Что значит автономные права
Обновлено: 02.07.2024
Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.
В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям получить необходимую свободу, — это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдикцией союзного государства. В Индии, например, автономиями являются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.
Фактические основания, побуждающие к образованию автономий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколько видов автономий:
— автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с особенностями национального состава населения, возможно — со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Например, Страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос — баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования национальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших основой их образования, — к примеру, Шотландия является автономией, образованной на основе шотландской национальности.
Не исключено, что учреждение подобных автономий способствует сохранению национальных общностей и языков на их традиционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культуры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;
— автономии, образованные в результате исторических событий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных экономических и политических последствий.
Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управлением Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, достигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий составляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо национально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми между Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными административными районами;
— автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии означает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятельность в решении местных дел. В сущности, административно-территориальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили своими законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий[18].
Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение интересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.
Права автономии в области внутреннего регулирования являются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия Шотландии была закреплена Актом об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения простой унии между двумя странами и последующая аннексия Шотландии О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.
Права автономии могут быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут издавать правовые акты, специально посвященные правовому положению автономной территории. В 50—60-е годы положения о национальных автономиях в Китае принимались народными правительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.
Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, закрепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государственностью и не имеет учредительной власти, статут об автономии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сардинии и некоторых других областей. Ясно, что возможность самостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает правовое положение автономии и меру ее самостоятельности в отношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивление, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.
Возможно, однако, более широкое понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.
Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать и те территории, права которых ограничены в сравнении с правами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавтономные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими территориями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украины приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.
Не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами автономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоотношения с территорией независимо от своих культурных привязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может существенным образом сказываться на правовом положении человека. В частности, национально-территориальная автономия позволяет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование территорий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних гражданских, экономических и даже политических прав и свобод личности[19].
В автономии нет высших государственных органов. Учреждения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, правительством или как-либо еще. Наименование органа в данном случае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему подчиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий[20].
Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимаемые ее органами, производны от законов государства, то есть подзаконны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили подчеркнуть "самую широкую автономию" областей в сфере местного правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные "законы", ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, "закон", изданный советом области, должен соответствовать законодательству всей республики.
Автономиям могут быть предоставлены экономические привилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых отношениях национальных языков.
Автономия не является единственной формой обособления правового статуса территорий. Она имеет некоторые сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создаваемыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаружены между автономией и пристоличными территориями (федеральный округ Колумбия, административный округ Парижа, союзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.
Следует упомянуть также о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государства она прямого отношения не имеет, а представляет собой совокупность особых правил, условий, на которых в государстве проживают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финляндии. Эти народности внутри государства имеют свои учреждения, объединяющие их на национальном уровне, — Шведская народная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.
Что такое автономия – это степень свободы действия и самостоятельности в рамках одного общества, человека, государства, организаций и других институтов политической и общественной жизни.
Термин встречается во многих областях человеческого бытия, таких как право, философия, культура и так далее. Автономия в аспекте философии являет собой осознание личностью свободы действий, в границах внутренних моральных устоев и внешних политических и общественных законов.
В юридическом понимании автономия – это право разных общественных субъектов и институтов. образованных ими на самоуправление в определенных рамках, обозначенных законом.
Рассмотрим, более детально, ч то значит автономия. Автоно́мия является самостоятельностью, способностью или правом субъекта действовать на основе установленных (составленных, сделанных им самим) принципов.
Философия
Необходимость автономии осознана ещё в греческой философии Сократом и Демокритом. Автономия, как всеобщий принцип поведения, провозглашена Лютером, который выступал против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии этически была осмыслена Хатчесоном, Шефтсбери, а в последовательной теоретически форме Кантом (автономная этика).
Моральная автономия дает возможность, сохраняя добродетель и человеческое достоинство, быть свободным от произвольности социальных установлений, моды, диктата власти, мнения других и не терять перед лицом жизненных опасностей и трудностей самообладания.
Психология
В детском психоанализе и психологии парный термин автономии-гетерономии был введён Пиаже Жаном для разграничения между автономией взрослых и гетерономией детей. По механике действия он основывался на контрасте меж несамостоятельностью детей и инфантильной зависимостью с одной стороны, и стремлением к независимости или видимой независимостью взрослых с другой. Пиаже одновременно указал на теснейшую связь и взаимоперетекание гетерономии и автономии. К примеру, невротическая зависимость (гетерономия) — указывает на состояние болезни, при котором взрослый человек, который должен (по внутренней ренте) быть автономным, чувствует при этом себя — гетерономным или зависимым.
Право и государство
Автономия в правовом понимании — это право, которое предоставляется корпорациям, сословиям, объединениям, руководствоваться своими правилами и нормами в определённых пределах.
Теория государственного управления выделяет самоуправление — реализация в форме закрепления децентрализации государственной власти в нормативно-правовой области за территориально-административными единицами государства прав по реализации от лица местного населения способности и возможности определения общественного порядка в отношении местного значения в некоторых областях под свою ответственность. Вместе с самоуправлением — равноправием различных территориально-административных единиц — автономия подразумевает признание на определение общественного порядка автономных прав в некоторых сферах, вероятно отличных от прав прочих единиц. По областям выделяют автономии административные — в вопросах принятия решений и проведения организации и общественного управления, — и национальные — в реализации особенных прав этнических групп.
В средние века распространились самые разнообразные и обширные автономии, которые колебали общее государственное право и государственное единство. По справедливости современные государства не допускают автономии, которая способна нарушать равноправность. Но и теперь конечно, признается, в границах закона, автономия единений, общин, корпораций, союзов в их внутренних, особенных отношениях и делах. Такая автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый порядок и рост, действуя благотворно на развитие сил как отдельных членов, так и полной совокупности их в союзе или единении. Помимо этого, государство может допускать автономию дворян-землевладельцев и династических родов, в степени, в которой она не противоречит государственному устройству и из области наследственного права и семейных институтов не выходит (выдел дочерей, фидеикомиссы, фамильные постановления и так далее).
Христианство
Автономия является самостоятельностью поместной церкви в отношении внутреннего управления от какой-либо автокефальной церкви, в состав которой эта автономная церковь входила раньше на правах епархии или экзархата. Главу автономной церкви избирают на поместном соборе с дальнейшим утверждением предстоятелем кириархальной церкви.
Кибернетика
Мы надеемся, что да ли наиболее полное определение и понятие термина автономия, раскры ли его суть и применение в разных областях.Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Автономия, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.
Как уже отмечалось, в тексте резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24.10.1970 г. самоопределение не рассматривается как обязательное становление независимого государства.; другими формами, самоопределения могут явиться "ассоциация или интеграция с независимым государством, или любой другой политический статус, свободно определяемый народом. " Позднее стала преобладать иная позиция, в которой самоопределение и независимость стали практически приравниваться друг другу.
Эта тенденция идет в противоположном направлении уже описанной здесь эволюции понятия "суверенитет", поскольку синонимизация самоопределения с государственной независимостью плохо совмещается с появившимися гибкими формами "ограниченного", "разделенного", и "функционального" суверенитета. Кроме того, если понятие "самоопределение" начинает трактоваться исключительно как становление независимого государства, правительства всех полиэтнических государств будут рассматривать его как опасное.
Понятие "автономия" не имеет общепризнанного определения в международном праве, хотя сам термин, оставаясь относительно новым для данной дисциплины, уже успел обрести собственную, не лишенную противоречий, историю. В конце 1980-х гг. его содержание активно обсуждалось в связи с переговорами в Кэмп-Дэвиде, провозглашенной целью которых было установление "полной автономии" для жителей западного берега реки Иордан и сектора Газа, а также в связи с предоставлением статуса автономии земле басков и Каталонии в испанским правительством и Маршалловым островам правительством США [Наппит, Lillich 1980:858].
Само понятие входит в предмет международного права лишь постольку, поскольку центральные правительства различных государств оказываются каким-нибудь образом связанными международными обязательствами при устройстве автономии. Спектр возможных форм самоуправления между полным подчинением центральной власти и полной независимостью чрезвычайно широк, как это показывает опыт различных несуверенных политических образований и территорий и федеральных государств; объемы прав, представляемых центральной властью региональному правительству также колеблются в широких пределах (в Главе 2 уже были кратко охарактеризованы такие формы политического устройства как международные территории, протектораты и ассоциированные государства, существенно различающиеся по объемам самоуправления).
ществуют как специализированные типы автономии (самоуправление в области культуры, или в области религии, или образования), так и неспециализированные, в которых автономные функции сосредоточиваются в сфере общего управления территорией (административная и политическая автономии). В каждом конкретном случае, за исключением крупных федеративных государств (России, Малайзии, Нигерии и др., где попытки найти универсальное решение для всех субъектов федерации обусловлены остротой конкуренции за ограниченные ресурсы), найденные решения обычно отражают компромисс между потребностями меньшинства и центрального правительства и, поскольку потребности, например, языковых и религиозных меньшинств существенно различны, найденные формулы федерализма, или автономизации также оказываются разными. Обычно термином "автономия" обозначают независимость действий на внутригосударственном уровне (см. Глоссарий), в то время как оборона и внешняя политика оказываются в ведении федеральных органов власти, однако известен ряд случаев, когда у регионального Правительства существует право заключения международных соглашений в областях культуры и экономики. Оценить степень независимости того или иного автономного образования можно в ходе анализа распределения властных полномочий между центральным и местным правительствами в трех главных ветвях власти - Законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве известных сегодня автономных устройств существуют исполнительные органы власти и глава администрации (губернатор, президент, премьер-министр и т.п.), который может быть независимым от законодательной власти (как, например, в США), либо, напротив, ответственным перед ней (как в британской парламентской модели).
В отношении исполнительной власти известные автономные единицы варьируют по следующим параметрам:
1) политической функции главы администрации: чьим представителем является этот глава - центральной, либо местной власти; кем и как он избирается;
2) ответственности главы администрации: осуществляет ли он распоряжения и законы центрального правительства, либо оно имеет специальный аппарат, обеспечивающий соблюдение его законов;
3) законодательной власти главы администрации: есть ли у него право вето, или иная функция контроля над местной (или центральной) законодательной властью;
4) степени контроля местной власти над национальной в таких областях как внешняя политика и оборона;
5) наличию и степени развития местной полиции и отношениям между службами местной и национальной безопасности [Наппит, Lillich 1980:861].
Значительное число автономных образований располагает также собственными законодательными органами, хотя их функции (подготовка законов, декретов, распоряжений), как и наименования различаются (легислатура, Совет, парламент и т.д.). Специализированные автономии (культурные и языковые, как, например, у бельгийских языковых сообществ) обычно не обладают собственной законодательной властью.
Помимо таких специфических областей законотворчества как законы о земле и недрах, законы о налогообложении и социальных службах, степень независимости местной законодательной власти может оцениваться по следующим параметрам:
1) является ли местная законодательная власть одной из основных, передавшей часть своих функций центральной, или, напротив, она наделена так называемой "остаточной властью";
2) существует ли у центрального правительства право вето по отношению к местным законодательным, либо исполнительным властям;
3) может ли местная власть вносить поправки в свою конституцию или основные законы независимо от центра, или центральное правительство должно одобрить поправку до ее включения в корпус местного права?
Что касается судебной власти, то весьма часто судебная система автономии включается в качестве нижнего уровня в общую судебную систему государства, сохраняя иногда при этом относительную независимость, например, в вопросе выборов судей. Соотношение местной и общенациональной юрисдикции широко варьирует от государства к государству, хотя гражданское, уголовное и административное право достаточно часто оказывается в ведении местных судов, что не исключает апелляции к судам национального уровня.
Субъектность в отношении международного права, как правило, формируют три сферы контроля местной власти, а именно, контроль над вооруженными силами и обороной, контроль над международными отношениями и способность заключать с согласия центрального правительства, либо без него международные договоры. Обычно автономное правительство не контролирует вопросы обороны (известные исключения в истории международного права - Кипр, Шанхай и острова Кука).
Сфера внешней политики также оказывается почти исключительно в ведении центра, хотя в ряде случаев по некоторым вопросам предусматриваются консультации с автономией (исторические примеры - тихоокеанские подопечные территории США; право вето у Данцига в отношении определяемой польским правительством внешней политики этого свободного порта) [Наппит, Lillich 1980:874]. Арабские эмираты, баскская автономия, Гренландия, швейцарские кантоны по Конституции 1848 года имеют право заключения международных договоров в сферах экономики и культуры. Некоторые автономии располагают собственной полицией или силами безопасности.
Вопросы земельной собственности и контроля над природными ресурсами и недрами относятся к наиболее острым, и обычно власть автономий в этих вопросах остается ограниченной. Контроль над этими сферами принадлежит обычно автономным правительствам только в случаях политической автономии (Эритрея, некоторые из арабских эмиратов, Гренландия по акту о самоуправлении 1978 г.). Напротив, управление в сферах социальных услуг (здравоохранение, образование, социальная помощь) довольно часто является прерогативой местного правительства.
Сфера языка и образования является зачастую настолько важной для удовлетворения интересов и потребностей меньшинств, что именно права в этих областях становятся фокусом борьбы и наиболее часто передаются в компетенцию местных властей. Например, в случае Аландских островов права в сфере образования, в частности использование шведского как языка школьного обучения явились главной причиной движения за большую автономию.
В сферах финансов, установления таможенных тарифов и экономики большинство автономий, за исключением ассоциированных государств не имеют собственных отдельных от центрального правительства полномочий, хотя сбор налогов может быть делегирован местным органам. Банковская система и эмиссия денег находятся в ведении центральной власти. Напротив, право устанавливать и собирать местные налоги, как правило, принадлежит правительству автономии.
Иногда суммы отчислений в государственную казну и государственных дотаций региону оговариваются в специальных соглашениях (баскская автономия). У ряда автономий существуют привилегии в области налогообложения (примером может служить Российская Федерация).
Специализированные автономии неполитического характера (культурная, языковая и религиозная) устраиваются для защиты соответствующих сфер жизни меньшинств от вмешательства центрального правительства. В ведении управленческих структур таких образований могут находиться и вопросы, связанные с местным налогообложением, образованием и социальным обеспечением, однако, как правило, все они ограничиваются целями поддержания местных языка, обычаев и религиозных практик.
Особый случай представляют дисперсно расселенные меньшинства, для охраны прав которых используются специальные формы самоуправления - национально-культурная автономия, и персональная автономия. Относительно последней можно утверждать, что несмотря на развитую теорию, созданную австромарксистами (главным образом, работами К.Реннера и О.Бауэра), опыт практического применения этой формы остается весьма ограниченным и исчерпывается, насколько нам известно, коротким периодом, а точнее попыткой ее использования в Дальне-Восточной Республике и законодательной деятельностью украинской Рады в 1918 г.. Тем не менее, эту форму нельзя сбрасывать со счетов, тем более что она активно пропагандируется и внедряется в России, если судить по наличию разнообразных законопроектов. Однако на практике гораздо чаще используется национально-территориальная автономия, к рассмотрению которой мы переходим.
автон о мия, автономии, жен. (греч. autonomia) (книж.).
1. Самоуправление; право какой-нибудь области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.).
2. Автономное государство, автономная область (неол., редк.). Национальные автономии Северо-Кавказского края.
3. Независимость от извне данных норм, самоопределение, ант. гетерономия (филос.). Автономия воли.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. autonomia самоуправление, независимость)
Современный экономический словарь. 1999
(от греч. autos - сам, nomos - закон)
самоуправление, форма организации управления территориями предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. autos — сам и nomos — закон) — собственная закономерность, например, автономия органической жизни по отношению неорганической, мышления по отношению к бытию и т. д.
Педагогический терминологический словарь
(греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон)
в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в:
а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера.
В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчёркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)
Этнографический Словарь
(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право этнической, расовой, языковой. Религиозной или территориальной общности самостоятельно решать внутренние вопросы, закрепленное общегосударственной конституцией или другими правовыми нормами.
Словарь социолингвистических терминов
(Самоуправление)
Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах государства. Предполагает возможность самостоятельного решения вопросов образования, культурной жизни, хозяйственной жизни.
Различаются виды автономии: национально-территориальная, культурная (национально-культурная).
См. также: Культурная автономия
Словарь антонимов русского языка
Словарь экономических терминов
(от греч. autos - cam nomos - закон)
самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.
Политология. Словарь терминов
(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти – это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
широкое внутреннее самоуправление политико-национального образования в рамках единого государства. Как правило, осуществляется на территориях, компактно заселенных народностями, имеющими специфические особенности языка, быта и экономической жизни.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG autonomy)
(греч. autonomia - самоуправление)
философский принцип, согласно к-рому объект является полностью самодостаточным и не зависит в своем существовании ни от каких внешних факторов.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: самоуправление (оф.), независимость, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация
Ant: колониализм, колония, зависимость
Энциклопедический словарь
- (от авто. и греч. nomos - закон), в этике - собственная закономерность, определяемость какого-либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии - гетерономия.
- 1) в конституцинном праве - право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией. 2) Самостоятельность какого-либо научного или учебного учреждения - напр., университетская автономия.
Словарь Ожегова
АВТОНОМИЯ, и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какойн. части государства; самоуправление. Федеративная а.
Читайте также: