Что является основным инструментом согласования интересов

Обновлено: 14.05.2024

Со времен Аристотеля и Александра Македонского проблема согласования интересов в истории цивилизации остается ключевой, а ее эффективного разрешения не существует до сих пор как в теории, так и в практике управления.

Нерешенность этой проблемы во многом предопределяет доминирование грубых силовых средств в разрешении противоречий в противовес цивилизованным методам. За исключением антагонистических противоречий, в подавляющем большинстве ситуаций открывается возможность отыскания компромиссов. Не претендуя на разрешение всех проблем согласования интересов (политических, социальных и пр.), остановимся на рассмотрении корпоративных проблем поиска компромиссов.

Проблема согласования интересов неотделима от проблемы формирования механизма РУР. Решение не может быть принято и реализовано в отсутствие согласованности в интересах всех тех, кого оно касается (ЛПР, исполнители, контрагенты). В рамках разработки и реализации управленческих решений было бы целесообразно говорить о согласовании целей субъектов. Однако логически главным на первом этапе сложного процесса формирования совместных ценностей и согласованных целей является согласование интересов. При этом нельзя забывать, что согласование интересов — процесс, который последовательно реализуется на всех трех этапах РУР: подготовки, принятия и реализации решения.

В понятии интереса, помимо целевой составляющей, в значительно большей степени отражаются субъективные социально-психологические аспекты взаимодействия. К тому же к данному понятию не предъявляется требование операционально- сти. Поэтому процедура согласования интересов в целом является более простой, чем процедура согласования целей. Однако в дальнейшем при формировании стратегии предприятия руководству не миновать этапа согласования целей.

Одной из важнейших сфер применения методов и механизмов согласования интересов является вертикальная интеграция при создании корпорации.

Ниже рассматриваются конкретные ситуации по согласованию интересов в процессе вертикальной интеграции вперед. По существу, это квазиинтеграция БХК №4 и примерно 120 магазинов г. Барнаула.

В качестве методологической основы осуществления процедур согласования интересов выделены три тезиса: наличие системы совместных ценностей и согласованных целей; процессы самоорганизации; необходимость и возможность управления процессами согласования интересов.

Естественно, что решение этих проблем не представляется возможным вне рамок системно-целевого подхода.

Согласование показателей качества обслуживания заслуживает отдельного рассмотрения. Оно может оцениваться по видам услуг, предоставляемых производителем клиенту, значимости (весу) для клиента, а также по уровню качества этих услуг (в баллах).

Ключевые моменты представленной схемы удобно рассмотреть по шагам.

Ш а г 2. Затем, пропуская данные показатели через SWOT-анализ, каждый из контрагентов выходит на показатели интересов.

Шаг 3. Интересы каждого контрагента в сравнении с интересами партнера и анализ их согласованности (идентичности) формируют информационную базу рассогласованности интересов.

Шаг 4. Показатели рассогласованности служат основой для формирования системы проблем хлебокомбината и его клиентов во взаимодействии друг с другом.




Рис. 10.8. Схема формирования согласованных маркетинговых стратегий

Шаг 5. Для решения собственных проблем хлебокомбинатом и его клиентами формируются альтернативы взаимодействия, которые в рамках потенциального сотрудничества дают систему альтернатив взаимодействия друг с другом.

Ш а г 6. Для отбора конструктивных вариантов взаимодействия систему альтернатив необходимо отфильтровать с помощью SWOT-анализа партнерства. В его основе лежит анализ угроз и возможностей, сильных и слабых сторон субъекта не только относительно собственных интересов, но и относительно интересов контрагентов. При выборе субъектами согласованной стратегии возрастает его актуальность как средства реализации функций внешней адаптации и внутренней интеграции каждого. Без них никакая стратегия не приведет к достижению поставленной цели.

В согласовании интересов, как и в любой самоорганизующейся системе, следует выделять две составные части: жесткую и гибкую. В данном случае к жесткой составляющей механизма согласования интересов можно отнести критерии эффективности и ограничения для каждого субъекта и партнерства в целом, которые играют определяющую роль в отборе вариантов сотрудничества. Гибкая составляющая проявляется в первую очередь в наличии скрытых интересов у каждого партнера, что вносит некоторую неопределенность в их отношения.

Шаг 7. В рамках человеко-машинной системы из отсеченной SWOT-анализом партнерства системы альтернатив контрагентами совместно осуществляется выбор согласованных стратегических решений.

В основе человеко-машинной системы лежит синтез свойств человеческого интеллекта и автоматизированных стандартных способов поиска вариантов взаимодействия. В человеко-машинной системе человеческая составляющая является определяющей и связана с использованием знаний экспертов, в то время как машинная — с использованием формализованных методов (решение оптимизационных задач с элементами теории нечетких множеств и теории игр). В данном аспекте в последнее время особую актуальность приобретают экспертные системы.

Рассмотрим несколько подробнее содержание седьмого шага (см. матрицу на схеме рис. 10.8). В верхней и левой частях данной матрицы фиксируются альтернативы стратегических решений каждого субъекта в отношении интересов контрагента. На их пересечении находится полезность данного варианта взаимодействия для каждого контрагента (например, полезность для хлебокомбината снижения отпускной цены на 3% при увеличении клиентами объема заказов на 7%). В данном случае полезность линейно зависит от изменения их прибыли.

Не стоит забывать, что использование формализованных методов, фрагмент одного из которых и был представлен, не может дать окончательного решения, так как полезность носит субъективный характер. Область, в рамках которой хлебокомбинат и его клиенты могут совместно искать стратегию взаимодействия, на схеме закрашена. Вариант с приемлемым сочетанием для контрагентов полезностей ложится в основу локальной стратегии каждого. Согласованные стратегические решения фиксируются обеими сторонами в договоре (соглашении), заключаемом на долгосрочный период.

Более подробно отдельные игровые моменты выбора равновесной (согласованной) стратегии хлебокомбинатом и его клиентами будет рассмотрен ниже в рамках теории игр как одного из формализованных методов выбора согласованных стратегий.

Ш а г 8. Реализация согласованных решений — наиболее ответственный этап, на котором проявляются конкретные результаты механизма согласования. Здесь особенно важным представляется обеспечение автоматизма реализации обеими сторонами согласованных решений.

В рамках пространственного измерения снижение объемов заказов клиента может вызвать в работе хлебокомбината такие отклонения, как снижение объемов выпуска, в результате чего снижается качество продукции, неэффективно используются трудовые и другие ресурсы. В итоге это приводит к снижению основного показателя эффективности деятельности — прибыли. Измерение во времени позволяет рассматривать отклонение как фактическое, если оно уже возникло, и как потенциальное, если оно может возникнуть в будущем. Тогда система автоматизма должна функционировать и как предупреждающий возникновение отклонений механизм.

Негативным фактором в возникновении отклонений является информационная неопределенность контрагентов. Снизить степень неопределенности можно, тщательно проработав соглашения между хлебокомбинатом и его клиентами (в виде нормативного документа). В соглашении должны оговариваться основные реакции контрагентов на отклонения со стороны партнера,


СОГЛАСОВАННЫЕ ИНТЕРЕС Ы

\. ОБЪЕКТИВНЫЕ Появление нового магази- на-конкурента

Это позволит контрагентам оперативно обмениваться информацией, отслеживать отклонения и предупреждать об ответных мерах воздействий при их возникновении.

Стратегическими средствами, закрепляющими клиентов (магазины) за хлебокомбинатом, которые обеспечивают их заинтересованность в повышении эффективности работы хлебокомбината, могут быть: перекрестное владение акциями; формирование системы комплексного обслуживания, предполагающей сотрудничество с клиентами по различным продуктовым направлениям и оказание информационных, маркетинговых услуг; участие администрации в трехстороннем соглашении.

В идеале механизм согласования интересов должен включать цепи отношений поставщиков, производителей и покупателей. Это стабилизирует процесс разработки решений относительно рынков сбыта и сырьевых рынков предприятия, снижая неопределенность в отношениях между ними.

Читайте также: