей князей, вера в торжество справедливости, поиск смысла жизни.Основой сюжетов произведений были реальные события, в них практически отсутствовал вымысел. Даже наличие иногдав повествованиях фантастических существ или откровенных чудес не мешало древнерусскому человеку верить в реальность описываемого.

Постепенно на основе церковной литературы под воздействием устного народного творчества возникли самобытные духовные и исторические жанры древнерусской литературы. Житие – самый массовый жанр, представляющий собой биографии людей, причисленных к лику святых церковью. В житиях святых проповедовалась праведная жизнь как образец нравственности. Хождение – это описания паломниками своих путешествий к святым местам. Поучение – произведение назидательного содержания. Военная повесть эпическое описание боевых походов. Слово как жанр представляло собой торжественное обращение с духовным смыслом, проповедь.Летопись – уникальный жанр древнерусской литературы, не имеющий аналогов в иных культурах. В этих исторических повестях содержатся сведения о создании древнерусского государства, важнейших исторических фактах, деяниях князей.

Повесть временных лет

История создания первой русской летописи

Летопись – один из ведущих жанров древнерусской литературы. Летописание сформировалось в основном под влиянием византийских традиций, опираясь на уже существующий жанр хронографа, который восходил к трудам античных историков. Но византийские хронографы были иными по сути: повествование в них строилось на описании эпох и царств, посвящалось жизни и деяниям того или иного правителя. В летописи принцип передачи событий отражен в самом названии: записи велись по летам (годам). В центре внимания летописцев находилась прежде всего история Руси и ее народа, деяния и подвиги русских князей для блага страны. Летопись – это систематическая историческая хроника государства по годам.

Летопись пронизана патриотическими идеями, с чувством гордости рассказывается о доблести, мудрости, благочестии правителей древнерусского государства, стоявших на страже интересов своей страны. Но не только со стороны внешних врагов Русскую землю подстерегала опасность, государство страдало от братоубийственных междоусобиц честолюбивых князей. Летопись прославляет мудрость русских князей, стремившихся к единению и процветанию Руси. Мелочные княжеские распри решительно осуждались летописцами, выступавшими против удельных князей, ставящих личные интересы выше общерусских.

Сюжетные рассказы об исторических героях повествуют не только об их подвигах и деяниях, но и особенностях личности и характера. Так, в преданиях о княгине Ольге отмечается не только ее мудрость, но и хитрость. Ей удалось отомстить за смерть князя Игоря древлянам, обманув их не один раз. Сначала под предлогом оказания почестей княгиня приказала сбросить в яму и закопать живьем послов в их же ладье. В другой раз устроила пир в честь врагов, охмелевших и уснувших древлян приказала перебить. Во время осады столицы древлян Ольга пообещала, что отменит осаду города, получив ничтожную дань: трех воробьев и трех голубей с каждого двора. Древляне поверили и доставили осаждавшим дань. Дружинники Ольги птиц отпустили на волю, привязав к их лапам прутья, которые подожгли. Улетев к своим домам, птицы сожгли город.

В изображении событий летописец не был только историком, объективно описывающим события.Во многих летописных рассказах имеются эпизоды, заимствованные из фольклора. К таким рассказам можно отнести предания о смерти князя Олега, о белгородском киселе, о юноше-кожемяке и многие другие. В некоторых рассказах нарушено традиционное летописное повествование, есть отступления, отражающие отношение к той или иной исторической личности, проповедующие православные духовные ценности.

Образы главных героев. Воспевание семейных ценностей, верности и любви

Брат Павла Петр решается на битву со змием. Разыскав меч, он в сражении победил злодея, но на него попала кровь змия. Тело Петра покрылось страшными струпьями, излечиться от которых не помог ни один лекарь. Однажды один из слуг князя случайно встретил крестьянскую девушку Февронию, которая удивила его своими мудреными загадками. Она согласилась вылечить князя, если Петр даст обещание жениться на ней. Петр выздоровел, но обещание не сдержал, не решаясь жениться на простолюдинке. Болезнь к нему опять вернулась, он, раскаявшись, вновь обращается к целительнице. Феврония не отказала в помощи. Выздоровев, князь женился на спасительнице.

На закате жизни Петр и Феврония припасли для себя гроб на двоих. Трогательный доказательством супружеской верности стала их кончина. Первым приближение смерти почувствовал Петр, он послал за женой, которая в это время работала над вышиванием церковного покрывала. Феврония, не завершив работы, сказала, что умрет вместе с мужем. После кончины их тела положили в разные гробы, но спустя день они оказались в общем гробу. Еще раз попробовали их разлучить, но все повторилось. Любовь их не покинула и за порогом смерти.

Как в традиционном житие, в образах главных героев повести есть черты святости. Они благочестивы и смиренны, ведут праведную жизнь, выдерживают испытания, предчувствуют свою кончину. Но от канонического жития повесть отличается тем, что нет рассказа о детстве героев, о том, как зародилась их вера, какие лишения и страдания они ради веры вынесли. Главная героиня – бедная молодая крестьянка, главным достоинством которой является мудрость. Сначала кажется, что Феврония заставила князя жениться на себе ради выгоды. Но постепенно становится понятно, что не нужны ей богатство и высокое положение. А Петр обрел свое главное богатство в лице мудрой жены, которая стала хранительницей семейных ценностей, любви и согласия.

8 июля у православных христиан отмечается день поминовения святых князя Петра и Февронии Муромских. Эту дату стали считать праздником семьи, любви и верности.

Пётр и Феврония

Значение древнерусских литературных памятников в истории русской литературы

Словарь

1. Пергаментный – сделанный из пергамента, тонко выделанной телячьей или свиной кожи

2. Преподобный – человек, совершивший монашеский подвиг, достойный быть причисленным к лику святых

Читайте также: