Должно ли правительство страны предоставлять помощь менее развитым странам

Обновлено: 01.06.2024


ТАСС, 22 ноября. Страны Группы двадцати (G20) полны решимости оказать поддержку всем развивающимся и наименее развитым странам в противостоянии пандемии коронавируса. Об этом говорится в итоговом коммюнике, обнародованном в воскресенье по завершении саммита G20, проходившего 21-22 ноября в формате видеоконференции под председательством Саудовской Аравии.

"Мы нацелены возглавить мировые усилия в создании уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного будущего после COVID-19. Пандемия и ее беспрецедентные последствия, приведшие к потерям человеческих жизней, ущербу для материального благополучия и экономик, обернулись мощнейшими потрясениями, которые выявили проблемы в нашей готовности и способности к реагированию, а также показали общий характер наших вызовов", - отмечается в документе.

Страны Группы двадцати обязались "продолжать прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить жизни людей, оказать поддержку, особенно наиболее уязвимым группам населения, а также возвратить экономики на траекторию роста, сохранить и создать рабочие места для всех". "Мы по-прежнему преисполнены решимости оказать помощь всем развивающимся и наименее развитым странам, которые сталкиваются с комплексным воздействием пандемии COVID-19 на сферу здравоохранения и социально-экономическую ситуацию, признавая наличие особых проблем в странах Африки и малых островных развивающихся государствах. Мы отмечаем необходимость срочного установления контроля над распространением вируса, что имеет ключевое значение для поддержки восстановления мировой экономики. Мы полны решимости продолжать, пока это необходимо, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для сохранения жизни людей, рабочих мест и доходов населения, поддержки восстановления мировой экономики, а также повышения устойчивости финансовой системы при одновременном предотвращении рисков снижения экономической активности", - подчеркивается в коммюнике.

Отсрочки по выплате долгов

Весьма важным итогом завершившегося в воскресенье саммита стало решение о продлении до июня 2021 года отсрочки по выплате странами платежей по обслуживанию долга. "Мы полны решимости реализовать Инициативу о предоставлении отсрочки по обслуживанию долга для стран с низким уровнем дохода (DSSI), включая продление срока ее действия до конца июня 2021 года, что позволит странам, которые подпадают под ее охват, приостановить выплаты по обслуживанию двусторонних государственных долговых обязательств. Предварительные доклады Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка свидетельствуют о том, что наряду с экстренным финансированием DSSI в значительной степени способствует увеличению расходов в целях преодоления пандемии коронавируса. Всем государственным двусторонним кредиторам следует реализовывать инициативу в полном объеме и на условиях прозрачности", - указывается в итоговом документе.

Кроме того, как заявила "двадцатка", "с учетом масштаба вызванного COVID-19 кризиса, рисков долговой устойчивости и ухудшения экономических перспектив во многих странах с низким уровнем дохода после завершения DSSI может потребоваться индивидуальная работа с долговыми обязательствами отдельных стран".

В апреле Группа двадцати предоставила беднейшим странам мира право приостановить выплаты по внешнему суверенному долгу, включая его обслуживание, до конца текущего года. Не менее 46 стран с низкими доходами уже воспользовались этой инициативой. На саммите было заявлено также, что еще ряд стран намерены присоединиться к ним. По состоянию на 13 ноября 46 государств направили запросы на участие в DSSI, что, согласно имеющейся оценке, позволит им приостановить выплаты по обслуживанию долга на сумму $5,7 млрд в 2020 году.

Доступ к вакцине

В итоговом коммюнике подчеркивается, что страны Группы двадцати "мобилизовали ресурсы для решения неотложных финансовых задач в сфере глобального здравоохранения в целях поддержки научных исследований, разработки, производства и распределения безопасных и эффективных средств диагностики, лечения и вакцин против COVID-19". "Мы будем прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечить доступ к ним всех людей на равноправной основе и по приемлемым ценам, следуя при этом нашим обязательствам по поощрению инноваций", - заверили они.

Одновременно с этим "двадцатка" обязалась "укреплять глобальную готовность к пандемиям, предупреждению, обнаружению и реагированию на них", подтвердив "приверженность полному соблюдению международных медико-санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, повышению эффективности их осуществления, в том числе за счет укрепления потенциала нуждающихся стран, и продолжению обмена актуальными, прозрачными и стандартизированными данными и информацией".

Базовая ценность - жизнь и здоровье людей

В течение двух дней на саммите выступали главы государств и правительств крупнейших экономически развитых и развивающихся стран, в которых, по данным Всемирного банка, проживает 64% населения планеты и в общей сложности находится 80% мирового ВВП.

Главной темой встречи стала борьба с коронавирусом и его влияние на мировую экономику. Лидеры государств обсудили дальнейшие шаги по противодействию вызванному пандемией кризису, оказанию помощи наиболее пострадавшим странам, разработке вакцины. Они также затронули вопросы, связанные с инновациями, укреплением сферы здравоохранения, поддержкой наиболее уязвимых групп общества и сохранением экосистемы планеты.

Для президента России Владимира Путина саммит Группы двадцати стал уже четвертым за неделю: 14 ноября он выступил на Восточноазиатском саммите, 17 ноября - на саммите БРИКС, а 20 ноября - на саммите АТЭС. Все эти мероприятия прошли в формате онлайн, который уже набрал популярность среди мировых лидеров из-за ситуации с коронавирусом. Именно пандемия и пути преодоления ее последствий стали одними из главных тем выступлений российского лидера на всех саммитах.

Главные риски для мира и доступные вакцины.

Обращаясь в субботу к коллегам по "двадцатке", Путин подчеркнул, что масштаб проблем, с которыми человечество столкнулось в 2020 году, стал беспрецедентным. "Эпидемия коронавируса, глобальный локдаун и замораживание экономической активности запустили системный экономический кризис, которого современный мир со времен Великой депрессии, наверное, еще не знал", - считает президент России. По его словам, вирус унес жизни многих людей, до сих пор главным риском остается вероятность массовой застойной безработицы с последующим ростом бедности и социальной неустроенностью. Путин отметил, что роль "двадцатки" состоит в том, чтобы этого не допустить. Он подчеркнул, что страны Группы двадцати сделали уже много важных шагов в этом направлении, в том числе сформировали пакет стимулов для мировой экономики в совокупном размере $12 трлн.

По словам Путина, для стабилизации ситуации в российской экономике Москва уже "пошла на беспрецедентные антикризисные меры, поставив во главу угла ключевую, базовую ценность - жизнь и здоровье людей". Российский лидер заявил, что общий объем антикризисной бюджетной поддержки в стране составил 4,5% ВВП. "Своевременное принятие целевых мер помогло России, как и большинству развитых стран, смягчить падение экономики, укрепить систему здравоохранения, пройти тяжелый период без необратимых потерь", - сказал он. "Вместе с тем мы понимаем, что у развивающихся экономик и ряда государств с формирующейся рыночной экономикой таких возможностей объективно нет", - добавил Путин, предложив принять для решения этой проблемы дополнительные меры. Он подчеркнул необходимость стремиться к сдерживанию протекционизма, отказу от практики односторонних санкций, к возобновлению цепочек поставок. Президент России предложил также продолжить поиск общих подходов к реформированию Всемирной торговой организации в соответствии с современными вызовами.

Выступавший в тот же день председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что "Китай готов усилить сотрудничество с другими странами в области исследований и разработок, производства и распространения вакцин от коронавируса". "Китай выполнит свое обещание оказать помощь и поддержку развивающимся странам, будет прикладывать все усилия для превращения вакцины от COVID-19 в общественное благо, доступное народам во всем мире", - указал он.

Вокруг Парижского соглашения по климату

Важное место в повестке саммита заняла тема Парижского соглашения по климату, принятого 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата. Тогда страны-участницы договорились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Соглашение, в частности, предполагает снижение выбросов парниковых газов.

Как заявила в воскресенье в Берлине канцлер ФРГ Ангела Меркель, 19 стран "двадцатки" по итогам онлайн-саммита "подтвердили, что будут выполнять обязательства", связанные с Парижским соглашением по климату.

В то же время президент США Дональд Трамп, известный своим скептическим отношением к документу, в воскресенье вновь его раскритиковал. "Я вывел США из несправедливого и однобокого Парижского соглашения по климату, очень несправедливого для Соединенных Штатов договора. Парижское соглашение было нацелено не на сохранение окружающей среды. Оно было нацелено на уничтожение американской экономики. Я отказываюсь лишаться миллионов американских рабочих мест и направлять триллионы американских долларов самым злостным загрязнителям [окружающей среды] . Именно это произошло бы", - сказал он.

По теме изменения климата в ходе саммита высказался премьер-министр Индии Нарендра Моди. Он выразил мнение, что бороться с этим явлением "необходимо объединенным, комплексным и всеохватывающим путем". Моди отметил, что сейчас наиболее благоприятное время для дальнейшего расширения исследований и инноваций в области новых экологически чистых технологий. "Индия не только выполняет принятые нами цели Парижского соглашения, но и превышает их", - сказал премьер.

Премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга в свою очередь выразил мнение, что "борьба с климатическими изменениями - это не ограничение экономического роста". "Мы должны изменить наше мировоззрение и прийти к пониманию, что активные меры по борьбе с изменением климата приведут к трансформации индустриальной системы, нашей экономики и общества и в итоге приведут к быстрому экономическому росту", - отметил он.

Онлайн-саммит и виртуальный фотопортрет

Саудовская Аравия основательно и со всей серьезностью готовилась к принятию на себя председательства в Группе двадцати в 2020 году и к проведению саммита в Эр-Рияде. Однако из-за сложившихся условий лидеры стран не смогли прилететь в саудовскую столицу, поэтому традиционное фото участников встречи в этом году получилось сквозь призму мониторов и телеэкранов с социальной дистанцией в тысячи километров - впервые в истории, но уже привычно для мероприятий высокого уровня 2020 года.

В конце концов, групповой портрет участников саммита в Саудовской Аравии все равно появился, но в виде голографической картинки, спроецированной на стенах памятника ЮНЕСКО - древнего города, а ныне музея под открытым небом Эт-Турайф в оазисе Эд-Дирия в западном пригороде Эр-Рияда (он был первой саудовской столицей). Но вполне настоящими были истребители и гражданские самолеты национальной компании "Саудовские авиалинии", которые пролетели в субботу над столицей в честь саммита G20, прочертив над городом зелено-белый след флага королевства.

В конце второго дня работы саммита король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд официально передал председательство в Группе двадцати Италии. "Мы желаем Италии всяческих успехов в проведении у себя G20 в следующем году. Саудовская Аравия продолжит играть важную роль в "двадцатке" с целью поиска решений. Мы будем работать в Группе двадцати, чтобы дать людям больше возможностей и сохранить нашу планету", - подытожил монарх.

Для граждан бедных стран миграция часто является крайне привлекательным вариантом. Переезд в новую страну нередко опасен, но он открывает намного больше экономических возможностей: средний подушевой доход в развитых странах может быть в 50 с лишним раз выше (по паритету покупательной способности), чем в странах развивающегося мира. Во многих случаях повышается ещё и физическая безопасность мигрантов


Однако в принимающих странах иммиграция – это болезненная тема: правительства стараются ввести нормы, которые позволили бы экономике пожинать выгоды миграции, но при этом избегать сопутствующих ей издержек.

Особенно в Европе и США иммиграция стала первостепенной темой политических дебатов. Но даже в Японии, где границы для мигрантов в целом закрыты, необходимость поиска путей решения проблемы быстро стареющего населения в последнее время привела к оживлению дискуссии по данному вопросу.

Почему люди опять уезжают из Казахстана?

Почему люди опять уезжают из Казахстана?

Во всех этих странах миграционные дебаты, как правило, можно свести к трём основным позициям. Первую позицию разделяет незначительное меньшинство, у неё нет серьёзной политической поддержки: иммиграция фундаментально выгодна развитым странам, потому что приезжие помогают смягчить демографические проблемы и способствуют расширению профессиональной базы экономики.

Вторая позиция – полная противоположность первой: иммиграцию надо предотвращать любыми доступными способами. Защитники этих взглядов обычно рассуждают о том, что мигранты негативно влияют на уровень зарплат, особенно в нижней части пирамиды распределения доходов, и понижают качество жизни местных жителей. Они также говорят, что мигранты разрушают культуру и традиции страны, а экономисты нередко недооценивают значение подобных утверждений с эмоциональной окраской.

Третья позиция находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Её сторонники отчасти признают потенциальные выгоды иммиграции, но призывают к проведению строгих профессиональных проверок, гарантирующих, что только мигранты, способные восполнить нехватку квалифицированных кадров в стране, могут в неё въехать. Благодаря таким действиям, иммиграция будет способствовать повышению качества предложения на рынке труда и конкурентоспособности компаний, не создавая культурных проблем.

Равшан и Джамшут будут в законе

Равшан и Джамшут будут в законе

Данный подход, конечно, выглядит совершенно иначе с точки зрения родной страны мигрантов, которая теряет не только ценные квалифицированные кадры, но и все ресурсы, затраченные на их подготовку, например, через систему образования. Хотя такой стране, в принципе, могут быть полезны денежные переводы мигрантов на родину, все выгоды от переезда мигрантов достаются только им самим.

Так или иначе, когда развитые страны решают принимать лишь небольшое число квалифицированных мигрантов, это означает, что они ничего не делают для смягчения проблем, являющихся причиной возникновения этих миграционных потоков. А эти потоки в основном состоят из людей, у которых нет навыков, нужных их новой стране. И это миграционное давление является очень мощным, о чём свидетельствует трагическая ситуация в Средиземном море, где на опасном пути из Африки в Европу только за первые четыре месяца этого года погибли более тысячи беженцев.

Если ничего не делать для смягчения этого давления, многие мигранты, так или иначе, найдут свой путь в страны развитого мира. Иммиграционные либералы правы, утверждая, что мигранты помогают смягчить демографические проблемы в принимающих странах, но и сторонники запретов правы в том, что приезжие создают серьёзный культурный стресс в новом для себя обществе, особенно в Европе.

В 2016 выросло количество желающих покинуть Казахстан

Именно поэтому любые решения проблем миграции должны фокусироваться на стимулировании развития на родине мигрантов. Внимание Европы должно сосредоточиться на Африке, главном источнике миграционных потоков. Ускорение экономического роста в Африке со временем приведёт к значительному снижению миграционного давления, с которым сейчас столкнулась Европа. С точки зрения долгосрочного развития, Африке, конечно, требуется повышение политической стабильности и мир; но уже сейчас есть меры, которые могла бы предпринять Европа, чтобы подстегнуть темпы роста африканской экономики.

У Африки есть множество природных ресурсов, но ей не хватает капитала и знаний, необходимых для существенного ускорения темпов экономического роста. Государственных ресурсов просто не хватает, чтобы предоставить основную часть требуемых капиталов. В последнее время появилось понимание, что инвестиции должен обеспечивать частный сектор, равно как и критически важные профессиональные навыки, а также доступ к рынкам более развитых стран. Но для привлечения частных инвестиций нужно, чтобы госсектор предпринял несколько побудительных шагов (вместе с благотворительным сектором, который также способен помочь значительными ресурсами).

Это не означает, что государственные инвестиции и средства благотворительности должны неизбежно направляться на субсидирование убыточных проектов. Наоборот, в долгосрочной перспективе такая политика всем вредна. Целью должно стать выявление таких проектов, которые, несмотря на свою экономическую прибыльность, не привлекают инвесторов из-за институциональных и иных барьеров. После выявления подобных препятствий необходимо будет начать работу над их устранением.

Почему люди опять уезжают из Казахстана?

Почему люди опять уезжают из Казахстана?

Одним из ключевых барьеров на пути частных инвестиций в Африку является риск. Когда инвестиционный климат считается нестабильным (а так обстоят дела в большинстве развивающихся стран), инвесторы требуют премию за риск практически в любых проектах, даже в тех, где имеется потенциально высокий уровень отдачи от вложений. В таких условиях становится очень сложно измерить риски конкретного проекта.

Госсектор может помочь мерами по объединению рисков в общий пул, например, беря на себя некоторые транши рисков или предоставляя страховые гарантии. Такое объединение рисков, сопровождающееся строительством институтов во всех секторах экономики (а не только в здравоохранении и образовании), могло бы серьёзно помочь стимулированию роста экономики и развития в Африке и других регионах мира.

Рост экономики, опирающийся на инвестиции, не может стать заменой урегулированию конфликтов и политической стабилизации; напротив, первое не может быть устойчивым без прогресса во втором. Но повышение темпов экономического роста могло бы стать важным источником столь необходимой надежды, запуская цикл позитивных изменений, ведущих к миру и процветанию.

Читайте также: