Доклад на тему государства как субъекты международного права

Обновлено: 07.07.2024

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства.

Государство, как субъект международного права – основная категория субъектов международного права, обладающих всей полнотой международной правосубъектности в силу наличия у них суверенитета как результата одновременного наличия у конкретного государства исторически и/или на договорной основе принадлежащей ему территории, связанного с ним правовыми узами населения легитимной системы государственности и способности нести международную ответственность в связи с правоотношениями, в которые оно может вступать с другими субъектами международного права.

Государство – главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях между собой. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то же время государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Государственный суверенитет определялся до сих пор в нашей литературе как верховенство в пределах своей территории и независимость в международных отношениях. Это определение суверенитета в XXI в. нуждается в уточнении с учетом того, что свойственные государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях все более ограничиваются международным правом.

Суверенитет – неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его символы – герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные особенности. В мире сейчас более 190 суверенных государств. Почти все они – члены ООН.

Благодаря суверенитету государства равны между собой в правовом отношении, т.е. равноправны независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т.д. Это – суверенное равенство. Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов международного права.

Суверенитет – политико-юридическая категория. В то же время он тесно связан с проблемой экономической самостоятельности государств, хотя не может быть сведен к ней. Упрощенное представление о соотношении суверенитета и экономической самостоятельности опровергнуто всем ходом мирового развития на протяжении XX столетия. Его итогом является возникновение многих десятков независимых государств, обретение колониальными народами государственного суверенитета. Опираясь на свою политическую суверенную власть, эти народы провели в своих странах широкие экономические преобразования, встали на путь самостоятельного экономического развития. Это в свою очередь привело к упрочению их государственного суверенитета.

В результате развития международного права и международных организаций, что обусловлено развитием сотрудничества государств, происходит ограничение государственного суверенитета. Так, в прошлом важнейшим атрибутом суверенитета государства было право на войну против других государств. Теперь развязывание войны является тяжким международным преступлением. Раньше права и свободы человека входили исключительно во внутреннюю компетенцию государств. Теперь защита прав и свобод человека находится под контролем международного права. Некоторые атрибуты государственного суверенитета все больше передаются государствами региональным и общим международным организациям или другим объединениям государств. Концепции абсолютного, неограниченного суверенитета государства были несостоятельны и раньше, тем более они несостоятельны в настоящее время.

Как видно из данного выше определения государственного суверенитета, он имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю.

Права государства, присущие внутренней стороне его суверенитета, включают в себя законодательную, исполнительную и судебную власть над населением. При этом власть и юрисдикция государства распространяются не только на его граждан, но и на иностранцев, включая право на национализацию иностранной собственности и ликвидацию любого привилегированного положения иностранцев. К рассматриваемым правам относится также суверенитет государства над естественными ресурсами страны.

Права государства, присущие внешней стороне его суверенитетаa, включают: право на мир, право на международное общение и сотрудничество с другими государствами в политической, социальной и культурной областях, право обмениваться с ними дипломатическими, консульскими и иными представителями, право участвовать в международных конференциях универсального характера и в региональных конференциях, в которых непосредственно затрагиваются его интересы, право на участие в универсальных международных договорах без какой-либо дискриминации, на полноправное членство в международных организациях, право на нейтралитет.

Все эти права относятся к основным, или суверенным, правам государства. Они составляют юридическую сущность государственного суверенитета.

Суверенным правам каждого государства соответствуют обязанности уважать их всеми другими государствами.

Государственный суверенитет предполагает наличие у государства своей внутренней компетенции, вмешательство в которую со стороны других государств или международных организаций недопустимо.

Суверенитет является главной предпосылкой международной правосубъектности государства. Последняя не зависит от воли отдельных государств, в том числе от признания его другими государствами в качестве субъекта международного права. Государство становится таковым в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства. При этом, однако, недостаточно одного декларирования своего суверенитета, необходимо, чтобы претендент на международную правосубъектность действительно обрел государственный суверенитет в полном объеме указанных выше элементов. Десятки новых суверенных государств – полноправных субъектов международного права – появились таким путем после Второй мировой войны в Азии, Африке, других регионах мира. Вследствие распада или разделения ряда государств (СССР, Чехословакии, Югославии) в Европе возникло более десятка новых субъектов международного права: Российская Федерация, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Чехия, Словакия, Босния и Герцеговина, Словения, Хорватия и другие, которые стали полноправными членами ООН и иных международных организаций, заключают международные договоры, обмениваются дипломатическими и консульскими представителями. В то же время есть образования, хотя и провозгласившие себя суверенными, но не являющиеся тем не менее субъектами международного права, так как на деле они не обрели качеств, присущих государственному суверенитету. Нередко эти образования составляют часть территории другого суверенного государства – субъекта международного права (о.Тайвань, турецкая община на Кипре, Чечня, Абхазия и т.п.).

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

1. постоянное население;

2. определенная территория;

4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.




Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1. государства юридически равны;

2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Современная межгосударственная система характеризуется наличием отдельных государств, обладающих постоянным нейтралитетом. Постоянно нейтральные государствана основании международного или внутригосударственного акта добровольно приобретают специальный статус, признаваемый или гарантируемый другими государствами, согласно которому такие нейтральные государства принимают на себя целый ряд обязательств: не участвовать в военных операциях, сохранять нейтралитет во время вооруженных конфликтов, не вступать в военно-политические блоки, не размещать на своей территории иностранные военные базы и т.д. Постоянный нейтралитет предусматривает соблюдение такими государствами вытекающих из их особого статуса обязательств не только в военное, но и в мирное время. В то же время постоянно нейтральные государства вправе иметь собственные вооруженные силы.

Наличие статуса постоянно нейтрального государства не умаляет суверенитета или правосубъектности таких государств, поскольку данный статус приобретается ими на добровольной основе. К тому же определенные добровольные ограничения компенсируются дополнительными гарантиями безопасности государств, принявших на себя статус постоянно нейтральных государств. В настоящее время постоянно нейтральными государствами являются Швейцария, Австрия, Мальта, Камбоджа, Туркменистан.

В жизни государств происходят перемены: одни государства объединяются (например, объединение Северного и Южного Йемена в Республику Йемен 22 мая 1990 г., объединение двух Германий путем вхождения ГДР в состав ФРГ 30 октября 1990 г.), другие распадаются (например, распад СССР 26 декабря 1991 г. или разделение Чехословакии 1 января 1993 г.), третьи отделяются (выделение Эритреи из состава Эфиопии 27 апреля 1993 г.), какие-то государства исчезают, появляются новые. В 2011 г. Судан разделился на два государства. В этой связи возникает вопрос о признании новых государств в качестве субъектов международного права и об их правопреемстве. Важная роль здесь принадлежит институтам международного признания и правопреемства.

Субъектами международного права называются лица-участники международных отношений, имеющие права и обязанности и способные брать на себя ответственность международно-правового характера за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых под свою ответственность обязательств и за нарушение норм международного права.

Субъектами международного права являются:

  • независимые государства, народы;
  • межправительственные организации международнхарактера;
  • Ватикан – как отдельный вид субъемеждународного права.

Обращая внимание на международно-правовой статус государства, все субъекты международного права можно подразделить на такие категории:

  • основные или независимые;
  • производные или второстепенные.

К основным субъектам международного права относятся независимые государства, их народы, нации. Производными от основных являются межправительственные организации международного характера.

Признаки, по которым можно охарактеризовать субъект, представлены ниже:

  • Являясь непосредственными участникинтернациональных отношений, субъекты права являются обладателями прав и обязанностей. Учитывая эту специфическую особенность, можно сказать, что им преимущественно свойственны внешняя изолированность, возможность высказывать и вступать в защиту своих национальных государственных интересов, и участвовать в создании и усовершенствовании прав международного уровня;
  • приобретение субъектами своих прав и обязанностепределах международного права. Можно сказать, что нормы международного права для субъектов представлены как правовая основа для осуществления их деятельности на международном уровне;
  • обладание возможностью правосоздания, то есть помтого, что субъекты создают нормы права, так они и несут ответственность за их исполнение, выступают в качестве поручителей за надлежащее выполнение обязательств, принятых на себя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что международные правовые субъекты обязаны обладать способностью для самостоятельного участия в правоотношениях на международной арене и иметь возможность вступать в правовые взаимоотношения с остальными участниками как юридического процесса, так и международного права в целом.

Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность – значение в международном праве

  • международная правоспособность;
  • международная дееспособность;
  • международная деликтоспособность.

Международная правоспособность – способность субъекта в международном праве обладать правами и правовыми обязанностями.

Правоспособность у государства наступает с момента его образования; если речь идет о борьбе нации за свою независимость, то правоспособность наступает в момент признания народа независимым. Для международных организаций правоспособность вступает в силу с момента подписания учредительных документов.

Для физических лиц нет четких пределов наступления правоспособности, но, как правило, она наступает при возникновении, предусмотренных в договоре. Несмотря на это, физические лица, по факту, не являются субъектами, поскольку не создают правовых норм международного значения.

Дееспособность означает возможность самостоятельной реализации своих прав и соблюдения предъявляемых к субъекту обязанностей.

Деликтоспособностью принято называть способность субъекта на самостоятельной основе отвечать за совершение им правонарушений международного характера.

Правосубъектность как международно-правовой статус можно подразделить на три основные категории:

  • общая;
  • отраслевая;
  • специальная.

Общая правосубъектность как категория международно-правового статуса является наиболее обширной. Она заключается в том, что субъект имеет возможность быть субъектом международного права. К этой категории следует отнести государства, обладающие независимостью. Это связано с тем, что основным субъектом международного права являются как раз таки и суверенные государства. В теории нации, ведущие борьбу за свою независимость могут обладать общей правосубъектностью. Ярким примером такой борьбы является народ Палестинской автономии, борющийся за создание суверенного государства.

К отраслевой правосубъектности относятся участники международных правовых отношений, которые наделены правом выступать в роли субъектов только в определенной отраслевой сфере интернациональных взаимоотношений. Представителями данной категории являются различные международные организации, такие как, например, Международная морская организация. Соответствуя основным положениям ее Устава, она как субъект может участвовать в подготовке торгового судоходства, обеспечении безопасного плавания, предотвращении загрязнения морской воды с судов.

Государство – субъект правовых отношений: признаки, принципы, права и обязанности

Государство, как субъект, является основным участником в интернациональных отношениях. Как любой субъект, объект в области права, ему присущи характерные признаки, по котором его можно идентифицировать.

К числу таких относятся:

  • независимость;
  • население;
  • территория;
  • обязательное наличие государственной власти.

Государство, так же, как и гражданин, имеет собственные права и обязанности, объединенные в единое целое.

Перечень основных прав государства в качестве субъекта правоотношений:

  • возможность реализации независимого и равноправнвзаимодействия с другими субъектами права (межгосударственное сотрудничество);
  • свободное исполнение законных прав и защнациональных интересов;
  • возможность создания дипломатических учреждениконсульств за пределами собственного государства;
  • самооборона против несанкционированного вооруженннападения на территорию государства или нарушение воздушного/морского пространства;
  • участие в международных соглашениях;
  • признание или непризнание появления на международправовой арене новых субъектов, таких как молодые государства, правительства, пришедшие к власти путем государственного переворота.

Обязанностями любого государства являются:

  • следование основным принципам международного правпределах реализации межгосударственного партнерства с остальными субъектами;
  • выполнение возложенных на себя обязательств в рамдвустороннего и международного партнерского соглашения;
  • уважение прав и национальных интересов друсубъектов права.

В области международно-правовых отношений очень важным является право признания других субъектов.

Международно-правовое признание – документ внешнеполитического значения, создаваемый с целью признания стороны отношений и налаживания с ней дипломатических отношений.

Оно состоит из двух форм – де-юре и де-факто.

Нация и народ – отдельный субъект или подчиненные государства?

Как субъект, участник международных правовых отношений, нация должна быть также рассмотрена.

Нация представляет собой совокупность людей, проживающие на одной территории и которые обладают определенными признаками:

  • одна территория;
  • единое экономическое пространство;
  • общую систему духовно-культурных ценностей.

Народ – это более широкое понятие и оно включает в себя не только нации, но еще и народности. Нации и народности, сами по себе, обладают национальной независимостью (суверенитетом), а народу присущ народный суверенитет. Но и нации, и народы относятся к категории основных субъектов интернационального права.

  • принцип табу на подчинение народа иностраннгосударству;
  • право на самоидентификацию;
  • запрет на применение не доведенного до необходимой степени уровня экономического, социально-культурного и политического развития для замедления получения суверенитета;
  • уважение целостности национальной территории.

Необходимо подчеркнуть, что любое государство должно воздерживаться от действий, направленных на то, чтобы народ был лишен права на самоопределение и суверенитет.

Суверенитет народа и нации может быть представлен в формах самоидентификации совокупности людей как народа/нации. Например, при создании суверенного государства путем присоединения, или путем установления автономии или иного политического статуса, который народ свободно может определить для себя.

Межправительственные организации и физические лица как субъекты международных правовых отношений. Роль Ватикана в международном праве.

Международные межправительственные организации – союз государств, созданный на основании международного договора с целью реализации определенных функций, решения поставленных перед собой задач, и достижения целей.

Организации такого типа относятся ко вторичным субъектам, так как не обладают независимостью, образуются и упраздняются на добровольном согласии сторон.

Основным документом для их правового статуса является Устав организации и учредительные документы, которыми фиксируются их права и обязанности.

Основные права организаций:

  • право на составление норм международного правсоответствии с положениями их Уставов;
  • право, предоставляющее иммунитет и внутренние праопределяемые всеми странами-участниками международно-правового процесса.

Существуют, помимо правительственных, еще и неправительственные организации, фонды, ассоциации. Но они не субъекты международного права, поскольку их создатели – это физические или юридические лица.

Особым субъектом международно-правовых отношений выступает город-государство Ватикан. Это резиденция Святого престола и Международный центр католической церкви. Этот статус Ватиканом был получен вследствие международного обычая. Ватикан является полноценным субъектом международного права, активно участвует в международных процессах, сотрудничает с другими государствами, учреждает в них собственные представительства.

Физические лица не являются субъектами международного права ибо правами и обязанностями их наделяет государство, гражданами которого они являются. При заключении договоров между государствами, права и обязанности направлены на само государство, а не на физические лица. И в дополнении ко всему, физические лица не вправе создавать нормы права на международной арене.

Но в современном мире права и обязанности индивидов, и отношение государств к индивидам фиксируются во многих источниках юридической литературы, таких как Декларация прав и свобод человека, Женевская конвенция 1949 года, Европейская конвенция 1950 года.

В Российской Федерации гарантии прав и свобод, предоставляемые человеку , обеспечиваются Конституцией Российской Федерации.

В случае, если права человека нарушаются со стороны государства, то он в праве подать петицию в Европейским суд по правам человека.

Суверенное государство выступает в качестве основного субъекта международного права. Правоотношения между государствами и регулируются международно-правовыми нормами, создаваемыми международными организациями и самими государствами.

При этом понятие государство имеет весьма специфическое значение в международном праве.

Государство представляет собой носитель суверенитета, страны в международных правоотношениях обладают способностью осуществлять международные права и обязанности. Таким образом, государство характеризуется наличием следующих признаков:

  • суверенная власть;
  • население;
  • территория.

Данные понятия используются и в международной практике с учетом характеристики данных понятий.

Конвенция о По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Договора подробнее правах и обязанностях государств 1933 года выделил ряд признаков, по которым можно отнести определенное образование к государству. В частности, это следующие признаки:

  • постоянное население;
  • определенная территория;
  • власть;
  • возможность вступать в отношения с другими государствами.

В последующем международной практикой не раз подтверждалась актуальность данных положений. Некоторые авторы также считают, что государством являются такие суверенные и геополитические образования, которые признают международное право.

Характеристика государства как субъекта международного права

Государство выступает в качестве необходимой формы организации международного сообщества, существующего с целью защиты и представительства интересов своих народов. Под его контролем существуют различные национальные образования, юридические и физические лица.

Готовые работы на аналогичную тему

Некоторые авторы указывают, что когда международные отношения развиваются недостаточно активно, исключается соглашение, приходит в упадок суверенитет и роль суверенного государства в международных отношениях падает. Это делает акцент на усиление влияния различных международных организаций, например, ООН. Однако данные организации призваны, в первую очередь, служить интересам всего человечества и создаются с этой целью государствами.

Так, например, представители ООН не раз заявляли, что данная организация создана с целью разрешения тех актуальных международных вопросов, которые на сегодняшний день стоят перед государством. В тоже время, данная организация никаким образом не влияет на суверенные государства.

Некоторые ученые также указывают на транснациональные корпорации, которые оказывают значительное влияние на международные отношения. Речь идет не только о констатации снижения власти, но о влиянии отдельных органов и структур на политику определенных государств. Конечно, никто не оспаривает значение современных организаций, в том числе и в экономической сфере. Для того, чтобы государство могло эффективно развиваться, оно должна опираться на свою экономической могучесть, чем обусловлена политика многих государств. Также ситуация на международной арене влияет и на юридический статус государства.

Правовой статус государства, прежде всего, реализуется в рамках его правосубъектности. Правосубъектность представляет возможность государства иметь права и обязанности, реализовывать их. В частности, включает в себя широкий круг полномочий, которые можно разделить на три основания:

  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • деликтоспособность.

Правоспособность означает способность государства иметь права на международной арене. Дееспособность означает, что государство, имея права и охраняемые интересы, способно их реализовывать в полном объёме. Деликтоспособность означает, что государство обладает достаточными ресурсами и полномочиями для того, чтобы нести ответственность за совершенные правонарушения.

Указанные критерии применяются именно к сфере международного права. В принципе, они неразделимы, однако иногда возникают ситуации, когда государство оказывается полностью или частично недееспособным. Например, во время Второй мировой войны все государства, которые были оккупированы Германией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее , находились в состоянии ограниченной дееспособности. Подобная ситуация также имела место и в Ираке.

Значение государства в международном праве

Государство в международном праве выступает в качестве субъекта международно-правовых отношений. Любые конвенции и договоры заключаются именно между государствами. При этом соглашения могут быть заключены между двумя и более государствами.

Государство обладает комплексом прав в сфере экономики, политики, независимости на международной арене и так далее. Однако эффективное сосуществование государств возможно только в условиях постоянного взаимодействия, которое, однако, далеко не всегда может быть успешным. Мировой опыт свидетельствует о невозможности полной экономической независимости, если только государство не изолировано на международной арене. Но тогда в этом случае нельзя говорить о хоть каком-нибудь влиянии государства на мировое хозяйство. Для того, чтобы активно использовать экономические связи, необходимо использовать и инструменты международного взаимодействия.

Конечно, определенное влияние имеет суверенитет государства, в том числе и в экономической сфере. Однако для некоторых государство выступает лишь в качестве фикции. Например, неуважение интересов другого государства неизбежно повлечет за собой в санкций и невозможность реализации других прав. При этом международные отношения регулируются общепринятыми принципами и нормами международного права, имеющими главенствующее значение.

Некоторые государства, стремясь избежать влияния международных организаций и иностранных элементов, национализируют отдельные виды производства. Например, США неоднократно производило соответствующие действия с целью недопущения дальнейшего падения курса доллара.

Недостаточность международного взаимодействия производит барьеры между государствами, что не позволяет им стабильно и динамично развиваться, негативно отражается на их экономике, особенно, если они занимаются экспортом за рубеж.


Оглавление

  • 1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы
  • 2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли
  • 3. Роль международного права в международных отношениях
  • 4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права
  • 5. Государство – основной субъект международного права
  • 6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ
  • 7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание
  • 8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств
  • 9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права
  • 10. Соотношение международного и национального права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Государство — основной субъект международного права

Государства являются основными звеньями в международной системе, без них международные отношения невозможны, а существование прочих субъектов международного права бессмысленно.

Государство — особая форма ООН публичной власти, способ ООН общества. Государство формально представляет все общество, проживающее на его территории, и граждан этого государства, проживающих за рубежом.

Государства играют столь важную роль в международном праве постольку, поскольку международные отношения без участия государств невозможны, а именно международные отношения являются объектом регулирования международного права. Международные отношения являются проводником внешней политики государства, а внешняя политика призвана выражать национальные интересы. В защите национальных интересов состоит основное значение международной деятельности государств. Международное право же призвано регулировать достижение государствами своих целей т. о., чтобы не привести к конфликтам между государствами или же обеспечить по крайней мере мирное разрешение этих конфликтов.

Государство — единственный субъект международного права, обладающий суверенитетом. Государство представляет собой национально-территориальное образование, имеющее собственные границы, право, обладающее на своей территории всей полнотой власти.

Суверенитет государства является неприкосновенным. Посягательства на государственный суверенитет противоречат принципам международного права.

Государства как субъекты международного права вправе участвовать в международных организациях межгосударственных договоров, т. е. они могут участвовать в иных субъектах международного права и косвенным образом воздействовать на международное сообщество также через эти ООН.

Государства полномочны заключать международные договоры и соглашения. Государства в силу обладания ими суверенитетом и его атрибутами являются единственным субъектом международного права, способным надлежащим образом защищать национальные интересы своего народа. Государства объявляют войну, перемирие и т. д. Правоспособность многих субъектов международного права производна от правоспособности государства как субъекта международного права (например, консулы, дипломаты, высшие должностные лица государства). Это означает, что с утратой государством суверенитета, а значит, и статуса субъекта международного права эти субъекты лишаются своего статуса.

Государства в международном праве создают нормы международного права, и это право государств ничем не может быть ограничено, кроме как ими же созданными нормами и принципами международного права. Государство является носителем международно-правовых прав и обязанностей, закрепленных в Уставе ООН. Таким образом, государства по сравнению с другими субъектами международного права наделены наиболее широкой правоспособностью.

Международное право признает одинаковый правовой статус за всеми суверенными государствами независимо от величины их территории, уровня благосостояния, развития, времени образования исторических, этнических, политических, религиозных и иных особенностей. Главным фактором для признания за государством суверенитета является соблюдение при его создании норм и общепризнанных принципов международного права.

Читайте также: