Дидактическое пособие улитка как сделать

Обновлено: 02.07.2024

Главная Моторика

Автор — Полидовец Юлия Васильевна

Соавтор – Григорьева Евгения Анатольевна

с. Боровое – 2014

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша,
Во всех ты чудо света.

Цитата из поэмы И.Ф. Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778)

Эпиграф к повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

Паспорт дидактического пособия

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В настоящее время большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а, следовательно, отсутствуют стимулы для развития процессов мышления. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, ленты, липы, замки-молнии, крючки, плетение кос, прищепки, пуговицы…

Цели: развитие крупной и мелкой моторики рук, мыслительной и речевой деятельности.

Работа с пособием способствует:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подготовки руки к письму.
  • Формированию КГН (навыков самообслуживания.)
  • Развитию сенсорных способностей.
  • Повышению познавательной активности.
  • Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
  • Обогащению представлений об окружающем мире.
  • Закреплению знаний о временах года.
  • Обогащению речи детей.
  • Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.

Рост куклы – 70 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки. Основу куклы составляет синтепон – материал лёгкий, подлежащий стирке. У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, косынки, платки, ленточки, корона, фартуки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

В накладных карманах, в сумочках-мешочках, в корзинках хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), различные шнурки, мешочки с крупами, волчки, разные по величине и цвету пуговицы, ленты, клубочки, вязаные цветы, овощи, фрукты, бусины, свистульки, деревянные ложки и разные ёмкости т.д.). Такие занятия не только укрепляют мышцы рук, но и помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года, стихотворные и прозаические тексты для заучивания и пересказа.

Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето
Но уже – весна!

Лето – чудо, а не слово,
Всей земле оно знакомо.
Вновь цветочки зацветают,
И о лете возвещают.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена.

При подборе игровых упражнений следует помнить!

  1. Ировые упражнения должны приносить детям радость, для этого нужно обыгрывать задание, создавать игровую ситуацию. Нужно строить отношения взрослого и ребенка на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Тогда ребенок будет знать, что получит необходимую помощь при затруднениях.
  2. Развитию способствует постепенное усложнение игрового материала, упражнений по принципу: от простого к сложному.
  3. Всегда следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное.

Цели: развитие мелкой моторики, сенсорики, накопление положительных эмоций.

Игры со шнурками.

Цели: развитие, моторики, внимания, воображения, сенсорики, координации, ориентации на плоскости обучение грамоте.

Игры с резинками, волчками, ложками.

Цели: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук, формирование чувства ритма, развитие речи.

Игры с прищепками.

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, хват двумя //тремя пальцами, подготовка руки к письму, ориентировка в пространстве, согласование речи с движением, развитие речи, счёт.

Игры с пуговицами.

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений, развитие внимания, воображения, мышление, речи, счёта; воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.

Цели: механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев; развитие речи, координации, движений обеих рук.

Варианты игровых заданий (картотека).

Цели: систематизировать полученные знания, развивать смекалку, воображение, быстроту мышления и речевую активность, зрительное восприятие, связную речь, учить анализировать, сравнивать, считать развивать логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативные навыки.

Описание игрового пособия.

Пособие состоит из предметных картинок с учетом последовательности автоматизации звука в речи воспитанника на каждый изучаемый слог не менее 6 картинок со звуком в начале, в середине и в конце слова, например слог СА – сани,сапоги, самолет, самокат, оса, лиса, коса, ананас, Карабас.


Также пособие содержит в себе листы форматом А-4, на которых подобраны картинки со слогами


и изображения силуэтов улитки.

Пособие можно изготовить из картона или обычной бумаги, предварительно перед работой с детьми заламинировать весь дидактический материал для удобства его обработки и сохранности.

Вариант №1. Автоматизация звука в словах.


После каждого выполненного задания ребенок в обязательном порядке проговаривает подобранные им слова, закрепляя правильное произношение и если необходимо, исправляет свои ошибки, которые он допустил при выборе картинок.


Вариант №3. Развивает мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память.


Вариант №4. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложенияхв играх.

Цель. Образование множественного числа существительного.

Методическое указание. Ребенок называет и показывает то, что он называет.


Цель. Изменение существительного по падежам.

Задание ребенку: Выбери одну из картинок. Ответь на вопросы только этим словом.

Вопросы ребенку задаются с учетом падежей.

Цель. Учить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).

Цель. Учить ребенка согласовывать окончания имен существительных с числительными в словах и словосочетаниях. (Один самолет, два самолета, пять самолетов).

За эту работу отдано 0 голосов.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!

Многофункциональная ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА


Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста

автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи

-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.

-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

-стимулировать развитие психических и познавательных процессов.

-поддерживать положительный эмоциональный настрой.

-способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.

автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

: картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.

: взрослый читает стихотворение:


Улитка медленно ползёт, качаясь на листке,

Улитка целый день несёт картинки на себе!

Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

: автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.

: картинки разноцветных предметов на заданный звук.

: Логопед загадывает загадку:

Теремок, гляди, ползёт, на себе его везёт,

Хозяюшка богатая, хозяюшка рогатая!

У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.

: автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.

: картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие

: Логопед читает стихотворение:

Две антенны над калиткой домик свой несёт улитка!

Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.

Цель: расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.

Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками

Описание: Логопед читает стихотворение:

У улитки в воскресенье будет праздник День Рождения!

Только вот беда то в чём, как гостей позвать в свой дом!

К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.

: развивать артикуляционную моторику детей

: картинки для артикуляционных упражнений

: дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Материал: картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Описание: Взрослый читает стихотворение: Улитка медленно ползёт, Качаясь на листке, Улитка целый день несёт картинки на себе! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Цель: автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков. Материал: картинки разноцветных предметов на заданный звук. Описание: Взрослый загадывает загадку: Теремок, гляди, ползёт. На себе его везёт, Хозяюшка богатая, Хозяюшка рогатая! У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.

Цель: расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос. Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками Описание: Взрослый читает стихотворение: У улитки в воскресенье Будет праздник День Рождения! Только вот беда то в чём, Как гостей позвать в свой дом! К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.

Цель: развивать артикуляционную моторику детей Материал: картинки для артикуляционных упражнений Описание: дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение

Читайте также: