Что значит правовое просвещение

Обновлено: 28.06.2024

Статья посвящена правовому просвещению юридическими клиниками. В статье проводится исследование понятия правового просвещения. Рассматриваются вопросы содержания и способов правового просвещения.

Достаточно актуальными, относительно деятельности юридических клиник, выступают вопросы о правовом информировании и правовом просвещении.

Данная цель также указана в п. 5 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994 [2].

Следует отметить, что в и первом и во втором случаях правовое просвещение, как цель создания юридических клиник, употребляется вместе с целью – формирование навыков по оказанию юридической помощи у обучающихся по юридической специальности.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ юридические клиники могут осуществлять правовое просвещение. Таким образом, здесь осуществление правового просвещения употребляется в качестве права юридических клиник.

Что же такое правовое просвещение?

ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ не содержит дефиницию понятия данной категории.

Исходя из этого, представляется необходимым провести анализ норм ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ для определения понятия правового просвещения, его содержания и способов его осуществления.

Представляется, что правовое информирование представляет собой действия по предоставлению и распространению правовой информации.

Просвещение представляет собой предоставление и распространение знаний.

Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ для рассматриваемого информирования и просвещения соответствующую информацию обязаны размещать:

– федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведомстве учреждения;

– органы исполнительной власти субъектов РФ и находящиеся в их ведомстве учреждения;

– органы управления государственных внебюджетных фондов;

– органы местного самоуправления и должностные лица.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ обязанности, по размещению указанной информации, могут возлагаться на адвокатов, нотариусов, государственные юридические бюро, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Согласно п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ рассматриваемое информирование и просвещение может осуществляться органами местного самоуправления, в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Что же касается юридических клиник, то согласно п. 4 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ, как уже было отмечено, они могут осуществлять правовое просвещение.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ для рассматриваемого информирования и просвещения указанными органами и организациями размещается следующая информация:

– порядок и случаи оказания юридической помощи, оказываемой бесплатно;

– содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

– компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, подведомственных названным органам учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

– правила оказания государственных и муниципальных услуг;

– основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

– порядок совершения гражданами юридических действий и ошибки при их совершении.

Правовое просвещение может осуществляться путем размещения информации:

– в местах, доступных для граждан;

– доведение данной информации до граждан другим способом.

Правовое просвещение может осуществляться лицами, участвующими в деятельности юридических клиник путем проведения мероприятий по темам и вопросам правового характера, например:

– выступлений с докладами;

– проведения круглых столов;

Правовое просвещение может быть в форме, например:

– комментариев, разъяснений законодательных и иных нормативных правовых актов;

– порядка и практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов;

– разъяснения тех или иных вопросов в области права;

Осуществляя данные мероприятия, юридические клиники также могут предоставлять и распространять знания о праве.

Следует отметить, что в некоторых документах приводятся понятия правового просвещения и правового информирования.

Согласно ст. 18 Модельного закона о просветительской деятельности [4] правовое просвещение определяется как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации.

Таким образом, правовое просвещение представляет собой предоставление и распространение знаний о праве.

Правовое просвещение как педагогическая категория

Мазеина Юлия Викторовна,

Актуальность исследования проблемы правового просвещения обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.

В наше время важность правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. На современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон. Но недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры [1] .

Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами [2] .

Назначение правового просвещения состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.

Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Правовое просвещение сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое просвещение предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения [3] .

Правовое просвещение – сложная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

- пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;

- издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

- правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы – постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой системы знаний;

- профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

- наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

- влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

- влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей [4] .

Правовое просвещение представляет собой систему мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового просвещения являются:

- достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека;

- повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

- создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности [5] .

Содержанием правового просвещения является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Другими словами под содержанием правового просвещения понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость.

Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых школьники проводят сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ.

Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор педагогических и психологических ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе [6] .

Содержание, субъективный и объективный состав правового просвещения зависят от того, какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Превентивная цель правового просвещения искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым просвещением комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правопросветительского процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.

Правовое просвещение призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности [7] .

В настоящее время можно говорить о значительной роли образовательных учреждений всех уровней в правовом просвещении и в плане возможностей и в плане обязанностей. В связи с этим при проведении модернизации образовательной системы любого уровня необходимо уделять должное внимание правовому компоненту воспитания полноценной личности.

К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правопросветительской работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д. Новый этап развития отечественной государственности, изменения форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

Литература

1. Анин О.В. Правовое просвещение в школе: социальный проект / О.В. Анин // Право в школе. – 2010. - № 2. – С. 36 – 42.

3. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1996. - № 5. – С. 46 – 54.

4. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.

5. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.

6. Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И. Элиасберг // Преподавание истории в школе. – 1996.- №4. – С. 12 – 16.

Поступила в редакцию 01.05.2012 г.

[1] Анин О.В. Правовое просвещение в школе: социальный проект / О.В. Анин // Право в школе. 2010. № 2. С. 37.

[2] Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И. Элиасберг // Преподавание истории в школе. 1996. №4. С. 13.

[3] Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б.С. Гершунский // Педагогика. 1996. № 5. С. 48.

[4] Анин О.В. Правовое просвещение в школе: социальный проект / О.В. Анин // Право в школе. 2010. № 2. С. 39.

[5] Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. М.: Прометей, 2000. 158 с.

[6] Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И. Элиасберг // Преподавание истории в школе. 1996. №4. С. 14.

[7] Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1996. - № 5. – С. 49.

[8] Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. М.: Педагогическое общество России, 2005. 183 с.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ПРАВОВЫМ НИГИЛИЗМОМ

Правовое просвещение является достаточно важным элементом общественных отношений. Оно способствует формированию правосознания личности, повышению правовой культуры всего общества. Все это может быть достигнуто в рамках правовоспитательного процесса. Его роль заключается в том, что при помощи специальных способов и средств правового воздействия увеличивается сфера действия права и обеспечивается его понимание. Негативным явлением в обществе, с которым борются субъекты правовоспитательной деятельности, является правовой нигилизм. На современном этапе развития общества довольно остро поднимается проблема правового нигилизма. Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют эту категорию, как неуважительное отношение к праву, законам, нормативному регулированию, законному порядку; к причинам его возникновения относят правовую невоспитанность определенной части населения [3, с. 125].

Для устранения или сокращения проявлений данного негативного явления, следует прибегать к такой действенной мере как правовое просвещение и правовое воспитание граждан.

Хотя правовое просвещение и правовое воспитание – это достаточно близкие термины, отождествлять их не стоит, так как это может привести к проблеме определения тех задач, которые ставит перед собой правовоспитательная деятельность [6, с. 206].

В юридической науке под правовым просвещением понимают целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры населения в целях противодействия правовому нигилизму [1, с. 64]. Сущностью правового просвещения является наиболее общее распространение правовых знаний, идей, ценностей.

Правовое просвещение способствует глубокому пониманию права, эффективному усвоению ценностей права, повышению правовой культуры в российском обществе, так как в России, как в правовом государстве, приоритетом, высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина. Однако большинство граждан характеризуются правовой безграмотностью, не интересуются динамикой законотворческого процесса или не имеют возможности следить за развитием законодательства, в результате чего у большинства граждан должным образом не формируется правопонимание и правосознание. Следствием этого становятся частые правонарушения, совершаемые лицами различного возраста и разных социальных групп. Многие граждане не знают, что является правонарушением, а что нет и, зачастую, узнают об этом только после его совершения.

Правовым просвещением, наряду с государственными органами, несомненно, должны заниматься педагоги, преподаватели, учителя, воспитатели. Они формируют у воспитуемых понятийный аппарат, позитивное отношение к праву, законности, правопорядку.

Особо подвержено к влиянию правового нигилизма подрастающее поколение, это объясняется тем, что дети, молодежь не склонны к сопоставлению нормы закона и своего поведения. Она не рассматривает свои противоправные действия как деяния, противоречащие законодательству. Именно поэтому своевременная и эффективная деятельность по правовому просвещению крайне важна и необходима в современном обществе.

В профилактических целях следует применять такие способы правового просвещения, как ознакомление граждан с нормами уголовного, гражданского, административного законодательства; проведение лекций, экскурсов по правовой тематике; повышение правовой культуры педагогов, а также родителей.

Исходя из всего вышеуказанного, можно сделать вывод, что правовое просвещение – это деятельность государства, его органов, должностных лиц, иных субъектов, направленная на устранение пробелов в правопонимании граждан, повышение правовой культуры, искоренение правового нигилизма. Однако сами граждане должны стремиться повышать собственный уровень правовой культуры, уважать законы и соблюдать их.

Список литературы:

1. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути из решения // Мониторинг правоприменения. – 2015. – № 1 (14). – С. 64–68.

2. Брыжинская Г.В. Факторы правовой социализации / Г.В. Брыжинская // Перспективы науки. – 2015. – № 11 (74). – С. 100–102.

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ. – 2004. – 512 с.

4. Петров А.И. К вопросу о понимании сущности правового просвещения как самостоятельной функции органов прокуратуры // Вестник Российского университета кооперации. – 2012. – № 1 (7). – С. 85–90.

6. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. – 2015. – № 11 (56). – C. 206–208.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Комментарий к статье 28 1. Правовое информирование и правовое просвещение в комментируемом Законе определены в качестве одного из направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (ст.

4 комментируемого Закона). Однако ряд авторов полагает иначе: 1) авторский коллектив под редакцией Ф.М. Рудинского в качестве базового элемента права на юридическую помощь выделяет право на получение юридической информации. Оно, по мнению указанного авторского коллектива, может быть реализовано в следующих формах: в официальном и неофициальном доведении до сведения субъектов содержания правовых норм, поскольку, получая юридическую информацию, носящую нормативный характер, кроме формирования своего правосознания, заинтересованные лица тем самым получают и возможность, используя данный вид юридической помощи, более полно реализовывать свои права и защищать свои интересы. Необходимо отметить, что построение в России правового государства без реализации данного вида юридической помощи крайне затруднительно. Само понятие "правовое государство" предполагает наличие у граждан этого государства правосознания высокого уровня, формирование которого невозможно без широкой юридической помощи ; -------------------------------- Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2006. С. 39 - 40. 2) учитывая тот факт, что бесплатная юридическая помощь может оказываться также в иных видах, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 6 комментируемого Закона), Д.В. Мазаев полагает, что правовое информирование и правовое просвещение могли бы быть определены в качестве вида юридической помощи . -------------------------------- Мазаев Д.В. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический доклад / Институт права и публичной политики.

М.: Акварель, 2011. С. 42. 2. Прежде чем перейти к содержанию комментируемой статьи, необходимо определиться с основными понятиями. Правовое информирование - это процесс распространения правовой информации. Под правовой информацией в теории понимаются сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащиеся как в нормах права, так и в других источниках и используемые при решении правовых задач. Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы, называется нормативной. Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России. Иная правовая информация называется ненормативной. -------------------------------- Шмелев А.А. Что такое правовая информация? Режим доступа: http://www.jurprofs.ru/pages.php?p=406. Указом Президента РФ от 28.06.1993 N 966 была утверждена Концепция правовой информатизации России. В Концепции сформулированы задачи: а) информатизации правовой сферы; б) развития законодательства, регулирующего отношения в сфере информатизации. Согласно Концепции под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий для максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Именно правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах. Термин "правовое просвещение" не имеет легального закрепления.

Попытка определить содержание данного понятия была предпринята авторами Модельного закона о просветительской деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением N 20-15 на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). Так, авторы данного проекта определяют правовое просвещение как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. 3. Итак, согласно ч. 1 комментируемой статьи обязанность по размещению в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо доведению до них информации по вопросу получения бесплатной юридической помощи лежит на федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях, органах исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных им учреждениях, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и должностных лицах. Примечательно, что в главе 2 комментируемого Закона при определении полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью законодатель в числе таковых не указывает правовое информирование и правовое просвещение. В перечне информации, обязательной для размещения (доведения) до граждан, указаны: 1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи. В данном случае речь идет о разъяснении положений комментируемого Закона, поскольку это первый нормативный правовой акт, комплексно урегулировавший порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи; 2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей. Закрепляя данный пункт, законодатель, по-видимому, имел в виду в основном разъяснения по вопросам прав и обязанностей граждан в сфере получения бесплатной юридической помощи; 3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов РФ и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц.

Иными словами, в размещаемой информации должна фигурировать также и информация о нормах, на основе которых действуют уполномоченные субъекты, сфера их компетенции, объем полномочий; 4) правила оказания государственных и муниципальных услуг. Эта информация позволит гражданам уяснить общую организационную информацию, содержание административных регламентов и процедур; 5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц; 6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий. Наличие в перечне обязательной для размещения информации сведений о возможных ошибках, допускаемых гражданами при обращении за получением юридической помощи, является весьма важным. Уполномоченные органы могут представить примеры документов, содержащих типичные юридические ошибки, что наглядно позволит гражданам учесть их при подготовке необходимых документов. Правовое информирование и правовое просвещение граждан согласно ч. 1 ст. 28 может осуществляться через доведение до сведения граждан соответствующей информации путем: 1) размещения в местах, доступных для граждан. Представляется, что таковыми могут быть информационные доски по месту расположения федеральных и региональных органов государственной власти, по месту жительства граждан (например, в месте расположения управляющей компании или ТСЖ); 2) размещения в средствах массовой информации. В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Таким образом, уполномоченные ч. 1 ст. 28 органы и должностные лица могут воспользоваться любым из указанных средств массовой информации. В Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) среди факторов, оказывающих влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения, названы: - распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; - деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение. Безусловно, средствам массовой информации в деле информационного обеспечения деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи в современной действительности должна быть отведена главная роль. В связи с этим в п. 19 Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания меры государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности получили более детальную регламентацию, они представляют собой: - распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий; - создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработку и реализацию системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов; - введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду; - постоянное пополнение за счет целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы; 3) размещения в сети Интернет. Для информирования граждан таким способом возможно использование официальных сайтов органов власти, единых информационных порталов размещения информации.

Здесь можно отметить, что еще 31.05.2002 Европейский комитет по правовому сотрудничеству Совета Европы разработал План действий по созданию систем юридической помощи . Среди мероприятий Плана предусматривалось предоставление информации о системах юридической помощи на веб-сайте, включая разработку данного веб-сайта по системам юридической помощи. Пожалуй, реализация данного мероприятия является весьма актуальной для Российской Федерации, поскольку система юридической помощи в нашей стране только формируется. -------------------------------- План действий по созданию систем юридической помощи, утвержден Европейским комитетом по правовому сотрудничеству 31.05.2002 N CDCJ(2002)21 // Доступ к правосудию. Проблемы бесплатной юридической помощи в странах Центральной и Восточной Европы. 2003. С. 662 - 673. 4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, помимо названных в ч. 1 субъектов, обязанность по правовому просвещению и правовому информированию граждан может быть возложена на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Правовой основой для этого должны стать нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом важно отметить, что федеральный законодатель не предусматривает прямую обязанность государственных юридические бюро, адвокатов и нотариусов по правовому информированию и просвещению граждан, в отличие от субъектов, названных в ч. 1. Часть 3 комментируемой статьи также указывает лишь на право органов местного самоуправления осуществлять правовое информирование и правовое просвещение на основе муниципальных актов. Вместе с тем органы местного самоуправления находятся ближе к населению, и информационное обеспечение деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи через эти органы могло бы быть более эффективным. Не оставил законодатель вне системы правового информирования и участников негосударственной системы юридической помощи. Так, согласно ч. 4 комментируемой статьи юридические клиники образовательных учреждений высшего образования, а также негосударственные центры бесплатной юридической помощи на добровольных началах могут участвовать в системе правового информирования и просвещения. Однако это также является исключительно их правомочием.

Читайте также: