Достаточны ли меры социальной поддержки наших граждан

Обновлено: 30.06.2024

Ключевые слова: Отсутствуют

Ссылка для цитирования:

В широком понимании демографическая политика — это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены на изменение существующей демографической ситуации. Целью демографической политики является влияние на процессы воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики, необходимо добиться эффективного функционирования всей системы государственного управления демографическими процессами[1].

С начала кризиса 1990-х гг., в России демографическая проблема стоит довольно остро. Демографическая ситуация играет все большую роль в развитии экономики страны, внутренней и внешней политике, социальной сфере, поэтому сложившаяся демографическая ситуация вызывает серьезное беспокойство. Последние десятилетия отмечается общий спад численности постоянного населения, естественная убыль населения, общее старение населения.

На сегодняшний день существует ряд проблем как на уровне нормативно-правового обеспечения, так и на уровне реализации полномочий в деятельности конкретных структур. Назрела необходимость системного решения демографической проблемы.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  1. семейное — регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  2. здравоохранительное — укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  3. миграционное — регулирование миграционных процессов.

Стабильно положительная демографическая ситуация является необходимым условием повышения уровня жизни населения.

В нашей стране рождаемость населения должна стимулироваться и включать в себя комплекс мер поддержки молодой семьи. Одним из важных критериев социального государства является защита материнства, а так же помощь и защита семьи.

  1. выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
  2. обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
  3. создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
  4. повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Данная госпрограмма направлена на решение социально-экономических проблем, представленных на рисунке 1.


Рисунок 1. Социально-экономические проблемы населения Российской Федерации

Сроки реализации программы: 1 января 2013 года - 31 декабря 2020 года.

Госпрограмма реализуется за счет федерального бюджета, общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 9472766244 тыс. рублей (см. рис. 2) [3], в том числе:

на 2013 год - 925492816,9 тыс. рублей;

на 2014 год - 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 1161189735,9 тыс. рублей;

на 2016 год - 1178101868,8 тыс. рублей;

на 2017 год - 1257056400 тыс. рублей;

на 2018 год - 1304865400 тыс. рублей;

на 2019 год - 1297618900 тыс. рублей;

на 2020 год - 1259709800 тыс. рублей


Рисунок 2. Финансирование государственной программы

В результате реализации госпрограммы ожидается:

  • рост рождаемости;
  • снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
  • создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
  • преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • удовлетворение к 2020 г. потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;
  • решение проблемы беспризорности;
  • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

- уменьшение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения):

- увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения:

Также стоит отметить, что программа состоит из четырех подпрограмм, а именно:

Задача: повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки

  • увеличение количества граждан - получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию;
  • снижение бедности отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки;
  • увеличение количества малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта.
  • развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;
  • укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения;
  • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.
  • решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе
  • формирование демонополизированного рынка услуг в сфере социального обслуживания населения
  • обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения
  • повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения.
  • снижение семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;
  • обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов;
  • рост рождаемости;
  • совершенствование системы поддержки социально уязвимых семей с детьми и детей.
  • повышение уровня жизни семей с детьми;
  • решение проблемы беспризорности;
  • преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • увеличение количества детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных отдыхом и оздоровлением;
  • расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
  • повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 г. до 1,753.
  • развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования инновационных программ и проектов указанных организаций;
  • оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на достижение конкретных значений показателей результативности;
  • содействие развитию прозрачности и конкурентности системы финансовой и имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации;
  • развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе содействие привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев;
  • обеспечение открытости информации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • повышение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • увеличение объемов и повышение качества социальных услуг, оказываемых социальноориентированными некоммерческими организациями[2].

Далее следует перейти к оценке эффективности реализации государственной программы.

Оценка эффективности реализации госполитики будет произведена по следующим критериям:

1.1 Адекватность показателей и целей госпрограммы

1.1.1 Соответствие целей и показателей госпрограммы и ее подпрограмм установленным параметрам в стратегических документах, Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., а также параметрам долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 года:

Цели, задачи и индикаторы проекта программы соответствуют стратегическим документам:

Цели и показатели, указанные в госпрограмме в целом соответствуют приоритетам и целям госполитики в сфере социальной поддержки граждан, установленным в стратегических документах, перечисленных выше.

1.1.2. Достаточный набор показателей госпрограммы и подпрограмм(по возможности достижения целей и соблюдения баланса интересов при разработке и реализации госполитики в сфере реализации государственной программы):

Система индикаторов, которые предложены в данной госпрограмме, учитывает интересы не всех заинтересованных сторон при реализации госполитики в сфере социальной поддержки граждан.

1.2. Оптимальность набора подпрограмм по их полноте, а также по управлению и мониторингу их реализации:

С точки зрения достижения цели и решения задач госпрограммы, состав подпрограмм является достаточным. Сферы реализации подпрограмм в целом соответствуют сферам реализации госпрограммы. Подпрограммы имеют самостоятельные результаты, которые являются значимыми для достижения целей и решения задач всей госпрограммы.

1.3. Необходимость и достаточность мероприятий для достижения целей реализации госпрограммы:

Мероприятия, которые предлагаются для реализации в рамках госпрограммы, можно считать достаточными для достижения цели.

Эффективность реализации госпрограммы во многом зависит от взаимодействия федерального и регионального уровней власти, так как сфера реализации госпрограммы относится к сферам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

1.5. Достаточность финансового обеспечения для достижения целей госпрограммы:

Объем ресурсного обеспечения реализации госпрограммы определен до 2020 года с учетом прогнозируемой участниками динамики численности получателей мер социальной поддержки в 2013-2020 годах, а также показателей прогноза уровня инфляции.

Однако стоит отметить, что не представляется возможным оценить обоснованность заявленных объемов бюджетных ассигнований, потому что необходимые расчеты и документы отсутствуют. Министерству труда и социальной защиты РФ необходимо предоставить данную информацию.

2. Анализ соответствия госпрограммы и подпрограмм установленным нормативным и методическим требованиям:

2.1. Соответствие целей и показателей госпрограмм и подпрограмм установленным методическим и нормативным требованиям

2.1.1. Формулировка целей и системы показателей госпрограммы соответствуют требованиям, установленным Методическими указаниями по разработке и реализации госпрограмм РФ[4].

Стоит также обратить внимание на то, что достижение поставленной цели в большей степени будет за счет мер госполитики в области повышения доходов граждан (увеличение заработной платы, обеспечение занятости, развитие предпринимательской деятельности и др.), а не с помощью мероприятий госпрограммы, которые предусматривают социальную поддержку населения.

В целом показатели можно считать соответствующими требованиям, которые предъявляются в Методических указаниях (объективность, адекватность, точность, однозначность, достоверность, сопоставимость, экономичность, регулярность и своевременность). Показатели, которые характеризуют конечные общественно значимые результаты, уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми исполнителями госуслугами и непосредственные результаты включены в общее число показателей. Показатели подпрограмм также связаны с показателями, которые характеризуют достижение целей и решение задач госпрограммы.

Требуется более детально уточнить задачи и показатели, ставящиеся в подпрограммах.

2.2. Соответствие содержания и структуры госпрограммы и подпрограмм методическим требованиям:

Структура и содержание государственной программы в целом соответствует Методическим указаниям. На титульном листе госпрограммы следует добавить подпись руководителя федерального органа исполнительной власти, который является ответственным исполнителем госпрограммы или его заместителя.

2.3. Наличие информации о согласовании проекта госпрограммы с соисполнителями и участниками госпрограммы

В проекте госпрограммы отсутствует информация о согласовании данного проекта Министерством финансов России и Министерством юстиций России.

Часть участников госпрограммы согласовали проект госпрограммы с замечаниями, не учтенными в представленном документе (Министерство здравоохранения России, МВД России, Министерство спорта России, ФСКН России).

На основе проведенного анализа, можно выработать предложения по совершенствованию проекта госпрограммы:

1) Корректировка или уточнение целей госпрограммы и подпрограмм:

2) Корректировка состава показателей госпрограммы:

С целью проверки достижения цели по модернизации и развитию социального обслуживания населения целесообразным было бы предусмотреть индикатор степени удовлетворенности качеством услуг, которые получены в рамках предоставления мер социальной поддержки граждан.

3) Корректировка значений индикаторов госпрограммы:

В проекте госпрограммы нет обоснования прогнозных значений показателей и их взаимосвязи с набором мероприятий и выделяемых ресурсов, которые направлены на достижение показателей и целей. Это затрудняет оценку предлагаемых прогнозных значений показателей.

Социальной поддержкой можно назвать меры, которые предпринимаются, чтобы удовлетворить социальные потребности человека. В перечень лиц, которые могут получить подобную поддержку, входит достаточно много людей, рассчитывающих на помощь со стороны государства.

Но, социальная защита предусматривается для лиц, не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, у которых возникли временные жизненные трудности и т.д. Рассмотрим подробнее само понятие социальной поддержки, а также категории людей, рассчитывающие на её получение.

Что такое социальная поддержка?

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан – гарантия, предоставляемая государством, что лица, оказавшиеся в затруднительном положении или относящиеся к особым категориям, получат помощь в материальном или натуральном виде. Гражданам, относящимся к особой группе, начисляют ежемесячные выплаты, предлагают пособия или предоставляют гуманитарную помощь.

Социальная поддержка может быть как на бессрочной, так и срочной основе, на протяжении определенного промежутка времени. Этот момент заранее оговаривается. По окончанию срока, если состояние гражданина не улучшилось или его социальный статус по-прежнему подразумевает необходимость в помощи, то срок поддержки продлят.

Какие категории граждан могут получить социальную поддержку?

Соответственно, не каждый человек может претендовать на социальную поддержку. Преимущественно к группам, которым предоставляется помощь со стороны государства, относятся малоимущие лица, инвалиды, федеральные и региональные льготники. В зависимости от их социального статуса, а также жизненной ситуации, предоставляется разная поддержка, как материальная, так и натуральная.

Малоимущие

Количество людей с финансовыми проблемами существенно возросло за последние пять лет. Это связано со многими аспектами: трудности в поиске работы, сокращение, отсутствие постоянного заработка или отсутствие физической возможности.

Но уклон особенно делается на следующие категории граждан:

Преимущественно помощь малоимущим лицам осуществляется натуральная, но и предусмотрен целый ряд пособий.

Инвалиды

Лица с ограниченными физическими или умственными способностями (инвалиды) могут рассчитывать на различную социальную поддержку: бесплатную медицинскую помощь, реабилитацию, производство средств, которые облегчают ведение быта, получение жилплощади и, конечно же, пособия и денежные выплаты.

В зависимости от категории инвалидности будет происходить расчет оказываемой социальной поддержки.

Федеральные льготники

К федеральным льготникам относится группа лиц, которым предоставляется социальная помощь по разным причинам. Рассчитывать на этот вид помощи могут такие категории граждан:

  • герои СССР;
  • почетные обладатели ордена Славы;
  • лица, находящиеся в плену во время войны;
  • родственники или члены семьи участников боевых действий;
  • лица с ограниченными физическими или умственными способностями;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • лица, ставшие донорами (не все).

Преимущественным видом помощи является пособие, выплаты, в нередких случаях – обеспечение жилплощадью или улучшение жилищных условий.

Региональные льготники

Второй группой, которой положена социальная поддержка, являются региональные льготники. К ним относятся ветераны труда, ликвидаторы последствий катастрофы в ЧАЭС и труженики тыла.

На особом положении находятся ликвидаторы последствий катастрофы ЧАЭС. Они или члены их семьи могут претендовать на несколько ежемесячных выплат. Родственники пострадавших ликвидаторов могут рассчитывать только на одну ежемесячную выплату на бессрочной основе.

Социальная поддержка, предоставляемая федеральным и региональным льготникам, преимущественно осуществляется на бессрочной основе. Сроки устанавливаются только в исключительных случаях, когда состояние человека, требующего помощь, может улучшиться.

Какие есть дополнительные виды социальной поддержки

Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.

Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.

Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.

Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.

Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.

Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.

Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.

Сегодня мы начнём разговор о том, что важно знать управляющим организациям о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения.

Вы узнаете, какие меры социальной поддержки существуют и кому они предоставляются, в каких случаях уполномоченные органы могут отказать и почему. О них рассказал Верховный суд РФ.

Позиция суда: реклама на квитанциях ЖКХ

Меры социальной поддержки и кому они нужны

  • предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
  • компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 ЖК РФ),
  • освобождение от оплаты за жилое помещение или КУ.

Федеральное законодательство устанавливает, кому, в каком порядке, каким способом и из каких средств оказывать социальную поддержку.

  • инвалидов,
  • семей с детьми-инвалидами,
  • Героев Социалистического Труда,
  • Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы,
  • подвергшихся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. ч. 13−15 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ; п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-I).

Субсидия на оплату коммунальных услуг

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг − это полная или частичная оплата предоставляемых нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения жилого помещения и коммунальных услуг. Эта оплата имеет целевое назначение и выплачивается из бюджета соответствующего уровня (ст. 159 ЖК РФ).

  • пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов,
  • наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда,
  • члены жилищных кооперативов,
  • собственники жилых помещений.

Порядок определения размера субсидии и её предоставления описан в главе IV постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Перечень документов, которые нужно собрать и приложить к заявлению, вы найдёте в главе II этого же постановления.

Как приостановить или прекратить субсидию, прочитаете в главе VIII, а о том, как определить состав семьи претендента и посчитать её доход – в главе V.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают граждане России. Иностранные граждане могут получить субсидии, если это предусмотрено международными договорами России (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы рассчитать размер выплаты, нужно знать, сколько членов семьи постоянно живут со льготником. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется по ст. 69 ЖК РФ, а членов семьи собственника – по ст. 31 ЖК РФ.

Возникают сомнения: нужно ли предоставлять субсидии поднанимателям жилого помещения и временным жильцам. Нет, потому что они не приобретают самостоятельное право пользования жилым помещением.

Субсидия перечисляется до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 4 ст. 159 ЖК РФ), то есть ежемесячно до 10 числа следующего месяца.

Золотые годы: компенсация взносов на капремонт пожилым людям

Когда рассчитывать на субсидию

Чтобы понять, выплачивать ли гражданину субсидии, нужно посмотреть, превышают ли его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).

  • заработная плата, которую нужно знать для расчёта среднего заработка;
  • выходное пособие при увольнении;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • денежные выплаты в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • доходы, полученные от сдачи жилых помещений;
  • денежные средства, выделяемые опекуну;
  • выплаты приёмной семье на содержание ребенка (ст. ст. 5, 6 – 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).

Другой порядок учёта доходов вы найдёте в п. 7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Он касается пострадавших из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов, инвалидов, пострадавших во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Для них сумма ежемесячной выплаты не учитывалась до вступления в силу Федерального закона при вычислении совокупного дохода семьи для оценки нуждаемости в субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и КУ

В отличии от субсидии, компенсация расходов – это возмещение отдельным категориям граждан их расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов (ст. 160 ЖК РФ).

Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения выплачивается ветеранам, инвалидам войны и ветеранам боевых действий (пп. 4 п. 1 ст. 13, пп. 8 п. 1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).

Компенсация расходов учитывается в совокупном доходе семьи при расчёте субсидий. И предоставляется только в том случае, если у граждан нет долгов за коммунальные услуги и жилое помещение.

Меры социальной поддержки, будь то компенсация расходов, субсидии или освобождение от платы предоставляет уполномоченный орган после того, как получит и проверит заявление и документы, подтверждающие право на льготы.

  • человек предоставил неполный комплект документов,
  • в документах содержатся противоречивые сведения.

Ещё важно помнить, что социальная поддержка оказывается только тем гражданам, у которых не долга за коммунальные услуги и жилое помещение или они заключили и выполняют соглашения по погашению долга (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).

Верховный суд РФ напоминает, что сама по себе задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не является безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

При разрешении судебных споров суд выясняет причины возникновения долга, какие меры гражданин предпринял для его погашения. Если задолженность возникла по уважительным причинам, уполномоченные органы не имеют права отказать в предоставлении мер социальной поддержки.

Читайте также: