Должен ли заместитель начальника по эксплуатации осуществлять контроль соответствия количества сдо
Обновлено: 25.06.2024
Ответ: в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом необходимо проводить:
- вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;
- подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);
- проверка знаний правил, норм по охране труда, настоящих Правил, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
- дублирование;
- специальная подготовка;
- контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;
- профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.
Вопрос от 03.07.2019:
Производится ли разделение электротехнологического персонала в электроустановках на оперативный, ремонтный и административно-технический?
Если да, то каким образом правильно выполняется запись в удостоверении по ЭБ и журнале учета проверки знаний, например, для оперативного персонала из числа электротехнологического - "электротехнологический персонал с правами оперативного", "оперативный персонал" или достаточно записи "электротехнологический персонал"?
Ответ: В соответствии с п. п. 1.4.1, 1.4.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6 (далее - Правила) электротехнический персонал предприятий подразделяется на: административно-технический, оперативный, ремонтный, оперативно-ремонтный.
Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящий в состав энергослужбы потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. В техническом отношении он подчиняется энергослужбе потребителя.
Вопрос от 17.01.2019:
Добрый день. В соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда потребителей должны иметь группу 4 по электробезопасности с правом инспектирования электроустановок. Вопрос: указанное право "инспектирования" дает право специалисту по охране труда осуществлять осмотр электроустановок единолично, т.е. находиться в них без участия местного оперативного персонала, либо работника, имеющего право единоличного осмотра?
Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами отдела по надзору за электроустановками МТУ Ростехнадзора.
Таким образом, право единоличного осмотра электроустановок не может быть предоставлено специалисту по охране труда.
В п. 3.5. ПОТЭЭ сказано, что работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться в электроустановки в сопровождении оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку, имеющего группу IV - в электроустановках напряжением выше 1000 В, и имеющего группу III - в электроустановках напряжением до 1000 В, либо работника, имеющего право единоличного осмотра.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 26 февраля 2019 г. N 10-00-12/542 ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ
Управление государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает.
К электротехническому относится персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановки.
Пользователи стандартной техники относятся к неэлектротехническому персоналу. Это персонал, который выполняет работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. Такому персоналу присваивается 1 группа по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности определяет руководитель. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение 1 группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данной организации с группой по электробезопасности не ниже 3. Присвоение 1 группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год (п. 1.4.4. Правил).
В соответствии с пунктом 1.4.42 Правил специалисту по охране труда, в обязанности которого входит инспектирование электроустановок, прошедшему проверку знаний в объеме IV группы по электробезопасности, выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок своего потребителя.
Исходя из вышесказанного специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, не относятся к электротехническому (электротехнологическому) персоналу. Данные специалисты полномочиями присвоения группы 1 по электробезопасности не наделены.
Заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Е.А.БИБИН
Вопрос от 05.2018:
Имея удостоверение в организации по электробезопасности, надо ли повторно обучаться в Учебном заведении на группу, если буду на полставки подрабатывать у ИП? Или все равно надо проходить обучение? Как мне поступить в данной ситуации? Я работаю специалистом по охране труда в организации, обучен и имею удостоверение IV группы неэлектротехнического персонала, годное до февраля 2020 года (на три года) для специалиста по ОТ. Буду подрабатывать у Индивидуального Предпринимателя, специалистом по охране труда, и так же необходимо иметь удостоверение IV группы неэлектротехнического персонала для специалиста по ОТ.
- при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил.
Кроме того, согласно требованиям п. 1.4.37. ПТЭЭП, для каждой должности (профессии) руководителем Потребителя или структурного подразделения должен быть определен объем проверки знаний норм и правил с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности работника по соответствующей должности (профессии), а также требований тех нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в его служебные обязанности.
В соответствии с требованиями приложения № 1 к ПОТЭЭ, при поступлении на работу (переводе на другой участок работы, замещении отсутствующего сотрудника), работник при проверке знаний должен подтвердить имеющуюся группу по электробезопасности применительно к оборудованию электроустановок на новом участке.
Специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки организаций потребителей электроэнергии, должны иметь группу IV, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет.
Вопрос от 11.05.2018:
По перечню средств индивидуальной защиты для электротехнического персонала по состоянию на 2018, на объекте, на котором не ведется производственная деятельность, электроустановки в которых до 1000 Вольт.
- Изолирующая штанга (оперативная или универсальная) - по местным условиям;
- Указатель напряжения - 2 шт.;
- Изолирующие клещи - 1 шт.;
- Диэлектрические перчатки - 2 пары;
- Диэлектрические галоши - 2 пары;
- Диэлектрический ковер или изолирующая подставка - по местным условиям;
- Защитные ограждения, изолирующие накладки, переносные плакаты и знаки безопасности - по местным условиям;
- Защитные щитки или очки - 1шт;
- Переносные заземления - по местным условиям.
Нормы комплектования являются минимальными и обязательными. Техническим руководителям и работникам, ответственным за электрохозяйство, предоставляется право в зависимости от местных условий увеличивать количество и дополнять номенклатуру средств защиты.
Вопрос от 19.04.2018:
Допускается ли назначать наблюдающего совместно с другими ответственными за безопасное производство работ. Если назначение допускается, каким образом проводится и оформляется целевой инструктаж в нормативной документации.
В соответствии с п.п. 5.10, 10.8, 10.10 Правил работник из числа электротехнического персонала, осуществляющий надзор за бригадами, не имеющими права самостоятельного производства работ в электроустановках (наблюдающий), отвечает:
- за соответствие подготовленного рабочего места мероприятиям, необходимым при подготовке рабочих мест и отдельным указаниям наряда;
- за четкость и полноту целевого инструктажа членов бригады;
- за наличие и сохранность установленных на рабочем месте заземлений, ограждений, плакатов и знаков безопасности, запирающих устройств приводов;
- за безопасность членов бригады в отношении поражения электрическим током электроустановки.
Работник, выдающий наряд, отдающий распоряжение, ответственный руководитель работ, производитель работ в проводимых ими целевых инструктажах, помимо вопросов электробезопасности, должны дать четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.
Наблюдающий инструктирует членов бригады о мерах по безопасному ведению работ, исключающих возможность поражения электрическим током, и о порядке перемещения членов бригады по территории электроустановки. Производитель работ инструктирует бригаду по вопросам безопасной технологии выполнения работы, использованию инструмента и приспособлений.
Производитель работ в целевом инструктаже обязан дать членам бригады исчерпывающие указания в целях предотвращения поражения электрическим током.
При работе по наряду целевые инструктажи должны быть подписаны работниками, проведшими и получившими инструктаж, в таблицах наряда, форма которого предусмотрена приложением № 7 к Правилам.
При работе по распоряжению целевые инструктажи должны быть оформлены подписями работников, проведших и получивших инструктаж, в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Правилам.
Вопрос от 05.03.2018:
Является ли право выдачи разрешений на подготовку рабочего места и на допуск к работам обязанностью, которую надо учитывать при совмещении дополнительных обязанностей работников, ответственных за безопасное производство работ в электроустановках (п.5.13 таб.2 ПОТ ЭЭ). В данной таблице лица имеющие права выдачи разрешений на подготовку рабочего места и на допуск к работам не упоминаются.
В таблице №2 Правил не предусмотрено совмещение обязанности выдающего разрешение на подготовку рабочего места и на допуск с другими обязанностями (ответственными лицами). Однако в пункте 5.13 указывается, что
- "Правомерно выполнение работником обязанностей допускающего и выдающего разрешение на подготовку рабочего места и допуск при наличии у допускающего прав оперативного управления оборудованием, которое необходимо отключать и заземлять в соответствие с мерами безопасности для производства работ, и прав ведения оперативных переговоров с работниками, выполняющими необходимые отключения и заземления оборудования на объектах, не находящихся в оперативном управлении допускающего".
Вопрос от 26.02.2018:
Допускается ли назначение наблюдающего совместно с другими ответственными за безопасное производство работ (ответственный руководитель работ, производитель работ, допускающий, член бригады). Если назначение допускается, каким образом проводится и оформляется целевой инструктаж в наряде-допуске?
Ответ: Назначение наблюдающего из электротехнического персонала, проведение и оформление целевого инструктажа регламентируется
Вопрос:
В управление поступило обращение о разъяснениях нормативных требований в сфере электроэнергетики при заполнении рабочей документации и порядке согласования с Ростехнадзором?
Относительно вопроса о необходимости повторного согласования порядка проведения работы с персоналом после внесенных в него изменений Уральское управление Ростехнадзора сообщает, что в случае, если изменения в порядок были внесены с целью выполнения изменившихся требований законодательства Российской Федерации, то повторное согласование с органом государственного энергетического надзора не требуется.
Вопрос от 19.01.2018:
Какая периодичность проверки знаний должна быть у электротехнического персонала (электрогазосварщик, слесарь по ремонту технологических установок, водитель, крановщик, тракторист, трубопроводчик линейный и др.) со 2 и 3 группой по электробезопасности?
Ответ: Управление Ростехнадзора рассмотрело обращение от 17.01.2018 № 25/10-ог и сообщает следующее.
- Согласно п. 1.4.3 ПТЭЭП электротехнологический персонал в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому персоналу;
- Согласно п. 1.4.20 ПТЭЭП 1 раз в 3 года очередная проверка знаний проводится у специалистов по охране труда и административно-технического персонала непосредственно не организующего и не проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров.
Перечисленный в обращении электротехнологический персонал не относится к административно-техническому персоналу, который проходит проверку знаний 1 раз в 3 года согласно п.1.4.20., т.е. перечисленный персонал относится к электротехнологическому, который проходит проверку знаний 1 раз в год.
Вопрос от 15.08.2017:
Является ли сотрудник, эксплуатирующий насосный агрегат с электроприводом электротехнологическим персоналом?
Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. В техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.
Руководители, в непосредственом подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала и осуществлять техническое руководство и контроль работы этого персонала.
Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель организации.
Подключение вспомогательного оборудования (трансформаторов, преобразователей частоты, устройств защитного отключения) к электрической сети и отсоединение его от сети должен выполнять электротехнический персонал, имеющий группу III, эксплуатирующий эту электрическую сеть.
На основании вышеизложенного, необходимость присвоения той или иной группы по электробезопасности определяется руководителем Потребителя с учетом требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии.
Вопрос от 13.03.2016:
Обязательна ли замена удостоверений по электробезопасности у электротехнического персонала при изменении организационно-правовой формы и наименования организации?
Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.
Изменение организационно-правовой формы и наименования организации (реорганизация) является основанием для замены удостоверения и журнала учёта (протокола) о проверке знаний правил работы в электроустановках (по электробезопасности) электротехническому персоналу.
Вопрос:
Ростехнадзором получен вопрос: к какому персоналу относятся слесари по контрольно-измерительным приборам (КИПиА) – к электротехническому или электротехнологическому, если они имеют 3 группу допуска по ЭБ до 1000В, а также инженер по КИПиА 1 категории с 4 группой допуска по ЭБ до 1000В?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.
В соответствии п. 1.4.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель организации.
Решение об отнесении работника к категории электротехнического или электротехнологического персонала, а также о присвоении ему необходимой группы по электробезопасности принимает руководитель организации на основании анализа объёма работ, выполняемых работником на электрооборудовании, предусмотренного производственной инструкцией.
В рабочей среде постоянно разделяют обязанности и ответственность. Требования к работе секретарей в целом сформированы давно, но они имеют свои особенности, которые связаны с тесным взаимодействием с подразделениями. Исполнители пишут письма, выполняют поручения и обеспечивают текущее хранение документов. А кто виноват, если письмо написано плохо, поручение просрочено, а оригинал документа утерян? Расскажем, на какие из этих вопросов есть ответы в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, а о каких аспектах придется подумать самостоятельно.
Почему важно распределить ответственность?
Часто сотрудники подразделений пытаются оправдать собственные недоработки и переложить ответственность за те или иные нарушения на плечи секретаря (Схема 1).
- не знает, как должен быть организован тот или иной процесс и за что он должен отвечать;
- выполняет слишком много обязанностей, чтобы повысить свою ценность.
Стандарты для управления документами
Вопросу управления документами посвящены следующие стандарты:
В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 распределению ответственности между работниками уделено особое внимание. Так, установлено, что ответственность должна быть определена для:
- всех участников процесса создания документов;
- лиц, участвующих в управлении документами;
- всех пользователей документных систем.
Согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 ответственность распространяется на всех сотрудников, которые создают и используют документы, и должна быть определена, установлена и доведена до их сведения (Таблица 1).
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 в организации необходимо закрепить ответственность в ряде документов (Схема 2).
Для эффективного управления документами следует распределить ответственность между работниками. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 регламентирует реализацию системы управления документами (далее – СУД), которая связывает управление документами с успешной деятельностью организации и подотчетностью путем создания структуры, включающей политику, цели и руководства для документов. Положения этого стандарта используют те организации, которые приняли решение о разработке и внедрении СУД.
Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности
Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:
1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства).
2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).
3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[3] (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).
Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).
Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.
Распределение ответственности за работу на разных этапах жизненного цикла документа
В организации, которая провела глобальное распределение ответственности, служба делопроизводства (или секретарь) обеспечивает методическое руководство и контроль соблюдения порядка работы с документами. А пишут письма и выполняют поручения исполнители – сотрудники структурных подразделений. И кто же виноват, если документ содержит ошибки, а поручение не исполнено вовремя?
На практике вопрос разграничения обязанностей и ответственности приобретает особую остроту именно тогда, когда речь заходит о конкретных действиях тех или иных сотрудников на разных этапах работы с документами. Разберем два направления работы, по которым чаще всего возникают споры между секретарем и исполнителями: создание документов (документирование) и исполнение документов (поручений).
Создание документов (документирование)
Критериями для оценки эффективности процесса работы над проектом документа (документирования) можно считать:
- качество документа – документ прошел оценку (согласование) всеми заинтересованными сторонами; текст и композиция соответствуют нормам официально-делового стиля и требованиям к конкретному виду документа;
- своевременность выполнения операций – соблюдены сроки, установленные для каждого этапа работы: создания, согласования, подписания, регистрации, рассылки документа.
Различные упущения в ходе работы над проектом документа могут повлечь за собой неприятности. Например:
- документ оформлен с нарушениями и не принят к регистрации организацией-адресатом, в результате чего руководителю придется подписать его повторно;
- в документе обнаружены ошибки (от грамматических до фактических), что нанесло ущерб репутации компании и ее первого лица;
- между подписанием документа и его регистрацией или отправкой прошло длительное время (руководитель думал, что письмо отправлено, но выяснилось, что нет, и началось внутреннее разбирательство) и т.д.
Действующие нормативные акты по делопроизводству возлагают максимальную ответственность за качество документа на исполнителя (Таблица 3).
В зависимости от специфики организации, особенностей и формы организации делопроизводства в локальной инструкции по делопроизводству предусматривают дополнительные положения по разграничению обязанностей и ответственности. Так, документ может содержать требования, связанные с особенностями взаимодействия между секретарем и исполнителями на этапах регистрации документа и подготовки к отправке (например, требование заполнять поля регистрационной карточки документа в системе электронного документооборота на разных этапах работы). Учтите следующие советы:
1. В п. 4.4 Примерной инструкции по делопроизводству определен перечень подразделений и лиц, с которыми необходимо согласовывать проекты документов. В их числе – служба делопроизводства. И если, например, для юридической службы очерчен круг рассматриваемых документов (проекты ЛНА, проекты приказов), то согласно этому нормативному документу служба делопроизводства должна согласовывать все документы организации. По крайней мере те, требования к которым регламентированы в третьем разделе Примерной инструкции по делопроизводству. Одновременно с этим лишь для одной группы документов (а именно для распорядительных документов) оговорен обязательный контроль за правильностью оформления со стороны службы делопроизводства (см. п. 3.17 Примерной инструкции по делопроизводству). Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству однозначно определить, какие виды документов согласовывает служба делопроизводства (секретарь) и что является предметом согласования.
2. Действующие нормативные акты по делопроизводству содержат требования к срокам выполнения тех или иных процедур. Так, например, согласно п. 5.36 Примерной инструкции по делопроизводству регистрация исходящих документов осуществляется в день их подписания или, в некоторых случаях, на следующий рабочий день. За регистрацию документов, как известно, отвечает служба делопроизводства или секретарь. Одновременно с этим в п. 7.11 Примерной инструкции по делопроизводству указано, что после подписания документа исполнитель передает его на регистрацию в порядке, установленном в локальной инструкции по делопроизводству. Кто будет виноват в срыве сроков и как обосновать это, если исполнитель забудет о подписанном документе на несколько дней? Рекомендуем обращать особое внимание на нюансы при разработке локальной инструкции по делопроизводству, продумать и описать единый порядок работы на тех этапах, которые в Примерной инструкции по делопроизводству не освящены и зависят от специфики организации. Как организован процесс передачи документов на подпись руководителю? Что происходит с документами после подписания? Как организовано взаимодействие исполнителя и службы делопроизводства (секретаря) на этом этапе? Ответы на эти вопросы желательно закрепить документально.
3. В соответствии со своими трудовыми обязанностями секретарь руководителя обеспечивает организацию работы с документами в приемной руководителя. Это, как правило, установлено в его должностной инструкции. А вот в действующих нормативных актах, устанавливающих требования к инструкциям по делопроизводству, о работе приемной как таковой не сказано. Рекомендуем подумать о регламентации работы приемной при регламентации делопроизводства вашей организации.
Исполнение документов (поручений)
Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству в разделе, посвященном организации контроля исполнения, предусмотреть следующие нюансы:
1. В соответствии с п. 6.8 Примерной инструкции по делопроизводству служба делопроизводства осуществляет проверку своевременности доведения документов, подлежащих исполнению, до работников. Однако практика показывает, что неправильно концентрировать всю ответственность в одном месте. В ЛНА целесообразно установить обязанность работников по регулярной проверке новых задач в СЭД, электронной почты, забору документов на бумажном носителе из ячеек структурных подразделений.
2. С учетом специфики компании и ее документооборота (традиционный или электронный) следует тщательно описать работу службы делопроизводства (или секретаря) по предварительной проверке и регулированию хода исполнения документов (поручений), чтобы все действующие лица понимали допустимую степень вмешательства контролера, а ответственность за неисполнение не перекладывалась на его плечи из-за отсутствия конкретики во внутренних нормативных актах. Это касается и взаимодействия службы делопроизводства (или секретаря) с руководителем: подумайте о том, какая информация и в какие сроки необходима руководителю для осуществления контроля по существу рассматриваемых вопросов и своевременного вмешательства.
Резюме
3. Процессы работы с документами следует тщательно проработать и описать в инструкции по делопроизводству, определив для каждой операции ответственных лиц и сроки выполнения поручений. При этом рекомендуем ориентироваться на действующие в Российской Федерации нормативные и методические документы по делопроизводству – в них содержатся ответы на многие вопросы и на них удобно ссылаться. Однако помните, что некоторые этапы работы в них не детализированы: определите и опишите их с учетом специфики вашей организации.
С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!
Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.
Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.
КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?
Когда необходимо выполнять проверку?
1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.
Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?
В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.
Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.
Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.
Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)
Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.
С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.
У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?
Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:
1) наименование марки, модели машины;
2) государственный регистрационный номер ТС;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега);
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись контролера.
Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.
Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.
Читайте также: