Достоверность диагностических данных как можно ее обеспечить

Обновлено: 10.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

3. Психометрические основы психолого-педагогической диагностики

Цель — ознакомление с основными психометрическими требованиями к измерительным диагностическим методикам.

— рассмотреть основные типы измерительных шкал;

— определить необходимость стандартизации и ознакомить с видами норм принятыми в диагностике;

— рассмотреть и описать процедуру разработки и применения основных психометрических требований.

3.1. Типы шкал измерения

Знание психометрии дает диагносту необходимый материал для понимания ограниченности методик, тех допущений, которые были сделаны авторами для целей исследования.

Психометрия — наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы. Она научно обосновывает те требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, и описывает определенные процедуры их разработки и применения.

Психометрические требования касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные. Психологический тест может быть охарактеризован как эффективный при условии, что он удовлетворяет следующим требованиям: использование шкалы интервалов; наличие нормативных данных (либо критериев, установленных экспертами); надежность; валидность; достоверность; репрезентативность; дискриминативность.

Шкала — это форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.

Значения признака или переменной определяются (измеряются) при помощи специальных шкал измерения:

1) номинативная (наименований);

4) равных отношений.

Рассмотрим особенности каждой из вышеперечисленных шкал.

Номинативная (наименований) шкала. Это шкала, классифицирующая по названию. Название не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого. Это простейшая классификация испытуемых, например: мужчина-женщина; имеет братьев и сестер — единственный ребенок в семье и т.п.

В данной шкале не известно истинное расстояния между классами, а известно лишь то, что они образуют последовательность.

От классов переходят к числам (низший класс получает ранг 1, средний класс 2, а высший — ранг 3, или наоборот).

Шкала равных отношений. Это шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В отличие от интервальной шкалы она имеет значимую нулевую точку, которая не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства.

Наличие нулевой точки — проблема для большинства психологических переменных, так как возможности человеческой психики столь велики, что трудно представить абсолютный нуль в какой-либо измеряемой психологической переменной.

3.2. Понятие норм и стандарта в диагностике

Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста, которую рассматривают в двух планах:

1. Стандартизация процедуры, что подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов и условий проведения обследования.

2. Выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний. Такой точкой отсчета являются нормы.

Нормы — это множество показателей из четко определенных выборок. Психологические тесты не имеют заранее определенных стандартов их успешного или неуспешного выполнения; критерии выполнения каждого теста устанавливаются опытным путем. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума выявляется на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Для обоснования вывода о норме необходимо: 1) сравнить результаты с выборкой стандартизации, т.е. выборкой испытуемых численностью не меньше 200 человек и совпадающих по полу, возрасту, образованию, социальному положению и т.п.; 2) полученный результат перевести в некую относительную меру. Всякая норма обычно со временем изменяется вместе с естественными изменениями, которые с годами происходят в психологии людей, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет.

Принято различать два вида норм: статистические и социокультурные (социально-психологический норматив).

Первый вид применяется для оценки стилевых и мотивационных черт, второй — для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма — это уровень развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т.п.; это близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Для вычисления статистической нормы обратились к приемам математической статистики — определение распределения .

Распределением называется закономерность встречаемости разных значений измеряемого признака. Форма распределения является обобщенной характеристикой выборки. Кривые распределения бывают одновершинные и многовершинные.

В психологии рассматривают нормальное распределение, или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса, предложенная им в 1908 г.

Нормальное распределение характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко (16%), а значения, близкие к средней величине, достаточно часто (68%).

Для описания нормального распределения достаточно знать два показателя — среднее арифметическое признака (Хср) и стандартное отклонение (σ). Границы статистической нормы определяются по формуле Хср ± σ.

В диагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К.М. Гуревича были разработаны тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив.

Социокультурный или социально-психологический норматив (СПН) — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым; это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

Требования закреплены в виде правил, норм, предписаний, они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении.

СПН меняется вместе с развитием общества.

Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест.

Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом (100%). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. 39

Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на пять подгрупп (%):

1) наиболее успешные — 90-100% (10%);

2) близкие к успешным — 70-90% (20%);

3) средние по успешности — 30-70% (40%);

4) малоуспешные — 10-30% (20%);

5) наименее успешные — 0-10% (10%).

3.3. Н адежность как важное психометрическое требование к диагностической методике

Надежность — характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Важной проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов, влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию таких факторов, среди которых чаще называют следующие:

1) состояние и настроение обследуемых;

2) мотивация испытуемых к тестированию;

3) эргономические факторы: время дня, освещенность, температура в помещении, наличие шумов и запахов и т.п.;

4) характеристика деятельности (монотонность — динамичность и др.);

5) степень обучаемости (или натренированности) испытуемых.

Разновидностей надежности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей с помощью математико-статистического приема, который и устанавливает надежность методики. Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М. Гуревич предложил толковать надежность как:

1) надежность самого измерительного инструмента;

2) стабильность изучаемого признака;

3) относительная независимость результатов от личности экспериментатора.

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности ; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, — коэффициентом стабильности ; а показатель оценки влияния личности экспериментатора — коэффициентом константности .

Остановимся более подробно на рассмотрении этих показателей, характеризующих с разных сторон надежность психодиагностической методики.

1. Определение надежности измерительного инструмента. Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (или гомогенности), используют метод расщепления.

Задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются, сравниваются между собой.

Методика признается надежной, когда полученный коэффициент не ниже 0,75—0,85. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка 0,90 и более.

2. Определение стабильности изучаемого признака. Для проверки стабильности диагностируемого признака, свойства используется прием тест—ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и повторного обследования (не ниже, чем 0,7).

При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между первым и повторным обследованием.

Используется временной интервал в несколько месяцев, но не более полугода. У детей интервалы могут быть порядка нескольких недель.

3. Определение константности. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.

К.М. Гуревич считает, что каждый в отдельности показатель никак не заменит других способов проверки и, следовательно, не может рассматриваться в качестве необходимой и достаточной характеристики надежности.

Методика, располагающая полной характеристикой надежности, наиболее пригодна для практического применения.

3.4. Валидность диагностической методики

Вопрос о валидности методик решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.

Валидность — обоснованность методики.

Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но и информирует об условиях, о сфере ее применения. Существует несколько разновидностей валидности, каждую из которых нужно рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность может быть внутренней (конструктной) и внешней (критериальной). Внутренняя валидность определяет, насколько полно тестовые баллы отражают исследуемые психические свойства или умения и знания, обозначает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и тому подобное общей цели и замыслу методики в целом. Тестовая методика считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов и заданий измеряют не то, что требуется от данной методики. Внешняя валидность определяет полезность тестового измерения в качестве предсказателя поведения, насколько тестовые баллы связаны с некоторой другой деятельностью. Речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Проверка валидности методики называется валидизацией. Принято выделять:

1) теоретическую валидизацию — проверка валидности измерительного инструмента;

2) прагматическую валидизацию — валидность цели ее использования.

Основным элементом проверки валидности тестов является критерий валидности . Это независимый от теста, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве.

В качестве критерия могут выступать:

— успеваемость — для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта;

— производственные достижения — для методик профессиональной направленности;

— эффективность реальной деятельности (рисования, моделирования и т.д.) — для тестов специальных способностей;

— субъективные оценки — для тестов личности.

Виды валидности, обусловленные особенностями диагностических методик и временным статусом внешнего критерия:

3.5. Достоверность, репрезентативность и дискриминативность — психометрические требования к диагностическим методикам

Достоверность — это способность теста защищать информацию от мотивационных искажений. Проблема достоверности остро стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие шкалы лжи или контрольной шкалы. Они основываются на феномене социальной желательности — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест.

Репрезетативность — это соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест. Она определяется путем сопоставления качественных и количественных характеристик исследуемой популяции с целью определения их однородности.

Дискриминативность — это способность отдельных заданий и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно максимального и минимального результатов. Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики. В оценке может быть использовано около девяти градаций, а в опросах — наиболее эффективно использовать три (или пять) градаций.

Тема 1.10. Информационное обеспечение работоспособности и диагностики автомобилей.

1. Понятие об информации. Методы получения информации

2. Определение предельных и допустимых значений параметров технического состояния.

3. Диагностика как метод получения информации об уровне работоспособности автомобилей

4. Методы и процессы диагностирования

Рекомендуемые файлы

1.10.1. Понятие об информации. Методы получения информации.

При принятии решений в технической эксплуатации автомобилей используют, как отмечалось, два вида информации: вероятностную (статистическую) и индивидуальную (диагностическую).

Индивидуальную (диагностическую) информацию можно получить по отчетным данным для конкретного автомобиля (агрегата) или путем непосредственного измерения параметров технического состояния данного автомобиля. Используется она для оперативного уточнения и корректировки управляющего решения применительно к данному объекту.

Точность и достоверность диагностической информации обеспечиваются применением метрологически поверенных средств технического диагностирования (СТД) и обоснованного комплекса диагностических параметров с учетом выполнения требований однозначности, стабильности, чувствительности и информативности.

Статистическая и диагностическая информации дополняют друг друга в процессе принятия решения.

Прямой и косвенный методы

Характеристики методов и их взаимосвязь приведены ниже


1.10.2. Определение предельных и допустимых значений параметров технического состояния.

Получение информации возможно путем непосредственного измерения параметров технического состояния данного автомобиля и сравнения их текущих значений с нормативами.

Как известно, качественной мерой, позволяющей оценить состояние системы или ее элементов, а также проявление свойств системы, является параметр (показатель). С точки зрения оценки состояния системы и проявления ее свойств различают параметры структурные и выходные (см. разд. 2.1).

В процессе эксплуатации автомобиля текущие значения параметров его состояния уi изменяются от начальных или поминальных значений ун до предельных уп (см. разд. 2.1).

Номинальное значение параметра определяется техническими условиями завода-изготовителя или другими регламентирующими документами и может иметь некоторый разброс значений, отражающий качество проектирования и изготовления изделия.

При эксплуатации изделия через определенную наработку значение параметра достигает предельной величины, при которой существенно ухудшаются технико-экономические показатели его использования или происходит отказ, момент наступления которого не поддается сколько-нибудь достоверному прогнозированию.


Рис.4.5. Изменение состояния изделия в зависимости от значений параметров состояния

Изделие, у которого значение параметра достигло или превысило предельно допустимое значение, считается неисправным и находится в так называемом предотказном состоянии (зона между точками В и Г).

В связи с тем что на практике контроль технического состояния проводится периодически через определенную наработку автомобиля, использование для управления техническим состоянием в качестве норматива предельно допустимого значения параметра не всегда возможно. Для этих целей в ряде случаев вводится новое понятие упреждающего значения параметра Уупр. Оно представляет собой ужесточенное предельно допустимое значение, при котором обеспечивается заданный либо экономически целесообразный уровень вероятности безотказной работы на предстоящей межконтрольной наработке. Нахождение значений параметра к моменту контроля в пределах между Ун и Уупр (зона между точками Л и Б) соответствует возможности эксплуатации автомобиля. Достижение значений в пределах между Уупр и Уп.д (зона БВ) свидетельствует о необходимости проведения предупредительных воздействий (регулировок или замен) с затратами а, а пропуск значений параметров свыше уп.д. (зона ВГ) ведет к возникновению аварийного отказа, как правило, связанного со сходом автомобиля с линии или потерей рабочего времени и требующего проведения ремонта с затратами c>>d.

На основании анализа и классификации по методу назначения или определения нормативные значения параметров можно разбить на три группы.

К первой группе относятся нормативные значения, задаваемые на уровне государственных стандартов или других руководящих документов общегосударственного значения.

Ко второй группе относятся нормативы параметров, изменение которых не зависит от условий эксплуатации автомобилей, а определяется только конструктивными и технологическими факторами, такими, как применяемые материалы, технология изго­товления, форма и размеры и т. п.

Анализ рассмотренного примера показывает, что для приведенного параметра нецелесообразно назначать нормативное значение без учета конкретных условий эксплуатации. Для этого используют статистический анализ опыта использования автомобилей

1.10.3. Диагностика как метод получения информации об уровне работоспособности автомобилей.

Контрольно-диагностические работы составляют примерно 30 % трудоемкости ТО и вместе с регулировочными работами включают 17 – 20 % трудоемкости ТР автомобиля.

Техническая диагностика – область знаний, изучающая и устанавливающая признаки неисправного состояния автомобиля, а также методы, принципы и оборудование, при помощи которого дается заключение о техническом состоянии узла, агрегата, системы без разборки последних и прогнозирование ресурса их исправной работы.

По ГОСТ 20911 – 89 техническое диагностирование – определение технического состояния объекта. Задачи технического диагностирования – контроль технического состояния; поиск места и определение причин отказа (неисправности).

Техническая диагностика автомобилей – раздел эксплуатационной науки, в котором изучаются, устанавливаются и классифицируются отказы и неисправности агрегатов и узлов и симптомы этих отказов и неисправностей, а также разрабатываются методы и средства для их выявления с целью определения необходимых профилактических и ремонтных воздействий на объект для поддержания высокого уровня его надежности и прогнозирования ресурса его исправной работы. При этом сказано, что диагностирование – это процесс определения и оценки технического состояния объекта без его разборки по совокупности обнаруженных диагностических симптомов.

В общем процессе диагностирования можно выделить три этапа. Первый этап технической диагностики заключается в анализе информации о надежности автомобилей, проведении эксплуатационных исследований процессов изменения технического состояния объектов.

На втором этапе на основании инженерного анализа определяют допустимые и предельные отклонения параметров технического состояния объектов, выбирают методы диагностирования, комплектуют диагностическую систему необходимым оборудованием, производят оценку технического состояния объекта.

Третий этап диагностирования – прогнозирование – заключается в том, что на основе закономерности изменения технического состояния предсказывают поведение объекта в будущем, делают заключение об ожидаемом ресурсе основных элементов, устанавливают периодичность их замены, регулировки и т.д.

По ГОСТ 20911 – 89 прогнозирование технического состояния – определение технического состояния объекта с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени. Целью прогнозирования технического состояния может быть определение с заданной вероятностью интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние объекта или вероятности сохранения работоспособного состояния объекта на заданный интервал времени.

Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования.

Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды.

Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.

Уровень снижения затрат при планово-предупредительном ТО за счет диагностирования в большой степени зависит от коэффициента вариации ресурса автомобилей L, стоимости аварийного ремонта с, стоимости профилактических d и диагностических сд работ.

Эффективность применения диагностирования при различном сочетании перечисленных факторов показана на номограмме, которая построена из условия, что суммарные удельные затраты на ремонт, предупредительное обслуживание и диагностирование не превышают суммарных удельных затрат на ремонт и предупредительное обслуживание без диагностирования:


где qД и q – вероятности аварийных отказов, соответственно, при обслуживании с диагностированием и без диагностирования; ; средние фактические (средневзвешенные) пробеги до восстановления, соответственно, при обслуживании с диагностированием и без диагностирования; - среднее число проверок до восстановления. , -

Возможности диагностирования многих агрегатов и механизмов в большой степени зависят от их контролепригодности.

С целью обеспечения требуемой достоверности и экономической целесообразности получения диагностической информации диагностические параметры должны быть чувствительны, однозначны, стабильны и информативны

1.10.4. Методы и процессы диагностирования.

Общий диагноз однозначно решает вопрос о соответствии или несоответствии объекта общим требованиям, а при локальном диагнозе выявляют конкретные неисправности и их причины. При общем диагнозе используют один диагностический параметр, а при локальном – несколько. Общий диагноз сводится к измерению текущего значения параметра П и сравнению его с нормативом. При периодическом диагностировании таким нормативом является допустимое значение диагностического параметра Пд, а при непрерывном (встроенном) – предельное Пп. Возможны три варианта общего диагноза: П>Пп; Пд

Читайте также: