Для чего в афинах была введена плата за исполнение выборных должностей

Обновлено: 16.06.2024

Урок может быть начат с изучения нового материала. Другие варианты: I. Б 4-5. II. Б 1-5. Вопросы и задания:

Б. 1. С какими целями был создан морской союз греческих государств? Что он первоначально собой представлял? Какие

План изучения: 1. Афинское народное собрание. Перикл во главе Афин. 2. Характер Афинского государства.

I. Высшая власть в Афинском государстве принадлежала народному собранию, оно состояло из граждан старше 20 лет и собиралось 3-4 раза в месяц (точнее, 40 раз в год). Возможны вопросы и задания: 1. Чем отличалось афинское собрание по своему составу от народных собраний, существовавших при первобытнообщинном строе? Придумайте более правильное название для афинского народного собрания. (Собрание граждан.) 2. Вспомните, кому принадлежала высшая власть в древнем Египте.

Из любой точки Афин виден акрополь. Во время войны с персами все постройки на нем были разрушены. После победы афиняне выстроили на акрополе красивейшие здания из мрамора, в центре поставили бронзовую статую богини Афины. Когда моряки подплывали к Пирею, они видели, как вдали сверкали в лучах солнца позолоченный шлем и наконечник копья статуи. На акрополе был расположен храм богини Афины- Парфенон, в котором хранилась государственная казна. ч

Задания: 1. (Уточняющее состав собрания.) Предположите, какое приказание отдает пожилой афинянин (справа) стражнику с хлыстом. (С собрания прогоняют переселенца.) 2. (Акцентирует внимание на том, что большинство собрания составлял демос.) В народном собрании каждый гражданин мог высказываться и голосовать за или против любого предложения. Решения принимались большинством голосов. Почему постановления народного собрания обычно бывали выгодны демосу, даже в тех случаях, когда аристократы голосовали против? Сделайте вывод, какая часть гражданского населения в Афинах составляла большинство в народном собрании.

Учитель раскрывает на примерах функции народного собрания. Оно принимало законы (новый закон мог предложить каждый гражданин).

Задание: В середине V в. до н. э. афинское собрание приняло закон, по которому за службу государству ежедневно выдавали небольшие деньги. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи. 1. Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должности не платили? 2. Подумайте, кто из граждан выступал против закона. Почему?

Богатые граждане стремились не допустить бедноту к управлению государством. Однако в народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Личность Перикла и его деятельность могут быть изучены в ходе объяснительного чтения. Учащиеся знакомятся с отрывком из учебника (§ 35, п. 2, первые три абзаца). Затем учитель предлагает рассмотреть рис. 2 (стр. 145).

Чтение может быть продолжено (§ 35, п. 2 до конца).

Желательно подчеркнуть, что высшая власть принадлежала не первому стратегу, а народному собранию, и конкретизировать эту мысль на примере. Перикл был женат на Аспа-зии - умной и красивой женщине, но родом из Милета. Поэтому сын стратега долго не имел гражданских прав, пока, наконец, афинское собрание не приняло постановления, которое сделало молодого человека гражданином из уважения к заслугам Перикла перед афинским демосом.

Народное собрание ведало казной и утверждало расходы должностных лиц.

По предложению Перикла в Афинах были построены величественные храмы и другие здания. Воспользовавшись тем, что на строительство были затрачены большие деньги, враги Перикла - аристократы - подняли в собрании крик, утверждая, что первый стратег неумело расходует государственные средства. Если бы собрание не утвердило расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Отчитываясь, он спросил, находит ли демос, что и в самом деле издержано больше, чем нужно.

Справа у колонн стоят спартанские послы, прибывшие в Афины. Какую весть принесли они народному собранию? Во времена Перикла давнее соперничество между Афинами и Спартой вылилось в открытую вражду. Оба государства готовы были начать вооруженную борьбу за господство в Греции. Спартанские послы, угрожая войной, потребовали распустить Афинский морской союз. В гневной речи перед собранием Пе-рикл настаивал на том, чтобы наглое требование было отвергнуто. На картине видно, как, закончив выступление, первый стратег спускается по лестнице, большинство граждан в собрании голосует за войну (Пелопоннесская война упоминается в учебнике (§ 40, п. 1)).

Вопросы: Кому в Афинах принадлежала высшая власть? Чем занималось народное собрание?

2. Вопрос может быть раскрыт путем чтения учебника (§35, п. 3-4) и рассмотрения схемы (рис. 1, стр. 145). Из схемы видно, что Афинское государство защищало интересы граждан, оно укрепляло их власть над союзниками, рабами и переселенцами с помощью войска и флота, законов и суда.

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

ВложениеРазмер
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 34.9 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тема: Афинская демократия при Перикле.

Образовательная : углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии и правлении Перикла

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

1. Зарождение демократии в Афинах ( актуализация опорных знаний учащихся по теме ).

Слайд 2. Кого вы видите на слайде? (Президента РФ В. В. Путина и правителя – архонта Греции Солона)

Что объединяет этих людей? (Они управляют государством, их выбрал народ)

В Греции как называют народ? (демос)

Как называется форма организации общества, в управлении которого участвует народ? (Демократия)

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Кто первым заложил основы демократии в Греции и в каком году? ( Солон, в 594 году до н. э.)

Слайд 3. Какие преобразования осуществил Солон? ( Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

2. Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Слайд 4. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Перед учениками ставится проблемный вопрос, ответы на который они должны сформулировать в конце урока.

Так давайте попробуем выяснить:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица (Совет Пятисот). Происходил из аристократического рода Алкмеонидов сын Ксантиппа . Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы изображали его в шлеме).

Слайд 6. Задача (на линии времени, стр. 191)

В каком году Перикл пришёл к власти?

Сколько раз он избирался на роль стратега?

Кто может сказать, а до какого года правил Перикл?

Слайд 7. Давайте вспомним каков был состав населения Аттики? (схема в тетрадь)

На какие две большие группы можно разделить население Афинского государства? (свободных и рабов).

Были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились? (На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев)

Отличались ли граждане по своему имущественному положению? (Богатые назывались аристократы, а бедные – демос).

3.Народное собрание на Агоре и Пниксе.

Слайд 8. Важную роль в жизни Афин играло Народное собрание (схема).

По схеме расскажите о структуре создания Народного Собрания и что было в его власти, какие исполняло функции?

Все должности в Народное Собрание были выборными.

Слайд 9. За что, за кого и каким способом голосовали? (стр. 191,192)

Слайд 10. Почему же стратега, в отличии от других должностей выбирали не по жребию, а поднятием рук? (Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. )

Слайд 11. Выборы состоялись. Но каждая кандидатура должна пройти проверку.

Что это за опрос, которому подвергался афинянин?

Вопросы к тексту:

1) Кто мог считаться гражданином?

2) Как происходила проверка прав граждан? 3) Почему это было важно знать?

Предполагаемый ответ: Житель Афин у которого все предки были гражданами мог считаться гражданином. Проверка прав граждан происходила в суде и в совете пятисот. Это было важно знать в случае военной опасности. Выделяем: Права граждан.

Слайд 12. Познавательная задача

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Среди бедного населения не было умных людей?

Что бы сделали вы?

4.За государственную службу платили деньги из казны.

Слайд 13. В середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Низший слой афинских граждан - бедняки стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В Афинах появился первый архонт - крестьянин. Каждый человек, занимаемый должность должен был держать отчёт о своей работе.

Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?

( Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Слайд 14. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

В Афинах воздвигнуты замечательные памятники искусства. При Перикле закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

Слайд 15. Перикл создал специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра.

Слайд 16. Перикл многое сделал для укрепления могущества Афинского полиса. Главную силу Афин он видел во флоте.

Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли.

Слайд 17. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

1.проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2.введение оплаты должностным лицам;

3.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла.

  1. В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
  2. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.
  3. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.
  4. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством
  5. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.
  6. Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.
  7. При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Слайд 18. Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах.

Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание.

Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Слайд 19. Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии.

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Отчётность должностных лиц.

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

4. Плата за исполнение должностей.

4. Жребий при голосовании. (Должность может занять недостойный).

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Слайд 22. Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство прав политических прав стали неотъемлемой часть демократической традиции.

Читайте также: