Что являлось судом первой инстанции в период сословно представительской монархии

Обновлено: 02.07.2024

Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в этом случае несли ответственность совместно с мужем.

Главный принцип семейных отношений по Стоглаву – безраздельная власть мужа над женой и родителей над детьми.

Жена всегда следовала судьбе мужа: муж был вправе "закладывать" ее и отдавать по служилой кабале в "работу на прокорм". Муж имел право наказывать жену, если эти наказания не превращались в членовредительство.

Родители были вправе распоряжаться брачной судьбой своих детей, решать вопрос об их пострижении в монахи, передаче в холопство.

Особенности имела опека над малолетними детьми. Опекунами могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.

Имущественные права супругов были равными, но муж не мог распоряжаться приданым жены без ее согласия. Супруги по долгам отвечали не только общим имуществом, но и в случае смерти одного из них – собственным.

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки:

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью

Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).

В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.

Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.

Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.

Основные черты Земского собора:

1) в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей "черных земель": боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);

2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;

3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.

Полномочия Земского собора:

1) внешняя политика (вопросы войны и мира);

2) предложения по установлению налогов;

3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);

4) обсуждение и принятие законов.

Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.

Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.

Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых Московским великим князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ – частное поручение, а не орган. Но в XVI–XVII вв. эти "единоличные поручения" превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название "изб" или "приказов".

Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.

Приказ происходит от слова "приказывать". Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.

Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья – глава приказа (боярин).

Система приказной системы управления:

1) Казенный приказ (в его компетенцию входило управление казной Великого князя и его архивом, всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел и денежным двором);

2) Дворцовый приказ, или приказ Большого Дворца (управлял дворцовыми землями и их населением);

Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Форма правления - монархия, но статус монарха несколько меняется. Иван 4 провозглашает себя царем.

Царь: порядок престолонаследия - старший мужчина старшей ветви (по первородству). Наследование сопровождается избранием на земском соборе.

Усилится самодержавие, постепенно формируется абсолютизм

Боярская Дума: ее значение постепенно снижается, царь постепенно освобождается из-под ее опек, но БД все равно ограничивает монарха, хоть и превращается в обычную канцелярию царя. После смерти Бориса Годунова роль БД на время возросла и после свержения с престола Василия Шуйского вся полнота власти временно перешла к БД. Некоторое время государством управляли семь влиятельных бояр, что получило название семибоярщины. Во главе аппарата БД стоял думный дьяк.

Земские Соборы: символизируют сословно-представительную монархию, через них царь привлек к управлению государством определенные круге дворянства и посадского населения. ЗС были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - введения войны, изыскания новых доходов. Цари, опираясь на ЗС, даже могли проводить политику, противоречащую БД.

Верхняя палата, официальные члены:

Нижняя палата, выборные члены:

- Чернею крестьянство (с 1613 г.)

1) избрание царя

2) Внешнеполитические вопросы

С 20-х гг. 17 в. ЗС стали собираться реже. Последний созыв - вторая половина 17 в.

Все ЗС можно разделить на 4 группы:

1) которые созывали царя по своей инициативе - самая преобладающая группа

2) которые созывал царь, но по инициативе сословий

3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направление против него

4) соборы, избирающее на царство

Центральное управление:

Развитие государственности предполагало расширение аппарата управления. В середине 16 в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам.

Система приказов:

Приказы, занимающиеся обеспечением княжеского дворца:

- приказ большого дворца - обиход княжеской резиденции

- приказ большого прихода

- житный приказ - припасы, огородное хозяйство

- панихидный приказ - организация похорон членов царской семьи

- конюшенный приказ - царская конюшня

- постельничий приказ - царская спальня

Приказы, связанные со службой:

- разрядный приказ - учет служилых людей, личный состав боярской и дворянской конницы, перемещение в должностях

- поместный приказ - регистрация сделок о недвижимости, ведение поместным земельными владениями

- стрелецкий приказ - организация стрелецкого полка

- казачий приказ - ведение казачьими войсками

Приказы по местному управлению (четверти):

- приказ калмыцких дел

- приказ лифляндских дел

Признаки приказов:

1) созданы для общегосударственных нужд

2) Являются финансовыми органами

3) являются судебными органами

4) имеют в управлении определенную территорию

В этот период зарождается центральный полицейский орган. Вначале действовала комиссия Боярской Думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ - разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц Являлся одной из высших судебных инстанций.

Дворяне и дети боярские получили привилегии - могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим создался Челобитный приказ. В дальнейшем он вошел в состав Судного приказа.

Также существовал Посольский приказ - ведал многообразными внешнеполитическими вопросами Проводил переговоры с представителям иностранных государств, решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных.

Появляется Холопий приказ - регистрация кабальных записей в особых книгах, рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Тайный приказ - контроль за всеми управлениями, личная канцелярий монарха.

В это время и произошла реорганизация армии - основу ее составляли дворянская конница и стрельцы. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был содам специальный приказ. Военная служба распространилась на все разряды феодалов. Всем помещиками и вотчинникам подписывалось явиться в поход с оружием и со своими людьми. К лицам обязанным неси службу относились - служилые по отечеству (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и служили по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари).

Местное управление:

Происходят попытки демократизации - вместо наместников и волосатей вводились земские старосты:

На место наместников-кормленщиков были введены губные старосты. Аппарат губного старосты состоял из целовальников (выборные должностные лица - целовали крест с присягой верно служить на этой должности).

К ведению земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам.

Система воеводского правления:

Воеводы стали начальниками уездов - назначаются царем на короткий срок. Компетенция:

- управление отдельными промслами

Отношения с церковью.

- Ставится под светский контроль. В сер 17 в на должность патриарха избираются царские ставленники.

- Постепенное сужение церковно-судебной компетенции, но расширение царской. СУ впервые говорит о церковных преступлениях.

- Создание монастырского приказа - управляет бывшими церковными землями.

- Большой Московский собор (1666/7) - передал в руки светской власти борьбу с расколом. Церковная власть отказалась самостоятельно бороться с таким явлением, как раскол.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.

Экономические и политические предпосылки возникновения

В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.

Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.

Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.

Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.

Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;

Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.

Характерные черты сословно-представительной монархии в России

Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.

Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;

Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;

Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;

Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;

Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.

Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.

Земский собор 1549 г.

Характерные особенности Земских соборов:

Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;

Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;

Отсутствие законодательной инициативы;

Земские соборы не ограничивали самодержавие.

На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:

  • Царь;
  • Боярская дума;
  • Представители духовенства;
  • Помещики.

Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:

  • Необходимость проведения судебной реформы;
  • Решение о формировании местного самоуправления;
  • Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.

Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии

В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.

В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.

Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:

  • 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
  • 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.

После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.

Потеря значения, переход к абсолютной монархии

Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.

Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.

На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.

Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.

Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.

Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).

Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).

Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.

Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.

Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.

Итоги

Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.

Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.

Историческое значение

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

В середине и во второй половине ХVI в. Принимается большое количество законодательных актов. Наибольшее значение имели Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г. и Соборное уложение 1649 г.

К важным источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права относился так называемый Стоглав 1551 г.– собрание постановлений собора. Стоглав – сборник из 100 постановлений церковно-земского Собора 1551 г. (в его работе кроме церковных иерархов участвовали царь, князья, бояре, думные дьяки). В нем регулировались вопросы церковных отношений: борьбой с порочным поведением части духовенства (пьянством, развратом, взяточничеством, ростовщичеством монастырей), организация церковного суда и порядка его деятельности, церковные догматы. Но наряду с этим в нем содержатся нормы поземельного, финансового права. Действие этих норм распространялось не только на духовных лиц, но и на мирян. Особенно это касалось норм брачно-семейного права, поскольку эта область правоотношений регулировалась преимущественно каноническим правом. Стоглав частично ограничивал церковно-монастырское землевладение.

Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить более четкое отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.

Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места.

Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями.

Состоит из Соборное уложение 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.

В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха.

С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.

Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.

Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.

Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы феодального землевладения. Уложение содержало специальную главу, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Определялся порядок наследования поместья сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери. Дочери также могли получить поместье в качестве приданого. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину. Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.




В соответствии с Соборным уложением вотчина была привилегированной формой феодального землевладения. В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д.

В Уложении ограничивается экономическое могущество церкви — запрещено приобретение церковью новых земель, сокращены многочисленные привилегии. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учрежден Монастырский приказ.

Соборное уложение также регламентировало залоговое право.

Обязательственное право продолжало развиваться в направлении замены личностной ответственности имущественной. Друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги по обязательствам переходили по наследству; одновременно устанавливалось, что отказ от наследства снимает и долги по обязательствам. В законодательстве были определены случаи добровольной замены в обязательствах одного лица другим. В случае стихийных бедствий должнику предоставлялась отсрочка уплаты долга на срок до 3 лет.

Соборное уложение устанавливало порядок признания договора недействительным. Договоры признавались недействительными в случае их заключения в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана.

Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные, так и коллективные лица.

Наследственному праву известно наследование по закону и по завещанию.

Завещание оформлялось в письменной форме, подтверждалось свидетелями и представителем церкви. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин; родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. В круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники.

Законную силу имел только церковный брак. Допускалось заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение всей жизни. Брачный возраст устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин — в 12 лет. Для заключения брака требовалось согласие родителей.

В соответствии с принципами домостроя устанавливалась власть мужа над женой, отца над детьми. Юридический статус мужа определял статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Жена была обязана следовать за мужем на поселение, в изгнание, при переезде.

Закон определял статус незаконнорожденных детей. Лица этой категории не могли усыновляться, а также принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Расторжение брака допускалось в следующих случаях: уход одного из супругов в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

Соборное уложение не дает понятия преступления, однако из содержания его статей можно сделать вывод, что преступлением является нарушение царской воли или закона.

Субъектами преступления могли быть отдельные лица или группа лиц независимо от их сословной принадлежности. В случае совершения преступления группой лиц закон разделял их на главных и второстепенных (соучастников).

Субъективная сторона преступления определялась степенью вины. По Уложению преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные.

При характеристике объективной стороны преступления закон устанавливал смягчающие и отягчающие обстоятельства. К первым принадлежали следующие: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект). Ко второй группе относились: повторность преступления, совокупность нескольких преступлений, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления.

Объектами преступления в соответствии с Соборным уложением являлись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность.

Систему преступлений можно представить следующим образом: преступления против веры; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности.

Система наказаний включала: смертную казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылку, конфискацию имущества, отстранение от должности, штрафы.

Целями наказания были устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.

Соборное уложение устанавливало две формы судебного процесса: обвинительно-состязательный и розыскной.

Обвинительно-состязательный процесс, или суд, применялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел.

Суд начинался с подачи заинтересованным лицом челобитной жалобы. Затем пристав вызывал в суд ответчика. Последнему при наличии уважительных причин предоставлялось право дважды не являться в суд, однако после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшая сторона получала соответствующую грамоту.

В системе доказательств существенных изменений не произошло. Использовались свидетельские показания, письменные доказательства, присяга, жребий.

В качестве свидетельских показаний применялись ссылка из виноватых и общая ссылка. Первая заключалась в ссылке стороны на показания свидетеля, которые должны были совпасть с утверждениями ссылающегося. При несовпадении дело проигрывалось. Во втором случае обе спорящих стороны обращались к одним и тем же свидетелям. Их показания являлись основой решения дела.

Судоговорение в обвинительно-состязательном процессе было устным. Каждая стадия процесса (вызов в суд, поручительство, вынесение решения и т. д.) оформлялась особой грамотой.

С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что привело к росту притязаний церкви на политическую власть.

В ходе реформы по централизации церковного управления (1620—1626 гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649 г. был учрежден Монастырский приказ.

В середине XVII в. патриарх Никон провел реформы по укреплению церковной системы, а также осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Ему противостояла группировка (раскольники) возглавляемая протопопом Аввакумом, настаивавшая на пpaвильности только русских текстов. Противники церковных реформ стали подвергаться преследованиям.

Из-за притязаний церкви на первичность духовной власти по сравнению со светской между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем произошел разрыв. На Церковном соборе 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана, а его преемники на этом посту уже не претендовали на превосходство над царской властью.

Взаимоотношения государства и церкви в XVI—XVII вв. были сложными, неоднократно пересматривались и подвергались правовой регламентации.

Высшим церковным органом был Освященный собор. Все его члены входили в состав Земского собора. Духовенство будучи особым сословием обладало некоторыми привилегиями и льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказаний, повинностей и др.

Система органов церковного управления включала епископаты, епархии, приходы и монастыри.

Епархии возглавлялись епископами. В их полномочия входили: назначение поповских старост; утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.

В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Во главе приходов стояли священники, назначаемые государственными чиновниками либо избираемые приходом. Монастыри возглавлялись архимандритами и игуменами.

Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество. В церковную судебную систему входили: суды епископов, наместнические суды и монастырские суды.

С 1589 г. главным судебным органом церкви стал Суд патриарха. В XVII в. церковные дела рассматривали Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел.

Главными источниками церковного права были: Кормчая книга, Правосудие митрополичье и Стоглав (1551 г.).

В Стоглаве были собраны и систематизированы все нормы действующего церковного права.

Читайте также: