Что значит обеспечить безопасность

Обновлено: 14.05.2024

Информационная безопасность (ИБ) – это сохранение и защита информации, а также ее важнейших элементов. ИБ предполагает обеспечение информационной безопасности информации и данных от похищения или изменений случайного/умышленного характера.

Меры по обеспечению ИБ

Обеспечение информационной безопасности – непрерывный процесс, который заключается в развитии системы защиты, постоянном контроле, выявлении ее слабых мест, а также возможных каналов утечки информации. Воздействия любого характера могут привести к потере важных данных, их изменению или даже к овладению ими третьими лицами. Защита информационной безопасности предполагает комплексный подход. Применяемые меры по обеспечению ИБ направленны на защиту информации и ее основных элементов. Они бывают технические и правовые. Первые – это аппаратные, а также программные средства защиты от внешних сетевых атак, вредоносного ПО и пр. Вторые – законодательные акты, приказы и другие нормативные документы, с помощью которых регламентируются правила обращения с защищаемой информацией.

Защита информации: обеспечение информационной безопасности предприятия

Для обеспечения полноценной ИБ предприятия необходимо применять системный подход. Важное условие – контроль должен осуществляться 24/7 на всех этапах жизненного цикла данных: с момента их поступления в инфраструктуру организации до потери актуальности либо безвозвратного удаления.

Типы угроз ИБ

Информационная инфраструктура организаций часто подвержена воздействию угроз. Они бывают нескольких видов:

  1. Естественные. Это угрозы, вызванные причинами, которые не зависят от человека. К ним относятся стихийные бедствия, несчастные случаи, наводнения и т. д.
  2. Искусственные. Они напрямую зависят от человека и могут быть преднамеренными, а также непреднамеренными. К первым относятся атаки хакеров, вредительство обозленных сотрудников и т. д. Вторые возникают в результате действий, которые может совершить сотрудник через некомпетентность, невнимательность или неосторожность.
  3. Внутренние. Источники данных угроз располагаются внутри информационной инфраструктуры организации.
  4. Внешние. Это угрозы ИБ, исполнителем которых является внешний субъект.

Также угрозы ИБ бывают: пассивные и активные. Первые направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов, которые не влияют на работу системы. Вторые — способны нарушить процесс ее функционирования.

Какие угрозы наиболее опасные?

Самыми опасными считаются искусственные преднамеренные угрозы, которые постоянно развиваются. Чтобы получить секретную информацию и нанести значительный ущерб компании, злоумышленники постоянно применяют современные технологии, а также программные решения. Последствиями таких действий могут быть многочисленные финансовые потери.

Организационное обеспечение информационной безопасности

Организационными средствами защиты информации должны заниматься специалисты службы безопасности. В их обязанности входит:

  • разработка внутренней документации, в которой указаны правила работы с компьютерами и конфиденциальными данными;
  • проведение подробного инструктажа и проверка сотрудников;
  • инициирование процедуры подписания соглашений, где указана ответственность за разглашение, а также неправомерное использование информации, ставшей известной в процессе работы;
  • распределение зон ответственности для исключения ситуаций, когда к большому количеству самых важных данных имеет доступ один из работников;
  • контроль за тем, чтобы очень важные файлы не хранились за пределами сетевых дисков;
  • внедрение программ, защищающих данные от копирования или удаления;
  • составление плана восстановления системы при поломках.

В случае, если в организации нет службы безопасности, можно пригласить специалиста. Такой сотрудник сможет провести аудит безопасности информационных систем компании, а затем дать подробные рекомендации по ее защите от различных угроз.

Техническое обеспечение информационной безопасности

Главными техническими средствами обеспечения ИБ можно считать:

  • постоянное резервное копирование, а также удаленное хранение важных данных;
  • дублирование всех подсистем сетей, имеющих значение для обеспечения сохранности информации;
  • создание возможности перераспределять ресурсы сети при нарушении работы некоторых элементов;
  • возможность применять системы аварийного электропитания;
  • установку ПО, обеспечивающего защиту баз данных от неправомерного доступа.

Также к техническим мерам относится установка в помещениях камер и сигнализации.

Обеспечение безопасности беспроводных сетей

Чтобы защитить данные в сетях, используют много специализированного ПО. Это могут быть:

  • Антивирусы. Это ПО для выявления и уничтожения таких угроз, как вирусы, шпионские программы и др. Защита охватывает широкий спектр устройств. Одни антивирусы автоматически блокируют запуск потенциально опасных программ, препятствуют посещению вредоносных сайтов или открытию зараженных электронных писем. Другие – предлагают только функции сканирования и запускаются для устранения заражения вредоносным ПО после его распространения.
  • Облачные антивирусы. Это целые комплексы, которые состоят из клиентского приложения и веб-сервиса. Самые популярные сервисы – Malwarebytes, Crowdstrike, Webroot, Panda Cloud Antivirus, Avast Cloudcare, Immunet. Все основные возможности ПО размещены в облаке, а на защищаемом устройстве устанавливается специальная программа-клиент. Огромным преимуществом CloudAV является та скорость, с которой они способны защитить от новых угроз. Главный недостаток – постоянная потребность в подключении к Интернету.
  • DLP-системы. Специальные программные средства для предотвращения утечки данных путем контроля жизненного цикла и движения конфиденциальных сведений. Они позволяют минимизировать риски и последствия человеческих ошибок.
  • Криптографические системы. Они преобразуют данные, которые потом можно расшифровать только с применением соответствующих шифров. Такой метод защиты самый надежный, ведь охраняется сама информация, а не доступ к ней.
  • Прокси-сервер. Он позволяет безопасно пользоваться Интернетом, не беспокоясь о том, что IP-адрес будет добавлен в базы мошенников или назойливых спамеров. Выполняет функцию шлюза между компьютером и внешним сервером.
  • Решения SIEM. Такие инструменты позволяют быстро и с наименьшими трудозатратами реагировать как на существующие, так и на потенциальные угрозы безопасности ИТ-инфраструктуре компании.

Только профессионалы могут подобрать подходящее решение, включающее надежное антивирусное ПО, облачные средства защиты, решения DLP, системы криптографии, а также организовать виртуальные частные сети.

зона безопасности

Несколько месяцев назад меня заинтересовала концепция построения созидательного общества, одной из основ которого выступает безопасность человека. Если верить идеологам данного проекта, то получается, что это - именно “то, что доктор прописал”.

Ведь провозглашенные принципы такого строительства очень созвучны желаниям и стремлениям подавляющего числа населения любой страны. В первых двух основах, о которых уже писал ранее, я не нашел для себя какого-то противоречия и противодействия своим личным интересам.

Поэтому, пришла очередь поближе познакомиться с третьей основой построения созидательного общества, а именно безопасностью человека. Прекрасно понимаю, что данная тема может быть мало интересной для многих людей, занятых вопросами своего физического выживания.

Но дело в том, что получение ясности в том, что собой представляет личная безопасность, напрямую влияет на качество жизни любого человека вне зависимости от страны, в которой он живет и существующего в ней общественного строя.

Что такое безопасность человека

Еще некоторое время назад мои представления в данном вопросе сводились к рассмотрению условий для обеспечения благоприятного бытия моего физического тела. Но когда познакомился с классическим определением безопасности человека границы моего понимания и восприятия намного расширились.

Ведь если принять во внимание, что безопасность предполагает не только жизнь в отсутствии опасности, но и определенный уровень защиты от влияния и воздействия вредных факторов, то вырисовывается совершенно новая картина моей собственной жизни.

Поэтому так важно понимать, что безопасность человека – это прежде всего состояние защищенности от действия в его жизни различных опасных факторов, причем во всех сферах его собственных интересов и личных потребностей.

Понятно, что чувственные и эмоциональные состояния людей в одной и той же ситуации совершенно индивидуальны и ощущение защищенности одного человека не похоже на оценку своего положения другим человеком. Но существуют некие общепризнанные подходы или, как принято сегодня говорить, тренды в отношении глобальной безопасности.

Основные виды безопасности

Если традиционное определение безопасности относится к способности отдельного государства защититься от внешних угроз, то в вопросе безопасности человека речь идет прежде всего о защите его личных прав и свобод.

Так, например, еще в 1994 году в программе развития ООН (ПРООН), были определены семь основных областей жизнедеятельности человека, в которых могут содержаться угрозы для его безопасного существования. К таким сферам были отнесены:

  • экономическая безопасность;
  • продовольственная безопасность;
  • безопасность здоровья;
  • экологическая безопасность;
  • политическая безопасность;
  • безопасность сообщества;
  • личная безопасность.

Как именно трактуются данные понятия авторами программы при желании можно лично узнать из самого текста. Но думаю, что в данный момент в этом нет особой необходимости, так как любой здравомыслящий человек прекрасно осведомлен в этом вопросе на примере своей семьи и жизнедеятельности личного домохозяйства.

Ввиду того, что каждая семья вынуждена заниматься решением своих экономических, политических и социальных вопросов в интересах каждого ее члена, вполне можно говорить об экономической, политической и социальной безопасности.

Экономическая безопасность

В принципе экономическая безопасность семьи или отдельного человека сводится к тому, чтобы были обеспечены его права на достойное существование как биологического вида. Если решены вопросы по обеспечению пищей, одеждой, жилищем, стабильным доходом, то в принципе, такую жизнь можно считать безопасной.

Но опять же уровень защищенности человека в материальном отношении величина относительная и непостоянная, так как нет предела желаниям и стремлениям индивида, особенно когда речь идет о следовании каким-то устоявшимся стереотипам и шаблонам в жизни.

Одному для полного счастья нужно только выпить стакан минералки, как, например, Гоше из фильма “Москва слезам не верит”. А другому для ощущения радости от своего господствующего положения и миллиона долларов в день не хватит.

Политическая безопасность

Примерно то же самое происходит и в вопросе обеспечения политической безопасности человека. Только чаще всего обычные люди выражают свои политические интересы в виде молчаливого одобрения или несогласия с политикой того государства, гражданами которого они являются.

При этом одни открыто выражают свое мнение о состоянии дел в стране, используя для этого свой статус и любую политическую трибуну, а другие предпочитают держать свое мнение при себе или, в крайнем случае, поделиться им с зеркалом на своей кухне, когда все домашние уже давно спят.

Но тем не менее, если не будет на достаточном уровне решен вопрос политической безопасности государства, то о политических свободах его граждан можно просто забыть. Ведь если государство не обладает суверенитетом и независимостью, то не будет этого и у его граждан.

Социальная безопасность

домашние куры

Именно так может выглядеть закон "курятника"

Все в нашем мире взаимосвязано, поэтому невозможно говорить о чем-то одном, чтобы не обратить внимание на другой аспект жизни человека. Поэтому и в вопросе личной безопасности любые изменения в экономическом и политическом положении человека обязательно отражаются на его социальном статусе.

Так что вполне можно говорить о том, что усиление экономической, а затем и политической безопасности приводит к росту его социальной составляющей. Как тут не вспомнить пословицу:”Прав тот, у кого больше прав”.

Само по себе стремление поднять свой социальный статус и положение в обществе не выглядит чем-то преступным или противоестественным природе человека. Но только в том случае, если это не касается ущемления интересов других, таких же людей.

К сожалению, пока во всяком случае, в любой области материальной жизни человека можно видеть проявления "закона курятника", состоящего из одного единственного правила: “Дави ближнего, гадь на нижнего и лезь выше”.

Что не так в вопросе безопасности человека

Казалось бы, все делается абсолютно правильно и направлено на строгое соблюдение интересов человека. Для этого принимаются соответствующие резолюции и программы ООН, направленные на соблюдение равенства, братства и безопасности всех жителей земли.

Разрабатываются и принимаются законы о безопасности, которые предусматривают неукоснительное соблюдение права на безопасность каждой человеческой личности (Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ).

Вносятся соответствующие поправки в Конституцию о священном праве каждого на личную безопасность ( ч. 3 ст. 55 Обновленной Конституции РФ рассказывает о крайних случаях в ограничении прав и свобод человека и гражданина).

Разработаны и преподаются как отдельные образовательные курсы, так и целые учебные программы по основам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) в средних школах и высших образовательных заведениях.

Но все эти усилия уходят в песок, как только становится известно, какой именно смысл современные политологи вкладывают в понятие личности. Так, например, на мой запрос Яндекс ответил, что человеческая личность представляет собой продукт индивидуального развития, включающий в себя только социальные аспекты его жизни.

В дополнение к этому преподаватели ОБЖ часто говорят о становлении личности, как о процессе приобретения необходимого жизненного опыта из чего делают вывод и настаивают на том, что личностью не рождаются, а становятся.

Вот и получается, благодаря таким умозаключениям, что если я не признан личностью на официальном государственном уровне, то все означенные и многие другие нормативные акты на меня не распространяются и я попросту лишаюсь всякой защиты в отношении себя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А то в свою очередь означает, что можно иметь паспорт гражданина своей страны и при этом не быть признанной законом человеческой личностью. Значит есть отличная возможность для разнообразных злоупотреблений и откровенного мошенничества.

Ведь мало кто узнает и вообще когда-либо поинтересуется критериями, по которым “дяди в шляпах” будут определять кто достоин быть личностью, а кто не дотягивает до этого уровня. Вывод, конечно, совершенно неожиданный и более того, не совсем утешительный.

Как обеспечить свою личную безопасность

Но, как известно, из любой затруднительной ситуации всегда можно найти достойный выход и вопрос личной безопасности в этом отношении не исключение. Просто нужно начать пользоваться своими правами, исходя из своих личных интересов без ущерба для окружающих.

Ведь какие бы правила не устанавливал тот или иной человек, он всегда бессилен по отношению к законам природы и мироздания. А один из них утверждает, что любая мысль человека материальна и обязательно найдет свое воплощение в физическом мире.

Как только я начинаю думать о том, что являюсь человеческой личностью уже в момент своего рождения и обладаю всей полнотой прав и свобод по факту своего присутствия в этом мире, мои мысли начинают синхронизироваться с окружающим пространством.

Происходит это таким образом, что частотно-вибрационный заряд моих мыслей начинает искать в окружающем пространстве “братьев по-разуму” и в случае совпадения волновых характеристик сливается с ними в единое целое. Этот процесс сопровождается эффектом резонанса, в результате которого увеличивается мощность суммарного заряда. По мере же нарастания его напряженности и мощности расширяется территория распространения группового энергетического поля.

Кто из нас, например, не слышал низкочастотный гул, исходящий во время работы понижающего трансформатора высокого напряжения? А ведь данное звуковое явление лишь подтверждает наличие большого электрического заряда в данном устройстве.

В результате в зоне действия подобных энергий оказывается все большее количество территорий и людей. Благодаря этому коллективная мощность энергетического воздействия возрастает еще больше и приводит к необходимым изменениям на физическом плане бытия.

Именно в результате такого воздействия депутаты вдруг принимают человеческие решения и законы, чиновники обеспечивают их финансирование, местная власть исполняет их на подведомственной территории, а простой человек благодарит судьбу и радуется своей новой жизни.

Выводы

Вот и получается, что “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”. Стоит только впустить в себя информацию о том, что личная безопасность человека - это результат действия его собственных мыслей и отношения к окружающему миру, как этот мир начинает постепенно меняться в лучшую сторону.

А если в дополнение к этому еще учесть, что любой вид информации представляет собой комбинацию энергетических волн, то получается очень интересная картина: любой человек, выбирая ту или иную информацию для себя, фактически управляет своей настоящей и будущей жизнью.

Поэтому, чем больше людей будет вовлечено в процесс строительства созидательного общества (на первом его этапе через информирование окружающих о новых возможностях для каждого человека), тем больше вероятность, что это случится, как говорится, еще в этом веке.

Но каждый человек решает сам, что ему делать и как, ибо обладает священным правом свободы выбора и принуждать его в этом никто не имеет права. Можно лишь надеяться и верить, что этот выбор окажется осознанным и правильным.

Так что, дорогой читатель, желаю и вам воспользоваться уникальной возможностью и сделать свой выбор в данном вопросе, чтобы приобрести статус Настоящего Человека по праву своего рождения и в полной мере насладиться всеми его привилегиями.

А для продолжения нашего знакомства и взаимовыгодного общения оставляйте, пожалуйста, свои вопросы и комментарии под текстом данной заметки и подписывайтесь на новостную рассылку моего блога.

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?


Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе Директория.

Демонстрация системы видеонаблюдения в школе во время рейда инспекторов государственного пожарного надзора по проверке готовности школ к учебному году в школе №35 города Казани

Согласно статьям 41 и 42 "Закона об образовании РФ", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

Безопасность образовательного учреждения — система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга.

Противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры: приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.); обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара; приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации; устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами.

Согласно методическим рекомендациям Минобразования по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ, образовательное учреждение должно отвечать следующим требованиям:

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Согласно федеральному закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", охранники не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику. Исключением могут быть только случаи, когда подросток оказывает вооруженное сопротивление или совершает групповое нападение, угрожающее жизни охранника или охраняемому имуществу. Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух, которые совершаются для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. При этом правоохранительные органы должны быть оповещены о любом факте применения оружия.

Сотрудник ЧОП должен быть всегда на связи с местным отделом внутренних дел. Руководители охранных предприятий должны постоянно оповещать своих сотрудников о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта (школы). Родительские комитеты или попечительские советы, выделяющие средства на платную охрану школы, имеют право контролировать качество услуг "чоповцев".

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. В крупных российских школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах.

Проверка готовности образовательного учреждения к началу учебного года проводится в каждом субъекте РФ местными органами управления образованием. Требования по безопасности регламентированы нормативно-техническими документами (НТД). Основные мероприятия по безопасности, сроки их выполнения и ответственность определяются в приказах и распоряжениях руководителя образовательного учреждения.

Читайте также: