Что значит обязанности по проекту окружающий мир

Обновлено: 30.06.2024

Федерация – союзное государство, состоящее из объединившихся государств или государственных образований, сохраняющих определённую юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая форма государственного устройства.( Словарь Ожегова)

Конституция – (в переводе с латинского означает устройство, постановление) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы взаимодействия представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан,

Законы – это правила, обязательные для всех жителей страны

Гражданин – это лицо, обладающее определёнными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

Декларация (фр. Declaration — заявление) – это документ, провозглашающий важные принципы и правила.

Конвенция – международный договор по какому-нибудь определённому вопросу. (Словарь Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (Толковый словарь Ожегова и Шведовой)

Президент – выборная должность главы государства, территориально-административного образования или руководителя общественной или коммерческой организации. (Большая актуальная политическая энциклопедия)

Парламент – высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Правительство – высший орган исполнительной власти, обычно возглавляется премьер-министром, канцлером, председателем совета или кабинета министров, в некоторых странах – главой государства.

Ключевые слова

Конституция Российской Федерации, народы России, права и обязанности, президент России, резиденция Президента России, здание Государственной думы, здание Правительства России.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир.4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 156–167
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. С. 55 – 61

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией, Декларацией и Федеративным договором. Российская Федерация является государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. В настоящее время в составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов — всего 83 субъекта РФ.

Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

Российская Федерация – это современное российское государство, образованное в 1991 году. Российская Федерация (равноправное название – Россия) получила это именование 25 декабря 1991 года.

Российской она называется, потому что большинство её населения – русские. Слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами.


Все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Основном законе страны в статье 19 Конституции Российской Федерации. Она была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.


Главным документом защищающий права человека является Всеобщая Декларация прав человека. 10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций была принята Всеобщая декларация прав человека.

Принятые законы не должны противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, нарушающие конституцию.

В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России.

Все права делятся на четыре основные группы:

личные или гражданские;

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень: право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К культурным правам относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения, право на развитие и др.

К политическим правам относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности.

беречь памятники истории и культуры;

беречь природу и окружающую среду;

Это очень важные и необходимые обязанности.

1 июня в России отмечают международный День защиты детей. С первого дня своей жизни дети находятся под защитой государства.

Свидетельство о рождении ребёнка – это самая первая официальная бумага, которая призвана удостоверять детскую личность до исполнения четырнадцати лет.

Все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации – это основной документ, удостоверяющий личность гражданина России на территории Российской Федерации.


Основные права ребёнка, сформулированные в Конвенции:

  1. Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.
  2. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.
  3. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и интересов.
  4. Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).
  5. Ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.
  6. Ребёнок имеет право на доступ к информации.
  7. касаются его самого, отношений в семье.
  8. Ребёнок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.
  9. Ребёнок, лишённый родителей, имеет право на защиту и помощь государства.
  10. Ребёнок имеет право на полноценный уровень жизни.
  11. Ребёнок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
  12. Ребёнок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

Главой нашего государства является президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу присягу. Он клянётся уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу

Первым президентом России был Борис Николаевич Ельцин, избранный на этот пост 1991 году.


После Бориса Николаевича Ельцина на этом посту находились Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев.



В 2012 году российским президентом вновь был избран Владимир Владимирович Путин. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Российской Федерации


Резиденция нашего президента находится в Кремле, располагается в здании Сената. В резиденции проходят вручения государственных наград, грамот, церемонии инаугурации президента, приёмы по случаю крупных государственных праздников.


Парламентом страны является Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их.


После одобрения закона Советом Федерации, он направляется на рассмотрение Президенту. Закон вступает в силу после того, как его подписывает Президент.

Важные вопросы жизни страны решает Правительство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.


Чтобы стать достойным гражданином своей страны, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете все законы, сможете обдумывать и контролировать свои поступки, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Станьте достойными гражданами своей страны!

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Выберите правильный ответ:

Б. Всеобщая Декларация прав человека была принята _____

(на общем собрании граждан, на общем собрании Организации Объединённых Наций, на общем собрании Совета министров)

В. Всеобщая Декларация прав человека была принята _____

(20 декабря 1948 года, 10 марта 1948 года, 10 декабря 1948 года)

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Установите соответствие


Человек живёт в окружающем его мире. Этот мир очень сложный и многообразный. Это мир живой природы (растения, животные, грибы и микроорганизмы), мир неживой природы, а также само человеческое общество и всё, что создано руками людей.

Что такое окружающий мир?

С самых ранних времён своего существования человек изучает мир, в котором живёт – окружающий мир.

В начале своего развития человечество делило окружающий мир на живую и неживую природу. Но знания были ограничены, поэтому часто человек приписывал к живым существам абсолютно неживые (например, считал, что Солнце есть некое живое божество и что нужно ему поклоняться).


Со временем знания человека об окружающем его мире совершенствовались, человек активно изучал мир, в котором живёт. Так современная человеческая цивилизация обрела большое количество наук, позволяющих исследовать окружающий мир.

И с позиции сегодняшних знаний можно определить окружающий мир как совокупность окружающих человека объектов живой и неживой природы, а также результатов деятельности самой человеческой цивилизации (всего того, что создано самим человеком в ходе развития человеческого общества).

На какие две части можно разделить все объекты природы?

Учёными было установлено, что планета Земля образовалась из солнечной туманности около 4,5 миллиарда лет назад. В начале своего существования Земля не имела обитающих на ней живых организмов, то есть вся природа Земли была неживой.

Около 4 миллиардов лет назад на Земле появилась жизнь – первые живые обитатели мирового океана. С этого времени природа нашей планеты дополнилась уникальной и неповторимой её частью – живой природой с удивительной флорой (растительным миром) и фауной (миром животных), а также грибами и микроорганизмами.


В ходе биологической эволюции (развития жизни) на Земле появился человек разумный (Homo Sapiens). Это произошло приблизительно 400–250 тысяч лет назад. Человек разумный отделился от мира человекообразных обезьян в ходе первоначального развития трудовой деятельности и речи.

Примеры живой природы: дерево, трава, человек, кошка, птица, муха, муравей и другие живые организмы.

Примеры неживой природы: горы, реки, моря, песок, камни, воздух, солнечный свет и т.п.

Основной задачей человека разумного была, есть и остаётся – познание окружающего мира.

Зачем мы познаём окружающий мир?

Каждое живое существо согласно учению Чарльза Дарвина ведёт борьбу за существование, и, прежде всего, это проявляется в борьбе за пищу и территорию обитания.

В мире животных эта борьба ведётся инстинктивно (неосознанно) с целью сохранения жизни отдельной особи и отдельного вида.

Человек разумный также относится к живым существам, и, соответственно, тоже ведёт борьбу за существование. И эта борьба за существование нередко приводила к войнам, в ходе которых завоеватели захватывали чужие территории и ресурсы, необходимые для жизни.

К большому сожалению, за всю историю существования человечество непрерывно вело войны, в ходе которых погибло бесчисленное количество людей. Войны продолжаются и до сегодняшнего дня.

Однако, человек наделён разумом, который позволяет ему (человеку) использовать природные ресурсы, выращивать зерно, добывать полезные ископаемые, создавать орудия труда и многое другое.


Именно разумное мышление даёт человеку возможность искать и находить способы выживания, способы продолжения развития цивилизации, не уничтожая себе подобных для захвата их территорий и ресурсов.

Мирное сосуществование всего человечества ставит перед ним важнейшую задачу исследования и изучения окружающего мира с целью сохранения и развития жизни на нашей планете.

Знания об окружающем мире позволяют людям добывать полезные ископаемые, выращивать урожай, строить города, создавать промышленные предприятия, осваивать космос и делать многое другое, что является при ответственном и правильном применении и использовании благом для человека и всей человеческой цивилизации.

Как мы познаём окружающий мир?

С первых этапов своего существования человек изучает окружающий его мир. Как биологические существа люди наделены органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием.

Получая информацию из окружающего мира посредством органов чувств, человек может её запоминать. Эти знания накапливаются в памяти человека, и таким образом человек приобретает опыт.

Важнейшую роль в развитии человека играет речь. В начале существовала только устная речь, но, тем не менее, люди могли с её помощью передавать знания и опыт об окружающем мире другим людям, а также получать от них новую информацию.

Изобретение письменности было важнейшим достижением человечества в ходе своего развития. Теперь знания и опыт могли быть записаны во всей их полноте и переданы следующим поколениям. Таким образом, опираясь на знания и опыт предыдущих поколений, новые поколения могли продолжать изучение окружающего мира.


За всё время своего существования люди накопили огромный запас знаний об окружающем мире. И со временем эти знания дифференцировались (разделились) по своим тематикам (направлениям). Так зародились науки история, астрономия, география, биология, физика, химия, математика, обществознание.

Каждая из этих наук даёт человеку большой арсенал способов познать и изучить окружающий мир. Эти базовые (основные) науки изучаются в школьной программе для того, чтобы человек смог получить самые важные знания об окружающем мире и в дальнейшем выбрать себе профессию, обучиться ей и трудиться, принося пользу обществу и, тем самым, непосредственно участвуя в сохранении, продолжении и развитии человеческой цивилизации.

Что изучает предмет окружающий мир?

Предмет окружающий мир изучает живую и неживую природу, а также человеческое общество и всё то, что им создано и создаётся.

Окружающий мир очень и очень разнообразен во всех его проявлениях. Знания о нём, которые человечество накопило за всю историю своего существования, со временем выделились в науки. Именно наука помогает человеку изучить всё, что окружает его.


Предмет окружающий мир обобщает научные знания и в доступной и понятной форме даёт их для начального изучения всего многообразия природы и общества.

Этот предмет знакомит со способами познания природы, способами исследования нового.

Предмет окружающий мир даёт начальные знания о законах развития общества, знакомит с возможностями, которыми обладает человек, чтобы изучить окружающий его мир.

Как человек должен воспринимать окружающий мир?

Человек живёт в неразрывной связи с природой. Природа представляет собой живой мир (мир растений и мир животных) и неживой мир (реки и озёра, моря и океаны, степи и горы).

Живые организмы могут существовать только при условии целостности и сохранности мира неживой природы.

Человек в процессе своей деятельности использует всё, что ему необходимо для жизни, из мира природы.


Поэтому, прежде всего, каждый индивидуум должен воспринимать окружающий мир как мир, в котором он живёт, как мир, который он должен беречь и о котором должен заботиться, чтобы и следующие поколения людей могли в нём жить.

Но окружающий человека мир – это ещё и само человеческое общество. Общество людей имеет свои законы и особенности жизни и развития. Человек должен воспринимать общество как неотъемлемую часть своего существования.

Таким образом, окружающий мир предстаёт перед человеком во всём многообразии мира природы и мира общества, тесно связанных друг с другом.

Вопрос – Ответ (FAQ)

Окружающий мир можно определить как совокупность окружающих человека объектов живой и неживой природы, а также результатов деятельности самой человеческой цивилизации (всего того, что создано самими людьми в ходе развития человеческого общества).

Нас окружает природа, которая НЕ создана человеком, а также рукотворный мир или все-то, что сделано людьми. К объектам природы относятся атмосферный ворздух, вода, солнечный свет, земля, растения и животные. Рукотворный мир влючает города, здания, транспорт, дороги, мосты, мебель и т.п.

Предмет окружающий мир изучает живую и неживую природу, а также человеческое общество и всё то, что им создано и создаётся.

Как делать проект в школу

Преимущества проектного образования

Начиная обучение в начальных классах, преподаватели не знают, кем вырастут их ученики. Не исключено, что кто-то из них станет великим математиком или врачом. От выбранных методов обучения во многом зависит уровень образования и его качество. Сегодня существует много типов разных программ. Проектные варианты получили всеобщее признание по ряду причин:

Как сделать проект в школе

  1. Большой диапазон вариативности метода: от социальных проблем до исследований жизнедеятельности одноклеточных организмов. Не только тематика очень обширна, разнообразны также методы выполнения проектов и их защиты.
  2. Этот метод способствует творческому развитию обучающихся. Выбор индивидуальных условий выполнения работы и разные подходы способствуют самосовершенствованию лучших качеств ребёнка.
  3. С ранних стадий обучения ученики приучаются к дисциплине и порядку. Создать свой проект непросто. Надо составить план, написать, оформить по определённым правилам. Всё это способствует формированию дисциплинированной личности, способной работать в коллективе.
  4. Создание проекта помогает задействовать семью. Ребёнок дома может сделать задание вместе с родителями. Это позволяет улучшить его просвещённость.

Несмотря на то что проект может делаться в течение длительного времени, а для маленьких детей это трудная задача, проектное образование заслужило, чтобы его активно применяли в школе. Неважно, как будут выглядеть начальные работы, ведь в любом случае они положат старт будущему становлению личности.

Выбор темы проекта

Школьные прокты

Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся. Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов. Так, для 3 класса то, над чем работают первоклашки, будет уже неинтересно, а последние не смогут готовить темы, предназначенные для более старших детей.

Как подготовить проект в школе по плану

Детская тематика очень обширна, поэтому преподаватели сами решают, что больше подходит для их класса. Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

План проекта школьника

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

Выбор направления полностью лежит на педагоге. От его фантазии и понимания тех, кого он учит, зависит эффективность обучения. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над проектом будет их угнетать, а не приносить пользу.

Основные разделы

Предлагая своим ученикам проектное задание, учитель должен чётко определиться с единой формой оформления таких работ. В будущем это поспособствует организованности и сплочённости класса, а также упростит дальнейшее применение этого метода обучения. Тщательно продуманная система поможет педагогу больше времени уделять другим аспектам обучения, не останавливаясь на постоянных выяснениях того, с чем можно определиться сразу. Обычно в проектной работе есть общепринятые разделы, без которых мало кто представляет подобные труды. Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:

Подготовка проекта в начальных классах

Как сделать свой проект школьнику

  1. Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
  2. Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
  3. Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
  4. Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
  5. Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
  6. Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
  7. Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.

Оформление компьютерного варианта

С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с различными гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей. Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Школьные задания

  1. Правила техники безопасности. Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться. Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
  2. Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
  3. Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
  4. Отбор нужной информации. Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
  5. Оформление работ. Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
  6. Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

Любой этап обучения связан с определёнными задачами. Решать их помогают хорошо продуманные исследовательские проекты в начальной школе. Готовые проекты можно использовать в качестве наглядных пособий, в которых есть шаблоны структуры, содержания и оформления.

Ученический интерес к таким заданиям способствует росту средних показателей успеваемости и творческих способностей обучаемых.


В разделе опубликованы готовые исследовательские работы по окружающему миру учеников 1, 2, 3 и 4 классов начальной школы, освещающие интересные темы о явлениях природы, временах года, продуктах питания, растениях и животных, полезных и вредных свойствах продуктов и напитков, своей родословной и родном городе или селе.

Готовые исследовательские проекты по окружающему миру отражают исследования учащихся 1, 2, 3 и 4 класса о свойствах воды и соли, характеристике шоколада и сока, составе овощей и фруктов, изучают историю Малой Родины, правила распорядка дня и здорового образа жизни, способы выращивания растений и ухода за домашними питомцами, рассматривают биологические характеристики животных, в том числе исследование Красной книги, географический и экономический анализ стран.

Проект "Кобчик - птица 2021 года"


Готовая исследовательская работа по окружающему миру "Кобчик - птица 2021 года" дает полное описание внешнего вида и особенностей развития кобчиков, изучает их существование в природе и определяет причины исчезновения данного вида.

Почему лоси выходят на дорогу


В своей исследовательской работе по окружающему миру на тему "Почему лоси выходят на дорогу" учащаяся 3 класса начальной школы изучает характеристики лосей, выявляет особенности их поведения и выясняет причины появления этих животных на дорогах.

Отношение человека к лошадям в современном мире


В предложенном исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Отношение человека к лошадям в современном мире" учащаяся начальной школы рассказывают об истории появления лошади в жизни человека и ее пользе.

Проект "Чудесные превращения или что такое сыр"


В готовом исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Чудесные превращения или что такое сыр" представлено исследование, проведенное учащимся 3 класса, в котором изучена теория приготовления сыра и проведена практическая работа по производству данного продукта.

Проект "Является ли божья коровка удивительным насекомым?"


Готовая исследовательская работа по окружающему миру "Является ли божья коровка удивительным насекомым?" дает полное описание внешнего вида и особенностей развития божьих коровок, изучает их существование в природе.

Проект "Почему иголки, а не листья"


Наш друг - лабрадор


В предложенном исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Наш друг - лабрадор" учащиеся начальной школы рассказывают о своем питомце - лабрадоре, особенностях его содержания, выгула и воспитания, а также об отличительных чертах характера этой породы собак.

Гигантские обитатели морей: акулы, киты, дельфины


В готовом исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Гигантские обитатели морей: акулы, киты, дельфины" рассказывается, кто из крупных обитателей морей и океанов относится к рыбам, а кто не является рыбой, а также дается подробное описание акул, дельфинов и китов.

Читайте также: