Для чего предназначено регулирование дорожного движения и какие общие обязанности
Обновлено: 30.06.2024
8.1. Регулировка дорожного движения осуществляется с помощью дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регулировщиками.
8.2. Дорожные знаки могут быть постоянными, временными и с переменной информацией. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками и дорожной разметкой.
8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков приоритета и являются обязательными для выполнения.
Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество приоритета перед дорожными знаками.
Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.
8.4. Дорожные знаки делятся на группы:
- а) предупредительные знаки. Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезд;
- б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;
- в) запретные знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении;
- г) указательные знаки. Показывают обязательные направления движения или разрешают некоторым категориям участников движение по проезжей части или отдельных ее участках, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;
- гг) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, разных объектов, территорий, где действуют специальные правила;
- д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении объектов обслуживания;
- е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.
8.5. Дорожная разметка (Дорожная разметка) делится на горизонтальную и вертикальную и используется в отдельности или вместе с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.
8.5.1 . Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжую часть или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т.п. краской или другими материалами соответствующего цвета в соответствии с пунктом 1 раздела 34 этих Правил.
8.5.2. Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог предназначенная для зрительного ориентирования.
8.6. Дорожное оборудование применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения.
К нему относится:
а) ограждение и световое сигнальное оборудование в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;
б) предупредительные световые круглые тумбы, которые устанавливаются на разделительных полосах или островках безопасности;
в) направляющие столбики, которые предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости. Обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы светоотражателями: по правую сторону — красного цвета, по левую сторону — белого;
г) выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспортных средств, которые проезжают перекрестки или другое опасное место с недостаточной обзорностью;
гг) дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;
д) пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах;
е) вставки разметочные дорожные для улучшения зрительного ориентирования водителей на проездной части;
ее) устройства принудительного снижения скорости транспортных средств;
ж) шумовые полосы для повышения внимания участников дорожного движения на опасных участках дорог.
8.7. Светофоры предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и лунно-белого цветов, которые расположены вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелок), с силуэтом пешехода, Х-подобные.
На уровне красного сигнала светофора с вертикальным
расположением сигналов может устанавливаться табличка белого цвета с нанесенной на ней стрелкой зеленого цвета.
8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигналов
сигнал красного цвета — сверху, зеленого — снизу, а с горизонтальным:
красного — по левую сторону, зеленого — по правую сторону.
8.7.2. Светофоры с вертикальным расположением сигналов
могут иметь одну или две дополнительных секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне сигнала зеленого цвета
8.7.3. Сигналы светофора имеют такие значения:
- а) зеленый разрешает движение;
- б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанном направлении (направлениях). Такое же самое значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.
Сигнал в виде стрелки, которая разрешает поворот в левую сторону, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, которые двигаются с других направлений;
- в) зеленый мигающий разрешает движение, но информирует о том, что в скором времени будет включен сигнал, который запрещает движение.
- Для информирования водителей о времени (в секундах), которое осталось до конца горения сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло;
- г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает другие разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции;
- гг) желтый запрещает движение и предупреждает о следующем изменении сигналов;
- д) желтый мигающий сигнал или два желтых мигающих сигнала разрешают движение и информируют о наличии опасного не регулируемого перекрестка или пешеходного перехода;
- е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.
Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, позволяет движение в отмеченном направлении при включенном красном сигнале светофора при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам;
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора из крайней правой (левой) полосы движения информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, которые двигаются с других направлений;
- ее) объединение красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о следующем включении зеленого сигнала;
- ж) черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменяют значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движения при зеленом сигнале;
- з) отключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направления, указанном ее стрелкой (стрелками).
8.7.4. Для регулирования движения транспортных средств на улицах, дорогах или по полосам проезжей части, направление движения на которых может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-подобным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз
Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо
включение которой запрещает движение по полосе, обозначенных с обоих сторон дорожной разметкой
1.9 (см. Дорожная разметка)
и информирует об изменении сигнала реверсивного светофора и необходимость перестроиться на полосу движения по правую сторону.
При отключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обоих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
8.7.5. Для регулирования движения трамваев
Движение разрешается лишь в случае включения одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение по левую сторону, средний — прямо, правый — по правую сторону. Если включены лишь три верхние сигнала — движение запрещено.
В случае отключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
8.7.6.
Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним лунно-белым и двумя красными, которые имеют такие значения:
- а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;
- б) мигающий лунно-белый сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.
На железнодорожных переездах одновременно с запретным сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного движения о запрете движения через переезд.
8.7.7.
Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода
его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный — запрещает.
Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, который разрешает движение пешеходов.
8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика является положение его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, которые имеют такие значения:
- а) руки вытянутые в стороны, опущенные или правая рука согнута перед грудью:
с левой и правой стороны — разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам — прямо и по правую сторону; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика;
со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
с левой стороны — разрешено движение трамвая по левую сторону, нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение только по правую сторону;
- с правой стороны и спины — движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
- в) рука поднятая вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено по всем направлениям.
Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и воинской инспекции безопасности дорожного движения. Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, представленный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
8.9. Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции:
- а) жезлом или рукой, которая указывает на это транспортное средство;
- б) с помощью включенного проблескового маячка синего и красного или только красного цвета и (или) специального звукового сигнала;
- в) с помощью громкоговорящего устройства (громкоговорителя);
- г) с помощью специального табло, на котором отмечается требование об остановке транспортного средства.
Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано, с соблюдением правил остановки.
8.10. В случае подачи светофором (кроме реверсивного)
или регулировщиком сигнала, который запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой
1.12 (стоп-линия) (см. Дорожная разметка)
если их нет — не ближе 10м до ближайшего рельса перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех других случаях — перед перекрестка проезжей частью, не создавая препятствий для движения пешеходов.
8.11. Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 этих Правил, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
8.12. Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), располагать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за знаки и прочие устройства регулирования дорожного движения или могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлекать их внимание и ставить под угрозу безопасность дорожного движения.
Общие правила поведения участников дорожного движения
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
Участникам дорожного движения запрещается:
• повреждать или загрязнять покрытие дорог;
• снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
• оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Безопасность пешехода на дороге
• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
Переход проезжей части дороги
• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
• Нельзя выбегать на дорогу.
• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Безопасность пассажира
• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.
• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.
Безопасность пассажира в метро
• При спуске в метро на эскалаторе стоять нужно справа, проходить слева.
• Нельзя сидеть и бежать по ступенькам эскалатора.
• Ожидая поезд на платформе, не заходить за ограничительную линию.
• Если что-то из личных вещей упало на рельсы, не следует пытаться достать этот предмет самостоятельно, нужно обратиться к дежурному.
Если в вагоне метро возник пожар:
• немедленно сообщить об этом машинисту поезда по переговорному устройству и в дальнейшем выполнять его команды;
• при появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда необходимо предпринять попытку потушить его, используя имеющийся под сидением огнетушитель или подручные средства;
• ни в коем случае не следует пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном;
• необходимо оставаться на месте, пока поезд движется в тоннеле;
• при остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста;
• не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку;
• после разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам).
Безопасность пассажира при следовании железнодорожным транспортом
При посадке:
• не бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
• во время прохождения поезда находиться на расстоянии не менее двух метров от края платформы;
• подходить к вагону после полной остановки поезда;
• посадку в вагон следует производить только со стороны перрона или посадочной платформы;
• войдя в вагон, достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку и в специальное отделение нижней полки.
В дороге:
• тяжелые вещи необходимо разместить внизу, чтобы при толчке они не упали с багажной полки;
• воду можно пить только из титана, находящегося возле купе проводника, или специально купленную питьевую воду из бутылки;
• во время движения поезда не высовываться из окна;
• не открывать наружные двери и не стоять на подножках во время движения поезда;
• выходя из вагона на остановках, не отходить далеко от поезда; — не трогать без надобности стоп-кран.
Аварийная обстановка в поезде
• В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.
• При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.
• Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поезда или выбраться на крышу.
• Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пассажиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери.
• Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходимо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или стену, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и наметить путь выхода из него.
Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
• Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
• Двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.
Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов
• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.
• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами:
впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Световозвращающие элементы
Напоминаем, что согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения, люди, находящиеся ночью на проезжей части дороги вне населенной местности, должны иметь световозвращающие приспособления. В сумерках или в темноте пешехода на дороге почти не видно. Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое световое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечет внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии, втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя (130-400м).
Световозвращающий элемент (светоотражатель, фликер, пешеходный катафот и т.д.) является важным элементом пассивной безопасности пешехода и снижает риск наезда на пешехода в тёмное время суток в 6,5 раз. Водители автомобилей в темное время суток обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатель, со значительно большего расстояния. При движении с ближним светом фар расстояние обнаружения увеличивается с 25-40 метров до 130-140, а при движении с дальним светом – до 400 метров.
Для лицевой стороны использован световозвращающий материал жёлтого цвета, обладающий наибольшим коэффициентом световозвращения.
Конструкция имеет ряд преимуществ:
• большая площадь светоотражающей поверхности;
• хороша видимость со всех сторон;
• отсутствие необходимости крепления к одежде, возможность надеть (снять) в
• простота и безопасность самостоятельного использования детьми.
Министерство труда и социальной защиты Тульской об Министерство труда и социальной защиты Тульской об Без тегов
Читайте также: