Что является основной целью опроса граждан в ходе досмотра в профайлинге на транспорте

Обновлено: 07.07.2024

Технология применения профайлинга при организации досмотра:
• установить с пассажиром контакт ( Рапорт)
• Анализ внешности, поведения, одежды и т.д.
• Проверка документов
• Беседа с пассажиром.(Она проводится с целью обнаружения и (или) опровержения подозрительных признаков, выявленных на предыдущих этапах проверки пассажира.)

Файлы: 1 файл

Презентация Диплома.pptx

Научный руководитель: к.т.н., Мерзликин И.Н.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

Основная цель - определение содержания государственной политики в области обеспечения ТБ, программы её реализации и формирование, и приведение в действие механизма её исполнения

Уровень транспортной безопасности – количественные показатели аварийности и ущерба по видам транспортной деятельности, а также характеристика степени угроз транспортной безопасности в транспортной системе РФ

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

    • нормативное правовое регулирование;
    • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
    • оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
    • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
    • разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
    • разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
    • подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
    • осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

    информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности

      • Профайлинг -в основном считается, что данное слово произошло от английского слова profile (профиль) и относится к профессиональной терминологии.

      Признак — это специфическая черта, свойство предмета (или явления), позволяющие выделить и распознать его среди других возможно похожих объектов. Каждый предмет имеет множество разнообразных признаков. Криминально-террористическое поведение (наличие противоправного намерения) также имеет определенный набор признаков, которые выделяют его среди прочих явлений. Выделяются позитивные и негативные признаки, указывающие на степень потенциальной опасности субъекта — пассажира, посетителя (рис.1).

      Неопасный пассажир (посетитель) — лицо, не представляющее угрозы для рейса с точки зрения выявления негативных признаков во внешности, поведении и перевозочных документах

      Потенциально опасный пассажир (посетитель) — лицо, у которого зафиксированные подозрительные признаки получили негативное (угрожающее) подтверждение.

      Существующие и активно используемые средства защиты ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов и веществ, фальшивых документов; при этом данные технологии не позволяют выявить противоправные намерения. Однако для решения этого вопроса предпринимаются попытки создания технологий, позволяющих идентифицировать противоправные намерения с помощью анализа психофизиологических реакций человека

      Почему же так необходим профайлинг?

      Профайлинг не предполагает отказа от применения различных технических средств по досмотру пассажира, его багажа и ручной клади. Все имеющиеся способы защиты от террористических актов можно успешно сочетать с применением технологии профайлинга.

      Какую роль играют эмоции в профайлинге:

      Определение эмоций из психологического словаря (1990):

      Технология применения профайлинга при организации досмотра:

      • установить с пассажиром контакт ( Рапорт)

      • Анализ внешности, поведения, одежды и т.д.

      • Беседа с пассажиром.(Она проводится с целью обнаружения и (или) опровержения подозрительных признаков, выявленных на предыдущих этапах проверки пассажира.)

      Профайлинг — это система, гибко реагирующая на социально-политические изменения и соответственно на характер угрозы, что дает основание рассматривать данную концепцию как методологический подход к организации превентивной защиты объектов и территорий от противоправных действий, в том числе от терроризма.

      Внедрение профайлинга должно способствовать повышению общего уровня безопасности, так как состояние защищенности повышается за счет применения разносторонних подходов и технологий по предупреждению актов незаконного вмешательства, проведения ряда практических мероприятий, охватывающих различные аспекты выявления признаков подготовки противоправных действий.

      И спользование современных методов выявления и предотвращения преступлений часто помогает избежать серьезных терактов, в особенности на транспорте. Профайлинг в сфере безопасности является инструментом, который помогает и выявлять субъектов, несущих потенциальный риск, и находить преступника, используя его психологический профиль. В первом случае опрос по стандартной методике и оценка невербальных признаков помогают выявить наличие противоправных намерений. Во втором специалист по особенностям совершения преступления составляет психологический профиль нарушителя, который позволяет сузить круг подозреваемых.

      Суть профайлинга

      Технология выявления субъектов, задумавших преступление, с использованием вопросного скрипта и невербальных методов диагностики впервые вышла на мировую арену в 70-х годах ХХ века. Началось ее внедрение в одной из израильских авиакомпаний. Сотрудники служб транспортной безопасности проводили опросы, позволяющие выявить наличие противоправных намерений, проблемы, связанные с присутствием в багаже запрещенных объектов. В дальнейшем участие в разработке технологии приняли специалисты академии ФБР в США и профессиональные психологи. Сейчас становится ясно, что формальные контрольные мероприятия с использованием досмотровой техники и иных инструментов обнаружения зон риска (рамок, металлоискателей, служебных собак) полностью не закрывают поставленные задачи. Эти технологии позволяют:

      • обнаружить потенциально опасные предметы и вещества;
      • найти отдельные документы;
      • установить наличие оружия или взрывчатки.

      Но с их помощью нельзя обнаружить противоправные намерения. Сейчас к технологии профайлинга в безопасности добавляются методы, которые помогают выявлять такие намерения, опираясь на анализ психофизиологических реакций человека. Среди этих разработок:

      Весь этот комплекс технических приемов и методов может быть использован в работе правоохранительных органов как при допросе подозреваемого, так и при опросе потенциально опасного субъекта.

      Обучение профайлингу

      Специалисты, желающие самостоятельно совершенствоваться в этом направлении, могут работать как с российскими учебниками, так и с большим количеством зарубежных материалов. Даже использование методики психологических паттернов поведения, которую активно внедряла израильская компания, несмотря на то, что ее характеризуют как тип психологического тестирования, станет основой для обучения технологии.

      • специалисты начинают пристально наблюдать и анализировать окружающую обстановку;
      • они уделяют больше внимания мотивам и особенностям поведения людей;
      • профессионалы более активно начинают искать подозрительные признаки;
      • у них лучше получается устанавливать неочевидные причинно-следственные связи;
      • у них появляется умение нестандартно подходить к решению возникающих задач.

      Курс, преподаваемый в российских университетах, помимо обучения умению вести опросы и анализировать поведение в целях расширения доступного сотруднику оперативного подразделения инструментария, включает и разделы, имеющие более широкое применение. Среди них:

      • получение путем самостоятельной работы и взаимодействия с коллегами и помощниками оперативной информации, ее последующий глубокий анализ и принятие оперативных решений;
      • навыки и способы оперативно-поисковых действий в местах массового скопления граждан;
      • взаимодействие сотрудников, обеспечивающих безопасность на транспорте, с иными службами, например, с органами ФСБ, транспортной прокуратуры, ФСПП;
      • использование технических средств для нахождения потенциально опасных объектов, принятие решения о способах их проверки или обезвреживания;
      • навыки работы со служебными собаками.

      Внедрение профайлинга в деятельность правоохранительных органов

      Наиболее часто технологии профайлинга используются, как и было задумано изначально, в деятельности правоохранительных органов. Так, согласно нормам закона о транспортной безопасности, одной из основных задач обеспечения безопасности на транспорте является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства. И здесь поможет применяемая специалистами технология проведения опросов. Недостатками большинства современных технологий, которые могли бы быть применены службами авиационной безопасности для диагностики и выявления потенциально опасных субъектов, с учетом особенности работы объектов транспортной инфраструктуры становятся:

      • ограниченное время, которое есть у сотрудника транспортной безопасности для проверки одного пассажира. В инструкциях и внутренних методиках аэропортов в целях исключения задержки рейсов начало и окончание предполетного досмотра определяются технологическим графиком;
      • цена современного высокотехнологичного оборудования. Иногда оно бывает недоступно не только по стоимости, но и из-за невозможности его экспорта в Россию в результате санкций или запрета на его использование службами по технологическому надзору;
      • требования к квалификации персонала, который может работать с ним.

      В итоге приходится признать, что только обученный человек способен за короткое время считать особенности и изменение поведения другого человека и принять оперативное решение. Все это говорит о необходимости широкого внедрения технологии профайлинга на транспорте.

      Впервые серьезное внимание на технологию профайлинга в стране было обращено после ряда террористических актов на транспорте, произошедших в 2004 году. Тогда руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта своим распоряжением прямо указал на необходимость ввести отряды лиц, имеющих компетенции в сфере профайлинга, в состав служб авиационной безопасности. Расходы по решению этой задачи были возложены на владельцев объектов инфраструктуры. До того профайлинг уже применялся в крупных аэропортах (Шереметьево, Домодедово, Пулково) и внедрялся решением их руководства. После рекомендаций Федеральной службы группы профайлинга появились в большинстве аэропортов страны, в первую очередь на международных рейсах. Востребованная в Евросоюзе, США и Израиле технология оказалась применима и в России.

      Специалисты используют технологию профайлинга в безопасности не только в целях выявления преступника или опасного субъекта в сплошном потоке пассажиров. Изучая место преступления, оставленные следы, анализируя метод работы правонарушителя, они могут с очень большой долей вероятности определить его возраст, расу, семейный и социальный статус, рабочий график. С чуть меньшей, но вполне используемой в работе долей вероятности получается назвать его привычки, стиль общения, навыки социального взаимодействия. Анализируя особенности поведения человека, можно предсказать потенциальную вероятность совершения очередного преступления, определить его место, время и жертв.

      Частные консультанты на службе МВД

      Иногда органы полиции готовы пригласить штатских специалистов по профайлингу в качестве консультантов при раскрытии сложных преступлений и предотвращении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, в целях защиты безопасности. Консультирующие специалисты читают лекции студентам вузов МВД и проводят изучение отдельных преступлений, но не в личном контакте с человеком, а работая с видеозаписями. С процессуальной точки зрения такая аналитика рассматривается как экспертное заключение, оно может как использоваться в материалах дела и в качестве доказательств в суде, так и стать основой для моделирования действий следователя. Так, в судебных делах можно встретить указание на то, что было приобщено заключение специалиста, согласно которому в отношении обвиняемого было проведено комплексное психофизическое исследование с применением полиграфа. Из выводов эксперта следует, что по итогам психологического интервью и профайлинга констатируется: исследуемый субъект рассказывает все правдиво.

      Суд, со своей стороны, вправе:

      • отклонить экспертное заключение;
      • выяснить все, интересующее его, про методы исследования и принять обоснованное решение;
      • вынести свое решение на основе заключения.

      Технологии работы профайлеров

      Интересно проанализировать, каким комплексом средств пользуются сотрудники правоохранительных органов и частных компаний при работе с применением методов профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры и в других сферах деятельности. Отечественная криминалистика под профайлингом понимает сочетание:

      • комплекса методов оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа внешности, багажа и элементов поведения, носящих наиболее информативный характер. В инструкциях транспортной полиции указывается, что сотрудникам рекомендуется обращать внимание на такие особенности поведения пассажиров, как повышенная нервозность, обеспокоенность, суетливость. В случае выявления таких признаков при первичном контакте необходимо проводить психологический опрос пассажира для определения степени его потенциальной опасности;
      • технологии наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально опасных лиц на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах).

      В своей работе профайлер, обнаружив ситуацию, находящуюся в потенциальной зоне риска и носящую характер угрозы безопасности пассажиров или объектов инфраструктуры, обязан предпринять следующие шаги:

      • проанализировать в полном объеме ситуацию, в которой могут реализовываться противоправные намерения, потенциальную возможность совершения преступления в конкретных условиях;
      • изучить условия, присутствующие в оперативной обстановке, помещении, особенности функционирования субъектов, которые могут способствовать совершению противоправного действия или располагающие к данной ситуации;
      • выявить допустимые в конкретных условиях пути и способы реализации криминальных намерений, как террористических, так и носящих иной характер.

      На основе сделанных выводов профайлер обязан принять меры оперативного реагирования различного характера – от досмотра пассажира до вызова сотрудников более высокого уровня.

      Применение профайлинга на различных этапах обеспечения безопасности

      Технология активно развивается, и специалисты рассматривают ее в качестве одного из столпов транспортной безопасности. Возможность оперативного считывания информации, основанная на развитой наблюдательности и многолетнем опыте работы с различным контингентом пассажиров и иных лиц, позволяет решать задачи:

      • предварительного контакта, в рамках которого собеседника относят к той или иной социальной группе, определяют степень его агрессивности или настороженности, потенциальной опасности;
      • проведения опроса, в котором по стандартной методике проверяются сделанные ранее предположения, отсекаются неверные гипотезы и подтверждаются факты, ложащиеся в основу верных предположений;
      • определения степени вероятности причастности пассажира к потенциальному нарушению;
      • принятия оперативного решения;
      • на стадии расследования заметки, сделанные в результате предварительного опроса, иногда помогают более успешно вычислить предполагаемого преступника.

      Вся деятельность должна проводиться под контролем непосредственных руководителей, каждый вывод должен проверяться. Иногда сам факт применения в отношении человека методов профайлинга или детектора лжи становится основанием для предъявления в суд иска о возмещении морального вреда, причиненного путем умаления деловой репутации или постановки некорректных вопросов.

      Профайлинг в сфере безопасности занял достойное место среди методов ее обеспечения. Нельзя преувеличивать и преуменьшать его значение, главное – обращать внимание на допустимость и применимость доказательств, принятых с использованием этого метода в уголовном процессе, и на обоснованность принимаемых оперативных решений.

      Очень часто люди, которые достаточно редко пользуются услугами авиационного транспорта (например, раз в год вылетая за границу в жаркую страну во время отпуска), обеспокоены своей безопасностью. Но не только они подвержены подобным страхам. Зачастую, даже те, кто регулярно совершают полеты, задумываются о своей безопасности, хотя их страхи кажутся меньше. Почему многие люди обеспокоены своей безопасностью, казалось бы, даже в век высоких технологий, когда системы безопасности наиболее развиты? Причиной тому является мировой терроризм – внезапный, вездесущий и беспощадный. Иными словами, никто не застрахован от таких ситуаций, каждый из нас случайно может оказаться не в том месте, не в то время.

      Такая напряженная общественно-политическая обстановка заставляет Службы Авиационной Безопасности (далее – САБ) внедрять в свою работу новые методики и разработки, способные повысить уровень безопасности граждан. Внедряются комплексные системы безопасности по предотвращению актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) и других противоправных действий, направленных против гражданской авиации на стратегически важных объектах.

      Как отмечалось ранее, мы живем в век высоких технологий, которые, казалось бы, в состоянии поддерживать уровень безопасности на должном уровне. Но, тем не менее, даже сейчас мы не можем быть защищены на 100% от угрозы терроризма. Это вовсе не означает, что мы не можем повысить уровень защищенности наших граждан на объектах гражданской авиации. Именно поэтому, наряду с уже существующими технологиями и методиками, которые обеспечивают нашу с вами безопасность, необходимо прибегать к постоянному использованию альтернативных вариантов по выявлению признаков лиц, готовящихся совершить АНВ. Одним из перспективных подходов к этой проблеме является внедрение в работу служб безопасности и правоохранительных органов технологии профайлинга, который применяется западными службами безопасности более 30 лет и постепенно становится востребованным в России и странах ближнего зарубежья.

      Авиационный профайлинг – направление профайлинга, цель которого – выявление по невербальным признакам пассажиров, имеющих намерение совершить террористический акт на борту воздушного судна, в здании аэропорта, выявление признаков скрыто-носимого оружия и взрывчатки; пассажиров, способных в силу своих психологических особенностей, совершить правонарушение либо хулиганские действия.

      На сегодняшний день, когда угроза терроризма наиболее высока, технология профайлинга на транспорте все активнее используется в сфере авиационной безопасности. От эффективности выявления лиц, собирающихся совершить то или иное противоправное деяние на объектах авиационной инфраструктуры, зависит безопасность огромного количества людей.

      Практика показывает, что применение традиционных методов обеспечения безопасности не только в международных, но также и в региональных аэропортах, недостаточна. Формальные контрольные мероприятия и применение досмотровой техники необходимо, но они не могут полностью предотвратить террористический акт. Вспомните, например, терракт в международном аэропорту Домодедово 24 января 2011 года, который совершил террорист-смертник.

      В данный момент средства обеспечения безопасности, которые существуют и активно используются, в большинстве своем предназначены для обнаружения опасных предметов и веществ. Но недостаток этих средств заключается в том, что они не позволяют выявить противоправные намерения. Чтобы решить данную проблему и компенсировать этот недостаток, предпринимаются разного рода попытки по созданию технологий, позволяющих со временем идентифицировать противоправные намерения, которые человек готовится совершить, с помощью анализа психофизиологических реакций человека.

      В связи с этим сотрудники САБ, обеспечивающие безопасность граждан в аэропортах, для повышения качества безопасности должны овладеть методикой профайлинга, научиться ее применять и уметь проводить опросную беседу, чтобы на должном уровне обеспечивать безопасность граждан на всей территории какого-либо аэропорта или объекта гражданской авиации.

      Авиационный профайлинг носит оперативный характер. Он реализуется за максимально короткий промежуток времени по причине постоянного пассажиропотока. Как правило, такой профайлинг сводится к отнесению того или иного пассажира к определенной группе (типу): потенциально неопасные пассажиры или потенциально опасные пассажиры. Именно последняя группа пассажиров должна привлекать особое внимание, потому что именно пассажиры, отнесенные к данной группе, способны совершить разного рода АНВ.

      Потенциально опасные пассажиры также подразделяются на две подгруппы: подозрительные и критически подозрительные. К сожалению, границы между данными подгруппами зачастую размыты по причине того, что нет четких критериев, по которым того или иного пассажира можно было бы отнести в одну из этих групп.

      Также сотрудникам САБ важно соотносить внешние проявления человека с ситуацией, в которой он находится (контекст всегда важен). Например, в теплую или жаркую погоду человек одет в пальто или пуховую куртку. Данное несоответствие называется неконгруэнтностью. Подобное несоответствие должно привлечь внимание сотрудников безопасности. Это серьезный повод для проведения опросной беседы, ведь под курткой человек может скрывать оружие или, еще хуже, бомбу.

      Необходимо понимать, что несоответствие может проявляться не только в одежде, но еще и в данных паспорта, билета и визы. Также несоответствие может наблюдаться в ситуации, когда человек не может сообщить значимую информацию о тех людях, с которыми он отправляется в поездку. Маршрут, не соответствующий логике, тоже может выдать человека, носящего преступные замыслы. И здесь следует отметить, что подозрительные признаки проверяются, исходя из личных убеждений сотрудника-профайлера.

      К критическим признакам, которые могут выдать человека, задумавшего совершить АНВ, следует отнести: перекос одежды; выпуклость одежды в тем местах, где человек может прятать оружие; наличие одежды, скрывающей контур фигуры; хождение по помещению и тщательное осматривание его; непроизвольный контроль оружия или пояса смертника (шахида); наличие скрыто-носимого оружия на теле (которое не задекларировано и скрывается); невразумительные ответы на вопросы по деталям одежды, содержимого багажа, документов и сопровождающих лиц, а также подделку документов.

      Методику профилирования с целью повышения эффективности обеспечения безопасности в аэропортах можно представить в виде нескольких этапов, каждый из которых следует друг за другом:

      1. Наблюдение за пассажиропотоком;
      2. Выявление лиц, относящихся к потенциально опасным пассажирам;
      3. Проверка личных документов;
      4. Проведение общей опросной беседы;
      5. Проведение опросной беседы, касающейся подозрительных признаков;
      6. Заключительная оценка.

      Наиболее эффективно методику профайлинга применять на таких секторах территории аэропорта, как пункты досмотра при входе в аэропорт, стойка регистрации и зона таможенного контроля.

      Темы опросной беседы могут быть следующими: цель поездки; опрос по багажу; опрос по подозрительным признакам; опрос по наличию оружия; опрос по визе; опрос по криминальному прошлому.

      Таким образом, грамотное применение навыка наблюдательности, классифицирование пассажира по признаку потенциальной опасности и применение алгоритма проведения опросной беседы позволит сотрудникам САБ реализовать на практике методику профайлинга, снизив до минимума возможность совершения АНВ в аэропортах. Как упоминалось выше, профайлинг значим именно в рамках превентивных мер, так как данная методика содействует первоначальному выявлению характерных признаков планируемого АНВ.

      Бесспорно, методика профайлинга, зародившаяся на Западе для обеспечения авиационной безопасности, может успешно применяться в России, это направление становится популярным и в нашей стране. Вообще, профайлинг может быть успешно адаптирован к специфическим условиям любой страны.

      Взяв из профайлинга методологический подход к проблеме, проверенные на практике критерии оценки пассажиров и посетителей, соединив их с опытом работы сотрудников САБ и правоохранительных органов, можно выработать эффективный метод, обеспечивающий недопущения АНВ. Мы уверены, что со временем профайлинг станет одной из ведущих технологий в сфере защиты граждан от АНВ в сфере мировой авиации.

      Владлен Статный. Михаил Потемкин
      Международная Академия исследования лжи

      Читайте также: