Для обеспечения внешнеполитических интересов россии что используется

Обновлено: 28.06.2024

Сегодня во многих странах мира в качестве основания для осуществления внешней политики используют концепции и доктрины национальных интересов, которые отражают объективные потребности государств.

1

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации,

принятой в 1997 г., а затем в ее варианте 2000 г. дается развернутая система национальных интересов России в экономике, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы любой страны — это своеобразный мост между жизненно важными потребностями и ценностями нации и ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Они приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание, обеспечивают оптимальное функционирование суверенного государства и целостной общественной системы, а также их прогрессивное развитие.

Национальные интересы России обусловлены потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремлениями и стимулами деятельности субъектов государственной политики, служащих приумножению национальной мощи (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния граждан.

Система национальных интересов нашей страны определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах жизни. В международной сфере национальные интересы России требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций страны как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Говоря о международной сфере, национальные интересы России включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

В Концепции внешней политики РФ определены основные приоритеты внешней политики нашего государства в решении глобальных проблем:

— формирование нового мироустройства;

— укрепление международной безопасности;

— обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

— соблюдение и зашита прав человека на международном уровне;

— информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

В ней содержится комплекс новых предложений по оздоровлению современной международной обстановки и созданию благоприятных внешних условий для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права (включая прежде всего цели и принципы Устава ООН), равноправных и партнерских отношениях между государствами.

Концептуальные основы внешней политики Российского государства отражают современный этап в развитии международных отношений. Концепция внешней политики РФ и ее основные направления, определяемые Президентом РФ, учитывают качественно новую расстановку сил на мировой арене и необходимость применения новых подходов в решении проблем российской внешней политики и важнейших международных вопросов.

Таким образом, осуществление внешней политики России невозможно себе представить без регулятивной составляющей данного механизма. Регулятивная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ — это совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения и деятельность государственных органов в процессе осуществления внешней политики России. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, закрепляющих организационную структуру, функции и полномочия государственных органов, в компетенцию которых входит решение вопросов внешней политики.

2

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены. Естественно, что они глубоко затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, наша страна оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Одним из центральных приоритетов российской внешней политики осталось формирование партнерского сотрудничества и добрососедства по периметру границ РФ.

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами ** участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. При этом упор делается на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами -участниками СНГ. На практике отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

На европейском направлении принципиальное значение имеют наши отношения с Евросоюзом (ЕС) — стратегическим партнером России. Насыщенными и результативными были проводившиеся, как правило, дважды в год саммиты Россия — ЕС. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства.

Отношения с европейскими государствами — традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.

Россия всемерно содействовала формированию новой архитектуры безопасности на североатлантическом пространстве. В последние годы удалось добиться качественного прорыва в отношениях с Североатлантическим альянсом: был создан Совет Россия — НАТО (СРН). Этот орган обеспечил равноправное участие России в решении кардинальных вопросов безопасности на евроатлантическом пространстве. В рамках СРН действуют около 15 рабочих и экспертных групп.

Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения, принятых на себя взаимных обязательств.

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь, с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста ее экономики.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных политических, экономических и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Большое значение в российской политике уделяется отношениям с США. Встречи президентов В. Путина и Дж. Буша заложили прочную основу нового диалога, опирающегося на совпадающие долгосрочные интересы. Их превалирование над тактическими разногласиями позволило избежать кризиса, вызванного решением США в декабре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО 1972 г. Удалось не допустить подрыва стратегической стабильности и заключить в 2002 г. новый Договор, предусматривающий глубокие сокращения ядерных потенциалов.

Позитивная эволюция в российско-американских отношениях была закреплена в результате тесного сотрудничества обеих стран в борьбе с международным терроризмом, противодействия распространению оружия массового уничтожения. Отношения с США становятся стабильными и прогнозируемыми. Их фундаментальная основа достаточно крепка, чтобы конструктивно откровенно обсуждать имеющиеся разногласия, в том числе по принципиальным вопросам, и преодолевать все текущие проблемы. При этом под сомнение не ставится позитивная перспектива взаимных отношений.

Важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Россия динамично развивала свои отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом смысле важное значение имеют отношения России с ее крупнейшим соседом — Китаем, с которым в 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Развитие дружественных отношений с Китаем, совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики — одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Итоги международной деятельности последних лет убедительно показывают: Россия состоялась как демократическое государство с самостоятельной и предсказуемой внешней политикой, широким кругом стратегических партнеров.

Россия — это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнанна ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики — сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах — адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем, наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

Помимо проблем глобальной и региональной безопасности, формирующийся мировой порядок XXI века в центр внимания выдвигает глобальные экономические проблемы, требующие многосторонних решений и новых международных институтов.

Сегодня внешняя политика в России перестает быть предметом острой внутриполитической борьбы, как это было в первой половине 90-х годов, а наоборот, выступает как область государственной деятельности, вокруг которой формируется общественное согласие.

Как отметил в интервью официальный представитель МИДа РФ А. Яковенко, последние несколько лет прошли под знаком консолидации международных позиций России, активизации российской дипломатии на всех основных направлениях мировой политики. По его мнению, главный итог -сформирован внешнеполитический курс, пользующийся поддержкой со стороны большинства российского общества и получающий широкое признание в мире.

Важным обстоятельством является то, что российское государство осуществляет сейчас свою деятельность на международной арене, исходя из разработанной и утвержденной внешнеполитической доктрины.

Жизнь не стоит на месте, а мировой порядок ежедневно претерпевает те или иные структурные изменения, вместе с которыми изменяются внешнеполитические приоритеты и ориентиры национальных государств. После ряда трагических событий последних лет на повестку дня вынесена глобальная проблема международного терроризма как вызова и угрозы начала XXI века, что лишний раз доказывает, что современный мир переживает фундаментальные динамичные перемены, глубоко затрагивающие национальные интересы многих стран мира, в том числе России и ее граждан. Поэтому необходимо реально осознавать, что противостояние такому явлению как терроризм требует консолидации усилий всего мирового сообщества.

Читайте также: