Для чего нужны справочно правовые системы

Обновлено: 13.05.2024

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.




При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки , на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки , которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

  • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
  • в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
  • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
  • в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

Компьютерные преступления

Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

- государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

- распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

  1. объем информационного банка;
  2. формирования пользовательской базы;
  3. скорость поиска документов по базе;
  4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
  5. степень аутентичности документов оригиналу;
  6. юридическая обработка документов;
  7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

  1. высокой степенью сжатия информации;
  2. быстродействием;
  3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

  • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
  • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
  • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

  1. Виду документа;
  2. Регистрационному номеру документа;
  3. Названию органа, принявшего документ;
  4. Названию документа;
  5. Ключевым словам;
  6. Рубрикам;
  7. Дате принятия;
  8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
  9. Статусу документа;
  10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • Работать только с последними редакциями документов;
  • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
  • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.

Справочная правовая система — это специализированный комплект программ, состоящий из массива правовых информационных данных и инструментов, позволяющих с ним работать.

Общие сведения о справочных правовых системах

Информация правовой сферы делится на два типа:

  1. Текстовая информация, содержащая данные о документации из сферы законодательства, права и вспомогательной практики.
  2. Информация, необходимая для соблюдения существующих правовых норм.

Базой государственной правовой информационной системы считаются ресурсные возможности Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции России.

Справочные правовые системы представляют собой особый класс информационных баз данных нормативной и правовой документации, а также постановлений государственных властных органов регионального и федерального уровня, которые подлежат периодическому обновлению. Кроме нормативных документов в них включены консультации работников сферы юриспруденции по разным областям правовой деятельности, типовые форматы разной документации и другая информация.

Документы в справочной правовой системе должны быть безупречны с юридической точки зрения и обладать требуемым структурным оформлением. Составляющим компонентов любой справочной правовой системы обязательно должна быть отличная функция, позволяющая выполнять поиск необходимой пользователю информации.

Самой массовой пользовательской категорией справочных правовых систем являются работники сферы юриспруденции, экономики и бухгалтерии, а также руководители различных уровней. Поскольку должность бухгалтера есть фактически во всех организациях, то именно эта категория работников является самой большой частью пользователей справочных правовых систем. По этой причине исключительно для работников сферы бухгалтерского учёта справочные правовые системы содержат помимо информации чисто по правовым вопросам ещё различные справочные материалы, консультации и разъяснения, необходимые бухгалтерским работникам в их повседневной работе.

Назначение и возможности справочных правовых систем

Главными преимуществами справочных правовых систем считаются следующие аспекты:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Возможность компактно сохранять необходимую в служебной деятельности документацию и методические материалы, которые заменяют множество справочных изданий, журнальных и газетных публикаций.
  2. Грамотно организованные поисковые операции в информационных базах данных.
  3. Наличие своевременных оповещений о всех текущих изменениях в законодательной сфере.
  4. Обеспечение возможности получения реальной помощи для эффективного разрешения возникающих насущных проблем, которые связаны с практическим управлением.

Справочные правовые системы можно классифицировать согласно следующим параметрам:

  1. Базовая тематическая направленность справочной правовой информационной системы.
  2. Классификация по форме собственности.
  3. По тематической направленности могут быть выделены такие типы направлений:
  4. Реализация профессиональной юридической системы.
  5. Формирование систем, связанных с практикой арбитража и содержащих набор обобщённых практических примеров применения законодательства.
  6. Формирование справочной системы, предназначенной для оказания информационных услуг и различных консультаций.
  7. Реализация справочных правовых систем по отдельным отраслям.
  8. Создание справочных правовых информационных баз в электронном формате.

В классификации по форме собственности могут быть выделены следующие параметры:

Коммерческие справочные правовые информационные системы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Коммерческие справочные правовые информационные системы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во всемирной сети Интернет существуют следующие информационные базы данных по правовым вопросам в Российской Федерации:

Без компьютерных справочных правовых систем (СПС) сегодня уже невозможно представить себе работу с правовой информацией, и мало кто сможет обойтись в своей деятельности без опоры на действующую нормативную базу. Как правило, пользователи правовых систем не относятся к профессионалам IT-технологий, поэтому разработчики стараются сделать работу с системами простой и удобной.

КонсультантПлюс

Все системы КонсультантПлюс условно делятся на две большие группы.

Первая группа включает восемь систем по законодательству, в числе которых:

  • КонсультантПлюс:Эксперт (самый крупный банк действующих правовых актов РФ);
  • КонсультантПлюс:ВерсияПроф (универсальная правовая система);
  • КонсультантПлюс:НалогиБухучет (система с нормативными актами для бухгалтеров);
  • КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство (крупнейший банк правовых актов по законодательству 78 субъектов РФ) и КонсультантПлюс:РегиональныйВыпуск (системы по законодательству 78 регионов РФ);
  • КонсультантПлюс:МеждународноеПраво (документы, регламентирующие взаимоотношения России с зарубежными странами);
  • КонсультантПлюс:ДокументыСССР (система по законодательству советского периода).

Вторая группа состоит из систем поддержки принятия решений, которые позволяют верно применять действующее законодательство и точно ориентироваться в практических ситуациях. В эту группу входят специализированные системы для различных специалистов:

  • бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров (системы КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф, КонсультантФинансист, КонсультантБухгалтер: ВопросыОтветы, КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, приложение БухгалтерскиеИздания);
  • юристов, адвокатов и руководителей (системы КонсультантСудебнаяПрактика, КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск);
  • юристов, экономистов, бухгалтеров, научных работников (система КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства);
  • руководителей и менеджеров (ДеловыеБумаги);
  • специалистов фондового рынка и рынка ценных бумаг (ЦенныеБумаги);
  • сотрудников медицинских и фармацевтических фирм (КонсультантМедицинаФармацевтика).

Блок систем поддержки принятия решений состоит из четырех крупных тематических блоков: бухучет, налогообложение, финансы и кредит; судебная практика; медицина и фармацевтика; деловая документация. В частности, системы для бухгалтеров и аудиторов включают не только консультации и разъяснения ведущих специалистов по налогам и бухгалтерскому учету, но и схемы бухгалтерских проводок, статьи и материалы специализированной прессы по актуальным вопросам ведения учета, а также книги. Общее количество консультационных материалов в системе КонсультантФинансист превышает 50 тыс. В системы по судебной практике входят судебные акты высших судебных инстанций, документы по всем видам судопроизводства, а также информация Федеральных арбитражных судов (ФАС) всех десяти судебных округов РФ.

Каждый пользователь может сформировать собственный пакет систем с учетом специфики деятельности своей организации.

Создавая свое рабочее пространство, пользователь может быть уверен, что система запомнит все сделанные им настройки: размеры окон просмотра, путь, по которому сохраняются документы, и т.д. Учтены даже такие мелочи, как поддержка колеса прокрутки у разных типов мышей; добавлены настройка шрифта печати списка документов и пиктограмма вызова списка закладок в текущем документе.

Различные возможности предусмотрены и при работе с текстом документа. В верхней части окна с текстом документа расположена строка предупреждения, которая информирует о текущем состоянии документа (действующая/недействующая редакция). Расставленные в текстах документов ссылки позволяют переходить из текста основного документа к другому, упоминаемому в тексте. Возможен поиск по тексту документа: указав любое слово, словосочетание или символ, можно быстро попасть в нужный фрагмент текста. В текстах документов можно проставить закладки с выделением отдельных строк текста, а с помощью индивидуальных настроек — выбрать удобный цвет, размер и тип шрифта.

В системах КонсультантПлюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Для всех измененных документов создаются новые редакции, и в тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, а также ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Поэтому из любой редакции можно по ссылкам перейти к другой, а также получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет не только иметь все исходные тексты документов, но и анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.

Документы из систем КонсультантПлюс можно экспортировать в редактор MS Word с помощью специальной кнопки на панели инструментов. Таблицы, которые содержатся в правовых документах системы, после экспорта в MS Word автоматически становятся редактируемыми, так что пользователь может изменять и сами таблицы, и информацию в них. Кроме того, различные системы КонсультантПлюс включают специально подготовленные формы документов в форматах MS Word и MS Excel, вследствие чего у пользователей есть возможность использовать эти бланки для дальнейшего редактирования и заполнения собственными данными. Это особенно актуально для различных форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

При работе с системой КонсультантПлюс пользователь может видеть различные графические объекты, содержащиеся в правовых документах: образцы печатей и подписей, рисунки, схемы и др. Если документ содержит какой-либо графический объект, то в тексте появляется соответствующая ссылка, воспользовавшись которой, пользователь может просмотреть данный объект в любом установленном на его компьютере графическом редакторе.

Все пользователи систем КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку: 300 сервисных центров обеспечивают правовой информацией пользователей в 150 городах России.

Сервисная поддержка включает регулярное обновление информации в системах. По информации разработчиков, в программной технологии системы КонсультантПлюс заложен принцип так называемого кусочного пополнения новых документов в базу. Этот принцип позволяет обновлять информацию в системах пользователей путем добавления компактного информационного пакета, вместо того чтобы каждый раз целиком заменять базу данных. Поэтому технология КонсультантПлюс не требует для обновления информации пересборки всего информационного массива, а пользователь может актуализировать систему с любой периодичностью — хоть ежедневно.

ГАРАНТ

правочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. Распространение системы осуществляется через сеть партнеров, состоящую из 200 представительств в 120 городах России. Объем информационного банка системы ГАРАНТ составляет более 600 тыс. документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение — около 2 тыс. документов.

Информационные ресурсы системы ГАРАНТ представлены федеральным законодательством, законодательством 59 субъектов РФ, международным правом, судебной и арбитражной практикой, проектами законов, комментариями к законодательству, справочной и консультационной информацией для бухгалтера.

Пользователь может приобрести различные информационные блоки, которые объединяются в единый комплект.

Первая группа — готовые решения для специалистов с рекомендованным наполнением:

  • для руководителей и менеджеров (ГАРАНТ — Менеджер, ГАРАНТ — Директор, ГАРАНТ — Максимум и Гарант — Максимум. Вся Россия);
  • для юристов (ГАРАНТ — Юрисконсульт, ГАРАНТ — ЮрЭксперт, ГАРАНТ — Главный Юрист и ГАРАНТ — Максимум);
  • для бухгалтеров, аудиторов, финансистов (ГАРАНТ — Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Проф, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Эксперт, ГАРАНТ — Финансовый Директор, ГАРАНТ — Максимум).

Вторая группа — отраслевые решения:

Третья группа — универсальные комплекты, в рамках которых пользователь самостоятельно выбирает нужные ему информационные блоки.

В комплект систем ГАРАНТ можно включить любые выбранные пользователем правовые блоки, которые объединяются в единое информационное пространство со сквозной системой поиска.

После запуска системы на экране появляется основное меню, которое помогает пользователю определиться с дальнейшими действиями. С его помощью можно перейти ко всем основным разделам системы: искать документы, выбрав один из видов поиска; обратиться непосредственно к документам, выбрав нужный вид правовой информации; перейти к справочной информации в системе; получить обновление.

В системе ГАРАНТ имеются следующие виды поиска: по реквизитам (по типу документа, органу/источнику, дате принятия, номеру документа и др.), по ситуации, по источнику опубликования (по изданиям, где были опубликованы комментарии и консультации специалистов), по толковому словарю (здесь можно найти определение встретившегося в документе термина и его перевод на пять основных европейских языков); по классификатору, где документы подразделяются по отраслям законодательства.

Система позволяет накладывать дополнительные ограничения на контекстный поиск: можно потребовать, чтобы введенные пользователем слова располагались в искомом документе в пределах одного абзаца или одного предложения. При этом порядок следования слов роли не играет.

Документы снабжаются подробной справочной информацией: юридической справкой, списками респондентов (документов, на который идут ссылки из данного документа) и корреспондентов (документов, ссылающихся на данный). В справке к документу приводится его полное название, информация об опубликовании и внесенных изменениях. Списки респондентов и корреспондентов помогают проанализировать связь между изучаемым документом и остальным массивом законодательства. При этом в системе ГАРАНТ существует возможность строить такие списки не ко всему документу, а только к отдельной статье или к пункту. Это помогает точнее описать интересующую проблему и сузить круг поиска.

Ряд документов системы ГАРАНТ сопровождается встроенными электронными таблицами в формате MS Word и MS Excel. Чтобы открыть таблицу для сохранения, просмотра или редактирования, достаточно щелкнуть мышью по ссылке на эту таблицу. В зависимости от настроек системы либо запустится соответствующий редактор и таблица будет открыта, либо будет задан вопрос о дальнейших действиях.

Дополнительные средства для работы с документами в системе ГАРАНТ включают возможности формирования пользователем иерархической системы папок с тематическими подборками материалов, установки закладок по тексту документа, копирования списка документов и их текстов в файл, печати документов или фрагментов текстов, проведения контекстного поиска внутри документов. Тексты документов снабжаются гипертекстовыми ссылками, с помощью которых можно перейти от одного документа к другому.

Кодекс

Сразу после первого запуска системы можно увидеть перечень всех информационных разделов, установленных на компьютере пользователя. Эти разделы, в свою очередь, имеют подгруппы, сформированные по видам правовой информации.

Атрибутный поиск применяется, если известны атрибуты документа (название, вид документа, дата принятия и т.д.). При вводе поисковых слов автоматически подключается словарь словоформ и система дает предупреждение о так называемых шумовых словах (то есть о часто встречающихся неинформативных словах: предлогах, местоимениях, частицах и т.д.), по которым не будет производиться поиск.

Полученный список документов можно отсортировать по одному или нескольким показателям (например, по дате принятия) или отфильтровать с помощью задания дополнительных условий поиска. Если список документов скопировать в буфер временного хранения, то в дальнейшем можно выполнять логические операции по объединению и пересечению списков. Результаты работы со списками можно сохранить в пользовательских папках, которые представляют собой структуру, аналогичную структуре обычных папок в проводнике Windows. Кроме того, списки или тексты документов можно одним нажатием кнопки на панели инструментов переместить в MS Word и далее работать с ними, используя все возможности текстового редактора.

Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают сортировку и фильтрацию списков, выполнение логических операций объединения и пересечения списков, создание папок для хранения документов, установку в документах закладок и др.

При работе с текстом документа пользователь имеет возможность просмотреть не только сам текст, но и приложения к нему (статус, оглавление для сложных, структурированных документов, примечания к документу), используя ярлычки-закладки в нижней части окна. Можно осуществлять переход по ссылкам, организовать поиск подстроки в тексте, устанавливать закладки, распечатывать выделенный фрагмент текста или сохранять его в файл.

Выводы

Читайте также: