Что значит право быть избранным

Обновлено: 28.06.2024

Право гражданина избирать и быть избранным в органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности закрепляется в конституции и (или) зако­нах, а порядок его осуществления определяется национальны­ми законами и иными нормативными правовыми актами.

Мужчины и женщины должны иметь равные избирательные права и свободы и равные возможности для их реализации и защиты при проведении выборов. С целью создания равных возможностей для реализации указанного избирательного права государства могут принимать меры, в том числе законодатель­ного характера, к тому, чтобы обеспечивать женщинам наравне с мужчинами справедливые и реальные правовые возможности реализации права избирать и быть избранными в выборные ор­ганы, на выборные должности как лично, так и в составе кан­дидатов (списка кандидатов) политической партии (коалиции) в соответствии с условиями и порядком, предусмотренными конституцией и (или) законами, иными нормативными право­выми актами.

Кроме того, могут приниматься меры, в том числе законода­тельного характера, к тому, чтобы обеспечивать лицам с физи­ческими и иными отклонениями (недугами), а также иным ка­тегориям граждан (представителям коренных и малочисленных народов, народностей, национальных меньшинств, этнических групп), нуждающихся в этом, дополнительные условия для их участия в выборах, в том числе для реализации права избирать и быть избранным в личном качестве или в качестве представи­теля политической партии (коалиции), участия в голосовании с помощью лиц, указанных в законах.

Право избирать и быть избранным должно реализовываться независимо от пола, расы, национальности, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, социаль­ного происхождения, принадлежности к национальному мень­шинству или этнической группе, имущественного положения, а также иных подобных обстоятельств.

Законодательное регулирование права избирать и быть из­бранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно

ограничения избирательных прав и свобод участников выборов не должно отменять или умалять общепризнанные права и сво­боды человека и гражданина и конституционные и (или) зако­нодательные гарантии их реализации или носить дискримина­ционный характер. Необходимо иметь в виду, что избиратель­ные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходи­мо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной безопасно­сти и общественного порядка, предупреждения преступлений.

Избирательные права и свободы человека и гражданина, иных участников выборов могут быть ограничены конституци­ей и (или) законом и не считаться дискриминационными, если они предусматривают:

разумные требования для осуществления либо ограничения права на участие в выборах или права доступа к выборным должностям, включая возможность ограничения в соответствии с законом избирательных прав, свобод и обязанностей лица, признанного судом недееспособным, лица, в отношении кото­рого вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление;

специальные меры, в том числе законодательное выделение
квоты депутатских мандатов, принимаемые для обеспечения
адекватного представительства какой-либо составной части на­
селения страны, прежде всего национальных меньшинств и эт­
нических групп, которая из-за политических, экономических,
религиозных, социальных, исторических и культурных условий
лишена возможности пользоваться равными с остальным насе­
лением политическими и избирательными правами и свобода­
ми, а также дополнительные гарантии обеспечения равных воз­
можностей для реализации избирательных прав и свобод от­
дельных категорий избирателей, прежде всего женщин, лиц с
физическими и иными отклонениями (недугами), в том числе
для включения в списки кандидатов политических партий (коа­
лиций). ^—

Ограничения, связанные с особенностями участия в избира­тельной кампании кандидатов, баллотирующихся в выборный орган или на выборную должность на новый срок, определяют-

ся конституциями и (или) законами, иными нормативными правовыми актами. Соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выбор­ными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями.

Не противоречит международным избирательным стандар­там установленное законом ограничение на несовместимость одновременного обладания лица депутатским мандатом или за­нятием выборной должности со статусом военнослужащего, служителя религиозного культа, служащего органа исполни­тельной власти, судьи, прокурора.

Государство может стремиться к тому, чтобы иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающим на его территории было предостав­лено право избирать и право быть избранным на выборах в ор­ганы местной власти (органы местного самоуправления) при условии, что они отвечают тем же правовым критериям, что и граждане государства.

Международному наблюдателю необходимо ознакомиться с конституционным статусом гражданина страны проведения вы­боров, а также с правовым регулированием порядка принятия в гражданство государства, где проводятся выборы, иностранного гражданина, лица без гражданства, возможностью и особенно­стью участия в выборах новых граждан (срок пребывания в гра­жданстве, продолжительность проживания на территории госу­дарства, законопослушное поведение на территории государст­ва и т. д.), предоставлением избирательных прав с тем, чтобы убедиться, что предоставление лицу гражданства, избиратель­ных прав и возможность их реального осуществления основы­вались на демократических правилах и традициях.

Всеобщее избирательное право

Соблюдение принципа всеобщего избирательного права оз­начает, как правило, следующее:

1. Каждый гражданин по достижении возраста, установлен­ного конституцией и (или) законом, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного

самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности в порядке и на ус­ловиях, предусмотренных конституцией и (или) законами, дру­гими нормативными правовыми актами, и это право реализует­ся вне зависимости от ограничений или преимуществ дискри­минационного характера, в том числе по признакам физического или иного отклонения (недуга) лица (инвалидно­сти и др.). Право избирать может предоставляться лицу по дос­тижении возраста совершеннолетия, когда оно может само­стоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязан­ности; право быть избранным может предоставляться по достижении вышеуказанного возраста, но не позднее чем по достижении возраста 25 лет, за исключением случаев, преду­смотренных конституцией и (или) законами в отношении кан­дидатов на отдельные выборные посты, в частности на долж­ность главы государства и (или) высшего должностного лица территориального образования в составе федеративного (феде­рального) государства, кандидатов в парламенты.

2. Возможность и (или) обязательность наличия гражданства.

3. Проживание избирателя на территории, на которой про­
водятся выборы, при этом требование к продолжительности
проживания может предусматриваться только при проведении
региональных и (или) местных выборов и может не превышать
более шести месяцев, если более продолжительный и разумный
срок не связан с обеспечением избирательных прав представи­
телей национальных меньшинств и (или) этнических групп из­
бирателей, избирателей соответствующей территории в целом.

4. Правом избирать и быть избранным обладают граждане,
проживающие (находящиеся) на законных основаниях за пре­
делами территории своего государства. Дипломатические пред­
ставительства и консульские учреждения, их должностные лица
оказывают гражданам содействие в реализации их избиратель­
ных прав и свобод.

5. Не могут иметь права избирать и быть избранными лица,
не достигшие возраста, установленного конституцией и (или)
законами. Допускается ограничение законом избирательных
прав и свобод, в том числе права избирать и (или) быть избран­
ными, лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, в

отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершенное уголовное преступление. Право гражданина изби­рать и быть избранным реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политиче­ских или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинст­ву или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств. Не должны допускаться такие ограничения дискриминационного характера, как невключение в список избирателей и в иные избирательные документы лиц, не имеющих минимального уровня грамотности, не владеющих государственным языком либо не соответствующих иным по­добным обстоятельствам, препятствование реализации ими сво­его права на доступ к документированной информации (персо­нальным данным) о себе.

лей для ознакомления, а также избиратели, по какой-либо при­чине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются избирательным органом в список избирателей (или в дополнительный список избирателей).

Равное избирательное право

Соблюдение принципа равного избирательного права озна­чает, как правило, следующее:

1. Каждый избиратель имеет один голос или равное с други­
ми избирателями число голосов, причем его голос имеет такой
же вес, как и голоса других избирателей, при этом на равный
вес голоса избирателя не может влиять применяемая в государ­
стве избирательная система.

2. При проведении голосования по территориальным изби­
рательным округам (одномандатным и (или) многомандатным)
и избирательным участкам эти округа и участки должны образо­
вываться на справедливой основе так, чтобы результаты голосо­
вания максимально точно и полно выражали волю избирателей,
принявших участие в голосовании. При этом одним из основа­
ний образования округов и участков может быть соблюдение
равенства числа избирателей с допустимым минимальным от­
клонением от средней нормы представительства на округ, в том
числе с учетом компактности проживания национальных мень­
шинств и этнических групп. Основаниями для отклонения от
средней нормы представительства могут являться также трудно-
доступность и отдаленность местности, компактность прожива­
ния коренных малочисленных народов или иных национальных
меньшинств и этнических групп, недопущение образования из­
бирательного округа из не граничащих между собой террито­
рий, за исключением случаев, когда это обусловлено причинами
географического порядка.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных законами, из­
бирателю может быть предоставлен^ возможность реализовать
свое право избирать посредством таких форм голосования,
как голосование вне помещения для голосования, голосова­
ние по почте, голосование по открепительному удостовере­
нию, досрочное голосование, голосование по доверенности,


Приложение 3

либо иных форм голосования, обеспечивающих создание мак­симальных удобств для избирателя, в том числе для лица с физическими и иными отклонениями (недугами), либо нахо­дящегося в больнице, или в доме престарелых, или в ином месте временного или постоянного пребывания, а также сво­боду и тайну личного волеизъявления избирателя. Государство должно предпринимать необходимые законодательные меры к тому, чтобы создавать дополнительные гарантии и условия для участия в голосовании лиц с физическими отклонениями (инвалидов и др.).

4. Каждый гражданин должен иметь равные правовые воз­
можности выдвинуть свою кандидатуру на выборах, а также для
участия в выдвижении кандидатов. Ограничения, связанные с
особенностями участия в избирательной кампании кандидатов,
баллотирующихся на выборную должность на новый срок, ре­
гулируются конституцией и (или) законами, при этом соблюде­
ние установленных ограничений не должно препятствовать
осуществлению депутатами, выборными должностными лица­
ми своих полномочий и выполнению своих обязательств перед
избирателями. Кандидаты не вправе использовать преимущест­
ва своего служебного или должностного положения в целях
своего избрания, а также для выдвижения и (или) избрания
других кандидатов, списков кандидатов. При этом перечень на­
рушений принципа равного избирательного права и меры от­
ветственности за такие нарушения устанавливаются законами.

5. Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепят­
ственный доступ на избирательный участок, а также в помеще­
ние для голосования с тем, чтобы реализовать свое право на
участие в свободном голосовании. Голосование избирателей
осуществляется на избирательных участках в оборудованных
избирательными органами помещениях для голосования.

Прямое избирательное право

Соблюдение принципа прямого избирательного права озна­чает, как правило, следующее:

1. При проведении выборов в национальный законодатель­ный орган (парламент), региональные, местные и иные пред-

ставительные органы избиратели голосуют соответственно за избираемого ими кандидата, кандидатов, список кандидатов или против кандидата, кандидатов, списка кандидатов непо­средственно.

2. Государство принимает необходимые меры к тому, чтобы все депутатские мандаты по крайней мере одной из палат на­ционального законодательного (представительного) органа — парламента были объектом свободной состязательности канди­датов и (или) списков кандидатов в ходе прямых всенародных (всеобщих) выборов в порядке, предусмотренном конституцией и законами. При этом, если парламент является двухпалатным органом и часть мандатов или все мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всеобщих выборов, а также если выборные должностные лица не избираются непосредст­венно в ходе всеобщих выборов, то сохранение или изменение такого порядка формирования национального парламента яв­ляется прерогативой государства.

Тайное голосование

Соблюдение принципа тайного голосования означает, как правило, следующее:

1. Право гражданина на тайну голосования является абсо­
лютным и не может быть никоим образом и чем бы то ни было
ограничено или ущемлено.

2. Проведение выборов с использованием процедуры тайно­
го голосования.

3. Соблюдение принципа тайны и свободы голосования в
рамках предусмотренных законом форм голосования означает
исключение какого бы то ни было контроля за волеизъявлени­
ем избирателей, обеспечение равных правовых условий для
свободного выбора между кандидатами, списками кандидатов
политических партий (коалиций).

4. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с це­
лью воздействия на его свободное волеизъявление. Ни один из­
биратель ни судом, ни иначе не м^жет быть принужден объя­
вить, как он намерен голосовать или как он голосовал.

5. Избирательные органы во время проведения голосования обеспечивают соблюдение предусмотренных конституцией, за­коном, иными правовыми актами равных условий для свобод­ного выбора, в том числе условий, которые исключают возмож­ность осуществления какого бы то ни было контроля и (или) наблюдения за заполнением избирателем бюллетеня в месте тайного голосования.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).

Избирательное право имеет свои определенные принципы, а избирательная система подразделяется на виды. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Избирательное право.

Понятие избирательного права.

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение,

особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их

характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избирателиимеют право и возможность осуществлять контроль (прямо иликосвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост врезультате выборов.

Избирательное право зарубежных стран — это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы. Избирательное право и избирательные системы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.

Избирательное право — один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанныхдействительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.




Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.

Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законыо выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы.К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.Все эти документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав, порядок проведения выборов и т. д. Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т. д. В отдельных странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.

Избирательное право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права.Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума. Пассивное избирательное право — это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (некоторые страны предоставляют право голоса иностранцам при выборах органов местного самоуправления), определенный возрастной ценз (в пассивном избирательном праве он значительно выше, нежели в активном) и другие условия. Ряд демократических конституций, а также избирательное законодательство многих стран вводят дополнительные требования пассивного избирательного права о несовместимости постов, согласно которым гражданин, избранный в представительный орган или на определенную должность, не может по закону занимать никакую другую должность в государственном аппарате, административных органах и т. д. При назначении на такую должность мандат депутата должен быть прекращен. Если же гражданин занимает какой-либо административный пост на государственной службе и намеревается выставить свою кандидатуру на выборах, он обязан в установленный законом срок до дня голосования подать в отставку.

2.2. Принципы избирательного права.

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования,декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).

Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого "избирательного корпуса", т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. "Избирательный корпус" и общее число граждан, достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных права участия в

голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать еще целому ряду условий или цензов.

В течение длительного периода времени во всех странах в той или иной степени велась политическая борьба за предоставление всем гражданам права голоса на выборах. В крупнейших европейских странах введение всеобщего избирательного права надолго затянулось. Так, во Франции все конституции вплоть до1848 года лишали абсолютное число граждан избирательных прав.

Например, в 1846 году из 35-миллионного населения Франции избирательным правом пользовались лишь 241 тысяча человек. Аналогичная картина наблюдалась и в Англии, где до 1823 года избирательное право включало в себя такие многочисленные ограничения, что им могло пользоваться не более 3% населения страны. В 1832 году под давлением партии чартистов была проведена первая в истории реформа избирательного права, которая увеличила число избирателей с 400 тысяч до 900 тысяч, что составляло, однако, не более 1/24 населения. Новый избирательный закон абсолютно не учитывал значительно выросшего к тому времени числа работников наемного труда. В дальнейшем и в Англии и в других европейских странах постепенно проводилась демократизация избирательного права. Во Франции впервые в истории революция 1848 года ввела всеобщее избирательное право,

увеличив сразу число избирателей с 241 тысячи до 8,2 миллиона человек. Такого огромного количества избирателей не было в то время ни в одной стране мира. Но после подавления восстания рабочих в июне 1848 года всеобщее избирательное право было отменено. В настоящее время всеобщность избирательного права, провозглашенная во многих зарубежных странах и завоеванная массовой политической борьбой, является важнейшим показателем степени демократизма избирательного права.

Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с тем чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей.

Существовавший когда-то в зарубежных странах так называемый плюральный вотум, т. е. предоставление одному избирателю сразу нескольких голосов в зависимости от его имущественного состояния, в настоящее время является анахронизмом и практически не применяется, поскольку такое голосование имело откровенно имущественный характер и прямо подчеркивало неравный статус избирателей.

В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямыеи косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность. В данном случае граждане избирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, и избирают кандидата на данную выборную должность. Косвенные выборы применяются при избрании верхних палат (сената) в ряде зарубежных стран (Франции, Индии, Малайзии и т. д.). Система выборщиков применяется на президентских выборах в США. Прямым голосованием избираются нижние палаты большинства зарубежных парламентов, президенты почти во всех странах Латинской Америки.

Политика – это важная часть жизни каждого человека, ведь экономическая и общественная ситуация в государстве оказывает свое влияние на человека. Сегодня многие страны придерживаются демократического строя, поэтому влияние человека в жизни страны носит обязательный характер. Для достижения такого права внедрены конкретные юридические акты. Их задача – это устранение беспорядков и установление предельного равноправия.

Что обозначает пассивное избирательное и активное право граждан

Избирательное пассивное право – это способ выдвижения гражданина своей кандидатуры на выборах. Тут имеются свои ограничения. Для каждого государства они свои. Если рассматривать выборы в США, то для выдвижения кандидатуры на должность президента гражданину должно уже быть 35 лет.

Если придерживаться признаков и норм права законодательства некоторых государств, то конкретные должностные лица могут быть избраны в представительный орган даже на протяжении конкретного времени после того, как ими были оставлены данные должности. Сюда стоит отнести судей, комиссаров политики, префектов. Также граждане, которых было избрано в представительные структуры, не обладают правом занимать другую должность в государственном аппарате. Это предполагает принцип разделения властей. О правах законодательной инициативы расскажет эта ссылка.

На видео-пассивное избирательное право:

Регламентируется такой процесс выдвижения кандидатов на должности на выборах. Для этого могут быть внедрены некоторые способы:

  1. Выдвижение кандидатов – это обязанность, которая возложена на партии, общественные организации. В данном случае кандидата выбирают методом тайного голосования на съездах указанных общественных объединений. В Республике Беларусь выдвижение кандидатов происходит политическими партиями, трудовыми учреждениями.
  2. Кандидат должен подать заявление, которое после подписывают избиратели. Если говорить про Англию, то заявление должно включать 10 подписей. В Республике Беларусь гражданин самостоятельно выдвигать себя не способен.
  3. Кандидаты выдвигаются в порядке, аналогичном избранию депутатов. Подобная манипуляция носит название праймериз или первичные выборы. Благодаря первичным выборам удается определить самых востребованных кандидатов, которые после могут пойти на общие выборы. Первичные выборы получили широкую востребованность в США.

С которого возраста могут выдвигаться в РФ

пассивное избирательное право

Придерживаясь Федерального закона 1997 г, для подачи заявления на участие в выборах в органах самоуправления кандидату должно быть уже 21 год. Если происходит выбор депутатов законодательного орана власти субъекта РФ, то возраст составит 21 год. Для подачи заявления на участие в выборах на главу органа исполнительной власти минимальный возраст составит 30 лет. Про классификацию прав и свобод человека и гражданина можно узнать тут.

Если кандидат претендует на должность депутата в Государственную думу, то Конституция России предусмотрела возраст 21 год.

Если речь идет про избрание депутатов в Государственную думу, то для этого не обязательно, чтобы кандидат проживал на территории избирательного участка, а также того субъекта, в который он включен.
Для тех, кто претендует на должность президента РФ, стоит постоянно проживать на территории России. Кроме этого, обязательным является проживание в России последние 10 лет.

Не обладают правом избирать и быть избранными граждане РФ, которые являются недееспособными. Также в эту категорию входят люди, которые отбывают тюремное наказание согласно вступившему в законную силу приговору суда.

Изучая данную тему, важно знать, что относится к активному избирательному праву, а что к такому праву не относится.

Отличительные особенности

право выбора

Как уже стало понятно, избирательное право классифицируют на два вида: активное и пассивное. Активное – это возможность избирать, отдавать свой голос за определенную кандидатуру, а также выступать против всех предложенных кандидатов. Если говорить про пассивное избирательное право, то это возможность быть избранным на определенную должность. Кандидат может обладать избирательным правом, но не иметь пассивным. Про конституционные обязанности человека и гражданина в РФ узнайте здесь.

Пассивное избирательное право – это реальная возможность выдвинуть свою кандидатуру на определенную должность. Но для этого существуют определенные ограничения, главное из которых заключается в возрасте. Для каждой должности существует свой критерий возраста, при несоблюдении которого лицо не имеет возможности обладать пассивным избирательным правом. Про основные гарантии избирательных прав расскажет этот материал.


Из урока можно узнать о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны, является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме. Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Избирательное право"

Вы уже знаете о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме.

Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право. Сегодня мы познакомимся с данным правом более подробно.

В объективном смысле избирательное право – это система законодательных норм и правил, которая регулирует общественные отношения, связанные с выборами.

В субъективном смысле – это гарантированная государством возможность для граждан участвовать в выборах. То есть конкретный комплекс прав граждан, среди которых нужно выделить активное и пассивное избирательные права.

Активное избирательное право – это право граждан участвовать в выборах в качестве избирателей, то есть непосредственно выбирать главу государства, депутатов парламента или органы местного самоуправления, а пассивное избирательное право – это право уже самих граждан быть избранными в представительные органы государственной власти.

Как правило, круг граждан, за которыми признают активное или пассивное избирательное право, ограничивается избирательными цензами.


Избирательный ценз – это установленные законом специальные условия, ограничивающие допуск лица к осуществлению своих избирательных прав.

Давайте рассмотрим основные из этих ограничений.

Возрастной ценз.

Обусловлен признанием за гражданином избирательных прав по достижению им определённого возраста. Как правило, по достижению совершеннолетия.

Например, в нашей стране активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие восемнадцати лет, кроме признанных судом недееспособными или находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Так же, как и у нас в стране, восемнадцатилетний порог для голосования установлен ещё в ста девяти странах мира, например в США и Великобритании.


В остальных странах мира этот возраст варьируется. Например, если бы вы жили в Японии, то принять участие в голосовании вы смогли бы только в двадцать лет. А будучи гражданами Бразилии, смогли бы отдать свой голос, начиная с шестнадцати лет.

В отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным цензом.

Например, в нашей стране, Депутатом Государственной думы или местных дум (на областном, краевом, окружном и городском уровнях), а также главою города, может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший двадцати одного года, а президентом нашей страны может быть избран гражданин не моложе тридцати пяти лет.


Интересно, что верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в не устанавливается. То есть гражданин, например, может быть кандидатом в депутаты или президенты и в восемьдесят или даже сто лет.

Ценз оседлости.

Данный ценз предполагает, что за гражданином признаются избирательные права лишь после того, как он проживёт в данной стране или определённой местности установленное законом время.

Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости равный шести месяцам, а в Новой Зеландии этот ценз равен трём месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Следовало бы сказать о том, что для участия в выборах в качестве избирателя в нашей стране нет необходимости соответствовать цензу оседлости.

В России ценз оседлости, применяется только к кандидату на должность Президента Российской Федерации, который должен прожить в нашей стране не менее десяти лет.

Ценз гражданства.

Этот ценз означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве государства не менее установленного законом срока. Например, согласно законодательству США членом палаты представителей Конгресса может быть избран человек, являющийся гражданином США не менее семи лет, а сенатором – не менее девяти лет.

В нашей стране ценз гражданства, прежде всего, заключается, в том, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином Российской Федерации.

Образовательный ценз

Данные ценз предполагает допуск к выборам только тех граждан, которые обладают соответствующим уровнем образования. Например, такой ценз присутствует в законодательстве Кувейта.


Также образовательный ценз может заключаться в умении читать или писать. Например, согласно Конституции Бразилии неграмотные граждане страны не могут быть избраны.

Имущественный ценз.

Данный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определённую сумму или чтобы он уплачивал налоги определённого размера. Стоить отметить, что на сегодняшний день этот ценз практически нигде не применяется.

Моральный ценз

Данный ценз предполагает выдвижение определённых нравственных требований к избирателю со стороны общества и государства. Например, в Мексике не принимают участие в голосование лица, которые злоупотребляют наркотиками, а в Нидерландах лишённые родительских прав. Но интереснее всех сформулировали исландцы, так в этой стране для того чтобы пользоваться избирательными правами, от гражданина требуется, чтобы он вёл пристойный образ жизни и обладал добрым нравом.

В нашей стране к такого рода моральному цензу со стороны общества и государства можно отнести запрет на участие в голосовании гражданам, которые находятся по приговору суда в местах лишения свободы.

Граждане Российской Федерации также не имеют права быть избранными: за совершение: тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности.

Наиболее редкими, но до сих пор применяемыми некоторыми государствами мира избирательными цензами являются религиозный и половой цензы.

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определённой религии. Например, в парламент Ирана могут быть избраны только мусульмане.

Половой ценз прежде всего предполагает недопущение к выборам женщин. Например, гражданкам Саудовской Аравии разрешили голосовать и выставлять свои кандидатуры на муниципальных выборах только в 2015 году.


Интересной особенностью данных выборов является и то, что треть из всех избирательных участков в Саудовской Аравии были исключительно женскими.

Вам, наверное будет интересно узнать о том, что существует государство в котором половой ценз ни будет отменен никогда. Как вы думаете, что это за страна?

Это – Ватикан. Дело в том, что его главой является Папа Римский, который избирается кардиналами на пожизненный срок. И поскольку кардиналом может быть только мужчина, женщины не обладают избирательным правом.

Как вы уже догадались для законодательства нашей страны характерны: возрастной ценз, ценз оседлости, моральный ценз и ценз гражданства.

Осуществление избирательного права, прежде всего, связано с участием граждан страны в различные рода выборах.

Выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого граждане осуществляют процедуру избрания кого-либо путём голосования.

Участие в выборах считается проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина.

Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией страны и федеральными законами, такими как:

Для того чтобы выборы прошли в соответствие с законом и международными нормами и правилами, при их проведении необходимо руководствоваться целым рядом принципов избирательного права.

К основным принципам избирательного права можно отнести:

Принцип всеобщего избирательного права.

В соответствии с ним принципом все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие определённого возраста, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Первой страной в мире, предоставившей всем совершеннолетним гражданам право голоса без каких-либо различий, стала в 1893 году Новая Зеландия. Сегодня принцип всеобщности закреплён в законодательстве большинства стран мира.

Принципы прямого и косвенного избирательного права.

Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определённое сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Так, прямое избирательное право – это принцип, согласно которому кандидатов на выборные должности граждане выбирают прямо, то есть сами.

Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, например, как в нашей стране при выборах в Государственную Думу.

В некоторых странах он распространяется на выборы верхних палат парламента, например в США, Италии, Польше, или президентов, как это происходит у нас в стране, а также в Мексике или Болгарии, а также прямое избирательное право практически повсеместно применяется при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает определённое количество посредников (иногда их ещё называют выборщиками). Именно данные посредники в итоге и избирают кандидата на должность. Например, в США данный принцип используется при выборах президента, а в нашей стране данный принцип косвенного избирательного права не применяется.

Принцип равного избирательного права.

Согласно данному принципу все избиратели участвуют в выборах на равных условиях.

Это значит, что каждый избиратель имеет только один голос; голоса избирателей равны; избиратель не может быть включён более, чем в один список избирателей; все граждане обладают равными возможностями в реализации своих избирательных прав и так далее.

Принцип тайного голосования.

Согласно этому принципу не допускается какой-либо контроль за изъявлением воли избирателей. Тайное голосование гарантируется целым рядом законодательных процедур, например, каждый избиратель голосует только лично, голосование за других лиц не допускается; бюллетени для голосования должны быть анонимны, они не нумеруются и не должны содержать никаких пометок или граф, с помощью которых можно установить личность проголосовавшего; бюллетени заполняются только в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательных комиссий.

Кстати в нашей стране был довольно интересный случай неличного голосования, который был признан законным. И связан он с космонавтом Михаилом Тюриным, который, находясь на орбите, смог принять участие в голосовании.


Технически это было организовано таким способом: космонавт сообщил о своём волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полётами. В момент волеизъявления Тюрина все, находившиеся в комнате, где проходил сеанс связи, вышли из помещения, и космонавт конфиденциально сообщил доверенному лицу своё решение. Тот внёс его в избирательный бюллетень, который был опущен в урну для голосования.

Справедливости ради отметим, что в некоторых странах мира возможно голосование за других лиц. Например, в Китае разрешается голосование за других по доверенности, но одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование могут доверить не более трёх человек.

Принципы свободного участия в выборах.

Данный принцип означает, что избиратель свободен решать вопрос не только о том, участвовать ли ему в выборах, но и за кого он будет голосовать.

Но стоит заметить, что в некоторых странах мира, например в Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге и других, участие гражданина в выборах в качестве избирателя, является его обязанностью. В этом случае за уклонение от исполнения данной обязанности гражданин может быть привлечён к ответственности в виде морального осуждения, штрафа и даже тюремного заключения.


Итак, что же определяют, регулируют и устанавливают избирательные цензы и принципы?

· базовые принципы избирательной системы государства;

· условия предоставления гражданам избирательных прав;

- проведение предвыборной агитации,

- финансирование избирательных кампаний,

- порядок определения результатов голосования.

· нормы представительства, то есть число жителей или избирателей, представляемых одним депутатом;

· статус и полномочия избирательных комиссий и так далее.

Давайте подведём итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы.

1. С какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя?

Читайте также: