Для предоставления величин составляющих в сумме нечто целое особенно полезна какая диаграмма

Обновлено: 30.06.2024

После того, как вы введете формулу в ячейку, сделайте ячейку активной и, добившись того, что правый нижний угол прямоугольника примет вид крестика, удерживая левую кнопку мыши, перетащите курсор на 4 ячейки вниз. Это позволит автоматически скопировать формулы.

Способы выделения диапазона :

Выделить ячейку, являющуюся углом выделяемого диапазона, а затем, удерживая клавишу Shift щелкнуть ячейку диагонально противоположную.

Выделить ячейку, являющуюся одним из углов диапазона, а затем, удерживая левую клавишу мыши выделить диапазон.

Выделение несмежных диапазонов :

Выделить один из диапазонов, а затем выделять все следующие диапазоны с нажатой клавишей Ctrl.

Выделение рабочего листа:

Щелкнуть кнопку, находящуюся в левом верхнем углу рабочего листа на пересечении заголовков строк и столбцов, или клавишами Ctrl + Shift + пробел.

Редактирование данных в ячейке одним из следующих способов :

Двойной щелчок по ячейке.

Нажать клавишу F2.

С помощью строки формул (одинарный щелчок по данным в строке формул).

- Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики. Для этого существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям.

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

- При графической обработке числовой информации с помощью графического процессора следует:

а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы.

“ Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной”.

“ Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке. В нашем случае опорная точка будет соответствовать одному дню недели.”

“Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково”.

“ Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет”.

“ Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Порядок построения ярусной диаграммы очень напоминает порядок построения диаграммы столбчатой. Разница в том, что столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик”.

“ Областная диаграмма (диаграмма площадей) — гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках. Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении ярусной диаграммы каждый следующий столбик откладывается не от горизонтальной оси, а от предыдущего столбика. То же самое происходит и при построении диаграммы площадей. Но вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название — диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь — линии (и очерченные ими площади)”.

- Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм .

Вызов Мастера диаграмм .

Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная .

В результате появится первое окно Мастера диаграмм .

После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

Шаг 1: выбор типа диаграммы.

Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Стандартные , Нестандартные . К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.

Для того, чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

Если вы хотите посмотреть увидеть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата . Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово . Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее >. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм .

Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд .

Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.

Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.

В том случае, когда исходная таблица содержала заголовки строк или столбцов, в поле Имя отображается ссылка на ячейку, в которой содержится это имя.

Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее >.

Шаг 3: задание параметров диаграммы.

Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.

На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма. Например, в некоторых случаях можно убрать одну из осей диаграммы. Для этого во вкладке Оси следует отменить галочку для одной из осей.

Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

Во вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Легенда – это обозначение различными цветами колонок, соответствующих различным столбцам таблицы.

Шаг 4: размещение диаграммы.

В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.

Создание тестов в электронной таблице.

Сегодня мы с вами научимся создавать различные тесты и использовать созданные тесты как тестовую оболочку для создания тестов по различным предметам При создании тестовой оболочки воспользуемся условной функцией, которая имеет следующий формат:
ЕСЛИ ( ; ; )
Условная функция, записанная в ячейку таблиц, выполняется так:
если истинно, то значение данной ячейки определит , в противном случае – .
При записи логических выражений можно пользоваться логическими операциями: И, ИЛИ, НЕ. В электронных таблицах логические операции употребляются как функции

Рассмотрим следующие примеры:

создание тестов с выставлением оценки;

создание тестов с использованием условного форматирования (ячейка в зависимости от полученной оценки меняет цвет).

1.Практическая работа . Даты.

Упражнение 1 . Для того чтобы понять, как хранятся даты в ячейках Excel, введем в ячейку А1 дату 1 января 1900 года. В Excel 5.0/7.0 нужно ввести 1/1/00, в Excel 97/2000 нужно ввести 1/1/1900 (дата 1/1/00 будет воспринята как 1/1/2000 — фирма Microsoft позаботилась о переходе в новое тысячелетие). Далее расположим в А2 - А10 даты 2/1/1900, 3/1/1900 . (для этого воспользуйтесь пунктом меню "Правка/Заполнить/Прогрессия"). Скопируем блок А1:А10 в В1:В10. А теперь наложим на блок В1:В10 формат "Основной". Это можно сделать так: Ctrl+Shift+~ либо выбрать в меню "Формат/Ячейки/Число/Основной". Мы увидим, что в В1:В10 хранится арифметическая прогрессия 1,2, . 10. Итак, дата в Excel — количество дней, прошедших от 1 января 1900 г. Удалим блок А1:В10 (выделить его и нажать клавишу Del).

Упражнение 2 . Введем в ячейку А1 формулу =СЕГОДНЯ(). (В Мастере функций ищите эту функцию в категории "Дата и время"). Отображается сегодняшнее число. Наложим на ячейку А1 формат "Общий". Мы увидим количество дней, прошедших от начала XX века до сегодняшнего дня. Вернем ячейке прежний формат.

Упражнение 3 . Наложите на А1 по очереди различные форматы даты, доступные в списке "Формат/Ячейки/Число/Дата и время".

Упражнение 4 . Испытаем некоторые функции работы с датами. Введите в А2 формулу =ГОД(А1), в A3 формулу =МЕСЯЦ(А1), в А4 формулу =ДЕНЬ(А1). Однако мы, к своему удивлению, увидим какие-то странные даты. Например, если текущий год 1998, то в А2 отобразится 20/06/05. Дело в том, что, когда мы удалили содержимое ячеек А1:А10, остался автоматически наложенный на эти ячейки формат даты. Исправим положение. Выделите А2:А4 и наложите на них формат "Основной". Блок надо было очищать иначе: нужно было после выделения блока выбрать в меню пункт "Правка/Очистить/Все". Тогда в ячейках исчезнет и наложенный на них формат.

Упражнение 5 . Иногда требуется получить порядковый номер дня недели. Для этого в ячейку А5 введите формулу =ДЕНЬНЕД(А1;2)

ДЕНЬНЕД(дата_в_числовом_формате;тип) - Возвращает день недели, соответствующий аргументу дата_в_числовом_формате. День недели определяется как целое в интервале от 1 (воскресенье) до 7 (суббота). Дата_в_числовом_формате — это число, соответствующее дате, день недели которой необходимо найти. Тип — это число, которое определяет тип возвращаемого значения. 1 или опущен - Число от 1 (воскресенье) до 7 (суббота). 2 - Число от 1 (понедельник) до 7 (воскресенье); 3 - Число от 0 (понедельник) до 6 (воскресенье).

Упражнение 6 . А как получить название дня недели или название месяца? Скопируйте А1 в В1:Е1 (протяните маркер заполнения). Для каждой из ячеек введите пользовательский формат. Например, для В1 выберите в меню "Формат/Ячейки/Число/(все форматы)" и в поле ввода "Тип:" введите ДДД. Нажмите "ОК.". Отобразится сокращенное название дня недели. Далее сделайте для С1 формат ДДДД, для D1 формат МММ, для Е1 формат ММММ.

Такой способ не всегда удобен. Иногда хотелось бы получить в ячейке текстовую строку с названием дня или месяца. Для этого используется функция ТЕКСТ(значение;форматная строка). Получим в блоке В2:В5 те же результаты, что и в В1:Е1. Введем в ячейку В2 формулу =ТЕКСТ(А1;"ДДД"). В ячейке будет отображено сокращенное название дня недели, причем выровненное по левому краю. Теперь продемонстрируем метод копирования формул, когда по каким-либо причинам мы не хотим использовать абсолютную адресацию. Превратим формулу в ячейке В2 в текстовую строку: для этого нажмем функциональную клавишу F2 и предварим формулу одиночной кавычкой: '=ТЕКСТ(А1;"ДДД"). Скопируем эту строку в блок ВЗ:В5 (протяните маркер заполнения). Исправьте в формулах форматные строки на "ДДДД", "МММ", "ММММ". Заодно удаляйте кавычку перед знаком равенства — текст превратится в формулу.

Упражнение 7 . Две последние цифры года можно получить по формуле =ТЕКСТ(А1;"ГГ'). Но при этом получится текстовая строка. Чтобы получить число, нужно набрать формулу =ЗНАЧЕН(ТЕКСТ(А1;"ГГ")). Проверьте.

Упражнение 8 . Благодаря тому, что даты представляют собой порядковые числа, с ними можно производить вычисления. Можно вычислить, сколько дней прошло между двумя датами, например ="24/01/99" - "19/12/97". Можно прибавлять к дате или вычитать из нее определенное количество дней.

Задача 1 . Вычислите свой возраст в днях и неделях.

Задача 2 . Производственное совещание проходит по вторникам и пятницам. Составьте их расписание на второй квартал 2001 г. в виде таблицы Дата-День недели. Превратите формулы в первом столбце таблицы в значения и замените вручную 1 мая на 30 апреля.

Задача 3 . В ячейке А7 дата помещена в форме 981022 (т.е. 22 октября 1998 г.). Преобразовать ее в формат Excel двумя способами: с помощью текстовых функций и с помощью пункта меню "Данные/Текст по столбцам" (дата останется в одном столбце, на втором шаге Мастера текстов укажите, что она в формате ГМД).

Тест по информатике Наглядное представление соотношения величин для 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 10 заданий с выбором ответа.

1 вариант

1. В каких случаях для представления информации используют круговые диаграммы?

1) когда много однородных данных можно разбить на 5-6 групп
2) когда мало однородных данных
3) когда много разнообразных данных
4) ни одно утверждение не верно

2. В каких единицах в круговых диаграммах выражаются значения независимой величины каждой группы?

1) безразмерная величина
2) в %
3) обычная размерность (м, кг, шт. и т.п.)
4) все утверждения верны

3. Сохранится ли наглядность круговой диаграммы, если не подписывать значения доли каждой группы?

4. Для чего используются круговые диаграммы?

1) для сравнения значений разных величин
2) для сравнения значений разных групп
3) для сравнения долей разных групп
4) все утверждения верны

5. Выберите верное утверждение для столбчатых диаграмм.

1) одинаковая ширина и высота столбиков
2) одинаковая ширина, но разная высота столбиков
3) разная ширина, но одинаковая высота столбиков
4) разная и ширина, и высота столбиков

6. У столбчатых диаграмм ось категорий — это

1) горизонтальная ось
2) вертикальная ось

7. На какой оси показано количество элементов (событий) в данной категории?

1) на горизонтальной
2) на вертикальной

8. Что сравнивается на столбчатой диаграмме?

1) значения величин (температуры, длины и т.п.)
2) значения долей
3) количество элементов в каждой группе
4) все утверждения верны

9. На основе данных о среднедневной температуре в мае данные разделили на 5 групп (0-4; 5-9; 10-14; 15-19; 20-25 °С). Построили круговую и столбчатую диаграммы, но не подписали количество дней и доли. На какие вопросы дают ответ обе диаграммы?

1) температура какой группы была чаще всего
2) занимала ли эта группа больше половины дней месяца
3) оба утверждения верны
4) ни одно утверждение не верно

10. По условию задания 9 выберите ответ на следующий вопрос.

На какие вопросы лучше даёт ответ столбчатая диаграмма?

1) температура какой из двух групп была больше дней
2) занимала ли эта группа больше половины дней месяца
3) оба утверждения верны

2 вариант

1. В каких случаях удобно создать круговую диаграмму? Выберите верное утверждение.

1) если сравниваемые независимые величины в сумме можно принять за 100%
2) если значения зависимых величин можно разбить на небольшое количество групп
3) оба утверждения верны
4) круговых диаграмм не существует

2. В каких единицах выражается доля группы в круговых диаграммах?

1) безразмерная величина
2) в %
3) обычная размерность (м, кг, шт. и т.п.)
4) все утверждения верны

3. Улучшится ли наглядность круговой диаграммы, если каждую группу выделить разным цветом?

4. На какие вопросы может ответить круговая диаграмма, если не подписывать значения долей?

1) какую часть от 100% занимает определённая группа данных
2) доля какой из двух похожих групп больше
3) доля какой из групп превышает 50%
4) все утверждения верны

5. Как отличаются столбики у столбчатых диаграмм? Выберите верное утверждение.

1) по высоте
2) по ширине
3) по цвету
4) все утверждения верны

6. Что показано на горизонтальной оси столбчатой диаграммы?

1) категории
2) количество значений в группе

7. Что показано на вертикальной оси?

1) категории
2) количество значений в группе

8. Что видно на столбчатой диаграмме?

1) значения величин (температуры, длины и т.п.)
2) значения долей
3) количество элементов в каждой группе
4) все утверждения верны

9. На основе данных по средней температуре в июле данные разделили на 5 групп (5-9; 10-14; 15-19; 20-25; 25-30 °С). Построили круговую и столбчатую диаграммы, но не подписали значения долей и количество элементов. На какие вопросы дают ответ обе диаграммы?

1) сколько дней была температура 25-30 °С
2) температура какой группы была меньше всего дней
3) занимала ли какая-либо группа больше половины дней месяца
4) все утверждения верны

10. По условию задания 9 выберите ответ на следующий вопрос.

На какие вопросы лучше даёт ответ круговая диаграмма?

1) температура какой из двух групп была больше дней
2) занимала ли эта группа больше половины дней месяца
3) оба утверждения верны

Microsoft Excel поддерживает различные типы диаграмм, позволяя представлять данные понятным для конкретной аудитории способом.

Данные в столбцах или строках листа можно отобразить в виде гистограммы. Гистограммы полезны для представления изменений данных с течением времени и для наглядного сравнения различных величин. В гистограммах категории обычно формируются по горизонтальной оси, а значения — по вертикальной.

ub.jpg

Данные, расположенные в столбцах или строках листа, можно представить в виде графика. Графики позволяют изображать непрерывное изменение данных с течением времени в едином масштабе и идеально подходят для представления тенденций изменения данных с равными интервалами.

На графиках данные категорий равномерно распределяются вдоль горизонтальной оси, а все значения равномерно распределяются вдоль вертикальной оси.

грф.jpg

Графики можно использовать, если метки категорий являются текстовыми и представляют значения, разделённые равными интервалами, например месяцы, кварталы или финансовые годы. Это особенно важно при наличии нескольких рядов: для отображения одного ряда можно использовать точечную диаграмму. Также графики можно использовать при наличии нескольких разделённых равными интервалами числовых меток, в частности лет. Если числовых меток больше десяти, вместо графика лучше использовать точечную диаграмму.

Данные в одном столбце или строке листа можно представить в виде круговой диаграммы. Круговая диаграмма демонстрирует размер элементов одного ряда данных относительно суммы элементов. Точки данных на круговой диаграмме выводятся как проценты от всего круга.

Данные в столбцах или строках листа можно представить в виде линейчатой диаграммы. Линейчатые диаграммы используют для сравнения отдельных элементов.

лин.jpg

Данные в столбцах или строках листа можно представить в виде диаграммы с областями. Диаграммы с областями подчёркивают величину изменений с течением времени и могут использоваться для привлечения внимания к суммарному значению в соответствии с тенденцией. Например, данные, отражающие прибыль в зависимости от времени, можно отобразить на диаграмме с областями для привлечения внимания к общей прибыли.

Данные в столбцах и строках листа можно представить в виде точечной диаграммы. Точечная диаграмма показывает отношения между численными значениями в нескольких рядах данных или отображает две группы чисел как один ряд координат x и y .

Точечная диаграмма имеет две оси значений, при этом одни числовые значения выводятся вдоль горизонтальной оси (оси X), а другие — вдоль вертикальной оси (оси Y). На точечной диаграмме эти значения объединяются в одну точку и выводятся через неравные интервалы или кластеры.

Точечные диаграммы обычно используются для иллюстрации и сравнения числовых значений, например научных, статистических или технических данных.

точки.jpg

Данные, расположенные в столбцах или строках листа в определённом порядке, можно представить в виде биржевой диаграммы.

Как следует из названия, биржевые диаграммы чаще всего используются для иллюстрации изменений цен на акции.

бирж.jpg

Как на топографической карте, области, относящиеся к одинаковым диапазонам, при этом выделяются цветами и штриховкой.

Поверхностные диаграммы можно использовать для иллюстрации категорий и наборов данных, представляющих собой числовые значения.

пов.jpg

Данные, расположенные только в столбцах или строках листа, можно представить в виде кольцевой диаграммы. Как и круговая диаграмма, кольцевая диаграмма демонстрирует отношение частей к целому, но может содержать более одного ряда данных.

На пузырьковой диаграмме можно отобразить данные столбцов листа, при этом значения по оси X выбираются из первого столбца данных, а соответствующие значения по оси Y и значения, определяющие размер пузырьков, выбираются из соседних столбцов.

Урок обобщения и закрепления умений по построению диаграмм в Excel. Урок построен на географическом материале. Урок можно проводить в 7 классе (УМК Босова), а также при изучении электронных таблиц в 9 классе (УМК Угринович).

ВложениеРазмер
plan_uroka.doc 251.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Графики и диаграммы. Наглядное представление соотношения величин.
Климат материка Евразия.

(Интегрированный урок информатики и географии

Колесникова Ираида Ивановна

Логунова Ирина Александровна

Образовательная: научить строить диаграммы, выявить особенности климата материка, основные черты изменений климатических условий в пределах одного климатического пояса и главные причины, обуславливающие эти изменения.

Развивающая: учить анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе, бережного отношения к природе, активной жизненной позиции.

Тип урока : комбинированный.

1. Организационный момент.

  1. Приветствие
  2. Проверка присутствия учащихся
  1. Проверка готовности аудитории к работе

Учитель информатики: Сегодня мы встретились с вами на не совсем обычном уроке. Мы обобщим и закрепим умения по построению диаграмм в Excel. Вы покажете нам, как вы научились работать с этой программой и как вы усвоили знания, полученные при изучении темы.

Сегодня с вами будут работать два учите ля, соответственно к вам будут предъявлены двойные требования. Для меня важно то, как вы, применяя полученные на уроках знания по информатике, будете использовать компьютер. А для учителя географии будут важны ваши знания по географии. Для выполнения практического задания, нам необходимо разделится на группы по 4 человека.

Тема: Графики и диаграммы. Наглядное представление соотношения величин. Климат Евразии. Построение диаграмм в MS Excel.

Цель занятия: научить строить диаграммы, выявить особенности климата материка, основные черты изменений климатических условий в пределах одного климатического пояса и главные причины, обуславливающие эти изменения.

Учащиеся записывают в тетрадь цели урока.

3. Актуализация опорных знаний по информатике:

  1. Каким образом можно визуализовать большой объем однотипной информации?
  2. Каким образом можно дать наглядное представление о соотношении величин?
  3. Чем отличается столбчатая диаграмма от круговой?
  4. С помощью какой диаграммы удобнее представить многорядные типы данных?

1. С помощью графиков . На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другое – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменятся во времени (независимая величина). Таким образом. График показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

2. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговые диаграммы удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности. Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти – шести значений данных

3. Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси — оси категорий. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений.

4. Можно построить столбчатую диаграмму . В этом примере опорными точками являются имена учеников. В каждой опорной точке построена группа из четырех столбиков — по числу предметов. Сравнение здесь можно проводить как среди прямоугольников, отно сящихся к одной группе (сравниваем успеваемость одного ученика по всем предметам), так и между группами (срав ниваем успеваемость учеников между собой). Для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы. Понять идею ярусной диаграммы можно путем мыс ленного преобразования столбчатой диаграммы. Пред ставьте, что столбики в каждой группе расположены не рядом друг с другом, а один над другим.

Учитель информатики: Таким образом мы выяснили , что могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации с помощью графиков и диаграмм, наглядно представить процесс изменения величин можно с помощью графиков, а обеспечивает наглядное представление о соотношении величин- диаграмма.

А теперь проверим ваши знания по географии, так как они нам понадобятся для дальнейшей работы по построению графиков и диаграмм ..

Учитель географии: Для проверки наших знаний мы проведем географический диктант. Возьмите задания, распечатанные на листочках, они лежат на ваших столах.

Читайте также: