Для каких юридических лиц установлена обязанность по ведению учета образовавшихся отходов

Обновлено: 05.07.2024

Статьей 1 указанного Закона закреплено, что вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению, являются отходами производства и потребления.

Обращение с отходами — это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Дисциплинарная ответственность выражается в применении работодателем взыскания к работнику, совершившему дисциплинарный проступок вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него обязанностей, выразившегося в нарушении норм трудового законодательства.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства при обращении с отходами по статьям 6.35, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 5 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 ст. 8.31, ст. 9.20, ст. 10.4, ст. 14.26 КоАП РФ.

Например, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП Р в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом согласно ч. 2 ст. 8.2 повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административной ответственности также подлежат лица, допустившее неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности, по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления, а также за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, невыполнение обязанности и др.

Кроме этого, если производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов выполнялось с нарушением установленных правил и при этом создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, указанное деяние влечет за собой уголовную ответственность по ст. 247 Уголовного кодекса РФ, санкцией которой предусмотрено, в том числе, лишение свободы.

В данной статье мы расскажем о требованиях к учету отходов на предприятии и покажем на примерах, как правильно заполнить таблицы данных учета — это позволит сэкономить временные и трудовые затраты предприятия, а также избежать штрафов и замечаний со стороны госорганов.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией[1].

Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014).

Заполнение и оформление таблиц данных учета

Таблицы данных учета в области обращения с отходами заполняет лицо, ответственное за учет отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 6 Порядка).

Данные учета обобщаются по итогам (п. 7 Порядка):

• очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года);

• очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным),

в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Данные учета в области обращения с отходами должны содержать (п. 8 Порядка):

• титульный лист (оформляется в свободной форме; Пример 1 •);

• данные учета отходов (оформляются в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года; Примеры 2–4 •).


Узнать больше:

Учет отходов: заполняем таблицы данных учета правильно

В данной статье мы расскажем о требованиях к учету отходов на предприятии и покажем на примерах, как правильно заполнить таблицы данных учета — это позволит сэкономить временные и трудовые затраты предприятия, а также избежать штрафов и замечаний со стороны госорганов.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией[1].

Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014).

Заполнение и оформление таблиц данных учета

Таблицы данных учета в области обращения с отходами заполняет лицо, ответственное за учет отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 6 Порядка).

Данные учета обобщаются по итогам (п. 7 Порядка):

• очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года);

• очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным),

в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Данные учета в области обращения с отходами должны содержать (п. 8 Порядка):

• титульный лист (оформляется в свободной форме; Пример 1 •);

• данные учета отходов (оформляются в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года; Примеры 2–4 •).


Если у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей образуются отходы – должны быть документы:

1. Документ учета движения отходов (на отходы I - V класса отходов).

- составляется на отходы I - IV классов опасности;

- при их отсутствии в Федеральном классификационном каталоге отходов;

- отнесение отходов к конкретным классам опасности должно быть проведено в течение 90 суток со дня их образования;

- документ, которым отходы отнесены к конкретным классам опасности, подлежит направлению в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю для подтверждения отнесения отходов к конкретным классам опасности.

3. Паспорт отходов:

- составляется на отходы I - IV класса опасности;

- заверенная копия паспорта отходов должна быть направлена в Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю;

- в соответствии с постановлением Верховного Суда РФ от 12.01.2018 №16-АД17-6 паспорт отходов на отходы I - IV классов опасности должны иметь все хозяйствующие и иные субъекты, в деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, независимо от наличия объектов НВОС и платы за объекты НВОС.

4. Проект проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР):

- разрабатывается на отходы I - V класса опасности;

- разрабатывается хозяйствующими и иными субъектами, не являющиеся субъектами малого предпринимательства;

- представляется для его утверждения на 5 лет (в 2 экз.) в Агентство по обращению с отходами Камчатского, после его утверждения один экз. возвращается, один экз. хранится в Агентстве по обращению с отходами Камчатского края;

- ежегодно, в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, до 10 января в Агентство по обращению с отходами Камчатского края необходимо представлять технический отчет по обращению с отходами.

- в соответствии с постановлением Верховного Суда РФ от 12.01.2018 №16-АД17-6 проект нормативов образования отходов должны иметь все хозяйствующие и иные субъекты, в деятельности которых образуются отходы, независимо от наличия объектов НВОС и платы за объекты НВОС.

5. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов:

- составляется на отходы I - V классов опасности;

- составляют субъекты малого предпринимательства;

- представляется в Агентство по обращению с отходами Камчатского края до 15 января года следующего за отчетным годом.

6. Программа производственного экологического контроля:

- ежегодно до 25 марта в Инспекцию государственного экологического надзора Камчатского края должен быть представлен Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

7. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (предоставляется в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (орган, осуществляющий региональный государственный экологический надзор – Инспекция государственного экологического надзора) ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

8. Договор с региональным оператором (оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами (с даты присвоения статуса регионального оператора по обращению с ТКО хозяйствующие и иные субъекты, в деятельности которых образуются ТКО, обязаны заключить с региональным оператором (по соглашению с оператором – с оператором) договор на сбор, транспортирование и т.д. ТКО).

При отсутствии предусмотренных выше документов, кроме Отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

При не представлении Отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля или его искажении предусмотрена административная ответственность по статье 8.5 КоАП РФ.


Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель фирмы. В большинстве случаев он передает ключевые полномочия по ведению бухучета самому квалифицированному финансовому специалисту — главному бухгалтеру. Подробнее об этом — в нашей статье.

Какие хозяйствующие субъекты обязаны вести бухучет

  • ИП (при условии учета собственных доходов и расходов иными методами, предусмотренными налоговым законодательством);
  • структурных подразделений иностранных фирм, работающих в России (при условии ведения учета выручки и издержек в соответствии с нормами налогового законодательства).

Организация должна вести бухучет с момента государственной регистрации и до прекращения деятельности. Невыполнение этой установленной законом обязанности грозит фирме юридическими последствиями в виде мер, установленных в ст. 120 НК РФ (штраф) и ст. 15.11 КоАП РФ (штраф либо дисквалификация должностных лиц).

В интересах фирмы — вести корректный бухучет. Кто же должен отвечать за его организацию?

На ком лежит ответственность за организацию бухучета

Ответственность за организацию бухучета несет руководитель хозяйствующего субъекта (п. 6 приказа № 34н). Из опыта практической деятельности под организацией учета правомерно понимать:

  • юридическое оформление системы бухгалтерского учета (например, учреждение положения о бухгалтерии, издание приказов о включении в штатное расписание должностей ответственных за бухучет, оформление на работу специалистов на соответствующие должности);
  • техническое обеспечение системы бухгалтерского учета (закупку компьютеров, бухгалтерского ПО и иной инфраструктуры, необходимой для работы специалистов);
  • организацию непосредственно ведения бухгалтерского учета.

Кто отвечает за ведение бухучета

За организацию ведения бухучета также отвечает руководитель (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Если иное не предусмотрено законом, руководитель фирмы обязан возложить функции по бухучету на компетентное лицо (п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Им может быть:

  • главный бухгалтер или иной компетентный сотрудник компании (в банковских учреждениях — только главный бухгалтер);
  • сторонняя организация или физлицо, оказывающие услуги по договору аутсорсинга.

Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском, налоговом учете, а также в отчетности, если ведение бухгалтерского и налогового учета передано фирме-аутсорсеру? Ответ на данный вопрос рассматривают эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Вести бухучет сам, без привлечения других лиц, штатных или внештатных, может только:

  • руководитель хозяйствующего субъекта, который по закону имеет право применять упрощенные способы ведения бухучета;
  • руководитель предприятия, классифицируемого как субъект среднего бизнеса.

Требования к ответственному за ведение бухучета

Квалификационные требования к лицу, претендующему на позицию, подразумевающую выполнение функций по ведению бухучета, зависит от правового статуса и отраслевой принадлежности предприятия.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ главный бухгалтер, оформляемый на работу в АО, страховую фирму, НПФ, управляющую финансовую компанию и иные фирмы, которые участвуют в торгах (но не являются банками), должен соответствовать одному из следующих квалификационных требований:

  • наличие высшего образования в сфере бухучета и аудита, а также стажа работы на должности, связанной с ведением бухучета, длительностью не менее 3 лет из 5, предшествующих назначению на позицию ответственного за бухучет;
  • наличие высшего образования по любой специализации, а также стажа работы, связанной с бухучетом, длительностью не менее 5 лет из 7, предшествующих назначению.

Кроме того, в обоих случаях у бухгалтера не должно быть неснятой либо непогашенной судимости за экономические преступления.

Отдельные квалификационные требования установлены для главного бухгалтера банковской организации (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

Содержание работы ответственного за ведение бухучета

Главный бухгалтер или иное лицо, отвечающее за бухучет в компании, в процессе выполнения своей работы решает такие задачи, как:

  • обеспечение корректного ведения бухучета (с точки зрения документооборота, указания в отчетности достоверных данных);
  • обеспечение своевременного ведения бухучета (представления отчетности);
  • принятие в оборот первичных и прочих документов, удостоверяющих хозяйственные операции, в соответствии с законом;
  • сверка хозяйственных расчетов с контрагентами;
  • проведение своевременной инвентаризации имущества фирмы;
  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов.

Должностные обязанности главного бухгалтера прописываются в трудовом договоре. Что же будет, если человек, занимающий данную должность, их нарушит?

Подробнее об обязанностях главбуха читайте в наших публикациях:

Нарушение бухгалтером трудовых обязанностей: последствия

Если главный бухгалтер нарушит свои обязанности, типичные для его должности, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством.

К ответственности по трудовому законодательству главный бухгалтер может быть привлечен на основании:

  • ст. 192 ТК РФ (возможные санкции — замечание, выговор, увольнение);
  • п. 9 ст. 81 ТК РФ (возможная санкция — увольнение);
  • ст. 243 ТК РФ (возможная санкция — взыскание компанией компенсации за материальный вред).

Положения ст. 192 ТК РФ могут быть применены работодателем в случае прямого неисполнения бухгалтером обязанностей, установленных трудовым договором или его должностной инструкцией.

Нормы п. 9 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе применить, если бухгалтер примет то или иное решение, которое повлечет за собой ущерб имуществу фирмы либо неправомерное использование данного имущества.

Санкции, предусмотренные ст. 243 ТК РФ, могут быть применены в отношении главного бухгалтера, если он:

  • нанес компании материальный ущерб по причине неисполнения обязанностей;
  • допустил недостачу материальных ценностей, которые были ему вверены;
  • причинил ущерб фирме умышленно;
  • причинил ущерб в фирме под воздействием алкоголя, наркотиков;
  • причинил ущерб, совершая преступление, административный проступок;
  • допустил разглашение коммерческой тайны;
  • нанес фирме ущерб вне периода исполнения трудовых обязанностей.

Кроме того, трудовым договором могут быть установлены иные критерии возникновения материальной ответственности главного бухгалтера.

ВАЖНО! Материальная ответственность в полном размере может быть возложена на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то ответственность за причиненный ущерб может быть взыскана только в размере его среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).

Если говорить об административной ответственности, то, исходя из положений ст. 15.11 КоАП РФ, бухгалтер как должностное лицо в случае грубого нарушения ведения бухучета (в соответствии с критериями, установленными п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ) может быть:

  • оштрафован на сумму 5 000–10 000 руб.;
  • оштрафован на сумму 10 000–20 000 рублей или дисквалифицирован на 1–2 года, если нарушение будет повторным.

ВНИМАНИЕ! В 2019 году в ст. 15.11 КоАП РФ были внесены изменения, предусматривающие возможность освобождения бухгалтера от ответственности, если ошибки в учете он допустил по вине третьих лиц. Подробно о них мы рассказывали в этой статье.

Главный бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ. Нормы, установленные данными статьями, применяются, если по причине действий бухгалтера компания была признана уклонившейся от уплаты налогов, страховых взносов. Возможные санкции:

  • штраф;
  • арест;
  • лишение свободы.

Более строгими санкции становятся, если доказано, что преступление совершено несколькими сотрудниками фирмы по предварительному сговору, либо выявлена неуплата налогов в особо крупном размере.

Ответственность по ст. 199 УК РФ главный бухгалтер несет, только если будут доказаны махинации с крупными суммами, осуществленные умышленно или в сговоре с руководителем (пп. 7, 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Нарушения в бухучете: ответственность руководителя или главбуха

Безусловно, просчеты в бухучете могут иметь последствия и для руководителя фирмы. В каких случаях именно он может быть привлечен к ответственности?

В федеральном законодательстве пока отсутствуют нормы, на основании которых можно однозначно разграничить ответственность главного бухгалтера и руководителя организации. Определяющую роль в данном случае играет правоприменительная практика, прежде всего судебная.

Так, в постановлении пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 высказана позиция, в соответствии с которой разграничение ответственности бухгалтера и руководителя следует осуществлять исходя из разности возложенных на них обязательств: руководитель отвечает за организацию учета, в то время как бухгалтер — за его корректное ведение.

ВАЖНО! Можно сделать вывод, что руководитель в общем случае может нести ответственность за неосуществление или некорректную организацию бухучета. Подобные действия или же, наоборот, бездействие руководителя фирмы могут привести к тому, что именно он, а не главный бухгалтер, будет оштрафован или дисквалифицирован по ст. 15.11 КоАП РФ.

Если допущены просчеты непосредственно в ведении бухучета, правомерно говорить о том, что бухгалтер и директор могут нести совместную ответственность за правовые последствия ошибок или осознанных действий.

Кроме того, формулировки ВС РФ позволяют сделать вывод о том, что отвечать за последствия ошибок в ведении бухгалтерии будет только руководитель, если выяснится, что бухгалтер был вынужден осуществлять незаконные действия вследствие прямого письменного распоряжения руководителя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ бухгалтер имеет право запросить соответствующее распоряжение по своей инициативе. Например, если посчитает, что вследствие проставления им подписи на том или ином финансовом документе фирме не избежать неприятных последствий.

Так или иначе, следует признать, что разграничение ответственности главного бухгалтера и руководителя фирмы исходя из норм закона и правоприменительной практики — вопрос крайне неоднозначный. Многое зависит от обстоятельств конкретного прецедента, доказательной базы, степени серьезности правонарушения, а также оценки фактов, имеющих отношение к делу, со стороны компетентных исполнительных или судебных органов.

Грозит ли ответственность руководителю фирмы, если главный бухгалтер несвоевременно сдал бухгалтерскую отчетность? Получите пробный доступ и бесплатно узнайте ответ в экспертном мнении от КонсультантПлюс.

Итоги

Бухгалтерский учет относится к важнейшим с точки зрения управления бизнесом направлениям деятельности компании. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель фирмы. Ключевые функции по ведению бухучета в фирме выполняет опытный и квалифицированный специалист уровня главного бухгалтера. Он отвечает за свою работу в соответствии с нормами закона, а также условиями трудового договора.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: