Должность упразднена что это

Обновлено: 28.06.2024

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

– уровень профессионального образования;

– результаты профессиональной служебной деятельности, –

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

АКЦИЯ ГОДА

Собираетесь упразднить целую должность в штатном расписании? Тогда вам нужно тщательно изучить подробности процедуры сокращения, иначе вы рискуете встретиться со всеми работниками на этой должности в суде. Изменение штатного расписания при сокращении штата сопровождается объемной бумажной работой, но это необходимо для доказательства правомерности ваших действий. Чтобы сокращение должности в штатном расписании прошло как по маслу, а у сотрудников не осталось обид, читайте наш материал.

Сокращение должности

Один из способов расторгнуть трудовой договор со всеми работниками, занимающими конкретную должность, или вывести эту должность из расписания – сокращение должности через изменение штатного расписания. Для начала работодателю нужно выбрать тип: простое сокращение численности или изменение самого расписания, то есть штата. В первом случае – классика сокращений, нужно исключить рабочие единицы этой должности. Во втором случае вам предстоит убрать из расписания целую должность и всех, кто ее занимает.

Упразднение должности должно быть проведено с аккуратностью, иначе можно нарушить права человека и несколько законов.

Если вам придется выбирать, кого уволить, а кого оставить, руководствуйтесь ТК РФ – он регулирует преимущественное право работника. Правда, при сокращении штата ни квалификация, ни эффективность не имеют значения, вы все равно увольняете всех. И все же с некоторыми работниками нельзя разорвать трудовой договор по причине сокращения. Согласно ст. 261 ТК РФ, под защиту попадают женщины с детьми до трех лет или беременные, а также родители-одиночки с детьми до 14 лет или инвалидами до 18. Кроме того, не получится сократить сотрудников в отпуске или на больничном. Это возможно только при ликвидации предприятия.

Как провести сокращение должности

Чтобы сократить штат, вам нужно будет выполнить несколько мероприятий. Соблюдайте порядок действий, сохраняйте нужные подписи и документы. Правильно оформив процесс сокращения, вы получите свою защиту в суде.

  1. Собрать комиссию. Ее членами станут сотрудники вашей компании. Создание этого органа необходимо, с одной стороны, для придания объективности решениям, даже вашим. С другой стороны, именно комиссия займется бумажной работой и сэкономит ваше время. Она решит, действительно ли правомерны ваши действия, будет работать с информацией по сокращенным сотрудникам – сначала соберет ее, потом проверит, всех ли можно уволить. Комиссия уведомляет работников о сокращении, подыскивает и предлагает другие варианты.
  2. Издать приказ. В нашем случае – об изменении штатного расписания. В нем вы объясняете, какие именно должности упраздняются. За ним следует приказ об утверждении нового расписания в связи с сокращением сотрудников.
  3. Выдать уведомление. Ст. 180 ТК РФ говорит, что работники должны узнать о своем увольнении минимум за 2 месяца. В случае с сезонными работниками этот срок сокращается до семи дней, а с теми, у кого договор двухмесячный или еще меньше, – до трех дней. Здесь важное условие – подтвердить факт личного получения подписью.
  4. Уведомить службу занятости и профсоюза. За те же два месяца до увольнения (или три, если увольнения будут массовыми). Сообщая об увольнении в службу занятости, предоставьте ей информацию о должности, профессии, специальности и зарплате.
  5. Предлагать вакантные места. Снова и снова, пока не переберете все варианты, начиная с дня подачи уведомления. Сначала предлагайте места, соответствующие квалификации, состоянию здоровья и заработной плате сотрудника, затем переходите к нижестоящим. Если трудовой или коллективный договор позволяет, можете предложить должность в другом месте или временный договор.

Что делать с сокращенными работниками

Если вы предлагаете сотрудникам альтернативные вакансии, будьте готовы к тому, что они могут согласиться. В таком случае составьте дополнительное соглашение о переводе и прикрепите к трудовому договору, затем издайте соответствующий приказ. Перевод нужно зафиксировать в трудовой книжке и личной карточке сотрудника. Можно перевести и на временную должность со срочным трудовым договором, где постоянный работник, например, в отпуске.

Если работник не согласился ни на один из вариантов, издавайте приказ об увольнении, ознакомьте работника с ним, попросите подпись и выплатите деньги. Сотруднику, не согласившемуся занять одну из предложенных вакансий, полагается компенсация – среднемесячный заработок. Эту же сумму вам надо будет платить работнику каждый месяц, пока он ищет новое место (до двух месяцев, на севере – до трех). В трудовой книжке напишите, что он был уволен в связи с сокращением штата, ссылайтесь на ст. 81 ТК РФ.

Обратите внимание: некоторые бывшие сотрудники любят встречаться со своими работодателями в суде, чтобы оспорить свое сокращение. Особенно велика вероятность такого, если вы устроили упразднение должности только для увольнения нескольких неприятных людей. Чтобы сокращение работника действительно им и было, аннулированной должности не должно быть в штатном расписании, а объявления о поиске сотрудника не стоит размещать на информационных ресурсах еще где-то полгода.

Пришёл на работу, а мне сообщают что с завтрашнего дня должность упраздняют и то, что я должен буду работать в нижестоящей должности с меньшим окладом, но по факту с теми же обязанностями. Выбор либо соглашаться, либо увольняться. Т.к работы другой пока что не предвидится, пришлось остаться в этой компании. Естественно никакого предупреждения об упразднении не было, ни письменного ни устного. Объяснение дали только одно, внезапно в этом возникла крайняя необходимость.

Сегодня мне подсунули заявление о просьбе моего перевода на нижестоящую должность. Придя домой, только обратил внимание, на то что там не было указано что перевод этот в связи с упразднением моей должности.

Трудовое соглашение (дополнение к трудовому соглашению) на новую нижестоящую должность я ещё не подписывал.

Могу ли я отозвать своё заявление, каким образом и в течении скольких дней? И должен ли работодатель произвести какие-либо выплаты, при переводе в связи с упразднением должности с понижением оклада?

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 5 апреля 2016, 15:21

Работодатель не может изменить трудовую функцию работника, т.е. перевести на другую должность, постоянный перевод по его инициативе, это должна быть только инициатива работника ст.72.1 ТК РФ.

А поэтому, вам и предоставили документы, как будто вы сами изъявили эту инициативу.

Вы уже определитесь, вам нужна работа, или вы хотите бороться за свои права, и отстаивать то, что это сокращение численности или штата:

А то вы пишите, что вам нужна работа, значит, лучше принять предложение работодателя и оформить перевод на другую должность, как будто это ваша инициатива.

А если вы хотите отстаивать свои права, и быть уволенным по п.2 ст.81 ТК РФ, то это означает, что вы остаетесь без работы, зато закон будет соблюден.

В общем, пока не подписали допсоглашение к ТД, то это ничего не означает, прочитайте наш Алгоритм на эту тему, что подписывать, а что нет.

И пока не подписано допсоглашение к ТД, то конечно, отзывайте свое заявление на перевод, и требуйте соблюдение закона, а именно, чтобы вам было выдано уведомление о том, что ваша должность сокращена, ликвидирована, исключена, упразднена, оптимизирована, в общем, как бы не называли, это процедура сокращения численности или штата.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 5 апреля 2016, 15:23

И перевод на другую должность, постоянный перевод, не предполагает каких-то дополнительных, компенсационных выплат работнику.

В общем, вам нужна работа, или вы хотите, чтобы работодатель провел процедуру сокращения численности или штата, и в результаты быть уволенным по п.2 ст.81 ТК РФ, определяйтесь?

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 5 апреля 2016, 17:32

Вывод:

Пока не подписали допсоглашение к ТД, значит, можете отозвать заявление на перевод. Основным документом трудовых отношений является ТД ст.16, 56, 57, 67 ТК РФ, а поэтому, пока не подписано допсоглашения к ТД, значит, соглашение не достигнуто сторонами трудовых отношений, и перевод не осуществлен.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Такого-то числа мной было подано заявление о переводе на другую должность ____________ укажите должность.

В соответствии со ст.72 ТК РФ изменение определенных условий трудовых отношений оформляется Соглашением к трудовому договору, данный документ не был мной подписан, что означает, что стороны трудовых отношений не достигли соглашения, перевод на другую должность не осуществлен.

Кроме того, я отзываю свое заявление о переводе на другую должность, и напоминаю, что без дополнительного соглашения к трудовому договору оно не имеет юридической силы.

За нарушение трудового законодательства работодатель несет административную ответственность по ст.5.27 КоАП РФ.

Прошу рассмотреть мое заявление и предоставить мне решение по нему в сроки, которые установлены локальными нормативными актами (далее, ЛНА), определяющими порядок прохождения и рассмотрения документов в организации.

В случае отсутствия данного ЛНА у работодателя, прошу рассмотреть мое заявление в разумные сроки, но с учетом сроков, которые указаны в ТК РФ, с учетом ст.62 ТК РФ – не позднее трех рабочих дней, либо ст.64 ТК РФ - не позднее чем в течение семи рабочих дней, со дня подачи либо получения данного заявления.

Заявление вы подаете следующими способами (на выбор):

- через секретариат, отдел кадров (персонала) организации, чтобы на втором экземпляре вам поставили входящий номер и отметку должностного лица о приеме данного заявления;

- заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения;

- через курьерскую службу;

- с почты факсом или электронным письмом (если есть официальный электронный адрес).

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 5 апреля 2016, 17:34

А после того, как отзовете свое заявление о переводе на другую должность, то начинайте уже действия, чтобы вам работодатель выдал вас уведомление о сокращение вашей должности.

Только сначала подумайте, что работодатель в ходе этой процедуры будет предлагать вакантные должности, как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, если вы откажитесь от перевода на вакантную должность, то вы будете уволены по п.2 ст.81 ТК РФ, но я поняла, что вам нужна работа, тогда я не понимаю, зачем отзывать заявление о переводе на другую должность?!

Здравствуйте Виктория. Благодарю за консультацию. Расписывать свою недолгую работу в этой компании я не стану, скажу лишь что из-за халатности, умысла или некомпетентности, проблемы финансового характера у меня тут возникают с первого дня, ежемесячно, есть и нарушения ТК . А это всё отразилось на моей жизни.

Вчера мне подсунули для подписи дополнительное соглашение, о переводе на другую должность, датой от 01.04.16г . Желания подписывать это соглашение у меня отпало, надоело такое отношение. Я сказал что буду отзывать свое заявление на перевод. Мне естественно начали вешать лапушу на уши что это невозможно т.к в трудовой ты уже не заведующий, а старший а повар и т.п, потоп сказали что могут уволить с завтрашнего дня по собственному желанию и с записью в трудовой, как заведующего.. Я ответил что буду всё же отзывать своё заявление и стану добиваться увльнения как это положено по ТК РФ изходя из данной ситуации в компании.

Вчера 12.04.16г. мне дали уведомление об изменений условий трудового договора, датой 12.04.16г. В нём написано что(вкратце опишу, но по существу):

В связи с организационным изменениями, связанными с оптимизацией производственного процесса, произойдут изменения условий,ранее заключённого со мной договора. С 13.06.12г. Моя должность Заведующий пр-ом, будет переименована в старший повар, мессто работы также будет переименовано(но оно останется тем же). Уведомляют что тарифная ставка в час будет уменьшена. Трудовая функция останется прежней.

Виктория, в результате всех этих мероприятий, я из администрации производства, должен стать рабочим производства, у меня снижается оплата труда.Но при этом я по обязанностям продолжаю выполнять функцию заведующего(управляющего).

Далее уведомляют что трудовой договор в случае отказа моего от предложенной работы, будет прекращён 13.06.16г. в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 ТК РФ. А это уже выплаты не за 2-3 месяца, а за 2 недели. Я ещё его не подписал, потянул до завтра, сегодня ответил потому что не предоставили второй экземпляр для меня.

С руководителем кадрового администрирования я поговорил, по статье 82, они отказываются меня увольнять, как мантру повтаряет, что данная ситуация поподает именно под 77 статью. Это не сокращение а переименования должности в связи со структурными изменениями и т.п.Что нарушений с их стороны нет. И уведомление они мне дали вовремя,а именно сегодня. А то что было до этого, моё заявление, отсутствие уведомления и фактически принуждение(т.к предлагали уволится в один день по собств.жел) я выдумываю. Если я не согласен имею право судится.

Затем в разговоре "по душам" мне сказали что будут проблемы, пока я работаю. Ну собственно они и начались сегодня. У меня сегодня выходной, и я узнаю что моя руководительница лазила по цехам, нашла какую-то мелочь, которую работники совершили в моё отстутствие и сказала им что я буду депримирован. Стрижка вообщем началась. Хотят оставить на голом окладе, либо найти причину для увольнения, т.к я единственный в сети который встал им поперёк.

Виктория, скажите, описанное положение в уведомлении, попадает под 82 статью или всё таки это работодатель совершает хитрую подмену на 77 статью?

В юридическую компанию я ходил, мне много понаобещали хорошего, решить всё это не судом а по взаимному соглашению, естественно за оплату предварительную.Но для меня это сейчас финансово проблематично. Да и нет уверенности что меня опять не разводят и дело решится в мою пользу. Так вот однажды, мой зять заплатил юристу немалую сумму, купившись на уверения а по результату остался ни с чем.

Что вы посоветуете?

Согаситься на статью 77 или как.. Деньги с меня полюбому теперь будут снимать, мстить за то что я единственный посмел отстаивать свои права и вынудел эту систему занервничать.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 апреля 2016, 21:42

Смешно, мне знаете достаточно того, что должность заведующего переименовывают в старшего повара, это уже сильно смешно.

Видите, должность переименовать возможно, не проблема, только не может при этом измениться трудовая функция. Смотрите, например, бухгалтер, а стал бухгалтер по ТМЦ, или торговый представитель, а стал торговый представитель по розничным продажам, и т.п.
А в вашем случае, должность заведующего, а из нее делают должность старшего повара, это уже перевод на другую должность, должность заведующего это руководящая должность, должность старший повар это должность менеджерского состава, среднее звено. Это разные совершенно должности. Вот это и надо объяснить работодателю.

А то смешно, когда заведующий и переименовали в старшего повара, или начальник транспортного отдела и переименовали в менеджера по транспорту, это разные должности, у них разный функционал, разные квалификационные требования, в ЕТКС это разные должности и профессии.

Вот в письменном виде это все и указывайте, что:

1. В ЕТКС эти должности разные и находятся в разных отделах, заведующий производством (шеф-повар) это должность руководителей ("Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37);

2. Применение должностного наименования "старший" возможно, возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Но в данном случае это изменение трудовой функции, что по инициативе работодателя запрещено ст.74 ТК РФ. Перевод на другую должность, т.е. постоянный перевод на другую должность возможен только с согласия работника ст.72.1 ТК РФ.

А то, что это другая должность, то это связано с тем, что кроме переименования, работодатель предусматривает изменение оплаты труда в сторону снижения, значит, это перевод на нижестоящую должность.

Переименование должности не ведет при этом к другим изменениям определенных условий ТД, которые меняю трудовую функцию.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 13 апреля 2016, 21:49

И еще не ст.82 ТК РФ, а п.2 ст.81 ТК РФ сокращение численности или штата, они отказываются вас увольнять именно по этому основанию.

При упразднении подразделения и соответственно расторжении трудового договора с его работниками должен быть соблюден определенный порядок сокращения, который зависит от того, где территориально расположено подразделение по отношению к самой организации.

Подразделение и организация расположены в одной местности

Основания для расторжения трудового договора с сотрудником по инициативе работодателя содержатся в ст. 81 Трудового кодекса РФ. Одно из них — сокращение численности или штата работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Под сокращением численности работников подразумевается уменьшение количества работников одной должности, под сокращением штата — исключение из штатного расписания одинаковых штатных единиц, что возможно, в частности, при ликвидации отдельного подразделения.

Процедура расторжения трудового договора с сотрудником по ч. 2 ст. 81 ТК РФ следующая.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации работодатель должен предупредить работников персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. До истечения этого срока с письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 2 и 3 ст. 180 ТК РФ).

Работодатель обязан предложить работнику с учетом его состояния здоровья другую имеющуюся работу (вакантную должность или работу соответствующей квалификации либо нижеоплачиваемую работу). Работнику предлагаются все отвечающие таким требованиям вакансии, которые имеются у работодателя в данной местности, а также вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашением (ч. 3 ст. 81 и ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата работников предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается (ст. 179 ТК РФ):

  • семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Не могут быть уволены при сокращении штата работников беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (ч. 1 ст. 261 ТК РФ), несовершеннолетние работники (ст. 269 ТК РФ).

Сокращенным работникам выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка. За ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).

Подразделение расположено в другой местности

Трудовые договоры с работниками упраздняемого подразделения расторгаются по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

В данной ситуации процедура расторжения трудового договора с сотрудниками в целом аналогична изложенной выше с той лишь разницей, что работодатель не обязан предлагать работникам иные вакансии (ст. 180 ТК РФ). Кроме того, можно увольнять работников в период их временной нетрудоспособности и период пребывания в отпуске, беременных женщин, женщин, имеющих детей, одиноких матерей, лиц, воспитывающих детей без матери (ч. 6 ст. 81, ст. 261 ТК РФ).

Работник не согласен с увольнением

Если работодатель нарушил процедуру увольнения, работник вправе обжаловать увольнение как незаконное в комиссию по трудовым спорам или в суд. И не важно, что работодатель заручился согласием профсоюзной организации (ст. 352 и ч. 4 ст. 373 ТК РФ).

В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.

В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.

В силу ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.

Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:

в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;

в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.

На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).

Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).

Процедура сокращения работников КУ.

Итак, если сокращение касается работников, принятых по трудовому договору, то вначале издается приказ (распоряжение). Именно в нем указывается информация о внесении изменений в штатное расписание учреждения в части исключения из него структурных подразделений, должностей или определенного количества сотрудников.

Следующий шаг – определение конкретных лиц, подлежащих сокращению. Заметим, что в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе закрепляется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

1) семейным работникам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В коллективном договоре могут быть указаны другие категории работников с преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Согласно ст. 261 ТК РФ запрещено увольнение по сокращению штата или численности беременных работниц и иных лиц с семейными обязанностями:

женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;

одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);

других лиц, воспитывающих таких детей без матери, а также родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Теперь профсоюзу и службе занятости нужно уведомить работников, подлежащих сокращению. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением сотрудники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель обязан в письменной форме сообщить о решении сократить численность или штат сотрудников и расторжении трудовых договоров с ними выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). А если сокращение приведет к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.

Уволить работника в связи с сокращением можно только в том случае, если невозможно перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу: как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую лицо может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Если в учреждении отсутствуют вакансии или работник отказался от них, по истечении срока предупреждения об увольнении издается приказ об увольнении, с которым тот должен быть ознакомлен под подпись.

Заметим, что работодатель вправе уволить работника до истечения данного срока, но сделать это можно только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В таком случае ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости. При этом должно быть выполнено два условия: он должен встать на учет в этот орган в двухнедельный срок после увольнения и быть нетрудоустроенным.

Процедура сокращения госслужащих.

Процедура сокращения штата в отношении госслужащих проводится в соответствии с положениями Закона № 79-ФЗ и с учетом Правил № 822[3].

Как следует из ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ, при сокращении должностей госслужбы или упразднении госоргана служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления ему с его письменного согласия иной должности в том же госоргане, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом госоргане.

При этом учитывается:

уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Заметим, что представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся в том же госоргане или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности. При этом учитываются категории и группы замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами № 822.

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом госоргане, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с нее.

Заметим, что представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока преду-
преждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Если госслужащий увольняется по истечении двухмесячного срока по сокращению штата или упразднению госоргана, то согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Бюджетный учет расходов, связанных с сокращением.

Расходы на выплату выходного пособия при сокращении численности (штата) или ликвидации учреждения отражаются:

Расходы по выплате сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства уволенного гражданина отражаются:

Дополнительно отметим, что порядок расчета среднего заработка предусмотрен ч. 1 ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Средний заработок работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала периода, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

При расчете среднего заработка, связанного с определением суммы выходного пособия по сокращению штата или численности, следует учесть выводы из Постановления КС РФ от 13.11.2019 № 34-П: независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Поэтому при расчете выходного пособия должны учитываться не только рабочие, но и нерабочие праздничные дни, перечень которых закреплен в ст. 112 ТК РФ: 1 – 8 января; 23 февраля; 8 марта; 1, 9 мая; 12 июня; 4 ноября.

Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с сокращением численности или штата либо в связи с ликвидацией организации, должно определяться не из календарных дней, а из рабочих, а в тех месяцах, в которых установлены государственные праздники, – исходя из рабочих и нерабочих праздничных дней.

Аналогичным образом должен рассчитываться средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работнику, уволенному по сокращению или в результате ликвидации организации (но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).

Рассмотрим пример по отражению в учете расходов на выплату выходного пособия.

Работник казенного учреждения, с которым ранее был заключен трудовой договор, уволен по сокращению штата с 20.01.2020. Ему выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 15 600 руб. Деньги перечислены на банковскую карту работника.

Расходы по выплате данного выходного пособия следует отражать по коду вида расходов 111 и подстатье 266 КОСГУ. При это учитывается, что:

1) сумма выходного пособия, выплачиваемая работнику при увольнении из учреждения, освобождается от обложения НДФЛ в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (п. 3 ст. 217 НК РФ);

В учете учреждения согласно Инструкции № 162н[6] были сделаны следующие записи:

Читайте также: