Дознания и жестокие расправы над участниками восстания в каком году

Обновлено: 30.06.2024

Предыстория конфликта

На протяжении более чем 30 лет Русским царством правил Алексей Михайлович. Он пользовался необычайным авторитетом как внутри страны, так и за ее пределами. Был дважды женат. Крайне проблематичным для Алексея Михайловича был вопрос о наследниках, поскольку:

  • От первой супруги Марии Милославской у него родилось 13 детей: 5 сыновей и 8 дочерей. По закону на российский престол могли претендовать только наследники мужского пола. Мальчики от Марии Милославской рождались болезненные. Первенец Дмитрий умер в возрасте 1 года, Симеон – не дожил до 4-х лет. В 1667 году официально наследником был объявлен любимец государя царевич Алексей, но он скончался на 16-м году жизни. Оставались очень болезненный Федор и младший Иван, которого злые языки называли слабоумным. Современные исследователи предполагают, что он страдал эпилепсией и цингой.
  • В 1669 году Мария Милославская умерла, а полтора года спустя царь Алексей женился во второй раз. Его супругой стала Наталья Нарышкина. От этого брака родилось еще трое детей: 2 дочери и сын Петр.

Роды Милославских и Нарышкиных стали враждовать еще при жизни Алексея Михайловича. Они претендовали усилить свое влияние через наследников престола.

После смерти царя российский трон занял старший из его оставшихся в живых сыновей Федор. Он правил с 1676 по 1682 год. У него был единственный сын, скончавшийся еще в младенчестве. Во время его правления усилился клан Милославских. Нарышкины взяли реванш, когда после кончины Федора возвели на трон 10-летнего царевича Петра.

Причины бунта

Можно выделить 3 главных причины мятежа стрелецких войск в 1682 году:

  • Противостояние могущественных кланов Нарышкиных и Милославских, которые использовали стрельцов в своих интересах.
  • Недовольство стрельцами условиями несения службы.
  • Усиление стрелецкого войска как элитного воинского подразделения, стремление предводителей стрельцов играть политическую роль.

Рядовые стрельцы еще во время правления царя Федора накопили много жалоб по отношению к начальству. Их основные претензии:

  • несвоевременная и неполная выплата жалования;
  • злоупотребление властью со стороны вышестоящих чинов;
  • принуждение выполнять дополнительные обязанности, в том числе хозяйственные работы.

Стрельцы – отборные государственные войска в Московском царстве в XVI-XVII веках. Были вооружены огнестрельным оружием – пищалями и мушкетами, а также бердышами, саблями и пиками. По разным подсчетам, к началу 1680-х численность стрелецких войск в Москве составляла от 14 до 22 тысяч. Общая численность по всему государству доходила до 55 тысяч.

Историческая справка

Повод к мятежу

Вооруженные стрельцы стали собираться под стенами московского Кремля. Живой и невредимый Иван был предъявлен разъяренной толпе, но это уже не смогло остановитць начало бунта.

Ход восстания

Хронологически в бунте выделяются 3 этапа:

Начало бунта

Мятеж начался с кровавых событий у стен московского Кремля 15 мая. Один из главных представителей партии Нарышкиных Артамон Матвеев почти сумел успокоить толпу. Это был пожилой государственный деятель, возглавлявший правительство в последние годы царствования Алексея Михайловича. Его сдержанная и разумная речь в некоторой степени охладила стрельцов. Но тут в дело вмешался Михаил Долгоруков. Он фактически возглавлял Стрелецкий приказ. Формальным руководителем был его отец, старый и тяжело больной Юрий Долгоруков. Гневная речь Михаила разозлила стрельцов. Они схватили его и растерзали прямо на глазах у царевичей.

После того, как пролилась первая кровь, стрельцов уже было не остановить. С 15 по 18 мая они подвергали мучительным пыткам и казням многих сторонников Нарышкиных. Жертвами неправосудной расправы стали:

  • Юрий Долгоруков с сыном;
  • Артамон Матвеев;
  • Афанасий Нарышкин;
  • Григорий Ромодановский;
  • Иван Языков;
  • Ларион Иванов и другие противники Милославских.

Больше всего стрельцы пытались отыскать младшего брата царицы Натальи Ивана Нарышкина. Он обладал большими политическими амбициями и считался одним из главных конкурентов Милославских. София настояла на его выдаче. Она заявила, что стрельцы не успокоятся и растерзают всех во дворце, если Иван продолжит в нем прятаться. Наталья Кирилловна была вынуждена уступить. Ее брата долго пытали перед казнью, но он держался мужественно и никого не оговорил. После его смерти расправы над боярами прекратились.

В дальнейшем события разворачивались следующим образом:

  • 19 мая 1682 – стрельцы предъявили ультиматум, чтобы им выплатили все долги по жалованию. Царевна Софья приказала выполнить эту просьбу. Для этих целей была даже переплавлена царская посуда из золота и серебра.
  • 23 мая – была подана челобитная о том, чтобы вместе с Петром венчали на царство и его старшего брата Ивана.
  • 29 мая – стрельцы выдвинули новое требование. Они настояли на том, чтобы регентшей при малолетних царевичах была Софья Алексеевна.

Заключительный период

София понимала, что вседозволенность стрельцов под предводительством Хованского угрожает благополучию всей царской семьи и решилась на активные действия.

— Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?

— Чем мотивированно поведение этих героев?

— Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров?

(Описание казнимых офицеров делает поступок Григория психологически оправданным: он вступается не за врага, а за человека.)

— Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод?

— Что переживает Григорий после этих трагических событий?

Можно зачитать фрагменты (Т. 2, часть 5, глава 13) (Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности, Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.)

— Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова?

— Почему он уходит с площади?

(Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.)

— В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?

(Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде — обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.)

Переходим анализу последнего эпизода второй книги.

— В чем символический смысл этого эпизода?

— Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом?

III. Заключительное слово учителя

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

— Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа?

(Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков — ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).

Урок 22 (83). Судьба Григория Мелехова

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания — корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

I . Слово учителя

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

II. Проверка домашнего задания

Примерный сюжетный план

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5. Сватовство и женитьба.

6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3—4

13. 1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети. Желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

30. Пьянство, мысли о смерти.

31 .Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч. 7

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудивов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

41.Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

50. Возвращение домой.

— Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий Мелехов — неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей — часть 7, глава 7; смерть Натальи — часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий — человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым — часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор.)

— В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? (Ученики подбирают и кратко пересказывают эпизоды.)

— Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не собрал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи — часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор.

Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость.

— Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается?

— Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом разве народ — это только те, кто за красных?

— Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова? (Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.)

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?

Похожие документы:

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: . первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: • Русская литература ХХ века в .

Учебного курса литературы для 10,11 классов базовый уровень

Рабочая программа педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны, первая квалификационная категория предмет: литература класс: 11 на 2013 2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

. Поурочные разработки. - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .

В составе документальных источников истории Крестьянской войны 1773—1775 гг. видное место принадлежит материалам следствия и суда над захваченными в плен вожаками и рядовыми участниками повстанческого движения. В названной группе источников наибольший интерес представляют протоколы следственных показаний. Формально, по происхождению своему, принадлежа к бумагам правительственного лагеря, к делопроизводству карательных учреждений администрации Екатерины II, документы эти их содержанием освещают события восстания с позиций участников. Следует однако отметить, что имеющаяся в этих документах достоверная информация скрывается обычно под пеленой тенденциозности, сознательно привносимой следователями. Помимо этого, необходимо учитывать и то, что протоколы дознаний создавались в обстановке психологической борьбы между следователем и подследственным. Первый из них, используя весь арсенал устрашения, вплоть до истязаний и пыток, стремился (часто в ущерб истине) добиться показаний, усугубляющих вину и участь допрашиваемого, а последний пытался умалить собственную роль в восстании, ссылаясь на свою темноту и неопытность, на принужденность своего участия в повстанческом движении, выступая подчас с осуждениями Пугачева и ближайших его соратников. Все это наряду с достоверными показаниями фиксировалось в протоколах допросов, а также и в судебных определениях 1 . Использованию такого рода материалов в исторических исследованиях должна предшествовать исследовательская работа по установлению истинности данных свидетельств путем их сопоставления с параллельными известиями других источников.

Во второй половине XVIII в. высшим административно-судебным учреждением в России был Сенат. Он представлял собой единый орган суда и надзора и выносил приговоры по всем крупным политическим процессам; его вердикты затем представлялись на утверждение императрице: только и исключительно самодержавной власти принадлежало право объявлять деяния преступными и право устанавливать за них соответствующие наказания 3 .

Широкими правами в области управления и суда в провинциях и уездах обладали воеводы 8 и управляемые ими провинциальные и воеводские канцелярии.

Основной формой судебного разбирательства являлся следственный процесс, проводимый в соответствии с нормами Воинского устава 1716 г. 9 Процесс делился на две стадии: предварительное расследование и судебное рассмотрение. Но и следствие, и суд сосредоточивались в пределах одного и того же органа — в Сенате и его Тайной экспедиции, в руках губернатора и губернской канцелярии, в ведении воеводы и провинциальной или воеводской канцелярии. Законодательство допускало как правило нераздельное совмещение следственных и судебных функций 10 .

Наиболее откровенно беспредельное могущество карательной власти феодально-крепостнического государства проявилось в годы последней в России Крестьянской войны 1773—1775 гг. Напуганное широким размахом восстания, царское правительство повело беспощадную борьбу с восставшими, бросило все силы и средства на подавление повстанческого движения, использовав для этого регулярные войска и карательные отряды, сформированные дворянством и купечеством, а также губернскими и провинциальными властями, суд, тюрьмы, церковь и т. д.

Суд и расправу над захваченными в плен пугачевцами вершили также губернские, провинциальные и воеводские канцелярии объятых восстанием Оренбургской, Казанской, Сибирской, Астраханской, Нижегородской и Воронежской губерний. Однако среди документов Сената нет сводных данных о числе подследственных, осужденных местными учреждениями.

Наряду с названными выше органами следствия и суда в период Крестьянской войны действовали специально созданные по указам императрицы секретные следственные комиссии в Казани, Оренбурге и Яицком городке. Создание секретных комиссий было одной из чрезвычайных мер, предпринятых самодержавием для скорейшего подавления восстания, а также для выяснения его предыстории.

В начале октября 1774 г. в Симбирске действовала следственная комиссия в составе командующего карательными войсками генерал-аншефа П.И. Панина и генерала П.С. Потемкина; на заседаниях комиссии допрашивался Пугачев, привезенный из Яицкого городка. Следует назвать особую комиссию в Москве, которая была сформирована императрицей для расследования дела Е.И. Пугачева и его ближайших сподвижников. В состав комиссии вошли московский генерал-губернатор М.Н. Волконский, обер-секретарь Тайной экспедиции С.И. Шешковский и начальник секретных комиссий П.С. Потемкин; эта комиссия функционировала в Москве с сентября по декабрь 1774 года 23 . В конце августа того же года в Царицын было доставлено под конвоем до 6000 пугачевцев, взятых в плен карателями при поражении войска Пугачева в битве 25 августа под Черным Яром. Следствие над ними производилось по предписанию П.И. Панина в следственной комиссии, которую возглавлял царицынский комендант полковник И.Е. Цыплетев 24 .

Примечания

1. Крестьянская война. с. 13; Прокофьева Л.С. К вопросу о достоверности следственных показаний по делу Крестьянской войны в России в 1773—1775 гг. — В кн.: Сельское хозяйство и крестьянство Нечерноземного Центра РСФСР. Смоленск, 1976, с. 37—46.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 4, с. 251—252.

3. Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования имп. Екатерины Второй. СПб., 1901, с. 174—331; Шворина Т.И. Уголовное законодательство Екатерины II. — Уч. зап. Всесоюзного института юридических наук. М., 1940, вып. 1, с. 219.

4. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960, с. 132, 139; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974, с. 32—33.

5. Голикова Н.Б. Органы политического сыска и их развитие в XVII—XVIII вв. — В кн.: Абсолютизм в России. М., 1964, с. 271—274.

6. ПСЗ I, т. 16, № 12137, с. 716—720.

7. Блинов И. Губернаторы. СПб., 1905, с. 57—59, 69, 102—115.

8. ПСЗ I, т. 8, № 5333, с. 94—112; Андреевский И. О наместниках, воеводах и губернаторах. СПб., 1864, с. 53—106.

9. ПСЗ 1, т. 5, № 3006, с. 382—411.

10. Юшков С.В. История государства и права СССР. М., 1961, ч. 1, с. 370—377; Витт В. Екатерина II, как криминалистка. СПб., 1909, с. 108—111.

11. Юшков С.В. Указ. соч., с. 360—361.

12. ПСЗ I, т. 13, № 10101, с. 838—839.

13. Витт В. Указ. соч., с. 102—103.

14. С III по IV ревизии (1762—1782 гг.) общая численность частновладельческих крепостных крестьян возросла с 4401,5 до 5105 тыс. душ м. п. при понижении их процентного отношения ко всему населению с 52,17 до 48,77% — Кабузан В.М. Изменения в размещении населения России в XVIII — первой половине XIX в. М., 1971, с. 12.

15. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1975, с. 393.

16. Ерошкин И.П. Указ. соч., с. 139.

17. Пугачевщина, т. 3, с. 468.

18. Джинчирадзе В.З. Из истории Тайной экспедиции при Сенате (1762—1801 гг.). — Уч. зап. Новгородского гос. пед. ин-та. Историко-филологический факультет. Новгород, 1957, т. 2, вып. 2, с. 93.

19. ПСЗ I, т. 20, № 14275, с. 85.

20. Джинчирадзе В.З. Указ. соч., с. 91—92.

21. ЦГИА СССР, ф. 468, оп. 32, д. 2, л. 20;) Материалы для истории Пугачевского бунта. — В кн.: Грот Я.К. Труды, т. 4, с. 472, 549; Бумаги императрицы Екатерины II, хранившиеся в Государственном архиве. — Сборник РИО, 1874, т. 13, с. 402; Екатерина II и Пугачевщина. — Русская старина, 1875, т. 13, с. 115—116.

22. Письма Екатерины II к Рейнсдорпу и Ф.Ф. Щербатову от 26 апреля 1774 г. — ГАОО, ф. 3, д. 138, л. 60—61; Екатерина II и Пугачевщина, с. 116; ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 6, л. 480.

23. Следствие и суд над Е.И. Пугачевым. — Вопросы истории, 1966, № 3, с. 124—138; № 4, с. 111 — 126; № 5, с. 105—121; № 7, с. 92—109, № 9, с. 137—149.

24. Пугачевщина, т. 2, с. 204—215, 400; т. 3, с. 312—313.

25. Письма государыни императрицы Екатерины II к князю М.Н. Волконскому. — В кн.: Осмнадцатый век, 1869, кн. 1, с. 148.

26. Письма императрицы Екатерины II к А.И. Бибикову во время Пугачевского бунта. — Русский архив, 1866, № 3, с. 390, 397.

27. Подлинные бумаги о бунте Пугачева. — В кн.: Чтения в обществе истории и древностей российских (ЧОИДР), 1860, кн. 2, с. 68.

28. Дубровин Н. Пугачев и его сообщники, т. 3. СПб., 1884, с. 51.

29. Материалы для истории Пугачевского бунта. — В кн.: Грот Я.К. Труды, т. 4, с. 524.

30. Пионтковский С. Архив Тайной экспедиции о крестьянских настроениях 1774 г. — Историк-марксист, 1937, кн. 7, с. 94.

31. Екатерина II и Пугачевщина, с. 121—122.

32. Письма государыни императрицы Екатерины II к князю М.Н. Волконскому, с. 148.

33. Крестьянская война в России в 1773—1775 годах. Восстание Пугачева, т. 3, с. 415.

34. ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 1, л. 310—316; ч. 2, л. 71—78.

35. Подлинные бумаги о бунте Пугачева, с. 67.

36. Крестьянская война в России в 1773—1775 годах. Восстание Пугачева, т. 3, с. 390—391.

37. Пугачевщина, т. 3, с. 466—467.

38. ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 3, л. 272.

39. Екатерина II и Пугачевщина, с. 124.

40. Письмо И.А. Рейнсдорпа к И.Л. Бранту от 30 мая 1774 г. — ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 2, л. 5—6.

42. ЦГАДА, ф. 6, д. 467, ч. 12, л. 397—398; Отдел рукописей ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ ОР), F. IV, д. 668, л. 7—33.

43. Инструкция П.С. Потемкина Казанской секретной комиссии от 24 июля 1774 г. — ЦГАДА, ф. 6. д. 507, ч. 2, л. 89.

44. Дубровин Н. Указ. соч., т. 3, с. 357.

45. Пугачевщина, т. 2, с. 229.

47. Екатерина II и Пугачевщина, с. 124.

48. ПСЗ I, т. 19, № 14230, с. 1064—1067; Материалы для истории Пугачевского бунта. — В кн.: Грот Я.К. Труды, т. 4, с. 627—630; Следствие и суд над Е.И. Пугачевым. — Вопросы истории, 1966, № 3, с. 128—130; № 9, с. 137—149; Крестьянская война в России в 1773—1775 годах. Восстание Пугачева, т. 3, с. 408—432.

49. ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 1, л. 30, 146—149; Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. Казань, 1973, с. 109.

50. Пугачевщина, т. 3, с. 466.

51. Там же, с. 466—467.

52. ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 3, л. 47.

53. Там же, ч. 6, л. 470; Пугачевщина, т. 3, с. 326—327.

54. ЦГАДА, ф. 6, д. 627, ч. 12, л. 250.

56. Рапорт Уфимской провинциальной канцелярии И.А. Рейнсдорпу от 2 июля 1774 г. — ЦГАДА, ф. 1100, д. 9, л. 376—377.

57. ЦГАДА, ф. 6, д. 507, ч. 3, л. 60.

58. ЦГВИА, ф. 41, оп. 1/199, д. 284, л. 94, 96, 97, 102, 105, 110, 115—117, 134—136 (указы Сената Ишмухаммету Сулейманову и Бахтияру Янышеву от 1 декабря 1776 г.; указы Рейнсдорпа им же от 5 февраля 1775 г. и 8 марта 1776 г.; прошения Муксина Абдусалямова и др. мишарских старшин на имя Екатерины II в августе—сентябре 1791 г.); ГАОО, ф. 3, д. 141, л. 186, 190, 191; д. 145, л. 10; д. 148, л. 21, 27, 28, 39, 49, 57, 65, 92, 93, 98; д. 155, л. 5, 21, 29, 33, 48, 57, 59, 67, 68, 70, 71, 91, 95 и др. (указы И.А. Рейнсдорпа по прошениям башкирских и мишарских старшин и сотников за 1774—1776 гг.); ЦГАДА, ф. 6, д. 516, ч. 3, л. 156 (справка Сената о старшинах, награжденных медалями и чинами, — 1776 г.); Материалы для истории Пугачевского бунта. — В кн.: Грот Я.К. Труды, т. 4, с. 554; Бумаги графа П.И. Панина о Пугачевском бунте. — Сборник РИО, 1871, т. 6, с. 183—184.

59. Анучин Д. Граф Панин, усмиритель Пугачевщины. — Русский вестник, 1869, т. 81, с. 385.

61. Дубровин Н. Указ. соч., т. 3, с. 294—295.

62. Овчинников Р.В. Источники изучения социального состава повстанческих отрядов Е.И. Пугачева. — В кн.: Народы в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Уфа, 1977, с. 123.

63. Анучин Д. Указ. соч., с. 401—402.

64. ЦГАДА, ф. 1100, д. 11, л. 90—91.

65. Пугачевщина, т. 3, с. 359—364.

66. Бумаги графа П.И. Панина о Пугачевском бунте, с. 199. 

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Все материалы на сайте только для использования в некоммерческих целях. Все права принадлежат правообладателям и защищены законом.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Кондинского района, Ханты- Мансийского Автономного округа- Югры

ФИО педагога: Штергер Виктория Александровна (учитель русского языка и литературы)

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Тема: Мир, расколотый надвое .

определить видение событий гражданской войны

развивать умение анализировать текс, развивать критическое мышление учащихся.

способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.

Проблемный вопрос (4 слайд)

ответить на вопрос может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям.

Война… Какое значение вложено в это слово?

Давайте обратимся к толковому словарю: ( 5 слайд)

А) гражданская война с исторической точки зрения .

историческая справка (подготовленная учащимися класса в виде высказываний знаменитых людей).

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Михаил Шолохов был одним из первых , кто заговорил о гражданской войне, как о величайшей трагедии. В процессе работы он обращается к архивам, мемуарам, личным впечатлениям, к воспоминаниям людей, переживших эту войну.

Давайте обратимся непосредственно к тексту романа (книга 2 части 5, гл.1) Стр. 463 Тихий Дон 1. Москва.: Слово., 2001

Шолохов использует рассказ- предварения. (8 слайд)

Предварение- т.е. сделать что-то раньше, забегая вперед.

Какое словосочетание ключевое в данном отрывке?

Горшие беды . Именно они сломают привычный уклад донской жизни, отразятся на судьбах людей.

Шолохов раскрывает нам правду через героев романа.

Поисками правды обеспокоен Григорий Мелехов, являясь человеком малограмотным и политически наивным, он живёт стремлением найти правду, найти своё место в жизни, найти то, чему стоит служить. (красным- белым)

Правда необходима герою для решения проблемы жизненного выбора, т.к. происходит противостояния различных политических сил, решающих судьбу казачества и всей страны.

Слова брата Григория Мелехова (3-6-2)

В романе мы сталкиваемся с зеркальными сценами:

1.Расправа над чернецовцами (2-5-12) (9 слайд)

Вопросы 10 слайд

  • Какие чувства испытывает Григорий, наблюдая сцену расправы над чернецовцами?
  • Почему он единственный среди всех присутствующих так поступил?

(в нем побеждает человек, гуманные качества)

Это делает поступок Григория психологически оправданным:

не за неприятеля вступается герой, а за человека.)

2.Казнь подтелковцев (2-5-30) (слайд 11)

Вопросы слайд 12

*Как Григорий воспринимает сцену казни Подтелкова?

* Что испытывает при этом?

Но, несмотря на это, он уходит с площади, не дождавшись казни, ибо для Григория-гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана .

Григорий ищет правду, которая могла бы примирить всех, и не находит её ни у белых, ни у красных.

Это определило трагичность его судьбы, в которой отразилась трагедия народа, разделённого на два враждующих лагеря.

Недавно мирно живущие бок о бок казаки становятся врагами, идут на братоубийственную войну.

Рождается взаимная жестокость ныне враждующих сторон. (13 слайд Кошевой расстреливает Мелехова, Дарья убивает Котлярова)

3.-Сравнительная характеристика (индивидуальное домашнее задание)

Михаил Кошевой (14 слайд)

Митька Коршунов (15 слайд)

Заклятые враги, Кошевой и Коршунов, совершают поступки чрезвычайно похожие – в первую очередь неимоверной жестокостью и цинизмом :

-Мишка убивает Петра Мелехова, гонит из родного дома Григория, что не мешает ему жениться на Дуняшке, на его совести и смерть деда Гришаки;

-Митька первым вызывается казнить подтёлковцев, зверски уничтожает семью Кошевого.

Во всем этом мы видим взаимную жестокость враждующих сторон.

4.Как меняется человек в условиях войны? (задать вопрос классу)

Для многих героев, даже положительных, нравственные критерии в годы войны смещаются.

Григорий, например, воспринимает казнь Подтёлкова как справедливое возмездие.

Но он же пресекает расправы над пленными, когда узнаёт, что в Вешенской в тюрьму посадили женщин, стариков и детей, чьи родные ушли с красными, он открывает тюрьму, выпуская всех арестованных на волю.

  • Что вы можете сказать о своеобразной самохарактеристике Григория Мелехова?

Не только изменился, но понял что стал другим- его сломала война.

Война утверждает свои собственные законы , жестокие и бесчеловечные, и каждый живущий вынужден подчиняться им. Война вносит разногласия в семейные отношения. Всеобщая разруха уничтожает казачий мир не только извне, но и изнутри.

Трагедия казачьих семей в том, что они не видят выхода из этой войны. Никакая власть не даёт им возможности возвратиться к мирному крестьянскому труду.

1-может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям? (17 слайд)

Обратите внимания на слова-ассоциации .

Война- это борьба, враждебные отношения, трагедия, беда, разделение, страх, жестокость, цинизм, бесчеловечность, разруха, разногласие, братоубийственная, чернота, …. ( слова закрепляются на доске в ходе урока)

Какие ещё слова можно добавить в этот ряд?

(названные детьми слова записываются рядом) –раздать бумажки

Используя данные слова (слова, выписанные на доске )составьте синквейн ( работа по группам )на тему война

Определение синквейна (слайд 18)

Алгоритм ( 19 слайд)

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Несколько вариантов зачитываются(записываются на отдельных листах и закрепляются на доске ).

Ожесточает, угнетает, уничтожает

Война калечит судьбы людей

Данными синквейнами мы подводим итог сегодняшнего нашего урока и отвечаем на главный вопрос, что есть война .

Письменная характеристика Г. Мелехова.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мир, расколотый надвое

Может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру?

Рассказ-предварение Предварение-т.е . сделать что-то раньше, забегая вперед.

Расправа над чернецовцами . (2-5-12)

Вопросы: Какие чувства испытывает Григорий, наблюдая сцену расправы над чернецовцами ? Почему он единственный среди всех присутствующих так поступил?

Казнь подтелковцев . (2-5-30)

Вопросы: Как Григорий воспринимает сцену казни Подтелкова ? Что испытывает при этом?

Взаимная жестокость враждующих сторон Кошевой расстреливает Петра Мелехова Дарья убивает Котлярова

Может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру?

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Алгоритм написания синквейна . 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное . 2 строка – два слова ( прилагательные или причастия ). Описание темы. 3 строка – три слова ( глаголы ). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Война Жестокая, братоубйиственная Ожесточает, угнетает, уничтожает Война калечит судьбы людей Трагедия.

Читайте также: