Что за организация роструд как эта организация осуществляет возложенные на нее полномочия

Обновлено: 19.05.2024

В целях организации работы Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в случаях возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в том числе взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок действий должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).

2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости обеспечить возможность реализации (исполнения) Порядка.

3. Управлению государственного надзора в сфере труда обеспечить надлежащий контроль за исполнением территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости Порядка при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Управлению надзора, контроля и проектов в сферах занятости населения, социальной защиты и государственных гарантий обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, в соответствии с Порядком.

5. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной службы по труду и занятости от 5 февраля 2014 г. N 36 "Об организации работы при возникновении обстановки, отвечающей критериям чрезвычайной ситуации";

приказ Федеральной службы по труду и занятости от 28 августа 2014 г. N 317 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 5 февраля 2014 г. N 36 "Об организации работы при возникновении обстановки, отвечающей критериям чрезвычайной ситуации".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Утвержден
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от 13.12.2019 N 352

ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ
И ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Настоящий порядок определяет организацию работы территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС), а также взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями в условиях ЧС.

Данный Порядок применяется как обязательный в отношении ЧС техногенного характера, а также природного характера по происхождению, в масштабе регионального, межрегионального и федерального характера. В отношении ЧС природного характера по происхождению в масштабе межмуниципального, муниципального и локального характера применяются как обязательные п. 1.1, п. 1.2 Порядка.

1. Руководители территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации при получении информации от территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, средств массовой информации и иных источников о возникновении ЧС, а также при возникновении ситуации, объективно отвечающей критериям ЧС, на соответствующей территории:

1.1. незамедлительно докладывают в Роструд посредством мобильной связи (руководителю Роструда и начальнику Управления государственного надзора в сфере труда) и посредством электронной почты (приемная руководителя Роструда - tz@rostrud.ru, Управление государственного надзора в сфере труда - trudnadzor@rostrud.ru), а при наличии погибших (пострадавших) по форме, утвержденной приказом Роструда от 23 января 2014 г. N 21 "Об утверждении ведомственной отчетности о работе территориальных органов Роструда";

1.2. выполняют мероприятия в соответствии с нормативно-правовыми актами в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и локальными актами Роструда, регламентирующими действия при ЧС.

2. Руководитель Роструда:

2.1. определяет (в каждом конкретном случае) ответственное структурное подразделение центрального аппарата Роструда по координации действий с целью обеспечения выполнения мероприятий в режиме ЧС;

2.2. принимает решение о выезде уполномоченного должностного лица (должностных лиц) центрального аппарата Роструда в субъект Российской Федерации, где введен режим ЧС.

3. Ответственное структурное подразделение центрального аппарата Роструда по координации действий с целью обеспечения выполнения мероприятий в режиме ЧС (далее - ОП):

3.1. в соответствии с решением руководителя Роструда организует выезд уполномоченного должностного лица (должностных лиц) центрального аппарата Роструда в субъект Российской Федерации, где введен режим ЧС, для решения поставленных задач, координации деятельности территориальных органов Роструда, органов службы занятости населения в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления в рамках возложенных на них полномочий по ЧС, организации работы пунктов временного размещения (далее - ПВР), пунктов длительного размещения (далее - ПДР), информационно-консультационных пунктов (далее - ИКП), оценке ситуации, выявлению имеющихся проблем и подготовке предложений по их решению;

3.2. информирует руководителя Роструда, в том числе по результатам анализа информации, представленной Управлением государственного надзора в сфере труда и Управлением надзора, контроля и проектов в сферах занятости населения, социальной защиты и государственных гарантий;

3.3. направляет информацию о ситуации и принятых мерах в Минтруд России в установленные сроки.

4. Руководители территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации:

4.2. определяют телефонный номер (номера), на который будет осуществляться прием и регистрация телефонных звонков по ЧС, публикуют вышеуказанный номер (номера) на официальном сайте территориального органа Роструда, назначают ответственное должностное лицо для приема и регистрации телефонных звонков, связанных с ЧС, при необходимости - в круглосуточном режиме;

4.3. организуют, в том числе с использованием средств массовой информации, консультирование по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для работников и работодателей, осуществляющих деятельность в зоне ЧС;

4.4. разрабатывают по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку с учетом особенностей ЧС и согласовывают с Управлением государственного надзора в сфере труда Роструда памятки для работников и работодателей, осуществляющих деятельность в зоне ЧС, после чего в возможно короткие сроки размещают их в ПВР, ПДР, ИКП, органах местного самоуправления (далее - ОМС) и иных местах массового посещения людей в зоне ЧС;

4.5. принимают меры в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, пострадавших в связи с ЧС от Оперативного органа, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, находящихся в зоне ЧС, других источников;

4.6. обеспечивают ведение реестра хозяйствующих субъектов, пострадавших в результате ЧС (приложение N 1 к настоящему Порядку);

4.7. организуют взаимодействие с администрацией ПВР, ПДР, ИКП;

4.8. составляют и утверждают график выезда в ПВР, ПДР, ИКП, ОМС и иные места массового посещения людей, а при необходимости - в зону ЧС (с обеспечением требований безопасности сотрудников территориальных органов Роструда), для осуществления установленных полномочий, в том числе по расследованию несчастных случаев, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществлению приема граждан и работодателей, пострадавших в результате ЧС, оперативному рассмотрению поступивших обращений, предоставлению государственной услуги по информированию и консультированию работников и работодателей, по следующим направлениям:

утрата трудовых книжек;

изменение режима труда и отдыха (введение режима неполного рабочего времени, простоя);

проведение мероприятий, связанных с сокращением численности или штата работников;

оплата труда (оплата времени простоя, привлечения к сверхурочной работе);

применение дисциплинарного взыскания (включая увольнение), связанного с прогулом или опозданием на работу в связи с невозможностью работника добраться до своего рабочего места;

по иным вопросам, в пределах компетенции;

4.9. при необходимости оказывают содействие работникам при подготовке исковых заявлений в суд по вопросам нарушения трудового законодательства, в том числе по вопросам восстановления утраченных (поврежденных) в результате ЧС трудовых книжек;

4.10. обеспечивают сбор, анализ и обобщение данных об обстановке в зоне ЧС в части, касающейся полномочий;

4.11. ежедневно до 12-00 (мск) направляют в ОП (в соответствии с пунктом 2.1 Порядка) информацию о ситуации в зоне ЧС за прошедшие сутки, принятых мерах с целью недопущения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по формам (приложение N 1, 4, 5 к настоящему Порядку), в зависимости от вида ЧС - на адрес электронной почты ответственного должностного лица ОП.

5. Управление государственного надзора в сфере труда:

5.1. осуществляет запросы, оперативный контроль и ситуативное управление деятельностью территориальных органов Роструда, где введен режим ЧС;

5.2. проводит анализ полученной от территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации информации по ЧС и принимаемым в связи с этим мерам, направляет информацию в ОП;

5.3. направляет информацию по компетенции в Управления Роструда.

6. Управление надзора, контроля и проектов в сферах занятости населения, социальной защиты и государственных гарантий:

6.1. анализирует информацию о состоянии оперативной обстановки в зоне ЧС, поступившую от оперативного дежурного МЧС России, при необходимости докладывает руководителю Роструда;

6.2. руководствуясь поручением Минтруда России, осуществляет подготовку и направление в субъекты Российской Федерации, где введен режим ЧС, писем (телеграмм) об обеспечении органами службы занятости региона:

своевременной и бесперебойной выплаты пособия по безработице пострадавшим от ЧС гражданам, состоящим на учете в качестве безработных;

проведения информационно-консультационной работы по разъяснению законодательства о занятости населения в части содействия в трудоустройстве пострадавших граждан, включая размещенных в ПВР, ПДР и посетивших ИКП;

организации опроса (приложение N 2 к настоящему Порядку) пострадавших граждан для выявления лиц (в том числе родственников и членов семьи погибших в результате ЧС), нуждающихся в трудоустройстве, содействии в их трудоустройстве;

выполнения иных мероприятий в рамках полномочий, возложенных на органы службы занятости в связи с введением в субъекте Российской Федерации режима ЧС;

6.3. обеспечивает сбор, анализ и обобщение информации (приложения N 2, 3 к настоящему Порядку), поступившей по запросу Роструда от органов службы занятости субъектов Российской Федерации, где введен режим ЧС, о проведении мероприятий в соответствии с возложенными на них полномочиями, направляет информацию в ОП.

Приложение N 1
к Порядку, утвержденному
приказом Федеральной
службы по труду и занятости
от 13.12.2019 N 352

Реестр
хозяйствующих субъектов ___________ (указывается
субъект Российской Федерации), пострадавших в результате ЧС
на "__" ________20__ г.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарий к ст. 357 TК РФ

Закрепленные настоящей статьей основные права государственных инспекторов труда исходят из положений Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.), предусматривающей необходимость предоставления инспекторам труда соответствующих полномочий для эффективного осуществления функций инспекционной службы.

Судебная практика по статье 357 TК РФ

Вопрос 1: Какой из сроков - установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации - подлежит применению при оспаривании работодателем в суд предписания государственного инспектора труда?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и кассационной инстанций руководствовались тем, что оспариваемое предписание вынесено Государственной инспекцией труда в г. Москва в пределах предоставленной ей компетенции, установленной ст. 357 Трудового Кодекса РФ. При этом установил, что порядок внесения изменений в коллективный договор произведен с нарушением закона, поскольку Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей не является как первичной профсоюзной организацией ОАО "Российские железные дороги", так и иным представительным органом работников ОАО "Российские железные дороги". Таким образом, в коллективный договор внесены изменения с участием органа, не наделенного соответствующей компетенцией.

Основные права государственных инспекторов труда изложены в ст. 357 Трудового кодекса РФ.
Так, в силу приведенной нормы государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Курочкин, уволенный в 2008 году и обратившийся в государственную инспекцию труда в 2015 году после вынесения 5 ноября 2014 года судебного решения по его делу по иску о признании незаконным расторжения трудового договора, возложении обязанности по возврату трудовой книжки, взыскании недополученного заработка, компенсации морального вреда, оспаривает конституционность части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению; данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Кроме того, заявитель полагает не соответствующими статьям 2, 7, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 46 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации абзац второй статьи 356 и абзац шестой части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не обязывают государственную инспекцию труда и государственного инспектора труда выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, чем препятствуют восстановлению трудовых прав работника.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения трудового законодательства и предписания об устранении нарушений иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения трудового законодательства предписания об устранении нарушений иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, суд первой инстанции указал на пропуск ОАО "Агат" без уважительных причин установленного частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации десятидневного срока для обжалования предписания государственной инспекции труда.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об удовлетворении заявленных административных требований, суд апелляционной инстанции сослался на положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Также судебная коллегия указала на то, что спор о выплате работникам заработной платы и процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты окончательного расчета является индивидуальным трудовым спором, рассмотрение которого не отнесено к компетенции государственной инспекции труда, которая только осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства, выявляя его нарушения. Обязанность по рассмотрению трудовых споров в соответствии с главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на комиссии по трудовым спорам или суды, в связи с чем суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания государственной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

от 13 июня 2019 года N 160

(с изменениями на 22 апреля 2020 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 декабря 2021 года на основании
приказа Роструда от 27 октября 2021 года N 329
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

в Министерстве юстиции

10 октября 2019 года,

регистрационный N 56195

Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 13 июня 2019 года N 160

Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(с изменениями на 22 апреля 2020 года)

I. Общие положения

Наименование функции

1. Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Административный регламент, федеральный государственный надзор соответственно), определяет порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Роструда) мероприятий по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия с работодателями в процессе осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Наименование органа, осуществляющего федеральный государственный надзор

2. Федеральный государственный надзор осуществляется непосредственно Рострудом и его территориальными органами.

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного надзора

3. Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного надзора, размещены на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)).

Предмет федерального государственного надзора

4. Федеральный государственный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов в отношении:

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, вступивших в трудовые отношения с работодателями (далее - работники).

5. Предметом федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, расчета при увольнении, оплаты отпусков, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора

6. Уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:

запрашивать у работодателей и их полномочных представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления федерального государственного надзора;

в соответствии с абзацем "iv" части 1 статьи 12 Конвенции N 81 МОТ, абзацем четвертым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом "в" пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2019, N 12, ст.1219) (далее - КоАП), Положением о федеральном государственном надзоре;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований и возмещении вреда, причиненного здоровью работников в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей.

7. При осуществлении федерального государственного надзора уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны:

истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (далее - межведомственный перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2647, N 42, ст.5972; 2017, N 32, ст.5152; N 35, ст.5385; 2019, N 5, ст.410), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки, а также с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

соблюдать сроки проведения проверки;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя;

осуществлять внесение информации в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" (далее - единый реестр проверок);

проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей) и в случае, когда предусмотрено согласование внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры, копии документа о согласовании проведения проверки;

знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

8. При осуществлении федерального государственного надзора уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов не имеют права:

проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роструда или его территориального органа;

проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения проверки;

осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень;

требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления сведений, документов до начала проведения проверки;

проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных неопубликованными муниципальными правовыми актами.

Какие профилактические и контрольные мероприятия предусмотрены и что поможет работодателям защитить свои права?

Роструд будет проверять работодателей по новым правилам

23 июля 2021 г. начали действовать новые правила контроля (надзора) в сфере соблюдения норм трудового права (Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230).

Кого будут контролировать и что проверят?

Государственный контроль (надзор) осуществляет Роструд и его территориальные органы.

В рамках новых правил будет контролироваться и проверяться деятельность работодателей на предмет соблюдения требований трудового законодательства, а также деятельность организаций, которые проводят специальную оценку условий труда.

Как определяется категория риска деятельности работодателя и как это связано с госконтролем?

При осуществлении государственного контроля будет применяться риск-ориентированный подход. Что это значит? Если проверять всех подряд, то деятельность организаций может быть значительно затруднена и потребуется огромный запас ресурсов государства для проведения проверок. А при риск-ориентированном подходе больше внимания уделяется работодателям, чья деятельность связана с высокими рисками, и меньше – при низких рисках. Тем самым повышается эффективность государственного контроля, и бизнес не перегружен излишними проверками.

Деятельность работодателей может быть отнесена к одной из следующих категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск.

При определении категории риска используется несколько критериев:

  • тяжесть негативных последствий (т.е. что может произойти при нарушениях, например сколько людей могут пострадать в результате несчастного случая);
  • коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателя (рассчитывается индивидуально, в том числе с учетом факта наличия ранее совершенных нарушений).

Отнесение работодателей к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. С перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, можно ознакомиться на сайте Роструда.

Какие профилактические мероприятия предусмотрены?

При осуществлении государственного контроля (надзора) Роструд может проводить профилактические мероприятия:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • профилактический визит.

С программой и планом данных мероприятий можно ознакомиться на сайте Роструда (например, программа для Санкт-Петербурга).

Информирование

Роструд будет размещать информацию об обязательных требованиях в области охраны труда на своем официальном сайте, в средствах массовой информации, личных кабинетах работодателей (при их наличии) и в иных формах.

Обобщение правоприменительной практики

Результатом такого обобщения является доклад Роструда о правоприменительной практике в сфере охраны труда. Доклад готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год и подлежит размещению на сайте Роструда.

Объявление предостережения

Консультирование

Должностные лица Роструда должны консультировать всех желающих в устной или письменной форме по следующим вопросам:

  • организация и осуществление государственного контроля (надзора);
  • гарантии и защита прав работодателей;
  • эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
  • исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

Проконсультироваться можно по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме и в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия. Консультации проводятся бесплатно.

Профилактический визит

В ходе этого мероприятия инспектор Роструда проводит профилактическую беседу с представителем работодателя по месту его нахождения или с использованием видео-конференц-связи. Работодателя информируют об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.

Обязательные профилактические визиты проводятся, например, в отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.

Какие контрольные (надзорные) мероприятия предусмотрены?

Для проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства Роструд вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия.

Инспекционный визит

Он проводится по месту нахождения работодателя без предварительного уведомления. По общему правилу инспекционный визит подлежит согласованию с органами прокуратуры за исключением отдельных случаев. Срок его проведения не может превышать 1 рабочий день.

Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Рейдовый осмотр

В ходе такого осмотра оценивается соблюдение обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько работодателей.

По общему правилу рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением отдельных случаев. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней.

Документарная проверка

Эта проверка проводится без выезда к работодателю, на основании представленных сведений и документов. Срок ее проведения не может превышать 10 рабочих дней.

При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у работодателя сведения и документы, которые не относятся к предмету проверки или которые могут быть получены Рострудом от иных органов.

Выездная проверка

Такая проверка проводится по месту нахождения работодателя. По общему правилу о предстоящей выездной проверке работодатель должен быть уведомлен не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления копии решения о проведении проверки. Она может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.

Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. С этим планом можно ознакомиться на сайте Роструда (например, план проверок для Санкт-Петербурга). Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются внепланово.

Частота проведения плановых мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства зависит от категории риска деятельности работодателя.

Категория риска Частота проведения плановых проверок
Высокий риск Один раз в 2 года
Значительный риск Один раз в 3 года
Средний риск Один раз в 5 лет
Умеренный риск Один раз в 6 лет
Низкий риск Плановые проверки не проводятся, только внеплановые

При проведении рейдового осмотра и проверок контролирующие лица для фиксации доказательств нарушений могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, в котором указываются сведения о выявленных нарушениях. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.

Как работодателю защитить свои права?

Прокуратура вместе с бизнес-омбудсменами (уполномоченными по защите прав предпринимателей) планирует проводить собственный мониторинг: бизнес-омбудсмены будут сообщать в органы прокуратуры о неправомерных контрольных мероприятиях в отношении работодателей. Пока эта инициатива находится в стадии разработки. Тем не менее рекомендуем работодателям в случае необходимости обращаться к уполномоченным по защите прав предпринимателей – эту возможность можно использовать как дополнительный механизм защиты своих прав.

Читайте также: