Что значит отчуждение животных

Обновлено: 04.07.2024

Настоящие рекомендации разработаны в целях предупреждения и ликвидации болезней животных и обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства.

Рекомендации содержат примерный порядок организации и проведения отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Рекомендации могут быть использованы в работе должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при организации и проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

II. Общие положения

1. При ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемому по представлению должностных лиц государственной ветеринарной службы, могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства, которые являются носителями возбудителей болезней согласно Перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 184 (далее – Приказ), или животных с клиническими признаками таких болезней.

2. Отчужденные животные и изъятые продукты животноводства подлежат утилизации в соответствии с приложением № 2 Правил отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 (далее – Правила).

Животные, продукты животноводства с подозрением на заражение, контаминацию возбудителями болезней, определенных Приказом, до подтверждения диагноза могут быть подвергнуты изоляции и (или) использованы способом, гарантирующим отсутствие возможности реализации угрозы распространения болезней, в соответствии с положениями Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов.

III. Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных

3. Должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей болезней и (или) продуктов животноводства, контаминированных возбудителями болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней, в соответствии с пунктом 4 Правил немедленно направляют информацию об этом в письменной форме государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации.

В направляемой информации рекомендуется указывать следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество должностного лица государственной ветеринарной службы или иного специалиста в области ветеринарии, выявившего животных, которые являются носителями возбудителей болезней, и (или) продукты животноводства, контаминированные возбудителями болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней;

б) территория, на которой обнаружены животные, которые являются носителями возбудителей болезней, и (или) продукты животноводства, контаминированные возбудителями болезней, определенных Приказом, или животные с клиническими признаками таких болезней;

в) наименование видов животных, которые являются носителями возбудителей болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней и наименование продуктов животноводства, контаминированных возбудителями болезней, определенных Приказом;

г) фамилия, имя, отчество (гражданина) или наименование (юридического лица) и адрес собственника животных, являющихся носителями возбудителей болезней, и (или) продуктов животноводства, контаминированных возбудителями болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней;

д) сведения об отборе проб для исследований и проведении лабораторных исследований;

е) дата, время направления информации о выявлении очага особо опасных болезней животных.

Указанные сведения заверяются подписью должностного лица государственной ветеринарной службы или специалиста в области ветеринарии, выявившего животных, которые являются носителями возбудителей болезней, и (или) продуктов животноводства, контаминированных возбудителями болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней.

4. Государственный ветеринарный инспектор по закрепленной территории обслуживания при получении информации о выявлении животных, которые являются носителями возбудителей болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней, после постановки предварительного диагноза на основании клинических, патологоанатомических и эпизоотологических данных в соответствии с пунктом 5 Правил вносит в орган местного самоуправления представление о введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по форме, утверждаемой Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

5. Обследование животных и организация ограничительных мероприятий, в том числе карантина, рекомендуется проводить (осуществлять) в соответствии с требованиями к комплексу профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий, установленными соответствующими Ветеринарными и Санитарными правилами.

6. В соответствии с пунктом 6 Правил Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации при получении информации о выявлении животных, которые являются носителями возбудителей болезней, определенных Приказом, или животных с клиническими признаками таких болезней, направляет телефонограмму и в письменной форме информацию о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасных болезней животных в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору для принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

В направляемой информации рекомендуется указывать следующие сведения:

а) дата и время поступления информации о выявлении очага особо опасных болезней животных;

б) наименование субъекта и территории, на которой выявлен очаг особо опасных болезней животных;

в) наименование видов животных, подлежащих отчуждению, и (или) наименование продуктов животноводства, подлежащих изъятию;

г) фамилия, имя, отчество (гражданина) или наименование (юридического лица) и адрес владельца животных, подлежащих отчуждению и продуктов животноводства, подлежащих изъятию;

д) сведения о проводимых лабораторных исследованиях;

е) дата, время направления телефонограммы, информации.

Указанные сведения заверяются подписью главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации.

Информация о контактных телефонах для приема телефонограмм размещается на сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

7. Руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) после окончательной установки диагноза, но не позднее 2-дневного срока с даты получения информации о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасных болезней животных принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

8. В соответствии с пунктом 7 Правил решение об организации и проведении отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства принимается после поступления решения от руководителя территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителя о необходимости проведения отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, исходя из эпизоотической обстановки, с учетом принципа разумности сроков.

В соответствии с пунктом 7 Правил исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам – владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения нарочным либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

9. Организация и проведение отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных в соответствии с пунктом 8 Правил проводится специальной комиссией субъекта Российской Федерации. Для участия в работе специальной комиссии рекомендуется привлекать по согласованию представителей Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, МВД России, МЧС России и при необходимости иных государственных органов.

10. О проведении отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства специальной комиссией субъекта Российской Федерации составляется акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по утвержденной форме.

12. При заключении договора страхования животных и (или) продуктов животноводства на случай заболевания, заражения и (или) контаминации возбудителями болезней, определенных Приказом, при наступлении страхового случая возмещение убытков осуществляется в соответствии со статьей 929 Гражданского кодекса Российской Федерации и является обязанностью страховщика.

14. Денежные средства на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства, рекомендуется предусматривать в бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

При формировании соответствующей статьи расходов бюджета субъекта Российской Федерации рекомендуется учитывать маршруты сезонных миграций птиц и иных перемещений животных, объемы поставок животноводческой продукции, эпизоотическую обстановку в субъекте Российской Федерации и близлежащих территориях, а также статистические данные по размерам выплат подлежащего возмещению ущерба за прошедшие годы.

При недостаточности средств субъект Российской Федерации может запросить субсидии и субвенции в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации на очередной финансовый год.

15. При возмещении ущерба стоимость отчуждаемых животных и изъятых продуктов животноводства рекомендуется определять на основании их рыночной стоимости в данном субъекте Российской Федерации на текущий момент времени. Возмещение ущерба рекомендуется проводить в разумные сроки.

16. При наличии в действиях собственника животных и продуктов животноводства признаков преступления, предусмотренного статьей 249 Уголовного кодекса Российской Федерации, или правонарушений, предусмотренных статьями 10.6 – 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, собственник может быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае установления вины собственника животных в возникновении и распространении очага особо опасных болезней животных, к нему может быть предъявлен иск о возмещении материального ущерба, причиненного по вине данного собственника.

17. В соответствии с пунктом 13 Правил территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляют контроль за реализацией решения о проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.

При выявлениях нарушений при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рекомендуется сообщить о нарушениях руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и в рамках своей компетенции могут оказывать содействие в устранении данных нарушений.

IV. Список нормативных правовых актов для руководства при организации и проведении отчуждения животных и изъятию продуктов животноводства

6. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469;

7. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года;

8. Инструкция о порядке браковки, направления на техническую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясоперерабатывающих предприятиях, утвержденная Главным госветинспектором России 10 июля 1996 г. № 13-7-2/681;

В целях предупреждения и ликвидации болезней животных и обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства на основании Закона Российской Федерации "О ветеринарии" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

в 10-дневный срок утвердить определенный Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства;

разработать и довести до сведения субъектов Российской Федерации рекомендации по организации и проведению отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

от 26 мая 2006 г. N 310

ОТЧУЖДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ИЗЪЯТИЯ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА

ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ОСОБО ОПАСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ

1. Настоящие Правила регулируют порядок отношений при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

2. Настоящие Правила являются обязательными для граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

3. Животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей болезней, определенных перечнем, указанным в пункте 3 настоящих Правил, или животных с клиническими признаками таких болезней немедленно направляют информацию об этом в письменной форме государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации.

5. Государственный ветеринарный инспектор по закрепленной территории обслуживания при получении указанной в пункте 4 настоящих Правил информации вносит в орган местного самоуправления представление о введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по форме, утверждаемой Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

6. Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации при получении указанной в пункте 4 настоящих Правил информации немедленно направляет в письменной форме информацию о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасных болезней животных в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

7. Руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 1.

Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.

8. Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 2.

9. Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.

10. Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.

11. Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.

12. Граждане и юридические лица - владельцы животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию:

обязаны оказывать содействие при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства;

в случае нарушения их прав при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства вправе обжаловать действия должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13. Контроль за реализацией решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляют территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

















golosovanie.jpg





14 - 1200x630.jpg


гоиии.jpg
федерал.jpg

Что нужно знать об отчуждении домашних животных

При ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Владимирской области производится отчуждение домашних животных.

С этой целью, департамент ветеринарии администрации области немедленно готовит проект постановления администрации области об отчуждении животных и направляет его Губернатору области.

Для осуществления отчуждения животных департаментом ветеринарии создается специальная комиссия в составе представителей органа местного самоуправления муниципального района или городского округа (по согласованию), департамента ветеринарии администрации области, органа управления по ГО и ЧС муниципального образования (по согласованию).

Отчуждение животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных производится вышеуказанной комиссией и оформляется актом установленного образца, в котором указывается вид и вес животного. Один экземпляр акта предоставляется владельцу отчужденных животных.

Граждане и юридические лица обращаются в департамент ветеринарии с заявлением на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных, в котором должны быть указаны реквизиты для перечисления денежных средств, с приложением акта об отчуждении животных.

Возмещение ущерба осуществляется по рыночной стоимости животных, сложившейся на день отчуждения. На текущую дату средняя цена реализации живого веса свиней для определения размера компенсационных выплат при отчуждении составляет 150 руб. за 1 кг живого веса свиней до 45 кг включительно и 110 руб. за 1 кг. живого веса свыше 45 кг.

Общий размер компенсации за отчужденных животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных определяется комиссией в составе представителей департамента цен и тарифов, департамента ветеринарии администрации области, управления МЧС России по Владимирской области.

Финансирование расходов на осуществление компенсационных выплат производится в пределах средств областного бюджета, предусмотренных департаменту ветеринарии на указанные цели, на основании постановления администрации области об отчуждении животных; заявлений граждан и юридических лиц на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных; акта об отчуждении животных; акта комиссии по определению размера компенсации за отчужденных животных.

Компенсационные выплаты осуществляются департаментом ветеринарии путем перечисления денежных средств на расчетный счет граждан и юридических лиц, указанный в заявлении на возмещение ущерба, в течение 10 рабочих дней после поступления их на лицевой счет департамента ветеринарии. С текущей недели денежные средства начнут поступать на счет заявителей.


Конституционный Суд вынес Постановление № 33-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 242 и п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса в связи с жалобой владельца свинокомплекса, потерявшего животных из-за африканской чумы свиней.

Суды отказали в выплате компенсации за уничтожение свиней в связи с эпизоотией

Далее собственник свинокомплекса обратился в Управление ветеринарии Тюменской области с заявлением о возмещении вышеуказанного ущерба, в чем ему было отказано. В своем приказе ведомство сослалось на абз. 6 п. 6 Порядка возмещения ущерба, причиненного собственникам отчуждением животных и (или) изъятием продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных (утв. постановлением правительства Тюменской области от 19 июля 2010 г. № 206-п). Согласно этой норме возмещение ущерба за отчужденных животных и изъятую продукцию не производится, если установлены факты нарушения собственниками животных и продукции ветеринарно-санитарных правил, предписаний и указаний должностных лиц госветнадзора, повлекшие возникновение очагов особо опасных болезней и гибели животных.

Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемый приказ, а вышестоящие инстанции поддержали его решение. Тем не менее суды не нашли оснований для удовлетворения требования общества о компенсации ему ущерба, указав, что региональное управление ветеринарии вынесло новый приказ от 31 октября 2018 г. об отказе в возмещении ущерба, который действует и не обжалован.

Конституционный Суд подтвердил неопределенность в правоприменении

После изучения материалов дела КС отметил, что спорные законоположения, рассматриваемые обособленно, не обнаруживают неопределенности в вопросе об их конституционности. Тем не менее в судебных решениях по конкретному делу заявителя они применены судами во взаимосвязи, которая является предметом рассмотрения КС РФ в качестве нормативного основания для отказа в выплате собственнику стоимости животных или продуктов животноводства, изъятых у него при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, если поведение собственника содействовало возникновению и распространению таких очагов.

При этом, подчеркнул Конституционный Суд, сам по себе отказ в выплате собственнику стоимости животных и продуктов животноводства (уменьшение выплаты), изъятых у него при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, если его поведение содействовало возникновению и распространению таких очагов, не может быть признан лишенным конституционных оснований. При несоблюдении установленных норм и правил, приведшем к возникновению и распространению заболевания принадлежащих собственнику животных и введению ограничительных мероприятий (карантина) как на территории самого собственника, так и на территории других лиц, ущерб может быть причинен не только иным собственникам животных или продуктов животноводства. В таком случае выплата бюджетных средств и другие подобные издержки на предотвращение (преодоление) эпизоотии влекут расходы соответствующего публично-правового образования, имущество которого также подлежит защите, осуществляемой и в рамках гражданско-правового регулирования.

Суд добавил, что законодатель не лишен возможности для достижения общественно полезных целей и обеспечения правильного поведения участников правоотношений использовать не только карательные, но и стимулирующие меры, и может в правовом регулировании исходить из того, что выплата собственнику стоимости животных и продуктов животноводства, изъятых у него по предусмотренным законодательством о ветеринарии основаниям, является стимулом для совершения собственником требуемых действий, а не осуществления нелегального ввода в оборот больных или подвергшихся риску заражения животных и продукции из них вопреки интересам ветеринарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Таким образом, КС зафиксировал существование в правовом регулировании двух вариантов его понимания, что, в свою очередь, привело к противоречивой правоприменительной практике. Так, в ряде случаев суды исходят из того, что действующее законодательство не ставит выплату компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество в зависимость от соблюдения ими ветеринарных норм и правил. Соответственно, ущерб, причиненный отчуждением зараженных животных, подлежит возмещению независимо от вины. При этом делается вывод, что спорные правоотношения урегулированы специальным законодательством в области ветеринарии, в силу которого государство приняло на себя бремя возмещения возникающих вследствие эпизоотии убытков и обязанность по принятию мер против их распространения. Таким образом, довод о необходимости применения ст. 1083 ГК РФ об учете грубой неосторожности потерпевшего основан на неверном понимании норм материального права.

В других же делах суды не исключали необходимость учета фактов нарушения собственником соответствующих требований, как и в рассматриваемом случае. В деле заявителя суды сочли возможным применить нормы гл. 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и, в частности, ст. 1083 Кодекса, сославшись на то, что грубая неосторожность в действиях лица, у которого в результате реквизиции изъято имущество, исключает возможность безусловного возмещения ему вреда.

Таким образом, КС признал взаимосвязанные нормы права не соответствующими Конституции в той мере, в какой они создают неопределенность в вопросе об учете при определении и осуществлении выплаты собственнику стоимости животных или продуктов животноводства, изъятых у него при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, его грубой неосторожности, если она содействовала возникновению и распространению таких очагов. В связи с этим Суд рекомендовал федеральному законодателю принять меры по устранению выявленной неопределенности правового регулирования и распорядился пересмотреть судебные дела заявителя.

Комментарий представителей заявителя

Адвокаты оценили выводы Суда

Фото: Schluesseldienst/Pixabay

Кто и в каких ситуациях рискует потерять право собственности на недвижимость против своей воли? Подлежит ли отчуждению право собственности, если владелец недвижимости несовершеннолетний? Какие обстоятельства накладывают запрет на отчуждение права собственности? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с экспертом.

Что такое отчуждение имущества

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Что не является отчуждением имущества

К отчуждению имущества не относятся:

  • предоставление его во временное пользование;
  • прекращение права собственности по решению суда;
  • отказ от прав (например, наследования);
  • утрата имущества, в том числе недвижимости, по объективным причинам (например, вследствие пожара или разрушения здания).

Отчуждение имущества физическим лицом

Физические лица имеют право отчуждать имущество по собственной воле — но с рядом ограничений. Например, гражданин может передать недвижимость юридическому лицу в уставный капитал компаний — но не через дарение. Договор дарения коммерческому объединению со стороны физлица невозможен в силу п. 1 ст. 575 ГК РФ [6].

Есть и другие нюансы. Общее имущество, нажитое в браке, отчуждать можно только по нотариально заверенному соглашению супругов. Если владелец хочет продать свою долю в квартире, которая находится в совместном имуществе с другими членами семьи, он обязан предложить им выкупить свою долю, прежде чем искать других покупателей. И только если в течение месяца никто из родственников — совладельцев жилья не согласится на сделку, можно подключать третьих лиц.

Отчуждение имущества несовершеннолетнего

Фото:RODNAE Productions/Pexels

Любая сделка с имуществом, принадлежащим лицу младше 18 лет, должна быть согласована с органами опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ [8]). Это делается для защиты прав несовершеннолетних и касается как недвижимости, так и любых других объектов, будь то полученные по наследству машина, деньги или ценные бумаги. Органы опеки дадут предварительное согласие на отчуждение прав собственности на недвижимость, только если на имя ребенка приобретается равноценная либо большая жилплощадь. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, может обращаться в органы опеки самостоятельно, но с согласия родителей [9].

Для регистрации отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, в органы опеки и попечительства необходимо предоставить:

  • заявление законного представителя ребенка, если последнему еще нет 14 лет;
  • если владельцу недвижимости от 14 до 18 лет, понадобятся два заявления: от него самого и от законного представителя (родителя или опекуна).

Принудительное отчуждение имущества

Фото:Ekaterina Bolovtsova/Pexels

Закон защищает право частной собственности и не позволяет отчуждать имущество без соответствующего решения суда (ст. 35 Конституции РФ [10]). Совершить отчуждение на принудительной основе можно только при условии равноценного возмещения.

Как проходит сделка по отчуждению недвижимого имущества

При заключении сделки нотариус должен:

  • проверить личность и дееспособность физического лица;
  • разъяснить участникам смысл сделки, их права и обязанности;
  • убедиться, что договор не противоречит закону.

Необходимые документы для регистрации сделки:

  • паспорта участников договора;
  • правоустанавливающие документы, то есть подтверждающие право собственности (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве);
  • праворегистрирующие документы (договор, свидетельство о регистрации, выписка из ЕГРН);
  • справка из Департамента городского имущества;
  • единый жилищный документ;
  • согласие супруга, если собственник состоит в браке;
  • отказы остальных участников долевой собственности от преимущественного права покупки, когда отчуждается право собственности на долю в квартире.

Причины запрета на отчуждение имущества

Фото:Andrea Piacquadio/Pexels

В некоторых случаях может быть наложен запрет на совершение сделок с имуществом, в том числе с недвижимостью. Это происходит по разным причинам, в том числе из-за:

  • задолженности по коммунальным платежам;
  • просрочки по кредитам в банках;
  • незаконченных судебных процессов по разделу имущества в результате расторжения брака;
  • штрафов от ГИБДД;
  • долгов по возмещению ущерба, который нанес собственник недвижимости.

Читайте также: