Дания как правовое государство

Обновлено: 04.07.2024

Государство в Северной Европе, на полуострове Ютландия и островах Датского архипелага. Кроме того, Дании принадлежат пользующиеся внутренней автономией Фарерские острова и остров Гренландия.

Общая площадь государства - 43 тыс. кв. км. Столица - г. Копенгаген.

Население - 5,3 млн. чел. (1998 г.).

Официальный язык - датский.

Государственная религия - лютеранство.

Феодальное датское государство сложилось в IX-X вв. В XVII в. в Дании утвердилась абсолютная монархия. В 1849 г. провозглашена конституционная монархия. В 1814 г. Дания потеряла Норвегию, в 1918 г. признала независимость Исландии в рамках унии (расторгнута в 1944 г.). В 1972 г. Дания вступила в Европейское экономическое сообщество.

Дания - унитарное государство. Территория страны разделена на 14 административных единиц - амтов. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый Королем, и действуют выборные советы.

Действует Конституция Государства Дании, принятая 5 июня 1953 г. По форме правления Дания - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства является Король. В соответствии с Законом о престолонаследии от 27 марта 1953 г. королевская власть передается по наследству по мужской и женской линиям. Конституция закрепляет за Королем высшую власть в управлении государством. Король назначает и увольняет членов правительства и высших должностных лиц, открывает парламентские сессии, имеет право распускать парламент. Он утверждает законы, а в перерывах между сессиями сам издает законодательные акты временного характера.

Король является верховным главнокомандующим, решает вопросы внешней политики (правда, без согласия парламента Король не может денонсировать международный договор, применить силу против иностранного государства и т.д.). Король обладает правом амнистии и помилования. Все акты Короля должны быть скреплены подписью Премьер-министра или соответствующего министра, которые несут за них ответственность. Король за свои действия ни перед кем не отвечает.

Парламент Дании - Фолькетинг осуществляет совместно с Королем законодательную власть. Это однопалатный орган, в состав которого входят 179 депутатов, из них 175 - представители непосредственно Дании и по 2 представителя от Фарерских островов и Гренландии. Депутаты избираются сроком на 4 года путем всеобщих прямых выборов по системе пропорционального представительства. Избирательные реформы 1978 г. снизили возрастной ценз с 20 до 18 лет. На 12-й день после выборов парламент должен собраться на сессию. Сессия открывается избранием президиума, который руководит работой парламента, его постоянных и временных комиссий. Заседания Фолькетинга открытые, однако по требованию председателя президиума или депутатов могут проводиться закрытые заседания.

Парламент обладает достаточно широкими полномочиями: принимает законы, решает вопросы финансового характера (с его разрешения взимаются налоги, заключаются соглашения о государственных займах), контролирует деятельность правительства, занимается внешнеполитическими проблемами, формирует вооруженные силы. Законопроекты (обычно они вносятся на рассмотрение правительством или депутатами) проходят в Фолькетинге три чтения. Те законопроекты, которые депутаты не успели обсудить до окончания парламентской сессии, считаются отклоненными. Принятые законопроекты должны быть одобрены Королем или (если этого потребуют не менее 1/3 депутатов) референдумом. Поправки к Конституции нуждаются в обязательном одобрении референдумом.

Правительство - Совет министров - сосредоточивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством: фактически оно осуществляет большинство королевских функций.

В состав правительства входят Премьер-министр и министры. В соответствии с § 14 Конституции члены правительства назначаются Королем. На деле Премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства, который затем формирует правительство.

Совет министров обладает законодательными и исполнительными полномочиями. Он разрабатывает большое число законопроектов и, пользуясь поддержкой парламентского большинства, проводит их через парламент. В перерывах между сессиями в случаях, как отмечено в Конституции, "особой срочности" Совет министров может самостоятельно принимать временные законы, которые затем должны быть одобрены Фолькетингом.

Правительство обладает определенными правами в отношении парламента: министры могут присутствовать и выступать на заседаниях Фолькетинга, Премьер-министр вправе потребовать от председателя парламента созыва чрезвычайной сессии, определив при этом повестку дня. Совет министров наделен важными полномочиями в отношении государственного аппарата: он руководит министерствами и ведомствами, может ликвидировать старые и создавать новые ведомства, представляет Королю кандидатуры на руководящие должности в аппарате; высшие должностные лица могут быть перемещены на другой пост без согласия Правительства, только если при этом не уменьшается их вознаграждение. Правительство активно участвует в международной жизни государства: заключает договоры с иностранными державами, назначает (с согласия Короля) дипломатических представителей государства. Конституция устанавливает принцип парламентаризма: весь состав Правительства или отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет ему вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен Премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.

Дания - унитарное государство. Территория страны разделена на 14 административных единиц - амтов. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый Королем, и действуют выборные советы.

Действует Конституция Государства Дании, принятая 5 июня 1953 г. По форме правления Дания - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства является Король. В соответствии с Законом о престолонаследии от 27 марта 1953 г. королевская власть передается по наследству по мужской и женской линиям. Конституция закрепляет за Королем высшую власть в управлении государством. Король назначает и увольняет членов правительства и высших должностных лиц, открывает парламентские сессии, имеет право распускать парламент. Он утверждает законы, а в перерывах между сессиями сам издает законодательные акты временного характера. Король является верховным главнокомандующим, решает вопросы внешней политики (правда, без согласия парламента Король не может денонсировать международный договор, применить силу против иностранного государства и т.д.). Король обладает правом амнистии и помилования. Все акты Короля должны быть скреплены подписью Премьер-министра или соответствующего министра, которые несут за них ответственность. Король за свои действия ни перед кем не отвечает.

Парламент Дании - Фолькетинг осуществляет совместно с Королем законодательную власть. Это однопалатный орган, в состав которого входят 179 депутатов, из них 175 - представители непосредственно Дании и по 2 представителя от Фарерских островов и Гренландии. Депутаты избираются сроком на 4 года путем всеобщих прямых выборов по системе пропорционального представительства. Избирательные реформы 1978 г. снизили возрастной ценз с 20 до 18 лет. На 12-й день после выборов парламент должен собраться на сессию. Сессия открывается избранием президиума, который руководит работой парламента, его постоянных и временных комиссий. Заседания Фолькетинга открытые, однако по требованию председателя президиума или депутатов могут проводиться закрытые заседания.

Парламент обладает достаточно широкими полномочиями: принимает законы, решает вопросы финансового характера (с его разрешения взимаются налоги, заключаются соглашения о государственных займах), контролирует деятельность правительства, занимается внешнеполитическими проблемами, формирует вооруженные силы. Законопроекты (обычно они вносятся на рассмотрение правительством или депутатами) проходят в Фолькетинге три чтения. Те законопроекты, которые депутаты не успели обсудить до окончания парламентской сессии, считаются отклоненными. Принятые законопроекты должны быть одобрены Королем или (если этого потребуют не менее 1/3 депутатов) референдумом. Поправки к Конституции нуждаются в обязательном одобрении референдумом.

Правительство - Совет министров - сосредоточивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством: фактически оно осуществляет большинство королевских функций. В состав правительства входят Премьер-министр и министры. В соответствии с _ 14 Конституции члены правительства назначаются Королем. На деле Премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства, который затем формирует правительство.

Совет министров обладает законодательными и исполнительными полномочиями. Он разрабатывает большое число законопроектов и, пользуясь поддержкой парламентского большинства, проводит их через парламент. В перерывах между сессиями в случаях, как отмечено в Конституции, "особой срочности" Совет министров может самостоятельно принимать временные законы, которые затем должны быть одобрены Фолькетингом.

Правительство обладает определенными правами в отношении парламента: министры могут присутствовать и выступать на заседаниях Фолькетинга, Премьер-министр вправе потребовать от председателя парламента созыва чрезвычайной сессии, определив при этом повестку дня. Совет министров наделен важными полномочиями в отношении государственного аппарата: он руководит министерствами и ведомствами, может ликвидировать старые и создавать новые ведомства, представляет Королю кандидатуры на руководящие должности в аппарате; высшие должностные лица могут быть перемещены на другой пост без согласия Правительства, только если при этом не уменьшается их вознаграждение. Правительство активно участвует в международной жизни государства: заключает договоры с иностранными державами, назначает (с согласия Короля) дипломатических представителей государства. Конституция устанавливает принцип парламентаризма: весь состав Правительства или отдельный министр должен уйти в отставку, если парламент вынесет ему вотум недоверия. Если вотум недоверия будет вынесен Премьер-министру, ему полагается войти с представлением об отставке всего правительства. Обвинение против министра в отношении его служебных обязанностей может быть предъявлено только парламентом. Эти обвинения рассматриваются специальным судом (Ригсреттеном), который состоит из судей Верховного суда и лиц, отобранных парламентом не из числа депутатов.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Дании входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью, сочетающую некоторые черты как романо-германской, так и англо-американской систем.

Важнейший документ в истории права страны - "Датский закон Кристиана V" (1683), подготовленный по поручению Короля путем пересмотра ранее действовавших законодательных актов (все они с его принятием были отменены). Он состоит из 6 книг и представляет свод законов, относящихся к различным отраслям права. Наиболее подробно изложены уголовные законы, вошедшие в последнюю книгу. Форма изложения отдельных правовых положений в нем весьма казуистична. "Датский закон Кристиана V" никогда официально не отменялся, однако к настоящему времени остаются в силе лишь некоторые второстепенные его положения. С 1849 г., после отмены абсолютной монархии, началась реформа законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.), в ходе которой в основном и сформировалась действующая правовая система Дании.

В силу особенностей исторического развития страны датское право весьма своеобразная и совершенно самостоятельная система. В прошлом оно не испытывало на себе сколь-нибудь определяющего влияния права какого-либо другого государства. Лишь с последних десятилетий XIX в. оно оказалось вовлеченным в процесс целенаправленного сближения с правом других скандинавских государств. На основе предложений, разрабатываемых совместными комиссиями юристов, в этих странах принят ряд законодательных актов аналогичного содержания, прежде всего в сфере торговли, а также семейного и наследственного права.

Как и во всех странах скандинавской правовой семьи, главным источником права в Дании является законодательство, однако кодифицированы лишь некоторые отрасли датского права. Так, Закон о правосудии 1916 г. (в редакции 1963 г. с последующими изменениями) регулирует вопросы судоустройства, процесса уголовного и гражданского, исполнения судебных решений и приговоров. Кроме этого, кодифицировано только уголовное законодательство, которому в Дании традиционно придается большое значение.

Существенная особенность датского (и вообще скандинавского) права состоит в том, что наряду с законодательством большую роль в качестве источника права играют судебные прецеденты. Некоторые правовые институты регулируются лишь нормами прецедентного права. В месте с тем положения многих датских законов оставляют весьма широкий простор для судейского усмотрения. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, скажем, английским правом. Судебные решения формулируются весьма конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем. Однако в целом суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими инстанциями, в первую очередь Верховным судом. Известную роль в качестве источника права играют в Дании обычаи, прежде всего морские и торговые.

От собственно датского отличается право, действующее на автономной территории Гренландии. Так, в сфере гражданско-правовых отношений наряду с датскими законами отчасти сохраняет силу местное обычное право (именно оно, а не закон, регулирует правовые последствия брака). Ряд законодательных актов издан специально для Гренландии: Гражданско-процессуальный кодекс, Закон о наследстве, Закон о правовом положении детей и др. Применительно к местным условиям составлен и Уголовный кодекс для Гренландии 1954 г.

Научные исследования в области права Дании ведутся в основном на факультете юриспруденции и политических наук университета в Копенгагене и на факультете экономики и права университета в Орхусе.

Общая характеристика государственного управления в Дании

В составе Дании не выделяется публично-правовых образований, обладающих элементами суверенитета, Дания по административно-территориальному устройству представляет с собой унитарное государство. При этом для эффективной организации государственного управления на местах страна поделена на административные единицы – амты, публичное управление в которых реализуют представители главы государства и формируемые населением представительные органы.

Возглавляет государство монарх (король), полномочия которого носят ограниченный характер. В Дании установлена парламентская монархия.

Политический режим Дании характеризуется как демократический: государством гарантируются права граждан, личность признается высшей ценностью, деятельность государства находится под контролем населения и реализуется в целях удовлетворения его потребностей, органы управления формирует население.

Парламент в государственном управлении в Дании

Законодательная власть в государстве реализуется королем и Фолькетингом – высшим представительным законодательным органом страны.

Потому как административно-территориальное устройство Дании носит унитарный характер, парламент страны представлен одной палатой. Число депутатов парламента с середины 20 века составляет 179, из которых:

  • 135 депутатов избираются на основе пропорциональной системы посредством всеобщих выборов, для этого формируется 23 избирательных округа;
  • 40 депутатов (они именуются дополнительными) избираются на местах и распределяются между политическими партиями и списками пропорционально количеству голосов, которые они собрали на выборах;
  • по 2 депутата направляются от Гренландии и Фарерских островов.

Конституцией предусмотрена процедура досрочного роспуска парламента: она может быть реализовано королем по предложению высшего исполнительного органа страны.

Для организации работы парламента формируется следующая структура:

  • управление парламентом осуществляется президиумом, в состав которого входят председатель и его заместители;
  • непосредственное осуществление законодательной деятельности возложено на комиссии, которые создаются по основным направлениям управленческой деятельности. Для решения отдельных вопросов могут создаваться специальные комиссии. Например, такие комиссии создаются для расследования определенных государственных дел. Членам комиссии предоставляется право требовать любую информацию от государственных органов и других лиц для выяснения обстоятельств дела;
  • проверка отчетов правительства осуществляется депутатами, назначенными в качестве ревизоров.

Готовые работы на аналогичную тему

Парламент страны, кроме осуществления законодательной функции, решает также другие управленческие вопросы, в частности, контроль деятельности правительства, реализация внешней политики, объявление войны, заключение мира, решение вопросов формирования вооруженных сил, регулирования финансовой деятельности государства.

Формально монарху Дании предоставлено право вето в отношении принятых парламентом законов, однако на практике глава государства таким правом не пользуется. С законодательной инициативой могут выступить, как депутаты парламента, так и правительство. Так как практически правительство состоит из представителей партии, составляющей большинство в парламенте, поддержкой пользуются законопроекты, выдвинутые правительством.

Традиционно проект закона проходит при чтении:

  • первое чтение. Здесь парламентариев знакомят с поступившим проектом и направляют его на исследование в соответствующую комиссию;
  • второе чтение. Здесь законопроект рассматривается вместе с заключением, данным соответствующей комиссией. Законопроект рассматривается постатейно;
  • третье чтение. Законопроект рассматривается в целом, и по результатам голосования одобряются или отклоняется. Закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство членов парламента.

Одобренный закон подлежит подписанию монархом.

Важнейшая функция парламента – это контроль за деятельностью правительства. Правительство ответственно перед парламентом, выражение недоверия парламентом правительству является основанием для его отставки. Кроме того, парламент может выразить недоверие отдельному министру.

Монарх и правительство в государственном управлении в Дании

Юридически монарх обладает широкими полномочиями в государственном управлении: ему предоставлено право назначать и увольнять премьер-министра, других министров, устанавливать их полномочия, монарх имеет право распустить парламент или открыть очередную сессию, в области законодательства ему предоставлено право утверждения закона. На практике монарх в публичном управлении фигура формальная, исполнительную власть непосредственно реализует правительство под контролем парламента.

Формально совет министров как высший исполнительный орган публичного управления формируется монархом, однако фактически Премьер-министром назначается лидер большинства в парламенте, он же формирует состав правительства, выбирая других министров, монарх лишь формально утверждает принятое им решение.

Управленческие решения Совета министров требуют прямой поддержки большинства депутатов парламента. Когда Совет такого большинства не имеет, ему приходится уйти отставку. При этом в политической жизни Дании такие ситуации крайне редки.

Еще одним формальным институтом является Государственный совет – это собрание министров, которое возглавляет монарх. Здесь должны обсуждаться важнейшие законы и управленческие решения, однако фактически этот орган не функционирует, вся полнота исполнительной власти сосредоточена в руках Совета министров.

Все указы монарха должны быть контрассигнованы Премьер-министром или профильным министром.

Местное управление в Дании

В составе Дании выделяются округа и муниципалитеты. Вопросы местного значения относятся к компетенции муниципальных советов, которые формируются населением. Советом избирается мэр как глава муниципалитета.

В Дании значительное число политических вопросов передано на разрешение органов публичной власти регионального и местного уровней.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 03 04 2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Форма правления в Дании - республика или все-таки монархия?

Небольшое скандинавское государство расположилось на материке и 400 островах Датского архипелага. На севере полуостров граничит с Норвегией и Швецией, юге – Германией. Кто возглавляет страну, какая форма правления в Дании расскажем в нашей статье.

Королевская семья Королевская семья дании

Датская монархия древнейшая в мире, образовавшаяся 1200 лет назад. Правящая королева Маргрете II принадлежит к династии Гинзбургов. После смерти отца в 1972 году как первая из приемников, приняла престол. Ее популярность вполне объяснима среди датчан.

Королева – образованная личность владеет английским, французским, немецким и шведским языком. Ее (ныне покойный) муж Хенрик после заключения брака сменил титул французского графа на датского. При жизни занимался государственной и общественной деятельностью.

Все приближенные современной правящей династии носящие титул принца или принцессы считаются членами королевской семьи. По традиции наследников престола по мужской линии называют Фредериками, Кристианами. Старшему сыну королевы досталось первое.

Будущий король кронпринц Фредерик получил военную подготовку, окончил Гарвардский факультет политологии. Заключил брак с австралийкой Мэри Элизабет получившей титул кронпринцессы.

Форма правления в Дании – парламентарная монархия. Это означает, что правящее лицо не имеет права принимать независимые политические действия. Принятые законы набирают силу после заверения подписью министров. Представитель власти формирует правительство. После консультации с лидерами правящих партий утверждает его.

К особенностям коронации относится тот факт, что будущий король или королева принадлежат к Евангелической Лютеранской церкви. Последняя – официальный исполнитель власти возглавляемая народным собранием.

Права на преемственность Маргрете II

Закон, регулирующий права престола, как наследственной монархии был принят в 1709 году. Он гласил, что корону получают только по мужской линии.

В 1953 году закон Салика был внесены поправки. Это означало, что женщины, не имеющие братьев, могли беспрепятственно наследовать титул монархини.

Закон о престолонаследии позволил Принцессе Дании Маргрете получить права наследницы трона. Позднее в 2009 было принято окончательное решение, связанное с абсолютным первородством.

Особенности монархии

Глава государства в Дании представляет интересы на политической арене, следит за происходящими событиями страны. Члены королевской семьи участвуют в зарубежных предприятиях для развития датского экспорта. Представляют первых лиц на мероприятиях государственного уровня.

Обязанности королевы – проводить аудиенции с подданными личного формата.

Датский монарх осуществляет власть через парламент согласно установленной конституции. Основной закон страны освобождает правящее лицо от ответственности за его действия. Согласно 13 статье – ответственность за правление берут министры.

Как представитель исполнительной власти королева выступает от имени государства в международных делах. Без согласия парламента монарх не может отменить любой заключенный международный договор. А также использовать вооруженные силы против другого государства.

Условия чрезвычайного положения, без согласия парламента позволяют монарху принять только временный закон. Если таковой не будет нарушать права конституции.

По факту всю исполнительную власть осуществляет правительство Дании, что ограничивает возможности королевы. Силовые применения монарха против парламента рассматриваются как государственная измена.

Парламент Парламент в дании

Согласно конституции Дании высшим законодательным органом государства является парламент. Фолькетинг избирается путем голосования большинства голосов раз в четыре года. Политические силы – многопартийная система, состоящая из ста восьмидесяти депутатов.

Вне зависимости от решения палаты королева переназначит выборы. Согласно реформе 1978 года избирательным правом владеют граждане, достигшие 18 лет.

Состав парламента – высший Исполнительный орган во главе с совершеннолетним наследником престола и премьер министром. Он носит представительские функции, на нем обсуждаются законопроекты и мероприятия.

Форма правления в Дании основывает структуры министерства. Правящие органы имеют равные полномочия, что не дает возможности передавать права другому министру. Действуют эти органы власти вне политики и относятся к гражданским учреждениям. Смена кабинета правительства не взаимодействует с составом руководства министерства.

Читайте также: