Дезадаптированные граждане это кто

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

· при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;

· при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;

· будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Дезадаптация является определенным процессом, а потому, как и при любом индивидуальном процессе, имеет факторы своего возникновения и развития и легко поддается классифицированию.

Разделение по характеру

Бывает поведенческая дезадаптация, которая может проявляться в поведенческих ответах, сопряженных с определенной деятельностью. Например, у подростков, глубинная и скрытная дезадаптация может с легкостью перерасти в поведенческую под средством воздействия определенных условий, которая будет проявляться в конфликтных ситуациях. Они становятся непослушными, начинают плохо учиться, а самые тяжкие формы характеризуются бросанием школы и уходом из дома или даже попытками суицида. Такую дезадаптацию очень легко обнаружить, стоит лишь более внимательно присмотреться к человеку. Вовремя обнаруженная проблема легко решается, главное, не упустить момент.

Бывает скрытая дезадаптация, на которую воздействуют внутренние личностные нарушения. Она является сугубо индивидуальной и может выражаться очень интенсивно и переходить в поведенческую форму. При таком переходе она проявляет себя как жуткая депрессия.

Разделение по проявлению:

· мировоззренческая – характеризуется нарушениями в мировоззрении, которые плотно связаны с социальным и идеологическим комплексом взаимных связей;

· деятельностная – характеризуется существенными нарушениями в процессах разнообразной деятельности;

· общительная – проявляется в комплексе взаимного действия в семейных отношениях и в общении с одногодками;

· субъектно-личностная – неудовлетворенность собой и предвзятое отношение.

Внешне ярче заметна дезадаптация общительная, но наиболее сложной и наименее предсказуемой считается мировоззренческая. И если она интенсивно протекает, то поведенческие реакции неизбежны и будут асоциальными. Все виды дезадаптации тесно связаны между собой и плавно переходят из одной в другую.

Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:

· психические болезни и отклонения;

· переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);

· педагогическая запущенность, недостаток воспитания.

Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:

· неблагоприятная обстановка в семье;

· недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;

· отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;

· новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;

· негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;

· дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);

· физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).

У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:

· раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;

· негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);

· уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;

· сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;

· частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;

· попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;

· дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;

· ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;

· ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.

Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия - упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь взглядов прохожих на улице, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны. При отсутствии коррекции она может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.

В психологии различают несколько уровней дезадаптации.

Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.

· Формирование установок

Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.

· Систематизация

У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психологом либо психотерапевтом.

В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?

Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.

Профилактика дезадаптации должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере.

Теперь, давайте разберемся, исходя из услышанного, что происходит с Анной.

Дезадаптация у нее есть. Какая? Поведенческая - под средством воздействия определенных условий, проявляется в конфликтных ситуациях.

По каким признакам это можно определить?

· раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;

· негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);

· сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;

· частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;

· попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;

Каковы ее причины?

Это средовые факторы: неблагоприятная обстановка в семье; недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей.

Систематизация

У нее вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых она оказалась. Девочка может чётко сформулировать, что ей не нравится (делать домашние задания, рано вставать, выполнять требования воспитателей и учителей). Несмотря на это, она не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ей ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы.

Что с этим делать?

Коррекция — смена деятельности и обстановки, устранение причин, работа с психологом. Самое сложное в данной ситуации – это устранить причины. Для этого девочке нужно дать полноценную семью, любящих родителей, которые будут уделять ей свое внимание. И, я думаю, это все возможно и зависит только от вас.

Актуальность темы исследования. В современном обществе вопрос наличия социальных связей имеет огромное значение для комфортной и продуктивной жизнедеятельности любого члена общества. Реализация своих прав и исполнение обязанностей перед обществом – все это позволяет человеку проявлять свою гражданскую, профессиональную и личную позицию и иметь различные социальные гарантии. Социальная исключенность, возникающая вследствии утраты социальных связей, обуславливается дезориентацией человека в современных социальных процессах, т.е. подверженностью отдельной личности по тем или иным причинам социальной дезадаптации. Основным процессом социальной дезадаптации является частичная или полная утрата гражданином способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

На Work5 вкр цена оптимальна.

Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что к социально дезадаптированным категориям населения относят: лиц без определённого места жительства (БОМЖ), мигрирующих как внутри страны, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья; беженцев из зон межнациональных и локальных военных конфликтов; безработных лиц; больных хроническим алкоголизмом (и наркоманией); заключённых и лиц, проживающих в приютах для инвалидов и престарелых. Дезадаптация указаных категорий населения значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной деградации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. И вся социальная робота по оказанию помощи дезадаптированным категориям населения должна основываться на обучении их вести полноценный образ жизни с учетом всех особенностей, а со стороны государства основываться на обеспечение равных возможностей во всех общественно значимых сферах. Меры социальной защиты дезадаптированных категорий населения направлены на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию граждан. Дифференцированная политика социальной адаптации дезадаптированных категорий населения учитывает и то обстоятельство, что лица, которые входят в состав отдельных их групп, различаются по своим индивидуальным (прежде всего, половозрастным, социальным и т.п.) характеристикам. Основными проблемами в сфере социальной защиты дезадаптированных категорий населения являются: обеспечение жильем, едой, одеждой и обувью, их профессиональная ориентация и трудоустройство, обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Таким образом, специалист по социальной работе оказывает помощь гражданам без определенного места жительства с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы. К индивидуальной форме можно отнести: первичный прием, консультирование, беседу. Групповыми формами, характерными для данной категории клиентов являются, социальный тренинг, практические занятия, общественные работы, диспут, дискуссия и др. Социальное обслуживание дезадаптированных категорий населения предполагает деятельность специалистов по социальной работе, социальных работников, медиков, психологов и др. профессионалов, направленную на удовлетворение потребностей бездомных людей в социальных услугах. Предоставление социальных услуг человеку, потерявшему жилье, осуществляется с помощью следующих форм социального обслуживания: нестационарной, полустационарной, стационарной. Срочное социальное обслуживание, как нестационарная форма, осуществляется в целях оказания неотложной, экстренной помощи единовременного характера и включает следующие социальные услуги: разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости граждан без определенного места жительства; разовое оказание им материальной помощи. Полустационарное социальное обслуживание как форма организации социальной работы предполагает бытовое, социально-медицинское, социокультурное сопровождение, предоставление временного места жительства данной социальной группе. Эта форма социальной работы включает организацию полноценного питания, посильной трудовой деятельности и отдыха, граждан утративших свой дом. Стационарная форма социального обслуживания данной категории клиентов способствует реализации их потребностей в безопасности, признании и оценке, в самоактуализации, получении права на жилище. Социальная защита дезадаптированных категорий населения в российской законодательной системе только начинается. Усвоив лучшее из зарубежного и отечественного опыта и впитав свойственные российскому менталитету качества – милосердие и сострадание, потребность заботиться о нуждающихся и заниматься благотворительностью, они должны быть готовы помогать людям профессионально, сочетая требовательность с уважением их личного достоинства. Результатами исследовательской работы доказано, что наиболее эффективной и перспективной формой социальной защиты дезадаптированных категорий населения является их организация на базе специализированных центров. Этот вывод был сделан благодаря проведенному исследованию опыта социальной защиты дезадаптированных категорий населения в Омской области. Ведущим компонентом социальной защиты дезадаптированных категорий населения является формирование индивидуальности, их социализация с учетом потенциальных возможностей и потребностей каждого индивида. Построение взаимосвязей дезадаптированных категорий населения с микро- и макросредой, развитие и сохранение их психофизических возможностей осуществляется путем расширения сферы социально-бытовых услуг, социально-медицинской реабилитации, помощи в самообслуживании и передвижении, обеспечение лекарствами и продуктами питания, организации оздоровления, также разработке и реализации программы реабилитации дезадаптированных категорий населения. Эффективность социальной защиты дезадаптированных категорий населения зависит от соблюдения основных ее принципов: обеспечение права человека на социальное обеспечение, гуманный характер социальной защиты; добровольное участие в профилактических и реабилитационных мероприятиях.


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Ульяновск, Россия

THE FEATURES OF SOCIAL WORK WITH THE MALADJUSTED TEENAGERS

Ulyanovsk, Russia

Проблема воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего государства стоит достаточно остро. Преобладающей в этом процессе выступает социокультурная проблема ослабления отрицательной и формирование положительной направленности личности. На фоне растущих показателей уровня жизни и благосостояния российских граждан проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из самых злободневных и неурегулированных задач в нашей стране, следовательно, социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает специфичную важность и актуальность.

В настоящее время в России в качестве приоритетной идеи основного направления преодоления безнадзорности, беспризорности, правонарушений, подростковой наркомании и алкоголизма обозначена задача – создать и улучшить комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков. Понимание этой проблемы должно происходить на уровне социальной политики государства.

Социальная работа способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.

Дезадаптация – это результат внутренней или внешней и нередко комплексной дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми.

Дезадаптация несовершеннолетних детей может проявляться в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно – в искажении системы ценностей, внутренних норм, в поведении. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, неумение осуществлять присущие возрасту формы деятельности [1, с. 170-171].

Cуществует ряд классификаций, с разных сторон показывающих подростковую дезадаптацию, каждая отражает феномен дезадаптации через определенный критерий: педагогическое и воспитательное воздействие; физиологические и психические особенности; возрастной критерий. В многообразии подростковых дезадаптаций особое место занимает школьная дезадаптация, так как дети в школе проводят значительную часть своей жизни, именно поэтому значимо, чтобы они могли нормально адаптироваться к условиям включения в систему отношений со взрослыми, сверстниками, учителями, а следовательно и в учебный процесс. Школа как один из главных институтов социализации позволяет определить степень адаптации ребенка к требованиям общества в целом и определенной возрастной группе в частности. Здесь возможно выделение дезадаптированных подростков. Школьная дезадаптация формируется при воздействии факторов как внешних, так и внутренних.

Как было отмечено ранее, основной деятельностью подростка является обучение в образовательном учреждении (школа, колледж, техникум и т.д), следовательно, становится очевидным тот факт, что в условиях данного учреждения имеет место социальная работа с трудными детьми и подростками. Специалист по социальной работе для проведения более эффективной работы с дезадаптивными подростками обычно использует в своей практике технологии социальной работы, которые направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Технологиями социальной работы с дезадаптивными подростками в образовательном учреждении являются:

профилактика неуспеваемости, дезадаптации, безнадзорности;

диагностика детей, испытывающих трудности в обучении, в социальной и средовой адаптации;

реабилитация детей, имеющих те или иные отклонения в поведении и адаптации, психологическая и педагогическая поддержка; постреабилитационная защита ребенка.

Во многих школах в настоящее время распространена такая практика, как формирование базы данных детей и подростков группы риска. Это позволяет организовать взаимодействие различных структур для наиболее комплексного воздействия на решение проблем таких детей. Школьная база данных на детей группы риска содержит информацию о причинах постановки ребенка на учет, время постановки, сведения о структурах, осуществляющих работу с ним, проводимые мероприятия специалистом по социальной работе в образовательном учреждении и т.д.

Социальная работа с подростками, которых можно отнести к той или иной категории, имеет свои специфические особенности.

Дезадаптированные подростки, появление дезадаптации у которых обусловлено физиологически – это категория несовершеннолетних, к которой относятся дети-инвалиды; дети с особенностями психического развития. Таким образом, технологии социальной работы с данной категорией дезадаптированных подростков должны быть направлены на включение подростка-инвалида в социум, преодоление сфокусированности на себе, избавление от враждебности к людям. Здесь будут полезны групповой метод психотерапии, тренинги, занятия арт-терапией. Применение коррекции направлено на построение правильной картины мира, обеспечение психического здоровья, формирования гармонической личности [3, с. 114-119].

Для категории детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) характерен медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста. Такие дети обычно испытывают сложности в социальной адаптации и учебной деятельности. С детьми ЗПР на первом месте должна стоять коррекционная работа, направленная на доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые начали образовываться сейчас и представляют собой фундамент последующего развития. Так же важна работа с эмоциональными процессами, повышением эмоциональной осведомленности, помогающие понимать чувства других людей, способности к сочувствию и адекватной реакции [2, с. 6-8].

Далее мы рассмотрим особенности социальной работы с дезадаптированными подростками относительно их возрастного критерия.

В младшем подростковом возрасте для ребенка на первый план выходит учеба в школе и отношения с одноклассниками. Поэтому диагностически выявляет дезадаптацию, в основном, школьный психолог, социальный педагог или специалист по социальной работе, далее, при участии школы проводится и реабилитационная и постреабилитационная работа с ребенком и семьей.

В старшем подростковом возрасте ребенок более акцентирует внимание на свой внутренний мир, пытается познать самого себя и найти свое место в мире. Со старшими подростками уместнее будет проводить приватные беседы, например психотерапию, которая позволит подростку рассказать о своих мыслях и чувствах и получить совет. Но, следует помнить, что психотерапия скорее вредна, чем полезна без обратной связи с клиентом. Поэтому, прежде чем решить использовать в своей работе психотерапию, надо наладить контакт с подростком, найти общий язык, и понять готов ли он идти на контакт или нет.

Особенность социальной работы со следующей категорией, дезадаптированными подростками-школьниками, состоит в том, что плохая успеваемость, систематический пропуск занятий, плохие отношения с учителями и т.д. могут иметь причины не всегда связанные со школой. Специалист по социальной работе в школе должен проводить тщательную диагностику, чтобы выявить причины дезадаптации у того или иного подростка. Именно от диагностики будет зависеть выбор дальнейших действия. Школа как никакой другой воспитательный институт контролирует жизнь ребенка не только в стенах школы, но и обладает информацией об условиях жизни школьника, о ситуации в его семье, о круге его общения и др.

Можно отметить, что каждый вид подростковой дезадаптации имеет свои особенности, различные проявления, отражающиеся на поведении индивида. Следовательно, социальная работа с каждым видом подростковой дезадаптации так же имеет свои специфические особенности, ищет новые пути для выявления и преодолении дезадаптации.

Дезадаптация подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. Социальному работнику и при работе с подростками необходимо использовать педагогический, психологический, технологический подходы.

Список используемой литературы:

Гуслякова, В.Г. Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе / В.Г. Гуслякова – М: Академический проект, 2007. – 512 с.

Шарапановская, Е.Н. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция / Е.Н. Шарапановская – М: Сфера, 2005. – 160 с.


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Ульяновск, Россия

THE FEATURES OF SOCIAL WORK WITH THE MALADJUSTED TEENAGERS

Ulyanovsk, Russia

Проблема воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего государства стоит достаточно остро. Преобладающей в этом процессе выступает социокультурная проблема ослабления отрицательной и формирование положительной направленности личности. На фоне растущих показателей уровня жизни и благосостояния российских граждан проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из самых злободневных и неурегулированных задач в нашей стране, следовательно, социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает специфичную важность и актуальность.

В настоящее время в России в качестве приоритетной идеи основного направления преодоления безнадзорности, беспризорности, правонарушений, подростковой наркомании и алкоголизма обозначена задача – создать и улучшить комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков. Понимание этой проблемы должно происходить на уровне социальной политики государства.

Социальная работа способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.

Дезадаптация – это результат внутренней или внешней и нередко комплексной дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми.

Дезадаптация несовершеннолетних детей может проявляться в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно – в искажении системы ценностей, внутренних норм, в поведении. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, неумение осуществлять присущие возрасту формы деятельности [1, с. 170-171].

Cуществует ряд классификаций, с разных сторон показывающих подростковую дезадаптацию, каждая отражает феномен дезадаптации через определенный критерий: педагогическое и воспитательное воздействие; физиологические и психические особенности; возрастной критерий. В многообразии подростковых дезадаптаций особое место занимает школьная дезадаптация, так как дети в школе проводят значительную часть своей жизни, именно поэтому значимо, чтобы они могли нормально адаптироваться к условиям включения в систему отношений со взрослыми, сверстниками, учителями, а следовательно и в учебный процесс. Школа как один из главных институтов социализации позволяет определить степень адаптации ребенка к требованиям общества в целом и определенной возрастной группе в частности. Здесь возможно выделение дезадаптированных подростков. Школьная дезадаптация формируется при воздействии факторов как внешних, так и внутренних.

Как было отмечено ранее, основной деятельностью подростка является обучение в образовательном учреждении (школа, колледж, техникум и т.д), следовательно, становится очевидным тот факт, что в условиях данного учреждения имеет место социальная работа с трудными детьми и подростками. Специалист по социальной работе для проведения более эффективной работы с дезадаптивными подростками обычно использует в своей практике технологии социальной работы, которые направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Технологиями социальной работы с дезадаптивными подростками в образовательном учреждении являются:

профилактика неуспеваемости, дезадаптации, безнадзорности;

диагностика детей, испытывающих трудности в обучении, в социальной и средовой адаптации;

реабилитация детей, имеющих те или иные отклонения в поведении и адаптации, психологическая и педагогическая поддержка; постреабилитационная защита ребенка.

Во многих школах в настоящее время распространена такая практика, как формирование базы данных детей и подростков группы риска. Это позволяет организовать взаимодействие различных структур для наиболее комплексного воздействия на решение проблем таких детей. Школьная база данных на детей группы риска содержит информацию о причинах постановки ребенка на учет, время постановки, сведения о структурах, осуществляющих работу с ним, проводимые мероприятия специалистом по социальной работе в образовательном учреждении и т.д.

Социальная работа с подростками, которых можно отнести к той или иной категории, имеет свои специфические особенности.

Дезадаптированные подростки, появление дезадаптации у которых обусловлено физиологически – это категория несовершеннолетних, к которой относятся дети-инвалиды; дети с особенностями психического развития. Таким образом, технологии социальной работы с данной категорией дезадаптированных подростков должны быть направлены на включение подростка-инвалида в социум, преодоление сфокусированности на себе, избавление от враждебности к людям. Здесь будут полезны групповой метод психотерапии, тренинги, занятия арт-терапией. Применение коррекции направлено на построение правильной картины мира, обеспечение психического здоровья, формирования гармонической личности [3, с. 114-119].

Для категории детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) характерен медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста. Такие дети обычно испытывают сложности в социальной адаптации и учебной деятельности. С детьми ЗПР на первом месте должна стоять коррекционная работа, направленная на доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые начали образовываться сейчас и представляют собой фундамент последующего развития. Так же важна работа с эмоциональными процессами, повышением эмоциональной осведомленности, помогающие понимать чувства других людей, способности к сочувствию и адекватной реакции [2, с. 6-8].

Далее мы рассмотрим особенности социальной работы с дезадаптированными подростками относительно их возрастного критерия.

В младшем подростковом возрасте для ребенка на первый план выходит учеба в школе и отношения с одноклассниками. Поэтому диагностически выявляет дезадаптацию, в основном, школьный психолог, социальный педагог или специалист по социальной работе, далее, при участии школы проводится и реабилитационная и постреабилитационная работа с ребенком и семьей.

В старшем подростковом возрасте ребенок более акцентирует внимание на свой внутренний мир, пытается познать самого себя и найти свое место в мире. Со старшими подростками уместнее будет проводить приватные беседы, например психотерапию, которая позволит подростку рассказать о своих мыслях и чувствах и получить совет. Но, следует помнить, что психотерапия скорее вредна, чем полезна без обратной связи с клиентом. Поэтому, прежде чем решить использовать в своей работе психотерапию, надо наладить контакт с подростком, найти общий язык, и понять готов ли он идти на контакт или нет.

Особенность социальной работы со следующей категорией, дезадаптированными подростками-школьниками, состоит в том, что плохая успеваемость, систематический пропуск занятий, плохие отношения с учителями и т.д. могут иметь причины не всегда связанные со школой. Специалист по социальной работе в школе должен проводить тщательную диагностику, чтобы выявить причины дезадаптации у того или иного подростка. Именно от диагностики будет зависеть выбор дальнейших действия. Школа как никакой другой воспитательный институт контролирует жизнь ребенка не только в стенах школы, но и обладает информацией об условиях жизни школьника, о ситуации в его семье, о круге его общения и др.

Можно отметить, что каждый вид подростковой дезадаптации имеет свои особенности, различные проявления, отражающиеся на поведении индивида. Следовательно, социальная работа с каждым видом подростковой дезадаптации так же имеет свои специфические особенности, ищет новые пути для выявления и преодолении дезадаптации.

Дезадаптация подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. Социальному работнику и при работе с подростками необходимо использовать педагогический, психологический, технологический подходы.

Список используемой литературы:

Гуслякова, В.Г. Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе / В.Г. Гуслякова – М: Академический проект, 2007. – 512 с.

Шарапановская, Е.Н. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция / Е.Н. Шарапановская – М: Сфера, 2005. – 160 с.

Читайте также: