Для чего нужны аксиомы права

Обновлено: 30.06.2024

Во–первых, это отправное, исходное положение какой–либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательств.

Во–вторых, бесспорная, не требующая доказательств истина.

Юридические аксиомы – это положения, которые в результате своей очевидности не требуют доказательств; это исходные, юридически признанные суждения, в силу очевидности, не требующие дополнительных обоснований и доказательств, на которых основываются источники права.

Юридические аксиомы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным инструментом в регулировании сложных взаимоотношений, помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

В правовой науке существует мнение, что аксиомы выражают определенные черты самого права, рассматривая их в отношении тех или иных принципов.

Схожесть аксиом с принципами заключается в том, что эти категории являются основополагающими идеями права, они универсальны, придают логичность и последовательность правовой действительности. Важно и то, что аксиомы и принципы являются основаниями, из которых развиваются другие положения.

Однако, несмотря на сходство, аксиомы и правовые принципы не тождественны. Аксиома формулирует общие идеи, характерные практически для всех правовых систем, принципы же выражают черты конкретной правовой системы. То есть аксиомы – это то, на чем основывается право, а принципы – это его основные свойства, черты.

Из изложенного следует, что аксиомы являются одним из оснований, на которых строится право. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель – не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть осуществляется только для добра. Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ). Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.[3]

Аксиомы – это отдельная группа правовых норм, отличающаяся от остальных по содержанию, задачам и способам возникновения. Значение правовых аксиом состоит в том, что они выполняют важную регулятивную, прикладную и познавательную роли. Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В них заключены основные логические понятия, опосредующие наиболее общие связи. Ввиду своей очевидности необходимость их осуществления (введения) не доказывается, и, наконец, они играют роль основных понятий, на которых базируется большинство других правил правовой системы.

Таким образом, правовые аксиомы – это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Правовые аксиомы упрощают правовое регулирование, делая законодательство более доступным для граждан. Учитывая большое значение правовых аксиом в правотворчестве правоприменении, правореализации и толковании права, представляется более правильным все же считать их одним из элементов юридической техники.

В юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания. Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону. Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве. А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней. И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике.

Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим. Следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ). А если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)? Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

1) по характеру — общие и отраслевые;

2) по содержанию — утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;

2) делают правовое регулирование экономным;

3) способствуя экономии человеческого энергии в процесс правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;

4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным;

5) позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;

6) отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

В рамках понятия юридической техники существуют специальные средства и нетипичные нормативные предписания. Они не содержат известных элементов нормы права, однако имеют дополнительное регулирующее значение в правоотношениях. К ним относятся правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких–либо фактов, событий, обстоятельств. Юридические презумпции определяются как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом. Презумпция – юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов.[4]

Презумпции имеют отношение к наличию или отсутствию определенных обстоятельств, имеющих правовое значение и влекущих правовые последствия – т.е. юридических фактов.

Правовую презумпцию можно определить как закрепленное прямо или косвенно в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридически значимых фактов, при доказанности связанных с ними других достоверных фактов.

Как правовой термин юридическая фикция представляет собой особое средство юридической техники, посредством которого заведомо ложное положение условно признается истиной и закрепляется документально, возможность опровержения которой, как правило, не имеет никакого юридического значения.

В отличие от презумпции, под фикцией в праве понимают прием мышления, допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим. Под юридической фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта.

Юридические аксиомы – это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Правовые аксиомы упрощают правовое регулирование, делая законодательство более доступным для граждан.

Однако многое из того, что прежде казалось незыблемо истинным, аксиоматичным, сегодня воспринимается далеко не однозначным. Поэтому критерий истинности, который автоматически присваивается положениям, признаваемым аксиомами, в тех или иных конкретно-исторических условиях вызывает известные сомнения. В результате не все аксиомы, особенно идеологизированные, в действительности таковыми являются. Многие проблемы, связанные с определением категориального статуса правовых аксиом, в некоторой степени могут объяснить слабый интерес к их исследованию, трудности в оперировании ими как понятиями, но вместе с тем стимулируют новое обращение к данной теме.

В настоящей работе проанализированы юридические презумпции, юридические фикции, юридические аксиомы как специальные средства и нетипичные правовые предписания в составе юридической техники; исследованы классификации, особенности и значение юридических презумпций, юридических фикций, юридических аксиом.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с внесенными поправками от 21.07.2014 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2014 г.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (с внесенными поправками от 21.07.2014 г.).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (редакция от 24.11.2014 г.).

5. Основы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко, П.Ф. Лунгу. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2007.

6. Основы теории государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина – М.: ЮНИТИ, 2009.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2010.

8. Основы теории государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Васильева, А.В. Догадайло. – М.: Юристъ, 2011.

9. Юридический словарь под ред. А.Б. Барихина. - М.: Лань, 2007.

14. Панько К.К. Презумпции и фикции в гражданском праве. – М.: Лань, 2008.

15. Бабаев В.К. Презумпции и фикции в российском праве и юридической практике. // Проблемы юридической техники. – 2008.

16. Булаевский Б.А. К вопросу о понятии презумпций в праве/Б.А.Булаевский//Журнал российского права. – 2010.

17. Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юстицинформ.- 2009.

18. Масленников А.В. Правовые аксиомы. M.2006.

19. Сериков Ю.А. Презумпции в гражданском судопроизводстве / науч. ред. В.В. Ярков. - М.: Волтерс Клувер. - 2008.

20. Шумило М.М. Аксиоматический метод и правовые аксиомы при исследовании проблем социального обеспечения /М.М.Шумило/

[1] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА Ч М., 2000. – 570с.

[2] Основы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко, П.Ф. Лунгу. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2007. – 178 с.

[3] Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.В. Клименко, А.Л. Чичерина. – М.: Дельта и сервис, 2007. – 180 с.

[4] Теория государства и права. Учебное пособие / Под ред. С.С. Алексеева. - СПб: Питер, 2006. - 192 с.

Вся природа права направлена на упорядочение и гармонизацию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, поощряя, а в необходимых случаях, и наказывая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фундаменте права.
Принципы права — это основные исходные положения права, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются правовыми принципами (это, в частности, принципы законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права (ст. 2—7 УК РФ); принципы равенства перед законом и презумпции невиновности административной ответственности (ст. 1.4—1.5 КоАЛ РФ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании правовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права — принципы правосознания (например идеи неотвратимости и индивидуализации уголовной ответственности).
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:
- общие (общеправовые) принципы лежат в основе всех правовых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;
- отраслевые (или специальные правовые) принципы характерны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собственно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи экономии мер уголовной репрессии, личной ответственности за содеянное, так как принцип личной ответственности характерен именно для уголовного права, в рамках отношений которого наказания носят строго личный характер. В то время как в административном и гражданском праве к ответственности могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;
- межотраслевые принципы, являющиеся основой для нескольких родственных отраслей права (например состязательность и равенство сторон характерны для процессуальных отраслей права);
- принципы отдельных институтов права (например принципы назначения наказания, заключения договора и др.).
Наиболее важное значение в этом ряду имеют общеправовые принципы. Они проявляются во всей сфере права, распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими отношений. Данные общие принципы являются содержательным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, растворяются в них и составляют их основу.
Общеправовые принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные принципы права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.
Принцип социальной свободы заключается в том, что представляет субъектам максимальную свободу в выборе форм трудовой деятельности, профессии, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами.
Принцип демократизма выражается в нормах права, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяет правовое положение личности, характер ее отношений с государством.
Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами человека и их общественным признанием.
Принцип гуманизма проявляется в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности.
“Тому, кто отрицает гуманизм, остается лишь утверждать бесчеловечность” (Хайдеггер М.)
Принцип равноправия (правового равенства) граждан перед законом и судом — все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общественно-политические права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.
Принцип взаимных обязанностей государства и личности, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность.
Принцип законности требует строгого соблюдения конституции и других законов всеми должностными лицами государственных и общественных органов и организаций, гражданами.
“Принципы права . не только отражают господствующие в данной стране и мировом сообществе взгляды и представления, но и формируют определенные требования, адресованные разным субъектам правовых отношений — как законодателям и правоприменителям, так и гражданам” (В.Н. Кудрявцев, А.И. Трусов)
Правовые принципы выполняют как внешние, так и внутренние функции. Внешнее проявление состоит в том, что принципы права воздействуют на систему юридических норм, обеспечивая ее непротиворечивость и согласованность; что все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания правовых принципов и полностью соответствовать им, что обеспечивает единство и максимальную эффективность законодательства. Внутренняя направленность правовых принципов заключается в их непосредственном регулирующем воздействии на общественные отношения, на правоприменение и восполнение пробелов в законодательстве.Вместе с тем, необходимо заметить, что правовые принципы исторически изменчивы. На их содержание значительное влияние оказывает современное состояние самого права, его социальная ценность, особенности правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отношений в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед государством на том или ином этапе развития. Поэтому наряду с правовыми принципами, немаловажное значение в реализации правовых требований имеют существующие правовые аксиомы — положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказательств, в силу своей очевидности и истинности. Это фундаментальные принципы человеческого сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть до наших времен не потеряли своей актуальности.
К числу таких непреложных, проверенных вековой практикой положений относятся такие правила, как: субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему во время его совершения; право реализуется только в нормативных актах, правоотношениях и правосознании; не запрещенное нормами права и не противоречащее его принципам — разрешено; никто не может быть судьей в своем деле; пусть будет выслушана другая сторона; личная выгода отступает перед общественной; никто не обязан себя обвинять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступление; гнев не оправдывает преступления; если обвинение не доказано — обвиняемый оправдан; щадящий виновного, наказывает невиновного; все, что не запрещено законом — разрешено; закон, устанавливающий ответственность или ужесточающий уже законодательно закрепленную, не имеет обратной силы и др. И.А. Ильин к таким аксиомам добавлял также закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.

Правовые презумпции и аксиомы - не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных "нестандартных ситуаций". Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Природа этих явлений изучена недостаточно полно. В учебной литературе они, как правило, не освещаются, в программах не значатся. Им не находится места в общей классификации социальных норм, в том числе среди правовых (в качестве самостоятельных). Между тем знания о них важны для профессиональной подготовки юристов.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом (В.К. Бабаев).

Правовые презумпции - разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумпции:

Презумпция знания закона (правознакомства). Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями. Древняя мудрость гласит: "Закон не обязывает, если он не обнародован". Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15).

Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

Презумпции справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми; предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего; к невозможному не обязывают; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно, и др. Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые тоже представляют собой предположения. Версия - это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в общественно-политическом лексиконе слово "версия" нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель - не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть существует только для добра и др. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юридические фикции. Фикция в переводе с латыни - выдумка, вымысел, нечто реально не существующее. В юриспруденции - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.

Данные явления были хорошо изучены представителями русского правоведения. В советское время они не привлекли особого внимания. Один из видных юристов прошлого, Р. Иеринг, охарактеризовал фикции как "юридическую ложь, освященную необходимостью. технический обман". Фикции широко использовались еще римскими юристами.

В качестве типичного примера фикции из российского законодательства обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим, которое гласит: "Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года" (ст. 42 ГК РФ).

Аналогичную ситуацию имеет в виду ст. 45 ГК РФ (объявление гражданина умершим), устанавливающая: "1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. 3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели".

З.М. Черниловский отмечает, что смысл юридических фикций выражается вводными словами: "как бы", "как если бы", "допустим". Он приводит любопытный пример взаимосвязи фикции и презумпции из французского права, которое предусматривает, что в случае одновременной гибели мужа и жены в результате авиационной или автомобильной катастрофы муж считается умершим первым, его имущество переходит к жене, а от нее - к ее родственникам. Основанная на медицинской статистике презумпция большей живучести женщин превращается в данном случае в юридическую.

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

В связи с этим указанные разновидности социальных ориентиров, в которых отразился опыт поколений и которые являются составной частью единой нормативной системы любого общества, должны, по нашему мнению, стать предметом более пристального внимания юридической науки и практики. Их следовало бы включить в вузовские программы, лекционные курсы, учебники.

Жизнь бесконечно разнообразна, в ней возникает множество необычных (уникальных) положений, состояний, обстоятельств, на первый взгляд случайных и труднопредсказуемых. Но, как известно, случайности - форма проявления закономерностей. Поэтому их надо изучать.

Студенты-правоведы должны быть готовы к встрече с самыми "замысловатыми сюжетами" действительности, уметь их анализировать, извлекать из парадоксов полезные уроки. Особенно это важно в условиях ломки старых и нарождения новых отношений, когда в наибольшей степени проявляются пробельность и неполнота права.

В таких ситуациях первостепенное значение приобретают правосознание и компетентность тех, кому приходится самостоятельно, а не только по готовым рецептам осмысливать и разрешать конкретные дела, вырабатывать прецеденты, устанавливать истину.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды социальных норм. Каковы их функции, назначение, отличие от технических?

2. Укажите характерные признаки, отличающие право от иных социальных норм.

3. В чем заключается сходство, различие и взаимодействие права и морали?

4. Возможны ли противоречия (коллизии) между правовыми и моральными нормами? Если да, то какова их природа, причины, пути устранения?

5. Что такое правовые презумпции и аксиомы? Какова их роль в юридической науке и практике?

6. Перечислите основные виды социальных норм.

Литература

Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М., 1982.

Апресян Р.Г. Природа морали // Философские науки. 1991. N 12.

Бабаев Р.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974.

Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. Ростов-на-Дону, 1972.

Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.

Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. N 2.

Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999.

Плахов Д.В. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1988.

Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм // Советское государство и право. 1964. N 7.

Вся природа права направлена на упорядочение и гармонизацию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, поощряя, а в необходимых случаях, и наказывая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фундаменте права.
Принципы права — это основные исходные положения права, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются правовыми принципами (это, в частности, принципы законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права (ст. 2—7 УК РФ); принципы равенства перед законом и презумпции невиновности административной ответственности (ст. 1.4—1.5 КоАЛ РФ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании правовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права — принципы правосознания (например идеи неотвратимости и индивидуализации уголовной ответственности).
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:
- общие (общеправовые) принципы лежат в основе всех правовых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;
- отраслевые (или специальные правовые) принципы характерны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собственно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи экономии мер уголовной репрессии, личной ответственности за содеянное, так как принцип личной ответственности характерен именно для уголовного права, в рамках отношений которого наказания носят строго личный характер. В то время как в административном и гражданском праве к ответственности могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;
- межотраслевые принципы, являющиеся основой для нескольких родственных отраслей права (например состязательность и равенство сторон характерны для процессуальных отраслей права);
- принципы отдельных институтов права (например принципы назначения наказания, заключения договора и др.).
Наиболее важное значение в этом ряду имеют общеправовые принципы. Они проявляются во всей сфере права, распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими отношений. Данные общие принципы являются содержательным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, растворяются в них и составляют их основу.
Общеправовые принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные принципы права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.
Принцип социальной свободы заключается в том, что представляет субъектам максимальную свободу в выборе форм трудовой деятельности, профессии, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами.
Принцип демократизма выражается в нормах права, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяет правовое положение личности, характер ее отношений с государством.
Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами человека и их общественным признанием.
Принцип гуманизма проявляется в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности.
“Тому, кто отрицает гуманизм, остается лишь утверждать бесчеловечность” (Хайдеггер М.)
Принцип равноправия (правового равенства) граждан перед законом и судом — все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общественно-политические права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.
Принцип взаимных обязанностей государства и личности, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность.
Принцип законности требует строгого соблюдения конституции и других законов всеми должностными лицами государственных и общественных органов и организаций, гражданами.
“Принципы права . не только отражают господствующие в данной стране и мировом сообществе взгляды и представления, но и формируют определенные требования, адресованные разным субъектам правовых отношений — как законодателям и правоприменителям, так и гражданам” (В.Н. Кудрявцев, А.И. Трусов)
Правовые принципы выполняют как внешние, так и внутренние функции. Внешнее проявление состоит в том, что принципы права воздействуют на систему юридических норм, обеспечивая ее непротиворечивость и согласованность; что все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания правовых принципов и полностью соответствовать им, что обеспечивает единство и максимальную эффективность законодательства. Внутренняя направленность правовых принципов заключается в их непосредственном регулирующем воздействии на общественные отношения, на правоприменение и восполнение пробелов в законодательстве.Вместе с тем, необходимо заметить, что правовые принципы исторически изменчивы. На их содержание значительное влияние оказывает современное состояние самого права, его социальная ценность, особенности правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отношений в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед государством на том или ином этапе развития. Поэтому наряду с правовыми принципами, немаловажное значение в реализации правовых требований имеют существующие правовые аксиомы — положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказательств, в силу своей очевидности и истинности. Это фундаментальные принципы человеческого сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть до наших времен не потеряли своей актуальности.
К числу таких непреложных, проверенных вековой практикой положений относятся такие правила, как: субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему во время его совершения; право реализуется только в нормативных актах, правоотношениях и правосознании; не запрещенное нормами права и не противоречащее его принципам — разрешено; никто не может быть судьей в своем деле; пусть будет выслушана другая сторона; личная выгода отступает перед общественной; никто не обязан себя обвинять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступление; гнев не оправдывает преступления; если обвинение не доказано — обвиняемый оправдан; щадящий виновного, наказывает невиновного; все, что не запрещено законом — разрешено; закон, устанавливающий ответственность или ужесточающий уже законодательно закрепленную, не имеет обратной силы и др. И.А. Ильин к таким аксиомам добавлял также закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.

Читайте также: