Что значит клевета на бога

Обновлено: 05.05.2024

– Об этом нам повествует слово Божие. Мы слышим о дьяволе от Самого Господа Иисуса Христа: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи – это прямо говорится в главе 8 Евангелия от Иоанна. Отсюда мы познаем, что изначально, когда Господь творил мир, была только истина, ибо Истина – это Сам Господь Бог, Он есть основание всякой истины.

А первая ложь появилась в мире духовном, в мире ангельском – ее родоначальником был некогда светлый ангел Денница, который первым произвел неправду. Судя по всему, она состояла в том, что он захотел, чтобы славу, которая была положена только Единому Богу, воздавали ему самому, то есть вместо теоцентризма в его мировоззрении начал преобладать эгоцентризм: он захотел стать вместо Бога, и это было ложное представление и о себе, и о мире, и в целом о мировом порядке. Начиная с этой лжи в последующем произошло уже множество других неправд в мире духовном, а затем и в нашем материальном мире.

А среди них – клевета. Что это такое?

– Клевета – намеренная неправда, которая возводится на ближнего с целью опорочить его честь, достоинство и добрую репутацию, когда человек говорит о другом заведомо ложные, неправильные вещи, которые в чем-то его способны дискредитировать, могут очернить его имя, нанести урон его доброму имени.

Есть много видов клеветы, много способов возвести клевету на человека, но хочется отметить одно: в древние времена клевета не могла сравниться по своей силе с нашим временем – сейчас благодаря СМИ буквально одно ложное, намеренно запущенное слово, один ложный слух, одна заведомо ложная информация могут на протяжении суток стать достоянием миллионов людей. В результате возможности клеветников многократно увеличились.

Есть ли заповедь, запрещающая клевету?

– В широком смысле слова мы можем считать ею заповедь 9-ю: не лжесвидетельствуй – не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Если брать узкий контекст, лжесвидетельство – грех ложного показания под присягой на суде: когда нужно давать истинное показание, а человек дает ложное, он совершает уголовное преступление, которое наказуется, ибо он пытался ввести суд в заблуждение, чтобы был вынесен неправильный приговор.

Но в широком смысле слова любое слово человека, сказанное о другом с целью его опорочить, уже лжесвидетельство – хоть и не в суде, а в частной обстановке. Результатом его может стать ущерб для человека.

Соответственно, под этим кратким Божиим запрещением мы должны понимать все грехи, связанные с дачей ложной информации против ближнего с корыстными целями.

Во вред ему. Какие корни у клеветы? Это зависть или что-то еще?

– Думается, не только зависть – корни могут быть различными: и месть, и ненависть, и соперничество, и конкуренция. Мотивы у человека могут быть самые разнообразные.

Еще, наверное, и сребролюбие?

– Да, в том числе. В принципе любая страсть, которая движет человеком, может найти свое выражение в клевете как в способе нанести вред тому, кто оказывается в каком-то смысле препятствием для осуществления той или иной страсти человека.

Кроме того, нужно заметить, почва всех грехов, связанных с клеветой, одна и та же – нечистая совесть. Мы можем совершенно однозначно утверждать: если человек старается ходить пред Господом непорочно, исполнять Его заповеди и ни в чем не кривить душой, он не будет клеветать на ближнего своего, какие бы мотивы его на это ни подталкивали, – он понимает, что в любом случае это будет грех, и он не может это себе позволить.

Так что если человек позволяет себе клеветать на ближнего, это прежде всего обличает его внутреннее нечистое, греховное, страстное состояние: он уже дошел до той степени, когда считает позволительным для себя оклеветать ближнего своего в своих личных интересах. Этот человек находится на ложном пути, на опасном пути, ибо в нем нет любви к ближнему, – а это главная заповедь христианства, которую он уже точно не исполняет.

К этому еще надо добавить, почему клевета является таким опасным и эффективным оружием в нечистых руках и в нечистых устах. Дело в том, что в нашей падшей, греховной человеческой природе заложена особенность, что мы порой очень охотно слушаем дурные вести о других людях: если о ком-то говорят что-то хорошее, то мы воспринимаем это с недоверием, а вот говорят что-то плохое, в это верится почему-то гораздо легче – люди думают про себя, что даже если это и неправда, то не бывает дыма без огня и все равно считают, что какой-то остаток есть. А это может быть чистая ложь, вообще не основанная ни на чем: просто фальсификация, наглый обман.

Собственно, о плодах для клеветника: как он будет отвечать за грех?

– Ответственность предусмотрена законодательством. В большинстве стран мира клевета – преступление, признана таковым и наказывается по закону, в разных странах по-разному – в одних это административная ответственность, в других – уголовная. Другое дело, что не так много конкретных уголовных дел заводится по обвинению в клевете: доказать это преступление бывает очень трудно.

Фактически это преступление, совершенное словом. А мы знаем, что адвокаты – мастера придумывать хитрые увертки, оправдания, объяснения, перетолкования, условности. Они могут настолько перекрутить все дело, что состав преступления бывает доказать очень нелегко; опять же, ущерб от клеветы тоже нужно прослеживать больше в моральной, чем в материальной плоскости. И, к сожалению, зачастую клеветники остаются без наказания земным, государственным правосудием. Но это не означает, что они останутся безнаказанными у Бога: Господь обязательно воздаст клеветнику и в этой жизни, и в будущей.

Мы имеем яркий пример из истории, как именно Господь наказывает клеветников. Особенно вспоминается случай из истории Церкви VIII столетия, когда император-иконоборец Константин Копроним преследовал иконопочитателей – в частности, преподобного Стефана, которого он всячески пытался увлечь в свою ересь иконоборчества, но ему это не удавалось. Тогда он пытался его дискредитировать, но тот был святой жизни человек. Тогда Константин Копроним узнал, что в этом городе живет молодая монахиня по имени Анна, и подкупил ее служанку, чтобы та дала показания в суде на свою госпожу, что она якобы имела греховную связь с преподобным Стефаном. Служанка согласилась и дала показания, но сама Анна категорически отрицала обвинения. Несмотря на уговоры, угрозы и даже пытки, она категорически отказалась это признать. Поскольку признания добиться не удалось, то все обвинения с преподобного Стефана были сняты. Интересно продолжение этой истории. Император Константин в благодарность служанке, что она согласилась на его предложение и чтобы подать пример другим людям в таких случаях ему не отказывать, решил ее щедро наградить. Мало того что она получила материальное вознаграждение, он выдал ее замуж за довольно состоятельного чиновника, и она от него родила двух близнецов. Казалось бы, он все прекрасно устроил в ее жизни, но потом ее же дети ее и убили. Этот случай стал настолько резонансным, что остается одной из очень ярких иллюстраций того, что клевета безнаказанной не останется.

Одно из имен лукавого – клеветник. Почему?

В чем клеветник-человек может быть похож на сатану как клеветника, если он исполняет функцию лукавого духа?

– Фактически так и есть. Если человек клевещет на своих ближних, если у него это уже становится навыком, если это уже не случайный в его жизни прецедент, а целенаправленная, выработанная политика, приносящая ему дивиденды, то он уже выполняет волю сатаны – становится его орудием и ему уподобляется, ведь кто кем побежден, тот тому и раб: кто кому себя подчиняет, тот становится образом и подобием того, чему он подчинился. Думается, клеветники, которые не каются в этом грехе, будут наследовать ту же участь, что ожидает начальника лжи и клеветы.

Стоит ли оправдываться, если на тебя клевещут? Ведь часто случается, что человек не знает, как себя вести. Следует ли бороться за свою чистую совесть и чистую репутацию?

– Думаю, это во многом зависит от обстоятельств. Бывают случаи, когда производится официальное расследование, дознание и выяснение. Если нужно давать официальный отчет, скажем, перед начальством, вышестоящими властями, ясно, что приходится себя защищать: иначе может быть вынесено решение, которое повлияет на судьбу и явно будет несправедливым. И начальство ошибется, если не донести до него правильную информацию. Но если ситуация иного рода, не требующая такого обязательного оправдания, то, я думаю, можно положиться на Суд Божий.

В моей жизни, например, не раз были ситуации, когда на меня клеветали, абсолютно нагло и беззастенчиво, но я не пытался тут же выступить с опровержением в защиту себя, надеясь, что Господь Сам все расставит на свои места. Так и происходило.

Есть закономерность: люди, которые занимаются клеветой на ближних своих, все равно уже формируют общественное мнение о себе самих, ведь когда раз за разом было несоответствие истине (и там было неправдой, и тут оказалось клеветой), то к информации, проистекающей от них, уже относятся с определенным недоверием. Соответственно, люди, которые этим занимаются, настолько низки, что им уже особо и не верят. Так что клевета, которая какое-то время могла представляться мне чем-то неприятным и даже опасным, в результате оказывалась бесследно прошедшей именно потому, что эти люди сами себя компрометировали.

Как принять клевету по-христиански?

– Это действительно вопрос очень серьезный и глубокий. Если мы воспринимаем это как некое Божественное попущение, воспринимаем со смирением, с упованием на Божий Промысл, то мы гораздо легче можем это перенести.

Наверное, с молитвой? Может, подвиг какой-то на себя взять?

– Да, это тоже очень правильная мысль. Если человек оказывается в ситуации, когда на него клевещут целенаправленно, когда поднимается какая-то волна против него, то нужно воспринять это как Божественное испытание, ведь бывают разные попущения, они могут быть связаны с самыми разными искушениями. Клевета – одно из них.

Если человек к нему отнесется со стойкостью, не изменит своим моральным принципам, не будет отвечать злом на зло тем, кто пытались ему так повредить, то Господь обязательно найдет способ восстановить его в добром имени.

Как каяться в грехе клеветы?

– Это тоже вопрос, не лишенный важности: иногда мы можем быть невольно вовлечены в этот грех. Например, кто-то нам что-то сказал о другом человеке, а раньше этот человек нам говорил только правдивые сведения – и мы, услышав, поверили (тем более, быть может, и нам самим казалось, что этот человек способен к таким поступкам), но прошло время, и вдруг выяснилось, что он этого не делал, а мы уже передали это кому-то другому, третьим лицам. Соответственно, мы поучаствовали в грехе распространения клеветы и мы тоже могли нанести человеку вред, какой-то ущерб.

Каяться в клевете нужно, как и в любом другом грехе. Нужно пойти к духовнику на Исповедь и чистосердечно в этом признаться – признать свою вину, не пытаться свалить ее на внешние обстоятельства. И если будет назначена епитимья, то нужно понести ее со смирением. Я думаю, это будет самое правильное решение вопроса.

Вернемся к человеку, который потерпел клевету. Бог сочтет это за добродетель – и будет ли награда?

– Если человек потерпел клевету именно с должным христианским отношением, с терпением, с верой в Господа, с молитвой, то награда будет – как и за любую другую добродетель.

Прежде всего необходимо при перенесении клеветы терпение – безусловно, очень важная христианская добродетель. Без нее вообще невозможна, как говорят святые отцы, никакая другая: любая добродетель без терпения – просто проявления хорошего характера. А вот если человек, несмотря на различные жизненные ситуации, остается постоянным в творении добрых дел, соблюдении чистоты совести, вере в Господа, это значит, что у него есть уже навык переносить скорби с подлинным христианским упованием.

Есть ли молитвы или псалмы, которые человек может читать, оказавшись в ситуации, когда его оклеветали?

Фактически никто не застрахован от этого искушения. Сам Господь Иисус Христос, Который был Человеком, Богочеловеком, совершенным во всех отношениях, подвергался клевете – причем самой оскорбительной, если чудеса, Которые Он совершал, приписывали силе Веельзевула. А убили Его совершенно по клеветническому обвинению, что, якобы, Он учил противиться кесарю: был подстрекателем к бунту против римской государственной власти. Это абсолютно не соответствовало действительности, но это сработало, принесло результат, на который рассчитывали Его нечистые на совесть обвинители – первосвященники, книжники и фарисеи.

Это говорит, что, к сожалению, дьявол умеет плести сети клеветы настолько изощренно, что они так или иначе могут повредить в жизни любому человеку. Нужно быть к этому готовым. Поэтому псалмы, что мы сейчас назвали, должны быть у нас на памяти и на слуху: если случаются ситуации, когда мы подвергаемся клевете, когда нас пытается кто-то опорочить, думаю, подвиг чтения псалмов будет весьма уместен.

Как — то в Кесарии Палестинской девица, дочь пресвитера, пала и забеременела, а соблазнитель научил ее свалить вину на церковного чтеца. Когда отец начал дознаваться, то она и указала на чтеца. Он донес епископу, тот созвал клир, вывел чтеца на середину и стал расспрашивать, как было дело. Но тот ответил:

— Я тут совсем не при чем. Невиновен я, и никогда в глаза ее не видел. Если же хотите, чтобы я сказал, чего на деле не было, то — виноват.

Как только он это сказал, епископ отрешил его от должности чтеца. Несчастный юноша бросился к его ногам, умоляя:

— Если тебе так угодно, господин Епископ, что я недостоин быть клириком твоей святости, повели выдать ее за меня замуж, потому что и я теперь не клирик, и она лишилась девства.

После этого епископ и отец девицы решили, что чтец связан с ней, и связь их разрывать нельзя и выдали обманщицу за него.

Юноша отвел ее в женский монастырь и попросил игуменью, чтобы его жена побыла у нее до родов, а сам пошел и заточил себя в мрачной келье и стал вести суровейший образ жизни.

В сокрушении сердца он обратился ко Христу и, проливая обильные слезы, говорил:

— Господи, Ты сердцеведец и видишь мои дела, и от тебя ничего не скрыто: и возникновение самих вещей и желания каждого человека. Ты ясно видишь его помышления. Ты помогаешь обиженным и наказываешь за несправедливо оклеветанных. Тебе не угодна несправедливость, и чаша весов Твоих склоняется к правде. Владыко, яви праведный суд над беззаконием и за правду мою отомсти.

Так он проводил все время в молитве и посте. И вот для несчастной обманщицы настало время рожать. Праведный суд Божий навлек на нее внезапные и невыносимые муки. Семь дней окаянную женщину осаждали видения подземных сил и страшнейшие мучения, и младенец не выходил из утробы. Боль каждый час становилась все сильнее. Она стала жалобно молить и отчаянно кричать:

— Горе мне, несчастной! Погибнет моя душа от двух зол: блуда и клеветы. Другой меня растлил, а я обвинила чтеца.

Она была ни жива, ни мертва и родить не могла, а сестры в монастыре не могли уже выносить ее истошных криков. Они побежали и рассказали об этом епископу. Все стали молиться в церкви, но молитвы невинного чтеца были слишком сильны.

Епископ встал и отправился туда, где жил в затворе чтец, и, остановившись перед дверьми, стал стучаться. Стучался он долго, но затворник не откликался. Тогда епископ велел взломать дверь. Когда он вошел, то увидел чтеца, лежащего на земле. В свое оправдание епископ сказал:

— Брат Евстафий, Божий суд по твоим молитвам открыл, что тебя оклеветали. Помилуй ту, которую против тебя согрешила, ее терзают беспрерывные мучения, отпусти ей грех. Твои молитвы для нее мучительны. Умоли Бога, чтобы Он освободил ее от болезненных родов. Когда чтец вместе с епископом усердно помолился, несчастная женщина тотчас освободилась от бремени и родила ребенка. Она стала просить всех о прощении за беззаконие против праведника.

С тех пор все стали почитать чтеца как мученика. А он, оставив всякое мирское попечение, достиг высоты добродетельной жизни, так что удостоился от Бога духовного дара. Я рассказал об этом, чтобы вы знали, каким великим мучениям здесь, еще до предстоящего наказания в геенне предаются клеветники и какой великой чести и даров сейчас и в будущем веке удостаиваются оклеветанные, которые с молитвами и благодарностью переносят напасти и прибегают к Богу.

2. Из жития святого Григория Чудотворца

Когда Григорий, как обычно, был увлечен обсуждением какого — то научного вопроса с местными учеными мужами, эта женщина развязно и дерзко подошла к ним и сделала вид, будто хорошо знакома с Григорием. Она говорила, что он ей недоплатил, прибавляя к этому еще и площадную брань.

Те, кто знали жизнь Григория, возмутились и попытались было урезонить скверную женщину. Но Григорий не смутился, не стал говорить, что его оклеветали и тем более показывать, что ему досадно слушать ее. Он не оправдывался, не говорил о своей жизни, не защищал свою чистоту. Оклеветанный не отрицал обвинения и не клеймил зло тех, кто выдумал клевету на него, но спокойно, не повышая голоса, повернулся к другу и сказал:

— Отдай ей, сколько она требует, чтобы мы могли продолжать наше обсуждение, и она не потребовала больше.

Друг святого Григория спросил у блудницы, сколько она хочет, отсчитал деньги и тем положил конец проискам против святого. Бесчестная женщина взяла плату, и тотчас Бог показал чистоту юноши и изобличил клевету его соучеников. А случилось вот что.

Как только она взяла деньги в руки, ею завладел бес — она завыла, как зверь, лишилась человеческой речи, упала ничком на землю на глазах людей. Зрелище страшное и ужасное для всех присутствовавших: она рвала на себе волосы, царапала себя ногтями, закатывала глаза, а из ее рта пошла пена. Бес отпустил ее не раньше, чем великий святой призвал Бога и помолился о ней. Эта повесть о юности дивного Григория — достойное преддверие его будущих деяний.

3. Из жития святого Григория Акрагантинского

Есть подобная повесть и о великом Григории, епископе Акрагантинском, как он кротко нес крест клеветы. Он содержался под стражей в мрачной и душной темнице без окон, но все сносил терпеливо и незлобиво, и потому был прославлен Богом на большом собрании, когда оклеветавшая его девица, в которую вселился бес сразу после этого, была исцелена святым от одержимости на глазах у всех горожан. Все признали, что клевета была ложной, и правда воссияла.

Сабину же и Крискентину, которые выдумали, как оклеветать святого, тоже постигло возмездие. Вся их клевета состояла в том, что они заперли девушку в келье святого, когда он находился в храме, обращая к Богу полунощные молитвы. Только начало светать, они побежали к келье, вызволили девушку и уговорили ее осудить святого за ее плен. Но когда на суде была явлена правда, то по велению Божию их и их сообщников окутал густой черный дым, державшийся несколько часов.

Когда дым рассеялся, все увидели, что у клеветников лица стали черными, а губы бледными, особенно у зачинщиков. Они ни сжать губы ни могли, ни проговорить ничего не смели. Очевидно стало, что Бог их наказал. Наказание стало наследственным, весь их род был признан порочным, и из него не брали служителей Господу.

Рассказывал о себе авва Макарий: «Когда я был молод и жил в Келье в Египте, меня принуждали стать клириком в городе. А так как я не соглашался, то убежал в другое место. Ко мне пришел благоговейный мирянин, прислуживавший мне и помогавший в работе. Случилось так, что по искушению одна девушка в деревне впала в грех. Когда она понесла во чреве, ее спросили, кто виновник, она ответила:

Тогда жители вышли на улицу, притащили меня в деревню, и повесили мне на шею закопченные котелки и ручки от глиняных сосудов и отправили в город, и всю дорогу меня били и говорили:

— Вот монах, который растлил девушку из нашей деревни. Поддайте ему, поддайте.

Меня избили так, что я чуть не умер. Подошел кто — то из стариков и сказал:

— Прекратите, наконец, избивать чужестранца — монаха!

А мой послушник шел за мной, смущенный, ибо многие его оскорбляли и говорили:

— Этот анахорет, за которого ты ручался, знаешь, что он натворил?

Родители девушки заявили:

— Мы не отпустим его, пока он не даст подписку, что будет ее кормить.

Я сказал, что согласен. На этом и порешили. Когда я вернулся в келью, то отдал послушнику все корзины и сказал:

— Продай их и отнеси деньги жене на пропитание, — а сам себе сказал. — Ну, вот дружище, теперь у тебя есть жена, и тебе придется работать больше, чтобы прокормить ее.

И я работал днем и ночью и отправлял все заработанные деньги ей. Когда пришел срок несчастной рожать, она много дней не могла разрешиться от бремени. Ее спросили:

Тут она призналась:

— Я знаю, что оклеветала отшельника и обвинила его ложно, а забеременела не от него, а от такого — то юноши.

Пришел мой послушник и с радостью сказал, что эта женщина не смогла родить, пока не призналась, что она оклеветала тебя.

— Вся деревня хочет прийти сюда, — добавил он, — прославить тебя и покаяться.

Когда я услышал это, испугался, что молва людская повредит мне. Я встал тотчас и ушел сюда, в Скит. Вот первая причина того, что я здесь.

2. Жил один старец, братолюбивый и всеми любимый, который никогда даже в мыслях не мог представить зла. А некий брат украл вещи и подложил старцу в келью, а тот и не знал об этом. Через несколько дней вещи опознали, и представший перед братьями старец принес покаяние:

— Простите меня, каюсь.

А через несколько дней пришел брат, укравший вещи, и стал беседовать со старцем, которому он и подкинул их, и сказал ему:

— Ты ведь крадешь вещи.

Старец принес покаяние и перед ним, сказав:

Так же и когда погрешал кто — то из братьев и отрицал это, старец за него приносил покаяние и говорил:

— Это я виноват, простите меня.

Вот каким благоговейным и премудрым был преподобный старец, никого не обижавший даже словом.

3. Сказал старец, что во времена великого Исидора, пресвитера скитского, был диакон, которого за его добродетель Исидор рукоположил в пресвитеры, чтобы тот стал преемником после его смерти. Но он по своему благоговению не прикасался к своим новым обязанностям и продолжал служить диаконом. По злоумышлению врага ему стал завидовать кто — то из старцев. И когда все собрались в церкви на богослужение, этот старец вышел и подбросил свою книгу в келью брата. А после пошел и сообщил авве Исидору, что кто — то из братьев украл его книгу. Авва Исидор удивился и сказал, что никогда такого не было в Скиту.

Тогда сказал ему старец, подбросивший книгу:

— Пошли двух отцов со мной, и мы обыщем кельи.

Когда Исидор их направил, старец повел их в кельи других монахов, а потом и в келью брата. Там они нашли книгу и принесли пресвитеру в церковь. Брат сразу принес покаяние в присутствии всего народа перед аввой Исидором, объявив пресвитеру:

— Согрешил, наложи на меня наказание.

Пресвитер на три недели отстранил его от причастия.

Брат приходил на каждое богослужение, стоял перед входом в церковь и падал ниц перед всем народом со словами:

— Простите меня — я согрешил.

Через три недели он был принят в церковное общение. И тотчас в клеветника вошел бес, и бедняга стал исповедоваться и говорить всем:

— Я оклеветал раба Божия.

Хотя вся церковь молилась за него, исцеления ему не было. Тогда великий Исидор говорит в присутствии всех братьев:

— Помолись за него. Ибо ты был оклеветан. Если ты не исцелишь его, то уже никто не исцелит.

И только брат помолился, как старец тут же выздоровел.

4. На горе Синайской жил отец Никон, а недалеко жил египтянин с дочерью. Один человек зашел в дом к египтянину, когда его не было, увидел дочь одну и совратил ее и научил, как обмануть отца:

— Скажи, что это сделал авва Никон.

Когда вернулся отец и узнал об этом, сердце его воспламенилось гневом и печалью. Он схватил меч и направился в горы к старцу. Он постучался, старец открыл дверь и вышел к нему. Египтянин замахнулся, чтобы ударить мечом, но его рука тотчас онемела.

Египтянин понял, что старца ему не убить, пошел к пресвитерам, а они уже послали за старцем. Когда старец пришел, они его долго избивали и решили прогнать. Но он просил их:

— Оставьте меня здесь, ради Бога, чтобы я мог каяться.

Они дали ему епитимию — каяться три года и ни к кому не подходить. Три года он каялся по воскресеньям в церкви и всех просил:

— Помолитесь за меня.

Между тем в клеветника вселился бес, который начал терзать несчастного, и тот признался в Церкви, что раб Божий тут не при чем и что грех совершил он и рассказал, как оклеветал старца. Услышав это, весь народ отправился к старцу, который безмолвствовал в келье, и принес ему покаяние:

— Прости нас, авва

— Бог вам простит, — сказал он, — а я уже не останусь с вами. Ни одного среди вас не нашлось, кто разбирался бы в людях и мне бы выразил сочувствие.

И старец тотчас ушел оттуда.

Думаю, старец ушел не только потому, что, как он и сказал народу, хотел обличить немилосердие и неразборчивость этих людей и призывать их к исправлению, но для того, чтобы избежать людских похвал и славы. Ведь все бы пожелали его прославлять, зная высоту его добродетели и благородного мужества пред очами Божьими.

5. Из аввы Исаии

6. Из святого Максима

Когда бесы увидят, что мы презираем мирские вещи, чтобы из — за них не возненавидеть людей и не отпасть от любви, так сразу воздвигнут на нас клевету, чтобы, не снеся огорчения, мы возненавидели клеветников. Нет испытания, тяжелее клеветы, особенно если кто клевещет на веру или на образ жизни человека. Нельзя вовсе не обратить внимания на клевету, разве если твой взгляд всецело устремлен к Богу, как у Сусанны. Только Бог, единый могущественный, избавляющий нас от всяких бед, избавит нас от клеветы. Он людей известит, что это была клевета, и душу утешит надеждой. А ты пока молись от всей души за оклеветавшего тебя, и тогда Бог непременно известит тех, кто о тебе соблазнился.

ГЛАВА 8. О том, что если кто умер и вновь возвращается в тело, то это происходит по божественному домостроительству. Также о том, что грешники часто еще при смерти видят адские судилища и бесов и в таком состоянии разлучаются с телом

ГЛАВА 37. О том, что не стоит осуждать учителя, даже если он поступает противно тому, чему учит. Потому что много было учеников, которые вверили себя нерадивым учителям и не осуждали их, но повиновались о Господе. При этом они не только сами спаслись, но часто служили спасению и своих учителей

ГЛАВА 37. О том, что не стоит осуждать учителя, даже если он поступает противно тому, чему учит. Потому что много было учеников, которые вверили себя нерадивым учителям и не осуждали их, но повиновались о Господе. При этом они не только сами спаслись, но часто служили спасению

ГЛАВА 38. О том, что если кто внимает себе и промыслу Божию, того благодать часто учит всему, что нужно, — даже через людей простых и безвестных; а кто смиренномудр, тот готов учиться даже у первого встречного

ГЛАВА 38. О том, что если кто внимает себе и промыслу Божию, того благодать часто учит всему, что нужно, — даже через людей простых и безвестных; а кто смиренномудр, тот готов учиться даже у первого встречного 1. Из жития преподобного ЕфремаВеликий Ефрем все свое время

Глава 12: О том, что если кто просит у Бога пользы, тот должен с благодарностью принимать, что бы то ни было посланное Промыслом, даже если оно против его желания

Глава 12: О том, что если кто просит у Бога пользы, тот должен с благодарностью принимать, что бы то ни было посланное Промыслом, даже если оно против его желания 1. Из жития святого Иоанна МилостивогоМногие в Александрии в подражание современникам апостолов продали свое

549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету

549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейшая матушка! Просите слова. Иду вслед за вашими словами и прилагаю что считаю нужным. "Живете неисправно". Исправьте все неисправленное. Без этого никогда не будете

Надо ли исповедоваться еще раз, если я сомневаюсь, что грех мой прощен?

Надо ли исповедоваться еще раз, если я сомневаюсь, что грех мой прощен? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Чтобы получить от Бога прощение грехов надо иметь в душе искреннее покаянное чувство и исповедать свои согрешения. Св. праведный Иоанн

Если ребенок зачат во время Великого поста, риск рождения больного ребенка очень велик?

Если ребенок зачат во время Великого поста, риск рождения больного ребенка очень велик? архимандрит Амвросий (Ермаков) Велик риск более страшной болезни — заразы греха и безумных страстей, которые могут проснуться в жизни этого ребенка через несколько лет. От родителей,

Глава 20. Когда лидеры терпят неудачу

Глава 20. Когда лидеры терпят неудачу Обладание дарами и способностями лидера вовсе не гарантирует того, что лидер никогда не потерпит неудачу. Точно так же как и обладание способностями к менеджменту не защитит от возможности развала бизнеса, или спортивные способности

Что делать, если общение часто переходит в ссору?

Что делать, если общение часто переходит в ссору? Уважаемый раввин! Часто так происходит, что общение с родственниками и друзьями неожиданно переходит в споры и раздоры. Что делать?АндрейМы сможем узнать ответ на Ваш вопрос из слов Талмуда в трактате Нэдарим (66 б). Там

Слово о том, что радости греховные привременны и ничтожны, что грех, напротив отъемлет у человека все истинные и чистые наслаждения и служит источником бесчисленных скорбей и бедствий

Слово о том, что радости греховные привременны и ничтожны, что грех, напротив отъемлет у человека все истинные и чистые наслаждения и служит источником бесчисленных скорбей и бедствий Несть радоватися нечестивым, глаголет Господь Ис. 48, 22 А за чем же бедный грешник

25. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

25. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Такая же готовность к самопожертвованию должна отличать и учеников Христа.

12. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. 13. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.

12. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. 13. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца

7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним "у дверей грех лежит. " Русский перевод ближе к подлиннику, мысль которого более ясно может быть выражена в следующей фразе: так

Глава 19: Грехи совершаются из-за невежества, но совершающего их не следует обвинять в неверии, если только он не впал в грех многобожия.

Глава 19: Грехи совершаются из-за невежества, но совершающего их не следует обвинять в неверии, если только он не впал в грех многобожия. 28 (30). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его

Наказание за клевету

Наказание за клевету Царь Константин Копроним, иконоборец, потеряв надежду поколебать веру преподобного Стефана ласками и дарами, решил перед лицом Святой Церкви посрамить его имя, возложив на невинного старца грех, которым гнушаются даже молодые, но благовоспитанные

Клевета запрещена. Исх 20:16 , Исх 22:23 , Исх 23:1 , Исх 34:6 ; Лев 19:16 ; Пс 33:13 ; Еккл 10:20 ; Тит 3:2 ; Иак 4:11 .

Не осуждайте других. Мф 7:1-5 ; Лк 6:37 ; Рим 2:1 ; 1Кор 4:5 ; Иак 4:12 .

Клевета ненавистна в очах Божиих. Притч 6:1 , Притч 16:1 , Притч 19:1 .

Различные роды клеветы:

Ложное свидетельство. Исх 20:16 ; Втор 5:20 ; Притч 12:17 , Притч 14:5 , Притч 25:18 ; Мф 19:18 ; Мк 10:19 ; Лк 18:20 ; Рим 13:19 .

Безчестие. 1Кор 4:13 ; Гал 5:15 .

Злословие. Лев 19:16 ; Иер 9:4 ; Рим 1:20 ; 2Кор 12:20 ; 1Тим 6:4 ; Иак 4:11 .

Говорить худое о других. Пс 40:6 , Пс 49:20 , Пс 108:20 ; Еккл 7:22 ; 1Кор 4:12 .

Делать доносы. Притч 11:13 , Притч 16:28 , Притч 17:9 ; Рим 1:30 .

Повторять ложные доносы. Исх 23:1 .

Судить без любви. Иак 4:1 , Иак 11:1 , Иак 12:1 .

Клевета происходит

От злого сердца. Мф 12:34 , Мф 12:35 , Мф 15:19 ; Лк 6:45 .

От ненависти. Пс 40:7 , Пс 108:2 , Пс 108:3 .

От гордости. Пс 118:69 ; 1Тим 6:4 .

От праздности. 1Тим 5:13 .

Следствия клеветы

Раны сердца. Пс 25:22 .

Отделение от друзей. Притч 16:28 , Притч 17:9 .

Распри. Притч 26:20 .

Несогласие между братьями. Притч 6:19 .

Убийство. Иез 22:9 .

Язык злословящего есть бич. Иов 5:21 .

Злословящий открывает тайны. Притч 11:13 , Притч 20:19 .

Предающийся клевете безумен. Притч 10:18 .

Люди суетные предаются клевете Пс 108:2 , Пс 139:1-3 ; Еккл 7:22 ; Иер 6:28 ; Рим 1:3 , Рим 2:1 , Рим 2:3 , Рим 3:13 ; 1Кор 5:11 , 1Кор 6:10 ; 2Тим 3:3 .

Клевета есть одно из свойств диавола. Откр 12:10 .

Верные

Должны оставить всякую клевету Еф 4:31 ; Кол 3:8 ; 1Пет 2:1 .

Должны остерегаться клеветы 2Кор 12:20 ; Тит 3:2 ; Иак 4:11 ; 1Пет 3:10 .

Воздерживаться от всякой клеветы Пс. 14, 1, 3.

Не должны подавать случая к клевете 1Тим 5:14 ; Тит 2:8 ; 1Пет 2:12 , 1Пет 3:16 .

Должны избегать тех, которые предаются клевете 1Кор 5:11 ; 1Тим. 6, 4, 5.

Клевета злоречие.

Мерзость пред Господом. Притч 6:1 , Притч 16:1 , Притч 19:1 .

Воспрещено. Исх 23:1 . Еф 4:31 . Иак 4:11 .

Включает в себя:

Нашептывание. Рим 1:29 ; 2Кор 12:20 .

Оклеветание. Рим 1:30 ; 2Кор 12:20 .

Злые наветы. 1Тим 6:4 .

Сплетни. Лев 19:16 .

Злоязычие. Еккл 10:11 .

Болтливость. 1Тим 5:13 .

Злоречие. Пс 40:5 , Пс 108:20 .

Опорочение. Иер 20:10 ; 1Кор 4:13 .

Лжесвидетельство. Исх 20:16 ; Втор 5:20 ; Лк 3:14 .

Немилосердное осуждение. Иак 4:1 , Иак 11:1 , Иак 12:1 .

Лживые доносы. Исх 23:1 .

Есть злодейство. Пс. 51, 2, 3.

Исходит из сердца злого. Мф 15:19 ; Лк 6:45 .

Рождается ненавистью. Пс 40:7 , Пс 108:3 .

Лень ведет к клевете 1Тим 5:13 .

Нечестивые склонны к клевете Пс 49:20 . Иер 6:28 , Иер 9:4 .

Лицемеры склонны к клевете Притч 11:9 .

Свойственно сатане. Откр 12:10 .

Нечестивые любят. Пс 51:4 .

Безумцы предаются клевете Притч 10:18 .

Нельзя доверяться предающимся клевете Иер 9:4 .

Женщин предостерегают от клеветы Тит 2:3 .

Жены проповедников пусть уклоняются от клеветы 1Тим 3:11 .

Христос подвергался клевете Пс 34:11 . Мф 26:60 .

Правители подвергаются клевете 2Пет 2:10 . Иуд 1:8

Проповедники подвергаются клевете Рим 3:8 ; 2Кор 6:8 .

Ближайшие родственники подвергаются. Пс 49:20 .

Святые подвергаются клевете Пс 37:12 , Пс 108:2 ; 1Пет 4:4 .

Святые:

Воздерживаются от клеветы Пс 33:13 ; 1Пет 3:10 .

Не поддаются соблазну клеветы Еф 4:31 ; 1Пет 2:1 .

Предостерегают от клеветы Тит. 3, 1, 2.

Не дают повода к клевете 1Пет 2:12 , 1Пет 3:16 .

Воздавать добром за клевету 1Кор 4:13 .

Чрез претерпение клеветы благословляются. Мф 5:11 .

Всегда уклоняются от клеветы Пс. 14, 1, 3.

Нужно быть глухим к клевете 1Цар 24:9 .

Воздавать добром за клевету 1Кор 4:13 .

последствия клеветы

Ссора между друзьями. Притч 16:28 , Притч 17:9 .

Смертельные раны. Притч 18:8 , Притч 26:22 .

Раздоры. Притч 26:20 .

Расхождение между братьями. Притч 6:19 .

Убийства. Пс 30:13 . Иез 22:1 Иез 9:1 .

Язык клеветника есть бич. Иов 5:21 .

Ядовита. Пс 139:3 . Еккл 10:1 .

Разрушительна. Притч 11:9 .

Конец клеветы — безумие. Еккл 10:13 .

Каждый дает отчет в клевете своей. Мф 12:36 . Иак 1:26 .

Наказание за клевету Втор 19:16-21 . Пс 100:5 .

В переносном смысле:

Притч 12:18 , Притч 25:18 .

Примеры: Сыны Лавана. Быт 31:1 . Доик. 1Цар 22:9-11 . Князья Аммона. 2Цар 10:3 . Сива. 2Цар 16:3 . Дети Велиала. 3Цар 21:13 . Враги евреев. Езд. 4, 7-16. Тешем. Неем 6:6 . Амман. Есф 7:8 . Враги Давида. Пс 30:13 . Враги Иеремии. Иер 38:4 . Евреи. Мф 11:1 , Мф 18:1 , Мф 19:1 . Свидетели против Иисуса Хр. Мф 26:59-61 . Священники. Мк 15:3 . Враги Стефана. Деян 6:11 . Враги Павла. Деян 17:7 . Тертулиан. Деян. 24, 2, 5.

Клевета на Бога в Писаниях?

Если данная тема не является новой, то поправьте меня и я перейду в подсказанную вами тему.

Я не очень хорошо знаю Писания ,Предания и постановления церковных соборов. Тем более я не знаю иврита. Зато я знаю Бога, так как встречался с Ним. К сожалению, знания о Боге, полученные мной в результате встречи с Всевышним, не укладываются в рамки какого-либо вероучения.

Возвращаюсь к теме. В главе 15 1 Царств Самуил говорит Саулу, что Бог посылает израильтян, чтобы те полностью истребили амалкитян: ". предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца. ". И, когда Саул возвращается, Самуил обвиняет того в непокорности Богу, за то, что он не всех истребил: ". послушание лучше жертвы. ". Послушание в чем? В жесточайшем зверском истреблении женщин, стариков, детей, грудных младенцев и беременных женщин?

Я знаю Бога. Он не мог послать и не посылал израильтян истреблять амалкитян, да и другие народы тоже. В Писаниях от имени Самуила оклеветали Бога.

Что вы думаете по этому поводу?

. Я знаю Бога. Он не мог послать и не посылал израильтян истреблять амалкитян, да и другие народы тоже. В Писаниях от имени Самуила оклеветали Бога.
Что вы думаете по этому поводу?

Таких прискорбных случаев в Библии не один.
Вот ещё, к примеру - после получения от Бога Израилева заповеди "не убей", Моисей от имени того же Бога Израилева заявляет и требует исполнения:
" 27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек."
(Исход 32:27,28).

Есть несколько вариантов:
1. От имени Бога несовершенные люди творили зло, прикрываясь именем Бога Израилева (в данном случае).
2. Руководство людьми происходило от различных сущностей высшего мира параллельно, но люди не умели отличать голос истинного Бога Израилева от некоего самозванца-искусителя.
3. Бог Израилев действительно предстаёт перед читателем Библии во всей "красе", а Иисуса Христа послал другой Бог Отец.
4.

5. Ваш вариант.

В любом случае в конце названия этой темы я бы поставил знак вопроса "?"

Я думаю, что писания написаны лживыми книжниками для обеспечения своего паразитирования на народе.
(Иер.8:8)

Расскажите, как вы встречались с Богом.

Первый и второй варианты Вашего ответа вполне приемлемы. А вот насчет третьего. Во время встречи с Богом мне доходчиво дали понять, что Бог Израилев и Бог-Отец, пославший Иисуса-Христа к людям, один и тот же Бог.

Спасибо, что заинтересовались моей встречей с Богом. Обязательно отвечу позже в отдельной теме.

Не надо так резко негативно высказываться о Библии. Там содержатся очень важные истины о Боге, помогающие понять Его.

Уважаемый greshnik!
Не надо так резко негативно высказываться о Библии. Там содержатся очень важные истины о Боге, помогающие понять Его.

Уважаемый Тобос!
. Во время встречи с Богом мне доходчиво дали понять, что Бог Израилев и Бог-Отец, пославший Иисуса-Христа к людям, один и тот же Бог.

Расскажите об этом подробнее - как именно Вам дали понять, что Бог Израилев и Бог-Отец это один и тот же Бог?

Уважаемый g14!
Спасибо, что заинтересовались моей встречей с Богом. Обязательно отвечу позже в отдельной теме.

Думаю что уважаемый g14 хотел бы почитать Ваш рассказ о встрече с Богом не в отдельной теме, которую врядли кто будет искать, а в этой теме и не очень затягивайте с ответом в надежде, что все участники о просьбе уважаемого g14 забудут, а тема как обычно преобразуется во флуд.

Есть только один Бог, о Котором надо знать побольше в своих же интересах - это Тот, что сотворил Всех и Вся (и нас в том числе). Это и есть Истинный Бог. Сейчас мне надо идти на работу. Завтра постараюсь описать встречу с Богом все-таки в отдельной теме( не люблю офф-топ).

Уважаемый Тобос!
Есть только один Бог, о Котором надо знать побольше в своих же интересах - это Тот, что сотворил Всех и Вся (и нас в том числе). Это и есть Истинный Бог.

Это Вам так объяснили что Бог Израилев и Бог-Отец который послал Иисуса Христа - одна и та же сущность?
Не густо - скорее всего Вы встречались не с Богом, а с переодетым под Бога пастором /шучу /.

Сейчас мне надо идти на работу. Завтра постараюсь описать встречу с Богом все-таки в отдельной теме( не люблю офф-топ).

Уважаемый Тобос!
. Во время встречи с Богом мне доходчиво дали понять, что Бог Израилев и Бог-Отец, пославший Иисуса-Христа к людям, один и тот же Бог.

" 5 Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.
6 Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.
7 Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.
8 Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?
9 Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя.
10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.
11 И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.
12 Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся .
16 Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев .
17 Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - пра ду ."
(Исаия 60:5-12).

Читайте также: