Дают ли права аутистам

Обновлено: 25.06.2024

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка.

Первые признаки

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

— ребенок не смотрит в глаза;
— говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
— все время повторяет слова, фразы;
— ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
— не произносит слова, мычит;
— не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;
— ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
— трясет головой, руками, раскачивается;
— ходит на носочках;
— грызет пальцы, руки;
— бьет себя по лицу;
— у ребенка истерики, приступы агрессии;
— боится незнакомых/ чужих;
— пугается звуков, вздрагивает;
— боится света, все время выключает его.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
— Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
— Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
— Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь и общение

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (M-CHAT-R™)

1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? Пример: если вы показываете на игрушку или животное, он посмотрит на игрушку или животное. Да Нет

2. Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? Да Нет

3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетноролевые игры? Пример: он притворяется, что пьет из пустой чашки; делает вид, что говорит по телефону; понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку. Да Нет

4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? Пример: любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки. Да Нет

5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? Пример: перебирает пальцами около глаз.

6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться. Да Нет

7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? Пример: показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге. Да Нет

8. Ребенок интересуется другими детьми? Пример: наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним. Да Нет

9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? Пример: показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку. Да Нет

10. Ребенок отзывается на свое имя? Пример: он смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени. Да Нет

11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ? Да Нет

12. Ребенка расстраивают обычные звуки? Пример: он начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка. Да Нет

13. Ребенок умеет ходить? Да Нет

14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? Да Нет

15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? Пример: машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки. Да Нет

16. Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? Да Нет

19. Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? Пример: услышав странный или непривычный звук или увидев новую игрушку, он смотрит на ваше лицо. Да Нет

20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? Пример: когда его качают на качелях или раскачивают на коленях. Да Нет

Алгоритм подсчета результатов:

Низкий риск: 0–2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока не требуется.

Средний риск: 3–7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение — идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: 7–20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

Часто еще до появления явных симптомов у ребенка наблюдаться вызывающие тревогу особенности поведения. Пожалуйста, подумайте о том, как обычно ведет себя ваш ребенок, и ответьте на следующие вопросы.

  • Нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам. Да Нет
  • Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к 24 месяцам. Да Нет
  • Потерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте. Да Нет

Если вы отметили какие-либо из указанных особенностей у своего ребенка, пожалуйста, обратитесь к специалисту за консультацией

image

К сожалению, в наше время, в силу разных причин, рождается немало малышей с аутизмом, грубыми отклонениями здоровья. Государство в таких случаях поддерживает таких деток, присваивая статус инвалида. Тем самым давая право на выплаты и льготы.

Получить статус возможно, пройдя специальную медицинскую комиссию и доказав, что человек имеет ограничения, предусмотренные в специальных законодательных актах. После подтверждения диагноза и его тяжести, обратившемуся присваивается определенная группа инвалидности.

Дают ли инвалидность детям при аутизме или нет – это главный вопрос, возникающий у родителей, столкнувшихся с такой проблемой. В зависимости от степени выраженности патологии, у пациента есть право оформить статус инвалида. И получать предусмотренную государством помощь для реабилитации, повышения качества жизни.

Льготы по инвалидности ребенку с аутизмом

Получение особого статуса для детей с подобным диагнозом – это не только подтверждение необходимости в специализированном медицинском сопровождении. Но и финансовая, материальная помощь от государства.

Инвалид будет получать пенсию, которую его официальные представители используют на содержание и организацию лечения. Кроме того, подразумевается еще ряд льгот:

  • возможность без очереди попасть в садик с логопедическими группами;
  • снижение или полная отмена платы за садик;
  • организация школьного обучения на дому;
  • преимущество в получении бесплатного средне-специального или высшего образования;
  • посещение лечащих врачей вне очереди;

Домашнее обучение при инвалидности по аутизму

  • скидки на проезд в общественном транспорте и транспорте дальнего следования;
  • бесплатные лекарства для компенсации нарушений, возможность получить бесплатную путевку на лечение в санаторий;
  • помощь сотрудников соц. служб.

Дополнительные льготы и отдельные условия, в том числе – для родителей, зависят от региона проживания семьи. Местные власти могут расширять список льгот. Но не могут ограничивать предусмотренные законодательством.

Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом?

Как получить инвалидность ребенку-аутисту и какую дают при этом группу – расскажет лечащий врач. Фактически всегда это – детский психиатр, установивший диагноз и его тяжесть.

Нужно понимать, что далеко не каждый аутист настолько ограничен в возможностях, чтоб получить инвалидность.

Людьми с ограниченными способностями признаются те, кто не могут:

Тяжелый аутизм приводит к инвалидности

  1. обслуживать сами себя;
  2. самостоятельно находиться в социуме;
  3. проходить обучение, усваивать новые навыки;
  4. контролировать свои поступки;
  5. получать трудовые навыки;
  6. вести трудовую деятельность.

То есть, поставленный диагноз автоматически не приводит к получению особого статуса. Для этого необходимо пройти освидетельствование, медицинскую экспертизу.

Порядок получения – отработанная процедура:

  • Первоначально нужно обратиться в поликлинику и получить официальный диагноз, поставленный профильным доктором после диагностики аутизма. В данном случае это – психолог или психиатр.
  • Лечащий врач направляет пациента на МСЭ (медико-санитарную экспертизу). Одновременно посещаются специалисты по списку, проводятся функциональные тесты, сдаются анализы. Все нужно выполнить в определенные сжатые сроки.
  • Полученные результаты возвращаются к лечащему врачу, и он готовит документы на представление пациента комиссии по МСЭ.
  • В назначенное время, ребенок с официальными представителями и собранными документами приезжает на комиссию. Коллектив докторов, на основе представления, присваивает ребенку-аутисту инвалидность и предоставляет подтверждающий документ. Также разрабатывается план реабилитации.
  • Затем родители должны сходить в Пенсионный фонд, чтобы получить официальное удостоверение. В отделе соцзащиты уточняются пособия и льготы, а соцстрах оформляет ИПР (индивидуальную программу реабилитации).

В зависимости от полученного статуса – временного или бессрочного –всю процедуру повторяют через 5 лет или после того, как ребенку исполнится 18 лет.

Родители оформляют справку на ребенка аутиста

Нужные документы

Разобравшись, где и как получить инвалидность при аутизме у детей, определимся со списком документов для оформления.

В список требуемых медицинской комиссией для присвоения инвалидности при аутизме у детей и определения, какую группу присвоить пациенту, входят:

  • Заявление по стандартной форме. Его пишут родители или опекуны ребенка, где излагают желание пройти медицинскую экспертизу.
  • Свидетельство о рождении ребенка. По достижении 14 лет нужно предоставлять паспорт гражданина Российской Федерации.
  • Результаты медицинских обследований профильными докторами. Данные анализов и тестов, подтверждающих наличие у ребенка стойких проблем со здоровьем.
  • Направление от лечащего врача – психолога по форме 088/у-06.

Занятия дома с ребенком инвалидом

  • Характеристику, если маленький пациент посещал государственные или частные образовательные учреждения: детский сад, школу. В случаях, когда малыш находится под домашним присмотром родителей, характеристика не требуется.

Какие-либо дополнительные документы, требовать государственная комиссия не вправе.

Переоформление после наступления 18 лет

Современное законодательство предписывает устанавливать особый статус для детей-аутистов с подтверждением патологического состояния каждые 5 лет, проходя всю комиссию заново, или бессрочно до достижения 18 лет.

Раньше, до 2015 года, наибольшим вопросом в сфере определения статуса человека с подобным диагнозом был: взрослый аутист – это инвалид или нет?

С недавнего времени, психиатры применяют шифр для обозначения наличия подобной болезни и у взрослых людей. Соответственно сегодня в документах представлены коды:

Они были установлены в Международной Классификации Болезней уже в 2010 году, но в нашей стране стали использоваться значительно позже.

Проходя комиссию, родители или официальные представители должны с вниманием отнестись к диагнозу, который вносится в документы. Так как далеко не все специалисты – психиатры вносят правильный код, предпочитая использовать старую традиционную замену названия болезни.

Но группа не означает, что ребенок навсегда останется ограниченным в возможностях.


О правовом аспекте проблемы аутизма в России

В России уже сделано немало, чтобы помогать таким детям. Но все это, как правило, усилия родителей, врачей, педагогов и просто людей с добрым сердцем. Особую озабоченность оставляет отсутствие в РФ законодательства, регулирующего процессы образования, медицинского обслуживания, трудоустройства людей с таким диагнозом. Если сегодня не предпринимать никаких усилий, то лет через 15–20 в нашей стране появится большая категория молодых людей, не имеющих ни образования, ни профессии, неспособных жить самостоятельно и быть полноправными членами общества.

1. Право аутистов на самостоятельную жизнь и развитие по мере их возможностей.

2. Право аутистов на точную диагностику и клиническую оценку, доступную и непредвзятую.

Постановка правильного диагноза — залог успеха в лечении болезни. Что касается аутистов, самая большая проблема — неосведомленность педиатров. Чем раньше последует обращение к специалистам (а направлять должен педиатр), тем больше шансов на успешную реабилитацию ребенка. Второй момент — единицы специалистов, способных правильно поставить диагноз. В Москве всего несколько медицинских учреждений, где аутичным детям могут провести полное обследование, поставить диагноз и назначить соответствующее лечение. Что говорить про регионы? Некомпетентность педиатров, отсутствие медицинских центров, специалистов, невозможность пройти обследование в больницах, которые до недавнего времени имели статус федерального значения. Это связано с новой системой финансирования, а страдают, прежде всего, дети и их семьи.

3. Право аутистов на получение соответствующего образования, совершенно свободно доступного всем.

Это одна из самых больших проблем в России. Если в последнее время стали появляться специализированные детские сады с инклюзивными группами или группами для детей со сложной структурой дефекта, стали появляться лекотеки, то учиться аутистам практически негде. Конечно, многое зависит от состояния ребенка, от его возможностей. Но, несмотря на гарантии нашей конституции, детей с аутизмом не принимают в обычные школы. Таким детям предлагают либо надомное обучение, либо специнтернаты, либо коррекционные школы восьмого вида. Как правило, мнение родителей не учитывается. Инклюзивное образование в России находится в состоянии зародыша. Так что ни о каком праве выбора формы обучения речь даже не идет. Этим вопросом должны всерьез заняться стразу три министерства: образования, здравоохранения и социального развития. Отдельная тема — профессиональное образование детей с аутизмом и их дальнейшее трудоустройство.

4. Право аутистов на необходимое оборудование, помощь и материальную поддержку для ведения плодотворной, достойной и независимой жизни.

Комментировать этот пункт — констатировать, что в нашей стране большинство семей, в которых воспитываются дети-аутисты (в России аутисты — инвалиды) — живут практически за чертой бедности. Мизерные пенсии по инвалидности, отсутствие бесплатных методов дополнительной реабилитации (таких как дельфинотерапия, иппотерапия, канистерапия), отсутствие индивидуального психолого-социального сопровождения семей. Большинство таких семей не живут, а выживают.

5. Право аутистов на доступ к культуре, досугу, на полноценное участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях.

6. Право аутистов (или их законных представителей) на юридическую помощь, а также на сохранение всех их законных прав.

Права детей-инвалидов защищают родители, а взрослые аутисты не способны защитить себя сами. И очень важно, чтобы государство гарантировало защиту прав таких людей. Для этого должны быть созданы независимые юридические службы, которые финансирует государство.

7. Право аутистов на то, чтобы не подвергаться страху или угрозе необоснованного помещения в психиатрическую больницу или в любое другое учреждение закрытого типа.

В настоящее время ведется разработка новой, одиннадцатой версии Международной классификации болезней (МКБ-11). Остается надеяться, что в 2015 году эта ошибка будет исправлена.

Аутизм

Что такое аутизм

Аутизм — это врожденное расстройство психологического развития, которое влияет на понимание и восприятие человеком окружающего мира, отражается на отношениях и общении с другими людьми. 4

Дети с аутизмом — больные или особенные?

В международной классификации болезней (МКБ–10) указано, что эта группа расстройств характеризуется отклонениями в показателях коммуникабельности, социального взаимодействия, а также ограниченным кругом интересов и комплексом действий.²

Расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируют у 18–19 детей младшего школьного возраста из 1000.3 Количество взрослых людей с аутизмом гораздо меньше и составляет менее 1% популяции в разных странах.³ Хотя кажется, что людей с этим заболеванием не так много, отмечается устойчивый рост количества случаев аутизма, в том числе благодаря развитию методов его диагностики.

Изначально аутизмом называли только симптом — нарушение взаимодействия человека с объектами окружающей среды. Сейчас этот термин используют для описания ряда самостоятельных патологий: собственно аутизма (детского аутизма, классического аутистического расстройства) и целого спектра похожих расстройств (атипичного аутизма, синдрома Каннера, синдрома Аспергера).

Дети дождя

Причины аутизма у детей

Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность.

Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными.

Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут — природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными. 4

Причины аутизма

«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:

Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:

  • низкую потребность в контакте с другими людьми;
  • расстройства речи;
  • навязчивое поведение;
  • умственную отсталость;
  • эпилепсию.

Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни.

Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.

Факторы риска

Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:

Прививки и аутизм: есть ли связь?

Классификация

  • необычные пристрастия и вкусы;
  • неравномерное развитие — в каких-то аспектах оно отстает, а в каких-то опережает развитие по возрасту;
  • речевые проблемы;
  • трудности, связанные со сменой распорядка дня;
  • интеллект и навыки социального общения ближе к норме, чем у людей с другими видами РАС

Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.

К легким формам аутистических расстройств относят:

  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • атипичный аутизм без умственной отсталости.

Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни.

К тяжелым РАС относят:

Профилактика аутизма во время беременности

Признаки и симптомы аутизма у детей

Степень проявлений РАС индивидуальна. Расстройство может выражаться как малозаметные странности при общении или узкий круг интересов, а может вызывать тяжелые умственные нарушения или приводить к отсутствию какой-либо способности поддерживать контакты с другими людьми. В основном заболевание протекает без грубых нарушений умственной деятельности, и практически у 50% детей с аутизмом интеллектуальные способности оценивают как средние или даже выше среднего.

Как правило, симптомы аутизма у детей составляют типичную триаду:

  • Нарушения социального взаимодействия — сужение круга интересов и трудности в восприятии новой информации.
  • Аномалии в коммуникации — сложность в общении с окружающими людьми.
  • Стереотипные шаблоны — устойчивое повторение слов и/или фраз, движений.

При этом пациенты с аутизмом не способны в полной мере понимать эмоциональное состояние окружающих, поскольку им непонятны невербальные сигналы — общение с помощью мимики, жестов, интонации голоса. Это мешает им выстраивать полноценные отношения с другими людьми, и отсутствие социального взаимодействия — самый яркий из всех симптомов аутизма у детей (рис. 2).

Признаки аутизма у грудных детей

У младенцев нарушения поведения не так очевидны. Но при внимательном наблюдении за ребенком родители могут заметить некоторые симптомы аутизма еще в первый год его жизни. Чаще всего они начинают появляться после шестимесячного возраста и, на первый взгляд, напоминают некоторое отставание в развитии (табл. 2).

Признаки аутизма у детей до 1 года неспецифичны. По ним можно только заподозрить заболевание, но такие же симптомы могут свидетельствовать о задержке развития и других патологиях нервной системы.

При РАС двигательные и речевые навыки формируются в нормальной последовательности, но с небольшим отставанием. Ребенок до года может неуверенно держать игрушки или не пользоваться ложкой, но в результате специальных занятий быстро усваивает эти навыки и догоняет своих сверстников.

Ранние признаки аутизма

Признаки аутизма у детей в 1–2 года

Признаки аутизма у детей 2 лет становятся более выраженными. В этом периоде уже не только специалисты, но и окружающие люди могут заметить некоторые странности поведения (табл. 3).

В два года дети с аутизмом не принимают участия в играх с их здоровыми ровесниками. Чаще всего они игнорируют окружающих — как незнакомых людей, так и родственников.

Признаки аутизма у детей в 3 года

Признаки аутизма у детей в 4 года

В 4 года у детей с аутизмом становится заметной задержка речевого развития. Они часто повторяют одни и те же фразы и слова, говорят о себе в третьем лице, плохо реагируют на чужую речь. При тяжелых формах расстройств речь может полностью отсутствовать.

Основной признак аутизма у ребенка в 4 года — стереотипное поведение, когда он зацикливается на тщательном выполнении определенных ежедневных ритуалов. При этом, если последовательность будет даже незначительно нарушена, он может ответить яркой негативной реакцией — плачем, агрессией, обидой.

При аутизме у детей нередко наблюдаются и другие признаки:

  • судорожные припадки;
  • синдром дефицита внимания;
  • неожиданные реакции на обычные раздражители — освещение, звук, прикосновение;
  • отказ от приема пищи или неприязнь к определенным продуктам;
  • ночные пробуждения, трудности засыпания.

Раньше считалось, что дети с аутизмом неспособны эмоционально привязываться к близким людям. Сейчас установлено, что это не так — если ребенок остается один, у него возникают признаки тревоги, хотя он не пытается позвать маму или папу. Рядом с родителями аутисты чувствуют себя более уверенно и спокойно, хотя это может быть незаметно для окружающих.


Ребенок с аутизмом очень часто – малоежка, может есть каждый день одно и то же, предпочитая строго определенные продукты. Фото: Dudaeva / Depositphotos

Осложнения аутизма

Люди с РАС нередко испытывают сложности с выбором профессии и трудоустройством. Неспособность адекватно выражать эмоции приводит к тому, что они начинают смеяться, плакать или кричать по любому поводу или даже без конкретной причины. Это становится серьезным барьером в общении с членами любого коллектива. Кроме того, даже незначительные нарушения интеллектуальной деятельности у таких детей могут стать поводом для насмешек в компании сверстников.

Дети с РАС могут проявлять агрессию не только по отношению к другим людям, но и по отношению к самим себе. Они наносят себе серьезные повреждения, поэтому должны всегда находиться под присмотром взрослых.

Расстройства аутистического спектра нередко сопровождаются и другими нарушениями:

  • эпилепсией;
  • тревожными состояниями;
  • депрессией;
  • гиперактивностью с дефицитом внимания;
  • нарушениями сна.

Одно из самых серьезных осложнений патологии — социальная дезадаптация и инвалидность. Взрослые пациенты могут жить без посторонней помощи только при легких формах аутизма. Нередко из-за тяжелых последствий заболевания люди с РАС оказываются в психоневрологическом интернате.

Аутизм и проблемы с пищеварением

Необычные вкусы в еде и избирательность при выборе продуктов у аутистов часто провоцируют развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, гиповитаминозов, анемии, запоров или, наоборот, поносов, когда в кале можно увидеть непереваренные кусочки пищи. Отказ от еды и неполноценный рацион негативно сказываются на перистальтике кишечника и лишают ребенка необходимых нутриентов, усугубляя состояние.

Когда следует заподозрить аутизм?

Нарушения речи и высокий болевой порог у детей с аутизмом создают серьезные проблемы в своевременной диагностике. Аутисты часто не способны пожаловаться на боль, описать симптомы болезни, поэтому попадают на прием к врачу на поздних стадиях патологий с серьезными осложнениями, которые могут быть даже опасными для жизни.

Чтобы не допустить такой ситуации, родителям важно внимательно наблюдать за развитием ребенка с момента его рождения. Следует обратиться к врачу для исключения расстройств аутистического спектра в случае, если ребенок:

Существуют и другие признаки, которые должны насторожить родителей и стать поводом обратиться к врачу-неврологу (рис. 3).


Рисунок 3. Что должно насторожить родителей в поведении ребенка. Источник: МедПортал

Диагностика аутизма у детей

Невролог может заподозрить аутизм на основании характерных симптомов. Для подтверждения диагноза и оценки тяжести патологии используют различные нейропсихологические методики:

  • Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) — применяется у детей любого возраста и с разным уровнем развития. Эта шкала состоит из четырех блоков, которые позволяют оценить способность ребенка к сложным играм, его навыки общения и развитие речи.
  • Childhood Autism Rating Scale (CARS) — подходит для диагностики характерных нарушений у детей от 2 до 4 лет. Шкала оценивает различные виды восприятия (тактильное, обонятельное, вкусовое, зрительное), ловкость движений, способность к подражанию, эмоциональные реакции, познавательную деятельность.
  • Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT) — это тест для родителей. Он содержит 20 вопросов, которые касаются особенностей поведения ребенка в различных ситуациях.
  • Autism Spectrum Screening Questionnaire (ASSQ) — тест для диагностики различных видов расстройств аутистического спектра у детей от 6 до 16 лет. 8

Для исключения других патологий детям обязательно проводят инструментальные исследования головного мозга — томографию (КТ, МРТ), электроэнцефалографию (ЭЭГ). 8

Важно! У детей до года достоверность диагноза аутизм не превышает 50%. Это означает, что в дальнейшем он подтверждается только у каждого второго малыша. С возрастом вероятность правильного определения РАС увеличивается, и чаще всего расстройства аутистического спектра у детей правильно диагностируют в возрасте 2-3 лет. ⁶

Лечение аутизма у детей

Полностью избавиться от патологии с помощью лекарств или психотерапии невозможно — расстройства психической сферы будут сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Но с помощью различных методик можно улучшить состояние пациента, обучить его навыкам самообслуживания, помочь сформировать и поддерживать социальные контакты.

Занятия для детей с аутизмом проводят совместно психологи, педагоги-дефектологи и логопеды. Только системная и постоянная терапия с привлечением родственников позволяют добиться заметного положительного результата.

Одна из современных методик — АВА-терапия (Applied behavior analysis). Она включает в себя различные техники, которые направлены на коррекцию поведения детей в социальной среде и обучение их навыкам самообслуживания. АВА-терапия строится на системе поощрений, когда за каждое правильное действие малыша ждет положительное подкрепление — награда. Сначала с детьми разучивают простые действия, а затем медленно и постепенно объединяют их в более сложные задания.

АВА-терапию желательно начинать с 3-летнего возраста. В неделю проводят не менее 30–40 часов занятий. При этом дома родители должны систематически повторять и закреплять навыки, полученные во время уроков.

Еще одна эффективная методика — система PECS (Picture Exchange Communication System). Для этих занятий используют специальные карточки с изображением различных действий и предметов. С помощью этих карточек детей обучают, как можно обратиться к взрослым членам семьи с определенными просьбами. Хотя данная методика и не направлена на развитие устной речи, у некоторых детей она приводит к улучшению речевой функции. 8

В России и странах СНГ в работе с детьми-аутистами психологи широко используют эмоционально-уровневый подход. Он основывается на создании между специалистом и его пациентом доверительного эмоционального контакта. И только потом начинается работа по преодолению агрессии, тревоги и страхов, обучение целенаправленной деятельности.

Медикаментозное лечение аутизма проводится редко и в основном показано только в случаях, когда психологические методики оказываются малоэффективными. Препараты позволяют уменьшить выраженность некоторых психологических проблем:

  • агрессивное поведение;
  • повышенная тревожность;
  • беспричинные истерики;
  • синдром гиперактивности;
  • нарушения сна.

Медикаментозное лечение улучшает поведение ребенка при посещении общественных мест, облегчает его участие в жизни семьи. Но важно точно следовать рекомендациям врача — прием препаратов должен проводиться максимально коротким курсом. Сразу после достижения необходимого эффекта дозы препаратов постепенно снижают до полной отмены. Заниматься самолечением в этом случае нельзя — так можно только навредить ребенку и спровоцировать прогрессирование болезни.

Образование для детей с аутизмом

Устройство ребенка с аутизмом в детский сад и школу может стать проблемой. В России многие такие дети переходят на надомное образование, которое исключает общение с ровесниками и может негативно сказываться на прогрессе в лечении, так как лишает детей практики коммуникации.

Прогноз и профилактика аутизма

Аутизм — неизлечимое заболевание. Но своевременно начатая коррекция поведения позволяет добиться значительного улучшения состояния. Считается, что развитие речи до шестилетнего возраста и достаточно высокий IQ у пациентов — признаки благоприятного прогноза. Улучшить течение заболевания можно с помощью постоянных занятий, реабилитации, а также создания спокойной обстановки внутри семьи.

Предупредить развитие заболевания у своего ребенка невозможно. Но соблюдение правил здорового образа жизни и тщательный контроль за течением беременности снижают риск патологии. Для профилактики ухудшения состояния здоровья пациентам с аутизмом важно постоянно проходить терапию и наблюдаться у врачей различных специальностей, а их родителям — создать благоприятную атмосферу дома и постоянно учиться общаться со своими детьми.

Особая одаренность аутистов

Заключение

Читайте также: