Что значит правовое значение

Обновлено: 04.07.2024

Смысл юридически значимых действий заключается в том, чтобы зафиксировать то обстоятельство, которому нужно придать определенное правовое значение и соответствующая фиксация является обязательным условием для придания этого значения и возникновения правовых последствий (фиксируемого обстоятельства или какого-то другого – для себя, а то путаюсь)

Если гражданское право довольно часто оперирует фактически сложившимися отношениями, придает им определенный смысл исходя из целей и задач, которые ставят участники правоотношения перед собой,

• индивидуально-определенное действие (всегда жестко привязаны к очень конкретному обстоятельству, конкретному факту)

• адресовано неопределенному кругу лиц (Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – адресовано не только собственнику, но и всем другим лицам, которые в дальнейшем должны считаться с наличием зафиксированного юридически значимым действием обстоятельства)

• не содержит конкретных обязательных предписаний для кого-либо (властных предписаний)(из юридически значимых действий никаких прав и обязанностей не возникает, соответственно, никаких предписаний оно не содержит)

• не носит разового характера (не прекращает своего действия в связи с исполнением,

поскольку юридически значимое действие не содержит властных предписаний, то и исполнить его невозможно (если нет предписания, то нет и вытекающей из него обязанности, а если нет обязанности, то и исполнять нечего). Что значит “исполнить государственную регистрацию”?),

• Поскольку нет необходимости исполнения юридически значимого действия, с ним не связывается возникновение обязанностей, юридически значимые действия не рассматриваются как подлежащие какому-либо оспариванию и обжалованию, Невозможно оспорить протокол. Можно оспорить вынесенное на основе протокола постановление (протокол может фигурировать только в числе оснований оспаривания административного акта, который на него опирается. Естественно, довольно часто возникает желание оспорить ЮЗД, т. к. довольно часто гражданин не согласен с тем, что зафиксированный юридически значимым действием факт действительно имел место. Но юридическое требование в этом случае будет совершенно иное – признать, что обстоятельство, которое зафиксировано в действительности либо не имело место, либо было иным по каким-то параметрам.

Понятие: юридически значимое действие – это юридическая фиксация реального факта для придания ему соответствующих правовых последствий. (Обязательно спросить. – фиксируются только обстоятельства, с которыми связываются последствия (юридические факты) или же могут фиксироваться сами последствия? Просто при государственной регистрации фиксируются в основном возникновение, переход и т. д. прав, а не их основание (сделка))

Узнал – когда фиксируются сделки все понятно – это юридический факт и после его регистрации он влечет соответствующие правовые последствия. Под регистрацией прав же, несмотря на формулировку о том, что регистрируются права, все равно подразумевается, что проверяется и подтверждается наличие оснований их возникновения, перехода и т. д.(т. е. подтверждается, что юридические факты, действительно имели место)

При совершении юридически значимых действий не происходит юридически значимого волеизъявления, но может приниматься определенное управленческое решение. Разница – например, представлены материалы для кадастрового учета земельного участка. Здесь никакого властного волеизъявления не предполагается – границы уже определены административным актом, достаточно только эти данные ввести в государственный земельный кадастр и сохранить их. Никакого волеизъявления, никакого решения,

Отказ же оспаривать можно – в отказе можно увидеть определенное решение, его нельзя считать административным актом, это нечто пограничное между юридически значимым действием и административным актом явление, потому что из отказа признать определенные обстоятельства тоже могут возникнуть юридические последствия (отказ зарегистрировать сделку влечет невозможность возникновения права собственности)

 Если принимается положительное решение (т. е. совершается юридически значимое действие), то оно остается только управленческим и в нем отсутствует какое-либо властное юридическое содержание, которое могло бы подлежать оспариванию, если отрицательное (отказ в совершении юридически значимое действие) – в этом случае есть основания для обращения в суд и судебном пересмотре такого отказа.

Применительно к Юридически Значимых Действий имеет значение то, что касается полномочий должностных лиц и государственных служащих -

• Издание административных актов – исключительное полномочие должностных лиц

• Совершение юридически значимых действий далеко не всегда является исключительным полномочий должностных лиц – они могут совершаться и государственным служащим, не наделенным статусом должностного лица. Бывают ситуации, когда совершение юридически значимых действий относится исключительно к компетенции должностных лиц (Кадастр объектов недвижимости – решение о внесении в кадастр должно принимать должностное лицо)

Могут быть ситуации, когда должностное лицо (государственный служащий) просто бездействует (без выраженного отказа). Это оспаривать гораздо сложнее. В ситуации когда речь идет о составлении протокола об административном правонарушении бездействие должностного лица в общем то никак не может быть пересмотрено, оно остается в рамках дискреционных полномочий должностного лица. Когда есть возможность требовать совершения юридически значимых действий, то соответственно есть возможность получить письменный отказ и этот отказ уже может быть предметом обжалования. Проблема возникает, когда признанного за гражданином или организации права требования нет.

“акт” – это слово имеет очень много значений и акт как документ предполагает, что это некая фиксация (акт осмотра помещения – уполномоченные лица осмотрев помещение, записали в акте, что увидели и поставили свои подписи под ним) – это юридически значимое действие. Не путать с актом как видом административного действия.

Логотип

(Примеры – государственная регистрация, составление протокола об административном правонарушений, либо любого другого протокола, который фиксирует возникновение фактического обстоятельства)

Смысл юридически значимых действий заключается в том, чтобы зафиксировать то обстоятельство, которому нужно придать определенное правовое значение и соответствующая фиксация является обязательным условием для придания этого значения и возникновения правовых последствий (фиксируемого обстоятельства или какого-то другого – для себя, а то путаюсь)

• индивидуально-определенное действие (всегда жестко привязаны к очень конкретному обстоятельству, конкретному факту)

• адресовано неопределенному кругу лиц (Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – адресовано не только собственнику, но и всем другим лицам, которые в дальнейшем должны считаться с наличием зафиксированного юридически значимым действием обстоятельства)

• не содержит конкретных обязательных предписаний для кого-либо (властных предписаний)(из юридически значимых действий никаких прав и обязанностей не возникает, соответственно, никаких предписаний оно не содержит)

• не носит разового характера (не прекращает своего действия в связи с исполнением, поскольку юридически значимое действие не содержит властных предписаний, то и исполнить его невозможно (если нет предписания, то нет и вытекающей из него обязанности, а если нет обязанности, то и исполнять нечего). Что значит “исполнить государственную регистрацию”?),

• Поскольку нет необходимости исполнения юридически значимого действия, с ним не связывается возникновение обязанностей, юридически значимые действия не рассматриваются как подлежащие какому-либо оспариванию и обжалованию, Невозможно оспорить протокол. Можно оспорить вынесенное на основе протокола постановление (протокол может фигурировать только в числе оснований оспаривания административного акта, который на него опирается. Естественно, довольно часто возникает желание оспорить ЮЗД, т. к. довольно часто гражданин не согласен с тем, что зафиксированный юридически значимым действием факт действительно имел место. Но юридическое требование в этом случае будет совершенно иное – признать, что обстоятельство, которое зафиксировано в действительности либо не имело место, либо было иным по каким-то параметрам.

Понятие: юридически значимое действие – это юридическая фиксация реального факта для придания ему соответствующих правовых последствий. (Обязательно спросить. – фиксируются только обстоятельства, с которыми связываются последствия (юридические факты) или же могут фиксироваться сами последствия? Просто при государственной регистрации фиксируются в основном возникновение, переход и т. д. прав, а не их основание (сделка))

Узнал – когда фиксируются сделки все понятно – это юридический факт и после его регистрации он влечет соответствующие правовые последствия. Под регистрацией прав же, несмотря на формулировку о том, что регистрируются права, все равно подразумевается, что проверяется и подтверждается наличие оснований их возникновения, перехода и т. д.(т. е. подтверждается, что юридические факты, действительно имели место)

Отказ же оспаривать можно – в отказе можно увидеть определенное решение, его нельзя считать административным актом, это нечто пограничное между юридически значимым действием и административным актом явление, потому что из отказа признать определенные обстоятельства тоже могут возникнуть юридические последствия (отказ зарегистрировать сделку влечет невозможность возникновения права собственности)

 Если принимается положительное решение (т. е. совершается юридически значимое действие), то оно остается только управленческим и в нем отсутствует какое-либо властное юридическое содержание, которое могло бы подлежать оспариванию, если отрицательное (отказ в совершении юридически значимое действие) – в этом случае есть основания для обращения в суд и судебном пересмотре такого отказа.

Применительно к Юридически Значимых Действий имеет значение то, что касается полномочий должностных лиц и государственных служащих -

• Издание административных актов – исключительное полномочие должностных лиц

• Совершение юридически значимых действий далеко не всегда является исключительным полномочий должностных лиц – они могут совершаться и государственным служащим, не наделенным статусом должностного лица. Бывают ситуации, когда совершение юридически значимых действий относится исключительно к компетенции должностных лиц (Кадастр объектов недвижимости – решение о внесении в кадастр должно принимать должностное лицо)

Могут быть ситуации, когда должностное лицо (государственный служащий) просто бездействует (без выраженного отказа). Это оспаривать гораздо сложнее. В ситуации когда речь идет о составлении протокола об административном правонарушении бездействие должностного лица в общем то никак не может быть пересмотрено, оно остается в рамках дискреционных полномочий должностного лица. Когда есть возможность требовать совершения юридически значимых действий, то соответственно есть возможность получить письменный отказ и этот отказ уже может быть предметом обжалования. Проблема возникает, когда признанного за гражданином или организации права требования нет.

“акт” – это слово имеет очень много значений и акт как документ предполагает, что это некая фиксация (акт осмотра помещения – уполномоченные лица осмотрев помещение, записали в акте, что увидели и поставили свои подписи под ним) – это юридически значимое действие. Не путать с актом как видом административного действия.

Все мы, конечно, помним и знаем положения п. 1 ст. 1259 ГК РФ: объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Но надо признать, что сколько бы я ни занимался интеллектуальной собственностью, я всё равно иногда нет-нет да и начну рассуждать о произведении как обыватель: это что, мол, за убожество и как этому "произведению" вообще можно охрану предоставлять? Понятное дело, что я так изредка думаю о тех произведениях, которые мне не нравятся, которые я считаю "плохими".

Но как бы то ни было юрист во мне просыпается быстро и даёт однозначный ответ – достоинство и назначение не имеют правового значения. Мол, пусть искусствоведы рассуждают о достоинствах произведений, а наше правовое дело – сделать всё, чтобы произведения надлежащим образом охранялись.

Так-то оно так, вот только всё равно не даёт мне покоя эта тема достоинства и назначения. Вдруг и праву оно будет в какой-то мере интересно. Я подумал об этом и забыл. Как вдруг попалось мне вот такое интересное решение Высокого суда Англии по делу England And Wales Cricket Board Ltd & Anor v Tixdaq Ltd & Anor [2016] EWHC 575 (Ch).

Ответчик, как это неудивительно, с свою защиту ссылался чуть ли не на все возможные исключения, предусмотренные британским законодательством. Но меня заинтересовал вопрос о substantiality.

Так, согласно статьям 16 (2) и 16 (3) (a) of the Copyright, Designs and Patents Act 1988, авторское право считается нарушенным тогда, когда третье лицо без согласия правообладателя совершает действия, ограниченные авторским правом, в отношениип произведения в целом либо его существенной части:

(2)Copyright in a work is infringed by a person who without the licence of the copyright owner does, or authorises another to do, any of the acts restricted by the copyright.

(3)References in this Part to the doing of an act restricted by the copyright in a work are to the doing of it—

(a) in relation to the work as a whole or any substantial part of it, and

Конечно, 8 секунд количественно составляют ничтожно малую часть трансляций таких матчей. Но вот качественно такие клипы являются их существенной частью, поскольку эти самые клипы показывают ключевые и наиболее интересные для зрителей фрагменты матчей. Коли интересные, значит и ценные.

99. Quantitatively, 8 seconds is not a large proportion of a broadcast or film lasting two hours or more. Qualitatively, however, it is clear that most of the clips uploaded constituted highlights of the matches: wickets taken, appeals refused, centuries scored and the like. Thus most of clips showed something of interest, and hence value. The majority of the clips also involved action replays of the kind discussed above. Thus each clip substantially exploited the Claimants' investment in producing the relevant broadcast and/or film. Accordingly, in my judgment, each such clip constituted a substantial part of the relevant copyright work(s).

102. I accept that there may be some clips which do not show a highlight of the match, and thus do not amount to a substantial part of the broadcast or film. That does not assist the Defendants, however, because this case is essentially concerned with the lawfulness of the Defendants' services. That is not affected by the fact that a small amount of the use complained of is non-infringing use because it does not involve reproduction of a substantial part.

На мой взгляд, суд в этом деле придал правовое значение именно достоинству и назначению клипов как частей произведений (трансляций матчей по крикету). Именно от назначения (ценности) клипов зависела их квалификация: представлет клип большую ценность для зрителей – значит использована существенная часть произведения.

Не вижу препятствий для того, чтобы и наши суды применяли такой же подход. Конечно, суды по-прежнему должны предоставлять охрану произведениям безотносительно к их достоинству и назначению. В то же время наши суды, рассматривая дела об использовании части произведений, могут вполне учитывать и то, какую ценность (достоинство, назначение) имеют именно части произведения.

Например, это поможет эффективнее решать вопрос о том, воспроизведена ли часть произведения по смыслу пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ:

воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме…

Мне представляется, что воспроизведение несущественной (с точки зрения количества и качества) части произведения не должно по общему правилу считаться нарушением.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Молоток судьи

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право это..

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

Принципы права

Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

  1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
  2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
  3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
  4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
  5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

Отрасли и институты в системе права

Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

Система права

Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Классифицируют 10 отраслей права:

  1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
  2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
  3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
  4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
  5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
  6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
  7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
  8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
  9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
  10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

Институты права

Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

Например, в гражданском праве выделяют институты:

  1. Наследования
  2. Дарения
  3. Проведения игр и пари

Нормы в системе права

Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три:

    часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

Нормы права

Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

Виды норм права

Источники права

Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

  1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
  2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
    1. Законы
    2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Время и закон

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Дифференциация нормативных актов

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Кодексы РФ

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

    Молоток судьи

    Определение права — что это

    Это понятие имеет как минимум два значения:

    1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
    2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

    Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

    Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

    Право это..

    Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

    Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

    Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

    Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

    Признаки права

    Право характеризуется следующими признаками:

    1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
    2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
    3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
    4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
    5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

    Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

    Принципы права

    Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

    1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
    2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
    3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
    4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
    5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

    Отрасли и институты в системе права

    Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

    Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

    Система права

    Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

    Классифицируют 10 отраслей права:

    1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
    2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
    3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
    4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
    5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
    6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
    7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
    8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
    9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
    10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

    Институты права

    Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

    Например, в гражданском праве выделяют институты:

    1. Наследования
    2. Дарения
    3. Проведения игр и пари

    Нормы в системе права

    Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

    Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

    Классических элементов правовой нормы три:

      часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

    В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

    Нормы права

    Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

    Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

    Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

    Виды норм права

    Источники права

    Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

    1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
    2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
      1. Законы
      2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.

      Правовые источники в нашей стране

      В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

      Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

      Время и закон

      Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

      Классификация нормативно правовых актов (источников права)

      Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

      Дифференциация нормативных актов

      Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

      Что такое правовые отношения

      Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

      Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

      Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

      1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
      2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

      Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

      Кодексы РФ

      Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (3)

      У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

      У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

      Читайте также: