Для чего необходимо информационное обеспечение

Обновлено: 30.06.2024

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение является основой разработки всего комплекса средств информационной технологии, определяя организационное, техническое и программное обеспечение.

Информационное обеспечение это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

Информационное обеспечение чаще всего определяют через ряд составляющих: совокупность справочных данных, классификаторов информации (справочно-нормативное информационное обеспечение); унифицированных систем документации; специально организованных массивов информации.

Справочно-нормативное информационное обеспечение составляют федеральные, ведомственные и локальные информационные массивы. Федеральное справочно-нормативное информационное обеспечение содержит законодательные акты и организационно-технические документы – ГОСТы и федеральные классификаторы. Ведомственные массивы содержат информацию о нормативном регулировании в области, в которой функционирует данная информационная технология, локальные ориентированы на решения локальных прикладных задач.

Система классификаторов формируется для:

· обеспечения однозначности и точности при заполнении различных первичных документов;

· адекватности представления и отображения информации в различных информационных подсистемах;

· обеспечения возможности обмена информационным обеспечением.

Среди федеральных классификаторов следует отметить:

- общероссийский классификатор административно-территориального деления (ОКАТО);

- общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН); общероссийский классификатор продукции (ОКП);

- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

- идентификационный номер налогоплательщика ИНН, системы ведомственных классификаторов.

В МВД России отраслевые классификаторы разрабатываются в соответствии с Приказом № 533 от 1996 г.

Массивы информации составляют данные по предметной области, специально организованные в виде баз данных.

Под данными в области информационных технологий принято понимать информацию, представленную в виде, пригодном для её передачи и обработки автоматическими или автоматизированными средствами.

База данных – специально организованная совокупность данных в виде таблицы: столбцы – поля, строки – записи базы данных.

Построение баз данных часто представляется на практике в виде двух этапов:

1-й этап – обследование всех функциональных подразделений организации с целью:

· понять специфику и структуру ее деятельности;

· построить схему информационных потоков;

· проанализировать существующую систему документооборота;

· определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Часто в информационном обеспечении выделяют еще один элемент – схемы информационных потоков. Они отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. Анализ информационных потоков должен проводиться с целью их более организации, повышения интенсивности передачи и обработки информации, поступающей от источника к потребителю.

Построение схем информационных потоков обеспечивает:

· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

· классификацию и рациональное представление информации.

Подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая им используется.




Таким образом, для создания информационного обеспечения необходимо:

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления;

· представление движения информации от момента возникновения и до ее использования в виде схем информационных потоков;

· использование системы классификации и кодирования;

· совершенствование системы документооборота;

· составление концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· организация массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

И. о. в области пожарной безопасности — вид деятельности по удовлетворению потребностей руководителей и специалистов в информации, необходимой для проведения работ и услуг в области пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" задачи сбора, обобщения и распространения информации в области пожарной безопасности возложены на Государственную противопожарную службу (ГПС) МЧС России.

В системе ГПС функции головной организации по И. о. выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО). Институт проводит системные исследования в области И. о., в т. ч. работы по совершенствованию информационных и коммуникационных технологий, созданию и ведению фондов нормативной, методической и справочной документации, программных средств, баз (банков) данных, разработке автоматизированных рабочих мест, распространению информации на печатных и электронных носителях. Абонентами ВНИИПО является более 10 тыс. организаций. Оперативность И. о. достигается: размещением информации в Интернете на web-сайте http://www.vniipo.ru, изданием и распространением журналов "Пожарная безопасность", "Пожарная охрана" и др.

Данные о пожарах и их последствиях ежемесячно поступают во ВНИИПО от всех органов управления ГПС субъектов РФ в рамках Единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. На основе полученной информации 1 раз в месяц составляют и публикуют отчет.

И. о. прогнозирования условий и охраны труда. Прогноз состояния условий и охраны труда составляется на основе изучения общих тенденций развития российской экономики, ее основных отраслей, анализа тенденций изменения показателей, характеризующих условия труда и охрану труда в РФ, и факторов, определяющих состояние условий труда, а также учета направлений совершенствования государственной политики в области охраны труда. Важнейшими для разработки прогноза являются показатели темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и численности работников, занятых в отраслях экономики. Улучшению ОТ способствуют: совершенствование нормативной правовой базы, развитие организационных структур (служб охраны труда в организациях), расширение масштабов аттестации рабочих мест по условиям труда, обучение и переподготовка специалистов по охране труда, усиление контроля за соблюдением требований ОТ.

И. о. по УТ, производственному травматизму и профессиональной заболеваемости формируется на базе двух форм федерального государственного статистического наблюдения: № 1—Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда" и № 7—травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях".

На различных уровнях прогнозирования используются и др. показатели — количество людей, занятых тяжелым физическим трудом, работающих во вредных и опасных условиях труда или на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, а также показатели, характеризующие последствия работы в неблагоприятных условиях: общая численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих (Кч); численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (Ксм); число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего (Кт); численность пострадавших от профессиональных заболеваний (отравлений) в расчете на 1000 работающих. Эти основные показатели могут быть дополнены следующими данными:

уровень средней продолжительности активной трудовой жизни;

объем производства технических средств защиты;

индекс цен на средства коллективной и индивидуальной защиты;

объем инвестиций в основные фонды по ОТ;

объем медицинских услуг, оказанных лицам трудоспособного возраста;

уровень социальной напряженности (трудовых конфликтов) из-за неудовлетворительных УТ (число жалоб на неблагоприятные УТ по регионам);

количество проверок по ОТ, проведенных органами исполнительной власти;

количество выявленных нарушений требований нормативных правовых актов по ОТ;

количество остановленных предприятий, цехов и т. д. в связи с плохими УТ;

количество лиц, привлеченных к административной ответственности или уголовной ответственности за нарушения нормативных правовых актов по ОТ;

количество аттестованных / неаттестованных рабочих мест по УТ;

затраты страхователя на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

И. о. управления охраной труда. В практике управления используется информация различных видов: экономическая, организационная, социальная и социально-психологическая, технологическая; оперативная, текущая и стратегическая; по отдельным функциям управления — плановая, статистическая, по кадрам и пр. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. В современном менеджменте используются комбинированные варианты. Выбор комбинаций определяют многие факторы организации управления: профессионализм и ответственность персонала, наличие достаточного количества технических средств, характер решаемых проблем, конкретная ситуация, действующая система контроля, стиль управления. Часть используемой информации оформляется документально, что необходимо для осуществления контроля исполнения, а также для анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности.

Каждое звено системы управления должно иметь всю необходимую информацию для реализации своих функций и полномочий. Информационная система не должна строиться по принципам монополии на информацию или жесткого ограничения И. о. Распределение информации и построение системы И. о. управления в значительной мере характеризуют искусство управления.

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации" необходимо обеспечивать:

обмен информацией (коммуникацию) между различными уровнями управления и подразделениями организации;

получение необходимой информации от внешних заинтересованных организаций;

передачу информации заинтересованным сторонам;

документальное оформление информации.

Современная системная модель коммуникационного процесса управления предполагает не одностороннее влияние руководителя (или органа управления) на подчиненного (управляемый объект), а коммуникативное взаимодействие, процесс взаимовлияния членов коллектива друг на друга (соответственно — субъекта и объекта в рамках системы). Коммуникационная система в управлении ОТ имеет целью ее внешнее и внутреннее И. о., способствующее своевременности и обоснованности принимаемых решений на основе мониторинга УТ, статистики профзаболеваний и травматизма, анализа производственных рисков и эффективности мероприятий по их контролю и снижению.

Внешнее И. о. позволяет организации своевременно получать информацию о новых законодательных актах, об изменениях (дополнениях) в нормативных и методических документах по ОТ, о результатах научных исследований в области ОТ, о новых технологиях улучшения УТ и обеспечения безопасности персонала, о передовом опыте др. организаций, о результатах анализа аварийности и травматизма в отрасли, о современных технологиях управления ОТ. Внешние информационные связи обеспечивают взаимодействие организации с органами исполнительной власти и надзорными органами, с общественностью, с заинтересованными лицами и организациями (поставщиками, потребителями, подрядчиками и т. д.).

Внутреннее И. о. позволяет регулировать деятельность системы управления охраной труда (СУОТ) в организации, контролировать, корректировать, улучшать ее. Важной задачей внутреннего И. о. является информирование персонала об УТ, уровне опасных и вредных факторов, политике организации и планах работы в области ОТ с целью активизации участия работников всех уровней в деятельности СУОТ.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение является основой разработки всего комплекса средств информационной технологии, определяя организационное, техническое и программное обеспечение.

Информационное обеспечение это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

Информационное обеспечение чаще всего определяют через ряд составляющих: совокупность справочных данных, классификаторов информации (справочно-нормативное информационное обеспечение); унифицированных систем документации; специально организованных массивов информации.

Справочно-нормативное информационное обеспечение составляют федеральные, ведомственные и локальные информационные массивы. Федеральное справочно-нормативное информационное обеспечение содержит законодательные акты и организационно-технические документы – ГОСТы и федеральные классификаторы. Ведомственные массивы содержат информацию о нормативном регулировании в области, в которой функционирует данная информационная технология, локальные ориентированы на решения локальных прикладных задач.

Система классификаторов формируется для:

· обеспечения однозначности и точности при заполнении различных первичных документов;

· адекватности представления и отображения информации в различных информационных подсистемах;

· обеспечения возможности обмена информационным обеспечением.

Среди федеральных классификаторов следует отметить:

- общероссийский классификатор административно-территориального деления (ОКАТО);

- общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН); общероссийский классификатор продукции (ОКП);

- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

- идентификационный номер налогоплательщика ИНН, системы ведомственных классификаторов.

В МВД России отраслевые классификаторы разрабатываются в соответствии с Приказом № 533 от 1996 г.

Массивы информации составляют данные по предметной области, специально организованные в виде баз данных.

Под данными в области информационных технологий принято понимать информацию, представленную в виде, пригодном для её передачи и обработки автоматическими или автоматизированными средствами.

База данных – специально организованная совокупность данных в виде таблицы: столбцы – поля, строки – записи базы данных.

Построение баз данных часто представляется на практике в виде двух этапов:

1-й этап – обследование всех функциональных подразделений организации с целью:

· понять специфику и структуру ее деятельности;

· построить схему информационных потоков;

· проанализировать существующую систему документооборота;

· определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Часто в информационном обеспечении выделяют еще один элемент – схемы информационных потоков. Они отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. Анализ информационных потоков должен проводиться с целью их более организации, повышения интенсивности передачи и обработки информации, поступающей от источника к потребителю.

Построение схем информационных потоков обеспечивает:

· исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

· классификацию и рациональное представление информации.

Подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая им используется.




Таким образом, для создания информационного обеспечения необходимо:

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления;

· представление движения информации от момента возникновения и до ее использования в виде схем информационных потоков;

· использование системы классификации и кодирования;

· совершенствование системы документооборота;

· составление концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· организация массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

И. о. в области пожарной безопасности — вид деятельности по удовлетворению потребностей руководителей и специалистов в информации, необходимой для проведения работ и услуг в области пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" задачи сбора, обобщения и распространения информации в области пожарной безопасности возложены на Государственную противопожарную службу (ГПС) МЧС России.

В системе ГПС функции головной организации по И. о. выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО). Институт проводит системные исследования в области И. о., в т. ч. работы по совершенствованию информационных и коммуникационных технологий, созданию и ведению фондов нормативной, методической и справочной документации, программных средств, баз (банков) данных, разработке автоматизированных рабочих мест, распространению информации на печатных и электронных носителях. Абонентами ВНИИПО является более 10 тыс. организаций. Оперативность И. о. достигается: размещением информации в Интернете на web-сайте http://www.vniipo.ru, изданием и распространением журналов "Пожарная безопасность", "Пожарная охрана" и др.

Данные о пожарах и их последствиях ежемесячно поступают во ВНИИПО от всех органов управления ГПС субъектов РФ в рамках Единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. На основе полученной информации 1 раз в месяц составляют и публикуют отчет.

И. о. прогнозирования условий и охраны труда. Прогноз состояния условий и охраны труда составляется на основе изучения общих тенденций развития российской экономики, ее основных отраслей, анализа тенденций изменения показателей, характеризующих условия труда и охрану труда в РФ, и факторов, определяющих состояние условий труда, а также учета направлений совершенствования государственной политики в области охраны труда. Важнейшими для разработки прогноза являются показатели темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и численности работников, занятых в отраслях экономики. Улучшению ОТ способствуют: совершенствование нормативной правовой базы, развитие организационных структур (служб охраны труда в организациях), расширение масштабов аттестации рабочих мест по условиям труда, обучение и переподготовка специалистов по охране труда, усиление контроля за соблюдением требований ОТ.

И. о. по УТ, производственному травматизму и профессиональной заболеваемости формируется на базе двух форм федерального государственного статистического наблюдения: № 1—Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда" и № 7—травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях".

На различных уровнях прогнозирования используются и др. показатели — количество людей, занятых тяжелым физическим трудом, работающих во вредных и опасных условиях труда или на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, а также показатели, характеризующие последствия работы в неблагоприятных условиях: общая численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих (Кч); численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (Ксм); число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего (Кт); численность пострадавших от профессиональных заболеваний (отравлений) в расчете на 1000 работающих. Эти основные показатели могут быть дополнены следующими данными:

уровень средней продолжительности активной трудовой жизни;

объем производства технических средств защиты;

индекс цен на средства коллективной и индивидуальной защиты;

объем инвестиций в основные фонды по ОТ;

объем медицинских услуг, оказанных лицам трудоспособного возраста;

уровень социальной напряженности (трудовых конфликтов) из-за неудовлетворительных УТ (число жалоб на неблагоприятные УТ по регионам);

количество проверок по ОТ, проведенных органами исполнительной власти;

количество выявленных нарушений требований нормативных правовых актов по ОТ;

количество остановленных предприятий, цехов и т. д. в связи с плохими УТ;

количество лиц, привлеченных к административной ответственности или уголовной ответственности за нарушения нормативных правовых актов по ОТ;

количество аттестованных / неаттестованных рабочих мест по УТ;

затраты страхователя на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

И. о. управления охраной труда. В практике управления используется информация различных видов: экономическая, организационная, социальная и социально-психологическая, технологическая; оперативная, текущая и стратегическая; по отдельным функциям управления — плановая, статистическая, по кадрам и пр. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. В современном менеджменте используются комбинированные варианты. Выбор комбинаций определяют многие факторы организации управления: профессионализм и ответственность персонала, наличие достаточного количества технических средств, характер решаемых проблем, конкретная ситуация, действующая система контроля, стиль управления. Часть используемой информации оформляется документально, что необходимо для осуществления контроля исполнения, а также для анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности.

Каждое звено системы управления должно иметь всю необходимую информацию для реализации своих функций и полномочий. Информационная система не должна строиться по принципам монополии на информацию или жесткого ограничения И. о. Распределение информации и построение системы И. о. управления в значительной мере характеризуют искусство управления.

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации" необходимо обеспечивать:

обмен информацией (коммуникацию) между различными уровнями управления и подразделениями организации;

получение необходимой информации от внешних заинтересованных организаций;

передачу информации заинтересованным сторонам;

документальное оформление информации.

Современная системная модель коммуникационного процесса управления предполагает не одностороннее влияние руководителя (или органа управления) на подчиненного (управляемый объект), а коммуникативное взаимодействие, процесс взаимовлияния членов коллектива друг на друга (соответственно — субъекта и объекта в рамках системы). Коммуникационная система в управлении ОТ имеет целью ее внешнее и внутреннее И. о., способствующее своевременности и обоснованности принимаемых решений на основе мониторинга УТ, статистики профзаболеваний и травматизма, анализа производственных рисков и эффективности мероприятий по их контролю и снижению.

Внешнее И. о. позволяет организации своевременно получать информацию о новых законодательных актах, об изменениях (дополнениях) в нормативных и методических документах по ОТ, о результатах научных исследований в области ОТ, о новых технологиях улучшения УТ и обеспечения безопасности персонала, о передовом опыте др. организаций, о результатах анализа аварийности и травматизма в отрасли, о современных технологиях управления ОТ. Внешние информационные связи обеспечивают взаимодействие организации с органами исполнительной власти и надзорными органами, с общественностью, с заинтересованными лицами и организациями (поставщиками, потребителями, подрядчиками и т. д.).

Внутреннее И. о. позволяет регулировать деятельность системы управления охраной труда (СУОТ) в организации, контролировать, корректировать, улучшать ее. Важной задачей внутреннего И. о. является информирование персонала об УТ, уровне опасных и вредных факторов, политике организации и планах работы в области ОТ с целью активизации участия работников всех уровней в деятельности СУОТ.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

Читайте также: