Для чего необходимо предвыборная агитация для предоставления избирателям информации

Обновлено: 18.05.2024

Выборы на различных уровнях власти проводятся, чуть ли не с момента зарождения цивилизации. Выборы как общественно-социальное действие, и соответственно предвыборная агитация были в какой-то мере распространены на всех исторических этапах государственного развития. Однако конкретное конституционное и юридическое закрепление демократических принципов выборов произошло только в XIX-XX столетии.

В данный момент создание органов государственной власти и местного самоуправления с помощью проведения выборов - неотъемлемы атрибут демократического правового государственного устройства и особо важный элемент в системе человеческих ценностей.

При взаимодействии с базовыми элементами фундамента развитого общественного устройства, такими как свобода слова, печати и массовой информации, предвыборная агитация и соответственно свободное волеизъявление на выборах в самых общих характеристиках выступают признаком конституционного правопорядка, являются сдерживающим фактором при превышении полномочий публичной власти, олицетворяют сформированный уровень демократии, экономической и политической независимости социума, правовое положение всего народа в государстве и каждого человека в частности.

Институт выборов, с его членством в общественной сфере, также включает частную правоспособность. С одной стороны, выборы рассматриваются как средство создания государственных органов, с другой - являются выражением индивидуальной свободы, участия всех граждан в делах государства.

Предвыборная агитация как фундаментальный демократический институт выборов, тесно связан со сферой осуществления прав и свобод граждан, которые могут получить свое нормативное выражение только при наличии устойчивых правовых взаимосвязей между человеком и государством. Реализация этих прав и свобод возможно с точки зрения государства на определенном уровне свободы личности, а также для осознания и принятия его роли как личности гражданина.

Цели предвыборной агитации

Сама концепция предвыборной агитации не может быть однозначно истолкована. Некоторые авторы справедливо ссылаются на предвыборную агитацию как на часть политических потрясений. Конечно, предвыборную агитацию можно отличить как самостоятельный шаг в избирательном процессе. С законодательной стороны предвыборная агитация - это деятельность осуществляемая особым кругом субъектов. Эту концепцию можно охарактеризовать как неотъемлемую часть правовой системы, а именно как электориализм на выборах. Кроме того, предвыборная кампания является одной из возможностей субъективного выбора.

Готовые работы на аналогичную тему

Основная информационная цель предвыборной агитации - ознакомление избирателей с кандидатами, их личными и профессиональными качествами, политическими предпочтениями, избирательными программами и т. д.

В целом, предвыборная кампания может рассматриваться как деятельность политических субъектов по подготовке и распространению информации, дабы убедить электорат отдать голос определенным кандидатам или проголосовать против них.

Вот основные цели избирательной кампании:

  • призыв отдать свой голос за определенного политика или кандидатов, список депутатов или против кого-либо;
  • выражение предпочтений кандидата или избирательного объединения, за исключением публикации (публикации) результатов социальных опросов;
  • прогнозирование возможных последствий, если он выбран, или если кандидат не будет выбран;
  • распространение информации, в которой преобладает информация о кандидате или кандидатах, ассоциация избирателей, с учетом позитивных или негативных комментариях о них;
  • распространение сведений о деятельности политика, которые не имеют отношения к профессиональной деятельностью или при исполнении ими своих официальных функций;
  • действия, направленные на создание положительного или отрицательного отношения электората к каждому кандидату, избирательному объединению, выдвинутому кандидату или списку кандидатов.

Важно отметить, что вышеприведенные цели предвыборной агитации, считаются таковыми, если соответствующие действия совершаются СМИ систематически и с целью побудить избирателя голосовать за вышеназванных претендентов.

Иначе говоря, цель предвыборной агитации - убедить избирателей определенным образом, предоставив им объективную информацию.

Методы предвыборной агитации

В зависимости от приемов и путей реализации этих мероприятий существуют три общих метода предвыборной агитации:

  • выступление на каналах организаций теле- и радиовещания и публикации в периодических печатных изданиях;
  • организация публичных мероприятий агитационного характера;
  • публикация и распространение печатных агитационных аудиовизуальных и других материалов.

В дополнение к вышеуказанным методам кандидаты и избирательные объединения имеют право проводить предвыборную кампанию иными способами, что не запрещено законом. Они могут быть самыми разными, их применение зависит от целей предвыборной агитации, и соответственно классифицироваться по формам и методам распространения информации о кандидатах либо партиях (информация в виде книг, журналов, календарей, газет, листовок, плакатов, транслирование видеоконтента и др.).

Агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные материалы и другие, содержащие признаки предвыборной кампании и предназначенные для массового распространения, рекламы во время избирательной кампании.

Предвы́борная агита́ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Содержание

Официальное толкование

4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) ;

Легальная предвыборная агитация

Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов [1] .

Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами [2] .

Нелегальная предвыборная агитация

См. также

Примечания

  1. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 48. Ч. 2.
  2. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 48. Ч. 3.
  3. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 45. Ч. 5.
  • Избирательное право
  • Связи с общественностью

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Предвыборная агитация" в других словарях:

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ, в избирательном праве (см. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО) деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против кандидатов (списков… … Энциклопедический словарь

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) … Юридический словарь

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — В избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

Предвыборная агитация — (англ. election agitation) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме деятельность граждан РФ … Энциклопедия права

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) … Юридическая энциклопедия

Предвыборная агитация — См. Агитация предвыборная … Российское избирательное право: словарь-справочник

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) … Энциклопедический словарь экономики и права

предвыборная агитация — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). * * * (англ. election… … Большой юридический словарь

Мария Петухова: Агитация для всех участников избирательного процесса

Мария Владимировна ПЕТУХОВА –
консультант правового отдела
аппарата Избирательной комиссии Свердловской области

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Проводить предвыборную агитацию законодательство разрешает всем гражданам и общественным объединениям в установленных законом формах и в соответствии с их статусом в рамках конкретной избирательной кампании.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения публичных мероприятий, в том числе собраний избирателей, пикетов, демонстраций, шествий, дебатов, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.

Агитационный период по общему правилу начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Напомним основные положения законодательства, на которые необходимо обращать внимание участникам избирательных кампаний.

Кандидатам

Участниками предвыборной агитации являются кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители, а также иные лица и организации по просьбе или поручению действующие от имени кандидата.

Что должны сделать лица, изготавливающие печатные АПМ?

  • Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес, ИНН организации или ФИО лица (ИП), наименование субъекта РФ, населенного пункта, где находится место его жительства, изготовивших данные материалы. Наименование организации или ФИО лица, заказавших их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов с указанием об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
  • Все агитационные материалы до их распространения должны быть представлены в организующую выборы избирательную комиссию, за исключением материалов, которые будут размещены в СМИ.
  • В агитационных материалах допускается использование изображений только самого кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Что такое неопределенный круг лиц?

Согласно позиции ЦИК России, изложенной в письме от 02.09.2016 г. № 05-33/9931, под неопределенным кругом лиц следует понимать неперсонифицированных субъектов, представляющих определенную социальную группу (врачи, учителя, молодежь, пенсионеры и т.д.), на которую направлены определенные программные положения кандидата или группу лиц, объединенных определенным творческим замыслом, обуславливающим содержание агитационного материала (гости мероприятия, участники какого-либо события, к примеру, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.).

При этом значение личностных качеств данных субъектов должно отсутствовать, а единственной целью их присутствия в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом.

  • Использование в агитационных материалах высказываний физического лица допускается только с его письменного согласия. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. Такое согласие не требуется в случаях, перечисленных п. 9 ст. 48 ФЗ № 67-ФЗ.

В каких случаях согласие на высказывание физического лица в АПМ не требуется?

Закон к таким случаям относит:

а) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

б) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

в) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

  • Публичные агитационные мероприятия могут проводиться кандидатами на безвозмездной основе в помещениях, находящихся в государственной/муниципальной собственности и определенных для этих целей главой соответствующего муниципального образования, в течение установленного избирательной комиссией времени. С перечнем таких помещений и порядком их использования кандидаты могут ознакомиться в соответствующей территориальной избирательной комиссии.

К недопустимым методам агитации действующее законодательство относит:

  • Злоупотребление свободой средств массовой информации, а также нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, издаваемые агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Что такое злоупотребление свободой СМИ?

  • Осуществление подкупа избирателей, а именно вручение им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании.

На дополнительных выборах депутата Государственной Думы кандидаты вправе изготавливать и распространять агитационные материалы, которые специально изготовлены для данной избирательной кампании, если их стоимость не превышает 100 рублей за единицу продукции.

Кто не имеет права агитировать?

Закон запрещает проводить предвыборную агитацию:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим;
  • лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. При этом, указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам, если иное не предусмотрено международным договором с Российской Федерацией, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям средств массовой информации;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений действующего законодательства, установленных п.1 ст. 56 ФЗ №67-ФЗ.
  • распространения призывов голосовать против других кандидатов;
  • описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран;
  • распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каких-либо кандидатах в сочетании с негативными комментариями;
  • распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к какому-либо кандидату.

Средствам масовой информации

Обнародование в СМИ агитационных материалов регулируется особыми правилами, обеспечивающими равенство условий проведения агитации, а также порядок оплаты публикаций и агитационных сюжетов для всех участвующих в выборах кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться в негосударственных средствах массовой информации только в случае, если они выполнили требования об опубликовании сведений о размере и других условиях оплаты своих услуг и предоставлению такой информации в соответствующую избирательную комиссию.

Членам избирательных комиссий

Полномочия избирательных комиссий и их членов на этапе ведения предвыборной агитации сводятся к следующему:

  • Избирательные комиссии на соответствующей территории контролируют законность ведения предвыборной агитации, в том числе посредством организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между кандидатами, приема и анализа агитационных материалов, мониторинга СМИ, а также оказывают содействие кандидатам путем проведения консультаций, дачи разъяснений по вопросам правового регулирования предвыборной агитации, доведения до сведения кандидатов информации о специально выделенных местах для размещения агитационных печатных материалов, а также содействие в организации проведения публичных агитационных мероприятий.
  • Для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса законом установлен абсолютный запрет на проведение предвыборной агитации в каких-либо формах. За нарушение данного требования ст. 5.11 КоАП РФ установлена административная ответственность с наказанием в виде штрафа для должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

В заключение хотелось бы пожелать всем участникам избирательных кампаний с особым вниманием отнестись к требованиям закона, осуществлять свою деятельность в соответствии с рекомендациями избирательных комиссий и иметь максимально позитивный настрой во взаимодействии друг с другом.

Социальные сети

Информационные ресурсы

Вестник
территориальных избирательных комиссий Свердловской области

Учредитель – Избирательная комиссия Свердловской области
Свидетельство Роскомнадзора от 18.05.2017 ЭЛ № ФС77-69789

Предвы́борная агита́ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Содержание

Официальное толкование

4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) ;

Легальная предвыборная агитация

Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов [1] .

Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами [2] .

Нелегальная предвыборная агитация

См. также

Примечания

  1. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 48. Ч. 2.
  2. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 48. Ч. 3.
  3. ↑ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав". Ст. 45. Ч. 5.
  • Избирательное право
  • Связи с общественностью

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Предвыборная агитация" в других словарях:

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ, в избирательном праве (см. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО) деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против кандидатов (списков… … Энциклопедический словарь

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) … Юридический словарь

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — В избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

Предвыборная агитация — (англ. election agitation) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме деятельность граждан РФ … Энциклопедия права

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) … Юридическая энциклопедия

Предвыборная агитация — См. Агитация предвыборная … Российское избирательное право: словарь-справочник

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) … Энциклопедический словарь экономики и права

предвыборная агитация — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). * * * (англ. election… … Большой юридический словарь

Читайте также: