Должен ли банк возместить средства украденные с карты сбербанка

Обновлено: 04.07.2024

Уже давно не новость, что существуют мошенники, которые взламывают личные кабинеты пользователей он-лайн банков, создают фишинговые страницы и устанавливают скимминговые устройства.

Ответственность лежит на банке

Отношения между Банком и его гражданином основаны на договоре. Поскольку Банк осуществляет предпринимательскую деятельность, то он должен осуществлять и гарантировать защиту банковского счёта и денежных средств, находящихся на нём от вышеописанных опасностей, а также обеспечивать защиту персональных банковских данных, что регламентируется законодательством РФ. Кроме того, обслуживание банковского счёта, является услугой, поэтому на защиту клиента банка как потребителя встаёт закон о защите прав потребителей. Банковская услуга должна гарантировать клиенту защиту денежных средств от неправомерного получения персональной информации путем дистанционного банковского обслуживания. Иное толкование означало бы освобождение банков от ответственности за создание безопасного банковского продукта, то есть таких условий (в том числе технических устройств, оборудованных степенями защиты, программных продуктов и т.д.), при которых исключается возможность несанкционированного доступа к пластиковым картам.

Обстоятельства дела

Осенью 2012 года мой клиент Р. прогуливался со своей семьёй недалеко от дома. Во время прогулки ему поступали звонки от друзей, длительность разговора составила 30 минут. В течение указанного времени также поступило смс-уведомление о входе в систему интернет-банка. Естественно, что Р. сразу не заметил смс и не предполагал, что поступила смс от банка о взломе страницы. Когда Р. всё-таки заметил и прочёл смс, уже была списана денежная сумма в размере 100 000 рублей и комиссия за перевод 1000 рублей.

Р. был удивлён. Он сразу позвонил в банк и заблокировал карту. Затем на следующий день написал заявление об оспаривании операции по счёту, которую он не совершал. Менеджер банка приняла заявление, но впоследствии Банк отказал Р. в возврате денежной суммы. Р. написал заявление в полицию, и было возбуждено уголовное дело по факту, которое до сих пор не закрыто. Было выяснено, что деньги были перечислены в другой регион России неизвестному для Р. лицу. Данное лицо позднее было привлечено судом в качестве третьего лица в процессе.

Р. подал исковое заявление о взыскании с банка несанкционированно списанных денежных средств, а также процентов за пользование ими, морального вреда, штрафа в рамках защиты прав потребителей, судебных расходов.

В качестве доказательств истцом были представлены детализация с мобильного телефона, выписки с банковской карты, распечатка с его компьютера. В качестве доказательств ответчиком были представлены выписки об отчётах операций и положения о пользовании услугой банк он-лайн.

Суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении иска, чем очень обрадовал представителя банка, ссылаясь на то, что у истца была возможность защитить себя, заблокировав карту тогда, когда он увидел первое смс.

Подать апелляцию!

Мной была подготовлена апелляционная жалоба. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Стороной истца были представлены суду все необходимые доказательства произошедшей ситуации и вины ответчика:

1. Факт обращения Р. зафиксирован, по телефонному звонку карта была заблокирована, затем перевыпущена. Истцом своевременно было подано заявление ответчику об оспаривании операции. Также было возбуждено уголовное дело по заявлению истца, по которому он признан потерпевшим.

2. Были представлены выписки с банковского счёта истца, детализация от оператора мобильной связи по номеру истца, отчёт о совершённых операциях с компьютера истца.

5. Доказательства того, что банковская карта истца во время несанкционированного списания денежных средств с ее банковского счета была в распоряжении третьих лиц по его поручению суду должны быть представлены ответчиком. Доказательств не представлено. Карта находилась при истце во время списания денежных средств. Доступ третьих лиц к карте отсутствовал. Именно Сторона ответчика заявляла о том, что истец во время совершения одной из операций по счёту до несанкционированного списания средств мог попасть на фишинговый сайт, очень похожий на сайт банка.

Ответчик ненадлежащим образом обеспечил безопасность услуги, предоставляемой истцу, от несанкционированного доступа.

6. Банком не представлено доказательств доведения до истца (клиента) информации о таких недостатках пластиковой карт, как возможность изготовления поддельной карты (скимминг) с последующим несанкционированным ее использованием при введении верного ПИН кода, при соблюдении истцом Условий использования карт, в частности обеспечения сохранности банковской карты и неразглашения ПИН. Положениями Общих условий обслуживания физических лиц ответственность банка переведена на потребителя.
7. Доводы ответчика о том, что операции по снятию наличных денежных средств со счета карты были одобрены истцом, должны быть подтверждены достаточными доказательствами. Факт ввода ПИН-кода именно истцом должен быть подтвержден соответствующей технической документацией (протоколами операций), при отсутствии которой оснований доверять указанным данным не имеется.

9. Убытки возникли по причине ненадлежащего исполнения своих обязательств банком перед клиентом.

На то, что имел место несанкционированный доступ к банковским картам, что свидетельствует о ее недостаточной технической защищенности, суд первой инстанции внимания не обратил, хотя ответчиком эти обстоятельства не оспаривались.

Также суд не обсудил, не имеются ли основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом убытков, с учетом того, что Закон "О защите прав потребителей" предусматривает возмещение ущерба потребителю в результате оказания некачественной услуги вне зависимости от вины исполнителя.

Такие основные доводы были приведены мной в жалобе. Решение было отменено с принятием нового решения по делу.

Могло быть по-другому

Если Р. спустил бы всё на самотёк или доверился бы уголовному производству, то велика вероятность того, что он никогда бы не вернул свои деньги. Внимательное изучение законодательства, изучение судебной практики, которая очень малозначительна и тщательный сбор доказательств помогли нам вернуть украденные деньги.

Распространение безналичных способов оплаты не только упрощает совершение платёжных операций, но и повышает риск мошеннических действий. Нередко владельцы карт Сбербанка становятся жертвами преступников. Несмотря на принимаемые меры безопасности, от несанкционированного списания средств никто не застрахован. Специалисты рекомендуют ознакомиться с порядком действий и понять, что делать, если с карты Сбербанка украли деньги. В случае действий злоумышленников, оперативное принятие мер позволит повысить шансы на возврат средств.

Что делать в первую очередь

В тех случаях, когда держатель карты получает оповещение о совершённой операции по снятию или переводу средств со счёта, сотрудники Сбера и правоохранительных органов рекомендуют в первую очередь предотвращать дальнейшие манипуляции злоумышленников посредством блокировки банковской карты.

Для этого необязательно срочно бежать в отделение кредитной организации. Достаточно будет позвонить на номер горячей линии, указанный на платёжном инструменте или на номер 900, либо заблокировать карту через Сбербанк Онлайн.

Для быстрой блокировки карты удобнее всего использовать приложение. Зайдя в личный кабинет, нужно:

Фиксация факта кражи

Теперь, когда риск повторного хищения сведён к нулю, необходимо максимально быстро зафиксировать факт несанкционированного перевода средств. Данный этап крайне важен, так как владелец счёта имеет право на получение компенсации. При этом возврат похищенных средств осуществляется с соблюдением двух обязательных условий:

  1. Клиент должен сообщить в банк о краже в тот же день. Обращение в более поздние сроки значительно снижает вероятность возврата украденных средств.
  2. Клиент добросовестно использовал платёжный инструмент и не передавал никому данные для осуществления транзакций по счёту (не сообщал никому ПИН-код, данные из СМС, не хранил их вместе с картой, не позволял никому фотографировать или ксерокопировать реквизиты).

Каким образом сообщить кредитной организации о совершённом преступлении решает сам клиент, исходя из требований, прописанных в соглашении.

Важно! Специалисты рекомендуют обращаться прямо в отделение и написать заявление о несогласии с проведённой операцией. При этом важно иметь на руках копию поданного заявления с отметкой сотрудника банка о его принятии.

В претензии должны быть:

  1. Персональные данные владельца карты.
  2. Номер договора выдачи пластиковой карты, с которой списали деньги.
  3. Описание ситуации кражи с указанием даты происшествия, точной суммы, которая была украдена и других деталей.
  4. Указание, что данные денежные операции владелец карты не производил.
  5. Просьба разобраться в ситуации и вернуть денежные средства.

В заявлении в полицию необходимо указать:

  1. Персональные данные владельца карты.
  2. Описание произошедшей кражи во всех подробностях.
  3. Указание об осведомленности об ответственности за лжесвидетельствование.

Реакция банка

По закону кредитная организация обязана провести служебное расследование с привлечением платёжной системы. На это отводится не более 30 дней, если операция совершена на территории РФ и не более 60 дней при совершении международной операции.

По результатам проверки, если в действиях клиента не будет выявлено нарушений правил использования карты, банк примет решение о возврате украденных средств.

Чтобы ускорить процесс и подтолкнуть кредитную организацию к принятию положительного решения, можно предоставить документальные подтверждения непричастности к совершённой операции, например, такие:

Дополнительно можно приобщить показания свидетелей, способных подтвердить, что клиент во время операции по карте находился в конкретном месте и не мог контролировать движение средств.

Возврат денег

Если по итогам проверки банк не усмотрит в действиях клиента нарушений в использовании платёжного инструмента, незаконно списанные средства подлежат возврату:

  • в срок, оговоренный договором (30 или 60 дней);
  • в разумный срок (в силу статьи 314 ГК РФ).

В последнем случае понятие разумности предполагает исполнение требований в течение 7 дней со дня их предъявления, однако, на практике нередки случаи затягивания срока возврата средств.

Защита прав потребителя

Этот этап реализуется тогда, когда кредитная организация:

  • необоснованно отказывается вернуть списанные средства;
  • тянет с возвратом при отсутствии на то уважительных причин.

Любой из обозначенных вариантов развития событий может служить основанием для обращения в суд. И вот на что важно обратить внимание при подаче заявления об истребовании незаконно списанных денег:

Дилерские или брокерские услуги

На телефон жертвы поступает звонок от злоумышленника, который представляется представителем дилерской или брокерской компании. Он предлагает жертве выгодно вложить деньги, а затем получить хорошую прибыль с них.

Если человек поверит злоумышленнику и переведёт деньги по указанным реквизитам, вернуть их будет невозможно.

Использование мошенниками утерянного телефона

Практические советы

Обнаружив исчезновение денег с карты, главное не впадать в панику. Рекомендуется проанализировать все возможные законные списания: ежемесячные платежи по кредитам, автоплатежи, плата за обслуживание карты. Кроме того, иногда оплата покупки в магазине по карте проходит с опозданием, деньги могут быть списаны на следующий день.

Если банк отказывается принимать заявление от клиента о краже средств, нужно обратиться с исковым заявлением в суд. Если в ходе судебного разбирательства действия кредитной организации будут признаны незаконными, деньги вернут заявителю.

Как вернуть украденные деньги с карты Сбербанка, если перевел мошеннику

Порой переведенные мошенникам деньги, есть шанс вернуть. Тут главное вовремя среагировать, и быстро обратиться в службу поддержки банка. О схемах воровства денежных средств с карт уже можно издать целую книгу. Несмотря на постоянные предупреждения со стороны банка, клиенты продолжают верить, что это не про них. Рассказываем, как вернуть украденные деньги с карты Сбербанка, во всех ли случаях это возможно через сам банк, и когда придется обращаться за помощью в полицию.

Рабочие способы вернуть украденные деньги с карты Сбербанка

Как вернуть украденные деньги с карты Сбербанка

Такую схему еще называют социальной инженерией, или добровольным переводов денег. Операцию с карты вы подтверждаете платежным кодом по доброй воле. Так что оспорить операцию в Сбербанке, и вернуть средства не получится. Здесь можно взыскать средства только в рамках уголовного дела. Подготовьте заявление в полицию, в котором укажите:

  1. В шапке документа – ФИО начальника отделения полиции, и свои данные – ФИО, адрес, телефон для контактов.
  2. в тексте заявления подробно изложите происшествие.
  3. Укажите ваши требования – взыскать ущерб, возбудить уголовное дело и прочее.
  4. Составьте список документов для подтверждения факта мошенничества. Это могут быть сканы переписки, квитанции. К заявлению их тоже нужно приложить.
  5. В конце заявления поставьте дату и подпишите его.

Как вернуть деньги с карты Сбербанка

Другая схема – поддельные сайты. По статистике Сбербанка фактов мошенничества таким способом более половины из всех случаев. Вероятность возврата средств в основном будет зависеть от того, на чье имя был совершен перевод – на частное лицо, или на реквизиты подставной компании.

  1. Обратитесь в банк с заявлением о факте мошенничества и просьбой отменить операцию.
  2. После изучения способа операции и причины, банк направит запрос в компанию, или обслуживающий банк с подробностями платежа.
  3. при одобрении отмены операции, денежные средства зачислят на вашу карту.
  4. В случае отказа, вам подскажут способы решения, обычно это обращение в полицию.

Важно! Если вы подтверждаете операцию кодом из СМС, то есть даете добровольное согласие на перевод с карты Сбербанка, вернуть украденные средства через банк практически не реально.

Как вернуть украденные деньги со счета в Сбербанке

Как вернуть деньги в Сбербанке, если перевел мошеннику: полезные советы

Банк подробно изучает каждое обращение клиентов, и внимательно расследует каждый факт мошеннических действий. Возврат украденных средств с карты возможен, если выяснится, что виной тому запоздалая реакция банка.

Так что если есть хотя бы намек что клиент мог лишиться денег из-за спорной ситуации или медленной реакции специалистов контактного центра, куда вы обратились в первые часы, банк вернут денежные средства достаточно быстро.

Что касается буквы закона, то здесь такая ситуация. Списания, которые произошли без подтверждения операции клиентом, можно вернуть. Условие – обращение в течение суток с момента происшествия на горячую линию банка. Но если при переводе вы воспользовались кодом из СМС, то в возврате будет отказано. В этом случае можно обратиться только в правоохранительные органы.

Как вернуть деньги, переведенные в системе Сбербанк Онлайн

м

Как отключить и вернуть деньги за страховку по кредиту в Сбербанке

Как вывести средства с Яндекс.Деньги на карту Сбербанка

Комментарии

пудрят мозг тем кто не состоялся в семейном плане , вынуждая делать переписку на личный лад в неформальном виде после чего пользователь наврятли пойдет в полицию с этим!

Кража денег с карты

В наше время, в век развитых технологий с невероятной скоростью распространились случаи несанкционированного снятия денежных средства с карт. В данной статья мы с вами разберемся, что такое хищение денежных средств, как оно происходит и как обезопасить себя от таких неприятностей, если вы владеете картой Сбербанка.

Как происходит кража денег с карты?

Набор пин-кода в банкомате

Есть несколько видов мошеннических действий, от которых страдают держатели банковских карт:

Считывающее устройство. Человек ничего не подозревая кладет свою карту в карман, и идет по магазинам совершать покупки. Он даже не догадывается, что у проходящего мимо человека в руках находится считывающее устройство (платежный кассовый терминал). Устройство подносят близко к карману жертвы и, благодаря бесконтактной технологии списывают средства с карты.

Разбойное нападение. Возможно, вы сами наслышаны о неоднократных нападениях на пенсионеров, женщин и детей в зонах 24, где круглосуточно работают банкоматы. Реальный пример из жизни: пожилой человек, в возрасте около 75 лет в 8:00 утра решил снять свою пенсию через банкомат. Возле банкомата его уже поджидало три молодых человека. У пожилого мужчины это не вызвало никаких подозрений, он вставил свою карту, ввел пин-код и… больше по его словам он ничего не помнит. Как оказалось, после просмотра камеры видеонаблюдения установленной в зоне 24, мужчину ударили по голове. Так как пин-код по карте был введен, мошенникам не составило никакого труда снять деньги с со счета и скрыться. В некоторых случаях, грабители просто дожидаются, пока жертва снимет средства, и совершают ограбление.

Скиминг. Это специальные считывающие устройства, которые прикрепляются к терминалам и банкоматам. Чаще всего такой опасности подвергаются устройства, находящиеся вдали от отделения банка, например в торговых центрах. Это может быть накладная клавиатура или пленка, дополнительная камера или любой другой посторонний прикрепленный предмет. Заметить присутствие такой накладки на клавиатуре сложно, поэтому жертвы чаще всего замечают, что с карты сняли деньги, только когда пришло смс-оповещение на мобильный.

Что делать владельцу карты?

Телефоны горячей линии Сбербанка

Итак, при краже денег с карты ваши действия:

Как только получили смс о списании денежных средств, но знаете точно, что не совершали подобной покупки, оплаты или снятия наличных, незамедлительно звоните в банк и блокируйте карту! Причины и детали выясните позже.

Если у клиента Сбербанка подключена программа защиты карты, при обнаружении кражи денег с нее сразу после блокировки, следует звонить в страховую компанию. Оператор регистрирует обращение. Далее в страховую необходимо будет предоставить документы из полиции о том, что деньги украдены и соответствующее заявление вами подано. Согласно страховому договору, вам возместят ущерб.

Если программа защиты не активирована, остается надеяться только на полицию. Помните, что современные мошеннические схемы кражи денег с карты очень хитро спланированы и найти злоумышленников практически невозможно.

Кто несет ответственность и как защитить карту?

Защита банковской карты

Ответственность за кражу денег с карт несет как банк, так и клиент. Однако большое значение имеет время обращения потерпевшего в банк и наличие у него активной программы защиты карты.

Так же в Сбербанке существует специальная программа защиты карты. Что это такое? В отделении банка или в личном кабинете Сбербанк Онлайн вы можете подключить страховой полис. При несанкционированном снятии денег с карты страховая компания вернет вам украденные средства в течение 2-х недель.

Перед подключением программы защиты необходимо выбрать подходящий пакет:

  • Массовый. Оформляется каждому желающему клиенту в возрасте от 18 лет. Страховое покрытие составляет от 60 000 рублей до 350 000 рублей. Если вы храните на счету карточки более крупные суммы, есть возможность приобрести несколько пакетов одновременно.
  • Молодежный — оформляется для держателей молодежных карт в возрасте от 18 до 24 лет. Страховое покрытие 40 000 рублей.
  • Пенсионный. Оформляется для держателей социальных карт. Мужчины в возрасте от 65 лет, женщины от 60 лет. Страховое покрытие — 50 000 рублей.

Программа защиты карточки оформляется сроком на один год и начинает действовать с 15-го дня после оплаты. Распространяется на все действующие карты клиента, включая кредитную, а так же на новые, которые будут открыты в течение года, после оформления полиса.

Советы, как избежать кражи денег с карты

Ну и напоследок несколько простых советов, чтобы максимально обезопасить себя от мошенников:

Помните, что Сбербанк не несет ответственность за обращения, сделанные спустя длительное время после кражи со счета или утери карточки.

Читайте также: