Допускается ли предоставление прокурору сведений о лицах оказывающих содействие оперативным службам

Обновлено: 19.05.2024

По нераскрытому убийству, дело о котором находилось в производстве старшего следователя СКРФ, проводились оперативно-розыскные действия. Прокурор О Превышинский потребовал от начальника управления уголовного розыска ГУВД материалы оперативного дела по данному преступлению, но получил отказ. Отказ мотивировался тем, что в деле имеются данные о лицах, предоставляющих информацию на конфиденциальной основе, а они не дают согласие на предоставление данной информации прокурору.

Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, начальник УУР обязан представить прокурору ДОУ (дело оперативного учета), за исключением сведений о лицах, предоставляющих информацию на конфиденциальной основе (т.к. они не дали на это согласие).

Здравствуйте, домоуправляющая компания звонит родственникам и знакомым, которые не давали согласие, сотрудник утверждает, что они не звонят персональные данные, а Только номер телефона. Правомерно ли это?

Добрый день. По совету знакомой обратилась к турагенту. Общались только по телефону и вотсапу. Договор заключен не был и никто его не предлагал заключать. Есть только переписка. Выбрали отель , сделали оплату. За три дня до вылета турагент сообщил, что в связи с определенными обстоятельствами отель перекупили для какой то церемонии и нам предложат на замену другой отель. Через 2 часа в вотсапе турагент прислал название отеля, я его посмотрела и согласилась на замену. Далее выслали ваучер. Я посмотрела название отеля и оно отличалось от того, что мне было прислано ранее (не было одного слова в названии). Подумала, что это какое то краткое название. По прилету в другую страну нас привезли в другой отель, который был указан в ваучере и он оказался другим, не тем , что мне присылали на замену в переписке и я естественно не давала согласие на этот отель. Позвонила турагенту , она начала задавать какие то вопросы, мол это 5 звезд? что за отель? Я ей сказала, что мы оплатили и согласовали на замену совсем другой отель, так что переселяйте как хотите в тот, что вы присылали в переписке. Естественно, она нас не переселила. Кроме того, общалась очень по хамски на запрос договора ничего не ответила. В итоге вообще сказала, что вы можете сами доплатить и переехать в другой отель в какой захотите. Мол это вас не устраивает отель 5 звезд и тд. После этого мы написали, что будем вынуждены по приезду обратиться в суд в налоговую ( так как оплата была произведена просто на карту сбербанка ее мужа). На что она в ответ написала, что ее юристы уже составляют на нас иск. Также удалось узнать в самом отеле и через принимающую сторону, что никакого другого отеля кроме как этого на нас не бронировали, а также нам предоставили письмо, о том что бронь была сделала 11.09.17 (письмо в печатном виде у нас есть на руках). Когда путевку мы оплатили 14.08.17 и она нас предупредила о замене отеля только 14.09.17 (то есть когда уже 3 дня знала, что отель заменен). То есть того отеля, что изначально мы выбрали и оплатили - его вообще никто не бронировал даже. Вот так нас обманули. По прилету в Россию турагент повзонил нам и сказал, вот мол у меня репутация все довольны давайте я вам сделаю предложение от которого вы не сможете отказаться. Мы поняли, что она боится, что действительно подадим в суд или в защиту прав потребителей. Как правильно и верно обратиться в органы защиты или как действовать в сложившейся ситуации? при том, что мы не знаем ее ФИО у нас нет договора. При этом есть договор, который она высылала нашим друзьям ( они взяли у нее путевки по нашему совету, когда еще не произошла вся эта ситуация). На последнем листе есть данные по организации ИНН КПП и ФИО директора . Я пыталась искать в интернете информацию по ИНН и КПП и даже не нашла такую организацию. Очень прошу помочь. Спасибо

В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 89 УПК РФ

1. О понятии ОРД см. пункт 20 коммент. к ст. 5.

Наведение справок, т.е. получение от органов государственной власти, местного самоуправления, организаций официальных документов (например, справок, содержащих сведения о судимости подозреваемого, об имевшемся у него оружии, о месте его проживания, состоянии здоровья и т.д.), может привести к получению доказательств, подпадающих под определение иных документов.

Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие не следует смешивать с процессуальным действием, имеющим аналогичное наименование (ст. 202 УПК). Процессуальное получение образцов производится либо по постановлению следователя, либо (если оно является частью судебной экспертизы) экспертом. Образцы, собранные оперативно-розыскным путем, могут служить лишь для оперативно-розыскного исследования предметов и документов либо имеют ориентирующее значение для следователя, но сами доказательствами не являются.

Проверочная закупка проводится путем приобретения у объекта ОРД предметов и веществ, подтверждающих факт правонарушения. Ее предметом могут быть вещи, как находящиеся, так и ограниченные или изъятые из гражданского оборота (наркотики, оружие и т.п.). Данное действие проводится на основании оперативно-служебного постановления, утвержденного компетентным руководителем органа, осуществляющего ОРД. В результате проверочной закупки получают предметы и вещества, которые могут стать вещественными доказательствами при условии их осмотра органом дознания или следователем и приобщения к материалам уголовного дела путем вынесения специального процессуального постановления (ч. 2 ст. 81 УПК). Кроме того, в процессе проведения закупки может производиться негласная аудио- и видеозапись, которая после осмотра (который сводится к прослушиванию и отражению в протоколе осмотра ее содержания) приобщается к делу в качестве вещественного доказательства. Для введения таких вещественных доказательств в процесс необходимо также зафиксировать происхождение соответствующих вещей и обстоятельства их обнаружения. Это может осуществляться посредством допроса лиц, обнаруживших соответствующие вещи либо представивших их добровольно. Иногда на практике в этих целях составляется документ, именуемый как "акт (протокол) добровольной выдачи". Следует, однако, иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон не знает такого вида доказательства, которое чаще всего фактически является не иным документом, как может показаться на первый взгляд, а суррогатом протокола выемки, производимой к тому же до возбуждения уголовного дела, без вынесения соответствующего постановления и потому незаконной. Все следственные действия по закреплению указанных предметов в качестве доказательств (освидетельствование, назначение экспертизы) должны проводится только после возбуждения уголовного дела, за исключением осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). См. об этом коммент. к ст. 146. Если уголовное дело на момент проведения проверочной закупки еще не возбуждено, производство выемки или обыска как завершающего этапа проверочной закупки неправомерно. Необходимо также учитывать, что в силу прямого указания ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятие предметов и материалов разрешается только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Сказанное справедливо и для введения в уголовный процесс в качестве доказательств предметов, полученных при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Оно имеет своей целью получение звукозаписи (фонограммы), которая в определенном порядке может быть представлена следователю и суду и может быть признана вещественным доказательством по делу. Вместе с тем следует иметь в виду, что это вещественное доказательство особого рода - производное от устных переговоров, записанных на пленку. Поэтому в силу принципа непосредственности исследования доказательств и для проверки обстоятельств получения звукозаписи необходимо получить также показания хотя бы одного из лиц, участвовавших в телефонных переговорах, если этот источник достижим.

3. Материалы, полученные в результате оперативно-розыскной звуко-, видеозаписи, фотосъемки и введенные в уголовный процесс, на наш взгляд, всегда являются вещественными доказательствами. Это относится как к отображениям предметов, которые сами могли бы стать вещественными доказательствами, но не могут быть введены в процесс, например по соображениям сохранения конспирации выполнивших их негласных оперативных сотрудников, - фотографиям накладных и другой бухгалтерской документации, видеозаписи орудий, приготовленных для совершения преступления, и т.п., так и к аудио-, видеозаписям и фотографиям, которыми документировался факт каких-либо действий и событий (проверочной закупки и т.д.). В отличие от иных документов такие материалы незаменимы, поскольку не только несут в себе информацию о непосредственно записанном на пленке или изображенном на фотографии, но теснейшим образом связаны также с обстоятельствами их получения, которые имеют значение доказательственных фактов (см. об этом коммент. к ст. 81). Как и любое другое вещественное доказательство, эти материалы должны быть осмотрены (включая прослушивание и фиксацию их содержания в протоколе следственного действия), при необходимости проверены посредством судебной экспертизы и в случае признания вещественными доказательствами приобщены к делу особым постановлением.

4. Важное значение имеет вопрос, могут ли нарушения правового режима собирания оперативно-розыскных данных, установленные ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", повлечь за собой недопустимость сформированных на их основе доказательств. В ст. 75 УПК недопустимость связывается лишь с нарушениями самого Кодекса, поэтому при буквальном толковании указанной статьи нарушения оперативно-розыскного закона в расчет как бы не принимаются. Однако такой подход противоречил бы ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, в которой недопустимость доказательств ставится в зависимость от нарушения при их получении любого федерального закона, в том числе, очевидно, и Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (см. об этом коммент. к ст. 75). Поэтому доказательства, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных с существенными нарушениями данного Закона, должны признаваться недопустимыми. Иное создавало бы возможность, формально не нарушая уголовно-процессуальных норм, в обход их вовлекать в орбиту уголовного судопроизводства предметы и сведения, добытые в нарушение конституционных прав личности.

Условием допустимости полученных в результате ОРМ доказательств является соблюдение в первую очередь следующих требований Закона "Об оперативно-розыскной деятельности":

- в ходе проведения ОРМ могут использоваться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6 Закона);

- запрещается проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Законом физическими и юридическими лицами (ч. 6 ст. 6 Закона);

См.: п. 14 Постановления ПВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 (ред. от 6 февраля 2007 г.) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // РГ. 1995. 28 дек. N 247.

- проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона);

- проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. 8 ст. 8);

- предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12);

Представляется, что нарушение названных условий делает недопустимыми все полученные в результате ОРМ доказательства. Так, например, вторжение сотрудников оперативного подразделения в жилище против воли проживающих в нем лиц без судебного разрешения или (в неотложных случаях) без последующего уведомления суда при проведении проверочной закупки или оперативного эксперимента с целью изъятия наркотиков лишает доказательственной силы полученные таким путем вещественные доказательства, показания свидетелей - очевидцев подобного изъятия, сделанную при этом видеозапись, заключение эксперта и т.д. Недопустимы провоцирующие действия сотрудников оперативных служб и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, подталкивающие лицо к совершению преступления (например, уговоры приобрести наркотик для лица, привлеченного сотрудниками милиции к участию в оперативном эксперименте, обещание "угостить" наркозависимое лицо приобретенным таким образом наркотиком; навязывание взятки должностному лицу и т.п.). Подобные действия игнорируют задачу предупреждения и пресечения преступлений (ст. 2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), подменяя ее незаконным (а иногда даже уголовно-противоправным) склонением к совершению преступления, поэтому полученные в результате такого рода акций данные не могут служить доказательствами по делу.

См.: Приказ МВД России, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд".

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Зачастую при проведении оперативно-розыскных мероприятий на стадии доследственной проверки (т.е. до возбуждения уголовного дела) сотрудники правоохранительных органов пренебрегают инструкциями и законом. Все это делается в целях создания условий для быстрого расследования. Тем не менее, совершенно очевидно, что быстрота не означает правильность и объективность такого расследования, ведь упомянутые инструкции созданы не просто так: они предназначены для того, чтобы собранные сведения отражали реальную картину и не были подвержены фальсификации. Однако, даже при условии, что оперативно-розыскные мероприятия были проведены незаконно и их невозможно было пресечь, это не мешает оспорить такие действия с помощью жалобы прокурору на незаконные действия органа дознания по ст. 124 УПК или в суд по ст. 125 УПК. Вот пример такой жалобы из нашей практики:

Прокурору Октябрьского района г. Самары Тупикову Е.А.

443110, г. Самара, проспект Ленина, 13 а

От адвоката АБ “Антонов и партнеры” Антонова А.П. , рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 192, оф. 619

В интересах ООО “[данные скрыты]” ,

Адрес (место нахождения): [данные скрыты]

Орган, действия которого обжалуются: орган дознания ОП № 4 У МВД России по г. Самаре
443110, г. Самара, пр. Ленина 13а

на действия органа дознания

(в порядке ст. 124 УПК РФ)

Порядок производства указанного оперативно-розыскного мероприятия установлен Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 199 г. Москва “Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств” (далее — Инструкция).

  1. Согласно п. 11 Инструкции перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В нарушение п. 11 Инструкции сотрудники органа дознания не предъявили представителю ООО “[данные скрыты]” ФИО1 распоряжение о проведении обследования. Копия указанного распоряжения Вдовенко Д.С. также не вручена.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” при решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны, в том числе принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ “О полиции” при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Вместе с тем, директору ООО “[данные скрыты]” ФИО1 об основаниях проведения обследования не сообщили, права и обязанности не разъяснили.

Перед началом проведения обследования и на время его проведения у ФИО1 были изъят мобильный телефоны и ему было запрещено покидать помещение и пользоваться любыми средствами связи, таким образом, он был лишен возможности воспользоваться услугами адвоката.

Сотрудниками полиции также проводился опрос ФИО1 однако сотрудники Управления МВД России по г. Самаре не сообщили указанному лицу информацию, предусмотренную ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”.

  1. По смыслу ст. 2, п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” во взаимосвязи со ст. 9 этого закона обследование помещения не может быть направлено на обнаружение и изъятие доказательств по уголовному делу.

Сотрудниками Управления МВД России по г. Самаре под видом обследования помещения фактически был произведен обыск до возбуждения уголовного дела и с нарушением требований, установленных ст. 182 УПК РФ, в ходе которого сотрудники полиции самостоятельно и своими руками открывали ящики, шкафы, папки с документами, изымали оттуда документы.

Верховный Суд РФ в своих судебных актах неоднократно указывал, что фактическая подмена уголовно-процессуальной формы оперативно-розыскной деятельностью недопустима. Нельзя проводить следственные действия под видом оперативно-розыскного обследования помещения.

В ходе проведения указанного мероприятия у ООО “[данные скрыты]” изъяты следующие документы и предметы:

— 4 системных блока.

В результате изъятия данных предметов деятельность ООО “[данные скрыты]” оказалась фактически парализованной, так как для осуществления повседневной коммерческой деятельности организации необходимо иметь данные предметы и документы.

Выемка (или обыск, в ходе которого изымаются предметы, документы и денежные средства) могут быть произведены в соответствии со ст. 182-183 УПК РФ, при этом, выемка должна проводиться только тех предметов (ценностей), которые имеют значение для уголовного дела.

Оснований для производства обыска и выемки по месту нахождения ООО “[данные скрыты]” в г. Самара, установленных статьей 182 УПК РФ, у сотрудников полиции не имелось.

  1. Основания и порядок изъятия документов установлены гл. IV Инструкции, п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.

В соответствии с п. 13 Инструкции при проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.

П. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов , которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации , предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В нарушение ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, п.п. 15-22 Инструкции копии документов и информации с электронных носителей изготовлены не были, однако техническая возможность изготовления копий документов и информации с электронных носителей имелась. До настоящего времени копии документов и информации с электронных носителей в адрес ООО “[данные скрыты]” не поступали.

Согласно п. 23 Инструкции результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.

В соответствии с п. 31 Инструкции после подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе , о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

В нарушение п. 31 Инструкции, копия протокола изъятия предметов и документов директору ООО “[данные скрыты]” ФИО1 передана не была. От получения протокола ФИО1 не отказывался.

Более того, на настойчивую просьбу ФИО1 о вручении копии протокола сотрудники полиции ответили отказом.

В результате отказа вручить протокол изъятия грубо нарушены как права ООО “[данные скрыты]”, так и права директора общества ФИО1 как материально ответственного лица. Кроме того, невозможно достоверно установить, какие документы и имущество были изъяты.

При таких обстоятельствах, сотрудниками ОП№ 4 Управления МВД России по г. Самаре допущены существенные нарушения действующего законодательства при проведении вышеуказанных мероприятий.

В результате произошедшего Общество лишено возможности заниматься хозяйственной деятельностью и реализовывать уставные цели на территории г. Самара. Причиненный материальный ущерб очень сложно оценить, так как отсутствуют какое-либо понимание сложившейся ситуации по причине отсутствия хоть каких-то документов, относящихся к произведенному “обыску”. Когда будет возвращена документация и имущество (и будет ли вообще возвращено что-либо), необходимые для ведения хозяйственной деятельности, неизвестно. ООО “[данные скрыты]” лишено возможности выполнять взятые на себя договорные обязательства перед потребителями услуг Общества.

Действия полиции полностью противоречат Законодательству, грубо нарушают права и интересы Общества, посягают на Конституционное право организации свободно осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 124 УПК РФ,

  1. Признать жалобу обоснованной, установить в действиях органа дознания ОП № 4 Управления МВД России по г. Самаре следующие нарушения:

— п. 11 Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 1.042014 г. № 199 (непредъявление и невручение копии распоряжения о проведении обследования помещения);

— ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ “О полиции” (неразъяснение причин и оснований для проведения обследования помещений, а также прав и обязанностей сотрудников ООО “[данные скрыты]”);

— ст. 182 УПК РФ (фактическое проведение обыска и выемки под видом обследования помещения до возбуждения уголовного дела

— ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, п. 15-22 Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 1.042014 г. № 199 (отказ в предоставлении копий изъятых документов и информации с информационных носителей при наличии технической возможности их изготовить);

— п. 31 Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 1.042014 г. № 199 (отказ во вручении копий протокола изъятия предметов и документов представителю ООО “[данные скрыты]”

— п. 14 Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 1.042014 г. № 199 (приглашение заинтересованных лиц в качестве понятых).

Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан. В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.

осведомитель

В данной статье рассмотрен вопрос о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД). В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей.

Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан.

Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от сотрудника оперативного подразделения. Однако решение о нем должно принять само привлекаемое лицо. Причем, для получения у любого лица согласия, оперативно-розыскные органы не вправе использовать физическое или психологическое принуждение.

Лицом, привлекаемым к сотрудничеству с правоохранительными органами, может быть всякий дееспособный человек, предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу или иным образом участвующий в решении задач ОРД.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Однако, несмотря на участие лица в подготовке и проведении ОРМ на гласной основе, содержание конкретного ОРМ должно носить скрытый характер. В противном случае будет нарушен принцип конспирации, а, следовательно, и оперативности, вследствие чего лицо, подозреваемое в совершении преступления, может принять адекватные меры со своей стороны, затрудняющие поиск доказательств и установление истины по конкретному делу. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в статье 6 Закона об ОРД.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.

Сотрудничество на конфиденциальной основе устанавливается при условии выраженного желания гражданина оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, в решении стоящих перед ними задач. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению ни при каких обстоятельствах, если на это не дадут согласия, причем письменного, сами конфиденты. Данное условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами соответствующих органов.

Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. Федеральное законодательство не устанавливает какой-либо формы, следовательно, она может быть любая. На практике применяются три формы правового оформления такого сотрудничества, а именно - устная договоренность, акт одностороннего волеизъявления гражданина в виде соответствующей расписки (подписки о сотрудничестве) и контракт.

Устная договоренность должна применяться как исключение в случае, если другие формы в конкретной обстановке невозможны или неуместны. Контракт в отличие от расписки, односторонне фиксирующей лишь обязательства гражданина, подразумевает взаимные обязательства, в том числе и государства, перед гражданином, закрепленные в письменной форме. Контракт повышает взаимные гарантии сторон, фиксируя их ответственность за невыполнение обязательств. Контракт позволяет более полно, детально закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества.

При этом контракты о сотрудничестве органы, осуществляющие ОРД, могут заключать с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими ОРД, по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям уполномоченных органов активную разведывательно-поисковую деятельность, причем получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность и устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим ОРД.

Контракт - это договор между соответствующим оперативным подразделением и конкретным совершеннолетним дееспособным гражданином со взаимными обязательствами, возникающими в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Кроме сведений о договаривающихся сторонах в контракте указывается срок, на который его заключают, а также основания, условия и порядок продления сроков его действия.

В общих положениях контракта указывается, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств гражданина, реальных возможностей участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В контракте также отражают вид, размер и порядок выплаты вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств. В контракте запрещается излагать сведения, относящиеся к государственной тайне.

Содержание контракта должно быть понятно и недвусмысленно изложено. Он вступает в силу с момента подписания обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.

Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:

Возможно включение в контракт и других оснований его расторжения.

Причины сотрудничества с оперативно-розыскным органом могут быть различными (исполнение общественного и гражданского долга, связанное с желанием бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм, материальная и иная заинтересованность и проч.). Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи оперативно-розыскному органу.

Исходя из результативности деятельности конфидентов органы, осуществляющие ОРД, могут сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.

Для лица, изъявившего желание оказывать содействие в осуществлении ОРД на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности. Первая состоит в том, что лицо обязано сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ; вторая его обязанность - не предоставлять заведомо ложную информацию.

В настоящее время органам, осуществляющим ОРД, содействие в получении оперативно значимой информации оказывают следующие категории конфидентов:

  • доверенные лица. Суть доверенных отношений между оперативным сотрудником и доверенным лицом состоит в том, что характер и содержание обоюдополучаемой информации остается секретом для окружающих, однако, сам факт контакта между данными лицами может не скрываться;
  • агенты - лица, оказывающие на конфиденциальной основе непосредственное содействие оперативно-розыскному органу в достижении целей ОРД и решении ее задач, как правило, путем представления оперативно значимой информации.
  • резиденты - лица, оказывающие на конфиденциальной основе содействие оперативно-розыскному органу в достижении цели оперативно-розыскной деятельности и решении ее задач путем руководства лицами, оказывающими конфиденциальное содействие (агентами).

Существуют и другие категории лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Их функции являются вспомогательными, т.е. направленными на более эффективную организацию работы данных органов с вышеуказанными категориями конфидентов. К ним относятся, например, содержатели явочных мест, агенты-связники.

Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Социальная и правовая защита граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе предусмотрена статьей 18 Закона об ОРД.

Правовая защита предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (часть 7 статьи 18 Закона об ОРД). Ведомственными нормативными актами указанных органов предусмотрен ряд специальных мер по защите таких лиц, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.

Часть 4 статьи 18 Закона об ОРД устанавливает также возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это предписание, прежде всего, вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен в уголовном (статья 75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (статья 28 УПК РФ).

Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно статьи 19 Закона об ОРД выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются (часть 5 статьи 18 Закона об ОРД). Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж (часть 6 статьи 18 Закона об ОРД). При этом оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами, осуществляющим ОРД. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами таких органов.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа, осуществляющего ОРД, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативным подразделением, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (части 8 и 9 статьи 18 Закона об ОРД).

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам, осуществляющим ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований:

  • если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе.
  • гибель, травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в статье 6 Закона, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов, осуществляющих ОРД, должна существовать причинно-следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.

Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выражается не только в обязательствах, но и в гарантии выполнения государством этих обязательств.

Гарантия государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий:

  • при содействии органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по контракту;
  • только при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите;
  • при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.

Необходимо также иметь в виду, что на лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на бесконтрактной основе, Законом об ОРД гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются. Однако это не освобождает оперативно-розыскные органы от выполнения взятых на себя обязательств перед такими лицами.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Внести в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 238; 2000, N 10, ст. 1067; 2001, N 26, ст. 2580; N 49, ст. 4566; 2002, N 50, ст. 4928; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2009, N 29, ст. 3601; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 50, ст. 7366; 2013, N 51, ст. 6697; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 7, ст. 1026; N 27, ст. 3945; 2019, N 40, ст. 5488) следующие изменения:

1) часть первую статьи 1 дополнить словами ", а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом";

2) в части второй статьи 2 слова "принято решение о применении мер" заменить словами "применяются меры";

3) в части первой статьи 5:

а) в абзаце первом слова "могут применяться" заменить словом "применяются";

б) пункт 4 дополнить словами "и об их имуществе";

4) статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, налагается временный запрет на выдачу находящихся у оператора сведений о личности защищаемых лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев, если такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе осуществляется оператором на основании решения органа, обеспечивающего безопасность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение конфиденциальности сведений может осуществляться в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, также при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество. Конфиденциальность сведений может быть обеспечена в том числе одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность. В этих случаях данная мера безопасности может быть применена также в отношении близких указанных лиц. Перечень лиц, в отношении которых может применяться такая мера безопасности, определяется руководителем соответствующего государственного органа, в котором работает (проходит службу) указанное лицо. При этом запрещается выдача находящихся у оператора сведений о личности таких лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев согласия указанного лица на их выдачу, выяснения указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности либо в связи с производством по уголовному делу, а также в порядке гражданского и (или) административного судопроизводства. Обеспечение конфиденциальности сведений осуществляется оператором в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 10 и 12 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их близких на основании решения органа федеральной службы безопасности, а в отношении лиц, перечисленных в пункте 11 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, и их близких на основании решения органа, обеспечивающего их безопасность.

Формирование и ведение сведений о лицах, подлежащих государственной защите в соответствии с настоящей статьей, осуществляются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Термины "персональные данные" и "оператор", используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".";

5) часть вторую статьи 13 дополнить предложением следующего содержания: "В случаях, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Федерального закона, мера безопасности может применяться также при отсутствии реальной угрозы безопасности лица.";

6) в части четвертой статьи 14 слова "и сроков их осуществления" заменить словами ", а также сроков их осуществления (за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Федерального закона)".

Статья 2

Главу II Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235; 2011, N 1, ст. 16; N 48, ст. 6730; 2012, N 29, ст. 3994; 2013, N 14, ст. 1661; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6689; 2016, N 27, ст. 4238; N 28, ст. 4558; 2019, N 31, ст. 4470) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

"Статья 12 1 . Недопустимость разглашения сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей), о чем указывается в соответствующем запросе.

Указанные сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если того требуют служебные интересы.

Запрет на предание гласности сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности не распространяется на сведения, которые:

оглашены в открытом судебном заседании либо преданы гласности в ходе досудебного производства с разрешения следователя, дознавателя;

изложены в заявлениях, жалобах и иных документах при оспаривании решений или действий органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

распространены органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователем, дознавателем, прокурором или судом в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным публичным способом.".

Статья 3

Пункт 6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 52, ст. 6439; 2011, N 31, ст. 4701) дополнить словами ", в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них".

Читайте также: