Действительно ли необходимо знать нормативно правовую базу младшему воспитателю

Обновлено: 02.07.2024

1. Требования к квалификации.
На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. Воспитатель принимается и освобождается от должности директором учреждения.

2. Воспитатель должен знать:
 приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
 законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;
 Конвенцию о правах ребенка;
 возрастную и специальную педагогику и психологию;
 физиологию, гигиену;
 закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;
 индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;
 основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
 методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
 технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
 основы экологии, экономики, социологии;
 правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
 правила по охране труда и пожарной безопасности.

3. Должностные обязанности
Воспитатель:
 планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание;
 проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
 использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;
 на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
 совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
 организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
 организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде;
 способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению;
 проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;
 оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей);
 изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;
 координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса;
 участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим;
 обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
 выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

4. Права
Воспитатель имеет право:
 участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
 на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
 свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
 представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
 получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
 требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
 на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
 повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

5. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
 за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством;
 за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,- в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
 за причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством;
 за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
 за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых воспитателем.

В редакцию журнала нередко поступают вопросы о том, какие гарантии положены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), положены ли им дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавки к заработной плате (если да, то в каком размере), а также влияет ли на факт предоставления гарантий количество таких детей в группе.

Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании). Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки. Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:

обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;

обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

обучающийся с умственной отсталостью;

обучающийся с расстройствами аутистического спектра;

обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.

Норма часов педагогической работы

Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.

В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?

По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.

В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?

Продолжительность очередного отпуска.

Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?

В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?

Оплата труда воспитателей.

Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.

Субъект РФ (муниципальный район)

Порядок установления компенсационных выплат

Нормативный документ

Евпатория (Республика Крым)

За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)

Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п

За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)

Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420

Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:

– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);

– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ

Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*

по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)

Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.

При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).

Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.

Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.

Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами. Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

[3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

Педагогика — отрасль динамичная. Нельзя выучиться профессии раз и навсегда. Учитель должен постоянно доказывать свою пригодность. Выясним, как подтвердить соответствие занимаемой должности педагогических работников и что для этого нужно.

Законодательная база

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

Цели мероприятия

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Порядок прохождения

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Образец приказа


Шаблон аттестационного листа


Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):

  • удостоверение личности;
  • документы о профессиональном образовании;
  • сведения о предыдущих оценках;
  • все, что может подтвердить его педагогические достижения.

К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.

Особая подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности не нужна. У преподавателя есть месяц на то, чтобы донести недостающие документы. Больше от него ничего не требуется — это не экзамен, а лишь изучение документов.

Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.

Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.

Кому можно не проходить аттестацию

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.

Нормативно – правовые документы, обеспечивающие организацию

учебно-воспитательного процесса в ДОУ

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей. Нормативно-правовой акт - закон, кодекс , постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений.

Следующий документ – это Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014). Данный документ регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данного документа, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования. Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС ДО это новая идеология дошкольного воспитания, основанная не на получении знаний и навыков, а на процессе позитивной социализации, личностного развития каждого ребёнка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Следующий документ – это Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н). Данный документ содержит свод должностных инструкций по различным должностям и специальностям, в том числе и для работников дошкольных образовательных учреждений. Должностные инструкции предназначены как для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, так и для определения функциональных обязанностей конкретного работника, содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. Квалификационные характеристики, представленные в данном документе, являются примерными и применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций в каждом отдельном ДОУ.

1. Трудовые действия:

  • · участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • · участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
  • · планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
  • · организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
  • · участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
  • · реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • · развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
  • · формирование психологической готовности к школьному обучению;
  • · создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
  • · организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • · организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • · активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • · организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

2. Необходимые умения:

  • · организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
  • · применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
  • · использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
  • · владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • · выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
  • · владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

3. Необходимые знания:

  • · специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • · основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • · общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • · особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • · основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • · современные тенденции развития дошкольного образования. Отмечена необходимость соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

- условиям размещения дошкольных образовательных организаций,

- оборудованию и содержанию территории,

- помещениям, их оборудованию и содержанию,

- естественному и искусственному освещению помещений,

- отоплению и вентиляции,

- водоснабжению и канализации,

- приему детей в дошкольные образовательные организации,

- организации режима дня,

- организации физического воспитания,

- личной гигиене персонала.

Устав ДОО — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. С Уставом должны быть ознакомлены все работники дошкольного учреждения и родители (законные представители) воспитанников ДОУ. По требованиям современного законодательства Устав размещается на официальном сайте учреждения и с ним можно ознакомиться в свободном доступе.

Годовой план. План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

Перспективные и календарные планы педагогических работников дошкольной образовательной организации. Планирование сегодня можно характеризовать как заблаговременное определение порядка, содержательной и тематической последовательности осуществления образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов достижения программных задач из различных образовательных областей. Традиционно система планирования воспитательно-образовательной деятельности была перспективно-календарной и включала перспективное планирование (на квартал, год) и календарное планирование (на месяц, неделю или на каждый день).

Сегодня система планирования представлена следующими документами:

1. Уровень стратегического планирования: Основная образовательная программа дошкольного образования как главный стратегический план, разрабатываемый администрацией ДОО совместно с педагогическими работниками.

2. Уровень тактического планирования:

- Годовой план разрабатывается руководителями ДОО совместно с педагогическими работниками.

- Комплексно-тематический план (как вариант перспективного планирования) образовательной деятельности – разрабатываются методической службой ДОО совместно с педагогическими работниками. Комплексно-тематический план – это один из вариантов перспективного планирования, заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса по принципу интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности, объединённых общей тематикой. Иными словами, это комплекс последовательных тем (праздников, событий) с указанием их краткого содержания и временного интервала. Выбранные темы могут быть представлены также в форме проектов, сюжетов, событий, праздников и др.

3. Уровень оперативного планирования:

календарные планы воспитателей, специалистов ДОО (на день, на неделю, на месяц)

Календарное планирование необходимо каждому педагогу для того, чтобы увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми, значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

Единых правил ведения этого документа на сегодняшний день нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Как продолжение календарного плана педагогами могут разрабатываться тематические планы конкретных мероприятий (конспекты НОД, совместной деятельности, праздников, развлечений, планы проведения прогулки, экскурсий, родительских собраний и т.д.)

Все планы, которые существуют в ДОУ, от стратегического до тактического уровня тесно взаимосвязаны. Таким образом, обеспечивается взаимосвязанная система планирования и организации образовательного процесса. Единство планов предполагает общность образовательных целей и взаимодействия различных подразделений детского сада и всех его работников.


Содержимое разработки

Современные требования к воспитателю дошкольной образовательной организации

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие преподавательскую деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации 5

1.2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2014г.: требования к педагогу 6

1.3. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) 2013г.: требования к воспитателю дошкольной организации. 10

2. Требования администрации и родителей к личным качествам педагога дошкольной организации 11

Список литературы 15

в период внедрения п

Встал вопрос о гуманизации образования. Быстрые темпы развития техники и технологий меняет характер и содержание многих видов труда, в результате чего от человека требуется ещё большие интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений, гибкость поведения и высокие коммуникативные навыки.

Сегодня государство создает комфортную среду для всех социальных групп населения: развивается инфраструктура для людей с ограниченными возможностями, способствующая их нормальной жизни и деятельности. Истории известны гении, имеющие те или иные физические отклонения, которые сделали массу полезных, порой, сенсационных мировых открытий. Чего только стоят такие имена, как Константин Эдуардович Циолковский, Николай Островский, Алексей Петрович Маресьев и многие другие!

В своей работе я попытаюсь разобраться:

• каким же сегодня должен быть современный воспитатель дошко-льной образовательной организации,

• в каком направлении он должен развиваться, чтобы его воспитанники могли в полной мере реализовать себя в будущем,

• как донести родителям воспитанников в корректной форме реко-мендации, следование которым поможет достичь общей цели – воспитать современного гражданина,

• реально ли выполнять все требования современного общества, предъявляемые к уровню компетенции педагога.

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие преподава-тельскую деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации

требования государства к педагогу.

Следует остановиться на обязанностях, которые возложены на педагога. К ним относятся:

1. осуществление преподавательской деятельности на высоком профессиональном уровне и реализовывать в полном объеме образовательную программу, которая применяется в дошкольной организации;

2. образ воспитатель: он должен соответствовать нравственным и эстетическим нормам, требования профессиональной этики;

3. уважение чести и достоинства дошкольников;

4. развитие у детей следующих качеств: любознательность, самостоя-тельность, инициатива, гражданская позиция, трудолюбие, ведение здорового образа жизни;

7. постоянное совершенствование своего профессионализма;

9. прохождение медицинских осмотров (при поступлении на работу, а далее периодически) по направлению работодателя;

10. прохождение обучения и проверки на знание норм охраны труда (воспитателей периодически инструктирует заведующий ДОО или его заместители);

11. соблюдение всех норм и правил трудового распорядка дошкольной организации.

Таким образом, современный педагог должен иметь высокий уровень компетенции и большой интерес к своей профессии, желание работать и развиваться, поскольку сегодня его воспитанники – это новое поколение детей, перед которыми стоят совершенно другие задачи в будущем, а, значит, требуется менять подход к воспитанию с самого момента рождения ребенка. В связи с этим в 2013 году был создан новый образовательный стандарт.

1.2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2014г.: требования к педагогу

Воспитатель является примером для ребенка во всех отношениях, по-этому именно педагог должен обеспечить следующие психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной про-граммы:

1. Уважительно относиться к человеческому достоинству детей, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в собственных способностях и возможностях.

2. Использовать только те формы и методы работы, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям.

3. Учитывать социальную ситуацию развития ребенка, строить пе-дагогическую деятельность, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.

4. Поддерживать положительное и доброжелательное отношение детей друг к другу, поддерживать взаимодействия детей друг с другом в разных видах их деятельности (игровой, исследовательской, познавательной, проектной и так далее).

5. Поддерживать самостоятельность, инициативу детей в необыч-ных для них видах деятельности, общения.

7. Защищать детей от всех форм психического и физического насилия.

8. Поддерживать родителей в воспитании детей, в желании укреп-ления и сохранения здоровья детей, вовлекать семьи в образовательную деятельность.

9. Научить детей взаимодействовать со сверстниками с ограничен-ными возможностями здоровья как с другими сверстниками, не имеющими ограничений, сопереживать и принимать их такими, какими их создала природа. Дети с ограниченными возможно-стями – это самая беззащитная категория наших граждан, очень важно принять их и помочь им научиться жить в нашем обществе. Воспитателю необходимо самому проникнуться этой идеей, чтобы суметь работать с такими особенными детьми, если они присутствуют в комбинированных группах, знать механизм взаимодействия с медицинскими организациями при возникновении внештатных ситуаций с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

14. Развивать коммуникативные способности детей (позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение ра-ботать в группе сверстников.

15. Создавать условия для овладения культурными средствами деятельности, организовывать деятельность, способствующую «…развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддерживать спонтанность игры детей, обогащать ее, обеспечивать игровое время и пространство.

Как видно из всего выше сказанного, воспитатель ДО должен иметь высокую компетенцию и огромное желание работать, поскольку без любви к своей профессии, к детям невозможно решить такую серьезную как воспитание и обучение современного дошкольника.

Помимо требований, перечисленных в ФГОС, существуют и другие требования к воспитателю ДО. Они исходят от родителей – заказчиков образовательного процесса, а также от руководства дошкольной организации. Администрация последней руководствуется профессиональным стандартом, с одной стороны, и требованиями к личным качествам педагога с другой.

1.3. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятель-ность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) 2013г.: требования к вос-питателю дошкольной организации.

Данный профессиональный стандарт предъявляет определенные требования к квалификации педагога:

2. Требования администрации и родителей к

личным качествам педагога дошкольной организации

Как было сказано выше, работодатель смотрит и на личностные качества работника, его достижения в педагогической профессии.

Педагог будет иметь существенное конкурентное преимущество по сравнению с коллегами той же квалификации, если будет обладать такими умениями (по Т. А. Куликовой, как:

1. гностические – изучение внутреннего мира ребенка, микроклимата его семьи, степени участия родителей в воспитании; изучение педагогического опыта других педагогов;

3. коммуникативные умения;

4. организаторские умения;

5. специальные умения (петь, плясать, мастерить игрушки и так далее).

В настоящее время для раскрытия педагогического потенциала воспитатели часто используют специализированные социальные сети, такие как МААМ. Это делается для того, чтобы показать свои достижения в той или иной области развития и воспитания детей. Это могут быть личные новаторские идеи и демонстрация познаний, а могут быть и достижения воспитанников – дипломы победителей конкурсов. Наличие таких достижений также является конкурентным преимуществом педагога среди коллег.

Наконец, свои чаяния и надежды также высказывают педагогам и родители дошкольников. Какого педагога хотят видеть они?

Это заботливый и доброжелательный человек, с одной стороны, и компетентный педагог, с другой стороны. Родители хотят видеть в детских садах квалифицированных педагогов, которые действительно смогли бы в доброжелательной беседе проконсультировать их: какие задатки развивать, как погрузиться в мир ребенка, как ему помочь преодолеть трудности дошкольного возраста.


-75%

Читайте также: