Данный принцип нормотворчества означает что созданием норм права должны заниматься компетентные люди

Обновлено: 17.05.2024


  1. Общеобязательность.

  2. Предоставительно-обязывающий характер.

  3. Формализованность.

  4. Системность.

  5. Равноправный характер.

3. Укажите юридическую структуру правовой нормы:

4. По какой схеме построены, как правило, правоохранительные нормы?


  1. Гипотеза, диспозиция, санкция.

  2. Гипотеза, диспозиция.

  3. Диспозиция, санкция.

  4. Гипотеза, санкция.

  5. Только санкция.

5. По какой схеме построены регулятивные нормы?


  1. Диспозиция, санкция.

  2. Гипотеза, диспозиция.

  3. Гипотеза, санкция.

  4. Гипотеза, диспозиция, санкция.

  5. Диспозиция, санкция + Гипотеза, диспозиция.

  1. Какой элемент правовой нормы формулирует субъективные права и обязанности адресатов?

  1. Абсолютно определенная гипотеза.

  2. Отсылочная диспозиция.

  3. Коммулятивная санкция.

  4. Относительно определенная гипотеза.

  5. Сложная санкция.

  1. Назовите виды правовых норм в зависимости от предмета правового регулирования.

  1. Конституционные и гражданские.

  2. Постоянные и временные.

  3. Императивные и диспозитивные.

  4. Общие и специальные.

  5. Административные и публичные.

  1. Государственно-властный характер

  2. Общеобязательный характер

  3. Двустороннее правило поведения

  4. Персонифицированный характер

  5. Неинституциональный характер

2. Выделите признаки нормы права:


  1. Общее правило поведения

  2. Формально-определенное правило поведения

  3. Субъективный характер

  4. Системное правило поведения

  5. Эффективное правило поведения

3. Гипотеза правовой нормы содержит указания, при наличии которых начинает действовать норма права:


  1. Структурный элемент нормы, ее ядро

  2. Указывает на условия реализации нормы

  3. Правовые последствия

  4. Содержит само правило поведения

  5. Определяет модель поведения субъектов права

  1. Норма права

  2. Гипотеза

  3. Диспозиция

  4. Санкция

  1. Структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации

  2. Структурный элемент нормы права, предусматривающий правовые последствия

  3. Структурный элемент нормы права, определяющий правило, модель поведения субъектов права

  4. Общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством правило поведения

1А2Г3Б4В

1Г2А3В4Б

1А2Б3Г4В

1Б2А3Г4В
2. Сопоставьте признаки нормы права и их содержание:


  1. Государственно-властный характер

  2. Общее правило поведения

  3. Обязательное правило поведения

  4. Формально-определенное правило поведения

  1. Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет за собой принятие мер государственного принуждения

  2. Правила поведения установлены не для конкретного индивида, а для всех субъектов права, попавших в сферу правового регулирования

  3. Предписания, закрепленные нормой права, исходят от государства и охраняют государственно-значимые общественные отношения

  4. Правовые нормы формулируются в официальных документах: законах и подзаконных актах

1А2Г3Б4В

1В2А3Г4Б

1В2Б3А4Г

1А2Б3Г4В
3. Сопоставьте понятия:


  1. Общие (абстрактные) гипотезы

  2. Конкретные (казуистические) гипотезы

  3. Простые гипотезы

  4. Сложные гипотезы

  1. Перечисляют несколько обстоятельств, которые служат основанием для осуществления предписания

  2. Определяют условия применения нормы общими, родовыми признаками

  3. Содержат указание на одно условие действия нормы

  4. Устанавливают частные, специальные условия реализации нормы

1А2Б3Г4В

1Г2А3Б4В

1В2Г3А4Б

1Б2Г3В4А
4. Соотнесите понятия:


      1. Простые диспозиции

      2. Отсылочные диспозиции

      3. Бланкетные диспозиции

      4. Описательные диспозиции

      1. Подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки

      2. Устанавливают правило поведения лишь в общей форме, разъяснение и конкретизация содержится в иных правовых актах, к которым и отсылается субъект реализации нормы

      3. Содержат лишь само правило поведения, не раскрывая его признаков

      4. Вместо описания признаков поведения содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в которой дается описание соответствующего поведения

      1В2Г3Б4А

      1А2Б3Г4В

      1В2Б3А4Г

      1Б2Г3А4В

      5. Сопоставьте понятия:


      1. Абсолютно-определенные санкции

      2. Альтернативные санкции

      3. Куммулятивные санкции

      4. Правовосстановительные санкции

      1. Направлены на восстановление прежнего состояния

      2. Содержат несколько видов наказания, предоставляя правоохранительным органам право выбора

      3. Включает в себя несколько видов наказаний и предусматривают возможность их сложения

      4. Содержат строго фиксированную меру воздействия

      1Г2Б3В4А

      1Б2А3Г4В

      1В2А3Б4Г

      1А2Г3Б4В
      6. Сопоставьте понятия:


      1. Обязывающие нормы права

      2. Запрещающие нормы права

      3. Императивные нормы права

      4. Диспозитивные нормы права

      1. Указывают на недопустимость совершения каких-либо действий

      2. Возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия

      3. Предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей

      4. Содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права

      1Г2А3Б4В

      1Б2А3Г4В

      1А2Б3Г4В

      1В2Г3А4Б

      3. На какой срок принимаются государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов?


      1. Не менее чем на пять лет.

      2. Не менее чем на четыре года.

      3. Не менее чем на три года.

      4. Не менее чем на десять лет.

      5. Не менее чем на семь лет.

      4. Какой государственный орган разрабатывает государственные программы подготовки проектов и ежегодные планы?


      1. Совет Министров Республики Беларусь.

      2. Конституционный суд.

      3. Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

      4. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

      5. Министерство юстиции.

      5. В каком количестве граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом, обладают правом нормотворческой инициативы?


      1. Юридическая техника.

      2. Юридическая конструкция.

      3. Юридическая терминология.

      4. Способы конструирования нормативных правовых актов.

      5. Юридические методы.

      10. Какой вид систематизации может проводить только правотворческий орган?

      2. Общие требования, предъявляемые к нормативному правовому акту:


      1. Внутренняя согласованность

      2. Логичное построение

      3. Соответствие нормотворческой технике

      4. Наличие коллизий

      5. Использование методов компаративистики

      3. Субъекты законодательной инициативы в Республике Беларусь:


      1. Президент Республики Беларусь

      2. Депутаты Палаты Представителей

      3. Члены Совета Республики

      4. Правительство Республики Беларусь

      5. Конституционный Суд

      4. Виды систематизации нормативных правовых актов:

      5. Виды кодификации:

      Тест В
      1. Соотнесите понятия и их содержание:


      1. Правотворчество

      2. Нормотворчество

      3. Систематизация

      4. Юридическая техника

      1. Вид государственной деятельности, в результате которой воля народа выражается в норме права в виде определенного источника права

      2. Деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм, приведение их в единую внутренне согласованную систему

      3. Нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие

      4. Совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке, издании, приведении в систему нормативных правовых актов

      1Б2Г3А4В

      1Г2А3Б4В

      1Б2В3Г4А

      1А2В3Б4Г
      2. Соотнесите понятия и их содержание:

      Ключевым элементом права является норма права, т. е. общепризнанное правило поведе- ния, установленное или санкционированное государством и гарантируемое им. Формирование этих правил поведения осуществляется в процессе нормотворчества, завершающей стадией которого является правотворчество, т.

      е. государственная деятельность по созданию норм права. Процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, постольку одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование. Регулировать (в социальной жизни) - значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшим средством регулирования, как уже говорилось, являются социальные регуляторы: нормы права, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов. Хотя обряды, традиции, обычаи и иные неправовые социальные нормы до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, их возможности ограничены. Развитие цивилизации, появление избыточного продукта и частной собственности, социального и имущественного неравенства потребовали более действенных социальных норм. Таким нормативным регулятором стало право. Соответственно существует настоятельная потребность в особом направлении человеческой деятельности, связанной с созданием и воспроизводством нормативов для обеспечения в обществе урегулированности и порядка - в нормотворчестве. Основная особенность нормотворчества заключается в том.

      что его социальная основа (нормы морали, религии, обычаев, ритуалов) служит отправной точкой для возникновения и развития права в целом, необходимости его санкционирования для дальнейшего развития взаимосвязи между обществом и государством. Правовой составляющей нормотворчества становится правотворческая деятельность как результат волеизъявления государства, что показывает его главенство над обществом. Таким образом, можно сделать вывод, что нормотворчество имеет в своем составе два элемента: социальный и правовой, которые параллельно развиваются и взаимодействуют между собой на протяжении всех этапов становления и поступательного развития общества. При этом социальность нормотворчества первична, так как она существовала еще на начальных этапах возникновения человеческого общества, выражаясь в санкционировании социальных норм (норм морали, обычаев, религии, ритуалов и т. д.) как основополагающих правил поведения в обществе. Соответственно выделились и два основных пути его развития: 1) создание новых и развитие существующих социальных основ регулирования поведения обществом (собственно нормотворчество или нормотворчество в узком смысле слова); 2) развитие правового нормообразования как результат роста активности государственной власти и рационального отношения к развитию права (правотворчество как правовая составляющая нормотворчества в широком смысле слова). Следовательно, нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ регулирования, правил поведения в обществе и государстве. Некоторые из этих правил утверждаются или санкционируются в законодательных актах государства, другие признаются в качестве официально незакрепленных, но действующих нормативов, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни. Для лучшего понимания этого определения можно привести очень простой пример: все знают, что зависть - нехорошо и христианской религией считается одним из смертных грехов. Это не закрепляется в нормативных актах, но действует в обществе, и люди стараются придерживаться этого правила.

      Современная юридическая наука понимает под правотворчеством специальную, целенаправленную деятельность государственных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения, которая имеет место на завершающей стадии правообразования. Именно деятельность, конституирующая результаты правообразования в формально определенные предписания общего характера, и признается правотворчеством. В России ре зультаты правообразования находят свое юридическое оформление в большей мере в нормативных правовых актах. Соответственно правотворческую деятельность в нашей стране можно подразделить на виды по двум важнейшим основаниям: 1) по субъектам правотворчества и 2) по юридической силе издаваемых субъектами нормативных правовых актов. По первому основанию можно выделить три вида правотворчества: - правотворчество уполномоченных государственных органов; - непосредственное правотворчество народа (например, участие в референдуме); - санкционированное негосударственное правотворчество, т. е. издание норм другими субъектами правотворчества, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов. К последнему виду правотворчества относится правотворчество органов местного самоуправления, локальное правотворчество (правотворчество предприятий, учреждений и организаций), правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). По юридической силе издаваемых государством нормативных правовых актов (по их значимости) предлагается подразделить правотворчество на законотворчество и подзаконное правотворчество1. Необходимым для определения понятия правотворчества является рассмотрение субъектов права, уполномоченных осуществлять правотворчество (субъекты правотворчества). Как правило, правотворчество - это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государства. Они создают обязательные нормы права, которые облекаются в нормативные правовые акты. При этом иногда право создается по уполномочию органов государства другими субъектами правотворческой деятельности, т.


      Создание института местного самоуправления стало важнейшим этапом формирования народовластия в России. Закрепление на конституционном уровне возможности населения осуществлять свою власть через органы местного самоуправления свидетельствует о расстановке приоритетов государства, первоочередном внимании к интересам и потребностям своих граждан. Ключевым аспектом реализации воли народа является нормотворческий процесс органов местного самоуправления, который должен осуществляться в строгом соответствии с российским законодательством, и служить средством его развития и конкретизации. Очевидно, что формирование отечественной правовой системы без учета результатов нормотворческого процесса органов местного самоуправления будет неполным в виду того, что законы и ведомственные нормативные акты регулируют наиболее важные общественные отношения, не затрагивая отдельные вопросы поведения субъектов. Изложенное обусловливает актуальность и значимость нормотворческой деятельности муниципалитетов и предъявляет к ней повышенные требования.

      Вместе с тем, как показывает практика, муниципалитеты не всегда эффективно реализуют функцию нормотворчества, допуская принятие правовых актов, не корреспондирующих с правовой системой России, ущемляющих права и свободы граждан. Остается значительным объем нормативных правовых актов, противоречащих правилам, приемам и средствам юридической техники, что приводит к серьезным правотворческим ошибкам, в результате чего нарушается весь процесс правообразования. Не во всех муниципалитетах осуществлена работа по приведению нормативных актов в соответствие с международными стандартами в области прав и свобод человека и гражданина. Встречаются действующие нормативные акты муниципального значения, явно противоречащие нормам российского законодательства. Довольно часто в правовых актах, принятых органами местного самоуправления отсутствует механизм выполнения того или иного нормативного документа. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за нормотворческим процессом муниципальных образований и его результатами, отсутствии системности в работе соответствующих служб, а также о необходимости дальнейшего совершенствования указанной деятельности.

      В данной связи особое значение приобретают принципы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, роль которых в данном процессе сложно переоценить. Являясь основными, руководящими идеями и началами, они отражают ключевые аспекты нормотворчества, характеризуя устойчивые, закономерно существующие отношения и воплощая в своем содержании конкретные черты и особенности всего правотворчества [3, с. 85–86].

      1. Закрепление в праве политических и экономических условий, обеспечивающих простор для проявления объективных законов, а также для их познания и наиболее целесообразного использования;

      2. Закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих разрешению назревших общественных задач;

      3. Выражение общей воли народа в целях максимально точного, правильного и целесообразного использования объективных закономерностей в интересах всего общества.

      При первом ознакомлении становится ясно, что указанные принципы носят слишком общий характер. Поэтому рассмотрение учеными данных основных начал, конечно же, привело к их переосмыслению, в связи с чем содержание данных принципов было раскрыто и конкретизировано. Так, например, профессор A. C. Пиголкин выделил следующие принципы, на которые опирается правотворческая деятельность современных цивилизованных государств: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки проектов, техническое совершенство принимаемых актов [5, с. 201–202].

      Однако основные принципы правотворчества в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления имеют свои особенности и преломляются по-своему. Кроме этого, существуют и специальные основные идеи, начала, характерные только для муниципального нормотворчества. В связи с изложенным, представляется возможным выделить и раскрыть такие основные принципы нормотворчества органов местного самоуправления, как законность, научность, техническое совершенство, демократизм, гуманизм, профессионализм.

      Одним из главных принципов муниципального нормотворческого процесса является законность. Русский философ и юрист И. А. Ильин, как бы предчувствуя хаос надвигающихся революций 1917 года, писал о законности правотворчества, о том, что каждый правовой строй должен непременно открывать людям эту возможность совершенствовать законы по закону, то есть улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка; а правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию [4, с. 19]. Законность — это феномен многогранный, сложный, имеющий определенные нюансы, требующий вдумчивого анализа. Детальное изучение этого термина предполагает исследование его различных сторон, применение специальных и частных методов исследования с позиции государственно-правовой науки. Законность в многообразии своих проявлений была и остается весьма актуальным и востребованным явлением в современной науке. Однако будет справедливым уточнить, что изучение обеспечения законности через призму нормотворчества органов местного самоуправления нуждается в более весомом количестве и качестве исследований.

      Особую значимость принцип законности приобретает сегодня — в современной обстановке, сопровождающейся масштабными реформами во многих сферах общества и государства. В нормотворческой деятельности муниципалитетов содержание данного принципа находит выражение в необходимости принятия органами местного самоуправления нормативных актов исключительно в рамках полномочий, установленных для субъектов этой деятельности в рамках соответствующих указов и актов Президента РФ и Правительства РФ, ведомственных и региональных нормативных правовых актов.

      Но, прежде всего, правовые акты органов местного самоуправления должны корреспондировать с международно-правовыми стандартами в сфере уважения и соблюдения прав и интересов человека, Конституцией России, комплексом правовых актов, издаваемых высшими должностными лицами государства и органами законодательной, исполнительной власти. Полагаем, что законодательные акты, являясь документами, обладающими значительной юридической силой, должны быть ориентированы на конкретизацию положений, отраженных в Конституции РФ, а подзаконные акты по своему назначению должны конкретизировать законы, обеспечивая создание необходимых условий, позволяющих эффективной реализовать предписания законов.

      Разрабатывая муниципальный нормативный акт, важно понимать, что проблемы и вопросы, решаемые с его помощью, относятся к полномочиям конкретного органа местного самоуправления. Необходимо помнить, что конкретный вопрос, затрагиваемый и регулируемый будущим правовым актом, должен решаться только соответствующим муниципалитетом, уполномоченным на это. Разрешение проблемной ситуации предполагает осуществление нормотворческой деятельности в рамках предписаний, установленных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РВ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Важно понимать, что принцип законности предполагает необходимость функционирования системы контроля и надзора за соответствием принятых актов нормам права. Несколько таких функций возложено на органы судебной власти.

      Принцип научности является важнейшей основной идеей, руководящим началом применительно к нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Следует признать, что в настоящее время встречаются случаи формального подхода к муниципальному нормотворчеству через призму научной составляющей. Это обусловливает не всегда обоснованные меры по оптимизации отечественной правовой системы. Такое, как правило, происходит в тех случаях, когда за основу берутся принципы и методы, не учитывающие объективные закономерности развития правовой системы. В данной связи приходится констатировать, что результативность правотворческой работы будет видна тогда, когда ее содержание будет включать в себя учет происходящих изменений в социуме с опорой на современные научные достижения.

      Следует помнить, что содержание принципа научности находит воплощение в деятельности муниципалитетов не только связанной с уяснением различных научных позиций и рекомендаций, но и активной работой по использованию практики применения правовых норм, адаптируя их под специфику правоотношений, возникающих в процессе функционирования органов местного самоуправления. Нужные сведения могут находиться в содержании исследований криминологической и социологической направленности, статистических и других данных, содержащих описание и характеристику работы других органов местного самоуправления, описывающих положительный, инновационный опыт работы. Полезные сведения можно почерпнуть из анализа различных совещаний, коллегий, семинаров, конференций проводимых по рассматриваемой проблематике. Вышеизложенное позволяет заключить о том, что разработка нормативных актов будет гораздо эффективней, если нормотворческая деятельность будет реализована с учетом положительного практического опыта и содержать решение реальных актуальных вопросов, требующих урегулирования.

      Обращаясь к рассмотрению следующего принципа — технического совершенства, может создаться впечатление, что каких-либо различий между ним и ранее рассмотренным принципом научности не существует. Отчасти этот вывод справедлив, т. к. рассмотрение какого-либо принципа в отрыве от других, без учета их взаимообусловленности будет некорректным. Принцип технического совершенства, вытекая из принципа научности, уточняя и конкретизируя его, может быть выделен как автономный в виду того, что как отметил исследователь A. C. Пиголкин, в степени совершенства ее правил, в том, насколько последовательно эти правила претворяются в жизнь, отражается социальная сущность права, степень заинтересованности государства в праве и законности [6, с. 93]. О важности принципа технического совершенства писал еще в 1906 году Р. Иеринг. Он отмечал, что техническое несовершенство в праве представляет собой несовершенство всего права, недостаток, тормозящий право и вредящий ему во всех его целях [7, с. 24.].

      Нельзя не отметить значение принципа гуманизма в процессе нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Нормотворчество и его конечный продукт должны соответствовать положениям международного и отечественного законодательства в сфере уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что характерной особенностью таких правовых норм будет не только формальное соответствие и непротиворечие положениям вышестоящих нормативных актов, но и включение в их содержание определенных механизмов по их практической реализации.

      Современный этап развития общества не умаляет проблему регулирования процессов обеспечения и охраны прав, свобод и обязанностей человека и гражданина с помощью муниципальных нормативных актов. Принимаемые на основе и во исполнение актов высших органов государственной власти, они призваны уточнять сложный механизм реализации субъективных прав и соблюдения позитивных обязываний.

      Другим немаловажным принципом муниципального нормотворчества является принцип профессионализма. Он означает, что созданием норм права должны заниматься компетентные люди. В правотворческом процессе необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, экономистов, философов, психологов, то есть ученых различных специальностей. Нормодатель должен знать, как воспримут ту или иную норму разные слои населения. Кроме ученых-юристов к нормотворческому процессу необходимо привлекать и юристов-практиков, которые в своей правоприменительной деятельности будут работать с этими юридическими нормами непосредственно, обеспечивая конституционные права, свободы и законные интересы граждан [9].

      Все перечисленные выше принципы нормотворчества можно назвать взаимосвязанными, потому что работать они могут только во взаимодействии. Их можно назвать и общими, так как эти принципы приемлемы для всех без исключения способов нормотворчества, в том числе и для разработки и принятия муниципальных нормативных актов. Однако в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления они приобретают специфику, идущую от ее особенностей, и, соответственно, дополняются принципами, которые характерны только для муниципального нормотворческого процесса. Это принцип единоначалия и принцип субординации. Также к муниципальным принципам следует отнести и отраслевой принцип, предусматривающий разработку муниципалитетами проектов нормативных актов, направленных на регулирование деятельности данных органов местного самоуправления.

      Вышеизложенное позволяет констатировать, что соблюдение общих и муниципальных принципов нормотворчества имеет огромное теоретическое и практическое значение. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления, построенная с учетом вышеобозначенных основных, руководящих идей и начал, отражающих ее ключевые аспекты, будет способствовать установлению надлежащего правового порядка, соответствовать идеям построения правового государства и гражданского общества.

      3. Правотворчество в СССР / Под ред. A. B. Мицкевича. — М., 1974. — 198с.

      4. Керимов Д. А. Законодательная деятельность Советского государства. — М., 1955. — 179с.

      5. Общая теория права: Учебник / Под ред. A. C. Пиголкина. — М., 1995. — С. 252с.

      6. Пиголкин A. C. Подготовка проектов нормативных актов. — М., 1974. — 117с.

      7. Иеринг Р. Юридическая техника. — СПб., 1906. — 146с.

      9. Арзамасов, Ю. Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества: учебное пособие. — М.: Государственный университет — Высшая школа экономики; Российский университет кооперации, 2009. — 156 с.

      Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое совершенство, принцип, муниципальное нормотворчество, нормотворческая деятельность, орган, принцип демократизма, Российская Федерация.

      Похожие статьи

      Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

      В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления.

      Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

      Муниципальное нормотворчество — одно из ключевых направлений деятельности местного самоуправления: Основным субъектом нормотворческого процесса в местном самоуправлении является представительный орган муниципального образования, который.

      Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы.

      Муниципальное правотворчество вбирает в себя деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного

      Текст. / Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Нижний Новгород, 2012.

      Правотворчество в Российской Федерации: проблемы.

      принцип демократизма.

      Основные термины (генерируются автоматически): правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт

      Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового.

      Улучшение регулирования деятельности органов местного.

      Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип

      Основные направления участия прокурора в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.

      Суд как субъект нормотворческой деятельности

      Тем не менее, нормотворческая деятельность судов не должна превалировать над нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Судебное нормотворчество в странах.

      Основные направления участия прокурора в нормотворческой.

      местное самоуправление, акт, орган, Российская Федерация, государственная власть, правотворческая деятельность, правотворческая инициатива, нормотворческая деятельность органов.

      Федеральное законодательство в механизме реализации.

      В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного

      С другой стороны, муниципального нормотворчества не допускает статья 3 рассматриваемого закона.

      Улучшение регулирования деятельности органов местного самоуправления.

      Похожие статьи

      Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

      В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления.

      Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

      Муниципальное нормотворчество — одно из ключевых направлений деятельности местного самоуправления: Основным субъектом нормотворческого процесса в местном самоуправлении является представительный орган муниципального образования, который.

      Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы.

      Муниципальное правотворчество вбирает в себя деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного

      Текст. / Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Нижний Новгород, 2012.

      Правотворчество в Российской Федерации: проблемы.

      принцип демократизма.

      Основные термины (генерируются автоматически): правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт

      Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового.

      Улучшение регулирования деятельности органов местного.

      Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип

      Основные направления участия прокурора в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.

      Суд как субъект нормотворческой деятельности

      Тем не менее, нормотворческая деятельность судов не должна превалировать над нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Судебное нормотворчество в странах.

      Основные направления участия прокурора в нормотворческой.

      местное самоуправление, акт, орган, Российская Федерация, государственная власть, правотворческая деятельность, правотворческая инициатива, нормотворческая деятельность органов.

      Федеральное законодательство в механизме реализации.

      В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного

      С другой стороны, муниципального нормотворчества не допускает статья 3 рассматриваемого закона.

      Улучшение регулирования деятельности органов местного самоуправления.


      Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

      Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

      Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

      В узком смысле правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

      Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

      Законотворчество и правотворчество

      Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

      В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

      Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

      Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

      В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

      Принципы правотворчества

      Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципов.

      Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

      Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 90-х годов XX в. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свои мнения в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.

      Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.

      Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

      Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России (подробнее об этом будем говорить ниже).

      Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

      Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.

      Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т. д.

      При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т. д.

      Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

      Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

      Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

      Функции правотворчества

      Правотворчество выполняет следующие функции:

      • обновление нормативного материала;
      • восполнение пробелов в праве;
      • упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

      Принципами правотворчества выступают:

      1. научность. При разработке и издании нормативно-право- вого акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений;

      2. демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;

      3. законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;

      4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;

      5. системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;

      6. четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;

      8. оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов.

      Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

      Виды правотворчества

      Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

      В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

      • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
      • правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
      • правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
      • правотворчество органов местного самоуправления;
      • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
      • правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

      В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего на общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

      Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

      Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

      • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
      • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
      • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

      В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

      В зависимости от значимости правотворчество делится на:

      1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

      2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);


      Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

      Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

      Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

      В узком смысле правотворчество — это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

      Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

      Законотворчество и правотворчество

      Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

      В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

      Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

      Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

      В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

      Принципы правотворчества

      Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципов.

      Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

      Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 90-х годов XX в. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свои мнения в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.

      Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.

      Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

      Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России (подробнее об этом будем говорить ниже).

      Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

      Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.

      Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т. д.

      При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т. д.

      Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

      Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

      Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

      Функции правотворчества

      Правотворчество выполняет следующие функции:

      • обновление нормативного материала;
      • восполнение пробелов в праве;
      • упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

      Принципами правотворчества выступают:

      1. научность. При разработке и издании нормативно-право- вого акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений;

      2. демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;

      3. законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;

      4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;

      5. системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;

      6. четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;

      8. оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов.

      Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

      Виды правотворчества

      Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

      В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

      • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
      • правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
      • правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
      • правотворчество органов местного самоуправления;
      • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
      • правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

      В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего на общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

      Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

      Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

      • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
      • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
      • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

      В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

      В зависимости от значимости правотворчество делится на:

      1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

      2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

      Читайте также: