Действительна ли доверенность при смене прописки

Обновлено: 02.07.2024

Юридические лица могут в законном порядке оформить доверенность на любого сотрудника организации. При этом важно наличие в бумаге подписи фактического руководителя учреждения и организационной печати. При совершении запланированной операции уполномоченное лицо должно предъявить свой гражданский паспорт.

Оформление от имени организации осуществляется на фирменном бланке, необходимо указать следующие данные:

дату составления (указывается прописью);

если не указывается срок действия, то он приравнивается к одному году;

должность, ФИО и подпись полномочного лица;

ФИО, подпись представителя и новые индивидуально-определенные данные.

Если права предоставляются исключительно одному лицу, в тексте следует указать на запрет передоверия.

Необходимость проставления печати зависит от места использования. Например, при представлении интересов в суде — печать (при ее наличии) обязательна (ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 6 ст. 57 КАС РФ). В иных случаях применение печати устанавливается законом как дополнительное требование (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Официальная доверенность позволяет передать полномочия от одного гражданина другому для осуществления определенных мероприятий, обусловленных положениями самого документа.

Действующее законодательство (п. 1 ст. 188 ГК РФ) содержит в себе перечень условий, при которых доверенность может прекратить свое действие и, следовательно, являться недействительной при ее предоставлении в компетентные органы:

окончание установленного срока действия;

отказ уполномоченного лица от исполнения своих полномочий;

прекращение действия документа в соответствии с инициативой непосредственного доверителя;

ликвидация того юридического лица, от имени которого была сформирована доверенность;

недееспособность физического лица, выступающего в качестве доверенной стороны;

прекращение существования любого субъекта предпринимательства, от имени которого был составлен документ;

смерть гражданина или признание его недееспособности, от имени которого были переданы полномочия по замене паспорта в пользу другого лица.

Обратите внимание! Доверенность может быть выдана только на основании нотариального заверения, а доверенное лицо должно быть дееспособным.

В 2020 году основным реквизитом официальной доверенности является не только ФИО законного представителя, но также и сведения из основного документа, удостоверяющего личность. Таким документом является гражданский паспорт РФ, который должны иметь на руках все без исключения граждане, достигшие возраста 14 лет.

Замена паспорта может проводиться на следующих основаниях:

достижение определенного возраста – 20 и 45 лет (кроме тех категорий лиц, которые проходят службу в рядах ВС РФ по призыву);

изменение лицом данных о ФИО, о дате и месте рождения, о поле;

непригодность документа для постоянного использования в силу его износа или наружных повреждений;

обнаружение ошибок в основной информации паспорта.

Замена паспорта может производиться и в других случаях, указанных в регулирующих нормативно-правовых актах. При наступлении обстоятельств, указанных в действующем законодательстве, гражданин должен в обязательном порядке заменить свой паспорт в течение 30 дней.

В каждом конкретном случае в паспорте проставляется отметка о ранее выданных паспортах, с помощью которых может быть удостоверена личность граждан РФ (п. №5 Положения о паспорте).

При замене основного документа, удостоверяющего личность, уже сформированной доверительной документацией можно будет продолжать пользоваться только в тех случаях, если в новом гражданском паспорте будет содержаться исчерпывающая информация о ранее выданных документах. Несовпадение сведений является основным поводом для отказа в совершении определенных мероприятий. Замена паспорта попадает под данный перечень.

В стандартном порядке, если гражданин меняет свой паспорт, при условии наличия пометки о ранее выданном документе, доверенность не утратит свою юридическую силу и будет действовать при ее предъявлении в компетентные государственные или муниципальные органы.

В соответствии с нормами федерального законодательства менять доверенность при смене места официальной регистрации НЕ нужно. Это может быть обусловлено тем, что сведения о предыдущем месте прописки будут содержаться в документе.

При возникновении спорных ситуаций нужно обратить наиболее пристальное внимание на тот раздел гражданского паспорта, где содержится актуальная информация относительно регистрационных мероприятий по месту постоянного проживания.

В новом удостоверении личности на соответствующей странице будут указаны предыдущие данные в специальном штампе.

При использовании доверенности с данными, которые отличаются от Вашего паспорта, возникают трудности.

Если некомпетентные в юридической области сотрудники отказывают Вам в совершении правовых действий, аргументируя это неактуальностью данных, то в такой ситуации существует несколько вариантов решения:

долгое отстаивание своей позиции;

новое оформление доверенности после смены личных данных.

Ограниченность сроков совершений правовых действий и затраченное время не всегда позволяет использовать первый вариант.

Для подтверждения правоты Ваших утверждений и действий, используйте следующие аргументы:

сошлитесь на п. 1 ст. 188 ГК РФ, который не устанавливает, что действие доверенности при смене паспорта прекращается;

согласно п. 15 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, страница №19 бланка паспорта предназначена для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами РФ, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (Вам надо обязательно проследить, чтобы в новом паспорте, при замене, были отражены данные старого паспорта, это должно делаться по действующему Регламенту УФМС). Тогда, при предъявлении нового паспорта, у Вас всегда смогут проверить данные старого паспорта, по которому и была выдана доверенность, и проблем никаких по этому поводу не должно быть.

Потеря или смена паспорта не свидетельствуют о недействительности документа о представлении интересов, и не является причиной отказа в государственной регистрации прав. Позиция подтверждается судебной практикой (решение Волжского районного суда Самарской области №2-2987/2014 2-2987/2014~М-3391/2014 М-3391/2014 от 23.12.2014).

Документ по уполномочию расширяет круг возможностей обеих сторон сделки, вводя в её участие третьего участника, являющегося посредником. Чтобы узнать, действительна ли доверенность при смене паспорта, следует знать перечень событий, при которых она требует корректировки или замены. Доверенность составляется для уполномочия одного лица действовать от имени другого. Она является самой распространённой формой оформления поручения выполнения обязательств от своего имени. Её применение реализуется в сфере гражданских и производственных отношений. Она позволяет действовать от своего имени при совершении правомерных операций. Согласно действующих нормативно-правовых актов, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность человека, достигшего возраста 14 лет.

документы лежат на столе


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Замена подтверждающей личность документации

Паспорт необходимо заменить при наступлении событий:

  • Достижение 20-летнего или 45 – летнего возраста.
  • Изменение личных информационных данных, касающихся имени, отчества, фамилии, даты или места рождения.
  • Смена пола.
  • Обнаружение ошибки в записях.
  • Приведение документации в непригодное состояние, обуславливающее невозможность дальнейшего применения.

В новом обязательно должна быть отметка о выданных ранее официальных бумагах.

Правила выдачи

Документация по уполномочию позволяет представительствовать одному гражданину от имени физического или юридического лиц в проведении определённого рода действий, обусловленных условиями бумаги.

Юридическое лицо может оформить уполномочие на выполнение определённых операций на работника предприятия. При этом обязательна подпись его руководителя и печать компании. При совершении уполномоченных действий работник обязательно должен предъявить паспорт.

Прекращение действия

В законодательстве предусмотрен ряд оснований для прекращения деятельности представителя по уполномочию:

  • окончание срока действия документации;
  • отказ лица, на которое выписаны уполномочия, выполнять действия, в нем предусмотренные;
  • аннулирование документации по инициации доверителя;
  • ликвидация юридического лица, от имени которого было выписано уполномочие;
  • прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности, от которого оформлен документ;
  • смерть лица, или признание его недееспособным, безвестно отсутствующим, которое оформляло доверенность или которое было уполномочено к выполнению определённых действий.

Документация признаётся недействительной, если в ней не указана дата оформления или не проведена регистрация в установленном порядке. Других оснований для прекращения действия доверенности в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено. Она продолжает действовать до момента окончания срока.

Действует ли уполномочие при смене паспорта

При замене паспорта, уже выписанной доверенностью можно пользоваться в случае, если в новой документации, подтверждающей личность гражданина, будет находиться информация о выданном ранее паспорте. В противном случае, несовпадающие обозначения будут поводом для отказа в совершении определённых уполномочием сделок.

Изменение прописки

Менять доверенность при смене прописки нет оснований, поскольку информация о предыдущем месте регистрации гражданина остаётся в документе. При совершении сделки по уполномочию, при возникновении проблем и спорных вопросов, нужно обратить внимание представителя на раздел в паспорте, касающийся регистрационных действий относительно местожительства, где рядом с новым штампом о прописке обязательно находятся предыдущие данные.

Смена фамилии

Фамилия обычно меняется гражданином в нескольких случаях:

  • при регистрации брака;
  • при самостоятельном изъявлении желания.

В таких обстоятельствах обычно старый документ, удостоверяющий личность, изымается, а новый выдаётся.

Чтобы понять, действительна ли доверенность при смене фамилии, следует внимательно изучить документацию, удостоверяющую личность.

В законодательстве предусмотрено право гражданина Российской Федерации требовать внесения корректировок в документацию, оформленную на прежнее имя в случае изменения основной информации в удостоверяющем личность документе.

При выдаче нового паспорта в данной ситуации, по желанию его владельца, может быть информация о предыдущем документе. В такой ситуации проблем с проведением сделок по уполномочию не будет. Однако, при отсутствии такой отметки, следует или переоформлять документацию, или вносить в неё корректировки.

На законодательном уровне предусмотрен определённый перечень ситуаций, в которых можно пользоваться уже оформленной доверенностью, а в каких следует или менять документ, или вносить в него корректировки.

Однако, в некоторых случаях, доверенный субъект может неосновательно инициировать замену уполномоченного документа. В такой ситуации нужно разъяснить ему действующий закон о неправомерности его действий.


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Если в доверенности указано несколько человек поверенных и в течение срока действия доверенности у одного из них изменились Ф.И.О. или паспортные данные, то доверенность будет недействительна полностью или только в части данных конкретного человека?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение паспортных данных, Ф.И.О. не является безусловным основанием прекращения действия доверенности в какой-либо части.

Обоснование вывода:
Исходя из содержания статей 185, 186 ГК РФ, единственным основанием для признания доверенности ничтожной является отсутствие в ней даты ее совершения. Таким образом, паспортные данные по общему правилу не входят в перечень обязательных реквизитов доверенности (смотрите постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2008 г. N 07АП-3982/08)*(1). Также изменение паспортных данных не названо как одно из оснований прекращения действия доверенности в ст. 188 ГК РФ.
Паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (далее - Положение)), в него вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения (п. 4 Положения).
В связи с этим полагаем, что фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения являются достаточными данными для идентификации личности. Следовательно, если в доверенности на представление лица перед третьими лицами указаны правильные фамилия, имя, отчество представителя, пол, дата и место его рождения, то указанная в доверенности личность считается идентифицированной, а доверенность - действительной (смотрите статью из журнала "Практический бухгалтерский учет", подготовленную при содействии Минфина и Минтруда России).
Судебная практика подтверждает, что ошибка в указании в доверенности номера паспорта не свидетельствует о недействительности доверенности (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 N 12АП-5128/17, постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 750/09).
Кроме того, согласно п. 5 Положения в паспорте производятся отметки в том числе о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, т.е. отметки о ранее выданных паспортах. Это позволяет установить соответствие между вновь выданным паспортом и личностью-владельцем.
На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что изменение паспортных данных не является безусловным основанием для отмены ранее выданной доверенности в какой-либо части и переоформления доверенности. В то же время нельзя исключить то, что изменение паспортных данных несколько усложнит идентификацию личности представителя заинтересованным субъектом, хотя и не сделает ее невозможной с точки зрения закона.
Перемена Ф. И. О., как и замена паспорта, не включены в предусмотренный ст. 188 ГК РФ перечень оснований прекращения доверенности. Таким образом, ни смена Ф. И. О., ни связанная с этим замена паспорта не отменяют действие ранее выданной гражданину доверенности. Такая доверенность сохраняет силу, что также подтверждается судебной практикой (постановление Краснодарского краевого суда от 05.12.2018 по делу N 4А-993/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 16.08.2016 по делу N 33-11303/2016).
Однако вновь отметим, что в подобной ситуации могут возникнуть трудности технического характера, поскольку при несовпадении фамилии, указанной в доверенности, с фамилией, указанной в паспорте, для подтверждения полномочий лица, которому выдана доверенность, очевидно, потребуются дополнительные документы, подтверждающие факт перемены фамилии (например, свидетельство о браке). В связи с этим в подобных обстоятельствах представляется целесообразным выдать новую доверенность.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

31 января 2020 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ряде случаев закон требует указывать в доверенности данные паспорта: например, ч. 2 ст. 48 ЖК РФ, п. 2 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Место постоянной регистрации так или иначе фиксируется в большом перечне бумаг, но какие документы нужно менять при смене прописки и придется ли платить штраф за просрочку?

Главный документ

Важно! Не придется менять детские св-ва о рождении.

Нужно ли менять СНИЛС при смене прописки? Индивидуальный лицевой пенсионный счет не меняется, но некоторые действия все-таки потребуются. Придется уведомить пенсионный фонд – и сделать это следует всем: и тем, кто уже вышел на пенсию и получает пособие, и тем, кто пока только перечисляет взносы. Для смены данных следует подать письменную просьбу о внесении исправлений в пенсионной базе. Внести корректировки должны в течение 3 рабочих дней.

Военнообязанным

Военнообязанным придется посетить военкомат, чтобы зарегистрироваться вновь. После получения данных военкомат самостоятельно запросит данные по прежнему адресу и внесет нужные коррективы.

Процедура у военных занимает максимум 5 рабочих дней. Оплачивать госпошлину не нужно.

Собственникам недвижимости

Владельцы жилых и коммерческих объектов должны уведомить Росреестр об изменении данных, при этом сами свидетельства заново выправлять не придется.

Данные меняются не позднее 3 суток с момента обращения и предоставления:

  • нового паспорта;
  • квитанции об оплаченной госпошлине в размере 350 рублей.

Обращаться можно как в МФЦ, так и в отдел по работе с клиентами Росреестра.

Автомобилистам

У автолюбителей резонно возникает вопрос, нужно ли перерегистрировать автомобиль при смене прописки? Что-то заменить придется полностью, что-то – частично, а что-то останется прежним.

Нужно ли менять ПТС при смене прописки? Да, но так как перерегистрация осуществляется на основании смены регистрации, а не изменения ФИО владельца, снимать машину с учета, а затем ставить заново не придется, хотя св-во о регистрации изменяется.

После обновления данных в паспорте нужно предоставить в Госавтоинспекцию:

  • новый паспорт владельца;
  • паспорт транспортного ср-ва (ПТС);
  • страховку на машину.

На заметку! Госпошлина за перерегистрацию свидетельства составляет 500 руб., за полную смену ПТС – 800 руб. (при частичных коррективах – 350 руб.).

Если в ПТС остались пустующие поля для заполнения, то документ не будут выправлять заново, а лишь обновят информацию. Если же места для новой записи нет, то выполняется полная замена техпаспорта при смене прописки. После получения обновленного ПТС (выдается в день обращения) следует уведомить страховщиков и налоговиков.

А вот замена СТС при смене прописки необходимая полная, так как регистрационное св-во ТС не предусматривает возможность внесения корректировок – бумагу выдают заново.

По действующему законодательству менять договор страхования следует только в том случае, если у авто меняется номер. Но на практике водители часто сталкиваются с отказом или затруднениями в выплате компенсаций, если своевременно не уведомили страховщика о смене своей прописки. Оспорить такие отказы чрезвычайно сложно, ведь новый адрес может легко войти в перечень регионов с повышенными рисками, что автоматически влечет изменение условий страхования.

Пенсионерам и трудящимися

Сообщить пенсионному фонду о перерегистрации нужно каждому пенсионеру. Делается это при помощи личного заявления, с момента подачи которого адрес меняется в базе ПФР в течение 3 рабочих дней.

Необязательно, но желательно проинформировать ПФР и тем, кто не вышел на заслуженный отдых, но отчисляет взносы. Это необходимо, чтобы в дальнейшем не возникло путаницы и несостыковок при оформлении пособия по старости. Процедура занимает минимум времени, а госпошлина за нее не взимается.

Пациентам

Нужно ли менять полис при смене прописки? Хотя регистрационные данные на медполисе (бумажном или электронном) не отображаются, информацию следует откорректировать в базе. Для этого в местный офис ОМС в течение месяца с момента переоформления паспорта подается личное заявление, на основании которого данные в общероссийской базе меняют.

Чтобы не посещать ОМС дважды, следует совместить процедуру обновления информации с прикреплением к новой поликлинике, а для этого:

  • написать заявление об откреплении (отказе от услуг) в старом лечебном учреждении;
  • во время визита в офис ОМС написать заявку на новое обслуживание;
  • подписать заявление о переходе у главврача новой поликлиники.

Прочие ситуации

Перечислим несколько случаев, когда фактическая замена документов не производится, но юристы настоятельно рекомендуют уведомлять курирующий орган.

  • Получающие соцпособия должны непременно проинформировать свой Отдел соцзащиты в том случае, если деньги приносят на домашний адрес. Но даже если соцвыплаты переводят на банковскую карточку, органам соцзащиты лучше знать, что адрес изменился.
  • Надо ли менять банковскую пластиковую карточку или кредитный договор? Нет, но уведомить банк желательно, ведь финансовые учреждения должны поддерживать актуальность данных о клиентах.
  • Смена ИНН при смене прописки, а также во всех других случаях не предусмотрена, ведь идентификационный номер налогоплательщика присваивается один раз и на всю жизнь. Уведомлять налоговую (без замены ИНН) необходимо лишь при изменении фамилии или утере свидетельства (госпошлина в этом случае составляет 200 рублей).

Накажут ли?

В большинстве случаев никаких санкций в отношении тех, кто не переоформил бумаги, не последует. Исключения:

  • военный билет – штраф 500 руб.,
  • СТС – 2000 руб.

Что ожидает тех, кто не поставил новую печать в паспорте? Штраф в размере 2000-3000 руб. предусмотрен за нарушение правил регистрации по месту жительства-пребывания, и его вполне могут наложить на того, кто долгое время живет без прописки даже на жилплощади, собственником которой является.

Действительна ли доверенность при смене паспорта (доверенного лица или доверителя) — да, это обстоятельство не влечет за собой прекращение действия документа.

Нужно ли переделывать доверенность при смене паспорта у доверенного лица

Согласно статьям 185 и 186 части первой Гражданского кодекса РФ от 30.04.1994 №51-ФЗ, данные бланка (серия и номер), дата и место выдачи удостоверения личности не входят в перечень обязательных реквизитов доверенного документа. То есть для идентификации достаточно фамилии, имени, отчества, указания пола, даты и места рождения.

В статье 188 ГК РФ указаны следующие основания для прекращения действия:

  • истечение оговоренного срока;
  • отмена доверителем (одним из доверителей);
  • отказ доверенного лица от полномочий;
  • ликвидация или реорганизация юрлица;
  • смерть одной из сторон;
  • банкротство одной из сторон.

Действительна ли доверенность при смене паспорта доверенного лица

Отсюда вывод: если доверенность выдана на старый паспорт, она действительна в течение всего указанного срока. Замена номера и серии бланка в список причин для ее отмены не входит.

На странице 19 основного удостоверения личности гражданина РФ содержится информация о прежних документах — серия и номер бланка, код выдававшего его подразделения и дата выдачи.

нужно ли менять доверенность при смене паспорта

Изменение Ф. И. О.

Чаще всего фамилия меняется при вступлении в брак или разводе. Кроме того, фамилию, имя или отчество гражданин вправе поменять и по своему желанию. То есть вчера была Иванова Мария Ивановна, а завтра вышла замуж и стала Сидоровой. Или Иванов Иван Иванович захотел и стал Петровым Семеном Петровичем. В этом случае вопрос, является ли действительной нотариальная доверенность, если у доверенного лица изменился паспорт и все данные в нем, кроме даты и места рождения, резонный. Но по закону формальных оснований для прекращения действия нотариального документа нет. Тем более что кроме страницы 19, содержащей прежние реквизиты, у гражданина на руках гербовые свидетельства из загса о браке/разводе или о перемене имени, подтверждающие, что это один и тот же человек.

Замена паспорта по возрасту

С заменой в 20 и 45 лет еще проще: надо ли менять доверенность у нотариуса, если поменяли паспорт, но все личные данные остались прежними, — нет. Приложите на всякий случай ксерокопию страницы 19.

Изменение адреса регистрации

О смене места жительства делается отметка. На нее и ссылайтесь, если возникают сомнения.

Замена утерянного/украденного

Повторим: обстоятельства, при которых менялось удостоверение личности, значения не имеют. Но если документ потерян или украден и нотариальный бланк вместе с ним, то укажите это в заявлении в полицию: неизвестно, в какие руки ваши бумаги попадут.

Во всем остальном принцип тот же: если в доверенности указан старый паспорт, действительная ли она — да, она продолжает работать.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как указать в доверенности паспортные данные представителя. Используйте эти инструкции бесплатно.

Смена документа у доверителя

Что касается лица, чьи интересы представляются, то разницы нет: смена фамилии, имени, серии и номера удостоверения личности, прописки действия доверенности не прекращает. Следовательно, если человек поменял паспорт, нужно ли выписывать новую доверенность — нет, но иметь на руках подтверждение, что это одно и то же лицо (см. выше), необходимо.

Все это теория, а в жизни проблемы с подобными бумагами, содержащими неактуальные данные, возникают сплошь и рядом. Ссылайтесь на Гражданский кодекс РФ. Повторим: согласно ГК РФ реквизиты бланка удостоверения личности не входят в перечень обязательных данных, а его замена — не основание для прекращения действия. Пример: влияет ли опечатка в доверенности в серии паспорта на получении пенсии из Сбербанка — нет, если Ф. И. О. и остальная информация о гражданине совпадают, этого достаточно.

Как изменить данные на действующие

К сожалению, в жизни многое зависит не от закона, а от компетентности (а то и заинтересованности) конкретных людей на местах, и искать правду иногда приходится в судах, благо уже накоплена соответствующая практика.

Когда нет сил и времени доказывать свою правоту, проще внести в документ коррективы. Укажите данные действующего паспорта, предъявив оригинал тому же нотариусу, который оформлял первоначальный вариант.

Читайте также: