Добровольное медицинское страхование введено с какого года

Обновлено: 04.07.2024

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из видов государственного обязательного социального страхования граждан в Российской Федерации.

ОМС обеспечивает конституционное право (статья 41 Конституции РФ) каждого гражданина РФ на получение бесплатной медицинской помощи (при наступлении страхового случая) в надлежащем объеме, качестве и в установленные сроки.

Медицинская помощь в системе ОМС предоставляется за счет средств ОМС на условиях, установленных территориальной или базовой программами обязательного медицинского страхования.

Базовая программа ОМС

Базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В ней содержатся виды и условия предоставления медпомощи, перечень заболеваний и состояний, которые можно лечить бесплатно по полису ОМС на всей территории России, порядок и условия предоставления медицинской помощи (в т.ч. порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием по медицинским показаниям), перечень медицинских организаций, предоставляющих услуги по ОМС и устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Территориальная программа ОМС

Территориальная программа ОМС разрабатывается на основе Базовой программы ОМС, но за счет дополнительного финансирования на уровне конкретного субъекта РФ, в котором проживает гражданин, предусматривает возможность получить бесплатную медицинскую помощь в более углубленном и расширенном формате.

Полис ОМС оформляется по месту фактического проживания. При смене места жительства и переезде в другой регион, необходимо прикрепиться к страховой медицинской организации, работающей на данной территории.

Принципы системы ОМС

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС;
  • устойчивость финансовой системы ОМС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика;
  • создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС;
  • паритетность представительства субъектов ОМС и участников ОМС в органах управления обязательного медицинского страхования.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются:

  • застрахованные лица;
  • страхователи;
  • Федеральный фонд ОМС.

Участниками обязательного медицинского страхования в Российской Федерации являются:

  • территориальные фонды ОМС;
  • страховые медицинские организации;
  • медицинские организации.

Объем бесплатной медицинской помощи, который оказывается по полису ОМС в разных регионах, может быть больше, чем предусмотрено базовой программой. Но ни при каких обстоятельствах не может быть меньше, чем указано в ней.

Медицинская помощь по полису ОМС оказывается в медицинских организациях, включенных в реестр Территориального фонда ОМС. Подробнее о территориальной программе ОМС вашего региона узнайте на сайте вашего Территориального фонда ОМС (ТФОМС) и в разделе Региональные нормативные акты. В разделе Информация о медицинских организациях вы можете узнать, в какие медицинские организации вашего региона вы можете обратиться за бесплатной медицинской помощью по программе ОМС.

Страховые представители всегда рядом с вами!

За консультацией и защитой прав пациента, вы всегда можете обратиться по телефону бесплатного круглосуточного контакт-центра 8 800 100 81 02.

Что такое добровольное медицинское страхование (ДМС)

ДМС — это страхование, которое позволяет получить медицинские услуги в случае болезни. Если вам потребуется медицинская помощь, вы сможете попасть к врачу в удобное время, быстро сдать анализы и пройти лечение.

Медицинские услуги

Полис ДМС экономит время и даёт возможность получать качественные медицинские услуги. Клиенты обслуживаются в проверенных клиниках, лечат зубы у опытных стоматологов, получают консультации и экстренную помощь.

Как пользоваться ДМС

1. Выбираете клинику из списка в личном кабинете.

2. Обращайтесь в удобное для вас время.

3. Получаете медицинские услуги без очередей и хлопот.

Что входит в полис

Объем медицинских услуг зависит от выбранной программы:

Базовый пакет

Включает только амбулаторно-поликлинические услуги:

  • консультации врачей-специалистов
  • лабораторные исследования
  • инструментальные методы исследования
  • вызов врача на дом

Стандартный пакет

Включает услуги базового пакета, а также:

  • скорую медпомощь
  • экстренный и неотложный стационар

Расширенный пакет

Все услуги стандартного пакета плюс стоматология.

Как оформить полис

Основные условия

Амбулаторно-поликлинические услуги — 2 000 000 ₽

Экстренная и неотложная стационарная помощь — 3 000 000 ₽

Стоматологические услуги — 1 000 000 ₽

Виды страховых программ

Для взрослых

Страховые риски / Программа страхования Базовая Стандартная Расширенная
Амбулаторно-поликлинические услуги
Помощь на дому
Скорая медицинская помощь
Экстренный и неотложный стационар
Стоматология
Страховые риски / Программа страхования
Стандартная Расширенная
Амбулаторно-поликлинические услуги
Помощь на дому

Скорая медицинская помощь
Экстренный и неотложный стационар
Стоматология
​​​​​​​

Услуги и что в них входит

  • консультации и приёмы врачей, в том числе, врачей с учёной степенью и научным званием: терапевт, педиатр, акушер-гинеколог, аллерголог-иммунолог, гастроэнтеролог, дерматовенеролог, кардиолог, оториноларинголог, офтальмолог, ревматолог, травматолог-ортопед, хирург, эндокринолог, уролог и другие специалисты;
  • лабораторные исследования: биохимические, бактериологические и другие;
  • инструментальные исследования: функциональная диагностика, рентген, томография, ультразвук, эндоскопия, диагностика с применением радионуклидов;
  • физиотерапия: электро- и светолечение, лазеро и магнитотерапия, теплолечение, парафинотерапия, ингаляции, СВЧ, УВЧ, импульсные и диадинамические токи, магнитофорез, электрофорез, индуктотермия, дарсонвализация;
  • массаж, корпоральная иглорефлексотерапия, мануальная терапия, лечебная физкультура — до 10 сеансов по каждому назначению врача;
  • экстренная серопрофилактика столбняка и бешенства по медпоказаниям;
  • выдача и продление листков временной нетрудоспособности.

Врач приедет, если вы по состоянию здоровья нуждаетесь в постельном режиме и наблюдении врача. В услугу входит:

  • осмотр, консультация, открытие и продление листка нетрудоспособности врачом-терапевтом;
  • электрокардиография на дому с расшифровкой.

Скорая медицинская помощь

Работает в населённых пунктах, где есть коммерческие службы скорой помощи. В услугу входит:

  • выезд, медпомощь и диагностика;
  • при необходимости — доставка в стационар.

Экстренный и неотложный стационар

  • пребывание в отделении интенсивной терапии, реанимации или в палате на 2 и больше мест;
  • диагностика и лечение;
  • анестезия;
  • хирургические вмешательства;
  • физиотерапия, мануальная терапия и лечебная физкультура;
  • уход, осуществляемый медицинским персоналом;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • лекарства, гипсы и полимерные бинты, которые есть в стационаре;
  • имплантируемые металлоконструкции и другие медицинские изделия (сюда входят протезы, но при условии, что они понадобились из-за травмы, которая произошла в течение действия полиса, или при оказании медицинской помощи при угрозе жизни);
  • прерывание беременности по медицинским показаниям;
  • пребывание в стационаре одного из родителей, если вы застраховали ребенка, которому меньше 4 лет.

Консультация стоматолога-терапевта, стоматолога-хирурга;

Местная анестезия: аппликационная, инфильтрационная, проводниковая;

Лечение поверхностного, среднего и глубокого кариеса зубов с использованием светоотверждаемых и химиоотверждаемых пломбировочных материалов;

Лечение острого и хронического пульпита, хронического периодонтита в стадии обострения: механическая и медикаментозная обработка каналов и пломбирование каналов (с применением гуттаперчевых штифтов, термофилов);

Консервативное лечение по поводу обострения заболеваний пародонта: удаление твёрдых зубных отложений, закрытый кюретаж и медикаментозная обработка пародонтальных карманов, наложение лечебной повязки.

В каких ситуациях мне поможет ДМС?

Пока действует полис ДМС, у вас есть возможность получить медицинскую помощь в случае произошедшего в течение действия страхования заболевания, травмы, отравления или обострения хронического заболевания.

Есть ли ограничения по заболеваниям, с которыми можно обращаться по полису?

Да, есть ряд заболеваний и услуг, которые не являются страховым случаем и не оплачиваются страховой компанией. Перечень указан в Условиях страхования.

В каких городах я могу пользоваться ДМС?

Вы можете пользоваться ДМС только в том городе, который вы выбрали при оформлении полиса в качестве места обслуживания. Например, если вы купили полис в Нижнем Новгороде, но приехали в Москву, то воспользоваться полисом в столице не получится.

В каких клиниках я могу получить услуги по ДМС?

Вы можете получить услуги в любой клинике из списка в вашем личном кабинете.

Как воспользоваться ДМС?

Если вам нужно обратиться в поликлинику или стоматологию, сделайте следующее:

  1. Зарегистрируйтесь в личном кабинете на сайте. Понадобится паспорт, адрес электронной почты и номер мобильного телефона.
  2. В личном кабинете привяжите карту для оплаты франшизы.
  3. Там же выберите клинику, в которую хотите обратиться.
  4. Позвоните в её регистратуру и запишитесь на удобное время
  5. Когда приём состоится, с вашей карты спишется 20% стоимости услуги, остальные 80% оплатит страховая компания.

Если вам нужна скорая помощь или стационар, просто позвоните по телефону 8 800 302-55-09, назовите номер полиса, фамилию, имя и отчество, дату рождения застрахованного, опишите проблему. 100% услуги оплатит страховая.

Где можно вызывать врача для помощи на дому?

В Москве можно вызвать врача в пределах 30 км за МКАД, а также в районах Внуково, Восточный, Жулебино, Кожухово, Косино-Ухтомский, Куркино, Митино, Молжаниновский, Некрасовка, Ново-Переделкино, Новокосино, Северное Бутово, Северный, Солнцево, Южное Бутово.

В остальных населенных пунктах — в пределах границ, установленных службой медицинских организаций, оказывающих услуги.

Когда начинает действовать период страхования по полису?

Минимум через 2 недели после покупки полиса. При этом вы можете передвинуть начало периода страхования на несколько дней (но не позже, чем через 30 дней после оформления).

Исключение — экстренный и неотложный стационар. Он доступен на 30-й день после начала действия периода страхования.

Как расторгнуть договор и вернуть деньги?

Это можно сделать в первые 14 дней после покупки страховки.

Чтобы вернуть деньги, направьте документы в страховую компанию удобным для вас способом:

  1. Заявление оформлено по шаблону страховщика, размещенному на сайте.
  2. В заявлении заполнены все обязательные графы.
  3. Заявление подписано собственноручной подписью заявителя.
  4. Заявление заполнено разборчивым почерком и его легко прочитать.
  5. Заявление направлено с адреса электронной почты, доступ к которому имеет только заявитель.
  6. К заявлению приложена фотография заявителя, на которой он держит в руке паспорт, открытый на странице с ФИО (или другой удостоверяющий личность документ, реквизиты которого указаны в заявлении).

Почему страховая оплачивает только 80% стоимости медицинской услуги?

Так работает франшиза: вы соглашаетесь оплатить 20% услуги, поэтому страховая может включить в полис дорогостоящие услуги. При этом сам полис останется дешёвым и вам не придётся переплачивать за то, чем не будете пользоваться.

Жалобы на систему здравоохранения — явление столь же естественное для отечественного пациента, как и обострение простудных заболеваний с наступлением первых холодов. Согласно недавнему опросу жителей страны, проведенному Ассоциацией агентств мониторинга качества обслуживания совместно с исследовательским холдингом Ромир, средняя оценка качества услуг в государственных медицинских учреждениях составляет 3,4 балла из 5, в частных — 3,9 балла.

Да, услуги в рамках ОМС прискорбно ограничены по разнообразию и качеству — особенно когда речь идет не о рядовом визите к узкому специалисту, а, например, о высокотехнологичной помощи, необходимой при диагностике и лечении серьезных заболеваний. Но никто не бросит вас умирать дома с высокой температурой или от аппендицита — даже к безработному гражданину РФ медики приедут на дом, бесплатно введут необходимое лекарство и при необходимости увезут спасать в стационар. Хотите, чтобы скорая приезжала быстрее, а в госпитале предоставили отдельную палату с ресторанным питанием? Извольте доплатить — как насчет приобретения все того же полиса ДМС.

Зачем нужен полис ДМС?

Корпоративная культура и личная ответственность

То, что в России подразумевается под услугами в рамках дополнительного медицинского страхования, во многих других развитых странах мира считается необходимым условием для беспроблемного получения помощи: о вашем здоровье загодя побеспокоиться должны либо вы сами, либо ваш работодатель.

По аналогии с автострахованием: ведь владельцы железных коней не претендуют на то, чтобы их ремонтировали за государственный счет? Хочешь за руль — покупай ОСАГО и каско, а если машина служебная — требуй, чтобы полис оформил работодатель. Так почему в нашей стране ДМС — по-прежнему редкий зверь, с которым имеют дело преимущественно сотрудники солидных корпораций и люди с уровнем дохода выше среднего (тогда как автомобили есть у каждого четвертого жителя)?

По большему счету — потому, что мы все избалованы бесплатной медицинской помощью. Даже те ответственные граждане, которые из любопытства справляются о стоимости полисов ДМС, дабы обеспечить надлежащее качество обслуживания в поликлиниках и стационарах для себя и своей семьи, часто уходят из страхового офиса с пустыми руками: услуга эта на поверку оказывается чересчур дорогой.

Страховщики объясняют это тем, что спрос на нее невелик — к тому же, в силу менталитета россиян, нередко приходится сталкиваться с клиентами, пытающимися оформить полис под уже присутствующий недуг, что противоречит самой идее системы. Короче говоря, с позиции бизнеса дополнительное медицинское страхование — рискованная отрасль. Потому 90 % полисов ДМС заключается с юридическими лицами.

Тут все проще: крупной успешной компании выгодно, чтобы ее сотрудники реже болели и быстрее возвращались в строй. К тому же для юрлица медицинское страхование работников подразумевает определенные налоговые льготы и — дополнительную степень лояльности со стороны подчиненных.

Подводные камни

Корпоративное медицинское страхование

Не стоит упускать из вида еще одну абсурдную деталь — ДМС в России не распространяется на случаи психиатрических, наркологических и онкологических заболеваний, а также на пациентов, стоящих на учете в кожно-венерологическом или туберкулезных диспансерах и больных с ВИЧ-инфекцией (а в некоторых случаях — и на беременных женщин). Выходит, что о гарантиях всестороннего медицинского обслуживания речь не идет: их по-прежнему частично обеспечивает лишь старый-добрый полис ОМС.

Вывод парадоксален: пока россиянам будут помогать бесплатно, ДМС так и останется прерогативой 8–10 % населения, о большинстве из которых подумал заботливый работодатель. Остальным проще (и дешевле!) сочетать услуги в рамках ОМС с минимально необходимыми дополнительными посещениями частных медицинских центров за свой счет. А раз так — может, мы все-таки зря жалуемся.

В уходящем году в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) произошли серьезные изменения. С некоторыми из них граждане столкнулись уже в этом году, часть решений вступит в силу только в следующем. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) напомнил о пяти главных событиях в системе ОМС, которые стоит знать каждому гражданину.

Новые условия для федеральных медицинских учреждений

С 1 января 2021 года вступил в силу закон, который вменил полномочия страховщика в отношении федеральных медицинских учреждений (ФМУ) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Соответственно, контроль качества медицинской помощи и защита прав пациентов медицинских организаций федерального уровня должны были стать прерогативой ФФОМС.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

"Однако, в соответствии с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок, на протяжении всего нынешнего года пациенты федеральных медучреждений оставались без планового контроля качества оказанной им помощи со стороны ФФОМС, поскольку экспертиза качества медицинской помощи в ФМУ начнет осуществляться только с 2022 года", - отметили во ВСС.

В то же время интересы пациентов региональных медицинских учреждений (а это подавляющее большинство больниц и поликлиник) по-прежнему защищают страховые компании, выдавшие им полисы ОМС. По данным ВСС, с января по октябрь 2021 года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений со стороны медиков. Подавляющее большинство из них касается несоблюдения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

Страховые компании по прямому поручению ФФОМС все же продолжают работать с жалобами пациентов федеральных клиник. Однако, как отмечают в ВСС, реальные возможности страховых компаний по восстановлению и защите прав пациентов федеральных медучреждений ограничены, так как между ФМУ и страховыми компаниями не заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи.

Углубленная диспансеризация после перенесенного коронавируса

С 1 июля 2021 года переболевшие COVID-19 могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию, чтобы выявить возможные "постковидные" осложнения. В первую очередь углубленно обследуют пациентов с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусной инфекцией в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти углубленную диспансеризацию можно спустя 60 дней после тоо, как пациент переболел COVID-19. При этом в ВСС подчеркивают: диспансеризацию также можно пройти по инициативе самого гражданина.

Как отметила зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук, сегодня по некоторым страховым компаниям отклик на приглашение пройти диспансеризацию вырос до 38% по сравнению с 2% в летние месяцы.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг, напомнили в ВСС. Если в поликлинике отказываются принять пациента, можно обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании (указан на полисе ОМС).

Автоматическое информирование через госуслуги

С 1 июля 2022 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет доступна информация о медицинской помощи, предоставленной застрахованному гражданину и его несовершеннолетним детям.

Можно будет в подробностях увидеть, какую помощь и когда человек получал амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медорганизации. Кроме того, гражданин получит полные сведения о стоимости оказанной ему медицинской помощи по ОМС, несмотря на то, что для него все услуги были бесплатны. Также будут доступны результаты контрольно-экспертных мероприятий страховой компании (информация о характере нарушений при оказании медицинской помощи).

Как пояснил эксперт ВСС Сергей Шкитин, при необходимости разъяснений выявленных нарушений и при обнаружении "приписок" гражданин может обратиться в свою страховую компанию.

Цифровой полис

Важным нововведением 2022 года для граждан станет возможность отказаться от полиса ОМС на материальном носителе (пластиковая карта или бумажный документ) и получить цифровой полис с уникальным штриховым кодом. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля 2022 года, например, путем подачи заявления на портале госуслуг.

Сведения о застрахованных гражданах находятся в едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второй половины 2022 года позволит получать медицинскую помощь без использования пластикового или бумажного полиса. Для получения медицинской помощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность, или же сам цифровой полис ОМС. Такое нововведение избавит пациентов от бюрократических издержек, например при потере документа.

Смена страховой компании

Сейчас при смене региона проживания или пребывания, если гражданин не обратился с заявлением о выборе новой страховой компании, он будет застрахован в той же страховой, что и ранее. В случае если в регионе нового места жительства отсутствует филиал его прежней страховой компании, то выбор новой компании будет осуществляться рандомно территориальным фондом ОМС.

Фото: Сергей Михеев

С 2024 года у застрахованного гражданина больше не будет обязанности сообщать об изменении каких-либо персональных данных в свою страховую компанию - все обновления будут автоматизированы. Это связано с тем, что необходимая информация о гражданине (изменение ФИО, места жительства или временного пребывания) регулярно будет обновляться в Едином регистре сведений о населении.

Шкитин напомнил, что выбор страховой компании все же остается важным правом граждан, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть качество клиентского сервиса и экспертного контроля. В подавляющем большинстве регионов России можно выбрать медицинского страховщика из трех-четырех компаний.

"Уровень защиты прав застрахованных - это показатель, характеризующий эффективность рассмотрения жалоб и консультаций застрахованных граждан, полноту их информационного сопровождения при маршрутизации неотложных и плановых больных, например пациентов с новообразованиями или пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Наличие здоровой конкуренции за застрахованного для страхового сообщества является отличной мотивацией для развития принципов пациентоориентированности страховщиков", - отметил Шкитин.

Читайте также: