Что значит автономные права

Обновлено: 02.07.2024

Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.

В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориаль­ных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям по­лучить необходимую свободу, — это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдик­цией союзного государства. В Индии, например, автономиями яв­ляются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.

Фактические основания, побуждающие к образованию автоно­мий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколь­ко видов автономий:

— автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с осо­бенностями национального состава населения, возможно — со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Напри­мер, Страна Басков является автономией в составе Испании, уч­режденной на территории, которую традиционно занимает опре­деленный этнос — баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования нацио­нальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших ос­новой их образования, — к примеру, Шотландия является автоно­мией, образованной на основе шотландской национальности.

Не исключено, что учреждение подобных автономий способ­ствует сохранению национальных общностей и языков на их тра­диционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культу­ры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;

— автономии, образованные в результате исторических собы­тий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных эко­номических и политических последствий.

Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управле­нием Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, до­стигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий состав­ляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо нацио­нально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми меж­ду Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными админи­стративными районами;

— автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии озна­чает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятель­ность в решении местных дел. В сущности, административно-тер­риториальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили свои­ми законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий[18].

Учреждая автономию, признавая ее права, государство, есте­ственно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, од­нако, не означает, что на автономной территории появляется госу­дарственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение ин­тересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.

Права автономии в области внутреннего регулирования яв­ляются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия Шотландии была закреплена Актом об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения простой унии между двумя странами и последую­щая аннексия Шотландии О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.

Права автономии могут быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут изда­вать правовые акты, специально посвященные правовому поло­жению автономной территории. В 50—60-е годы положения о на­циональных автономиях в Китае принимались народными пра­вительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, за­крепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государ­ственностью и не имеет учредительной власти, статут об автоно­мии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сар­динии и некоторых других областей. Ясно, что возможность са­мостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает пра­вовое положение автономии и меру ее самостоятельности в от­ношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивле­ние, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.

Возможно, однако, более широкое понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.

Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать и те территории, права которых ограничены в сравнении с пра­вами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавто­номные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими терри­ториями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украи­ны приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.

Не являясь государством, автономия не имеет своего граж­данства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами ав­тономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоот­ношения с территорией независимо от своих культурных при­вязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может суще­ственным образом сказываться на правовом положении челове­ка. В частности, национально-территориальная автономия позво­ляет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование тер­риторий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних граж­данских, экономических и даже политических прав и свобод личности[19].

В автономии нет высших государственных органов. Учреж­дения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, прави­тельством или как-либо еще. Наименование органа в данном слу­чае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему под­чиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий[20].

Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимае­мые ее органами, производны от законов государства, то есть под­законны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили под­черкнуть "самую широкую автономию" областей в сфере местно­го правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные "законы", ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, "закон", изданный советом области, должен со­ответствовать законодательству всей республики.

Автономиям могут быть предоставлены экономические при­вилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых от­ношениях национальных языков.

Автономия не является единственной формой обособления правового статуса территорий. Она имеет некоторые сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создава­емыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаруже­ны между автономией и пристоличными территориями (феде­ральный округ Колумбия, административный округ Парижа, со­юзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.

Следует упомянуть также о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государ­ства она прямого отношения не имеет, а представляет собой сово­купность особых правил, условий, на которых в государстве про­живают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финлян­дии. Эти народности внутри государства имеют свои учрежде­ния, объединяющие их на национальном уровне, — Шведская на­родная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

Что такое автономия – это степень свободы действия и самостоятельности в рамках одного общества, человека, государства, организаций и других институтов политической и общественной жизни.

Термин встречается во многих областях человеческого бытия, таких как право, философия, культура и так далее. Автономия в аспекте философии являет собой осознание личностью свободы действий, в границах внутренних моральных устоев и внешних политических и общественных законов.

В юридическом понимании автономия – это право разных общественных субъектов и институтов. образованных ими на самоуправление в определенных рамках, обозначенных законом.

Рассмотрим, более детально, ч то значит автономия. Автоно́мия является самостоятельностью, способностью или правом субъекта действовать на основе установленных (составленных, сделанных им самим) принципов.

Философия

Необходимость автономии осознана ещё в греческой философии Сократом и Демокритом. Автономия, как всеобщий принцип поведения, провозглашена Лютером, который выступал против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии этически была осмыслена Хатчесоном, Шефтсбери, а в последовательной теоретически форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия дает возможность, сохраняя добродетель и человеческое достоинство, быть свободным от произвольности социальных установлений, моды, диктата власти, мнения других и не терять перед лицом жизненных опасностей и трудностей самообладания.

Психология

В детском психоанализе и психологии парный термин автономии-гетерономии был введён Пиаже Жаном для разграничения между автономией взрослых и гетерономией детей. По механике действия он основывался на контрасте меж несамостоятельностью детей и инфантильной зависимостью с одной стороны, и стремлением к независимости или видимой независимостью взрослых с другой. Пиаже одновременно указал на теснейшую связь и взаимоперетекание гетерономии и автономии. К примеру, невротическая зависимость (гетерономия) — указывает на состояние болезни, при котором взрослый человек, который должен (по внутренней ренте) быть автономным, чувствует при этом себя — гетерономным или зависимым.

Право и государство

Автономия в правовом понимании — это право, которое предоставляется корпорациям, сословиям, объединениям, руководствоваться своими правилами и нормами в определённых пределах.

Теория государственного управления выделяет самоуправление — реализация в форме закрепления децентрализации государственной власти в нормативно-правовой области за территориально-административными единицами государства прав по реализации от лица местного населения способности и возможности определения общественного порядка в отношении местного значения в некоторых областях под свою ответственность. Вместе с самоуправлением — равноправием различных территориально-административных единиц — автономия подразумевает признание на определение общественного порядка автономных прав в некоторых сферах, вероятно отличных от прав прочих единиц. По областям выделяют автономии административные — в вопросах принятия решений и проведения организации и общественного управления, — и национальные — в реализации особенных прав этнических групп.

Автономия 3

В средние века распространились самые разнообразные и обширные автономии, которые колебали общее государственное право и государственное единство. По справедливости современные государства не допускают автономии, которая способна нарушать равноправность. Но и теперь конечно, признается, в границах закона, автономия единений, общин, корпораций, союзов в их внутренних, особенных отношениях и делах. Такая автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый порядок и рост, действуя благотворно на развитие сил как отдельных членов, так и полной совокупности их в союзе или единении. Помимо этого, государство может допускать автономию дворян-землевладельцев и династических родов, в степени, в которой она не противоречит государственному устройству и из области наследственного права и семейных институтов не выходит (выдел дочерей, фидеикомиссы, фамильные постановления и так далее).

Христианство

Автономия является самостоятельностью поместной церкви в отношении внутреннего управления от какой-либо автокефальной церкви, в состав которой эта автономная церковь входила раньше на правах епархии или экзархата. Главу автономной церкви избирают на поместном соборе с дальнейшим утверждением предстоятелем кириархальной церкви.

Кибернетика

Мы надеемся, что да ли наиболее полное определение и понятие термина автономия, раскры ли его суть и применение в разных областях.Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Автономия, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Как уже отмечалось, в тексте резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24.10.1970 г. самоопределение не рассматривается как обязательное становление независимого государства.; другими формами, самоопределения могут явиться "ассоциация или интеграция с независимым государством, или любой другой политический статус, свободно определяемый народом. " Позднее стала преобладать иная позиция, в которой самоопределение и независимость стали практически приравниваться друг другу.

Эта тенденция идет в противоположном направлении уже описанной здесь эволюции понятия "суверенитет", поскольку синонимизация самоопределения с государственной независимостью плохо совмещается с появившимися гибкими формами "ограниченного", "разделенного", и "функционального" суверенитета. Кроме того, если понятие "самоопределение" начинает трактоваться исключительно как становление независимого государства, правительства всех полиэтнических государств будут рассматривать его как опасное.

Понятие "автономия" не имеет общепризнанного определения в международном праве, хотя сам термин, оставаясь относительно новым для данной дисциплины, уже успел обрести собственную, не лишенную противоречий, историю. В конце 1980-х гг. его содержание активно обсуждалось в связи с переговорами в Кэмп-Дэвиде, провозглашенной целью которых было установление "полной автономии" для жителей западного берега реки Иордан и сектора Газа, а также в связи с предоставлением статуса автономии земле басков и Каталонии в испанским правительством и Маршалловым островам правительством США [Наппит, Lillich 1980:858].

Само понятие входит в предмет международного права лишь постольку, поскольку центральные правительства различных государств оказываются каким-нибудь образом связанными международными обязательствами при устройстве автономии. Спектр возможных форм самоуправления между полным подчинением центральной власти и полной независимостью чрезвычайно широк, как это показывает опыт различных несуверенных политических образований и территорий и федеральных государств; объемы прав, представляемых центральной властью региональному правительству также колеблются в широких пределах (в Главе 2 уже были кратко охарактеризованы такие формы политического устройства как международные территории, протектораты и ассоциированные государства, существенно различающиеся по объемам самоуправления).

ществуют как специализированные типы автономии (самоуправление в области культуры, или в области религии, или образования), так и неспециализированные, в которых автономные функции сосредоточиваются в сфере общего управления территорией (административная и политическая автономии). В каждом конкретном случае, за исключением крупных федеративных государств (России, Малайзии, Нигерии и др., где попытки найти универсальное решение для всех субъектов федерации обусловлены остротой конкуренции за ограниченные ресурсы), найденные решения обычно отражают компромисс между потребностями меньшинства и центрального правительства и, поскольку потребности, например, языковых и религиозных меньшинств существенно различны, найденные формулы федерализма, или автономизации также оказываются разными. Обычно термином "автономия" обозначают независимость действий на внутригосударственном уровне (см. Глоссарий), в то время как оборона и внешняя политика оказываются в ведении федеральных органов власти, однако известен ряд случаев, когда у регионального Правительства существует право заключения международных соглашений в областях культуры и экономики. Оценить степень независимости того или иного автономного образования можно в ходе анализа распределения властных полномочий между центральным и местным правительствами в трех главных ветвях власти - Законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве известных сегодня автономных устройств существуют исполнительные органы власти и глава администрации (губернатор, президент, премьер-министр и т.п.), который может быть независимым от законодательной власти (как, например, в США), либо, напротив, ответственным перед ней (как в британской парламентской модели).

В отношении исполнительной власти известные автономные единицы варьируют по следующим параметрам:

1) политической функции главы администрации: чьим представителем является этот глава - центральной, либо местной власти; кем и как он избирается;

2) ответственности главы администрации: осуществляет ли он распоряжения и законы центрального правительства, либо оно имеет специальный аппарат, обеспечивающий соблюдение его законов;

3) законодательной власти главы администрации: есть ли у него право вето, или иная функция контроля над местной (или центральной) законодательной властью;

4) степени контроля местной власти над национальной в таких областях как внешняя политика и оборона;

5) наличию и степени развития местной полиции и отношениям между службами местной и национальной безопасности [Наппит, Lillich 1980:861].

Значительное число автономных образований располагает также собственными законодательными органами, хотя их функции (подготовка законов, декретов, распоряжений), как и наименования различаются (легислатура, Совет, парламент и т.д.). Специализированные автономии (культурные и языковые, как, например, у бельгийских языковых сообществ) обычно не обладают собственной законодательной властью.

Помимо таких специфических областей законотворчества как законы о земле и недрах, законы о налогообложении и социальных службах, степень независимости местной законодательной власти может оцениваться по следующим параметрам:

1) является ли местная законодательная власть одной из основных, передавшей часть своих функций центральной, или, напротив, она наделена так называемой "остаточной властью";

2) существует ли у центрального правительства право вето по отношению к местным законодательным, либо исполнительным властям;

3) может ли местная власть вносить поправки в свою конституцию или основные законы независимо от центра, или центральное правительство должно одобрить поправку до ее включения в корпус местного права?

Что касается судебной власти, то весьма часто судебная система автономии включается в качестве нижнего уровня в общую судебную систему государства, сохраняя иногда при этом относительную независимость, например, в вопросе выборов судей. Соотношение местной и общенациональной юрисдикции широко варьирует от государства к государству, хотя гражданское, уголовное и административное право достаточно часто оказывается в ведении местных судов, что не исключает апелляции к судам национального уровня.

Субъектность в отношении международного права, как правило, формируют три сферы контроля местной власти, а именно, контроль над вооруженными силами и обороной, контроль над международными отношениями и способность заключать с согласия центрального правительства, либо без него международные договоры. Обычно автономное правительство не контролирует вопросы обороны (известные исключения в истории международного права - Кипр, Шанхай и острова Кука).

Сфера внешней политики также оказывается почти исключительно в ведении центра, хотя в ряде случаев по некоторым вопросам предусматриваются консультации с автономией (исторические примеры - тихоокеанские подопечные территории США; право вето у Данцига в отношении определяемой польским правительством внешней политики этого свободного порта) [Наппит, Lillich 1980:874]. Арабские эмираты, баскская автономия, Гренландия, швейцарские кантоны по Конституции 1848 года имеют право заключения международных договоров в сферах экономики и культуры. Некоторые автономии располагают собственной полицией или силами безопасности.

Вопросы земельной собственности и контроля над природными ресурсами и недрами относятся к наиболее острым, и обычно власть автономий в этих вопросах остается ограниченной. Контроль над этими сферами принадлежит обычно автономным правительствам только в случаях политической автономии (Эритрея, некоторые из арабских эмиратов, Гренландия по акту о самоуправлении 1978 г.). Напротив, управление в сферах социальных услуг (здравоохранение, образование, социальная помощь) довольно часто является прерогативой местного правительства.

Сфера языка и образования является зачастую настолько важной для удовлетворения интересов и потребностей меньшинств, что именно права в этих областях становятся фокусом борьбы и наиболее часто передаются в компетенцию местных властей. Например, в случае Аландских островов права в сфере образования, в частности использование шведского как языка школьного обучения явились главной причиной движения за большую автономию.

В сферах финансов, установления таможенных тарифов и экономики большинство автономий, за исключением ассоциированных государств не имеют собственных отдельных от центрального правительства полномочий, хотя сбор налогов может быть делегирован местным органам. Банковская система и эмиссия денег находятся в ведении центральной власти. Напротив, право устанавливать и собирать местные налоги, как правило, принадлежит правительству автономии.

Иногда суммы отчислений в государственную казну и государственных дотаций региону оговариваются в специальных соглашениях (баскская автономия). У ряда автономий существуют привилегии в области налогообложения (примером может служить Российская Федерация).

Специализированные автономии неполитического характера (культурная, языковая и религиозная) устраиваются для защиты соответствующих сфер жизни меньшинств от вмешательства центрального правительства. В ведении управленческих структур таких образований могут находиться и вопросы, связанные с местным налогообложением, образованием и социальным обеспечением, однако, как правило, все они ограничиваются целями поддержания местных языка, обычаев и религиозных практик.

Особый случай представляют дисперсно расселенные меньшинства, для охраны прав которых используются специальные формы самоуправления - национально-культурная автономия, и персональная автономия. Относительно последней можно утверждать, что несмотря на развитую теорию, созданную австромарксистами (главным образом, работами К.Реннера и О.Бауэра), опыт практического применения этой формы остается весьма ограниченным и исчерпывается, насколько нам известно, коротким периодом, а точнее попыткой ее использования в Дальне-Восточной Республике и законодательной деятельностью украинской Рады в 1918 г.. Тем не менее, эту форму нельзя сбрасывать со счетов, тем более что она активно пропагандируется и внедряется в России, если судить по наличию разнообразных законопроектов. Однако на практике гораздо чаще используется национально-территориальная автономия, к рассмотрению которой мы переходим.

автон о мия, автономии, жен. (греч. autonomia) (книж.).

1. Самоуправление; право какой-нибудь области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.).

2. Автономное государство, автономная область (неол., редк.). Национальные автономии Северо-Кавказского края.

3. Независимость от извне данных норм, самоопределение, ант. гетерономия (филос.). Автономия воли.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от греч. autonomia самоуправление, независимость)

Современный экономический словарь. 1999

(от греч. autos - сам, nomos - закон)

самоуправление, форма организации управления территориями предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. autos — сам и nomos — закон) — собственная закономерность, например, автономия органической жизни по отношению неорганической, мышления по отношению к бытию и т. д.

Педагогический терминологический словарь

(греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон)

в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в:

а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера.

В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчёркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)

Этнографический Словарь

(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право этнической, расовой, языковой. Религиозной или территориальной общности самостоятельно решать внутренние вопросы, закрепленное общегосударственной конституцией или другими правовыми нормами.

Словарь социолингвистических терминов

(Самоуправление)

Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах государства. Предполагает возможность самостоятельного решения вопросов образования, культурной жизни, хозяйственной жизни.

Различаются виды автономии: национально-территориальная, культурная (национально-культурная).

См. также: Культурная автономия

Словарь антонимов русского языка

Словарь экономических терминов

(от греч. autos - cam nomos - закон)

самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Политология. Словарь терминов

(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти – это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

широкое внутреннее самоуправление политико-национального образования в рамках единого государства. Как правило, осуществляется на территориях, компактно заселенных народностями, имеющими специфические особенности языка, быта и экономической жизни.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG autonomy)

(греч. autonomia - самоуправление)

философский принцип, согласно к-рому объект является полностью самодостаточным и не зависит в своем существовании ни от каких внешних факторов.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: самоуправление (оф.), независимость, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация

Ant: колониализм, колония, зависимость

Энциклопедический словарь

  1. (от авто. и греч. nomos - закон), в этике - собственная закономерность, определяемость какого-либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии - гетерономия.
  2. 1) в конституцинном праве - право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией. 2) Самостоятельность какого-либо научного или учебного учреждения - напр., университетская автономия.

Словарь Ожегова

АВТОНОМИЯ, и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какойн. части государства; самоуправление. Федеративная а.

Читайте также: