Что является основной задачей федеральной системы обеспечения защиты деятельности га от анв

Обновлено: 04.07.2024

Предотвращение и пресечение захвата (угона) воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является одной из главных задач деятельности аэропортов (авиапредприятий) ГА, соответствующих органов и подразделений ФСБ, МВД и других министерств и ведомств РФ, взаимодействующих с ГСГА России по вопросам защиты деятельности ГА от АНВ.

Все действия при проведении ответных мер против АНВ должны осуществляться исходя из принципа приоритетности цели сохранения жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей ВС и других лиц, оказавшихся в зоне происшествия.

В целях предупреждения АНВ в деятельность ГА каждый аэропорт, авиационное предприятие (эксплуатант) должны разрабатывать и обеспечивать выполнение превентивных мер безопасности.

Все мероприятия по предотвращению и пресечению случаев захвата, (угона) ВС, попыток диверсий и других АНВ в рамках Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляются авиапредприятиями ГА во взаимодействии с органами и учреждениями ФСБ, МВД, воинскими частями МО и ФПС Российской Федерации.

Все организации, учреждения и предприятия независимо от их ведомственной принадлежности обязаны предоставлять все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об АНВ в деятельность ГА, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных чрезвычайных ситуаций.

Все аэропорты РФ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, должны быть открытыми для приема ВС, подвергшегося АНВ. Такому ВС должен быть обеспечен приоритет в обеспечении полета, в пользовании средствами связи,

светосигнальным оборудованием, взлетно-посадочными полосами и рулежными дорожками аэродрома.

Тема 1.7. Взаимодействие САБ с другими службами аэропорта (авиакомпании) при подготовке ВС к отправлению.

При коммерческом обеспечении рейсов в процессе обслуживания пассажирских и грузовых потоков на внутренних и международных воздушных линиях огромную роль играет авиационная безопасность (aviation security (AVSEC)). Авиационная безопасность в лице сотрудников службы авиационной безопасности (САБ) осуществляет контроль за сохранностью воздушных судов на стоянке; контроль правильности расчёта коммерческой загрузки, оформления центровочного графика, СЗВ и других перевозочных документов; контролируют правильность загрузки груза, почты багажа; осуществляет досмотр пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, груза и бортового питания на предмет обнаружения веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА .

Без соблюдения авиационной безопасности воздушный транспорт становится опасен для жизни и здоровья членов экипажа, пассажиров, людей на земле.

Практика работы гражданской авиации показывает, что наиболее успешно задачи взаимодействия решаются путем внедрения диспетчерской системы управления и контроля, то есть диспетчеризацией. При диспетчеризации каждая группа несет ответственность за выполнение той или иной операции, и диспетчер имеет полномочия требовать выполнение операций в установленные графиком сроки.

Внедрение диспетчеризации позволяет:

q Улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту;

q Быстро устранять возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления;

q Контролировать ход технологического процесса;

q Внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочем месте диспетчеров.

Диспетчеризация необходима там, где требуется оперативное решение вопросов, быстрое устранение возникших неисправностей и отклонений в работе, для обеспечения готовности воздушного судна к вылету.

Диспетчеризация предусматривает организацию четкого взаимодействия служб авиапредприятия в процессе подготовки воздушного судна к отправлению по следующим вопросам:

q По техническому обслуживанию воздушных судов;

q По заправке воздушных судов;

q По дополнительным видам обслуживания (уборка салонов, заправка специальными жидкостями и водой, подогрев и охлаждение салонов);

q Подготовка полетной документации (план полета, штурманский расчет, метеосводка);

q По обслуживанию пассажиров и по загрузке воздушных судов (багаж, почта, груз);

q По оформлению сопроводительных документов (багажная ведомость, ведомость регистрации, центровочный график, почтово-грузовая ведомость, сводно-загрузочная ведомость);

q По эксплуатации радиотехнического оборудования и связи аэропорта;

q По обеспечению электросветотехнического обеспечения полетов;

q По обеспечению АБ в процессе предполетной подготовки ВС к вылету.

Взаимодействием называется процесс оперативной связи структурных подразделений авиапредприятия при подготовке ВС к отправлению и по прилету их в аэропорт.

Процесс оперативной связи между подразделениями и службами (отделами) аэропорта осуществляется с помощью средств связи (ГГС, ДПУ, радиостанции разных модификаций и т.п.).

В настоящее время координация действий всех служб и подразделений аэропорта возложена на Производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП), которая:

q Составляет суточные планы полетов и передает их во все службы аэропорта;

q Контролирует работу всех служб по технологическому графику, который включает и техническое и коммерческое обслуживание воздушного судна;

Принимает меры по выполнению суточного плана полетов

q Осуществляет контроль движения воздушных судов на всю глубину полета, обеспечивает этой информацией пассажиров и персонал;

q Производит учет и анализ регулярности полетов;

Указания ПДСП по выполнению СПП и подготовки ВС к вылету обязательно для всех служб, обеспечивающих полеты..

ОПЕРАТИВНАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ДРУГИМИ СЛУЖБАМИ АЭРОПОРТА ПРИ ПРЕДПОЛЕТНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Авиационно-технический комплекс (АТК):

Обеспечивает исправность и своевременную подготовку ВС, в том числе резервных, согласно СПП;

Принятие мер по устранению неисправностей и дефектов, возникших в полете, о которых было сообщено с борта ВС;

Определение отказа авиационной техники и принятие оперативных мер по предотвращению задержек отправления ВС по техническим причинам.

Служба спецтранспорта (ССТ):

Обеспечивает своевременную подачу к ВС и работу спецмашин согласно технологическим графикам.

Служба горюче-смазочных материалов (С ГСМ):

Обеспечивает бесперебойное снабжение техники ГСМ;

Производит своевременную заправку ВС кондиционными ГСМ.

Летная служба (ЛО):

Выделяет экипажи, в том числе, резервные для выполнения СПП;

Готовят экипажи для полетов по сниженным метеоминимумам;

Обеспечивают передачу информации для АТК о возникших в полете неисправностях;

Обеспечивают проведения экипажами анализа метеообстановки перед вылетом, исключая возвраты и посадки ВС на запасной аэродром по метеоусловиям.

Служба управления воздушным движением (С УВД):

Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:

• планирование и координирование воздушного движения;

• контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства.

Главными задачами УВД являются:

• обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами ВС задании на полет;

• обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного пространства

Каждое воздушное судно с момента запуска двигателей и до момента их выключения в конечном пункте установленного маршрута находится в системе УВД (под наблюдением и постоянной связью).

Аэродромная служба (АС):

Обеспечивает постоянную готовность аэродрома к полету, правильное содержание и ремонт летного поля, аэродромных покрытий, водоотводно-дренажных систем и других аэродромных сооружений;

Осуществляет организационно-технические мероприятия по надзору и уходу, для обеспечения сохранности и долговечности аэродромных сооружений.

Работа АС ведется по двум направлениям:

А) текущая подготовка аэродрома к полетам;

Б) текущий ремонт покрытий и сооружений.

Текущая подготовка аэродрома к полетам включает:

Текущую аэродромную очистку от снега, гололеда, посторонних предметов, пыли и грязи;

Грейдеровку грунтовых ВПП, рулежных дорожек, внутриаэропортовых дорог;

Окашивание травы, маркировка покрытий;

Текущий ремонт покрытий и сооружений состоит из:

Заливки швов и трещин на ИВПП;

Заливки и ремонта асфальтобетонных покрытий;

Прочистки дренажной системы и ремонта ливневой канализации;

Ремонта и установки заземлителей и якорей для швартовки самолетов;

Аэродромно-диспетчерский пункт (АДП):

В АДП командир ВС докладывает диспетчеру АДП о начале предполетной подготовки экипажа и получает информацию о предстоящем полете:

Номер самолета и место его стоянки;

Масса конструкции самолета;

Предварительные данные о коммерческой загрузке самолета (пассажиры, багаж, груз);

Изменение маршрута полета и промежуточных посадок;

В случае изменения навигационной обстановки или метеоусловий, определяется необходимое количество топлива для выполнения рейса и докладывают диспетчеру АДП о необходимости изменения коммерческой загрузки.

Отдел главного механика (ОГМ) обеспечивает в аэровокзале чистоту, свето-тепло-водоснабжением и т.д.

Служба организации международных перевозок (СОМП) обеспечивает обслуживание пассажиров, вылетающих за границу.

Служба организации почтово-грузовых перевозок (СОПГП) обеспечивает сохранность принятого к перевозке груза и почты, а также осуществляет своевременную их отправку и выдачу грузополучателю.

q В обеспечении авиационной безопасности в процессе предполетной подготовки ВС к вылету

должны активно участвовать весь персонал аэропорта (авиакомпании), в том числе служба организации перевозок, которая обязана:

q Не допускать на борт воздушного судна пассажиров с чужими или недействительными билетами и без билетов;

q Не допускать к посадке в воздушное судно пассажиров, отказавшихся от досмотра или не проходящих его;

q Снимать с борта воздушного судна багаж и ручную кладь пассажира, не явившегося на посадку;

q Не допускать на борт воздушного судна пассажиров в нетрезвом состоянии, пассажиров, находящихся под воздействием наркотиков и пассажиров, которым по состоянию здоровья полет противопоказан;

q Не превышать норму предельной коммерческой загрузки и превышения фактической коммерческой загрузки над предельной;

q Не допускать на борт пассажиров с неоформленным багажом и ручной кладью, с запрещенными к воздушной перевозке предметами и веществами;

q Не нарушать схемы передвижения пассажиров, автотранспорта и средств механизации по перрону;

q Соблюдать пропускной режим;

Не допускать посторонних к багажу, как во время его транспортировки, так и в багажном помещении при обработке.

Борт цех обеспечивает бортовым питанием пассажиров и членов экипажей в полете.

Служба бортпроводников обеспечивает организацию обслуживания пассажиров на борту воздушного судна, а также приём и передачу коммерческой загрузки (багаж, почта, груз).

Сменному заместителю начальника аэропорта (СЗНА) подчиняются все начальники оперативных смен служб аэропорта. Главной задачей является контроль за обеспечением выполнения суточного плана полетов.

Для установления взаимодействия всех служб аэропорта, занятых технической и коммерческой подготовкой воздушного судна к вылету должен составляться технологический график подготовки ВС к вылету.

Технологический график подготовки ВС к отправлению (ТГ) и обслуживания их по прибытии в аэропорт.

Технологический график предназначен для:

q Установления технико-обоснованной стоянки воздушного судна в оборотных и промежуточных аэропортах;

q Выбора момента контроля за работой служб при подготовке воздушного судна к вылету;

q Составления в авиапредприятиях пооперационных графиков контроля подготовки воздушных судов к вылету;

q Составления в авиапредприятиях рабочих технологических графиков с учетом конкретных условий работы авиапредприятия.

Технологический график состоит из исходных технологических графиков и таблиц, параметров операций по всем вариантам организации подготовки воздушного судна к вылету в оборотном аэропорту.

Технологический график содержит данные о наименовании исполнителей (спецмашин) и технологической последовательности выполнения операций при подготовке воздушного судна к вылету.

Наиболее удобно для практической работы использовать технологический график в виде таблиц, в которых отражена последовательность основных работ и служб – исполнителей по обслуживанию начальных, конечных, транзитных, оборотных рейсов, начало и конец работы.

Технологический график составляется по главным моментам:

q Время выдачи технической готовности воздушного судна;

q Время, указанное в авиабилете;

В основном пять служб аэропорта участвуют в подготовке воздушного судна к вылету: АТК, ССТ, СГСМ, СОПП, ПДСП.

Все технологические операции контроля подготовки воздушного судна к вылету осуществляет диспетчер группы контроля ПДСП, который фиксирует в графике пооперационного контроля (фактическое время выполненных работ).

Суточный план полетов (СПП). Назначение и содержание суточного плана полетов.

СПП с учетом особенностей производственных задач на предстоящие сутки составляется в ПДСП (АДП) на основании расписания движения ВС, планов-нарядов летных подразделений, предварительных планов полетов (ППЛ) и заявок для выполнения авиационных работ.

Основной задачей планирования является равномерное распределение полетов в течение суток в зависимости от пропускной способности аэропорта (прием и выпуск ВС).

Для составления СПП диспетчер по планированию должен иметь:

План отправлений ВС по центральному и местному расписанию на данный день (выписку из центрального и местного расписания движения по МВЛ);

Планы-наряды летных подразделений ГА и выписка из планов полетов и плановых таблиц других ведомств, базирующихся на аэродроме;

ППЛ КВС других летных подразделений, выполняющих полеты по расписанию и вне расписания;

Предварительные планы полетов (ППП) литерных и подконтрольных рейсов, а также рейсов с переносом вылета на следующие сутки;

Сведения о состоянии и готовности аэродрома первой посадки и запасных к приему и обслуживанию ВС и о наличии ГСМ на аэродроме;

На основании этих данных диспетчер по планированию накануне дня полетов составляет СПП. Подготовленный суточный план утверждает руководитель авиапредприятия. Утвержденный СПП является основным документом и передается в службы аэропорта. Ответственность за рассылку СПП несёт ПДСП.

После составления СПП диспетчер обязан:

Проверить наличие резерва ВС и экипажа;

Дать телеграмму в аэропорт вылета о запрещении или переносе времени прилета на рейсы вне расписания согласно ТС.

СПП представляет собой, план вылета и прилёта ВС российских и иностранных авиакомпаний, а также чартерных рейсов:

литер рейса (буквенный индекс);

компоновка (предельная коммерческая загрузка);

фамилия КВС (его минимум взлета, посадки);

плановое время прибытия;

фактическое время прибытия;

время отправления по расписанию;

плановое время взлета;

фактическое время взлета;

время прибытия в аэропорт первой посадки;

причина задержки по классификатору (виновник задержки аэропорта).

В СПП информация иностранных авиакомпании о количестве экипажа, компановка и бортовой номер ВС не указывается. Принадлежность ВС к авиакомпании на международных рейсах обозначается тремя буквами русского алфавита. Например: АФЛ – AEROFLOT, ИБЕ –IBERIА, АФР – АIR FRАNСЕ.

В СПП указываются все пункты посадки, включая технические, для дозаправки ВС и необходимого технического обслуживания. Для составления сводного (общего) СПП, диспетчер по планированию получает следующую необходимую информацию от заинтересованных служб аэропорта:

план – сводка по пассажирским рейсам;

план- сводка по грузовым рейсам;

план- сводка по чартерным рейсам;

план – сводка по иностранным авиакомпаниям.

Все СПП разделяются на осеннее - зимнюю и весеннее – летнюю навигации.

Тема 1.8. Взаимодействие САБ с правоохранительными, пограничными, таможенными и другими органами исполнительной власти при выполнении задач авиационной безопасности. Координация деятельности по предотвращению АНВ.

1.8.1. Организация взаимодействия.

Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет ГС ГА МТР России во взаимодействии с Федеральной Службой Безопасности, Министерством Внутренних Дел, Министерством Обороны, Министерством Иностранных Дел, Государственным Таможенным Комитетом России.

В вопросах обеспечения авиационной безопасности на воздушном транспорте службы АБ аэропортов взаимодействуют с различными правоохранительными, военными, пограничными, таможенными и другими органами власти. Функции, права и обязанности каждого участника системы обеспечения АБ гражданской авиации России определяется совместным межведомственным нормативным документом.

Версия для слабовидящих

Начиная с 2001 года, положения об управлении безопасностью полетов постепенно включались ИКАО в различные Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации.

В 2016 году Совет ИКАО признавая необходимость в определении взаимосвязи между восемью критическими элементами государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов, поправкой 1 вводит новые и измененные SARPS по СУБП, включая несколько дополнительных пояснительных примечаний, направленные на содействие реализации. Поправка 1 также распространяет применение СУБП на организации, ответственные за конструкцию типа и изготовление двигателей и воздушных винтов, чему способствует упоминание этих организаций в Приложении 8.

Также, поправка 1 обеспечивает повышенные меры защиты данных и информации о безопасности полетов, а также их источников. Один из ключевых элементов поправки – это повышение статуса инструктивного материала, содержавшегося в прежнем дополнении B Приложения 19, до статуса SARPS, которые включены в новое добавление.

В результате принятия поправки 1 опубликовано второе издание Приложения 19. Это издание отражает существенный характер внесенной поправки, что завершает второй этап разработки настоящего Приложения.

Поправка 1 была принята Советом 2 марта 2016 года, вступила в силу 11 июля 2016 года и начала применяться 7 ноября 2019 года.

Приложение 19 устанавливает следующие основные термины:

Безопасность полетов. Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Система управления безопасностью полетов (СУБП). Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

Требования к системе управления безопасностью полетов поставщика услуг

В Российской Федерации системный подход к управлению безопасностью полетов обеспечивается посредством:

  • структуры и функций федеральных органов исполнительной власти;
  • Воздушного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 24.1 который устанавливает, что реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации;
  • Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов , а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 № 1215 (далее – Правила разработки и применения СУБП).

Дальнейшее развитие требований Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил разработки и применения СУБП содержится в следующих федеральных авиационных правилах:

1) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки:

2) Для юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов:

3) Для поставщиков услуг, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов:

4) Для операторов сертифицированных аэродромов гражданской авиации:

требования пунктов 57, 63 и раздела 5.2 пункта 61 Федеральных авиационных правил

5) Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку пилотов гражданских воздушных судов:

6) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих авиационные работы :

7) Для физических и юридических лиц, организующих и выполняющих полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях авиации общего назначения:

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2022 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации


Основным документом, регулирующим организацию обеспечения авиационной безопасности, является Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".[2]

Основной задачей системы защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажа воздушного судна, наземного персонала авиапредприятий и охрана воздушного судна на стоянке в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов национальных и иностранных эксплуатантов, выполняющих внутренние и международные авиаперевозки на территории Российской Федерации.

Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту осуществляют сотрудники САБ, разрабатывающие программу обеспечения авиационной безопасности в соответствии с приложением №17 к Положению №897 о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. При составлении программы учитываются также особенности расположения конкретного аэропорта и объем его деятельности.

Федеральные авиационные правила "требования авиационной безопасности к аэропортам. приказ Минтранса России от 28.11.2005 №142

Организация и обеспечение авиационной безопасности в аэропорту


1) Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

2)Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

3)САБ оснащаются служебным оружием и техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

4)Сотрудники САБ проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

5)Аэропорты должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, содержащие комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.

6) Проекты вновь строящихся или реконструируемых аэропортов должны предусматривать наличие:

-помещений (зон контроля пассажиров) для досмотра пассажиров, ручной клади и багажа, оборудованных техническими средствами досмотра;

-помещений для проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров; гражданский авиация защита охрана

-помещений для досмотра почты, грузов и бортовых запасов;

-помещений для оформления оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета воздушного судна;

-служебных помещений для сотрудников САБ, сотрудников органов внутренних дел;

-помещений для отдыха дежурных смен САБ;

-ограждения аэропортов по периметру.

Организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту

1) Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

2) Территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры и иметь средства принудительной остановки автотранспорта.




3) Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.

4) Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее - контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполетного досмотра.

5) Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму. Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

6) Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.

7) В контролируемой зоне аэропорта не допускается:

-использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

-нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

-курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;

-загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;

-нецелевое использование аэродромной территории.

8) КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.

9) В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

10) В периметровом ограждении территории аэропорта предусматривается необходимое количество запасных выездов, оборудованных запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.




Любое государство, развивая свою систему воздушного транспорта, формирует для ее деятельности правовую и нормативную базу, основанную на общепризнанных международных правовых актах и документах.


  1. Международные правовые акты и документы по авиационной безопасности (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации);

  2. Правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

  3. Нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральной авиационной службой России).

Основополагающим документом нормативно правового обеспечения системы авиационной безопасности является принятый в 1997 году федеральный закон - Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 60-ФЗ от 19.03.97г. Принят Государственной Думой - 19 февраля 1997г. Одобрен Советом Федерации - 5 марта 1997г. Подписан Президентом Российской Федерации - 19 марта 1997г.
Глава 12. Авиационная безопасность.

Статья 83. Авиационная безопасность.

1. Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

2. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

3. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Статья 84. Обеспечение авиационной безопасности

1. Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности

2. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения в воздушное судно посторонних лиц;

3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4) предполетного досмотра;

5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

3. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни и здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

4 Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статья 85. Предполетный и послеполетный досмотр.

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

2. Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной или иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов предполетный досмотр производится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

4 Правила проведения предполетного досмотра устанавливаются федеральными авиационными правилами.

1.4.3. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

По существу - это государственная программа обеспечения гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Авиационная безопасность, так же как и безопасность полетов, определяет уровень безопасности воздушных перевозок и является жизненно важной для функционирования транспортной системы государства.

Система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность гражданской авиации) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действии в отношении гражданской авиации

Основной задачей системы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (авиакомпании) в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации.

Авиационная безопасность гражданской авиации России осуществляется на основе следующих основных принципов:

• создания системы мер авиационной безопасности, обеспечивающих защиту отечественной гражданской авиации и адекватно реагирующей на ухудшение состояния авиационной безопасности, как в России, так и в мире;

• соответствия нормативно-правовой базы функционирования системы авиационной безопасности решаемым задачам в зависимости от их сложности. Приведения в соответствие с Воздушным кодексом РФ действующих нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов ГА и других министерств и ведомств РФ по вопросам обеспечения АБ;

• создания и внедрения современных технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также использования их зарубежных аналогов;

• внедрения в отечественную систему авиационной безопасности Стандартов Рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области авиационной безопасности;

экспертизы строящихся и реконструируемых проектов международных секторов (терминалов) в аэропортах России в соответствии с требованиями ИКАО;

• обеспечения интеграции отечественной авиационной безопасности в мировую систему авиационной безопасности.

1.4.4. Программа обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании).

В соответствии с требованиями Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также в целях обеспечения эффективности мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ каждое авиационное предприятие России должно иметь свою разработанную и утвержденную Программу обеспечения авиационной безопасности.

Программа обеспечения авиационной безопасности разрабатывается администрацией авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта) с учетом местных условий, особенностей производственно-хозяйственной деятельности, согласовывается с территориальным органом ГСГА России и утверждается руководителем авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта)

Утвержденные программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятий должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.

Цель программы.

Цель и основная задача программы - обеспечить безопасность, регулярность и эффективность работы авиапредприятия путем разработки и внедрения мер необходимой защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ), направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала, воздушных судов, охраны аэропорта и расположенных на нем объектов в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.

Это достигается за счет осуществления комплекса мер и привлечения различных людских и материальных ресурсов авиапредприятия, его эксплуатантов и арендаторов.

Применение программы.

Назначение программы - разработка и осуществление необходимых процедур и мероприятий по обеспечению мер авиационной безопасности аэропорта /авиакомпании/ при осуществлении его производственной деятельности, а также при взаимодействии с заинтересованными службами эксплуатантов и арендаторов, базирующихся на его территории, другими аэропортами, эксплуатантами гражданской авиации, различными организациями и ведомствами.

Сфера применения - выполнение требований, мер авиационной безопасности обязательно для всех сотрудников аэропорта, а также физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта /авиакомпании/.

Установленные (описываемые) в данной программе меры авиационной безопасности (Нормы, правила и процедуры) обязательно касаются:

действий всех сотрудников данного аэропорта, действий сотрудников авиакомпании, пользующейся услугами данного аэропорта;

каждого физического и юридического лица, находящегося в охранной (контролируемой) зоне данного аэропорта или входящего в нее.

Программа безопасности содержит информацию ограниченного распространения. Распространение программы или раскрытие ее содержания ограничено полномочными сотрудниками аэропорта (авиакомпании), штатом ГСГА России и другими лицами, которые по роду работы должны быть ознакомлены с ней.

Запросы на такую информацию от других лиц должны направляться в полномочные органы авиационной безопасности территориальных управлений Федеральной авиационной службы России.

В зависимости от статуса и организационной структуры авиапредприятия, объемов его авиаперевозок Программа обеспечения авиационной безопасности может быть различной по объему изложения принятой системы безопасности, но обязательно должна иметь в своем содержании определенные разделы, в которых должны быть описаны принятые меры и процедуры обеспечения авиационной безопасности.
Структурная схема программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

1. Общие положения.

В данном разделе раскрывается цель программы, ее назначение, сфера и конфиденциальность применения.

2. Нормативно-правовые и другие документы, регламентирующие выполнение требований Программы.

В данном разделе приводится перечень действующих законодательных актов, федеральных и отраслевых руководящих документов Российской Федерации, в соответствии с требованиями которых разработана программа обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

3. Организация обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятии.

В данном разделе Программы описывается:

• деятельность авиапредприятия (статус, виды авиационных перевозок, типы эксплуатируемых воздушных судов, категории авиалиний, объемы пассажирских перевозок и т. д.), а также приводится перечень взаимодействующих организации и их ответственность за соблюдение мер авиационной безопасности на основе взаимных договоров (соглашений)

• приводится перечень полномочных органов Российской Федерации и их обязанности в обеспечении авиационной безопасности с указанием необходимых данных и каналов связи.

• указываются другие учреждения, ведомства и органы (иммиграционные службы, местные медицинские и почтовые органы, эксплуатанты и арендаторы авиапредприятия и др.), заинтересованные в обеспечении авиационной безопасности, их конкретные функции в обеспечении АБ, адреса, должностные лица и каналы связи.

• описываются необходимые вопросы по организации службы авиационной безопасности.
4. Координация действий, информационное обеспечение и связь. В данном разделе описывается:

• наличие, состав и деятельность аэропортовой комиссии по АБ, каналы связи с ее членами.

• порядок получения и распространения информации по вопросам АБ, в том числе со средствами массовой информации.

• установленная система (процедура) оповещения и связи.
5. Меры обеспечения безопасности авиапредприятия.

5.1. Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятых мер обеспечения безопасности сооружений и наземных средств авиапредприятия, а именно:

• установление зон ограниченного доступа,

• организация охраны зон ограниченного доступа,

• принятие системы контроля доступа в зоны авиапредприятия лиц и транспортных средств, а также контроля за их перемещением внутри этих зон.

5.2. Обеспечение безопасности воздушных судов.

В данном разделе программы должны быть описаны принятые меры и процедуры защиты воздушных судов на земле, их досмотр и обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов в полете, а также установленная система контроля и ответственность соответствующих должностных лиц.
6. Осуществление контроля лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, в целях безопасности.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятой системы и технологии производства досмотра всех лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, а именно:

• наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра;

• состав и квалификация персонала, осуществляющего досмотр, описание применяемой технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади, досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала, мер в отношении пассажиров отдельных категорий, досмотра багажа, грузов, почты и бортовых запасов, мер разрешаемого провоза оружия и боеприпасов.

• принятый порядок допуска членов экипажей ВС и авиаперсонала в контролируемые зоны, систему выдачи пропусков.

• использование технических средств досмотра и контроля багажа, груза, почты и бортовых запасов;

• процедуры доставки досмотренного багажа, груза, почты, бортовых запасов на борт ВС; установленный порядок провоза оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

7. Применяемое оборудование для обеспечения АБ авиапредприятия.

В данном разделе программы приводится описание применяемого оборудования (технических средств) для обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия:

• использование инженерно-технических средств охраны;

• использование технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажа и наземного персонала;

• использование устройств для обнаружения взрывчатых веществ, служебных собак и других средств.

• эксплуатация и техническое обслуживание средств обеспечения авиационной безопасности.

8. Ответные действия в связи с актами незаконного вмешательства (меры по урегулированию кризисных ситуаций).

В данном разделе программы приводится описание планов авиапредприятия на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, меры по урегулированию чрезвычайных ситуации, связанных с актами незаконного вмешательства (АНВ) и руководство действиями в этих ситуациях:

• действия и процедуры в случаях совершения АНВ;

• организация и деятельность оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций.
9. Обучение персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности. В данном разделе программы приводится описание принятой системы подготовки (обучения) персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности:

• наличие Программ обучения для различных категорий авиаперсонала мерам АБ;

• наличие ресурсов и учебной базы для обучения;

• принятая система отбора, обучения и переподготовки авиаперсонала.
10. Контроль и анализ мер авиационной безопасности авиапредприятия. В данном разделе программы приводится описание принятой системы контроля, анализа и оценки эффективности программы безопасности в целях установления правильности соблюдения условий и положений утвержденной программы, а также выявления уязвимости авиапредприятия по отношению к актам незаконного вмешательства и последующей корректировки программы для обеспечения её действенности и адекватности уровням угрозы.
11. Приложения к Программе.


  • Перечень нормативно-правовых и руководящих документов, регламентирующих выполнение требований Программы (источники нормативных положений);

  • Положение о службе авиационной безопасности авиапредприятия;

  • Схема организационной структуры органов, обеспечивающих авиационную безопасность авиапредприятия (аэропортовая комиссия, администрация и службы аэропорта, служба авиационной безопасности), с указанием подчиненности и взаимодействующих связей;

  • Положение об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, ее персональный состав и средства связи;

  • Карта аэропорта и прилегающей местности;

  • Схема территории аэропорта и расположенных на ней и вне ее объектов с указанием контролируемых зон (зон ограниченного доступа);

  • Схема организации охраны воздушных судов и объектов;

  • Планы авиапредприятия на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства;

  • Программы обучения различных категорий персонала;

  • Другая документация и информация, необходимая для осуществления Программы авиационной безопасности.

Программы обеспечения авиационной безопасности являются конфиденциальными документами с установленным уровнем конфиденциальности.

Программа авиационной безопасности доводится до всех должностных лиц, организаций и подразделений, принимающих участие в ее реализации. Для конкретных исполнителей руководителями подразделений и служб разрабатываются инструкции-памятки действий в различных ситуациях обстановки.

Читайте также: