Допустимо ли психическое воздействие на личность допрашиваемого в уголовном процессе

Обновлено: 25.06.2024

Особо стоит подчеркнуть, что все способы психического воздействия на проходящих по уголовному делу лиц должны быть только правомерными, использование противоправных приемов психического насилия являются уголовно наказуемым. Это значит, что не должно быть нарушено ни одно из следующих требований: психический прием не может основываться на неосведомленности обвиняемого или других участников уголовного процесса в правовых вопросах; проводящиеся следственные действия не должны унижать чести и достоинства участников процесса; нельзя насильственным путем влиять на позицию обвиняемого и побуждать его к признанию несуществующей вины и оговору невиновных; гарантия прав личности, которая в дальнейшем будет и гарантией достижения истины по делу.

Приемы правомерного психического воздействия на личность допрашиваемого, противодействующего следствию

Преодолеть противодействие следствию помогают приемы правомерного психического воздействия, являющиеся стратегией следователя. Однако такие приемы, как было замечено ранее, должны носить только правомерный характер, закон запрещает домогаться показаний путем насилия, угроз и других запрещенных приемов.

Зачастую допросы проводятся с применением приемов психического воздействия, которые основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Ложность показаний допрашиваемого может быть изобличена следователем имеющимися в деле доказательствами, а также воздействием на психическое состояние обвиняемого путем формирования у него преувеличенного представления об информированности следователя. Для этого следователь должен использовать правила правильного и эффективного предъявления доказательств: перед тем как предъявить доказательства, необходимо задать такие вопросы, чтобы исключить нейтрализующие уловки обвиняемого; изобличающие вину обвиняемого доказательства, следует применять в целесообразных ситуациях, на фоне психического расслабления обвиняемого; предъявлять доказательства по мере их значимости; по каждому доказательству получать объяснения, которые заносятся в протокол; в случае признания ложности ранее данных показаний незамедлительно записывать новые показания с удостоверением их подписью допрашиваемого.

Основным средством психического воздействия на допрашиваемого являются вопросы следователя, которые должны быть обоснованными. В тактике проведения допроса широко используются противодействующие вопросы, которые демонстрируют допрашиваемому информационную осведомленность следователя по делу и предупреждающие допрашиваемого о невозможности ввести следователя в заблуждение.

Кроме того, следователь может использовать изобличающие вопросы, которые используются при противодействии допрашиваемого. Условием для успешного проведения допроса является превосходство рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью обвиняемого, зачастую позиция запирательства обвиняемого может перерасти в межличностный конфликт.,Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает проведение допроса обвиняемых, имеющих физические и психические недостатки, только в присутствии защитника. Ощущая поддержку со стороны защитника, противодействующее лицо зачастую укрепляется в своей ложно занятой позиции, потгому следователь долженправильно определять, когда защитник может задавать вопросы в процессе допроса. Участие защитника тем не менее, не должно ослаблять внимания следователя к смягчающим вину обвиняемого обстоятельствам.

Психология допроса несовершеннолетнего.

6 психологии существует следующий подход к возрастной периодизации:

- младенческий возраст (от рождения до одного года);

- раннее детство (от года до трех лет);

- дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);

- младший школьный возраст (от шести-семи до 11-12 лет);

- подростковый возраст (от 11-12 лет до 14-15 дет);

- ранний юношеский возраст (от 14-15 лет до 17-18 лет).

Каждому возрастному периоду развития несовершеннолетнего присущи свой круг общения, различные виды ведущих потребностей, ценностные ориентации. Необходимо помнить, что кем бы не проходил по делу подросток - свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым, его поведение во время допроса будет определяться возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития.




При подготовке к допросу несовершеннолетнего целесообразно получить следующие сведения:

- в каких условиях живет, в каком окружении живет, воспитывается подросток;

- характеристика интеллектуального развития подростка, уровень владения им речью, круг его интересов, любимые занятия;

- не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, в совершении каких-либо

- состояние в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий, принимал ли он сам в них

участие;- рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполагается допрашивать, что именно он говорил;

- обсуждались ли взрослыми эти события в присутствии ребенка.

При допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемым, не достигших возраста 16 лет, либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством, обязательно участие педагога или психолога.

Перед допросом свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им просто разъясняется обязанность правдиво рассказать все известное по делу. Допрос несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 18 лет, в суде, когда этого требуют интересы установления истины по делу, может быть по определению суда проведен и в отсутствие подсудимого, что делается в целях нанесения меньшего вреда психике подростка.

Важно на начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить, однако вести в данной ситуации следует очень осторожно, чтобы не акцентировать внимание ребенка на одной проблеме.

Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно малолетних свидетелей, потерпевших должна определяться не только задачами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых. Так, оптимальным продолжением допроса несовершеннолетних является: для детей 3-5 лет -15-20 минут, для детей 5-7 лет - 20-25 минут, для детей 7-10 лет - 25-35 минут. Если за это время не удалось выяснить все, обязательно следует сделать перерыв, более того, закон устанавливает, что допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день

Психология очной ставки.

Очная ставка — одновременный допрос двух ранее допрошен­ных лиц.Основанием для очной ставки является наличие в по­казаниях допрашиваемых противоречий относительно одних и

В начале очной ставки устанавливается, знают ли допраши­ваемые лица друг друга и в каких отношениях они находятся. ■Далее участникам очной ставки предлагается поочередно дать показания по тем обстоятельствам, относительно которых ранее ими давались противоречивые показания. Следователь задает допрашиваемым вопросы, направленные на установление исти­ны, разрешает им задавать друг другу вопросы.

В первую очередь допрашивается лицо, дающее признатель­ные показания, во вторую — лицо, отрицающее эти показания. Показания допрашиваемых детализируются. Первоначально за­даются косвенные вопросы. (Так, вместо вопроса: кто участво­вал в разбойном нападении? — целесообразно задать вопрос: какими орудиями нападения пользовались отдельные участни­ки преступной группы?) Вначале снимаются противоречия в показаниях относительно менее значимых обстоятельств, а за­тем — более значимых.

Допрашиваемые на очной ставке лица, как правило, оказы­ваются в позиции конфликтного противоборства. Тактически целесообразно уделить первостепенное внимание показаниям более полным и, предположительно, более правдивым.

В напряженных конфликтных ситуациях следователь должен сохранять устойчивость, уравновешенность. Очная ставка дол­жна проводиться в условиях полной психической стабильности следователя, при глубоком предварительном изучении личнос­тных особенностей возможных участников очной ставки, сла­бых мест их характера; положительных и отрицательных качеств личности.

При проведении очной ставки максимально используется социально-психологический эффект ингибиции — эффект при­сутствия других людей. В этих условиях поведение человека модифицируется: он ориентируется на взаимодействие с при­сутствующими, его поведение становится ситуативно-реактив­ным, ориентированным на социальное ожидание, при этом воз­можны прорывы в защитной доминанте допрашиваемого. Воп­росы, задаваемые лицу, занимающему позицию содействия следствию, и предполагаемые ответы на них должны психичес­ки воздействовать на запирающееся лицо.

Основная цель очной ставки — изобличение лица, противодей­ствующего следствию.Правдивая информация выступает основ­ным фактором психического воздействия. Иногда детальное воспроизведение события оказывает решающее воздействие на прекращение сопротивления противодействующего лица. Одна­ко сопротивление противодействующего лица может быть и стойким. Оно само может оказывать сильное психическое воз­действие на другого допрашиваемого, дающего признательные показания. Здесь необходима система мер, блокирующих воз­можность такого негативного воздействия. Следует категори­чески пресекать всевозможные угрозы, попытки внушающего воздействия, укреплять волевую позицию лица, дающего прав­дивые показания, усиливать его позицию предъявлением соот­ветствующих доказательств.

При проведении очной ставки исполнителя или соучастника с организатором группового преступления необходима специ­альная психологическая подготовка лиц, ранее психически за­висимых от преступников-лидеров. Открытое выступление про­тив них на очной ставке становится началом разрыва их психи­ческой зависимости, что существенно влияет на возможность их последующей ресоциализации

Следственный эксперимент проводится с целью проверки фак­тической возможности и особенностей осуществления определен­ного действия, события или явления в определенных условиях.

Моделируя, воспроизводя соответствующие условия, следова­тель устанавливает:

1) имелась ли возможность видеть, различать и опознавать определенные предметы, их форму, цвет, размеры, частные при­знаки при данных условиях их удаленности, освещенности, угле зрения;

2) возможно ли совершить определенные действия при дан­ных условиях;

3) возможно ли провести данное действие за определенное время;

4) имелась ли возможность слышать и различать определен­ные слова, звуки;

5) обладает ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками и умениями.

Содержание следственного эксперимента — проведение опытов, организация непосредственного наблюдения за реаль­ными явлениями, действиями и процессами.

Основные требования,предъявляемые к следственному экспе­рименту:проведение опытных действий в условиях, максималь­но приближенных к условиям, в которых совершалось проверя­емое действие или событие, проведение следственного экспери­мента в том же месте, где произошло событие; в то же время суток и года; при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т. п.); с использованием всех первоначальных средств действия (механизмов, орудий, при­способлений, материалов); при той же величине и направлении приложения сил; при тех же темпе и продолжительности дей­ствий.

Следует также учитывать, что эффективность деятельности человека, особенности его поведения в значительной мере зави­сят от его психического состояния. Воспроизведение этих со­стояний во многих случаях невозможно. Так, в состоянии аф­фекта человек способен многократно увеличивать свои физи­ческие возможности. Экспериментальная проверка таких действий неосуществима. Моделирование субъективных факторов— основная сложность в проведении следственного экспери­мента.Присутствие многих людей также может повлиять на чистоту эксперимента: неизбежно возникновение эффекта со­циальной ингибиции — подавление активности индивида. На­ряду с этим повторные действия несут в себе эффект научения. Повторно можно сделать то, что сразу не получалось. Повтор­ные действия могут осуществляться значительно быстрее или медленнее, чем в первичных условиях. Замедление действий может быть связано с тем, что при проверке его действий чело­век берет подсознательный контроль и все то, что первоначаль­но могло осуществляться на подсознательном, стереотипном уровне, т. е. более ускоренно. Все это обусловливает необходи­мость вариативности проводимых опытов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ВЕДЕНИЯ ДОПРОСА И ПРЕДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ на личность

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL ADMISSIONS OF INTERROGATION AND THE LIMITS OF PSYCHOLOGICAL IMPACT ON THE INDIVIDUAL

Преподаватель кафедры психологии СГУ имени Шакарима

Важным компонентом успеха при ведении допроса является установление психологического контакта. В определенной ситуации определяются конкретные методы воздействия на лицо, однако любое воздействие имеет вполне объяснимые рамки, которые порой невозможно определить.


An important component of success in conducting interrogation is the establishment of psychological contact. In a specific situation, specific methods of influencing a person are determined, but any impact has a fully understandable framework that can sometimes not be determined.

Ключевые слова: допрос; психология; воздействие; пределы.

Keywords: interrogation; psychology; impact; limits.

Всякая коммуникация, всякое общение есть прежде всего психическое воздействие на собеседника. Допрос как взаимодействие следователя с допрашиваемым также предполагает психическое воздействие.

Воздействовать на допрашиваемого—это значит вызвать у него нужное чувство, стремление и действие, убедить и побудить думать и поступать так, как это необходимо в интересах правосудия. Такое воздействие в ходе допроса осуществляется с помощью тактических приемов.

Допрос играет огромную роль в расследовании преступлений и является одним из самых распространенных следственных действий. Это связано с тем, что в каждом уголовном деле проводится допрос, который является наиболее информативным средством, служащим путем получения наибольшего количества доказательств. Несомненно, для того, чтобы существовал положительный результат, необходима предварительная осведомленность следователя о фактах дела и наличие иных доказательств. Однако, помимо этого, допрос является контактным следственным действием, что позволяет наиболее полно применять психологические приемы воздействия на лицо с целью побудить допрашиваемого сообщить как можно больше информации [3, с. 4].

С точки зрения психологии допрос представляет собой взаимное психологическое воздействие лица, осуществляющего допрос, и допрашиваемого друг на друга. Причиной такого воздействия является характер получения информации и процесс её получения. Допрашиваемое лицо признается источником информации, а допрашивающий – её получателем.

Необходимым компонентом, который можно назвать ключевой предпосылкой успеха, является установление психологического контакта между лицами, участвующими в допросе. Подтверждением установленного контакта служит проявление готовности допрашиваемого вести беседу, т.е. отвечать на вопросы следователя. [5, с. 9-10]

В зависимости от того, как допрашиваемый реагирует на попытки установления психологического контакта, выделяют различные виды ситуаций, а именно:

Конфликтная ситуация с нестрогим соперничеством;

Конфликтная ситуация со строгим соперничеством.

Каждая ситуация характеризуется своими приемами и методами воздействия. Наиболее благоприятной является кооперативная ситуация, так как предполагается, что психологический контакт уже установлен. В связи с этим, суть технических приемов сводится к оказанию помощи допрашиваемому в припоминании забытого и наиболее правильного воспроизведении того, что он помнит. В данном случае, следователь использует приемы известные в психологии памяти, т. е. пытается воздействовать на образные, словесно-логические, эмоциональные и двигательные виды памяти, посредством применения ассоциативных связей и т. д. Тактическими приемами в бесконфликтной ситуации являются смежность (формирование смежных образов, предметов и др.), сходность (актуализация показаний посредством представления предметов, которые могут вызвать в памяти допрашиваемого определенные воспоминания), контрастность (посредством указания на альтернативность восприятия), наглядность (допрашиваемый изображает на бумаге воспоминания).

Конфликтная ситуация с нестрогим соперничеством является более сложной для установления психологического контакта, однако это затруднение возможно преодолеть. К тактическим приемам такой ситуации относятся:

Беседа, как способ завоевать расположение допрашиваемого;

Снятие напряжения, т. е. уменьшение волнения допрашиваемого, чувство тревоги. Снятие напряжения возможно достигнуть путем направления разговора в русло интересов допрашиваемого, т. е. отвлечь его от неприятной для него обстановки;

Настройка, которая заключается в выявлении общих черт характера и т. д.;

Пресечение лжи, которое достигается путем предъявления имеющихся доказательств, опровергающих показания лица;

Выжидание, т. е. предоставление времени допрашиваемому лицу, взывая к его личному колебанию и признании ложности или правдивости показаний [2, с. 110–113].

Наиболее сложно получить правдивые показания от лица в конфликтной ситуации со строгим соперничеством. Такая ситуация характеризуется следующими психологическими приемами:

Вызов, т.е. следователь начинает сам рассказывать все произошедшее, как оно было, специально сообщая ложные факты, допрашиваемое лицо, в свою очередь, начинает реагировать на ложность или оговор в его отношении;

Внезапность вопроса или предъявления доказательств посредством демонстрации того, на что возможно расследование;

Как можно отметить, при допросе лиц во втором и третьем случае наблюдается психологическая борьба между допрашивающим и допрашиваемым. Естественно, следователь (прокурор – в суде) должен попытаться преодолеть этот барьер, используя возможности оказания на допрашиваемогопсихологического воздействия , не противоречащего требованиям закона.

Под психологическим воздействием понимается преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие.

Воздействие может выражаться в различных формах: в виде эмоционального воздействия, направленного соответственно на эмоциональную сферу, а также в виде логического воздействия, которое взывает рациональным основам сознания допрашиваемого.

Приемы эмоционального воздействия связаны с использованием допрашивающим нравственных категорий общественного и индивидуального сознания, например, любовь, честь, долг, порядочность, ответственность, добро, достоинство и т. д.

Приемы логического воздействия на допрашиваемого сводятся к выведению из одного высказывания в другое, плавно, путем последовательно предоставления доказательств и т. д. [5, с. 10–11].

Однако применение любого воздействия имеет свои границы. Критериями или пределами такого воздействия можно выделить следующие:

Правовой, т. е. соответствие нормам процессуального права. Так, Уголовно-процессуальный кодекс запрещает применение наводящих вопросов, а также на уровне Конституции РФ запрещено психическое насилие: угрозы, обман и т. д. [6];

Познавательный, в соответствии с которым целью допроса является получение показаний по конкретному факту преступления;

Информационный, выражающийся исключительно в обмене информацией;

Этический, т. е. уважение чести и достоинства, гарантируемые каждому гражданину;

Тактический, т. е. следование требованиям криминалистической тактики [4, с. 59–61].

Следовательно, применение психологических приемов при ведении допроса просто необходимо, потому что случаи бесконфликтной ситуации бывают редки, однако обязательным условием является соблюдение установленных рамок, выраженных в различных сферах жизни человека.

Список литературы:

Бачиева А.В., Веренич Н.С., Виноградова А.Н., Виноградова О.С., Сотников К.И. Тактика допроса потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых: учебно-практическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 40 с.

Богинский Е.В. Рефлексное управление при допросе: учебное пособие. – Харьков, 1983. – 41 с.

Игнатенко Е.А. Критерии психологического воздействия на допрашиваемого в ходе производства допроса подозреваемого (обвиняемого). // Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, – 2012. – № 5. – C. 59–61.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Хомякова А.В., Бабаян В.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ ДОПРОСА: ПРЕДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.

Читайте также: